Действия следователя при осмотре места происшествия


Подготовка к осмотру места происшествия

Осмотр места происшествия можно определить как неотложное, первоначальное следственное действие, состоящее в непосредственном изучении следователем обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов, их фиксации и изъятия с целью получения фактических данных, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

Успех осмотра места происшествия в значительной степени зависит от того, насколько хорошо следователь подготовился к его проведению. Однако необходимо отметить, что времени на его тщательную подготовку обычно нет, поскольку выезд на место происшествия должен осуществляться сразу же после получения сообщения о случившемся.

Стадия подготовки к осмотру места происшествия разграничивается на два этапа, предусматривающих:

  1. действия следователя до выезда на место происшествия;
  2. действия следователя по прибытии на место происшествия.

Действия следователя до выезда на место происшествия

На первом этапе, приняв сообщение о происшествии, следователь прежде всего должен:

  • уточнить, что и где произошло,
  • принять меры по оказанию помощи постра­давшим, если она еще не была оказана,
  • принять меры по восстановлению порядка и безопасности граждан на прилегающих к месту происшествия участках;
  • принять неотложные меры по ох­ране места происшествия, обеспечить до при­бытия следователя присутствие очевидцев;
  • готовясь к выезду прове­рить укомплектованность технических средств;
  • заказать (обеспечить наличие) транспортных средств, необходимых для выезда на место происшествия, для отправки пострадавшего в больницу, трупа — в морг, для доставки изъятых с места проис­шествия вещественных доказательств;
  • определить круг лиц, которые должны участвовать в осмотре (оперативные работники полиции, специалисты в области криминалистики, судеб­ной медицины, пожарной охраны и др.).

Место происшествия должно быть со­хранено в первоначальном, неизменном виде. Охрана его может быть осуществлена лицами, обнаружившими про­исшествие и сообщившими о нем, работниками милиции, администрацией предприятий и учреждений, работника­ми местных органов власти и др.

Действия следователя по прибытии на место происшествия

По прибытии на место происшествия следователь:

  • убеждается, оказана ли помощь пострадавшему;
  • проверя­ет, не изменена ли обстановка на месте происшествия (на основе краткого опроса пострадавшего, очевидцев и иных лиц, оказавшихся там);
  • удаляет посторонних лиц;
  • оп­ределяет роль каждого участника осмотра, разъясняет им их права и обязанности;
  • дает распоряжения работникам полиции о проведении оперативно-розыскных мероприятий (выявления подозреваемых в совершении преступле­ния, очевидцев, свидетелей, установления мест сокрытия похищенного, орудия преступления и т. п.).

По окончании подготовительных мероприятий следо­ватель приступает к осмотру места происшествия. В целях лучшей организации работы на месте происшествия составляются и активно применяются типовые программы — алгоритмы действий членов следственно-оперативной группы.

0

1.2

Действия участников СОГ на месте происшествия

Следователь:

— руководит дежурной СОГ, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий ее персонального состава по установлению пострадавших, очевидцев происшествия и лиц, совершивших преступление; проводит работу по собиранию (обнаружению, фиксации и изъятию) следов преступного деяния;

— перед выездом на место происшествия определяет оптимальный состав членов СОГ, информирует их о случившемся, ставит каждому из них задачи по выполнению неотложных мероприятий;

— привлекает при необходимости через оперативного дежурного ОВД к участию в осмотре места происшествия дополнительных специалистов, других лиц (например, сотрудников патрульно-постовой службы*(161));

— разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (в том числе представителей средств массовой информации (далее — СМИ)).

— осматривает место происшествия, в процессе чего:

1) фиксирует время прибытия на место преступления;

2) удаляет с места осмотра посторонних лиц, в том числе сотрудников ОВД, не принимающих участия в осмотре или охране места происшествия. Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения следователя (дознавателя);

3) определяет круг специалистов для участия в осмотре места происшествия;

4) принимает меры по установлению личности пострадавшего, оказанию ему помощи;

5) получает первичную информацию от прибывших первыми на место происшествия сотрудников органов внутренних дел (например, наряда полиции и др.); устанавливает, какие изменения внесены в обстановку места происшествия; определяет границы осмотра и порядок проведения;

6) выявляет и кратко опрашивает очевидцев происшествия;

7) привлекает к осмотру места происшествия соответствующих лиц, обладающих специальными знаниями: эксперта-криминалиста, судебного медика (в случае причинения вреда здоровью пострадавшему) или иного специалиста;

8) обобщает и анализирует поступающую к нему от очевидцев, участников осмотра места происшествия и иных лиц информацию, представляющую интерес для выдвижения и проверки следственных версий;

9) выдвигает с учетом полученной на месте происшествия информации версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на раскрытие преступления. С этой целью он дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве необходимых ОРМ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;

10) информирует членов СОГ об известных ему фактах и обстоятельствах, имеющих значение для установления и розыска по горячим следам лиц, совершивших преступление;

11) лично оформляет протокол осмотра места происшествия и несет персональную ответственность за его качество;

12) по окончании осмотра места происшествия, а также опроса очевидцев и пострадавших об обстоятельствах совершенного преступления собирает членов СОГ и подводит итоги проделанной работы.

Сотрудник оперативного подразделения:

— прибыв на место происшествия первым, принимает меры к сохранению первоначальной обстановки, а в отсутствие следователя — проводит осмотр места происшествия. В качестве члена СОГ:

— знакомится с обстоятельствами происшествия для определения направления поиска и принятия оперативно-розыскных и иных мер по установлению и задержанию причастных к преступлению лиц;

— решает вопрос о применении кинологом служебно-розыскной собаки;

— устанавливает личность пострадавшего;

— выявляет очевидцев преступления, лиц, которые могут сообщить что-либо о происшествии, о подозреваемых, образе жизни пострадавшего и т.д.; в этих целях совместно с участковым уполномоченным полиции обходит территорию (домовладения, квартиры);

— производит опрос очевидцев и пострадавшего об известных им обстоятельствах совершенного преступления и причастных к нему лицах;

— поддерживает связь с дежурной частью ОВД;

— систематически, по мере получения данных, представляющих оперативный интерес для раскрытия преступления, информирует об этом следователя; принимает меры к задержанию преступника по горячим следам;

— сообщает оперативному дежурному по ОВД информацию о характере преступления; приметах лиц, его совершивших;

— устанавливает по учетам лиц, ранее судимых за аналогичные преступления, склонных к их совершению и состоящих на учете по месту жительства и др.; принимает меры по проверке их причастности к содеянному;

— осуществляет ОРМ, направленные на установление, обнаружение и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления; проводит проверку изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам; устанавливает очевидцев происшествия, а также мест хранения и сбыта похищенного;

— выполняет поручения следователя и информирует его о результатах участия в осмотре места происшествия и мерах по установлению совершивших преступление лиц;

— о проделанной работе составляет подробный рапорт на имя руководителя органа внутренних дел.

Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения при выезде на место происшествия:

— осуществляет процессуальные полномочия специалиста (ст. 58 УПК РФ);

— обсуждает со следователем необходимость и последовательность применения тех или иных технических средств;

— определяет целесообразность привлечения к участию в осмотре места происшествия других специалистов, уточняет последовательность действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств;

— согласовывает со следователем порядок и способ производства фото- (видео-) съемки места происшествия, выбирает и фотографирует объекты;

— обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием предметов и документов; дает пояснения относительно производимых им действий;

— оказывает помощь следователю в обнаружении и изъятии, упаковке, а также сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;

— проводит исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению.

Участковый уполномоченный полиции:

— в случае невозможности прибытия на место происшествия дежурной СОГ или сотрудников оперативных подразделений проводит его осмотр, а также выполняет иные действия по установлению обстоятельств преступления и причастных к нему лиц.

При выезде на место происшествия в составе СОГ:

— принимает меры по охране места происшествия, а также материальных ценностей, документации;

— приглашает граждан в качестве понятых для участия в осмотре места происшествия;

— выясняет обстоятельства совершенного преступления и причастных к нему лиц и информирует об этом следователя;

— выполняет иные поручения следователя.

Кроме того, информирует следователя, дознавателя, оперативных сотрудников о проживающих или появлявшихся в районе происшествия лицах, которые представляют соответствующий интерес для органов предварительного расследования и оказывает содействие сотрудникам оперативного подразделения в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Инспектор-кинолог:

— согласовывает со следователем применение служебно-розыскной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий, других предметов, а также замаскированных убежищ;

— принимает участие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

— составляет акт о применении служебно-розыскной собаки или рапорт с указанием причин ее неприменения.

Сотрудники патрульно-постовой службы:

— принимают меры к пресечению преступления;

— организуют и осуществляют преследование, а также задержание преступников;

— оказывают помощь пострадавшим, при необходимости вызывают «скорую помощь»;

— по возможности устанавливают очевидцев преступления;

— обеспечивают охрану места происшествия;

— удаляют с места происшествия всех граждан на расстояние, исключающее возможность уничтожения или повреждения следов и вещественных доказательств.

Следователь:

— руководит дежурной СОГ, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий ее персонального состава по установлению пострадавших, очевидцев происшествия и лиц, совершивших преступление; проводит работу по собиранию (обнаружению, фиксации и изъятию) следов преступного деяния;

— перед выездом на место происшествия определяет оптимальный состав членов СОГ, информирует их о случившемся, ставит каждому из них задачи по выполнению неотложных мероприятий;

— привлекает при необходимости через оперативного дежурного ОВД к участию в осмотре места происшествия дополнительных специалистов, других лиц (например, сотрудников патрульно-постовой службы*(161));

— разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (в том числе представителей средств массовой информации (далее — СМИ)).

— осматривает место происшествия, в процессе чего:

1) фиксирует время прибытия на место преступления;

2) удаляет с места осмотра посторонних лиц, в том числе сотрудников ОВД, не принимающих участия в осмотре или охране места происшествия. Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения следователя (дознавателя);

3) определяет круг специалистов для участия в осмотре места происшествия;

4) принимает меры по установлению личности пострадавшего, оказанию ему помощи;

5) получает первичную информацию от прибывших первыми на место происшествия сотрудников органов внутренних дел (например, наряда полиции и др.); устанавливает, какие изменения внесены в обстановку места происшествия; определяет границы осмотра и порядок проведения;

6) выявляет и кратко опрашивает очевидцев происшествия;

7) привлекает к осмотру места происшествия соответствующих лиц, обладающих специальными знаниями: эксперта-криминалиста, судебного медика (в случае причинения вреда здоровью пострадавшему) или иного специалиста;

8) обобщает и анализирует поступающую к нему от очевидцев, участников осмотра места происшествия и иных лиц информацию, представляющую интерес для выдвижения и проверки следственных версий;

9) выдвигает с учетом полученной на месте происшествия информации версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на раскрытие преступления. С этой целью он дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве необходимых ОРМ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;

10) информирует членов СОГ об известных ему фактах и обстоятельствах, имеющих значение для установления и розыска по горячим следам лиц, совершивших преступление;

11) лично оформляет протокол осмотра места происшествия и несет персональную ответственность за его качество;

12) по окончании осмотра места происшествия, а также опроса очевидцев и пострадавших об обстоятельствах совершенного преступления собирает членов СОГ и подводит итоги проделанной работы.

Сотрудник оперативного подразделения:

— прибыв на место происшествия первым, принимает меры к сохранению первоначальной обстановки, а в отсутствие следователя — проводит осмотр места происшествия. В качестве члена СОГ:

— знакомится с обстоятельствами происшествия для определения направления поиска и принятия оперативно-розыскных и иных мер по установлению и задержанию причастных к преступлению лиц;

— решает вопрос о применении кинологом служебно-розыскной собаки;

— устанавливает личность пострадавшего;

— выявляет очевидцев преступления, лиц, которые могут сообщить что-либо о происшествии, о подозреваемых, образе жизни пострадавшего и т.д.; в этих целях совместно с участковым уполномоченным полиции обходит территорию (домовладения, квартиры);

— производит опрос очевидцев и пострадавшего об известных им обстоятельствах совершенного преступления и причастных к нему лицах;

— поддерживает связь с дежурной частью ОВД;

— систематически, по мере получения данных, представляющих оперативный интерес для раскрытия преступления, информирует об этом следователя; принимает меры к задержанию преступника по горячим следам;

— сообщает оперативному дежурному по ОВД информацию о характере преступления; приметах лиц, его совершивших;

— устанавливает по учетам лиц, ранее судимых за аналогичные преступления, склонных к их совершению и состоящих на учете по месту жительства и др.; принимает меры по проверке их причастности к содеянному;

— осуществляет ОРМ, направленные на установление, обнаружение и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления; проводит проверку изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам; устанавливает очевидцев происшествия, а также мест хранения и сбыта похищенного;

— выполняет поручения следователя и информирует его о результатах участия в осмотре места происшествия и мерах по установлению совершивших преступление лиц;

— о проделанной работе составляет подробный рапорт на имя руководителя органа внутренних дел.

Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения при выезде на место происшествия:

— осуществляет процессуальные полномочия специалиста (ст. 58 УПК РФ);

— обсуждает со следователем необходимость и последовательность применения тех или иных технических средств;

— определяет целесообразность привлечения к участию в осмотре места происшествия других специалистов, уточняет последовательность действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств;

— согласовывает со следователем порядок и способ производства фото- (видео-) съемки места происшествия, выбирает и фотографирует объекты;

— обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием предметов и документов; дает пояснения относительно производимых им действий;

— оказывает помощь следователю в обнаружении и изъятии, упаковке, а также сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;

— проводит исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению.

Участковый уполномоченный полиции:

— в случае невозможности прибытия на место происшествия дежурной СОГ или сотрудников оперативных подразделений проводит его осмотр, а также выполняет иные действия по установлению обстоятельств преступления и причастных к нему лиц.

При выезде на место происшествия в составе СОГ:

— принимает меры по охране места происшествия, а также материальных ценностей, документации;

— приглашает граждан в качестве понятых для участия в осмотре места происшествия;

— выясняет обстоятельства совершенного преступления и причастных к нему лиц и информирует об этом следователя;

— выполняет иные поручения следователя.

Кроме того, информирует следователя, дознавателя, оперативных сотрудников о проживающих или появлявшихся в районе происшествия лицах, которые представляют соответствующий интерес для органов предварительного расследования и оказывает содействие сотрудникам оперативного подразделения в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Инспектор-кинолог:

— согласовывает со следователем применение служебно-розыскной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий, других предметов, а также замаскированных убежищ;

— принимает участие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

— составляет акт о применении служебно-розыскной собаки или рапорт с указанием причин ее неприменения.

Сотрудники патрульно-постовой службы:

— принимают меры к пресечению преступления;

— организуют и осуществляют преследование, а также задержание преступников;

— оказывают помощь пострадавшим, при необходимости вызывают «скорую помощь»;

— по возможности устанавливают очевидцев преступления;

— обеспечивают охрану места происшествия;

— удаляют с места происшествия всех граждан на расстояние, исключающее возможность уничтожения или повреждения следов и вещественных доказательств.

Образец должностной инструкции следователя МВД

Общие положения

  1. Следователь МВД принимается на службу в установленном порядке, распоряжением руководителя соответствующего подразделения.
  2. Следователь МВД подчиняется руководителю следственного подразделения.
  3. Следователь МВД проходит регулярную переаттестацию в порядке, закрепленном в соответствующей документации.
  4. График работы следователя МВД определяется на основе внутренних документов подразделения.
  5. Лицо, претендующее на данную должность, обязано подходить под следующие требования:
      образование юридического профиля;
  6. успешно пройденные медкомиссия и профотбор;
  7. наличие комплекта необходимых документов.
  8. Порядок замены следователя в случае его отсутствия (заболевание, командировка и др.) определяет руководитель следственного подразделения на основе действующих постановлений.
  9. Следователь МВД обязан разбираться в следующих вопросах:
      актуальной нормативно-правовой базе, регулирующей следственную деятельность;
  10. принципах взаимодействия с другими представителями правоохранительных органов;
  11. порядке подчинения и иерархии соответствующих подразделений;
  12. принципах ведения необходимого документооборота;
  13. теоретических основах криминалистики, криминологии, юриспруденции;
  14. методах работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и другими лицами;
  15. принципах классификации различных видов противоправных действий;
  16. методах применения передовых достижений криминалистики;
  17. параметрах использования соответствующей техники и аппаратуры;
  18. алгоритмах расследования противоправных действий;
  19. принципах проведения экспертизы и обработки полученных результатов;
  20. правилах проведения осмотра места происшествия;
  21. принципах работы с фотоизображениями;
  22. правилах документирования полученных результатов;
  23. нормах и тактике проведения допросов;
  24. алгоритмах проведения следственных действий, необходимость которых выявлена в ходе расследований;
  25. нормах этики служащих правоохранительных органов;
  26. правилах работы с офисным оборудованием, профильным программным обеспечением;
  27. нормах трудовой дисциплины, правилах охраны труда и пожарной безопасности.
  28. Следователь МВД руководствуется:
      действующей нормативно-правовой базой;
  29. соответствующей документацией МВД;
  30. внутренней документацией подразделения;
  31. содержимым данной инструкции.

Обязанности

На следователя МВД возложены следующие функции:

  1. Взаимодействие с другими служащими правоохранительного аппарата по вопросам своей профессиональной деятельности.
  2. Обеспечение сохранности данных, полученных в ходе следствия.
  3. Планирование и проведение необходимых следственных мероприятий.
  4. Обнаружение мотивов и обстоятельств, значимых для расследования правонарушений.
  5. Выдача поручений по проведению экспертиз и других следственных действий.
  6. Подготовка и направление запросов в соответствующие инстанции, в пределах своей компетенции.
  7. Составление протоколов, планов, схем и иных следственных документов.
  8. Принятие мер по определению лиц, виновных в преступных действиях.
  9. Проведение опросов свидетелей и потерпевших, осмотра места происшествия.
  10. Формирование необходимой для предъявления обвинения доказательной базы.
  11. Направление дел для предъявления обвинений.
  12. Возобновление расследования при выявлении новых значимых обстоятельств.
  13. Закрытие дел при наличии достаточных для этого оснований.
  14. Обеспечение гарантированных действующим законодательством прав лицам, участвующим в уголовном расследовании.
  15. Участие в мероприятиях следственных групп, в границах установленной ответственности.
  16. Обеспечение ведения и сохранности необходимой документации.
  17. Соблюдение в работе норм трудовой дисциплины, правил пожарной безопасности.

Ответственность

Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:

  1. За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
  2. За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
  3. За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
  4. В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.

Права

Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:

  1. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
  2. Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
  3. Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
  4. Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
  5. Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
  6. Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
  7. Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
  8. В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
  9. Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.

Параметры составления документа

Порядок разработки инструкций для своих сотрудников определен в Приказе МВД от 01.02.2018 года №50. В пунктах 174-184 в разделе IX содержатся основные характеристики, которым должна соответствовать инструкция служащих МВД. Согласно этим пунктам документ должен включать 4 обязательных части:

  • Общие положения.
  • Должностные обязанности.
  • Ответственность следователя.
  • Права сотрудника.

Базовые требования к содержанию данных разделов также прописаны в этом нормативном акте. Любые инструкции, используемые в подразделениях МВД, должны составляться с учетом положений данного Приказа и соответствующих разделов ФЗ «О полиции».

Общие положения

Данный раздел содержит характеристику базовых параметров деятельности сотрудника. В нем должны присутствовать:

  • Список норм, регулирующих его деятельность.
  • Порядок временной замены.
  • Данные о графике деятельности.
  • Иные данные, включаемые по усмотрению руководства подразделений.

Внимание! Поскольку объем раздела не всегда способен вместить перечень характеристик, в нем можно сослаться на соответствующие внутренние документы, доступные сотруднику (график дежурств и пр.).

Обязанности

В этой части находится исчерпывающий список должностных функций сотрудника. В некоторых подразделениях они могут отличаться, в зависимости от их региональных и профильных особенностей, но основная часть остается неизменной. Прописываются:

  • Основные функции, обязательные для позиции следователя.
  • Вспомогательные, связанные, в основном, с обработкой документов.
  • Базовые, обязательные для всех профессий: соблюдать нормы трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.

Внимание! При написании раздела можно ориентироваться на профстандарт 09.001, описывающий характеристики следователя-криминалиста. Он был утвержден Минтрудом 07.04.2015 года.

Ответственность

В разделе перечисляют случаи, когда специалиста могут привлечь к ответственности. Она может носить административный, дисциплинарный и, в отдельных случаях, уголовный характер. Поскольку степень наказания и мера вины работника определяется в процессе административных и судебных разбирательств, то их подробное рассмотрение со всеми нюансами выходит за рамки инструкции. Это приводит к тому, что раздел имеет небольшой объем и общий формат.

Права

Права следователя основываются на статьях УПК, в первую очередь на статье 38. В них обозначены границы его должностных полномочий и возможностей. Помимо них, следователь обладает правами, гарантированными всем сотрудникам в статье 21 ТК.

Должностные инструкции утверждаются на основе определенного стандарта:

  • Составление первоначального варианта.
  • Его рассмотрение руководством подразделения и специалистом по кадрам.
  • Внесение необходимых правок.
  • Распечатывание чистового варианта, с учетом норм делопроизводства.
  • Сбор подписей лиц, с которыми согласовывалась инструкция.
  • Визирование чистового варианта главой подразделения.

После окончания согласования инструкции с ней знакомится сам сотрудник. Это происходит в присутствии непосредственного руководителя; сотрудник должен поставить свою подпись, соглашаясь с содержимым документа.

Внимание! В пункте 183 раздела IX Приказа МВД от 01.02.2018 года №50 содержится указание на составление должностной инструкции в двух экземплярах. Один из них передается служащему, другой — остается в соответствующем подразделении МВД.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]