ВС пояснил порядок привлечения к ответственности за порчу земли

СТ 254 УК РФ.

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 254 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления является земля как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Смежным с термином «земля» является понятие «почва» как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

2. Объективная сторона преступления выражается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Порча земли вследствие нарушения иных правил, не указанных в ч. 1 ст. 254 УК, образует административное правонарушение.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Санкция ч. 1 ст. 254 УК предполагает дополнительную квалификацию по нормам, предусматривающим ответственность за причинения вреда здоровью личности (ст. 111, 112, 115, 118 УК).

Вред окружающей среде может характеризоваться: возникновением заболеваний и гибелью животных и растений; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Электронная библиотека

Юриспруденция / Земельное право / 5.2. Уголовная ответственность за порчу земли

Уголовная ответственность за преступления, в результате совершения которых могут быть нарушены правила по использованию и охране земель, предусмотрена Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ). Например, среди преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170), среди преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ) можно назвать незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231), среди экологических преступлений (гл. 26 УК РФ) — порчу земли (ст. 254), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Земля, как природный компонент, подвержена наиболее сильному воздействию хозяйственной деятельности человека: промышленное и гражданское строительство, разведка и разработка полезных ископаемых, применение различных химических средств борьбы с вредителями и болезнями растений вызывают ее порчу. Будучи аккумулятором различных веществ, земля способна накопить в себе такое количество веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на другие компоненты окружающей среды, которое опасно для жизни и здоровья людей, а также флоры и фауны. Этим обусловливается высокая вредоносность загрязнения и порчи земли.

Правовая охрана земель — важная задача любого цивилизованного государства. Земельный кодекс (ст. 12) предусматривает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Приведенное положение, а также другие нормы, направленные на охрану земли, подкреплены и уголовно-правовыми гарантиями. Уголовная ответственность за порчу земли предусмотрена ст. 254 УК. Диспозиция ее ч. 1 сформулирована следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Основным объектом предусмотренного ст. 254 УК преступления следует считать экологическую безопасность земли.

Экологическая безопасность земель с учетом содержания ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»[1] может быть определена как состояние защищенности земли, являющейся компонентом природной среды, и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Применительно к этому составу преступления необходимо обратить внимание на предмет преступления. Несмотря на многозначность слова «земля», в юридической литературе высказываются мнения, что речь идет о поверхностном почвенном слое. При этом акцент ставится либо на плодородность этого слоя, либо на функции (эта позиция представляется более точной), которые этот слой призван выполнять (экологические, экономические, рекреационные и др.).

[1] Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10 января 2002 г. // РГ. — 2002. — 12 января.

Формулировка диспозиции ч. 1 ст. 254 УК позволяет выделить следующие признаки объективной стороны порчи земли: 1) деяние, 2) последствия, 3) причинная связь между деянием и последствиями, 4) средства. Законодатель охарактеризовал это деяние как нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Не вызывает сомнений, что статья носит бланкетный характер. Соответственно, для определения содержания признаков состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам других отраслей законодательства, а правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, какие именно правила были нарушены и в каких юридических документах эти правила закреплены.

Общие требования обращения с опасными химическими или биологическими веществами содержатся в упомянутом ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельном кодексе РФ, а также в ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[1]. Эти требования конкретизируются в нормативных актах различного уровня. Среди них ФЗ от 19 июня 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»[2], а также подзаконные нормативные акты, в частности: санитарные правила, утвержденные Главным санитарным врачом РФ; Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г., которым утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, и др.

Анализ изученных уголовных дел показывает, что наиболее распространенные нарушения в этой сфере — нарушения условий хранения удобрений и ядохимикатов, а также превышение установленных нормативов их использования.

Общими свойствами для средств совершения преступлений являются: 1) вещественный характер; 2) химическая или биологическая природа; 3) опасность для здоровья человека или окружающей среды.

В качестве ориентира для правоприменителя законодатель указал следующие виды таких веществ: удобрения, стимуляторы роста растений и ядохимикаты.

Удобрения

— органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений, применяемые в целях повышения урожая и его качества.

Стимуляторы роста растений

— это природные или синтетические вещества, стимулирующие рост растений путем ускорения деления клеток или их растяжения в длину.

Как удобрения, так и стимуляторы роста растений широко применяются при возделывании различных культур и дают положительный эффект. Однако нарушение правил их применения отрицательно отражается на состоянии почвы.

Ядохимикаты

— это пестициды, т.е. химические препараты для борьбы с сорняками (гербициды), вредителями (инсектициды), болезнями (бактерициды и др.) сельскохозяйственных растений, деревьев и кустарников, зерна и т.п.

Формальным показателем опасности других химических или биологических веществ может служить то, что применение этих веществ строго лимитировано и подлежит обязательной регистрации.

У преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 254, два ряда последствий. Первый — последствия, непосредственно приближенные к деянию. Это отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности. Нормативной дефиниции понятия отравления или загрязнения земли нет. Однако в

[1] О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

[2] О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами : Федеральный закон от 19 июня 1997 г. № 109-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. — № 29. — Ст. 3510.

ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» раскрывается категория «загрязнение окружающей среды». Под ней понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Можно также предположить, что применительно к этому составу преступления и для отравления, и для загрязнения почвы характерно ухудшение ее качества вследствие превышения нормативов содержания в ней веществ, указанных в качестве средств преступления. Причем превышение этих нормативов способно вызвать причинение вреда жизни и здоровью людей, гибель и вред здоровью животных и растений. Отравление при этом характеризуется более высокой степенью поражения, поскольку оно оказывает негативное воздействие на живые организмы на клеточном уровне.

Второй ряд последствий образуют такие результаты преступного деяния, как причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Именно наступление этих последствий — критерий отграничения преступления, предусмотренного ст. 254 УК, от административного проступка, ответственность за который установлена ч. 2 ст. 8.6 КоАП «Порча земель». Понятие причинения вреда здоровью раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»[1]. Согласно ему, причинение вреда здоровью человека (ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одному или нескольким лицам.

Трудности в установлении содержания понятия «вред окружающей среде» заключаются в том, что любое загрязнение или отравление либо порча земли уже могут рассматриваться в качестве такого вреда, так как земля является одним из основных компонентов этой среды.

Полагаем, что законодатель в этом случае имел в виду вред, причиненный другим составляющим экологической системы (воздуху, водам, недрам, животному либо растительному миру), вызванный порчей земли.

У причинной связи между деянием и последствием при порче земли есть своя специфика — она устанавливается в два этапа. Во-первых, наступившие последствия (вред здоровью и окружающей среде) должны находиться в причинной связи с загрязнением, отравлением или иной порчей земли, а во-вторых, порча земли должна быть следствием нарушения правил обращения с указанными в ст. 254 УК веществами, допущенного в результате хозяйственной или иной деятельности.

Последствия второго ряда могут быть значительно удалены от последствий первого, а следовательно, и самого деяния, поскольку неопределенно долгим может быть вредоносное влияние загрязнения и отравления земли на здоровье человека и окружающую среду. Следовательно, в момент совершения деяния масштабы отрицательного эффекта порчи земли могут быть только спрогнозированы. С учетом этого логично было бы указать в диспозиции ст. 254 УК в качестве обязательного признака состава преступления не наступление таких последствий, как вред здоровью человека или окружающей среде, а реальную опасность их наступления.

Поскольку к субъекту анализируемого преступления законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований, ответственность по ст. 254 могут нести вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной, форму которой следует определять с учетом психического отношения лица к обоим рядам наступивших

[1] О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. // РГ. — 1998. — 24 ноября.

последствий. Поэтому преступление с основным составом может быть как неосторожным или умышленным, так и преступлением с двойной формой вины. Ведь в отношении первого ряда последствий возможен как умысел, так и неосторожность. Определяя психическое отношение ко второму ряду последствий, необходимо принимать во внимание характер причиняемого вреда. Относительно вреда, причиненного окружающей среде, может быть и умысел, и неосторожность. Умысел в отношении вреда здоровью, думается, предполагает дополнительную квалификацию по статьям, предусматривающим ответственность за причинение вреда здоровью, поскольку максимальное наказание, предусмотренное в ст. ст. 111, 112 и 115 УК, выше, чем в ч. 1 ст. 254. В свете сказанного нельзя согласиться с точками зрения, согласно которым преступление характеризуется неосторожной виной, либо косвенным умыслом, либо двумя формами вины, либо умыслом в отношении действия и неосторожностью в отношении последствий.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 254, — небольшой тяжести. Наказание за него устанавливается в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Ответственность за порчу земли повышается, если деяние совершено в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (максимальное наказание — до двух лет лишения свободы). Указанный квалифицирующий признак может быть констатирован лишь в том случае, если на момент нарушения правил соответствующая территория в установленном законом порядке уже была отнесена к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия. В ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подчеркивается, что решение вопроса о признании определенной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия находится в компетенции Правительства РФ.

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 254, рассматривается законодателем уже как преступление средней тяжести, поскольку за него предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В диспозиции ч. 3 в качестве квалифицирующего признака указано наступление такого последствия, как причинение смерти человеку по неосторожности. Поскольку признаки потерпевшего, употребленные в формулировке закона, говорят о единственном погибшем, а санкция, закрепленная в ч. 3 ст. 254, не является более суровой по сравнению с санкцией за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3 ст. 109 УК), то в случае гибели двух или более человек в результате порчи земли деяние должно квалифицироваться по совокупности двух преступлений. Однако представляется, что во избежание двойного влияния на объем ответственности одного и того же обстоятельства квалификация такого деяния должна осуществляться не по ч. 3, а по ч. 1 или ч. 2 ст. 254.

Немаловажно для квалификации выяснение соотношения состава преступления, предусмотренного ст. 254 УК, с преступлениями, ответственность за которые регламентируется в ст. 246 — 248 УК. Нарушение правил, о которых идет речь в ст. 254, также может быть при производстве работ, о которых упоминается в ст. 246 УК. Оно может выразиться и в нарушении правил обращения с экологически опасными веществами и отходами либо правил обращения с микробиологическими агентами или токсинами (ст. 247 — 248). Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254, более конкретны по сравнению с объективными признаками составов преступлений, предусмотренных ст. 246 — 248, поскольку здесь речь идет о неправомерном воздействии на один компонент окружающей среды — землю.

Однако ст. 246 УК указывает на признаки специального субъекта преступления — «лицо, ответственное за соблюдение правил», в то время как в ст. 254 такого указания нет. Следовательно, при совершении преступления, подпадающего под признаки состава и ст. 246, и ст. 254, квалификация зависит от признаков субъекта. Таким образом, если лицо совершает деяние, содержащее признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 254, и при этом обладает признаками специального субъекта, деяние квалифицируется по ст. 246, если не обладает таковыми — по ст. 254. Следует заметить, что санкции статей существенно разнятся (ч. 1 ст. 254 предусматривает максимальное наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет, ст. 246 — лишение свободы сроком до пяти лет).

Иначе решается вопрос о соотношении статей 254 и 247 УК. Об их конкуренции можно говорить в том случае, когда порча земли происходит в результате нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. По логике вещей такая конкуренция должна решаться в пользу ст. 254, поскольку, как и в предыдущем случае, объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254, более конкретизированы. Однако в правильности такого вывода заставляет усомниться сопоставление санкций ч. 1 и 2 ст. 254 (максимальное наказание — два года исправительных работ по ч. 1 и до двух лет лишения свободы по ч. 2) и ч. 2 ст. 247 (максимальное наказание — до пяти лет лишения свободы), которые несоразмерны.

Вместе с тем нельзя не заметить, что именно в пользу ч. 2 ст. 247 может быть решен вопрос о конкуренции этой статьи со ст. 250 «Загрязнение вод». Поскольку ст. 250 не связывает совершение преступления с определенными орудиями или средствами. Получается, что за загрязнение вод экологически опасными отходами наказание на порядок выше, чем за порчу земли теми же веществами. Даже если учесть, что загрязнение вод потенциально более опасно (быстрая распространяемость загрязнения), думается, здесь можно усмотреть нарушение принципа справедливости. Законодатель связывает наступление уголовной ответственности в обеих рассматриваемых статьях с наступлением вредных последствий в виде вреда здоровью человека или окружающей среде. Выйти из этой ситуации можно путем изменения диспозиции ст. 254. Вряд ли справедливо утверждать, что портят землю только опасными химическими или биологическими веществами, порча возможна и посредством строительного мусора или путем физического уничтожения плодородного слоя. Следовательно, один из вариантов приведения ст. 254 в соответствие со ст. 247 — отказ от указания в диспозиции ст. 254 на средства совершения преступления. Такое нововведение может послужить и решению другой проблемы, ведь общественно опасное по своей сути деяние, выражающееся в порче земли не указанными в ст. 254 веществами, остается пока вне сферы действия уголовного закона.

Второй комментарий к Ст. 254 УК РФ

1. Отравление земли характеризуется насыщением почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, доведением ее до такого состояния, когда она в результате антропогенной деятельности становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых и иных организмов. Загрязнение — это физическое, химическое или биологическое изменение состава почвы, превышающее установленные предельные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию флоры и фауны. Иная порча земли — это частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, повлекшее утрату ее плодородности, снижение в целом природно-хозяйственной ценности.

2. Под причинением вреда здоровью человека следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам. Содержание последствия в виде вреда окружающей среде аналогично содержанию такого же последствия, предусмотренного иными нормами об экологических преступлениях.

3. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое по роду своей профессиональной деятельности или в частном порядке хранит, использует или транспортирует удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

5. О понятиях зон экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации см. комментарий к ст. 247 УК.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]