Комментарий к ст. 85 УК РФ
Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Раньше таким правом были наделены родственники осужденного, представители общественности, администрация исправительных учреждений. Можно отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве до сих пор существует норма, согласно которой в отношении положительно характеризующихся осужденных администрация исправительного учреждения может возбудить ходатайство о помиловании (ч. 5 ст. 113 УИК РФ).
Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ), оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта — указа Президента РФ о помиловании. В СССР правом помилования обладали Президиум Верховного Совета СССР и соответствующие высшие органы государственной власти союзных республик.
Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к правильно осужденному лицу.
С 1992 по 2001 г. действовала Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. N 17 «О Комиссии по вопросам помилования» . Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» эта Комиссия была упразднена, вместо нее были созданы комиссии в субъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. В Положении нормативно урегулированы основания применения помилования, установлен круг лиц, к которым нецелесообразно применение помилования, определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о помиловании.
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 4. Ст. 154.
СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149.
Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.
Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.
В п. 2 Положения предусматривается, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или в порядке помилования; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или которым ранее производилась замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Величина срока наказания, по отбытии которого возможно применение помилования, в Положении не определена. Многие юристы считают, что помилование следует применять, как это было ранее, после отбытия осужденным определенной части срока наказания. В п. 5 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1967 г. «О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР ходатайств о помиловании» говорилось, что помилование применяется в отношении осужденных, как правило, по отбытии ими не менее половины назначенного срока наказания.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Применяя при помиловании осужденного такой вид смягчения его положения, как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, Президент РФ в принятии решения не связан с положениями ст. 80 УК РФ. Актом помилования любому осужденному любое наказание (основное) может быть заменено любым более мягким видом (основным) наказания, но в пределах, установленных в Общей части УК РФ для заменяющих наказаний. Единственное ограничение предусмотрено только для замены смертной казни. В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
В практике встал вопрос: на какое наказание может быть заменена смертная казнь в порядке помилования, если приговор к смертной казни был вынесен на основе норм УК РСФСР, не предусматривавших (до декабря 1992 г.) наказание в виде пожизненного лишения свободы, а осужденный был помилован в соответствии с УК РФ, предусматривающим этот вид наказания? Каким уголовным законом должен руководствоваться Президент РФ, применяя помилование к осужденным к смертной казни, — действующим на момент совершения преступления (или осуждения) или же действующим на момент принятия решения о помиловании?
В Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ обратились осужденные с обжалованием указов Президента РФ о помиловании, в соответствии с которыми смертная казнь им была заменена пожизненным лишением свободы. Они считали, что эти акты помилования нарушают ч. 1 ст. 54 Конституции РФ и противоречат ч. 1 ст. 10 УК РФ, положения которых исключают обратную силу закона, отягчающего ответственность или иным образом ухудшающего положение осужденного.
Конституционный Суд РФ в Определении от 11 января 2002 г. N 60-О указал, что помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние. Следовательно, осуществляемая в порядке помилования замена смертной казни другим менее тяжким наказанием, предусмотренным действующим законом, не может рассматриваться как ухудшение положения осужденного. Верховный Суд РФ в своем решении от 27 апреля 2007 г. N ГКПИ07-355 исходил из того, что помилование является институтом конституционного, а не уголовного права. Актом помилования наказание не назначается, а заменяется. Причем эта замена производится не в порядке уголовного судопроизводства, требующего соблюдения правил ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ о недопустимости придания обратной силы закону, усиливающему наказание, а в порядке конституционного права Президента РФ на помилование. Таким образом, в решениях высших судов установлено, что при помиловании Президент РФ должен руководствоваться действующим уголовным законом, а порядок замены смертной казни на иные виды наказания осуществляется на момент принятия акта помилования независимо от времени совершения преступления.
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 4.
Помилование является безусловным видом досрочного освобождения от отбывания наказания, т.е. не подлежащим отмене. В отличие от амнистии применение помилования не является обязательным (принудительным), поскольку осуществляется по ходатайству осужденного, т.е. зависит от его волеизъявления.
Но есть одно исключение, связанное с осужденными к смертной казни. Для всех наказаний единственным основанием их исполнения являются обвинительный приговор либо изменяющее его определение (постановление) суда, вступившие в законную силу. А вот для исполнения наказания в виде смертной казни необходимы два основания: вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании (ч. 4 ст. 184 УИК РФ). Следовательно, Президент РФ может применить помилование и в отношении осужденного, который отказался обращаться с ходатайством о помиловании, т.е. помилование может быть принудительным. Старая редакция ч. 4 ст. 184 УИК РФ такого не предусматривала. В соответствии с ней основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключение Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.
Лицо, отбывшее наказание и имеющее судимость, направляет ходатайство о помиловании в виде снятия судимости самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.
Помилование в уголовном праве
Возможность помилования человека, преступившего границы дозволенного, существует испокон веков.
Главенствующий субъект всегда обладал правом принять самоличное или коллегиальное решение о том, что совершённый проступок может быть прощён или смягчён по соображениям государственной значимости преступившего закон лица или его личных заслуг.
Законодательно регламентирование процедуры помилования зафиксировано:
- Ст. 85 УК РФ.
- Ст. 50, 71, 89 Конституцией РФ.
- Ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса.
- Указом Президента РФ № 1500 от 28.12.2001 г.
Помилованием в уголовном праве считается решение президента РФ о полном или частичном избавлении конкретного осуждённого от вменённого ему приговора.
Актом помилования допускается также снять имеющуюся судимость, но не разрешено отменить последствия уже претворённых в жизнь наказаний, например, штрафов или лишения знаков отличия за службу государству.
Поскольку президент страны не в состоянии вникнуть в обстоятельства каждого прошения о помиловании и обстоятельно разобраться в ситуации отдельного гражданина, то прежде, чем ходатайство окажется у главы государства, прошения проходят целый ряд инстанций и комиссий, таких как:
- Администрация пенитенциарного учреждения.
- Уголовно-исполнительная инспекция, которая курирует место заключения осуждённого.
- Комиссия, состоящая из наиболее уважаемых граждан административного образования.
- Местная администрация, руководитель которой и направляет прошение в аппарат Президента РФ.
Судебная практика по статье 85 УК РФ
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.03.2021 N АПЛ21-18
Сайфаев Т.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа, ссылаясь на то, что примененный к нему Указ, затрагивающий его права, свободы и обязанности, в нарушение положений части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее также — Указ N 763) не был официально опубликован для всеобщего сведения и поэтому не подлежал применению. Считает, что Президент Российской Федерации, не являясь органом судебной власти, превысил свои полномочия, назначив ему окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы, поскольку на момент совершения Сайфаевым Т.С. преступления и вынесения приговора закон предусматривал замену смертной казни в порядке помилования на срок 15 лет, а назначение судом наказания в виде пожизненного лишения свободы за те преступления, в совершении которых он признан виновным по приговору суда, законом не было предусмотрено. Указ, содержащий список помилованных лиц, не соответствует требованиям части 1 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу которой помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.
Решение Верховного Суда РФ от 23.11.2020 по делу N АКПИ20-739
Сайфаев Т.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа, ссылаясь на то, что, примененный к нему Указ, затрагивающий его права, свободы и обязанности, в нарушение положений части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763) не был официально опубликован для всеобщего сведения, в связи с чем не подлежал применению. В судебном заседании Сайфаев Т.С. дополнил основания административного иска, указав на то, что Президент Российской Федерации, не являясь органом судебной власти, превысил свои полномочия, назначив административному истцу окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы, так как на момент совершения им преступления и вынесения приговора закон предусматривал замену смертной казни в порядке помилования на срок 15 лет, а назначение судом наказания в виде пожизненного лишения свободы за те преступления, виновным в совершении которых он признан по приговору суда, законом не было предусмотрено. По мнению административного истца, Указ не соответствует требованиям части 1 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу которой помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, поскольку содержит список лиц, помилованных этим указом.
Кто обладает правом на помилование?
Прошение о помиловании может подать любой осуждённый гражданин РФ, в том числе тот, кто приговорён на длительные и пожизненные сроки заключения.
Решение о целесообразности помилования выносится конкретно по каждому просителю с учётом всех имеющихся сведений и факторов.
Однозначно отклоняются прошения от осуждённых:
- преступивших закон во время нахождения на испытательном сроке условного осуждения;
- ранее освобождённых по УДО;
- многократно нарушавших порядок содержания в пенитенциарном учреждении;
- ранее амнистированных;
- уже освобождавшихся по ходатайству о помиловании;
- в отношении которых ранее уже смягчались меры возмездия.
Кто может написать прошение о помиловании в 2022 году?
Подавать ходатайство о помиловании президенту РФ вправе любой гражданин РФ, даже если он осуждён на пожизненный срок. Помимо того, подача такого рода прошений может осуществляться близкими заключённого, его друзьями или коллегами.
При этом законодательством предусмотрено, что осуждённый должен лично обратиться с просьбой о помиловании, то есть, инициатива, в первую очередь, должна исходить именно от него.
Если сам заключённый не напишет прошения, то остальные ходатайства в его отношении (матери, других родственников, общественных деятелей) даже не рассмотрят. Материнское прошение или ходатайства других людей только прилагаются к заявлению, написанному осуждённым.
Следует отметить, что материнское ходатайство считается приоритетным, поэтому правоведы рекомендуют личное прошение сопровождать аналогичным документом от матери. Иногда изложенные в материнском прошении доводы помогают склонить чашу весу в пользу утвердительного решения.
Кем осуществляется помилование?
Несмотря на то что прошение подаётся президенту, рассматривается оно несколькими комиссиями, которые созданы в каждом субъекте.
В состав комиссии по вопросам помилования обычно включаются значимые жители округа, политики, представители искусства. Они составляют 2/3 комиссии, а все остальные члены – представители администрации.
Практика показывает, что положительный ответ по прошениям — нередкое явление. Однако и случаи отказов тоже бывают.
Отрицательное решение принимают члены комиссии не по своей прихоти, а по серьёзным основаниям, указанным в положении. К примеру, отказывают в помиловании осуждённым, совершившим общественно опасное злодеяние, пребывая на условном сроке.
Как написать президенту прошение о помиловании?
Образец такого ходатайства может предоставить руководство тюрьмы. В тексте должна содержаться следующая информация:
- ФИО заключённого;
- адрес проживания;
- данные о рождении и гражданстве;
- сведения о месте работы;
- указание о ранее совершённых преступлениях (если они были);
- указания об освобождениях по УДО, амнистия и т.д.;
- данные о приговоре и сроке наказания;
- данные о семье, детях;
- сведения о том, принимал ли осуждённый участие в военных конфликтах;
- прочие обстоятельства;
- дата, подпись.
Кроме перечисленного, могут быть указаны иные значимые факторы, способные убедить комиссию по вопросам помилования в возможности принятия положительного решения.