Юридическая ответственность за земельные правонарушения


Понятие, содержание и виды земельных правонарушений

Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств.
Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РФ. Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за земельные правонарушения.

В теории права под правонарушением понимают общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

В литературе по земельному праву встречаются различные определения земельного правонарушения. Так, Р.К. Гусев считает, что земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

По мнению О.И. Крассова, земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, результатом которого является посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого заключается в обеспечении рационального использования и охране земель и защите лиц, использующих земельные участки.

Не считаются правонарушениями свойства личности, родственные и деловые связи, национальность, принадлежность к какой-либо партии, отдельным лицам, если они не проявлялись в деяниях, нарушающих порядок в области охраны и использования земель.

Противоправность деяния означает, что любое правонарушение или преступление представляет собой невыполнение обязанности, которая четко прописана в соответствующем нормативном правовом акте, как законе, так и подзаконном акте. Следовательно, наказание не может быть назначено, если правонарушение или преступление не предусмотрено в соответствующем законе.

Особенностью любого правонарушения является заведомо вредоносный или социально-опасный характер деяния, который наносит ущерб интересам личности, государства, общества в целом, земельному правопорядку.

Объект правонарушения — это закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.

Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.

Субъектами земельного правонарушения являются физические (граждане или должностные лица) и юридические лица.

Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Вина бывает двух видов: умышленная и неосторожная.

Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Классификация: административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.

Порядок привлечения к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности строго регулируется соответствующими кодексами: уголовно-процессуальным, кодексом об административных правонарушениях и гражданско-процессуальным.

Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.

При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.

Юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями:

· наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять определенное действие;

· факт несоблюдения этой нормы;

· наличие вины правонарушителя;

· наличие причинно-следственной связи.

Основными видами юридической ответственности являются:

· уголовно-правовая;

· административно-правовая;

· гражданско-правовая;

· дисциплинарная (применительно к трудовым правоотношениям работников, выполняющих некоторые виды деятельности, связанные с земельным правом).

Земельные преступления

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.

Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.

Субъектами являются только физические лица.

Следует отметить, что чисто «земельных» составов в УК РФ незначительное количество. Поскольку земельное законодательство тесно связано с экологическим, то многое составы косвенно «проецируются» и на земельные правоотношения.

УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями.

К таковым можно отнести:

· нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ);

· нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

· загрязнение вод (ст. 249 УК РФ);

· порчу земли (ст. 254 УК РФ);

· нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

Непосредственно к земельным правоотношениям относится диспозиция ст. 254 УК РФ.

Согласно этой статье отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами или иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций.

Согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается виновное, противоправное деяние, действие или бездействие физического, должностного или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Существует 20 составов правонарушений, диспозиции которых отражены в гл. 7 и 8 КоАП РФ.

1-я группа — деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком.

К таковым относятся:

· самовольное занятие земельного участка;

· уничтожение межевых знаков;

· пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);

· самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии);

· самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом.

2-я группа — нарушение порядка государственного управления в области землепользования. В эту группу входят нарушения в строительстве, промышленности, мелиорации, где необходим обязательный государственный контроль.

3-я группа — нарушения требований в области охраны земель. К этой же группе можно отнести и ряд «экологических» составов.

Например:

· нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов;

· нарушение правил водо- или лесопользования;

· порча сельскохозяйственных и других земель;

· несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению;

· использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Как отмечалось выше, субъектами могут являться не только физические (должностные) лица, но и юридические лица.

Дисциплинарная и материальная ответственность.

Меры и порядок применения дисциплинарной и материальной ответственности предусмотрены Трудовым кодексом РФ 2001 г. (далее – ТК РФ), а также иными законодательными актами, указанными в ст. 75 Земельного кодекса РФ.

Особенность применения дисциплинарной ответственности выражается в первую очередь в том, что она наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными положения уставами, правилами внутреннего распорядка, регулирующими трудовые отношения1. Объектом дисциплинарного правонарушения является комплекс (совокупность) трудовых и земельных общественных отношений. Субъектом такого правонарушения может выступать лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации землепользования, по проведению системы мероприятий, связанных с повышением плодородия почв, охраны земель и т.п. (например, агроном, санитарный врач, работник землеустроительной службы).

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Следует помнить, что ст. 75 ЗК РФ установила дополнительные основания для применения мер дисциплинарного взыскания: должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Материальная ответственность – это ответственность, устанавливаемая трудовым, а не гражданским законодательством, работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным правонарушением.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления:

1. Причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы (улучшенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ);

2. Противоправное поведение (действие или бездействие) работника;

3. Вина (умысел или неосторожность) работника при причинении ущерба;

4. Наличие причинной связи между поведением работника и наступившим ущербом.

Наличие всех четырех перечисленных условий дает право работодателю привлечь работника к материальной ответственности.

Трудовое законодательство устанавливает для работника два вида материальной ответственности: ограниченную, которая выражается в обязанности работника возместить причиненный ущерб, но в пределах не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ) и полную, только случаях, указанных в ст. 243 ТК РФ.

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный и моральный вред, причиненный вследствие земельного правонарушения.

Общие положения, касающиеся возмещения вреда, причиненного собственнику земли, землевладельцу, землепользователю или арендатору земельного участка в результате нарушения земельного законодательства, определяются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Существует два основных способа возмещения вреда — реальное (ст. 76 ЗК РФ) путем восстановления физических и химических характеристик земель, либо в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель (ст. 61 ЗК).

Основные принципы возмещения вреда отражены в ГК РФ:

· вред должен быть реальным;

· обязанность причинителя вреда выплатить компенсацию, в том числе и сверх возмещения вреда;

· вред подлежит возмещению в полном объеме;

· судом могут быть назначены ограничения или запреты на деятельность физических или юридических лиц, причинивших вред, с целью дальнейшего исключения причинения вреда;

· предусмотрены особые условия по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности в соответствии со ст. ст. 1064, 1065, 1079 ГК РФ;

· по решению суда вред может быть полностью аннулирован, в том числе случаях, если он возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Схожие принципы отражаются в ГК РФ и по вопросу возмещения убытков.

Как убытки, так и упущенная выгода возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются на них права.

Если право лица нарушено, то в соответствии со ст. 15 ЗК РФ оно может требовать полного возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).

Ст. 16 ГК РФ предусмотрено и возмещение РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия), в том числе издания акта, не соответствующему вышестоящему правовому акту.

По общим правилам убытки возмещаются в случаях:

· изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

· реквизиции земельного участка;

· ограничения прав землеобладателей в особых зонах (носит, как правило, фиксированно-компенсационный характер);

· изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе участка из состава земель одной категории в другую без согласования с землеобладателем;

· возмещение убытков в случае незаконных действий.

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающегося в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Еще одна разновидность гражданско-правовой ответственности предусматривает исполнение обязанности в натуре, например, восстановление деградированных или нарушенных почв, возведение снесенных зданий и строений, устранение иных правонарушений в сфере землепользования.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или преступления виновное лицо привлекают к ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Виды правонарушений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность:

  1. регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены должностным лицом из личной заинтересованности с использованием своего служебного положения;
  2. отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами, если в результате здоровью человека или окружающей среде был причинен вред.

Замечание 3

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрена возможность применения мер дисциплинарного воздействия на должностных лиц или работников организаций, нарушающих законодательство в сфере использования или охраны земель.

Понятие, содержание и виды земельных правонарушений

Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РФ. Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за земельные правонарушения.

В теории права под правонарушением понимают общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

В литературе по земельному праву встречаются различные определения земельного правонарушения. Так, Р.К. Гусев считает, что земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

По мнению О.И. Крассова, земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, результатом которого является посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого заключается в обеспечении рационального использования и охране земель и защите лиц, использующих земельные участки.

Не считаются правонарушениями свойства личности, родственные и деловые связи, национальность, принадлежность к какой-либо партии, отдельным лицам, если они не проявлялись в деяниях, нарушающих порядок в области охраны и использования земель.

Противоправность деяния означает, что любое правонарушение или преступление представляет собой невыполнение обязанности, которая четко прописана в соответствующем нормативном правовом акте, как законе, так и подзаконном акте. Следовательно, наказание не может быть назначено, если правонарушение или преступление не предусмотрено в соответствующем законе.

Особенностью любого правонарушения является заведомо вредоносный или социально-опасный характер деяния, который наносит ущерб интересам личности, государства, общества в целом, земельному правопорядку.

Объект правонарушения — это закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.

Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.

Субъектами земельного правонарушения являются физические (граждане или должностные лица) и юридические лица.

Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Вина бывает двух видов: умышленная и неосторожная.

Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Классификация: административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.

Порядок привлечения к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности строго регулируется соответствующими кодексами: уголовно-процессуальным, кодексом об административных правонарушениях и гражданско-процессуальным.

Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.

При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.

Юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями:

· наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять определенное действие;

· факт несоблюдения этой нормы;

· наличие вины правонарушителя;

· наличие причинно-следственной связи.

Основными видами юридической ответственности являются:

· уголовно-правовая;

· административно-правовая;

· гражданско-правовая;

· дисциплинарная (применительно к трудовым правоотношениям работников, выполняющих некоторые виды деятельности, связанные с земельным правом).

Земельные преступления

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.

Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.

Субъектами являются только физические лица.

Следует отметить, что чисто «земельных» составов в УК РФ незначительное количество. Поскольку земельное законодательство тесно связано с экологическим, то многое составы косвенно «проецируются» и на земельные правоотношения.

УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями.

К таковым можно отнести:

· нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ);

· нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

· загрязнение вод (ст. 249 УК РФ);

· порчу земли (ст. 254 УК РФ);

· нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

Непосредственно к земельным правоотношениям относится диспозиция ст. 254 УК РФ.

Согласно этой статье отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами или иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций.

Согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается виновное, противоправное деяние, действие или бездействие физического, должностного или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Существует 20 составов правонарушений, диспозиции которых отражены в гл. 7 и 8 КоАП РФ.

1-я группа — деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком.

К таковым относятся:

· самовольное занятие земельного участка;

· уничтожение межевых знаков;

· пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);

· самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии);

· самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом.

2-я группа — нарушение порядка государственного управления в области землепользования. В эту группу входят нарушения в строительстве, промышленности, мелиорации, где необходим обязательный государственный контроль.

3-я группа — нарушения требований в области охраны земель. К этой же группе можно отнести и ряд «экологических» составов.

Например:

· нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов;

· нарушение правил водо- или лесопользования;

· порча сельскохозяйственных и других земель;

· несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению;

· использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Как отмечалось выше, субъектами могут являться не только физические (должностные) лица, но и юридические лица.

Дисциплинарная и материальная ответственность.

Меры и порядок применения дисциплинарной и материальной ответственности предусмотрены Трудовым кодексом РФ 2001 г. (далее – ТК РФ), а также иными законодательными актами, указанными в ст. 75 Земельного кодекса РФ.

Особенность применения дисциплинарной ответственности выражается в первую очередь в том, что она наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными положения уставами, правилами внутреннего распорядка, регулирующими трудовые отношения1. Объектом дисциплинарного правонарушения является комплекс (совокупность) трудовых и земельных общественных отношений. Субъектом такого правонарушения может выступать лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации землепользования, по проведению системы мероприятий, связанных с повышением плодородия почв, охраны земель и т.п. (например, агроном, санитарный врач, работник землеустроительной службы).

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Следует помнить, что ст. 75 ЗК РФ установила дополнительные основания для применения мер дисциплинарного взыскания: должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Материальная ответственность – это ответственность, устанавливаемая трудовым, а не гражданским законодательством, работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным правонарушением.

Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления:

1. Причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы (улучшенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ);

2. Противоправное поведение (действие или бездействие) работника;

3. Вина (умысел или неосторожность) работника при причинении ущерба;

4. Наличие причинной связи между поведением работника и наступившим ущербом.

Наличие всех четырех перечисленных условий дает право работодателю привлечь работника к материальной ответственности.

Трудовое законодательство устанавливает для работника два вида материальной ответственности: ограниченную, которая выражается в обязанности работника возместить причиненный ущерб, но в пределах не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ) и полную, только случаях, указанных в ст. 243 ТК РФ.

Виды административных правонарушений в сфере землепользования

К административным правонарушениям относятся:

  1. самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
  2. уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  3. самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта или зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  4. самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд;
  5. самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, территорией леса, не входящей в состав лесного фонда, а также самовольный обмен участками;
  6. незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
  7. самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение, а также порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;
  8. невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  9. нецелевое использование земель, неисполнение обязательных мероприятий по улучшению и охране почв;
  10. нарушение порядка предоставления и правового режима земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  11. уничтожение или повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд;
  12. проведение мелиоративных работ с нарушением утвержденных проектов;
  13. незаконная распашка земель, покос травы, выпас скота, порубка или повреждение насаждений, снятие дерна или выемка грунта;
  14. спуск канализационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы на полосе отвода автомобильной дороги;
  15. прокладка инженерных коммуникаций, установка наружной рекламы, дорожных знаков и указателей или размещение объектов сервиса без согласования с дорожными органами;
  16. разведение огня на полосе отвода и ближе 100 метров от деревянных мостов или курение на мостах с деревянными настилами;
  17. нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений;
  18. нарушение органами государственной или муниципальной власти сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;
  19. несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

Замечание 2

За все вышеперечисленные виды правонарушений в области охраны и использования земель предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Правом применять такие наказания обладают органы федеральной службы земельного кадастра, министерства природных ресурсов РФ, санитарно-эпидемиологического надзора, а также судебные инстанции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]