Порядок постановления и провозглашения приговора
Приговор постановляется от имени государства – Российской Федерации, что характеризует его как акт государственной власти. Именем Российской Федерации постановляются приговоры федеральных, мировых судов.
Постановление приговора
– сложный и ответственный процесс, интеллектуальный и эмоциональный. Он требует, чтобы: были обсуждены и решены все существенные для дела вопросы; на равных для всех судей основаниях; в обстановке, способствующей свободному и спокойному совещанию, при котором судьи не опасались бы неблагоприятных для себя последствий за высказывание и отстаивание своего мнения[105]
Содержание процедуры постановления приговора слагается из обсуждения судьями подлежащих разрешению вопросов, указанных в статье 299 УПК, голосования по данным вопросам, составления приговора, его подписания и провозглашения. В ч. 1 ст. 298 говорится, что «приговор постановляется судом в совещательной комнате». Это совсем не означает, что провозглашение приговора, которое происходит в зале судебного заседания, не охватывается понятием «постановление приговора». Только после провозглашения приговора возможно утверждать, что его постановление состоялось.
Тайна совещания судей, как одна из гарантий их независимости, служит обеспечению свободного, без постороннего вмешательства обсуждения судьями вопросов, подлежащих разрешению по уголовному делу. Тайный характер совещания судей обеспечивает конфиденциальность всего процесса поиска ими взаимного согласия по разрешаемым вопросам, в том числе возможных расхождений во мнениях.
Тайна совещания судей обеспечивается запретом присутствовать в совещательной комнате во время постановления судьями приговора представителям сторон, иным участникам судопроизводства и любым другим лицам. Не допускается, в частности, приглашение судьями в совещательную комнату секретаря судебного заседания и заведующего канцелярией суда для получения у них каких-либо справок. Судьи, находящиеся в совещательной комнате, не должны с кем-либо общаться по телефону, посредством передачи или получения записок и т. д. Во время перерыва для отдыха с оставлением совещательной комнаты судьи также не могут обсуждать с другими лицами какие-либо вопросы по делу, по которому им предстоит постановить приговор.
Судьям запрещается разглашать суждения, которые имели место в совещательной комнате, а также результаты голосования по вопросам, подлежащим разрешению при постановлении приговора. Не подлежит оглашению в зале судебного заседания, в том числе в вышестоящем суде, особое мнение судьи, выраженное им в совещательной комнате, изложенное в письменной форме и приобщенное к приговору.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещено законом прослушивать и фиксировать с помощью специальных технических средств суждения судей в совещательной комнате, а также тайно проникать в совещательную комнату, когда судьи ушли на перерыв по окончании рабочего времени.
Нарушение тайны совещания судей рассматривается как основание для отмены приговора в кассационном порядке (п. 8 ч. 2 ст. 381 УПК РФ).
Впервые УПК установил правило, согласно которому перед удалением суда в совещательную комнату участникам уголовного судопроизводства должно быть объявлено время оглашения приговора. Положительное свойство данного правила заключается, в частности, в том, что оно исключает необходимость последующего вызова лиц, участвующих в уголовном процессе, в суд на оглашение приговора.
Вместе с тем ч. 3 ст. 298 порождает ряд обоснованных сомнений. Так, суд в совещательной комнате совсем не обязательно постановляет приговор, он может принять иное решение (например, о прекращении дела). Кроме того, суд не должен в судебном заседании предрешать постановление приговора и, более того, оглашать эту свою позицию. Соответствующее объявление председательствующего может вызвать у заинтересованных участников уголовного судопроизводства тяжелое стрессовое состояние в ожидании приговора суда.
Порядок совещания судей при вынесении ими приговора при коллегиальном рассмотрении уголовного дела определяется правилами ст. 301 УПК.
Правило, согласно которому при постановлении приговора председательствующий ставит на разрешение вопросы в последовательности, определенной ст. 299 УПК, предполагает, что каждый из вопросов обсуждается и разрешается в отдельности. Кроме того, данное правило имеет тот смысл, что отрицательный ответ на любой из первых четырех основных вопросов исключает необходимость разрешения последующих вопросов о применении уголовного закона (п.п. 5-8, 14-16 ст. 299 УПК). Вместе с тем вопросы процессуального характера подлежат разрешению в любом случае (п. П. 10-13, 17 ч. 1 ст. 299 УПК).
Каждый вопрос в совещательной комнате разрешается путем голосования судей. Вопрос считается разрешенным при простом большинстве голосов. При этом «воздержавшихся» от разрешения вопросов быть не должно. Но, из этого правила имеется исключение. Судья, не считающий подсудимого виновным и оставшийся в меньшинстве, не может голосовать «за» или «против» по вопросам применения уголовного закона. Однако это не означает, что позиция данного судьи не имеет значения и не принимается в расчет. Если мнения других судей относительно квалификации преступления или вида и размера наказания разошлись, то голос, поданный за оправдание подсудимого, присоединяется к голосу за применение уголовного закона о менее тяжком преступлении, а также за назначение менее строгого наказания.
При разрешении вопросов председательствующий подает свой голос последним. Объясняется это тем, что председательствующий руководит совещанием судей и проводит голосование. Кроме того, данное правило до некоторой степени уменьшает возможности влияния председательствующего на формирование позиции остальных судей таким образом, чтобы она обязательно соответствовала его мнению.
Судья оставшийся при особом мнении, вправе изложить его в письменной форме в совещательной комнате и приобщить к приговору (ст. 301 УПК). Таким образом, законодатель не требует обязательного приобщения письменного особого мнения судьи, не согласного с решением большинства. Верховный суд по этому поводу, однако, исходит, что особое мнение должно излагаться всякий раз и непременно в письменном виде: «Рассматривая дело, к материалам которого приложено особое мнение председательствующего или народного заседателя, суд кассационной инстанции обязан проверять и обсудить обоснованность изложенных в нем выводов»[106]. Неурегулированность в законе рассматриваемого института особого мнения при постановлении приговора в совещательной комнате, оставляет много открытых вопросов. В частности, возникает вопрос о значении особого мнения для суда первой и второй инстанций. А.В. Бунина по этому поводу пишет: «…Прежде всего, это имеет значение для самого судьи, оставшегося в меньшинстве. Решая дело в соответствии со своим внутренним убеждением, судья, оставшийся при особом мнении, уверен, что его мнение дойдет до судей вышестоящего суда, будет учтено ими и, возможно, сыграет свою роль в исправлении допущенной судебной ошибки. Кроме того, нельзя не учитывать и того обстоятельства, что, излагая на бумаге мотивы своего несогласия с большинством судей, судья как бы еще раз проверяет правильность своей позиции по делу. Не исключены случаи, когда судья, пытаясь мотивировать свое особое мнение, не находит должных аргументов, и убедившись в неосновательности своего решения, отказывается от него…»[107].
Наказание в виде смертной казни может быть назначено виновному только по единогласному решению судей (п. 4 ст. 301 УПК), необходимо рассматривать в качестве важной гарантии законности, обоснованности и справедливости соответствующего решения суда. Важно иметь в виду также следующее. Несмотря на то, что Россия подписала Протокол № 6 (относительно отмены смертной казни) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), данный Протокол до настоящего времени не ратифицирован. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П до введения в действие федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому, которому грозит наказание в виде смертной казни за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105, ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ, право на суд с участием присяжных заседателей, это наказание назначено быть не может.
К настоящему времени в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» суды с участием присяжных заседателей действуют во всех субъектах Федерации, за исключением Чеченской Республики (здесь суд с участием присяжных заседателей должен начать функционировать с 1 января 2007 г.). Кроме того, УК РФ оставляет за судом возможность выбора наказания за совершение названных преступлений между лишением свободы до 20 лет, смертной казнью и пожизненным лишением свободы, что освобождает суд от обязательного назначения смертной казни.
Провозгласить приговор
— значит, довести его до сведения судебной аудитории путем публичного оглашения (прочтения вслух). Если подсудимый за нарушение порядка в судебном заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего или судебного пристава был удален из зала судебного заседания, то к моменту провозглашения приговора его возвращают в этот зал. Присутствующие в зале судебного заседания, в том числе судьи, выслушивают приговор стоя. Пожилые и больные лица с разрешения председательствующего выслушивают приговор сидя.
Приговор провозглашает председательствующий судья. Однако нередки случаи, когда текст приговора изложен на многих десятках страниц и его оглашение требует длительного времени. Такой приговор целесообразно оглашать судьям поочередно. Приговор провозглашается без объяснений, постановлен ли он единогласно или по большинству голосов. Не допускается оглашение особого мнения судьи.
Приговор провозглашается в полном объеме, без пропусков и сокращений его текста. Однако, если уголовное дело рассматривалось в закрытом судебном заседании, суд может ограничиться оглашением только резолютивной части приговора, если сведения, содержащиеся в описательной части приговора, в данный момент нецелесообразно оглашать, например, в целях обеспечения безопасности свидетелей. По окончании провозглашения приговора начинается течение срока, установленного для его обжалования.
Подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда сразу же после провозглашения оправдательного приговора. При этом стража вправе освободить подсудимого лишь по устному распоряжению председательствующего, данному в соответствии с резолютивной частью приговора.
Одновременно с постановлением приговора суд должен разрешить вопросы, указанные в ст. 313 УПК, относительно попечения о несовершеннолетних детях подсудимого, престарелых близких родственниках, сохранности имущества и жилища на время отбытия наказания.
Суд в совещательной комнате, кроме постановления обвинительного приговора с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным, должен принять решение о передаче детей и престарелых родителей на попечение родственников или других лиц, а при отсутствии таковых или нежелании на то других лиц — о помещении их в детские или социальные учреждения.
Суд выносит также постановление или определение о принятии необходимых мер по охране имущества или жилища осужденного, остающегося без присмотра.
При постановлении приговора суд должен решить вопрос об оплате труда адвоката — защитника по назначению за оказание юридической помощи обвиняемому. Оплате подлежит труд адвоката не только в суде, но также на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Суд может освободить неимущего или малоимущего осужденного полностью или частично от оплаты труда его защитника-адвоката.
Все адвокатские палаты после их регистрации в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» принимают решения, связанные с порядком оказания гражданам России юридической помощи бесплатно, а также с порядком участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда. Финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно, осуществляется за счет государства.
Приговор постановляется от имени государства – Российской Федерации, что характеризует его как акт государственной власти. Именем Российской Федерации постановляются приговоры федеральных, мировых судов.
Постановление приговора
– сложный и ответственный процесс, интеллектуальный и эмоциональный. Он требует, чтобы: были обсуждены и решены все существенные для дела вопросы; на равных для всех судей основаниях; в обстановке, способствующей свободному и спокойному совещанию, при котором судьи не опасались бы неблагоприятных для себя последствий за высказывание и отстаивание своего мнения[105]
Содержание процедуры постановления приговора слагается из обсуждения судьями подлежащих разрешению вопросов, указанных в статье 299 УПК, голосования по данным вопросам, составления приговора, его подписания и провозглашения. В ч. 1 ст. 298 говорится, что «приговор постановляется судом в совещательной комнате». Это совсем не означает, что провозглашение приговора, которое происходит в зале судебного заседания, не охватывается понятием «постановление приговора». Только после провозглашения приговора возможно утверждать, что его постановление состоялось.
Тайна совещания судей, как одна из гарантий их независимости, служит обеспечению свободного, без постороннего вмешательства обсуждения судьями вопросов, подлежащих разрешению по уголовному делу. Тайный характер совещания судей обеспечивает конфиденциальность всего процесса поиска ими взаимного согласия по разрешаемым вопросам, в том числе возможных расхождений во мнениях.
Тайна совещания судей обеспечивается запретом присутствовать в совещательной комнате во время постановления судьями приговора представителям сторон, иным участникам судопроизводства и любым другим лицам. Не допускается, в частности, приглашение судьями в совещательную комнату секретаря судебного заседания и заведующего канцелярией суда для получения у них каких-либо справок. Судьи, находящиеся в совещательной комнате, не должны с кем-либо общаться по телефону, посредством передачи или получения записок и т. д. Во время перерыва для отдыха с оставлением совещательной комнаты судьи также не могут обсуждать с другими лицами какие-либо вопросы по делу, по которому им предстоит постановить приговор.
Судьям запрещается разглашать суждения, которые имели место в совещательной комнате, а также результаты голосования по вопросам, подлежащим разрешению при постановлении приговора. Не подлежит оглашению в зале судебного заседания, в том числе в вышестоящем суде, особое мнение судьи, выраженное им в совещательной комнате, изложенное в письменной форме и приобщенное к приговору.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещено законом прослушивать и фиксировать с помощью специальных технических средств суждения судей в совещательной комнате, а также тайно проникать в совещательную комнату, когда судьи ушли на перерыв по окончании рабочего времени.
Нарушение тайны совещания судей рассматривается как основание для отмены приговора в кассационном порядке (п. 8 ч. 2 ст. 381 УПК РФ).
Впервые УПК установил правило, согласно которому перед удалением суда в совещательную комнату участникам уголовного судопроизводства должно быть объявлено время оглашения приговора. Положительное свойство данного правила заключается, в частности, в том, что оно исключает необходимость последующего вызова лиц, участвующих в уголовном процессе, в суд на оглашение приговора.
Вместе с тем ч. 3 ст. 298 порождает ряд обоснованных сомнений. Так, суд в совещательной комнате совсем не обязательно постановляет приговор, он может принять иное решение (например, о прекращении дела). Кроме того, суд не должен в судебном заседании предрешать постановление приговора и, более того, оглашать эту свою позицию. Соответствующее объявление председательствующего может вызвать у заинтересованных участников уголовного судопроизводства тяжелое стрессовое состояние в ожидании приговора суда.
Порядок совещания судей при вынесении ими приговора при коллегиальном рассмотрении уголовного дела определяется правилами ст. 301 УПК.
Правило, согласно которому при постановлении приговора председательствующий ставит на разрешение вопросы в последовательности, определенной ст. 299 УПК, предполагает, что каждый из вопросов обсуждается и разрешается в отдельности. Кроме того, данное правило имеет тот смысл, что отрицательный ответ на любой из первых четырех основных вопросов исключает необходимость разрешения последующих вопросов о применении уголовного закона (п.п. 5-8, 14-16 ст. 299 УПК). Вместе с тем вопросы процессуального характера подлежат разрешению в любом случае (п. П. 10-13, 17 ч. 1 ст. 299 УПК).
Каждый вопрос в совещательной комнате разрешается путем голосования судей. Вопрос считается разрешенным при простом большинстве голосов. При этом «воздержавшихся» от разрешения вопросов быть не должно. Но, из этого правила имеется исключение. Судья, не считающий подсудимого виновным и оставшийся в меньшинстве, не может голосовать «за» или «против» по вопросам применения уголовного закона. Однако это не означает, что позиция данного судьи не имеет значения и не принимается в расчет. Если мнения других судей относительно квалификации преступления или вида и размера наказания разошлись, то голос, поданный за оправдание подсудимого, присоединяется к голосу за применение уголовного закона о менее тяжком преступлении, а также за назначение менее строгого наказания.
При разрешении вопросов председательствующий подает свой голос последним. Объясняется это тем, что председательствующий руководит совещанием судей и проводит голосование. Кроме того, данное правило до некоторой степени уменьшает возможности влияния председательствующего на формирование позиции остальных судей таким образом, чтобы она обязательно соответствовала его мнению.
Судья оставшийся при особом мнении, вправе изложить его в письменной форме в совещательной комнате и приобщить к приговору (ст. 301 УПК). Таким образом, законодатель не требует обязательного приобщения письменного особого мнения судьи, не согласного с решением большинства. Верховный суд по этому поводу, однако, исходит, что особое мнение должно излагаться всякий раз и непременно в письменном виде: «Рассматривая дело, к материалам которого приложено особое мнение председательствующего или народного заседателя, суд кассационной инстанции обязан проверять и обсудить обоснованность изложенных в нем выводов»[106]. Неурегулированность в законе рассматриваемого института особого мнения при постановлении приговора в совещательной комнате, оставляет много открытых вопросов. В частности, возникает вопрос о значении особого мнения для суда первой и второй инстанций. А.В. Бунина по этому поводу пишет: «…Прежде всего, это имеет значение для самого судьи, оставшегося в меньшинстве. Решая дело в соответствии со своим внутренним убеждением, судья, оставшийся при особом мнении, уверен, что его мнение дойдет до судей вышестоящего суда, будет учтено ими и, возможно, сыграет свою роль в исправлении допущенной судебной ошибки. Кроме того, нельзя не учитывать и того обстоятельства, что, излагая на бумаге мотивы своего несогласия с большинством судей, судья как бы еще раз проверяет правильность своей позиции по делу. Не исключены случаи, когда судья, пытаясь мотивировать свое особое мнение, не находит должных аргументов, и убедившись в неосновательности своего решения, отказывается от него…»[107].
Наказание в виде смертной казни может быть назначено виновному только по единогласному решению судей (п. 4 ст. 301 УПК), необходимо рассматривать в качестве важной гарантии законности, обоснованности и справедливости соответствующего решения суда. Важно иметь в виду также следующее. Несмотря на то, что Россия подписала Протокол № 6 (относительно отмены смертной казни) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), данный Протокол до настоящего времени не ратифицирован. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П до введения в действие федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому, которому грозит наказание в виде смертной казни за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105, ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ, право на суд с участием присяжных заседателей, это наказание назначено быть не может.
К настоящему времени в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» суды с участием присяжных заседателей действуют во всех субъектах Федерации, за исключением Чеченской Республики (здесь суд с участием присяжных заседателей должен начать функционировать с 1 января 2007 г.). Кроме того, УК РФ оставляет за судом возможность выбора наказания за совершение названных преступлений между лишением свободы до 20 лет, смертной казнью и пожизненным лишением свободы, что освобождает суд от обязательного назначения смертной казни.
Провозгласить приговор
— значит, довести его до сведения судебной аудитории путем публичного оглашения (прочтения вслух). Если подсудимый за нарушение порядка в судебном заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего или судебного пристава был удален из зала судебного заседания, то к моменту провозглашения приговора его возвращают в этот зал. Присутствующие в зале судебного заседания, в том числе судьи, выслушивают приговор стоя. Пожилые и больные лица с разрешения председательствующего выслушивают приговор сидя.
Приговор провозглашает председательствующий судья. Однако нередки случаи, когда текст приговора изложен на многих десятках страниц и его оглашение требует длительного времени. Такой приговор целесообразно оглашать судьям поочередно. Приговор провозглашается без объяснений, постановлен ли он единогласно или по большинству голосов. Не допускается оглашение особого мнения судьи.
Приговор провозглашается в полном объеме, без пропусков и сокращений его текста. Однако, если уголовное дело рассматривалось в закрытом судебном заседании, суд может ограничиться оглашением только резолютивной части приговора, если сведения, содержащиеся в описательной части приговора, в данный момент нецелесообразно оглашать, например, в целях обеспечения безопасности свидетелей. По окончании провозглашения приговора начинается течение срока, установленного для его обжалования.
Подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда сразу же после провозглашения оправдательного приговора. При этом стража вправе освободить подсудимого лишь по устному распоряжению председательствующего, данному в соответствии с резолютивной частью приговора.
Одновременно с постановлением приговора суд должен разрешить вопросы, указанные в ст. 313 УПК, относительно попечения о несовершеннолетних детях подсудимого, престарелых близких родственниках, сохранности имущества и жилища на время отбытия наказания.
Суд в совещательной комнате, кроме постановления обвинительного приговора с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным, должен принять решение о передаче детей и престарелых родителей на попечение родственников или других лиц, а при отсутствии таковых или нежелании на то других лиц — о помещении их в детские или социальные учреждения.
Суд выносит также постановление или определение о принятии необходимых мер по охране имущества или жилища осужденного, остающегося без присмотра.
При постановлении приговора суд должен решить вопрос об оплате труда адвоката — защитника по назначению за оказание юридической помощи обвиняемому. Оплате подлежит труд адвоката не только в суде, но также на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Суд может освободить неимущего или малоимущего осужденного полностью или частично от оплаты труда его защитника-адвоката.
Все адвокатские палаты после их регистрации в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» принимают решения, связанные с порядком оказания гражданам России юридической помощи бесплатно, а также с порядком участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда. Финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно, осуществляется за счет государства.
Дополнительная литература
1. Грошевой Ю. М.
Правовые свойства приговора — акта социалистического правосудия. Харьков, 1978.
2. Грошевой Ю. М.
Сущность судебных решений в советском уголовном процессе. Харьков, 1979.
3. Маликов М. Ф.
Методология изучения судебного приговора. Уфа, 1990.
4. Мартынчик Е. Г.
Основы формирования приговора в советском уголовном процессе. Кишинев, 1989.
5. Мартынчик Е. Г.
Особое мнение судьи по уголовному делу. Кишинев, 1981.
6. Матвиенко Е. А.
Приговор и его исполнение. Минск, 1968.
7. Мирецкий С. Г.
Приговор суда. М., 1989.