Преднамеренное уничтожение или порча чужого имущества как вид правонарушения

Порчей чужого имущества называется уничтожение или повреждение чужой частной собственности до такой степени, при которой она больше не сможет выполнять свои функциональные обязанности. Под чужой частной собственностью подразумевается любая вещь, которая принадлежит не человеку, повредившему или уничтожившему ее.

В статьях УК РФ 167 и 168 о порче чужого имущества содержится информация об уголовной ответственности за порчу чужой собственности по неосторожности и умышленное уничтожение чужого имущества.

Ответственность за умышленную порчу чужого имущества

За умышленно (нарочно) совершенное преступление предусмотрено уголовное или административное наказание. Если преступник имел прямой умысел испортить собственность стоимостью более 5 тысяч рублей, пострадавший может составить исковое обращение по факту преступления.

Доказательствами умысла обвиняемого обычно служат видеозаписи с места преступления или показания неродственных свидетелей. Но также судом могут быть рассмотрены и другие косвенные доказательства.

Если факт умышленности преступления подтвердится, согласно статье 167 УК РФ, ответчику грозит одна из следующих мер наказания:

Вандализм

В том случае, если было уничтожено или повреждено (разбито, сломано, исписано неприличными словами и граффити и т.д.) общественное имущество, то речь уже идет об акте вандализма. К имуществу общественного пользования относят здания и сооружения, общественный транспорт, остановки, имущество, находящееся в парках и зонах отдыха (скамейки, фонари, урны). Ответственность за вандализм предусмотрена статьей 214 УК РФ.

  • административный штраф в размере до 40 тысяч рублей или заработных плат за срок до 3 месяцев;
  • исправительные работы;
  • обязательные работы;
  • лишение свободы на срок до 2 лет (при особо крупном размере ущерба).

Но наказание последует только в том случае, если стоимость испорченного имущества составляла более 5 тысяч рублей и такой ущерб был существенным для пострадавшего. Существенность ущерба суд определяет в частном порядке исходя из уровня дохода пострадавшего в сравнении с ущербом, наличия иждивенцев на попечении у пострадавшего и наличия других отягощающих обстоятельств.

В том числе отягощается степень ответственности ответчика в том случае, если в результате уничтожения вещи был нанесен физический вред ответчику или третьему лицу (нескольким лицам).

Смотрите в следующем видеоролике об умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества

Что предпринять пострадавшему

Владельцу поврежденного добра необходимо предпринять такие действия:

  1. Оценить величину урона.
  2. Написать заявление в полицию. В документе указываются: адресат в формате: точное наименование отделения;
  3. ФИО и звание начальника;
  • персональные данные:
      ФИО полностью;
  • адрес регистрации и проживания;
  • дата и место рождения;
  • место работы;
  • контактный телефон;
  • краткое и лаконичное описание произошедшего с указание месторасположения недвижимости или характеристик иного поврежденного объекта;
  • перечислить:
      подозреваемых;
  • свидетелей.
  • Подождать передачи дела в мировой суд.
  • К этому времени подготовить гражданский иск о взыскании материальной компенсации.
  • Подсказка: если полиция не привлекла эксперта для оценки урона, то его услуги оплачивает пострадавший. Сумму следует включить в размер ущерба.
    Видео на тему порчи имущества

    Похожие статьи

    1. Преступления против собственности
    2. Ответственность за побои
    3. Принуждение к даче показаний
    4. Преступления против конституционных прав и свобод

    Ответственность за неумышленную порчу чужого имущества

    Неумышленной считается порча имущества, которая была осуществлена без прямого умысла (нечаянно) и умышленность которой не удалось доказать. Человек, нечаянно повредивший чужое имущество, может быть привлечен к уголовной ответственности когда размер урона для истца будет составлять более 250 тысяч рублей, при этом имущество повреждено вследствие поджога или взрыва.

    В таком случае ответчику будет присуждена одна из следующих мер наказания:

    1. Штраф размером до 120 тысяч рублей.
    2. Лишение свободы на срок до 1 года.

    В статье https://lexconsult.online/6689-posledstviya-umyshlennogo-neumyshlennogo-podzhoga-po-uk-rf узнайте, сколько дают за поджог умышленный.

    Гражданско-правовая ответственность

    Уголовная ответственность за нарушение законодательства при порче чужого имущества наступает в указанных выше случаях, но компенсировать пострадавшей стороне убытки согласно КоАП виновник обязан в любом случае. Если договориться о возмещении стоимости поврежденных или уничтоженных вещей в добровольном порядке не удалось, пострадавший может обратиться с иском в гражданский суд. Если вина ответчика будет доказана, суд принудит его компенсировать ущерб в полном объеме. Тут читайте о возмещении имущественного вреда в уголовном процессе.

    Стоит отметить: виновный в порче чужого имущества может не нести уголовной ответственности в случае примирения с пострадавшим (статья 76 УК РФ). Инициатором подписания мирового соглашения может выступать любая из сторон конфликта. При этом правонарушителю необходимо загладить вред, причиненный потерпевшему. Больше информации о примирении сторон в уголовном процессе можно прочитать .

    Но следует знать, что в случае, если размер ущерба при умышленном преступлении меньше 5 тысяч, а при неумышленном – меньше 120 тысяч рублей, существует срок исковой давности – 3 месяца. Если в указанный период пострадавший не обратиться в суд, то не сможет взыскать компенсацию с обвиняемого.

    Размер ущерба может быть оценен несколькими способами в зависимости от отдельной ситуации. К таким способам относятся:

    1. Независимая экспертиза. Применяется обычно в случае повреждения автомобилей, недвижимости и дорогостоящей аппаратуры.
    2. Предоставления чека о покупке вещи. Применяется при повреждении меховых изделий и других вещей, стоимость которых не изменилась с момента покупки.
    3. Определение среднерыночной стоимости. Применяется в случаях когда автомобиль, недвижимость, аппаратура или другая вещь, чек на которую не сохранился, полностью уничтожены. Тогда эксперт учитывает год выпуска и технические (и прочие) характеристики имущества и определяет среднерыночную стоимость такой вещи.

    Исходя из стоимости и качества повреждений собственности определяется размер компенсации пострадавшему.

    Что предпринять в случае уничтожения или повреждения вашего имущества, узнайте из видео ниже

    В чем состоит порча имущества

    Под имуществом в правовом поле подразумевается материальное благо, образовавшееся в результате приложения труда. Собственники трепетно относятся к имуществу. Оно имеет немалую ценность, в том числе является предметом гордости и уверенности в завтрашнем дне.

    Внимание: с правовой точки зрения, порча — это намеренное посягательство на чужое добро. То есть попытка нарушить право владельца, приданное последнему в рамках закона.

    В уголовном праве имущество рассматривается исключительно как материальный объект:

    • таковое наделено вполне определенной стоимостью;
    • согласно нормам законов имеет конкретного владельца;
    • право последнего свободно распоряжаться добром защищается в рамках законодательства.

    Подсказка: в намеренном причинении вреда общей совместной собственности состава уголовного правонарушения не усматривается. Таковое деяние подлежит наказанию в рамках Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

    Определение акта порчи собственности

    Описание преступлений, направленных на чужое добро, приводится в двух статьях УК: 167 и 168. В их тексте характеризуются общественно опасные действия, в результате которых владельцам причиняется ущерб.

    Под собственностью понимается любое имущество, право владения на которое определено в законодательном поле. Это могут быть предметы, движимые вещи, недвижимость.

    Определение: под порчей в правовом поле понимается нанесение вреда объектам, которые:

    • не позволяет использовать его в полном объеме;
    • полностью уничтожает.

    Объект

    К объектам изучаемого уголовного правонарушения относятся отношения в области владения собственностью. Разделение ответственности в рамках двух указанных кодексов связано с характеристикой ущерба и иными особенностями проступка. По статьям УК преследуется намеренный ущерб крупного размера. Остальные последствия подлежат наказанию в рамках КоАП. Подсказка: не подлежит наказанию уничтожение объектов и вещей собственником, если таковое деяние не повлекло ущерба для иных лиц.

    Предмет преступного деяния

    В правовом поле предметом посягательств выступает любой объект, право собственности на который установлено. Расследование начинается по заявлению владельца. К предметам преступления относятся такие виды собственности:

    • частная;
    • государственная;
    • общая совместная.

    В отдельную группу уголовных правонарушений выделены документы и вещи, имеющие особую ценность (статья 243 УК). В данном случае речь идет о предметах, в отношении которых установлена важность:

    • культурная;
    • историческая;
    • религиозная;
    • государственная.

    Внимание: к отягчающим обстоятельствам в параграфах УК отнесены такие:

    • хулиганские побуждения;
    • способы осуществления:
    • поджог;
    • взрыв;
    • иные (с применением механизмов, к примеру).

    О роли величины ущерба

    В ходе расследования правонарушения определяется размер убытка, нанесенного владельцу. Установление конкретной величины имеет решающее значение в определении наказания виновного:

    • значительный приводит к применению норм УК;
    • остальной подпадает под правила, записанные в КоАП.

    Разбирательство в суде производится на основании предоставленных документов. Это также влияет на подсчет суммы урона. К примеру, если человек поджег свой дом, а пожар перекинулся на соседнее здание, то стоимость добра поджигателя не учитывается.

    Подсказка: значительность ущерба расшифровывается в 158-й статье УК. По ее тексту урон исчисляется с учетом материального положения пострадавшего. Сумма не может быть меньше пяти тысяч рублей.

    Расшифровка терминов

    В описании вреда объектам владений применятся три термина. Каждый имеет строго определенную смысловую нагрузку, что важно при расследовании обстоятельств. Расшифровки таковы:

    1. Повреждение — это нанесение вреда небольшой степени. Предметы подлежат ремонту или восстановлению функционала.
    2. Уничтожение — приведение объекта в полную недееспособность. Таковой не подлежит использованию или ремонту.
    3. Понятие «порча» объединяет оба в одну группу.

    Подсказка: в судебном определении применяется точная характеристике нанесенного вреда.

    Судебная практика

    В случае неумышленного поджога имущества виноватая сторона вынуждена не только компенсировать пострадавшему убытки, но и в некоторых случаях заплатить штраф.

    К примеру, если виновник неумышленно нанес вред дорогому автомобилю на сумму свыше 250 тысяч рублей, он дополнительно будет обязан также выплатить штраф до 120 тысяч рублей государству или отбыть другую меру наказания, кроме компенсации ущерба пострадавшему.

    В случае умышленного же повреждения чужого имущества на сумму свыше 5 тысяч рублей оценивается и тяжесть нанесенного ущерба для пострадавшего. К примеру, уничтожив вещь стоимостью в 6 тысяч рублей, собственник которой имеет доход около 8 тысяч рублей в месяц, ответчик будет обязан выплатить дополнительно к компенсации стоимости вещи и штраф или будет присужден к другим мерам уголовного наказания. Если же собственник уничтоженной вещи стоимостью 6000 рублей имеет доход свыше 100 тысяч рублей в месяц, уголовного наказания не последует.

    Остались вопросы по поводу степени вины в порче чужого имущества? Задавайте их в комментариях

    Школа — место, где дети получают не только знания, но и разнообразный жизненный опыт, проводя большую часть дня вне родительской опеки. Их безопасность при этом является предметом беспокойства и ответственности родителей, учителей и школьной администрации. Zelenograd.ru попытался поднять небольшую часть вопросов, связанных с школьной безопасностью, и обсудить с экспертом правила поведения в школе по нескольким конкретным ситуациям: порча школьного имущества, кражи и ущерб чужому имуществу в школе, опоздания и нарушение правил доступа в школу, плохое поведение детей на уроках и на переменах, а также проблемы курения школьников.

    В студии — Светлана Викторовна Тимакова, специалист окружного управления образования, которая рассказала о том, кто и как осуществляет контроль выполнения норм поведения в школьных стенах.

    Послушать (31:33)загрузить файл со звуком (22184 кб)

    — Светлана Викторовна, давайте поговорим в первую очередь о том, как сегодня регламентируется школьная безопасность — какие есть правила, документы, нормативные акты?

    — Я сегодня хотела бы рассказать о профилактике, которая проводится в школе относительно всех правонарушений, которые могут существовать. И, прежде всего, хочу сказать, что мы все с вами люди образованные, знаем свои права, но, к сожалению, очень часто забываем обязанности. А без знания обязанностей мы начинаем ущемлять права других людей. Конечно же, когда родители приходят в образовательное учреждение, выбирая его по тем или иным принципам, они ориентируются на то, что ребенку в этой школе будет комфортно, безопасно и хорошо учиться. Но, отдавая заявление на зачисление ребенка, необходимо все-таки очень внимательно читать устав образовательного учреждения. Подчас родители в заявлении пишут «с уставом ознакомлен», а сами его не просматривают, а ведь это один из основных локальных актов любого образовательного учреждения. В уставе заложены основные моменты федерального закона об образовании, который мы все обязаны соблюдать. В уставе есть информация о том, какие права есть у учащихся, у родителей, что обязано делать образовательное учреждение. Поэтому устав необходимо изучать каждому родителю, а желательно и иметь его у себя.

    — Я правильно понимаю, что в уставе есть и специфические правила данной школы, и общие для всех федеральные и региональные составляющие?

    — Естественно, потому что каждая школа имеет свой внутренний распорядок дня, свои правила поведения учащихся. И если вы хотите знать права своего ребенка, вам обязательно надо посмотреть эти документы.

    — Ни один родитель не может сказать «я с уставом не ознакомлен», потому что при поступлении ребенка в школу он обязан расписаться и, может быть, получить устав на руки?

    — Школа обязана ознакомить каждого родителя со своим уставом, и, естественно, родитель по возможности должен этот устав изучить. Так как информационное пространство у нас сейчас достаточно открытое, то уставы многих школ есть на школьных сайтах. Можно зайти на сайт, посмотреть расписание, педагогов, ознакомиться с уставом, с правилами школьной жизни, с требованиями, которые школа предъявляет к учащимся и родителям. Родители должны активней пользоваться этой возможностью.

    — Значит, если кто-то из наших слушателей сейчас подумал «я не знаю устава школы, в которой учится мой ребенок» — он должен пойти и изучить его, и мы даже вправе посоветовать ему это сделать?

    — Да, он в праве это сделать как законный представитель несовершеннолетнего.

    Порча школьного имущества: исправлять будут родители

    — Давайте поговорим о конкретных примерах нарушений…

    — У нас в образовательных учреждениях, конечно же, бывают конфликтные ситуации. Подчас возникают конфликты, касающиеся порчи школьного имущества. Это больной вопрос, и объясню почему. Дело в том, что основная часть наших образовательных учреждений государственные, у нас есть лишь несколько частных школ. А в государственных школах государство затрачивает бюджетные деньги на формирование материально-технической базы учреждения. И поверьте, каждому директору и педагогу хочется, чтобы все кабинеты и их оборудование были в порядке. А когда дети нечаянно или по злому умыслу начинают портить имущество… сами понимаете, оно ведь из воздуха не возникает.

    — Хорошо. Например, мой ребенок нацарапал на парте какое-нибудь слово, имя любимой девочки. Учитель его за этим застукал. Что дальше происходит?

    — Образовательное учреждение государственное, государство профинансировало эту парту. Аналогия — если вы испортили сиденье в метро, например, изрезали его, это будет классифицироваться как мелкое хулиганство. То есть вступит в свои права административный кодекс.

    — И школа — это не какой-то особый мир? Здесь применяются все те же правила и законы?

    — Абсолютно те же законы, которые действуют на территории Российской Федерации.

    — Но если их нарушил ребенок, то отвечать за него будут его родители.

    — Совершенно верно. Потому что ответственность ребенка у нас наступает по ряду статей уголовного кодекса с 14 лет, по ряду статей административного кодекса с 16 лет. А вообще до 18 лет ребенок — это «чадо», и родители несут за него ответственность.

    — Возвращаясь к этому примеру, — учитель застукал ребенка, — что происходит дальше? Учитель ведь должен как-то зафиксировать это нарушение? Дать делу ход через директора, классного руководителя, чтобы потом привлечь родителей к этой ответственности, в том числе, материальной?

    — Здесь всё происходит так же, как и в основной массе государственных учреждений. Классный руководитель или учитель обязан отразить в докладной на имя директора совершенный факт порчи имущества. Создаваемая при администрации комиссия проверяет, насколько это соответствует действительности. Родители, как законные представители, естественно, ставятся в известность. Как правило, администрация и родители договариваются между собой без применения законодательных норм.

    — Значит, есть практика урегулирования таких дел внутри школы? Родитель как-то компенсирует порчу или сам приходит и оттирает надпись на парте?

    — В зависимости от того, насколько сильно испорчено имущество. Но, как правило, до суда не доходит. Договариваемся между собой, находим формы взаимодействия.

    — Это при небольшой порче имущества. А бывает в практике что-нибудь такое жуткое, когда сумма такая, что приходится идти в суд — например, ребенок разбил все окна в школе?

    — В своём опыте я не помню такого, чтобы администрация школы предъявляла иски законным представителям. Такого на практике у нас еще не было.

    Кражи и ущерб чужому имуществу: «У школы есть достаточно средств, чтобы найти виновного, не доводя до судебных исков»

    — А если ребенок испортил так или иначе имущество другого ученика — например, порвал ему куртку?

    — Все рамки нашего административного и уголовного законодательства тут действуют также. Законные представители пострадавшего могут обратиться к законным представителям того, кто нанес ущерб, в личном или судебном порядке.

    — Например, ребенок после уроков приходит в раздевалку и видит, что его вещи испорчены, например, порезана одежда. Он не видит виновника — что ему делать в этой ситуации, когда виновник не очевиден?

    — Естественно, обратиться к классному руководителю, к администрации. Да, у нас такие ситуации бывают, это жизнь, и никуда от этого не деться. Опять же, мы не доходим до разбирательств судебных исков с привлечением милиции. Мы стараемся найти виновника внутри коллектива, использовать все возможности для этого. У школы есть достаточно средств, для того чтобы проследить ситуацию и найти виновного, не вынося ситуацию в судебные иски. Иначе мы только и будем делать, что ходить по судам, а не учиться.

    — Школа, её администрация, сама проводит следствие?

    — В школе есть охрана, дежурные учителя, дежурные администраторы. Крайне редко ситуация остается незамеченной.

    — Кто-то видел, кто заходил в раздевалку — детей начинают как-то опрашивать?

    — Совершенно верно, спрашивать «кого ты видел?». Бывает, что у детей пропадают суммы денег и телефоны, которые они по забывчивости оставляют, хотя везде висят объявления «Не оставляйте ценных вещей». Нужно стараться носить все с собой.

    — А в какой степени школа «не хочет выносить сор из избы», старается замять какие-то неприятные случаи, когда не очевидно, кто виноват? Такое бывает?

    — Замять — это, конечно, несколько не наш вариант по той причине, что, как вы понимаете, для любого образовательного учреждения крайне важна его репутация. И если у нас где-то что-то выбивается из нормы, значит, не доработала наша администрация, дежурные учителя не досмотрели и не отследили. Недовоспитали детей, не объяснили им, что чужие вещи — это собственность, которую надо уважать, какая бы она не была. Мы обязаны в таком случае поставить для себя задачу усовершенствовать в воспитательном процессе методы воспитания, в том числе правового.

    — Кстати, а регламентирована ли как-то профилактика до того и какие-то беседы после того, как случаются проблемные ситуации? Например, в школе происходит кража, — неважно, нашли виновника или не нашли, — является ли обязанностью классного руководителя, например, провести беседу со своим классом: «Ребята! У нас произошел в школе вот такой случай… Пожалуйста, еще раз обращаю ваше внимание, следите за своими вещами, не оставляйте деньги в верхней одежде в раздевалках»?

    — Я сразу хочу разделить все кражи на те, которые попадают под действие административного кодекса, и те, которые попадают под действие уголовного кодекса. А беседы мы проводим — без объявления фамилий, как о случае вообще. Мы обязаны рассказать детям, на какие законодательные акты нужно посмотреть еще раз. Ведь наши дети — это наши будущие граждане, и они обязаны знать законодательство своей страны. Естественно, в компетенцию классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и администрации входит правовое воспитание учащихся.

    — Значит, всякий раз, когда в школе что-то случается, детям постоянно напоминают об этих правилах.

    — Мы начинаем с правил и устава поведения, и, как правило, заканчиваем в конце года тем же самым: «Дорогие дети, помните, что вы не одни. Вы должны уважать права и свободы других, но и отстаивать свою точку зрения».

    — А с родителями как-то обговаривается, чтобы они со своей стороны в семье проводили с детьми профилактические беседы, напоминали им о правилах жизни в обществе и в коллективе?

    — В обязательном порядке, потому что родители — это участники образовательного процесса, наряду с педагогами и детьми. Многие школы в своей практике начинают использовать форумы, горячие линии, где родители могут в реальном времени задать вопрос, который их интересует. Никто не отменял родительские собрания, куда мы приглашаем специалистов разных ведомств, чтобы они еще раз выступили для родителей. К сожалению, должна констатировать, что, как правило, многие родители с большой неохотой слушают специалистов, инспекторов по делам несовершеннолетних и администрацию, которая начинает говорить: «Уважаемые родители, обратите внимания на такие-то моменты».

    — Горячая линия для родителей в Зеленограде функционирует или её планируется создать? Это было бы очень здорово, если бы родитель всегда имел в мобильном телефоне номер горячей линии и звонил в случае чего.

    — Окружное управление образования предполагает создать на своем уровне горячую линию, проект такой есть. Еще раз повторю, что и у многих школ на сайтах уже есть такие возможности — мы всё шире начинаем их использовать.

    «Опоздал и без сменки»

    — Если говорить об охране — какие существуют права и обязанности по доступу в школу? Зачастую детей не пускают без сменной обуви, не выпускают из школы во время уроков. Я знаю, что на время уроков, бывает, в школе закрывают туалеты. Можно ли ребенка выгонять из класса за плохое поведение или нельзя? Расскажите об этих ситуациях.

    — Давайте по порядку. Начнем с того, что централизованная охрана, как вы знаете, у нас стоит во всех школах. Это обязательное условие нашего образовательного процесса. Естественно, если в правилах поведения учащихся прописано приходить в школу в сменной обуви и опрятной одежде — эти правила надо соблюдать. Если на улице грязно, то уборщица не может все время убирать за каждым ребенком, приходящим без сменной обуви. И это должно быть осознано родителями, что дети обязаны приходить со сменной обувью и вовремя. Если ребенок опаздывает — он нарушает учебный настрой и срывает урок: дети отвлекаются, и учитель может потерять основную информационную часть урока из-за того, что Маша или Вася опоздали. Ведь мы сами, как взрослые люди, не допускаем регулярных опозданий на работу — и у своих детей мы должны вырабатывать такую дисциплину с начальной школы. Время есть время, ко времени надо прийти.

    — Если все-таки ребенок опоздал, пришел без сменной обуви и его не пускают в школу — куда ему податься?

    — В школу его не могут не пустить, потому что он уже пришел, и школа уже начала нести за него ответственность. Если есть возможность кому-то поднести сменную обувь или дать ребенку бахилы, — как в начальной школе, где сменная обувь является обязательным условием санитарных норм, — то ситуация, конечно, разрешится. Чтобы в школу не пустили и куда-то отправили — это из ряда вон выходящий случай, и тогда администрация берет на себя ответственность за то, что может случиться с ребенком за это время.

    — Значит, родители не должны беспокоиться, что его ребенка почему-либо не пустят в школу? В крайнем случае, он будет сидеть и ждать начала второго урока, если он опоздал к первому?

    — Если он опоздал практически на весь урок и пришел к концу, то, естественно, нет смысла его впускать, а если опоздал на 10-15 минут, то, конечно, его отправят в класс.

    — С соответствующими записями в дневнике о поведении?

    — С записью «Уважаемые родители, обратите внимание, что утренняя дисциплина у ребенка страдает».

    Плохое поведение на уроке: успокоят психолог, дежурный учитель или школьный инспектор ОВД

    — Если ребенок плохо себя ведет на уроке, его могут выдворить из класса? И кто в этом случае несет за него ответственность?

    — Расшифруйте термин «плохо ведет себя на уроке». Мне не очень понятно.

    — Например, начинает бить учебником по голове своего соседа по парте…

    — Тут уже, извините, уголовный кодекс вступает в действие.

    — … громко обзывается…

    — Если это цензурная форма, то это одно, если нецензурная, то…

    — …стреляет из трубочки бумагой, дергает за косичку соседку…

    — Вы приводите примеры, которые в той или иной степени наносят вред другому ребенку.

    — А как должно быть в таких случаях? Я просто свое школьное детство вспоминаю…

    — У нас, как правило, в образовательном учреждении есть освобожденный администратор. И если уж ситуация совсем «аховая», то можно обратиться к его помощи — чтобы он вывел ребенка хотя бы на несколько минут, ребенок успокоился, в присутствии взрослого пришел в себя и шёл продолжать уроки. Всё, что вы сейчас перечислили — это, как правило, даже не просто нарушение дисциплины, это крайние формы проявления негативного поведения. А в целом, конечно же, если ребенок достаточно слабый, ему не интересно учиться в силу отсутствия мотивации или в силу своих способностей он не очень усваивает программу, то наши учителя стараются дать ему немного измененный материал, чтобы ребенок все равно не отставал от процесса. Тем не менее, такие случаи, конечно же, имеют место быть — когда дети на уроках ведут себя не должным образом. Но мы не можем выставлять ребенка с урока, потому что мы отвечаем за его жизнь и здоровье.

    — Если он совсем плохо себя ведет, то обязательно вызывается этот дежурный администратор?

    — В крайнем случае, ребёнка можно отсадить на последнюю парту, дать задание, успокоить его. Вы сами понимаете, что дети это дети. Как правило, такие ситуации возникают в предподростковом или подростковом возрасте, когда дети пытаются обратить на себя внимание противоположного пола, как-то заявить о себе в коллективе. Но в основном у нас работают опытные педагоги, и они всегда знают, как можно успокоить того или иного ребенка — кого-то отсадить, кому-то просто сказать: «Поднимись, вздохни, сядь, пожалуйста, на место, успокойся». То есть применить любые минимальные психологические и педагогические приемы.

    — В основном задача навести порядок в классе и успокоить ребенка лежит на учителе, который ведет урок?

    — Совершенно верно, так как во время урока он отвечает за жизнь и здоровье учащихся.

    — А в каких-то крайних случаях? Вот у нас на форуме сайта был пример, когда мальчик якобы с ножом угрожал своим одноклассникам. В этом случае вызывается милиция?

    — Был у нас такой прецедент. Я не могу вам сказать, чем он завершился, потому что по нему еще продолжается судебный процесс. Вообще, за каждым образовательным учреждением закреплен школьный инспектор по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел, на территории которого расположена школа — в его функции входит воспитательная профилактическая работа в школе. Каждый родитель может узнать о том, какой инспектор закреплён за школой, от какого ОВД, когда он приходит — эта информация есть на информационном стенде школы. Департамент образования и ГУВД города Москвы заключили между собой соглашение о том, чтобы школьные инспекторы более эффективно работали в образовательных учреждениях и тем самым усиливали правовое воспитание детей. Вы прекрасно понимаете, что человек в форме, наделенный административной властью, данной государством, всегда воспринимается учениками гораздо лучше, чем примелькавшийся учитель, и всё, что он говорит, принимается с более позитивным интересом. Поэтому наши образовательные учреждения очень часто привлекают школьных инспекторов для проведения профилактических мероприятий, у каждой школы есть план и график таких совместных мероприятий, подписанный ОВД.

    Когда ситуация совсем крайняя, как вы говорите — ребенок бегает с ножом и представлять опасность для других детей, — то речь идет уже о правонарушении в виде преступлений. И, конечно же, школа должна обратиться к школьному инспектору, если своими силами не может разрешить эту ситуацию.

    — А школа, скорее всего, не может справиться своими силами?

    — Если ребенок маленький, адекватный — его можно успокоить: позвать школьного психолога, он уведет ребенка к себе, проведет небольшую беседу. Все зависит от конкретной ситуации, от ее сложности. Как правило, школа всё-таки решает проблемы своими методами.

    — Может быть, охранник пытается что-то сделать?

    — Охранник, как правило, нет, так как он не член педагогического коллектива. Мы не можем его привлекать в таких ситуациях, у него нет ни педагогического, ни психологического образования. Он выполняет функции охраны, контрольно-пропускные функции.

    Перемены: «Это понятно, дети бегали, бегают и будут бегать»

    — Значит, охрана скорее защищает школу от внешнего мира, нежели детей друг от друга. На уроках с детьми работает педагог, а что происходит на переменах? Дети бегают, дерутся друг с другом. Насколько я знаю, есть дежурные учителя, но я не очень представляю себе, как маленькая женщина — дежурный учитель — будет разнимать, например, дерущихся или толкающихся одиннадцатиклассников, таких «лбов» под два метра?

    — Одиннадцатиклассники, как правило, не дерутся. Они уже заняты другим.

    — Тогда семиклассников, которые с огромной скоростью сталкиваются друг с другом?

    — Да, вот семиклассники, сталкивающиеся с огромной скоростью — это наиболее распространенная наша проблема. Опять же, каждая школа, исходя из своих возможностей и особенностей, организует занятость детей на переменах. В каждой школе есть рекреации, дежурные учителя. Более младшие школьники могут заниматься какими-то играми, но, конечно же, им надо побегать, они должны сменить умственную деятельность на физическую — отдохнуть от урока. Это понятно, дети бегали, бегают и будут бегать.

    — Значит с точки зрения школы это не плохо, а наоборот — естественно и хорошо?

    — Да, ребёнок же сидел 40-45 минут, он устал, ему надо получить разрядку. Но бывает, что подчас дети вместо позитивной разрядки могут оскорблять друг друга, бегать друг за другом и применять какие-то не очень законные методы воздействия друг на друга. И поэтому необходимо занять детей на перемене, в том числе какими-то играми — это тоже наша функция.

    — Обязанность?

    — Не обязанность, а, скорее, функция. Учитель-предметник обязан вести уроки, дежурный учитель обязан наблюдать за дисциплиной. И если у администрации школы есть возможности подключить еще какие-то игровые формы досуга, чтобы занять детей на перемене — конечно же, мы их используем.

    — Ну, например, семиклассники выходят с урока биологии в рекреацию. Какие игровые формы тут могут быть?

    — Абсолютно любые. Вы знаете, у них есть такие всевозможные липучие шары, которыми они очень любят кидать друг в друга. Они любят устраивать мишени, и соревноваться, кто лучше попадет в мишень.

    — Значит, школа должна, наоборот, как-то организовать досуг на переменах — может быть, дать ученикам эти шарики для метания, повесить какие-то мишени? Я утрирую, конечно.

    — Естественно. Конечно, не дартс, который травмоопасен, а только то, что безобидно. Вспомните наше советское детство, когда нам ставили кегли…

    — А у меня ничего такого не было, я не помню.

    — В моем детстве такое было. И сейчас многие начальные школы на переменах это задействуют, почему бы и нет, в меру своих возможностей. Конечно, редко есть какие-то специальные игровые площадки для этого.

    Курение: запрещено в школе федеральным законом

    — А если дети не бегают на переменах, а хотят просто… тихо пойти покурить?

    — Объясню, почему детей не оставляют в классе на переменах: у нас есть санитарно-эпидемиологические нормы, по которым мы обязаны проветрить помещение. Поэтому если дети начинают говорить «мы хотим посидеть на перемене в классе», мы стараемся все-таки отправить их подвигаться, чтобы проветрить класс и подготовить его к новому уроку.

    Что касается курения: курение в любых формах в детских образовательных учреждениях запрещено 87 федеральным законом. Но, к сожалению, наши родители подчас думают: «Мой ребенок уже десятиклассник, достиг семнадцатилетнего возраста, я знаю, что он покуривает, и я ему разрешаю это делать, почему бы ему не курить?». Вот с такими заявлениями я сталкивалась: «Я сам разрешаю ему курить, и могу написать заявление о том, что разрешаю своему несовершеннолетнему чаду курить».

    — Какие милые родители. И вы говорите: «Можете писать любое заявление, но в школе это запрещено»? А если ребенок все-таки пытается где-то пристроиться с сигареткой — например, он идет в туалет…

    — Вот представьте ситуацию, он идет в туалет, он накурил. В воздухе продукты распада…

    — Нет, я не говорю, что это хорошо. Я спрашиваю, что с этим делать? Недавно была история в школе 1740, где старшеклассники курили, и директор вызывала милицию (описание ситуации на форуме Управления образования)

    — Директор вызвала школьного инспектора. По инциденту в школе 1740 у нас сейчас идет дорасследование, там есть ряд вопросов ко всем участникам образовательного процесса. Но если мы абстрагируемся от ситуации в школе 1740… например, на перемене в какой-то школе ни в один санузел зайти не возможно, там дым. И, значит, малыши не могут туда сходить или должны дышать этим воздухом. Почему мы должны защищать права одних и забывать о правах других? Основная масса детей у нас все-таки некурящие, но все почему-то забывают о них и кричат о вопиющих случаях того, что нарушены права курильщиков.

    — Нет, по-моему, об этом как раз никто не кричит. Я хочу понять, что может сделать школа с этой проблемой.

    — Рассказываю с самого начала. Если такая ситуация есть с 1 сентября, то, прежде всего, директор образовательного учреждения пишет приказ о том, что он запрещает курить на территории образовательного учреждения. Приказ касается всех — и взрослых, и детей.

    — Учителям курить тоже нельзя?

    — Естественно. У нас детское образовательное учреждение, поэтому уж взрослые люди пусть сами как-нибудь решают эту проблему. Сейчас я наверняка услышу массу вопросов о том, что «как же, это наше право, оно ущемляется!» Но еще раз говорю, что федеральный закон 87, статья 6 запрещает курить на территории образовательного учреждения. Всем. И точка. Мы либо выполняем законодательство, либо не выполняем.

    Далее, если такой приказ директора издан и всё-таки начинаются прецеденты, — дети начинают покуривать, — тогда дежурный администратор, классный руководитель, педагог или сотрудник школы, заметивший это, в обязательном порядке докладывает директору о том, что «мной, таким-то, были замечены там-то такие-то ученики за нарушением федерального закона, устава школы и правил поведения учащихся, где прописан строжайший запрет на курение. Естественно, на первый раз мы приглашаем детей, администрацию, родителей и говорим: «Дорогие наши родители, просим вас усилить меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего». Все это протоколируется, родители ставят свою подпись о том, что они были ознакомлены с решением, и на первый раз ситуация у нас из-под контроля не выходит. Если курение становится системным, и родители в курсе, протокол подписывали, а докладные все равно идут — тогда мы уже вынуждены информировать нашего школьного инспектора для того, чтобы он провёл дополнительную беседу с родителями и с несовершеннолетними о том, что у нас есть законодательство, и мы обязаны его соблюдать. Вы знаете, что если несовершеннолетний всё-таки злостно нарушает законодательство, органы внутренних дел имеют право наложить штраф на его законных представителей.

    — А органы опеки вы как-то к этому привлекаете?

    — Органы опеки не осуществляют функцию профилактической правовой работы. Они всё-таки отслеживают тех детей, у которых социальные проблемы, социальное сиротство, это не совсем то. В случаях правонарушений нам помогают школьные инспекторы, инспекция по делам несовершеннолетних, с которыми мы очень тесно взаимодействуем. И если инспектор по делам несовершеннолетних считает, что работу с детьми необходимо провести в Отделе внутренних дел — у него есть на то полномочия. У нас есть приказ Министерства внутренних дел, где разграничены случаи, когда можно проводить работу в школе, а когда можно доставлять несовершеннолетних, например, в ОВД.

    — Значит, школа вызывает инспектор, когда терпение школы уже подошло к концу? Когда все меры исчерпаны, законные представители в курсе, родители уже всё подписывали — а ученик опять, в сотый раз, курит. Надоело, невозможно. Да еще ведет себя по-хамски, не бросает эту сигарету. Тогда вы вызываете инспектора?

    — По крайней мере, ставим его в известность.

    — Инспектор может сказать: «Я тоже уже ничего не могу поделать, я сейчас его увезу и буду с ним работать».

    — Действия инспектора дальше уже регламентируют приказы Министерства внутренних дел.

    — А в тот момент, когда администрация школы вызывает инспектора, должна ли она одновременно известить родителей?

    — Законных представителей ребёнка — естественно.

    — Делает звонок инспектору и звонок родителям. Могут ли родители сказать: «Мы сейчас приедем, заберем ребенка и выпорем его»?

    — Как можно его забрать и прервать тем самым учебный процесс? У него, может быть, еще два урока. Он должен доучиться по школьному расписанию, получить домашнее задание и т.д.

    — А инспектор может приехать и забрать детей?

    — Инспектор, как правило, старается проводить свою беседу на перемене между уроками, не прерывая учебного процесса. Прежде всего мы обеспечиваем образовательный процесс, а уж потом профилактический. И нам всегда нужна помощь родителей. Если нет обратной связи с родителями или они категорически отказываются помогать образовательному учреждению, тогда начинаются сложности.

    Курение — это все-таки правонарушение. Да, оно классифицируется как административный проступок, но это правонарушение. И школа не совершает никаких криминальных действий, когда реагирует на правонарушение. В том числе, с помощью закрепленного за школой инспектора. Наши дети все-таки обязаны уважать друг друга и знать элементарные нормы и правила поведения.

    Елена Панасенко

    Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]