СТ 267 УК РФ.
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение легкого вреда здоровью, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух лет до двух лет шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью, —
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух лет шести месяцев до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
4. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот пятидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
5. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.
6. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Комментарий к Ст. 267 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления в основном совпадает с предметом преступления, предусмотренного ст. 266 УК. Дополнительно в качестве предмета преступления выделены транспортные коммуникации, т.е. совокупность путей сообщения, по которым осуществляется маршрутное движение различных видов транспорта.
2. Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи либо другого транспортного оборудования; б) блокирование транспортных коммуникаций. К иным способам приведения в негодное для эксплуатации состояние относятся действия, не связанные с нарушением физической целостности и структуры предмета преступления, в результате совершения которых также невозможна эксплуатация соответствующего предмета преступления (заливка масла в систему охлаждения транспортного средства, обесточивание средств сигнализации и т.п.). Блокирование транспортных коммуникаций — это создание препятствий для движения транспортного средства по путям сообщения (устройство физических препятствий и т.п.). Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1) (согласно примечанию к данной статье это ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей); смерти человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.
3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных общественно опасных последствий. При отсутствии указанных последствий при блокировании транспортных коммуникаций данные действия квалифицируются по ст. 20.18 КоАП РФ.
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Примечание.
Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
(примечание введено Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ)
Второй комментарий к Ст. 267 УК РФ
1. Пути сообщения на железнодорожном транспорте — это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте — пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера). Средства сигнализации — средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки. Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота, метрополитена. Транспортные коммуникации — это общее понятие, включающее пути сообщения и сооружения на них.
2. Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным. Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена. При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но «выпадает» из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
3. О понятии тяжкого вреда здоровью см. комментарий к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.
4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.
6. Наступление смерти одного человека либо двух лиц или более предусмотрено соответственно ч. 2 и 3 ст. 267 УК.
Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 267.1 УК РФ
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2022 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
- Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
- Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2022 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
- Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
- Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
- Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
- Решение Верховного суда: Определение N 38-АПУ17-2 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №38-АПУ17-2 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 марта 2022 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда…
Статья 267.1. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств
Комментарий к статье 267.1
1. Объектом преступления является безопасность функционирования транспорта, за исключением трубопроводного. Понятие транспортного средства раскрыто в Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», согласно которому транспортными средствами признаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение; б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации; в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 12.3 вышеуказанного Федерального закона; д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта. Кроме того, в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» применительно к сфере регулирования данного Закона под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. 2. Состав преступления, предусмотренного коммент. статьей, — формальный. Если ответственность по ст. ст. 263, 264, 266, 268, 271.1 УК наступает только при наступлении указанных в законе последствий, то по указанной норме состав преступления является оконченным с момента совершения действий, в результате которых создана ситуация, угрожающая безопасности людей либо сохранности имущества, включая перемещаемые грузы и собственно транспортные средства. Деяние может быть совершено только в форме действия. Еще одно отличие от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264, 266, 268, 271.1 УК, состоит в том, что ответственность наступает при совершении любых действий, создающих угрозу безопасности, а не только действий, содержащих нарушение соответствующих нормативных актов, регулирующих эксплуатацию транспортных средств (напр., ослепление пилота воздушного судна лазерной указкой). 3. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины и хулиганскими побуждениями. Понятие хулиганского мотива раскрыто в п. 12 Пост. Пленума ВС РФ от 15.11.2007 N 45. 4. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.