183 УК Разглашение коммерческой, налоговой и банковской тайны

Недобросовестные партнеры, получая доступ к коммерческой, налоговой и банковской тайне, ставят под угрозу положение компании на рынке. Экономический шпионаж является незаконным методом конкурентной борьбы. Как правило, организации определяют особый режим для инсайдерских данных на основании законодательных требований о коммерческой тайне, банках и банковской деятельности, а также НК РФ. При неправомерном разглашении этих сведений виновные лица могут быть подвергнуты уголовному преследованию по статье 183 УК РФ.

Что такое коммерческая, налоговая и банковская тайна

Статья 183 УК РФ защищает одновременно три вида тайны: коммерческую, банковскую и налоговую.

Коммерческая тайна – это конфиденциальные данные, благодаря которым предприниматели и организации успешно ведут бизнес и взаимодействуют с контрагентами. Например, данные о контрагентах, ноу-хау, стоимости имущества фирмы.

Налоговая тайна – это информация о гражданах и предприятиях, полученная ФНС и внебюджетными фондами в связи с осуществлением налогоплательщиков обязанностей по уплате налогов и страховых взносов. Например, персональные данные, сведения о сделках.

Банковская тайна – это данные, которые граждане и компании сообщили кредитному учреждению при открытии счета, внесении средств на депозит, оформлении кредита. Например, номера банковских карт и пин-коды к ним, условия кредитного договора.

Внутри организаций, в банках, ФНС и прочих государственных структур, которые получают от граждан и организаций инсайдерскую информацию, разрабатывается документация по защите всех видов тайн. Работники подписывают расписку о соблюдении режима конфиденциальности.

Условия о дисциплинарной и материальной ответственности включаются на основании ТК РФ в трудовой договор и должностные инструкции. После увольнения бывший сотрудник обязан продолжать хранить в тайне сведения, которые сообщены ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

Не всякая информация относится к коммерческой, налоговой и банковской тайне. Если вас обвиняют в распространении конфиденциальных данных желательно сразу обратиться к нашим адвокатам. Они подскажут, как доказать отсутствие факта нарушения.

Комментарий к Ст. 183 Уголовного кодекса

1. Правовой режим коммерческой тайны определяется ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

2. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда специально оговоренных сведений (ст. 102 Налогового кодекса РФ).

3. Банковскую тайну составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. Применительно к банкам и иным кредитным организациям следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческой организации и банковскую тайну.

4. В ч. 1 ст. 183 УК ответственность предусмотрена за собирание соответствующих сведений путем похищения документов, подкупа, угроз, а равно иным незаконным способом. Эти сведения должны иметь какую-нибудь материальную форму. Помимо документов (названных самим законом) это могут быть чертежи, промышленные образцы, изобретения и т.п. Под иными незаконными способами понимаются незаконный доступ к компьютерной информации, незаконное прослушивание телефонных переговоров, незаконное ознакомление с корреспонденцией и т.д.

5. Собирание рассматриваемых сведений путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272 УК.

6. Если способом собирания сведений был подкуп должностных лиц или лиц, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, то ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 183 и ст. 291 или ч. 1 или 2 ст. 204 УК.

7. Разглашение — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую, банковскую или налоговую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

8. По ч. 2 ст. 183 УК ответственность наступает для лиц, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Лицом, которому эти сведения были доверены, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при осуществлении своей профессиональной деятельности. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому эти сведения не представляются для использования, но который ознакомился с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч. 2 ст. 183 и по ст. 286 или 202 УК.

Что такое получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну

Уголовное деяние, наказываемое по статье 183 УК РФ, представляет собой собирание и разглашение конфиденциальных данных.

Под собиранием подразумевают нелегальное получение инсайдерской информации: кража, подкуп должностного лица, угрозы и другие неправомерные способы. Например, злоумышленник покупает конфиденциальные данные у работника компании.

Разглашение представляет собой раскрытие сведений третьим лицам, не имеющим к ним доступа. Например, банк не вправе разглашать сведения о счетах и вкладах своих клиентов.

Преступление считается завершенным с момента, когда злоумышленник начал собирать информацию. При этом не имеет значения, получил ли он доступ к коммерческой, налоговой или банковской тайне.

Кто по закону № 395-1 несет ответственность за разглашение банковской тайны

Лица и учреждения, гарантирующие сохранность сведений, которые составляют банковскую тайну, перечислены в ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1. Какие сведения и кем не могут быть разглашены в силу требований закона, показано на схеме:

Какие сведения и кем не могут быть разглашены в силу требований закона

Как привлечь банк к ответственности за разглашение банковской тайны физического лица? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

За уголовное деяние предусмотрены следующие виды наказания:

  • штраф в размере 500 000-1 500 000 руб.;
  • принудительный труд на период до 2-5 лет;
  • тюремное заключение на срок до 2-7 лет.

Помимо этого, гражданина могут лишить права работать в определенной должности или осуществлять конкретный вид деятельности.

Тяжесть наказания зависит от последствий, наступивших в связи с совершением преступления. При крупном ущербе, наступлении вынужденного банкротства компании лицо может быть направлено в места лишения свободы. Если деяние не повлекло для себя серьезных последствий, возможна переквалификация состава по одной из статей КоАП РФ.

Уголовная ответственность за раскрытие банковской тайны третьим лицам (статья 183 УК РФ)

Ст. 183 УК РФ предусматривает наказания за незаконное получение и разглашение составляющих банковскую тайну сведений в виде:

  • денежного взыскания в форме штрафа;
  • исправительных работ;
  • принудительных работ;
  • лишения свободы.

Можно ли уволить работника, разгласившего профессиональную тайну, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Детальная расшифровка наказаний по указанной статье представлена на схеме:

Детальная расшифровка наказаний по указанной статье

Об ответственности налогоплательщиков в налоговой сфере узнайте из рубрики «Налоговая ответственность».

О гарантах и хранителях банковской тайны

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:

  1. Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
  2. Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
  3. Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковским законом установлено:

  1. Банковская тайна гарантируется кредитными организациями, Банком России и организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентством по страхованию вкладов).
  2. Все работники банковского учреждения обязательно должны хранить тайну.
  3. У банка России, АСВ нет права на разглашение сведений, полученных ими в результате выполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций.
  4. У аудиторских организаций нет права на раскрытие третьим лицам сведений, полученных в ходе исполняемых ими проверочных работ.
  5. У уполномоченного органа, занимающегося мерами по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нет права на раскрытие третьим лицам информации, полученной от банковских учреждений (согласно законодательству).
  6. В случае, если Банк России, АСВ, иные различные организации, разглашают банковскую тайну – они несут ответственность и возмещают нанесенный ущерб.

Соблюдать особенный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны также обязательно должны следующие лица:

  • таможенные органы;
  • налоговые органы;
  • органы и агенты валютного контроля;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам – уполномоченный государственный орган, занимающийся контролем и надзором за деятельностью бюро кредитных историй.
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Иные субъекты, такие как, прокурорские работники, инспекторы Счетной палаты обязаны соблюдать режим конфиденциальности сведений согласно общему принципу – «хранить охраняемую законодательством тайну».

Вопрос предоставления информации с клиентского согласия

В случае клиентского согласия раскрыть банковскую тайну, банковское учреждение освобождается от ответственности разглашение конфиденциальной информации. Случаи, когда банковская тайна раскрывается с согласия клиента – это предоставление сведений ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй – согласно условиям и порядку, предусмотренному договору между банковской организации и БКИ. Предоставляемая в БКИ информация определяется с помощью Федерального закона «О кредитных историях».

При этом отдельно предусматривается, что представление сведений в БКИ (если соблюдаются положения закона) не означает, что нарушена служебная, банковская, налоговая или коммерческая тайна. Есть поправка, согласно которой предоставлять сведения, относящиеся к банковской тайне в БКИ, можно (так гласит гражданское законодательство).

Вопрос раскрытия информации, являющейся банковской тайной

Кредитная организация обязана осуществлять предоставление сведений, являющихся банковской тайной исключительно в законодательно закрепленных случаях.

Исключениями из банковской тайны могут выступать конкретно установленные законодательством основания.

В статье 857-й ГК РФ закреплено то, что сведения, являющиеся банковской тайной, могут предоставляться только самим клиентам или их представителям. Государственные органы и их должностные лица могут получить подобные сведения исключительно в случаях и в порядке, установленном законодательством.

Самый подробный перечень подобных случаев содержит Закон о банках. При этом иными федеральными законами устанавливается детализация полномочий и процедура получения определенных необходимых сведений. Ситуации предоставления сведений, которые являются банковской тайной, обычно классифицируются по различным основаниям.

Первый классификационный критерий – согласен или же нет, клиент банковского учреждения раскрыть эту информацию.

Второй случай, когда может быть предоставлена банковская тайна – зависит от порядка и формы их предоставления.

Например, на раскрытие информации может влиять следующее:

  1. Специальные запросы. Их осуществляют государственные органы, высылая справки или отдельные документы.
  2. Отчетная или иная обобщенная документация кредитного учреждения (аудиторы, Банк России).
  3. Порядок уведомления – здесь не нужен предварительный запрос государственных органов о том, что есть определенные, предусмотренные законом обстоятельства в отношении определенного банковского клиента.
  4. Комитет по финансовому мониторингу – в силу законодательного предписания, если выявлены установленные признаки.

Третье основание классификации – это статус лица, которого касаются предоставляемые банком факты. Так, Банковский закон предусматривает разные критерии, по которым могут быть предоставлены сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Теперь перейдем к полномочиям, которыми обладают различные пользователи информации, являющейся банковской тайной, а также к основаниям, по которым им предоставляются сведения.

Раскрытие банковской тайны налоговыми органами

Само собой, наиболее важным значением институт банковской тайны обладает, когда дело касается взаимоотношений налоговых органов и кредитных организаций. Налоговые органы стараются узнать как можно больше информации за как можно более короткий временной период от банковских учреждений. В свою очередь, банковские учреждения должны в первую очередь заниматься защитой клиентских интересов, поскольку именно клиенты – источник их благополучия. Таким образом, очевиден конфликт интересов.

Согласно банковскому закону, налоговые органы могут заниматься получением справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно Налоговому Кодексу РФ, у налоговых органов довольно широкие полномочия в отношении получения от банковских учреждений информации по клиентам последних:

  1. Банки осуществляют открытие счетов учреждениям, ИП только в том случае, если предъявлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  2. Банки должны сообщать, когда открывается или закрывается счет учреждения, индивидуального предпринимателя, налоговому органу по места их учета. Срок – пять дней с того момента, как был открыт или закрыт такой счет.
  3. Банки должны заниматься выдачей налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Делается это согласно законодательству Российской Федерации, в пятидневный срок, после того, как появился мотивированный запрос налогового органа.
  4. У налоговых органов есть право требования от банков документов. Документы эти должны подтверждать, что платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов о списании со счетов клиентов налоговых сумм, пеней и штрафов, исполнены.
  5. Если налоговые органы считают, что банк обладает всеми необходимыми для них документами, то у них есть право истребования этих документов у банка. Действует это только в том случае, если есть основания для проведения в отношении него проверки.

Выбор между справкой и документом

Судебная практика, раскрывающая банковские споры с налоговыми органами о предоставлении банковской информации, — это основная масса всей судебной практики по банковской тайне в целом. Взаимоотношения банка и налогового органа часто не столь просты – часто бывает сложно растолковать понятия «справка» и «документ», определяя допустимую форму предоставления информации.

Так, специалистами была высказана позиция, «что справкой называют не что иное, как справочную информацию, подготавливаемую конкретно в банковском учреждении для целей ответа на запрос. Документ же является каким-либо конкретным документом (оригиналом, копией). У него есть идентифицирующие признаки, он уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и его не изготавливают конкретно для ответа на запрос налоговых органов.

По 86-й статье НК РФ банк не обязан заниматься предоставлением каких-либо документов – только справок. Истребование документов может проводить только должностное лицо налогового органа, руководствуясь статьей 87-й НК РФ. Это возможно в том случае, если проводится встречная налоговая проверка или же если необходимо подтвердить исполненные платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

В ситуации, когда банк является налоговым агентом, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета пакет документов, необходимый для того, чтобы осуществлять контроль за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, в том числе и документами, охраняемыми в режиме банковской тайны.

Судебная практика говорит о том, что банк как налоговый агент обязан раскрывать и сведения, касающиеся физических лиц. Так, в одном случае арбитражным судом было указано, что по п.1 ст.93-й НК РФ, истец – это налоговый агент и если должностное лицо, проводящее налоговую проверку, требует того – он обязан предоставить всю необходимую информацию. Сюда же относится и информация, являющаяся банковской тайной. Суд считает, что в данном случае хранить тайну вклада физического лица должен институт налоговой тайны.

Раскрытие банковской тайны правоохранительным органам

Банковским законом установлено, что предоставление справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей правоохранительным органам, должно осуществляться в том случае, если выполнены два условия:

  1. Информация прямо относится к делу, которое находится в компетенции этого органа.
  2. Есть согласие прокурора.

Если это налоговые преступления – по закону банковская тайна может быть раскрыта даже без возбуждения уголовного дела. Так, предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органам внутренних дел выдает кредитная организация, — если они выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления.

Если это досудебное производство, банковскую тайну можно получить, проводя следственные действия (в порядке, который установлен УПК РФ). Извлекать документы с информацией о вкладах и счетах клиентов в банковских учреждениях можно только по судебному решению. Конституционным судом распространены эти требования УПК РФ и касательно обыска – если при его проведении изымаются банковские документы, так как «требование о производстве выемки … только по итогам судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации». Поэтому судебное решение необходимо в любом случае – и совершенно неважно, обыск это – или выемка.

В законодательстве РФ отсутствуют специальные указание на то, когда судами должна быть дана санкция на доступ к банковской информации, а в каких – должно быть отказано. Считается, что данный вопрос должен решаться в зависимости от степени обоснованности подозрений следователя и решать должен суд.

Раскрытие банковской тайны судебным приставам-исполнителям

Согласно банковскому закону, судебные приставы не имеют права на доступ к банковской тайне. В федеральном законе «О судебных приставах» отсутствуют специальные положения о порядке доступа к банковской информации. У них есть лишь общее право «получить, совершая исполнительные действия, нужную информацию, объяснения и справки». В итоге, Конституционным судом РФ было признано, что судебные приставы-исполнители имеют право на запрос и получение в банковских учреждениях необходимых сведений о вкладах физических лиц. Мысля логически, все эти правила относятся равноценно и к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При этом постановление выделяет три квалифицирующих признака этого права:

  1. Реализация права в связи с тем, что исполняется постановление суда.
  2. Реализация права в пределах, которые определены судебным постановлением.
  3. Предоставление сведений осуществляется лишь в том размере, который необходим, чтобы исполнить исполнительный документ.

Каким образом соотносятся банковская и коммерческая тайны?

По мнению некоторых исследователей, банковской тайной является особая разновидность коммерческой тайны. Такая позиция оспорима, поскольку между банковской тайной и коммерческой есть существенные различия.

  1. Банковская тайна – законная и не зависит от волеизъявления субъектов правоотношений по поводу ее охраны. Коммерческая тайна же если наоборот – одностороннее объявление. Банковская тайна, согласно закону, обладает собственным содержанием, субъектами, порядком предоставления.
  2. Важнейший признак банковской тайны – факт предоставления конфиденциальной информации клиентом банку с целью обеспечить надлежащее оказание банком определенных услуг по договору с клиентом. Таким образом, передаваемые сведения обладают вспомогательным характером по отношению к заключенному между кредитной организацией и клиентом договору. Согласно данному договору, банк должен хранить банковскую тайну – это также входит в его обязательства.
  3. Обязанность охранять банковскую тайну довольно относительна: одно обязанное лицо (кредитное учреждение) противостоит одному управомоченному лицу (клиенту). Наоборот, если тайна коммерческая – то охранные отношения являются абсолютными: одному управомоченному лицу (он считается обладателем информации) противостоят неопределенные лица, обязанные охранять данную информацию.
  1. Обязательный признак коммерческой тайны – то, что ее обладатель должен принять меры и защищать ее конфиденциальность. Другими словами, носитель коммерческой тайны всегда занимается ее охраной, исходя из собственных личных интересов. Для банковской же тайны имеет значение следующий факт – они обязаны охранять конфиденциальность сведений только за собственниками и пользователями информации в интересах обладателя (а не за самим обладателем информации).
  2. Коммерческая тайна может быть предметом сделки (к примеру, такая информация может быть передана иному лицу за определенную денежную сумму). Банковскую же тайну нельзя передавать по сделкам с третьими лицами.

Как доказать разглашение коммерческой тайны

Для того чтобы виновный сотрудник понес уголовную или административную ответственность должны выполняться следующие два условия:

  1. На предприятии приняты меры для защиты коммерческой информации от разглашения.
  2. Работодатель доказал, что конкретный сотрудник с той или иной целью распространил сведения, которые считаются коммерческой тайной.

Для привлечения сотрудника к ответственности должны быть выполнены следующие действия:

  1. Установление работодателем факта разглашения коммерческой тайной информации на основании доказательств.
  2. Проведение расследования внутри предприятия специально созданной комиссией.
  3. Направление письменного запроса сотруднику, который подозревается в разглашения с требованием предоставить объяснения.
  4. При отсутствии письменных пояснений сотрудника, составление соответствующего акта.
  5. Принятие комиссией решения о привлечения сотрудника к административной или уголовной ответственности.

Уголовное право базируется на принципе презумпции невиновности. Исходя из этого работодатель должен представить суду веские доказательства факта разглашения сотрудником коммерческой тайны.

Прямым подтверждением разглашения могут быть следующие факты:

  • Обнаружение у работника документов, содержащих коммерческую тайну, в обстоятельствах не связанных с трудовым процессом, в том числе за пределами предприятия.
  • Видеоматериалы, полученные с помощью камер видеонаблюдения, где зафиксирован факт разглашения.
  • Фиксация отправки секретных данных по электронной почте или копирование ее на внешние накопители информации, если это запрещено внутренними документами организации.
  • Свидетельские показание передачи секретной коммерческой информации третьим лицам.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 183 УК РФ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2022 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2022 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
  • Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
  • Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2022 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
  • Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
  • Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2022 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]