Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти


Комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) захват власти; б) удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ. Захват власти — противоправное свержение, отстранение от власти законных представителей для получения властных полномочий. Удержание власти в нарушение Конституции РФ — это сохранение, удержание властных полномочий в нарушение основного закона лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях или насильственно захватившими власть. Изменение конституционного строя — это полное или частичное изменение базовых начал общественного стоя и государственной организации, характеризующих конституционный строй РФ.

Насильственный характер указанных действий означает применение или демонстрацию готовности применения силы преимущественно с использованием оружия и (или) специализированных средств лицами, группами граждан, организациями в процессе осуществления указанных действий. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти могут сопровождаться побоями, умышленным причинением вреда здоровью, принудительной изоляцией и т.п.

2. Преступление признается оконченным с начала совершения указанных насильственных действий, независимо от наступления последствий и достижения поставленных целей.

Второй комментарий к Ст. 278 УК РФ

1. Объект преступления — легитимность государственной власти.

2. Объективную сторону данного состава преступления образуют действия, направленные на:

а) насильственный захват власти;

б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ее насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала. Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции РФ лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции РФ).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъектом насильственного захвата власти является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции РФ обязанный передать ее другим лицам (лицу).

Примечания[править]

  1. Слава Рабинович: Путина и главных членов его ОПГ необходимо судить
  2. Матвиенко рассказала о поднявшем Россию с колен Путине и выборах 2024 года
  3. Слава Рабинович: сколько лет наберётся для Путина по совокупности? И сколько для его подельников?
  4. Путин совершил государственный переворот ещё 6 лет назад

Другие полезные статьи по теме:

Он сам

(выборы • в бункере • в бронежилете • краб • всех переиграл • широкий • рост/возраст) • Стабильность в РФ • Депопуляция в России • Кредитное рабство в России • «Импортозамещение» • Крым наш! • Налог на вклады • Отмена пенсий в России • Вечный президент Путин • Краббе и шмеле • Путиносрач • Слыш работать • Пыня

Третий комментарий к статье 278 УК РФ

1. Данное преступление посягает на те основы конституционного строя России, где закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ). Высшим выражением власти признаются референдум или свободные выборы (ч. 3 ст. 3). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Конституции РФ). Любой путь неконституционного прихода к власти и ее удержания является противоправным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 КРФ). При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственным объектом преступления выступают интересы народа как главного источника власти, а также законные права и интересы указанных выше физических и юридических лиц, осуществляющих властные полномочия.

2. Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий: а) насильственном захвате власти; б) насильственном удержании власти; в) насильственном изменении конституционного строя. Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться либо в физическом устранении лиц, законно осуществляющих властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия. Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный против всех ветвей власти. Они могут относиться к деятельности центральных органов власти либо к органам власти субъектов Федерации. Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного следует в зависимости от мотивов и целей квалифицировать по совокупности либо со ст. 277 УК, либо с умышленным убийством (статья 105 Уголовного кодекса РФ). Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т.п.). Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный и фактический захват власти. Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили организаторами вооруженного мятежа. Действия, направленные на насильственное удержание власти, выражаются в недопущении функционирования конституционной системы власти, т.е. власть удерживают либо те лица, срок полномочий которых истек, либо те, кто ее до этого незаконно захватил. Факт насильственного удержания власти означает, что субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно захватил, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен предыдущему виду преступления. Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата или незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмена поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой «конституции» с существенными деформациями прав и свобод личности и т.п.

3. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом, т.е. виновный осознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий. Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном неприятии либо прямой ненависти к существующему конституционному строю. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК) как оказание помощи указанным адресатам в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Цель как конструктивный признак данного состава преступления логически связана с направленностью совершаемых лицом действий — насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, вменяемое, достигшее 16 лет. На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, сформулированной в примечании к ст. 275 УК.
‹ Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеляВверхСтатья 279 УК РФ. Вооруженный мятеж ›

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Объектом является политическая система РФ

.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, направленных на: 1) насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ; 2) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; 3) насильственное изменение конституционного строя РФ. Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия. Такие действия могут носить либо локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный на все ветви власти.

Преступление посягает на те основы конституционного строя России, которыми закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти.

Захват власти — свержение, противоправное отстранение от власти полномочных лиц и самочинное завладение ею лицами, группировкой, организацией, которым данная власть не принадлежала.

Удержание власти — продолжение ее осуществления после законного прекращения полномочий, совершаемое в нарушение Конституции РФ лицами, которым ранее власть принадлежала по Конституции.

Изменение конституционного строя заключается в подрыве его основ, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ. В литературе сущность конституционного строя определяется как целостное воплощение в реально складывающейся Конституции и в практике общественных отношений совокупности незыблемых основополагающих ценностей и принципов, предопределяющих гуманные, правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государством и их подчиненность нормам и институтам конституционного строя.

К ним относятся демократический характер государства и республиканская форма правления (ст. 1), незыблемость прав и свобод человека и гражданина и его правовой статус (ст. 2, 6), народовластие (ст. 3), верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ст. 4, 15), федеративное устройство (ст. 5), разделение властей (ст. 10), идеологический и политический плюрализм (ст. 13) и др.

Субъектами преступления по ст. 278 УК могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего

возраста.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла

. Лицо осознает, что участвует в совершении действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное незаконное (в нарушение Конституции РФ) удержание власти либо на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственные захват или удержание власти или изменение конституционного строя РФ (формальный состав).

На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к ст. 275 (Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления).

Статья 279. Вооруженный мятеж.

Объектом преступления являются основы конституционного строя

, а также
территориальная целостность России
. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под угрозу также жизнь и здоровье граждан.

Объективная сторона преступления выражается в двух видах деяний: организация вооруженного мятежа; активное участие в нем

.

Организация вооруженного мятежа означает деятельность организатора по объединению усилий значительного числа вооруженных лиц к выступлению против конституционных органов власти. Масштабы вооруженного мятежа могут быть различны и зависеть от многих факторов (региональных, ориентированных на определенную категорию лиц по профессии, социальному положению, национальному или этническому составу).

Действия организатора выражаются в разработке плана вооруженного выступления против властей, подготовке программных документов, призванных объединить людей, создании организационных структур для вооруженных действий и вовлечения (вербовки) в них граждан, руководстве вооруженным контингентом в ходе осуществления плана по свержению или насильственному изменению конституционного строя России либо отторжению части территории Российской Федерации и т.д. Вооруженность

означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеет оружие и реальную возможность его применения.

Под активным участием в вооруженном мятеже понимаются действия по свержению или насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Российской Федерации. Это может выражаться в самопровозглашении отдельной территории России независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий к должностным лицам законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных властей, вооруженном сопротивлении федеральным воинским контингентам, призванным восстановить конституционный порядок, ведении агитации и пропаганды и т.п.

Субъектами вооруженного мятежа могут быть только его организаторы и активные участники в возрасте не менее 16 лет

. Пассивные члены вооруженного формирования, не принимавшие непосредственного участия в акциях по свержению или насильственному изменению конституционного строя, не являются субъектами данного преступления и могут нести ответственность лишь за те действия, которые содержат признаки других составов преступлений (например, участие в незаконном вооруженном формировании — ст. 208, незаконное хранение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств — ст. 222 и т.д.).

Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом

, т.е. организатор и активный участник вооруженного мятежа сознают общественно опасный характер своих действий и желают их совершения.
Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является наличие целейсверженияили насильственного изменения конституционного строя
либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

Составформальный

.

Вопрос 56. Диверсия (ст. 281 УК).Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма.

Объектом являются общественные отношения в сфере нормального функционирования государственной власти, экономическая безопасность и обороноспособность государства.

Предметом преступления выступают предприятия

(заводы, фабрики),
сооружения
(мосты, плотины, туннели, электростанции),
пути и средства сообщения
, железнодорожный, водный и воздушный
транспорт
,
средства связи
,
объекты жизнеобеспечения населения
(системы водоснабжения, продуктопроводы, склады с продовольствием и горюче — смазочными материалами) и т.д.

Объективная сторона характеризуется совершением активных действий

— совершение взрыва, поджога или иных действий (обвалов, затоплений, камнепадов, аварий, катастроф и т.п.). Указанные общеопасные действия направлены на разрушение или повреждение указанных предприятий, сооружений и т.д., относящихся к предмету преступления.

Разрушение указанных предметов означает приведение их в полную негодность, когда они не могут подлежать восстановлению либо их восстановление экономически невыгодно.

Повреждение — это приведение предметов в частичную негодность, когда их восстановление возможно и экономически целесообразно.

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет

.

Субъективная сторона. Диверсия совершается с прямым умыслом

, т.е. лицо сознает общественно опасный характер действий, связанных с совершением взрыва, поджога или иного действия, направленного на разрушение или повреждение указанных выше материальных объектов, и желает совершить эти действия и наступления последствий, к которым они приведут.

Мотивы

диверсии могут быть разными (месть, корысть, политическая ненависть к существующему конституционному строю и т.п.).
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель — подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Диверсия признается оконченным

преступлением с момента совершения взрыва, поджога и иных подобных действий независимо от того, наступили указанные в законе последствия или нет, т.е.
формальный состав. Наступивший материальный ущерб учитывается, но влияет не на квалификацию содеянного, а на установление степени вины и назначение наказания.
Квалифицированный состав. Ч.2 ст. 281УК:

а) совершенные организованной группой;

б) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Особо квалифицированный состав. Ч.3 ст. 281 УК:

А) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества. По объективным свойствам содеянного диверсия сходна с некоторыми общеуголовными преступлениями (ст. 167, 261, 267). Их отличие от диверсии заключается в том, что они наносят ущерб другим сферам общественных отношений (объектам) и при их совершении у виновного отсутствует указанная в ст. 281 цель — подрыв экономической безопасности и обороноспособности России.

От терроризма диверсия отличается по направленности совершения общеопасных действий. Цели терроризма, в отличие от указанной цели диверсии, — нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. В принципе возможна идеальная совокупность диверсии и терроризма, если виновный, совершая общеопасное действие (взрыв, поджог и т.п.), преследует одновременно цели, предусмотренные в ст. 205 и 281 УК.

Если диверсию совершает гражданин РФ по заданию представителей иностранного государства или иностранной организации, его действия квалифицируются по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против России.

Отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем. (Статьи 174 , 174.1).

Законодательное регулирование ответственности за отмывание „грязных“ денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью с тем, чтобы подорвать финансовую основу этой преступности.

Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая на конференции в г. Палермо 12 — 15 декабря 2000 г., и другие документы мирового сообщества.

Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот.

Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ определило необходимость внесения изменения в ст. 174, 174.1УК.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере за­конной предпринимательской и иной экономической деятельно­сти

.

В качестве предмета этого преступления могут выступать денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое, а равно недвижимое имущество

, приобретенные как в России, так и за ее пределами. Закон подчеркивает, что способ приобретения этого имущества должен быть обязательно преступным, однако ограничен круг преступлений, которые являются источником предмета преступления, исключив преступления ,предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199.1,199.2 УК.

Объективная сторона. Согласно закону легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, может быть осуществлена двумя

различными
способами
:

— посредством совершения с этим имуществом финансовых операций

;

— посредством совершения с ним других сделок

.

Совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение указанных выше средств на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на такие денежные средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями и т.п.

Совершение иных сделок означает использование указанных средств или имущества при заключении различных гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, займа, подряда и т.п.

Субъектомпреступления, предусмотренного статьей 174

, является не любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только то, которое не участвовало в совершении первичного преступления, в результате которого было приобретено легализуемое имущество.
Субъектом — исполнителем деяния, предусмотренного статьей 174.1
, может быть только то лицо (с 16 лет), которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации, т.е. в некоторой степени можно сказать, что
субъекты специальные
.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом

. Лицо осознает, что совершает финансовые опе­рации и другие сделки с доходами, полученными преступным путем, и желает совершить эти действия. Цель — придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуще­ством. Мотив — чаще всего корыстный, но может быть и иная личная заинтересованность. В этом случае, если виновному до­стоверно известно, что деньги или имущество получены иным лицом в результате совершения особо тяжкого преступления, то возможна уголовная ответственность по совокупности преступ­лений, предусмотренных статьями 174 и 316 УК (укрывательство пре­ступления).

Составформальный

.

Квалифицированными видами признаются соответствующие деяния, совершенные:

— в крупном размере (ч. 2 ст. 174УК);

— группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 174, ч.2 ст. 174.1);

— лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 174, ч.2 ст. 174.1);

— организованной группой (ч. 4 ст. 174, ч.3 ст. 174.1). При этом последние три признака имеют квалифицирующее значение лишь при условии осуществления легализации в крупном размере. Касаемо ст. 174.1УК, то совершение указанных действий в крупном размере включается в ч.1 и не является квалифицированным составом.

Участниками группы

применительно к данному преступлению будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем. При наличии предварительного сговора все участники этих операций несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.

Преступление считается совершенным в крупном размере

, если стоимость легализуемого (отмываемого) имущества превышала шесть миллионов рублей.

Под лицом, использующим свое служебное положение

при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д.

Поскольку к легализации преступно приобретенного имущества стремится прежде всего организованная преступность

, то и в процессе легализации нередко участвуют разветвленные устойчивые организованные группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. Легализацией средств, добытых незаконным путем, может заниматься и преступное сообщество (преступная организация). Признав наличие преступного сообщества (преступной организации), занимающегося легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, организаторов и руководителей данного сообщества необходимо дополнительно привлечь к ответственности по части 1 статьи 210, а участников преступного сообщества (организации) — по части 2 статьи 210.

Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.

Следует заметить, что рассматриваемое преступление сходно с преступлением, предусмотренным статьей 175 УК. В обоих случаях виновный заведомо знает, что совершает сделку с имуществом, полученным в результате совершения преступления другим ли­цом. Различие заключается в том, что в первом случае (статья 174 УК) виновный совершает сделку в целях придания этому имуще­ству легального характера. Во втором (статья 175 УК) — такая цель отсутствует. Если лицо, приобретшее такое имущество, затем принимает меры по его легализации, то в его действиях содержатся составы и 174, и 175 статей.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Объектом является политическая система РФ

.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, направленных на: 1) насильственный захват власти в нарушение Конституции РФ; 2) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; 3) насильственное изменение конституционного строя РФ. Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия. Такие действия могут носить либо локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный на все ветви власти.

Преступление посягает на те основы конституционного строя России, которыми закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти.

Захват власти — свержение, противоправное отстранение от власти полномочных лиц и самочинное завладение ею лицами, группировкой, организацией, которым данная власть не принадлежала.

Удержание власти — продолжение ее осуществления после законного прекращения полномочий, совершаемое в нарушение Конституции РФ лицами, которым ранее власть принадлежала по Конституции.

Изменение конституционного строя заключается в подрыве его основ, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ. В литературе сущность конституционного строя определяется как целостное воплощение в реально складывающейся Конституции и в практике общественных отношений совокупности незыблемых основополагающих ценностей и принципов, предопределяющих гуманные, правовые отношения между человеком, гражданским обществом и государством и их подчиненность нормам и институтам конституционного строя.

К ним относятся демократический характер государства и республиканская форма правления (ст. 1), незыблемость прав и свобод человека и гражданина и его правовой статус (ст. 2, 6), народовластие (ст. 3), верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ст. 4, 15), федеративное устройство (ст. 5), разделение властей (ст. 10), идеологический и политический плюрализм (ст. 13) и др.

Субъектами преступления по ст. 278 УК могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего

возраста.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла

. Лицо осознает, что участвует в совершении действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное незаконное (в нарушение Конституции РФ) удержание власти либо на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственные захват или удержание власти или изменение конституционного строя РФ (формальный состав).

На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к ст. 275 (Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления).

Статья 279. Вооруженный мятеж.

Объектом преступления являются основы конституционного строя

, а также
территориальная целостность России
. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под угрозу также жизнь и здоровье граждан.

Объективная сторона преступления выражается в двух видах деяний: организация вооруженного мятежа; активное участие в нем

.

Организация вооруженного мятежа означает деятельность организатора по объединению усилий значительного числа вооруженных лиц к выступлению против конституционных органов власти. Масштабы вооруженного мятежа могут быть различны и зависеть от многих факторов (региональных, ориентированных на определенную категорию лиц по профессии, социальному положению, национальному или этническому составу).

Действия организатора выражаются в разработке плана вооруженного выступления против властей, подготовке программных документов, призванных объединить людей, создании организационных структур для вооруженных действий и вовлечения (вербовки) в них граждан, руководстве вооруженным контингентом в ходе осуществления плана по свержению или насильственному изменению конституционного строя России либо отторжению части территории Российской Федерации и т.д. Вооруженность

означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеет оружие и реальную возможность его применения.

Под активным участием в вооруженном мятеже понимаются действия по свержению или насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Российской Федерации. Это может выражаться в самопровозглашении отдельной территории России независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий к должностным лицам законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных властей, вооруженном сопротивлении федеральным воинским контингентам, призванным восстановить конституционный порядок, ведении агитации и пропаганды и т.п.

Субъектами вооруженного мятежа могут быть только его организаторы и активные участники в возрасте не менее 16 лет

. Пассивные члены вооруженного формирования, не принимавшие непосредственного участия в акциях по свержению или насильственному изменению конституционного строя, не являются субъектами данного преступления и могут нести ответственность лишь за те действия, которые содержат признаки других составов преступлений (например, участие в незаконном вооруженном формировании — ст. 208, незаконное хранение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств — ст. 222 и т.д.).

Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом

, т.е. организатор и активный участник вооруженного мятежа сознают общественно опасный характер своих действий и желают их совершения.
Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является наличие целейсверженияили насильственного изменения конституционного строя
либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

Составформальный

.

Вопрос 56. Диверсия (ст. 281 УК).Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма.

Объектом являются общественные отношения в сфере нормального функционирования государственной власти, экономическая безопасность и обороноспособность государства.

Предметом преступления выступают предприятия

(заводы, фабрики),
сооружения
(мосты, плотины, туннели, электростанции),
пути и средства сообщения
, железнодорожный, водный и воздушный
транспорт
,
средства связи
,
объекты жизнеобеспечения населения
(системы водоснабжения, продуктопроводы, склады с продовольствием и горюче — смазочными материалами) и т.д.

Объективная сторона характеризуется совершением активных действий

— совершение взрыва, поджога или иных действий (обвалов, затоплений, камнепадов, аварий, катастроф и т.п.). Указанные общеопасные действия направлены на разрушение или повреждение указанных предприятий, сооружений и т.д., относящихся к предмету преступления.

Разрушение указанных предметов означает приведение их в полную негодность, когда они не могут подлежать восстановлению либо их восстановление экономически невыгодно.

Повреждение — это приведение предметов в частичную негодность, когда их восстановление возможно и экономически целесообразно.

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет

.

Субъективная сторона. Диверсия совершается с прямым умыслом

, т.е. лицо сознает общественно опасный характер действий, связанных с совершением взрыва, поджога или иного действия, направленного на разрушение или повреждение указанных выше материальных объектов, и желает совершить эти действия и наступления последствий, к которым они приведут.

Мотивы

диверсии могут быть разными (месть, корысть, политическая ненависть к существующему конституционному строю и т.п.).
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель — подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Диверсия признается оконченным

преступлением с момента совершения взрыва, поджога и иных подобных действий независимо от того, наступили указанные в законе последствия или нет, т.е.
формальный состав. Наступивший материальный ущерб учитывается, но влияет не на квалификацию содеянного, а на установление степени вины и назначение наказания.
Квалифицированный состав. Ч.2 ст. 281УК:

а) совершенные организованной группой;

б) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Особо квалифицированный состав. Ч.3 ст. 281 УК:

А) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества. По объективным свойствам содеянного диверсия сходна с некоторыми общеуголовными преступлениями (ст. 167, 261, 267). Их отличие от диверсии заключается в том, что они наносят ущерб другим сферам общественных отношений (объектам) и при их совершении у виновного отсутствует указанная в ст. 281 цель — подрыв экономической безопасности и обороноспособности России.

От терроризма диверсия отличается по направленности совершения общеопасных действий. Цели терроризма, в отличие от указанной цели диверсии, — нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. В принципе возможна идеальная совокупность диверсии и терроризма, если виновный, совершая общеопасное действие (взрыв, поджог и т.п.), преследует одновременно цели, предусмотренные в ст. 205 и 281 УК.

Если диверсию совершает гражданин РФ по заданию представителей иностранного государства или иностранной организации, его действия квалифицируются по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против России.

Отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем. (Статьи 174 , 174.1).

Законодательное регулирование ответственности за отмывание „грязных“ денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью с тем, чтобы подорвать финансовую основу этой преступности.

Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая на конференции в г. Палермо 12 — 15 декабря 2000 г., и другие документы мирового сообщества.

Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот.

Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ определило необходимость внесения изменения в ст. 174, 174.1УК.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере за­конной предпринимательской и иной экономической деятельно­сти

.

В качестве предмета этого преступления могут выступать денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое, а равно недвижимое имущество

, приобретенные как в России, так и за ее пределами. Закон подчеркивает, что способ приобретения этого имущества должен быть обязательно преступным, однако ограничен круг преступлений, которые являются источником предмета преступления, исключив преступления ,предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199.1,199.2 УК.

Объективная сторона. Согласно закону легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, может быть осуществлена двумя

различными
способами
:

— посредством совершения с этим имуществом финансовых операций

;

— посредством совершения с ним других сделок

.

Совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение указанных выше средств на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на такие денежные средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями и т.п.

Совершение иных сделок означает использование указанных средств или имущества при заключении различных гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, займа, подряда и т.п.

Субъектомпреступления, предусмотренного статьей 174

, является не любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только то, которое не участвовало в совершении первичного преступления, в результате которого было приобретено легализуемое имущество.
Субъектом — исполнителем деяния, предусмотренного статьей 174.1
, может быть только то лицо (с 16 лет), которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации, т.е. в некоторой степени можно сказать, что
субъекты специальные
.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом

. Лицо осознает, что совершает финансовые опе­рации и другие сделки с доходами, полученными преступным путем, и желает совершить эти действия. Цель — придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуще­ством. Мотив — чаще всего корыстный, но может быть и иная личная заинтересованность. В этом случае, если виновному до­стоверно известно, что деньги или имущество получены иным лицом в результате совершения особо тяжкого преступления, то возможна уголовная ответственность по совокупности преступ­лений, предусмотренных статьями 174 и 316 УК (укрывательство пре­ступления).

Составформальный

.

Квалифицированными видами признаются соответствующие деяния, совершенные:

— в крупном размере (ч. 2 ст. 174УК);

— группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 174, ч.2 ст. 174.1);

— лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 174, ч.2 ст. 174.1);

— организованной группой (ч. 4 ст. 174, ч.3 ст. 174.1). При этом последние три признака имеют квалифицирующее значение лишь при условии осуществления легализации в крупном размере. Касаемо ст. 174.1УК, то совершение указанных действий в крупном размере включается в ч.1 и не является квалифицированным составом.

Участниками группы

применительно к данному преступлению будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем. При наличии предварительного сговора все участники этих операций несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.

Преступление считается совершенным в крупном размере

, если стоимость легализуемого (отмываемого) имущества превышала шесть миллионов рублей.

Под лицом, использующим свое служебное положение

при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д.

Поскольку к легализации преступно приобретенного имущества стремится прежде всего организованная преступность

, то и в процессе легализации нередко участвуют разветвленные устойчивые организованные группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. Легализацией средств, добытых незаконным путем, может заниматься и преступное сообщество (преступная организация). Признав наличие преступного сообщества (преступной организации), занимающегося легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, организаторов и руководителей данного сообщества необходимо дополнительно привлечь к ответственности по части 1 статьи 210, а участников преступного сообщества (организации) — по части 2 статьи 210.

Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.

Следует заметить, что рассматриваемое преступление сходно с преступлением, предусмотренным статьей 175 УК. В обоих случаях виновный заведомо знает, что совершает сделку с имуществом, полученным в результате совершения преступления другим ли­цом. Различие заключается в том, что в первом случае (статья 174 УК) виновный совершает сделку в целях придания этому имуще­ству легального характера. Во втором (статья 175 УК) — такая цель отсутствует. Если лицо, приобретшее такое имущество, затем принимает меры по его легализации, то в его действиях содержатся составы и 174, и 175 статей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]