Государственная измена; шпионаж; разглашение государственной тайны


Государственная измена; шпионаж; разглашение государственной тайны

1. Государственная измена. Объект

– внешняя безопасность РФ.

Объективная сторона:

Государственная тайна

– защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, разглашение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Шпионаж

выражается в передаче, собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Выдача государственной тайны

– передача иностранному государству сведений, которыми обладает виновный.

Иное оказание помощи

– действия, объективно способствующие враждебной деятельности иностранных государств, иностранных организаций или их представителей против РФ.

Окончено

с момента совершения действий независимо от наступивших последствий.

Субъективная сторона

– прямой умысел.
Субъект
специальный – гражданин РФ (с 16 лет).

2. Шпионаж. Объект

– внешняя безопасность РФ.

Объективная сторона:

Передача сведений

– сообщение сведений любым способом иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Собирание сведений

– получение этих сведений различными способами (путем личного наблюдения, фотографирования секретных объектов, использования звукозаписи, приобретения за деньги и др.).

Похищение сведений

– выкрадывание сведений путем изъятия документов, предметов, аудио– и фотоматериалов, компьютерных дискет.

Хранение сведений

– обеспечение сохранности сведений, являющихся предметом шпионажа.

Окончено

с момента совершения любого из действий.

Субъективная сторона

– прямой умысел.

Цель

– для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Субъект

специальный – иностранный гражданин или лицо без гражданства (с 16 лет).

3. Разглашение государственной тайны. Объект

– внешняя и экономическая безопасность РФ.
Предмет
– сведения, составляющие государственную тайну.
Объективная сторона
– разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Разглашение государственной тайны

– сообщение постороннему лицу сведений, составляющих государственную тайну, любым способом (устно, письменно, путем обнародования) или непринятие мер по обеспечению сохранности государственной тайны.

Субъект

специальный – лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (с 16 лет).

Генпрокуратура России напомнила о госизмене в связи с событиями на Украине — что это значит

— То есть если я, узнав о том, что кто-то погиб, сообщаю об этом, допустим, родственникам погибшего, а это слышит и фиксирует третье лицо, я преступник?

— Здесь тоже непонятно. У нас законодательство о государственной тайне и законодательство, которое предусматривает ответственность за сбор гостайны, крайне размыто. Непонятно, что детально засекречивает указ президента. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, сами по себе секретны. До сих пор мы не можем понять, являются ли такой информацией сведения об одном убитом или всё-таки тайну составляют какие-то статистические данные о количестве погибших в конкретной воинской части в ходе проведения специальных операций. На этот вопрос ввиду секретности нашего законодательства ответить невозможно. Мы пытались оспорить этот указ в Верховном суде. Нам было отказано. На вопрос, который мы сейчас обсуждаем, нам ни представители Генпрокуратуры, ни представители Администрации президента России в суде ответить не смогли. — Если мне, журналисту или эксперту и т.п., звонит иностранный журналист или эксперт и спрашивает мое мнение, я чем рискую?

— У нас есть дело Ивана Сафронова. Журналист, который занимался темами, связанными с Министерством обороны. Это очень известное дело. Иван до сих пор находится в СИЗО (с июля 2022 года по обвинению в госизмене
. — Прим. ред.
). Фактически его привлекают к ответственности за разговоры с его коллегами.
— Я звоню брату в Херсон и говорю ему, что его брат из условного Пскова сейчас находится на окраинах Херсона в составе войск РФ, что он может ему помахать рукой в окно. Является ли это госизменой?
— Опять же. Ввиду того, что мы с вами не знаем, что именно у нас является государственной тайной, мы не можем точно утверждать, является ли это действие государственной изменой или не является. Но, конечно же, будут вопросы о том, как вы узнали эту информацию. И далее вопросы, которые будут важны для квалификации, чем занимается ваш брат, кому он может передать эту информацию.
— Доказательство в вышеописанных случаях — это что? Переписка, биллинг, что-то еще?
— В принципе, в этих делах в качестве доказательства используются любые данные, которые подтверждают факт передачи каких-либо сведений. СМС-сообщения, переписка в мессенджере, прослушка телефонных разговоров, показания свидетелей, которые были рядом, записи с видеокамер в кафе. Всё это бывает доказательствами.
— Является ли само предупреждение Генпрокуратуры законным в условиях, когда де-юре в России не введен особый режим? Насколько мы понимаем, после 24 февраля в России не вводился ни режим военного времени, ни режим чрезвычайной ситуации на уровне всей страны.
— Текст предупреждения от Генпрокуратуры на 90 % состоит из цитат из Уголовного кодекса РФ. Цитировать наш кодекс, естественно, законно. Важно понимать, что эта норма действует не только с 24 февраля 2022 года. Она действует с конца 2012 года. Эта норма применяется вне зависимости от того, введено ли в стране военное положение или какой-то другой специальный режим.

Понятие и виды шпионажа

Под шпионажем понимают противозаконный сбор информации об иностранном государстве и передачу её третьим заинтересованным лицам.

Шпионаж осуществляет специально обученное лицо – шпион. Данная деятельность предполагает сложную работу под прикрытием и сопряжена с многочисленными рисками.

Выделяют несколько видов шпионажа:

  • экономический (промышленный) – сбор и передача сведений об экономических планах, показателях страны;
  • политический – сбор информации о политических кулуарных решениях, а также о личной жизни каких-либо политических лидеров;
  • военный – тайная разведывательная деятельность в войсках или тылу противника во время вооруженных конфликтов.

Уголовная ответственность за государственную измену

Статья о государственной измене предусматривает одно из самых строгих наказаний в российском уголовном праве. За это преступление виновным грозит от 12 до 20 лет тюрьмы.

Также суд может обязать выплатить штраф на сумму до полумиллиона рублей или в размере трёхлетнего дохода.

Ещё одной дополнительной мерой ответственности является ограничение свободы на два года после отбытия срока заключения.

Важный аспект ответственности за госизмену заключается в том, что для наказания виновного необязательно, чтобы его действия причинили ущерб государству. Достаточно того, что ущерб мог быть причинён.

Какие действия считаются госизменой

Как избежать наказания?

Российское законодательство позволяет избежать наказания за государственную измену. Это возможно при следующих условиях:

  • Виновный добровольно сообщил о совершении данного преступления.
  • Он помогает минимизировать ущерб и свести к минимуму последствия собственных незаконных действий. Как это сделать в законе не сказано, но процесс помощи следствию будет регулироваться указаниями сотрудников ФСБ.

Нужно учитывать, что эти условия позволяют избежать ответственности за госизмену только при условии, что ей не сопутствовало совершение иных преступлений. Иначе виновный будет отвечать не только по 275 статье УК РФ. Например, убив человека ради получения секретных документов, придётся отвечать за убийство без возможности избежать наказания.

Судебная практика по делам о госизмене нередко включает факты использования положений статьи 64 УК РФ, позволяющих смягчить наказание.

Особенности военного шпионажа

Международное гуманитарное право устанавливает права лиц, осуществляющих военный шпионаж – лазутчиков (ст. 29 IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

В соответствии со ст. 46 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции 1949 г., они не являются комбатантами (лицами, входящими в состав вооруженных сил) и не приобретают статуса военнопленных, то есть не пользуются защитой норм международного права. Согласно ст. 30 IV Гаагской конвенции, пойманный шпион не может быть наказан без предварительного суда.

Следует отличать военных шпионов от разведчиков. Лазутчики носят военную форму государства-противника, они работают под прикрытием. В то время как сотрудники органов внешней разведки являются военнослужащими кадрового состава, их деятельность строго регламентирована и подчинена национальному законодательству (Федеральный закон от 10.01.1996 “О внешней разведке”).

Отличия шпионажа от государственной измены

Следует отличать шпионаж от государственной измены, ответственность за которую предусмотрена ст. 275 УК РФ. Оба преступления направлены против основ конституционного строя и безопасности государства, а их объективная сторона представляет собой одни и те же действия. Сама же государственная измена определяется законодателем через понятие “шпионаж”. Основное отличие заключается в субъекте преступления:

  • шпионаж – иностранные лица и лица без гражданства;
  • государственная измена – граждане Российский Федерации.

Текст книги «Государственная измена и шпионаж. Уголовно-правовое и криминологическое исследование»

Глава 8 Соучастие в государственной измене и шпионаже. прикосновенность к этим преступлениям

§ 1. Исполнитель государственной измены и шпионажа. соисполнители
В статье 32 УК РФ разъясняется:

«Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления

».

Умышленное совместное участие двух или более лиц имеет место и при совершении государственной измены (статья 275 УК РФ) во всех ее формах и шпионажа, предусмотренного статьей 276 УК РФ. Однако следует иметь в виду, что проблема соучастия при совершении государственной измены и шпионажа должна решаться с учетом следующих особенностей этих преступлений.

Во-первых, оба деяния являются преступлениями со специальными субъектами. Субъектами государственной измены выступают граждане Российской Федерации, субъектами шпионажа, предусмотренного статьей 276 УК РФ, – иностранные граждане и лица без гражданства. Соответственно исполнителем государственной измены может быть только российский гражданин, исполнителем преступления, предусмотренного статьей 276 УК РФ, – лишь иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Во-вторых, составы и государственной измены, и шпионажа (статья 276 УК РФ) предполагают наличие преступного сговора субъекта с представителями иностранного «адресата». Иногда такой сговор предшествует конкретным действиям виновного по оказанию помощи «адресату» в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. В других случаях преступный сговор заключается одновременно с такого рода действиями, например в момент передачи или выдачи представителям «адресата» государственной тайны. В остальных ситуациях субъект совершает деяние, планируя вступить в подобный сговор в дальнейшем. Такая обстановка складывается при совершении виновным шпионажа первого вида без предварительного сговора с «адресатом», когда субъект собирает, похищает или хранит составляющие государственную тайну сведения в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, то есть желая установить преступный сговор с этими «адресатами». Поэтому государственная измена во всех ее формах и шпионаж, предусмотренный статьей 276 УК РФ, чаще всего совершаются в соучастии. Только соучастники виновного при совершении этих преступлений – весьма своеобразные. Это иностранное государство, зарубежная организация или их представители. Данное обстоятельство накладывает свой отпечаток на вопрос об ответственности соучастников лица, виновного в государственной измене или шпионаже, так как иностранное государство и зарубежная организация, согласно российскому уголовному закону, субъектами преступления не являются, а потому не могут и нести уголовную ответственность за соучастие в государственной измене или шпионаже, совершенных физическим лицом. Ответственность иностранных государств и зарубежных организаций в подобных ситуациях возможна только в рамках норм международного права. Что касается представителей иностранного государства или зарубежной организации, то они как физические лица, в принципе, могут нести наказание за соучастие в государственной измене и шпионаже по российским законам. Однако случаи их привлечения к уголовной ответственности за такие деяния относительно редки, так как эти представители либо пользуются дипломатическим иммунитетом, либо находятся за границей и недосягаемы для правоохранительных органов России.

В-третьих, физическое лицо, выступая соучастником изменника или шпиона (организатором его деятельности, подстрекателем или пособником), чаще всего само является исполнителем действий, образующих составы государственной измены или шпионажа.

В соответствии с частью второй статьи 33 УК РФ «исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом».

В тех случаях, когда лицо, являясь соучастником изменника или шпиона, само выполняет объективную сторону преступлений, предусмотренных статьями 275 или 276 УК РФ, действия такого лица квалифицируются в зависимости от того, исполнителем каких преступлений оно являлось. Например, если лицо по просьбе изменника или шпиона передает иностранному «адресату» сведения, составляющие государственную тайну, либо собирает, похищает или хранит такие сведения в целях передачи «адресату», оно должно нести ответственность за шпионаж первого вида по статье 275 или 276 УК РФ в зависимости от его гражданства. Такое лицо является соисполнителем преступления и подлежит ответственности согласно части второй статьи 34 УК РФ, без ссылки на статью 33 УК РФ.

Опосредованное совершение государственной измены и шпионажа встречается довольно редко. Здесь возможны различные варианты, например привлечение к изменнической или шпионской деятельности невменяемых или лиц, не достигших возраста уголовной ответственности. Такого рода случаи встречались во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, когда германские спецслужбы засылали в советский тыл для проведения шпионской и диверсионной деятельности сумасшедших и малолетних лиц. Вероятны случаи вербовки «под чужим флагом», когда изменник или шпион вовлекает в свою преступную деятельность другое лицо путем обмана, представляясь сотрудником российской разведки или контрразведки. Обманутое лицо в такой ситуации полагает, что действует не в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, а в пользу нашей страны, то есть имеет место ошибка в объекте. Учитывая отсутствие у такого лица умысла на оказание помощи иностранным «адресатам» в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, оно не подлежит ответственности по статьям 275 или 276 УК РФ, поскольку названные преступления совершаются только умышленно. При подобных обстоятельствах субъект, вовлекший такое лицо путем обмана в совершение действий, создающих угрозу внешней безопасности нашей страны, должен отвечать как исполнитель за опосредованное совершение государственной измены или шпионажа.

В-четвертых, следует иметь в виду, что преступления, предусмотренные статьями 275 и 276 УК РФ, являются деяниями со специальными субъектами.

Часть четвертая статьи 34 УК РФ устанавливает:

«Лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника

».

На наш взгляд, норма, содержащаяся в части четвертой статьи 34 УК РФ, применима только в тех случаях, когда деяния соучастников, одни из которых являются российскими гражданами, а другие – иностранными гражданами или лицами без гражданства, не образуют состав шпионажа первого или второго вида. Поскольку за шпионаж, хотя и предусмотренный разными статьями УК РФ, отвечают в качестве исполнителей все лица, независимо от гражданства, часть четвертая статьи 34 УК РФ должна применяться только в части квалификации их действий по статье 275 или 276 УК РФ с учетом того, субъектами какого состава они являются. Положения данной статьи об ответственности таких лиц в качестве организаторов, подстрекателей или пособников в подобных ситуациях, по нашему мнению, неприменимы. В тех случаях, когда шпионаж совершается соисполнителями, из которых одни принадлежат к российскому гражданству, а другие – нет, соисполнители отвечают по разным статьям УК РФ. Российские граждане несут ответственность по статье 275 УК РФ, а иностранные граждане и лица без гражданства – по статье 276 УК РФ, если даже они привлекаются по одному и тому же делу. Поскольку они являются соисполнителями, ссылки на статью 33 УК РФ не требуется.

Судебно-следственная практика показывает, что именно так и решается вопрос при привлечении к уголовной ответственности наших граждан и иностранцев за совместное занятие шпионажем. Так, О. Пеньковский был приговорен к смертной казни за измену Родине по пункту «а» статьи 64 УК РСФСР 1960 года (статья 275 УК РФ 1996 года). Проходивший с ним по одному делу подданный Великобритании Г. Винн был признан виновным в шпионаже по статье 65 УК РСФСР 1960 года (статья 276 УК РФ 1996 года)[831]831

См., например: Судебный процесс по уголовному делу агента английской и американской разведок гражданина СССР Пеньковского О. В. и шпиона-связника подданного Великобритании Винна Г. М., 7–11 мая 1963 г. М.: Политиздат, 1963;
Чистяков Н. С.
По закону и совести. М.: Воениздат, 1976. С. 3–31;
Шекстер Дж., Дерябин П.
Шпион, который спас мир. Книги 1 и 2 / Перевод с английского. М.: Международные отношения, 1993;
Удилов В. Н.
Назад к истине. М.: Ягуар, 1998. С. 133;
Прохоров Д. П., Лемехов О. И.
Перебежчики. Заочно расстреляны. М.: «Вече», ЗАО «АРИА-АиФ», 2001. С. 190–202.

[Закрыть]. Американцу Э. Поупу вменялся шпионаж по статье 276 УК РФ. В то же время связанный с ним по шпионской деятельности российский гражданин А. Бабкин был осужден за государственную измену в форме шпионажа по статье 275 УК РФ[832]832

См., например: Задержаны по подозрению в шпионской деятельности // Санкт-Петербургские ведомости. 2000. 6 апреля; Кто вы, мистер Поуп? // Там же. 7 апреля; Сведения о «Шквале» признаны секретными // Там же. 16 ноября; Э. Поупу грозит 20 лет колонии // Там же. 30 ноября; В. Путин помиловал Э. Поупа // Там же. 15 декабря;
Викторов К.
Охотники за «Шквалом». Неудачник Эдмонд Поуп был лишь одним из них // Там же. 2001. 10 января; Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией М. А. Вуса и А. В. Федорова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 62–63; и др.

[Закрыть].
§ 2. Организатор государственной измены и шпионажа. подстрекательство к этим преступлениям
В части третьей статьи 33 УК РФ установлено:

«Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими».

Таким образом, ответственность как организатор государственной измены или шпионажа должен нести субъект, который:

– организовал совершение государственной измены или шпионажа; либо

– руководил совершением государственной измены или шпионажа; либо

– создал организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) для совершения государственной измены или шпионажа; либо

– руководил организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), созданными для совершения государственной измены или шпионажа.

Такие функции при совершении государственной измены или шпионажа выполняет чаще всего резидент иностранной спецслужбы или зарубежной организации. Такой резидент занимается вербовкой российских граждан, иностранных граждан или лиц без гражданства для оказания помощи иностранным «адресатам» в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, дает им преступные задания и получает от них интересующую «адресата» информацию. Получение им от завербованных «источников» шпионской информации представляет собой ее собирание. Поэтому в таких случаях организатор выступает в качестве соисполнителя, в связи с чем его действия (в зависимости от его гражданства) должны квалифицироваться соответственно по статьям 275 или 276 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Правда, в процессуальных документах (постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого, обвинительном заключении, приговоре) следует отражать его действительную роль в совершении преступления, отметив, что он являлся не только соисполнителем, но и организатором преступления. Данное обстоятельство должно быть учтено и при определении ему меры наказания.

Если организатор привлекает других лиц для совершения государственной измены в форме выдачи государственной тайны или руководит их деятельностью при совершении этого преступления, то его действия, в зависимости от обстоятельств, могут квалифицироваться по-разному. В тех случаях, когда организатор сам является представителем иностранного «адресата» и принимает от изменника информацию, составляющую государственную тайну, в целях передачи «адресату», его действия охватываются составом шпионажа первого вида, так как он совершает собирание этой информации. Его действия подлежат квалификации (в зависимости от его гражданства) по статьям 275 или 276 УК РФ. Ссылка на статью 33 УК РФ и в этом случае является излишней, хотя и здесь его роль как организатора должна быть отражена в процессуальных документах. Если же организатор организует совершение субъектом государственной измены в форме выдачи государственной тайны или руководит его совершением, но сам данную информацию не собирает, не похищает, не хранит и не передает, он не может быть признан соисполнителем государственной измены. Его действия должны квалифицироваться по части третьей статьи 33 и статье 275 УК РФ, поскольку он выступает организатором государственной измены в форме выдачи государственной тайны. При этом для квалификации по названным статьям гражданство организатора значения не имеет, так как он является соучастником именно государственной измены. Как уже отмечалось, часть четвертая статьи 34 УК РФ устанавливает, что лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора.

Организатор государственной измены в форме иного оказания помощи должен, как правило, нести ответственность по части третьей статьи 33 и статье 275 УК РФ независимо от своего гражданства. Исключение из этого правила представляют случаи, когда организатор данной формы государственной измены, являясь российским гражданином, сам вступил в преступный сговор с представителями иностранного «адресата». При указанных обстоятельствах такой субъект, вступив в преступный сговор, совершает государственную измену в форме иного оказания помощи. Поэтому его организаторская деятельность, проводимая в рамках этого сговора, представляет собой продолжаемое преступление. Следовательно, он должен нести ответственность за государственную измену в форме иного оказания помощи по статье 275 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Изучение судебно-следственной практики показывает, что субъект, реализующий преступный сговор с представителями иностранного «адресата» путем организации других лиц для оказания содействия «адресатам» в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, несет ответственность как исполнитель государственной измены в форме иного оказания помощи.

Часть четвертая статьи 33 УК РФ устанавливает:

«Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом

».

Подстрекатель к государственной измене в любой форме подлежит уголовной ответственности по части четвертой статьи 33 и статье 275 УК РФ. При этом, согласно положениям части четвертой статьи 34 УК РФ, не имеет значения, является ли сам подстрекатель субъектом государственной измены или нет. То же самое относится и к субъекту, который подстрекает другое лицо к совершению шпионажа, предусмотренного статьей 276 УК РФ. Исключением из этого общего правила являются действия гражданина Российской Федерации, вступившего в преступный сговор с представителями иностранного «адресата» и занимающегося подстрекательством в рамках этого сговора. Такое лицо должно нести ответственность по статье 275 УК РФ как исполнитель государственной измены в форме иного оказания помощи, поскольку склонение других лиц к измене или шпионажу представляет собой содействие иностранному «адресату» в проведении враждебной деятельности против нашей страны. Действия виновного подлежат квалификации по статье 275 УК РФ независимо от того, подстрекал ли он российских граждан к государственной измене либо иностранных граждан или лиц без гражданства – к шпионажу.

Имеет определенное своеобразие и применение части пятой статьи 34 УК РФ по отношению к организаторам государственной измены или шпионажа и подстрекателям к этим преступлениям.

Часть пятая статьи 34 УК РФ гласит:

«В случае недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление. За приготовление к преступлению несет уголовную ответственность также лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления

».

Исключением из правила, установленного частью пятой статьи 34 УК РФ, является неудавшееся соучастие в государственной измене или шпионаже российских граждан, которые совершали действия по организации, руководству этими преступлениями или подстрекательство к ним в рамках преступного сговора с представителями иностранного «адресата». При таких обстоятельствах указанные лица реализуют преступный сговор по содействию иностранным «адресатам» в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и должны нести уголовную ответственность за оконченную измену в форме иного оказания помощи. Например, Казачков, вступив в преступный сговор с представителем ЦРУ США и получив от него задание приобрести источник информации на важном оборонном предприятии, пытался привлечь своего приятеля Ванина (фамилия изменена), научного сотрудника этого предприятия, для собирания интересующих ЦРУ сведений. Ванин от предложения Казачкова отказался, в связи с чем его склонение к измене не удалось. Казачков по данному эпизоду признан виновным в оконченной государственной измене в форме иного оказания помощи, так как, склоняя Ванина к измене, он выполнял задание американского разведчика и оказывал, таким образом, содействие иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности нашей страны[833]833

См., например:
Катукова И. В.
Бдительность – наше оружие. Л.: Знание, 1980. С. 11–12;
Демидов П. П.
Маска: Очерк. Хабаровск: Книжное издательство, 1980;
его же
. Маска // Чекисты. Л.: Лениздат, 1982. С. 377–399;
его же.
С поличным. Л.: Лениздат, 1982; и др.

[Закрыть].
§ 3. Пособничество в государственной измене и шпионаже
В части пятой статьи 33 УК РФ установлено:

«Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы

».

Таким образом, в качестве пособника преступления выступает лицо, которое способствует, содействует, оказывает помощь в совершении преступления различными способами, а именно:

– советами;

– указаниями;

– предоставлением информации;

– предоставлением средств или орудий совершения преступления;

– устранением препятствия для совершения преступления;

– заранее данным обещанием скрыть преступника;

– заранее данным обещанием скрыть средства или орудия совершения преступления;

– заранее данным обещанием скрыть следы преступления;

– заранее данным обещанием скрыть предметы, добытые преступным путем;

– заранее данным обещанием приобрести или сбыть предметы, добытые преступным путем.

Пособник может содействовать совершению преступления любым из этих десяти способов либо использовать для этого их различное сочетание.

Содействуя совершению государственной измены или шпионажа советами, пособник высказывает свое мнение, как более эффективно осуществить это деяние, как утаить его от органов контрразведки, как скрыться с места совершения преступления, какие способы поддержания связи с иностранным «адресатом» использовать. При этом пособник действует умышленно, осознавая, что содействует именно государственной измене или шпионажу, и желая оказать помощь в их совершении. Вместе с тем следует иметь в виду, что в тех случаях, когда российский гражданин содействует советами в совершении преступления лицу, являющемуся представителем иностранного «адресата», о чем субъект осведомлен, его поведение выходит за рамки пособничества в государственной измене или шпионаже. Его действия следует квалифицировать как государственную измену в форме иного оказания помощи. При этом не имеет значения, является ли представитель иностранного «адресата», которому он содействует советами, иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Российской Федерации. Важно, что субъект, являющийся гражданином России, оказывает помощь в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности нашей страны лицу, выступающему в качестве представителя иностранного государства или зарубежной организации.

Пособничество, совершаемое путем предоставления указаний, отличается от содействия советами формой, в которую облекаются предложения о способах совершения преступления и других действиях, связанных с ним. Указание носит императивный характер, от лица, его получившего, дающий указание требует следовать высказанным предписаниям. Если такого рода указание исходит от представителя иностранного «адресата», то дача указания, по существу, представляет собой задание изменнику или шпиону. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос, не выступает ли дающий указание в роли организатора преступления, а также не образуют ли его действия состав шпионажа в виде собирания соответствующих сведений.

Пособничество, совершаемое путем предоставления информации, следует отличать от передачи или выдачи сведений, составляющих предмет шпионажа первого или второго вида, а также выдачи тайны. Если лицо передает (выдает) изменнику, шпиону или представителю иностранного «адресата» информацию, являющуюся предметом названных деяний, оно выступает не пособником, а исполнителем государственной измены или шпионажа в соответствующей форме или соответствующего вида. Поэтому в качестве пособничества государственной измене или шпионажу нужно рассматривать предоставление изменнику или шпиону иной информации, а именно такой, которая облегчает ему совершение преступления, возможность избежать ответственности за содеянное и т. п. Например, это может быть информация о месте нахождения интересующих изменника или шпиона материалов, о системе охраны, месте жительства или маршруте движения представителя иностранного «адресата» и т. д. Предоставление информации отличается от дачи совета или указания тем, что информатор просто сообщает преступнику сведения, не высказывая своего мнения о целесообразности или необходимости действовать в соответствии с ними.

Предоставление средств или орудий совершения государственной измены или шпионажа состоит в снабжении изменника или шпиона средствами собирания и фиксации информации, в том числе для ее негласного получения, транспортом, связью, предметами, обеспечивающими проникновение к информации, оружием, гримом, одеждой для переодевания и др.

Устранение препятствий для совершения государственной измены или шпионажа может заключаться в отвлечении охраны и других лиц, могущих помешать изменнику или шпиону совершить преступление, в проделывании отверстий в заборе, стене, чтобы облегчить преступнику проникновение к месту хранения информации, во взломе сейфа, чтобы предоставить ему возможность завладеть хранящимися там материалами, и т. д. Устранение препятствий осуществляет также лицо, которое содействует заключению сговора между субъектом и иностранными «адресатами» в ситуациях, когда «стороны» этого сговора испытывают затруднения в установлении непосредственного контакта между собой.

Говоря о заранее данном обещании скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещании приобрести или сбыть такие предметы, следует отметить, что пособничество образует именно подобное обещание. Если лицо, будучи российским гражданином, реализует это обещание, появляется основание исследовать вопрос о том, не образуют ли его действия состав государственной измены в форме иного оказания помощи или шпионажа. Дело в том, что, давая такого рода обещание, субъект содействует изменнику или шпиону, укрепляя их уверенность в благополучном, с их точки зрения, исходе преступного деяния. В этом и заключается пособничество. Если же российский гражданин знает, что субъект, которому он содействует, поддерживает преступную связь с иностранным «адресатом», то есть стал, по существу, представителем «адресата», то он оказывает через него помощь и «адресату» в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. Естественно, и оценка деятельности такого лица должна быть соответствующей. Более того, хранение предметов, добытых преступным путем, если это собранные или похищенные субъектом материалы, содержащие государственную тайну, образует состав шпионажа первого вида. Поэтому оказание такого рода содействия изменнику или шпиону является не пособничеством, а актом шпионажа, за совершение которого российские граждане должны нести ответственность по статье 275 УК РФ, а иностранные граждане и лица без гражданства – по статье 276 УК РФ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]