354 УК РФ – статья о публичных призывах к развязыванию агрессивной войны

История XX века учит, что призывы к развязыванию войны могут привести к весьма печальным последствиям. Пропаганда способна сталкивать целые народы и оправдывать жуткие военные преступления. Поэтому Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года запрещена любая пропаганда войны. Все цивилизованные страны соблюдают этот пакт и на законодательном уровне запрещают агитацию к развязыванию военных действий.

Россия не исключение: статья 354 УК РФ предполагает наказание за публичную агитацию в пользу военной агрессии. Это правонарушение характеризуется как преступление средней тяжести, и санкции за него предусмотрены довольно серьезные.

Что представляют из себя призывы к войне

354 УК РФ - статья о публичных призывах к развязыванию агрессивной войны

Под публичными призывами к развязыванию войны понимается обращение и психологическое воздействие на неограниченный круг лиц. Закон учитывает способы, при которых преступник может обращаться к неопределенному количеству людей. Это могут быть:

  • митинги, собрания, лекции;
  • выступления по радио, телевидению, публикации в газетах;
  • расклейка листовок, рассылка писем;
  • распространение призывов через интернет.

Справка. Следует различать призывы от подстрекательства к развязыванию войны. Хотя и первое, и второе подразумевает психологическое воздействие, призывы все же носят общий характер и направлены на широкую аудиторию, в то время как подстрекательство обращено к конкретному человеку.

Законодатель также определяет мотивы и цели, по которым производятся призывы к развязыванию военных действий:

  • корыстные;
  • ненависть и вражда по отношению к политическим, религиозным, этническим особенностям какого-либо государства;
  • стремление к мировому лидерству.

Внимание. Мотивы, которыми руководствуется правонарушитель, не сказываются на степени вины, но всегда учитываются при вынесении приговора. На строгость наказания влияет субъект преступления – его статус и количество людей, которые могли услышать призывы к войне.

Комментарий к Ст. 354 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона характеризуется публичными призывами к развязыванию агрессивной войны, представляющими собой рассуждения, обращения, развитие идей о необходимости агрессии, адресованные неопределенному кругу лиц и носящие неконкретный характер. Призывы могут быть устными или письменными. Публичность предполагает наличие не менее двух лиц.

2. Призывы признаются оконченным преступлением с момента их осуществления, независимо от дальнейшего развития событий и наступивших последствий.

3. Совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации (ч. 2) представляет собой их распространение в периодическом печатном издании, сетевом издании, на телеканале, радиоканале, в телепрограмме, радиопрограмме, видеопрограмме, кинохроникальной программе, иной форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Понятие лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, содержится в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК.

Состав преступления

354 УК РФ - статья о публичных призывах к развязыванию агрессивной войны

Справка. Так как в статье говорится о призывах, то однократное обращение к неопределенному кругу лиц о необходимости развязывания боевых действий, состава преступления не образует и, следовательно, не карается.

Субъективная сторона преступления выражается в умышленных призывах. Субъектом признается любое лицо, достигшее 16 летнего возраста.

Второй комментарий к Ст. 354 УК РФ

1. Объект этого преступления (как и предусмотренного ст. 353 УК РФ) — мир и мирное сосуществование государств.

2. Объективная сторона преступления выражается в публичных призывах к агрессивной войне, т.е. в подстрекательских действиях, направленных на развязывание агрессивной войны.

3. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи, является лицо, достигшее 16 лет.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Часть 2 ст. 354 УК РФ предусматривает ответственность за те же действия, если они совершаются с использованием СМИ или лицом, занимающим высшую государственную должность РФ или субъекта РФ.

Классификация и меры ответственности за призывы к войне

Ст. 354 состоит из двух частей. Первая часть без классифицирующих признаков наказывается:

  • штрафом до 300 тыс. руб., либо заработной платой за два года;
  • лишением свободы до трех лет.

По второй части статьи предусмотрена повышенная уголовная ответственность. Призывы с использованием средств массовой информации и призывы, совершенные субъектом, занимающим государственную должность, могут наказываться:

  • штрафом от 150 тыс. руб., либо заработной платой за период от года до трех лет;
  • лишением свободы до пяти лет с запретом заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до трех лет.

Призывы в «исполнении» госслужащего или тиражируемые посредством СМИ имеют повышенную опасность. В первом случае, человек имеет определенный статус и представляет власть, следовательно, призывы от госслужащего могут показаться официальной позицией государства и возыметь колоссальное воздействие на массы.

Во втором случае, СМИ может донести пропаганду войны до огромного числа людей, что также может привети к опасным прецедентам.

Умысел преступника заключается в том, чтобы настроить неопределенное число людей на подготовку и развязывание войны, но, если «благодаря» этим воззваниям и случилось военное столкновение, виновник будет нести ответственность лишь по «своей», 354 статье УК РФ.

В то время как, индоктринированный ополченец или купленный кем-то наемник, взявшие в руки оружие, будут отвечать по тяжкой 353 статье УК РФ, которая предполагает лишение свободы на срок от 7 до 20 лет.

Таким образом, правонарушитель, который призывал к боевым действиям не является соучастником развязывания войны, равно как и не является подстрекателем (по составу преступления). Основное бремя ответственности ложится на людей, непосредственно ввязавшихся в конфликт.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

  • Главная
  • Законы и нормативы
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 354

Объектом

преступления является состояние мира между государствами и народами. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны также относятся к числу преступлений, непосредственным объектом которых является мир. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно способствует формированию в обществе милитаристских тенденций, росту агрессивных настроений по отношению к другим государствам или народам, создает основу для политического, морального и нравственного оправдания агрессивных войн и, наконец, провоцирует или создает условия лицам, занимающим высшие государственные должности, для принятия решения о развязывании агрессивной войны. Призывы к войне являются одной из форм пропагандистской деятельности, способствующей формированию в обществе ее идеологических основ, причем эти основы создаются не только по отношению к народу страны, готовящейся к войне, но и являются способом влияния на позиции других стран. Практика, в том числе и последних лет, показывает, что, как правило, агрессивным войнам предшествуют мощные пропагандистские кампании, имеющие целью обосновать необходимость войны в глазах собственного народа и мирового сообщества. Пропаганда войны — это мощное оружие, используемое для обеспечения поддержки агрессии, осуждаемое международным сообществом. Так, например, осуждение пропаганды войны содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (СССР подписал Пакт 18 марта 1968 г.). В ст. 20 этого документа говорится о том, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом <1>.

———————————

<1> Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 470 — 482.

Объективная сторона

публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выражается в письменных призывах или устных обращениях, доводимых до сведения более чем одного лица. При этом призывы могут сопровождаться обоснованием необходимости или целесообразности проведения военных действий против другого государства (государств), обращением к представителям власти с призывом объявления войны. Вместе с тем призывы к развязыванию агрессивной войны могут и не содержать в себе обоснований, аргументации. Их формой могут быть лозунги, плакаты, иная наглядная агитация. Для установления факта наличия призыва важно лишь то, что обращения в той или иной форме к аудитории по своему содержанию были прямо направлены на возбуждение или укрепление желания у субъектов к развязыванию агрессивной войны. Таким образом, призывы должны носить открытый характер. Завуалированное, подспудное воздействие на сознание населения, его отдельных групп не может расцениваться как рассматриваемые призывы к развязыванию агрессивной войны именно потому, что последние должны иметь открытый и явный характер. Например, выпуск кинофильма, где противная сторона показана в негативном плане, с правовых позиций не может быть квалифицирован как призыв к войне, хотя и способствует формированию у населения отрицательного отношения к какому-либо государству, национальности и т.п.

Публичность призывов означает их направленность, оказание воздействия как минимум на двух лиц. Но с позиции практики публичность зачастую характеризуется оказанием воздействия на неопределенно большой круг лиц.

Под развязыванием войны, как отмечалось выше, следует понимать совершение конкретных действий, таких как объявление войны, начало ведения военных операций, разрыв дипломатических отношений, провокация пограничных конфликтов и т.п. Таким образом, призывы к развязыванию войны означают призывы к совершению действий, ведущих к изменению мирных отношений между государствами или народами и решению вопросов с позиции военной силы.

Формы совершения деяния могут быть разнообразны: выпуск листовок, распространение писем, распространение и воспроизведение аудио- и видеозаписей, развешивание плакатов, выступления на собраниях, митингах, лекциях и т.п.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны будут считаться оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных выше действий. С позиции объективной стороны состав этого преступления является формальным. Приготовительные действия к совершению рассматриваемого преступления (изготовление листовок, тиражирование писем, видеозапись и др.) не влекут за собой уголовной ответственности, поскольку преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 354 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Субъективная сторона

преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Они могут быть самыми различными: расистские убеждения, религиозная неприязнь, корыстные и т.д. Вместе с тем для наличия состава преступления необходимо осознание виновным, во-первых, того факта, что его деяние направлено на возбуждение или укрепление желания развязывания агрессивной войны, и, во-вторых, сознанием виновного должно охватываться то обстоятельство, что война, к развязыванию которой он призывает, будет носить агрессивный характер. Поэтому, если призывы направлены, например, на ведение освободительной войны, состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать.

Субъектом

преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Часть 2 ст. 354 УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах. Применительно к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны квалифицирующими обстоятельствами являются использование средств массовой информации, а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

Понятие массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <1>.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

В соответствии с этой статьей под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

— под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

— под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

— под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

— под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

К специализированным средствам информации относятся такие средства, для которых законом установлены специальные правила регистрации или распространения информации.

Средства массовой информации не должны быть использованы как средства совершения преступлений. Прямое указание об этом содержится в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», в которой говорится о запрете использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Использование средств массовой информации для призывов к развязыванию агрессивной войны придает этому преступлению повышенную общественную опасность, поскольку в этом случае негативному воздействию подвергается значительное число лиц, воздействие носит интенсивный, нередко регулярный характер. Нельзя при этом не учитывать и менталитет населения, которое во многом привыкло с доверием относиться к информации, предлагаемой СМИ. Поэтому призывы к агрессивной войне с использованием СМИ существенно влияют на формирование отношения населения к ней.

В этой связи публичные призывы к развязыванию агрессивной войны с использованием любого из перечисленных средств массовой информации образуют квалифицированный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 354 УК РФ. Следует отметить, что рассматриваемый состав преступления будет иметь место как в действиях лица, подготовившего материалы, содержащие призывы к развязыванию агрессивной войны, так и в действиях лица, принявшего решение о публикации или ином распространении таких материалов. Их авторство не влияет на наличие состава преступления.

Квалифицированный состав преступления будет иметь место и в случае, если призывы к развязыванию агрессивной войны осуществлены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 354 УК РФ). Отнесение должностного положения субъекта к числу квалифицирующих обстоятельств обусловлено тем, что, во-первых, подобные субъекты наносят больший ущерб государственным интересам, поскольку дискредитируют те или иные государственные органы. Это объясняется тем, что авторитет государственной должности обусловливает восприятие действий субъекта не только как его собственную позицию, но и позицию соответствующей государственной структуры. Во-вторых, призывы лиц, занимающих государственные должности, могут оказать более сильное воздействие на общественное мнение, чем призывы со стороны лиц, неизвестных или малоизвестных населению. Именно в этой связи совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, влечет за собой более строгую уголовную ответственность.

При наличии соответствующих признаков действия субъекта, занимающего государственную должность и осуществляющего публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, следует квалифицировать и как злоупотребление должностными полномочиями, т.е. по совокупности преступлений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]