Обзор судебной практики Верховного суда по экологическим спорам за сентябрь 2022 года

СТ 260 УК РФ.

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание

. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 260 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету преступления, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований, может быть квалифицирована как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

3. Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов) либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

4. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

5. Обязательным признаком является размер совершенного деяния. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий 5 тыс. рублей.

Как спилить дерево законно?

Если же порода окажется ценной, придется проводить экспертизу, затем оплачивать разрешение на вырубку и проведение восстановительных мероприятий.

Второй комментарий к Ст. 260 УК РФ

1. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие как в лесах, так и вне их.

2. Запрещенными к рубке являются деревья, кустарники и лианы, относящиеся к редким и исчезающим видам и занесенные в красные книги Российской Федерации или ее субъектов.

3. Незаконной является рубка указанных в законе насаждений с нарушением требований законодательства, например без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды), в объеме, превышающем разрешенный, с нарушением породного или возрастного состава либо за пределами лесосеки.

4. К повреждениям до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста.

5. Значительным размером признается ущерб, превышающий 5 тыс. руб.

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

7. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Понятия «группой лиц», «группой лиц по предварительному сговору», «организованной группой», «лицом с использованием своего служебного положения» трактуются так же, как и в других составах преступлений. Преступление признается совершенным в крупном размере, если ущерб превышает 50 тыс. руб. Особо крупным размером признается ущерб, превышающий 150 тыс. руб.

Регламентирующие документы

  1. Статьях 260 Уголовного Кодекса (УК) РФ.
  2. Статье 8.28 Кодекса об Административных Правонарушениях (КоАП) РФ.

Действие этих документов распространяется на любые случаи незаконной вырубки или спиливания деревьев, то есть произведенной без получения разрешения от местной администрации, то есть штрафуют не за вырубку деревьев, а за отсутствие разрешения.

Кроме того, статья 261 УК РФ предусматривает штрафы даже если дерево не спилили или вырубили, а любым способом повредили, что привело к прекращению его роста. О таких способах мы говорили здесь.

Получение разрешения на вырубку

При намерении осуществить вырубку или пересадку деревьев, необходимо получить так называемый «порубочный билет», который является разрешением на проведение процедуры. Обращаться за ним можно в следующих случаях:

  • при реконструкции объектов капитального строительства;
  • при проведении капитального и текущего ремонта инженерных коммуникаций;
  • при сносе зданий и сооружений;
  • при восстановлении нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях;
  • при проведении инженерно-геологических изысканий.

Получить билет могут физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также уполномоченные на проведение строительства. Для получения разрешения на вырубку нужны следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или любой другой документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • дендроплан;
  • документ, который удостоверяет личность представителя заявителя;
  • документ, который подтверждает полномочия представителя;
  • перечетная ведомость.

Когда ответственности можно избежать?

Законы, касающиеся вырубки лесов, являются очень несовершенными и имеют достаточное количество слабых мест. Например, единого обозначения термина «рубки» не появилось до сих пор.
Кроме этого, в ряде регионов разнится сама трактовка закона – некоторые считают, что под уголовно-правовым запретом является только непосредственная вырубка, и виноватыми можно считать конкретных участников, а те, кто занимаются сопутствующей деятельностью, являются всего лишь пособниками. В ряде других регионов нарушителями, наоборот, считаются все зафиксированные лица вне зависимости от того, какую роль они выполняли в процессе.

Именно из-за таких разногласий в законодательстве адвокаты имеют большое пространство для совершения маневров. Подобная практика наглядно демонстрирует, что фактически зафиксировать, после чего ещё и доказать нарушение крайне сложно, а иногда и вовсе не представляется возможным.

Например, не всегда вывоз леса производится в тот же день, в который проводилась вырубка. В таких случаях задержанные могут утверждать, что они ничего не вырезали, а просто вывозят брошенные деревья.

Подобными несовершенствами системы пользуются как мелкие рубщики, так и серые промышленники, из-за чего ежегодно масштабы незаконных вырубок продолжают увеличиваться.

Санитарно-оздоровительные мероприятия как прикрытие для незаконной вырубки

Зачастую рубки санитарного ухода, предназначенные для оздоровления лесного участка, становятся для него и близлежащих посадок настоящим бедствием. Часто ширмой для организации незаконных лесозаготовительных работ являются документы, законодательно оформленные на иные виды деятельности, включая проведение санитарных рубок.

Согласно оценке Константина Кобякова, эксперта Лесной программы Всемирного фонда дикой природы РФ по лесам высокой природоохранной ценности, главная проблема заключается в так называемой «серой зоне».

Под данным термином обозначают ситуацию, когда документация на проведение вырубки леса присутствует, однако она выдана без каких-либо на то оснований либо, напротив, выдана с соблюдением всех правил, а на деле работы идут совсем не по плану.

В обоих случаях страдает здоровый, не назначенный в рубку лес — под топор недобросовестных лесорубов попадают большие объёмы деревьев ценных пород, зачастую произрастающих вовсе за пределами обозначенной лесосеки.

Проблема нелегальных заготовок леса под видом санитарно-оздоровительных мероприятий, по словам эксперта, в недавнем прошлом остро стояла в Сибирском федеральном округе, а именно в Иркутской области. Ранее рубки санитарного назначения проводились там без каких-либо стоящих оснований, однако к текущему времени ситуация успела выровняться.

Более всего, по мнению Константина Кобякова, от действий дровосеков-нарушителей страдают южные территории Дальнего Востока, поскольку именно на них произрастают столь ценные породы деревьев, как ясень и дуб. Эти виды древесины пользуются большим спросом у покупателей за границей, и потому практически весь объём незаконно заготовленного леса отправляется на экспорт. На внутренний рынок страны от этого количества поступает крайне малый процент.

Эксперт WWF отмечает, что постепенно объёмы переправляемой через таможню древесины снижаются. Если ранее количество экспортируемого ценного леса превышало количество выписанных разрешений на его вырубку в 2, а то и в 5 раз, то сейчас таможенные службы фиксируют сравнительно небольшое превышение по транспортировке дуба, а по ясеню этот процент почти вовсе отсутствует.

Не обошла проблема незаконных вырубок леса и зелёные богатства Кавказа — древесину таких ценных пород, как бук и дуб, вырубают там с незавидной регулярностью. Однако именно на экспорт, как утверждает Кобяков, идёт малый процент срубленного: практически всё отправляется на внутреннюю переработку. Потому масштабы нелегальной лесозаготовки на Кавказе не так велики, как стоило бы ожидать, хотя основную проблему это всё-таки не отменяет.

Незаконная вырубка лесов 2022 в России

Информация, полученная благодаря космическому мониторингу, показала, что в прошлом году наибольшее количество незаконных вырубок было организовано на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Так, например, в пресс-службе ведомства «Рослесинфорг» отметили, что одна из самых больших нелегальных лесозаготовок в России за 2020 год была обнаружена в июне специалистами Прибайкальского филиала вышеназванной организации в Тайшетском лесничестве, которое располагается в Иркутской области. Пострадало более 117 гектаров леса.

За первое полугодие 2022 года специалисты Рослесинфорга установили приблизительно 7,1 тыс. фактов нарушения лесного законодательства — это на 3% меньше, чем объём нелегальной лесозаготовки за аналогичный период 2022 года. Материальный ущерб, нанесённый деятельностью «чёрных лесорубов», был оценен специалистами в 4,6 млрд рублей.

Эксперты отметили эти положительные изменения: если в 2022 году на миллион гектаров космического мониторинга приходилось около 6,6 кубометра нелегальной лесозаготовки, то в 2022 году это число за аналогичный период времени снизился до 5,8 кубометра.

В целом по стране объём нелегальной вырубки леса в 2022 году составил 6,3 кубометров на каждую 1000 гектаров. Подавляющая часть незаконной лесозаготовки пришлась на Сибирский федеральный округ, в частности 37% от указанного масштаба – на Иркутскую область.

В октябре 2022 года вице-премьер России Виктория Абрамченко поделилась информацией о том, что ежегодно темпы сокращения российских лесов превышают их восстановление примерно на 450 тыс. гектаров.

В связи со столь неблагополучной динамикой правительство РФ приняло решения о разработке нескольких ключевых законопроектов, направленных на решение проблемы с нелегальной лесозаготовкой.

В соответствии с планом Правительства РФ по декриминализации лесного комплекса России было принято решение о модернизации системы ЛесЕГАИС и её последующей повсеместной эксплуатации. Согласно плану, под взор системы попадут все цепочки движения древесины, от момента её добычи на лесосеке до получения готовой продукции.

Подробнее о системе ЛесЕГАИС читайте в статье «Цифровизации быть: ЛесЕГАИС обещает с 1 января 2022 года стать обязательной».

Министерство природных ресурсов и экологии РФ также выступило с законопроектом, в рамках которого предполагается разделение лесного надзора и лесной охраны. Надзор должен быть полностью переведён на государственный уровень.

Ещё одна мера противодействия деятельности недобросовестных лесорубов —- запрет на экспорт необработанного круглого леса (кругляка) лиственных и хвойных пород. Законодательно решение должно заработать уже в следующем году.

Также в январе текущего года правительство РФ выступило с инициативой создания новой федеральной службы лесных инспекторов, что предусмотрено в обновлённой редакции Стратегии развития лесного комплекса страны до 2030 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]