Как поступать командиру (начальнику), если военнослужащий не выполняет его законный приказ


Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Как поступать командиру (начальнику), если военнослужащий не выполняет его законный приказ

Как поступать командиру (начальнику), если военнослужащий не выполняет его законный приказ

полковник юстиции , начальник кафедры теории, истории государства и международного права Военного университета, кандидат философских наук, доцент; капитан , слушатель военно-юридического факультета Военного университета

Одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руковод­ства ими и взаимоотношений между военнослужа­щими является принцип единоначалия. Основы еди­ноначалия выражаются в праве командира едино­лично принимать решение, отдавать соответству­ющие приказы и обеспечивать их выполнение, и обязанности военнослужащего беспрекословно под­чиняться. Обсуждение приказа недопустимо, а не­повиновение или другое неисполнение приказа яв­ляется воинским преступлением (ст. 30 Устава внут­ренней службы Вооруженных Сил Российской Фе­дерации[1]).

Приказ — это распоряжение командира, обра­щенное к подчиненным и требующее обязательно­го выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или груп­пе военнослужащих. Законность приказа означает то, что он должен соответствовать требованиям законов, воинских уставов, отдаваться в порядке и в интересах службы. Часть 3 статьи 36 Закона Рос­сийской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, не имеющие отношения к военной службе и направ­ленные на нарушение закона. Но, согласно статьям 34, 35 и 41 УВС ВС, приказ может касаться не толь­ко служебной деятельности, но и поведения воен­нослужащего вне службы, в общественном ме­сте.

В случае неисполнения приказа подчиненным командир обязан принять все установленные меры принуждения, вплоть до ареста виновного и при­влечения его к уголовной ответственности, причем оружие может быть применено в исключительных случаях. Неисполнение приказа является опасным посягательством на порядок подчиненности.

Какие же наказания и меры воздействия предус­мотрены за неисполнение приказа? Ответы мы мо­жем найти в Уголовном кодексе Российской Феде­рации (введен в действие с 1 января 1997 года), Ус­таве внутренней службы и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, прика­зах Министра обороны от 1985 года № 87 «Об от­ветственности военных строителей за преступления и административные правонарушения», от 1988 года № 38 «Об укреплении законности в админист­ративной деятельности в армии и на флоте», при­казах Министра обороны Российской Федерации от 1993 года № 000, от 1997 года № 000, Обзоре судеб­ной практики Верховного Суда Российской Феде­рации за 1996 год (по уголовным делам), Обзоре кассационной и надзорной практики Военной кол­легии Верховного Суда за 1996 год, а также, исполь­зуя учебные пособия («Уголовное право»; Военный институт, 1985 год; «Криминология» под редакци­ей Долговой , Инфра-М., 1997 год).

1. Сначала рассмотрим исключительную меру-применение оружия. Часть 3 статьи 1 Закона Рос­сийской Федерации «О статусе военнослужащих» определяет, что военнослужащий имеет право на применение оружия, в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Фе­дерации и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Некоторых военачаль­ников данная формулировка вполне устраивает без каких-либо дополнений, и поэтому известны слу­чаи, когда в мирное время наши командиры сами хватались за пистолет или открывали оружейные комнаты и вооружали солдат с целью применения оружия для восстановления уставного порядка и дисциплины.

Но согласно статье 9 ДУ ВС и частя 5 статьи 11 УВС ВС, применение командиром оружия лич­но или его приказ на применение оружия для вос­становления дисциплины и порядка в случае от­крытого неповиновения подчиненного возможны только в боевой обстановке, когда действия под­чиненного направлены на срыв боевой задачи, а в условиях мирного времени, — когда действия подчиненного направлены на измену Родине. Применение оружия в мирных условиях возмож­но также в случаях, указанных в части 3 статьи 11 УВС ВС, а именно:

— отражения группового или вооруженного на­падения на охраняемые военные или государствен­ные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения во­инских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невоз­можно;

— для пресечения попытки насильственного зав­ладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

— для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здо­ровью, если иными способами и средствами защи­тить их невозможно;

— для задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооружен­ное сопротивление, а также вооруженного лица, от­казывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами, средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.

В любом случае, применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить.

Таким образом, ясно, что оснований у коман­дира по применению оружия к неподчиняющимся военнослужащим немного, и каждый случай при­менения оружия подлежит административному рас­следованию. Но при открытом неповиновении большинства военнослужащих, грозящем перерас­ти в сопротивление, можно использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи (т. е. выстрелить вверх), в соответствии с частью 2 статьи 12 УВС ВС.

2. За неисполнение приказа предусмотрена ста­тьей 332 Уголовного кодекса Российской Федера­ции уголовная ответственность.

Возможно умышленное и неосторожное неис­полнение приказа. Умышленное неисполнение при­каза начальника может выражаться в открытом неповиновении или при внешнем принятии прика­за, в его умышленном фактическом неисполнении. Формой умышленного неисполнения приказа мо­гут быть совершение действий, запрещенных при­казом, а также иное несвоевременное или неполное исполнение приказа, который фактически оказал­ся умышленно неисполненным.

Уголовно наказуемым является лишь такое умышленное неисполнение приказа, которое при­чинило существенный вред интересам службы. Вред может быть физическим, имущественным или орга­низационным. Существенный вред следует пони­мать в первую очередь как вред, затрагивающий сущность воинских отношений подчиненности (подрыв воинской дисциплины, провокация к не­ исполнению приказов другими военнослужащими, падение авторитета начальника и т. д.). Физический вред может выражаться в причинении вреда здоро­вью людей, а имущественный – в нанесении ущер­ба воинской части, боевой технике, другому иму­ществу.

За совершение преступления, указанного в части 1 статьи 332 УК РФ, предусмотрено наказами для военнослужащих, проходящих военную служ­бу по контракту, — в виде ограничения по военной службе[2] на срок до двух лет, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в виде содержания в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет либо ареста на срок до шести меся­цев для всех военнослужащих.

Неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшие тяж­кие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (часть 2 статьи 332 УК РФ).

К тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение смерти по неосторожности, умышлен­ное причинение средней тяжести вреда здоровью, а также более опасные последствия для людей, допол­нительно квалифицируемые по статьям главы о преступлениях против жизни и здоровья. Тяжкие последствия могут включать в себя срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности, вывод из строя боевой техники, причинение значительного материального ущерба и т. п.

Уголовная ответственность за неумышленное неисполнение приказа наступает при правонарушениях, повлекших тяжкие последствия. Данное пре­ступление наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дис­циплинарной воинской части на срок до двух лет (часть 3 статьи 332 УК РФ).

3. Прочее неисполнение приказа наказывается в порядке, предусмотренном ДУ ВС РФ. Тяжесть на­казания зависит от тяжести совершенного проступ­ка, воинского звания и должности командира, при­меняющего дисциплинарное взыскание и воинско­го звания нарушителя.

На военнослужащих рядового и сержантского состава может быть наложено взыскание, предус­мотренное статьями 51-53 ДУ ВС РФ: от выговора до ареста, с содержанием на гауптвахте на срок до 10 суток (на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту — до 7 суток) и увольнения в запас военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

На прапорщиков и мичманов могут налагаться взыскания, предусмотренные статьей 62 ДУ ВС РФ, от выговора до ареста с содержанием на гауптвах­те на срок до 5 суток и до досрочного увольнения в запас. Причем арест может быть применен к воен­нослужащим лишь в случае открытого неповино­вения (часть 2 статьи 9 ДУ ВС РФ).

На офицеров могут налагаться взыскания, пре­дусмотренные статьей 69 ДУ ВС РФ, а именно: вы­говор, строгий выговор, предупреждение о непол­ном служебном соответствии, снижение в должнос­ти, досрочное увольнение в запас офицеров от за­местителей командиров полков, старших помощни­ков командиров кораблей 1 ранга и ниже.

Наложению дисциплинарного взыскания долж­но предшествовать разбирательство для установле­ния причин и условий, способствовавших соверше­нию данного проступка.

Исходя из вышеизложенного, порядок действий командира при неисполнении приказа его подчи­ненными необходимо дифференцировать в каждом конкретном случае, в зависимости от личности пра­вонарушителя и его воинского звания. Если право­нарушение совершено рядовыми, сержантами или старшинами, то порядок действий командира должен быть следующим:

1. Оценить тяжесть совершения данного право­нарушения и принять, если необходимо, неотлож­ные меры:

а) отстранение военнослужащего от должности;

б) немедленный арест военнослужащего необхо­димо произвести в следующих случаях:

— если проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 332 УК РФ;

— если произошло открытое неповиновение, а другие меры воздействия не повлияли на его пове­дение.

Если открытое неповиновение перерастает в со­противление командиру, то командир может ис­пользовать других военнослужащих, например су­точный наряд, для изоляции данных неповиную­щихся законному приказу, с целью произведения ареста. В данном случае арест может быть произве­ден в соответствии с правилом, установленным ча­стью 2 статьи 83 ДУ ВС, которая указывает, что право ареста в отношении солдат, матросов, стар­шин и сержантов принадлежит всем офицерам.

Если проступок военнослужащего содержит при­знаки состава преступления, то необходимо доло­жить командиру воинской части. Командир части уведомляет прокурора, при необходимости возбуж­дает уголовное дело и назначает дознание. Наказа­ние военнослужащего в дисциплинарном порядке (в том числе и арест) не освобождает его от уголов­ной ответственности.

2. Произвести разбирательство в соответствии со статьей 86 ДУ ВС с целью выявления причин и условий, способствовавших совершению проступ­ка.

Это очень важный этап деятельности команди­ра. От того, насколько правильно он выяснит при­чины совершения правонарушения и сможет с ними бороться, зависит совершение подобных правона­рушений в дальнейшем.

Если в коллективе благоприятный климат, ат­мосфера нетерпимости к нарушениям воинской дис­циплины, а совершение проступков военнослужа­щими зависит только от личной недисциплиниро­ванности, необходимо вести работу с конкретны­ми личностями. Наиболее эффективными являют­ся личная беседа с разъяснением оснований ответственности за совершение воинских преступлений, а также вызов на беседу с военным прокурором. И, конечно, применение соответствующего дисципли­нарного взыскания.

Если в коллективе неблагоприятная атмосфера в плане борьбы с нарушениями воинской дисцип­лины, то помимо наказания непосредственных ви­новных в дисциплинарном порядке, необходимо использовать все способы воспитания личного со­става с привлечением всех офицеров части к жест­кому контролю за военнослужащими. Но и здесь одно средство воздействия по своей эффективнос­ти можно выделить из остальных: договориться с руководством одной из дисциплинарных частей и пригласить на встречу с личным составом одного из осужденных, отбывающих там наказание. Опыт показывает, что откровенные рассказы осужденных влияют на солдат в несколько раз сильнее лекции офицера.

При неисполнении приказа офицерами или пра­порщиками и мичманами также необходимо выяс­нить причины совершения проступка.

Причинами открытого неповиновения может быть нежелание продолжать военную службу, лич­ная неприязнь к командиру, нахождение в состоя­нии сильного душевного волнения, состоянии ал­когольного или наркотического опьянения и др. Но в каждом конкретном случае необходимо разоб­раться и привлечь к уголовной ответственности или к дисциплинарной — вплоть до увольнения с воен­ной службы в соответствии с пунктами «б» и «в» части 2 статьи 49 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Но офицеры и прапорщики — это все-таки более сознательная категория военнослужащих, и им в основном не нужно объяснять, какие последствия могут наступить за невыполнение приказа. Чаще всего неисполнение ими приказа наступает неумыш­ленно, вследствие халатности, небрежности или нео­сторожности. В данном случае можно ограничить­ся дисциплинарным взысканием, если не наступи­ли тяжкие последствия.

Выяснение причин неисполнения приказа позво­ляет не только определить вид юридической ответ­ственности и меру наказания, но и предотвратить совершение подобных правонарушений путем пуб­личного обсуждения проступков офицеров, прапор­щиков и мичманов. Для этих целей можно исполь­зовать собрания военнослужащих воинской части либо товарищеские суды чести, которые при пра­вильном проведении заседаний имеют большое вли­яние на участников.

Неисполнение законного приказа — это право­нарушение, посягающее на основу строительства Вооруженных Сил Российской Федерации — прин­цип единоначалия, за совершение которого предус­мотрена дисциплинарная или уголовная ответствен­ность. Ни одно неисполнение законного приказа не должно оставаться безнаказанным, поскольку без­наказанность порождает вседозволенность, а это фактически означает прекращение существования части как боевой единицы. Но чтобы наказание было эффективным, оно должно быть законным, своевременным и соответствующим тяжести послед­ствий неисполнения приказа. Только так можно сохранить воинскую дисциплину в войсках на вы­соком уровне, который позволит обеспечить выпол­нение поставленных боевых задач по защите Оте­чества.

[1] Далее в статье УВС ВС, Дисциплинарный Устав — ДУ ВС.

[2] При данном наказании из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

В настоящее время в Федеральной пограничной службе Российской Федерации разработана Инструкция об орга­низации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе (введена в действие приказом ФПС РФ от 1 февраля 1997 года № 88).

Комментарий к Ст. 332 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона выражена бездействием — подчиненный не исполняет отданный в установленном порядке правомерный приказ начальника. Согласно ч. 2 ст. 42 УК, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

При этом бездействие может быть активным, когда подчиненный открыто заявляет, что не будет исполнять отданный ему приказ, и пассивным, если подчиненный фактически не выполняет приказ начальника.

2. В законе указаны общественно опасные последствия, наступление которых является обязательным для признания данного преступления оконченным, — причинение существенного вреда интересам службы. Данное понятие является оценочным, и существенность вреда в каждом конкретном случае должна быть установлена судом. К существенному вреду можно отнести причинение значительного материального ущерба, срыв мероприятия по выполнению текущих задач и т.п.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

4. Субъект преступления специальный — подчиненный военнослужащий, не исполняющий приказ начальника.

5. Понятие тяжких последствий (ч. 2) является оценочным. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти или вреда здоровью потерпевшего, полный срыв боевого задания и др.

6. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 3, состоит в неисполнении приказа, повлекшем тяжкие последствия. С субъективной стороны данное посягательство характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Комментарий к Статье 332 УК РФ

1. Общественная опасность неисполнения приказа определяется тем, что оно нарушает закрепленный воинскими уставами порядок управления войсками, установленный в целях обеспечения их постоянной боевой готовности, затрудняет нормальное выполнение воинскими частями и подразделениями возложенных на них задач, наносит тем самым ущерб интересам службы.

2. Объектом посягательства при неисполнении приказа является порядок воинской подчиненности, реализующий принцип единоначалия. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (ст. 30) определяет единоначалие как один из принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Статья 31 этого Устава и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ наделяют командира (начальника) правом отдавать приказы и обязывают подчиненного беспрекословно повиноваться, что и является основными принципами единоначалия. Статья 40 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ определяет: «Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок» <1>. ——————————— <1> См.: Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. М., 1994. С. 19.

3. Приказ, за невыполнение которого установлена УО, представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (имеется в виду законный приказ — см. коммент. к ст. 42) (ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140 <1>). ——————————— <1> САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4931.

4. Начальники различаются по служебному положению и воинскому званию. Начальники, которым военнослужащий подчинен по службе хотя бы временно, являются прямыми начальниками. По воинскому званию начальниками являются военнослужащие более высокого звания, например генералы, адмиралы, полковники и капитаны первого ранга — для младших офицеров и нижестоящих военнослужащих; подполковники, майоры и им равные — для прапорщиков и нижестоящих; младшие офицеры — для сержантов и нижестоящих по званию военнослужащих и т.д.

5. С объективной стороны преступление может быть совершено в форме неповиновения, совершения действий, запрещенных приказом, иного умышленного неисполнения приказа (ч. 1 и 2) и неисполнения приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе (ч. 3).

5.1. Неповиновение выражается в открытом отказе от исполнения приказа начальника, когда подчиненный, противопоставляя свою волю воле начальника, в категорической форме заявляет либо иным образом демонстрирует, что выполнять приказ он не будет.

5.2. Иное умышленное неисполнение приказа заключается в том, что приказ начальника подчиненный принимает к исполнению, но фактически его не исполняет. При этом умысел на неисполнение приказа может возникнуть у виновного в момент получения приказа либо позднее.

5.3. Неисполнение приказа по неосторожности имеет место тогда, когда подчиненный, получив приказ начальника, вследствие небрежности или недобросовестного отношения к службе не выполняет требования приказа или выполняет его ненадлежащим образом. Это может быть результатом забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа.

6. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1), когда в результате открытого отказа от выполнения приказа либо по окончании установленного или необходимого срока, в течение которого он должен быть выполнен, причиняется существенный вред интересам службы.

Уголовно наказуемым является лишь такое умышленное неисполнение приказа, в результате которого наступили общественно опасные последствия. Под существенным вредом понимается, например, срыв мероприятий, предусмотренных распорядком дня, расписанием занятий, планом учений, необеспечение положенными видами довольствия военнослужащих, временный вывод из строя военной техники, вооружения, срыв мер, подлежащих принятию в кризисной ситуации, экстремальной обстановке, нарушение прав и интересов граждан, дискредитация начальника перед его подчиненными. Он определяется судом. Неисполнение приказа, не повлекшее причинения существенного вреда интересам службы, может быть признано лишь дисциплинарным проступком.

7. Субъективная сторона составов преступления (ч. 1 и 2) характеризуется прямым или косвенным умыслом. Неосторожное неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе (ч. 3) предполагает несовершение действий, предписанных приказом, или совершение действий, запрещенных приказом, а также несвоевременное, неполное, неточное исполнения приказа, совершенные по небрежности или легкомыслию.

8. Субъектом преступного посягательства может быть любой военнослужащий, подчиненный постоянно или временно лицу, отдавшему приказ.

9. Квалифицирующими обстоятельствами умышленного неисполнения приказа (ч. 2) являются совершение его группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 34, 35), а также умышленное или неосторожное неисполнение приказа, повлекшее тяжкие последствия.

К тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение смерти по неосторожности, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности, вывод из строя боевой техники, причинение крупного материального ущерба любой форме собственности и т.п., если эти последствия не образуют иного, более тяжкого, преступления. В последнем случае содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

10. Неисполнение приказа, ответственность за которое предусмотрена ч. 3, необходимо отличать от халатности (ст. 293). Поскольку в коммент. статье речь идет о халатном отношении подчиненного к исполнению приказа, она является специальной.

11. О последствиях неисполнения преступного или другого заведомо незаконного приказа см. коммент. к ст. 42.

12. Деяния, описанные в ч. 1 и 3, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 — средней тяжести.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]