Понятие
Неисполнение обязанностей – это неполное участие в воспитании лица, не достигшего совершеннолетия, или же полное отстранение от него.
Неисполнением так же считается частичное осуществление обязательств теми, кто должен воспитывать ребенка (в частности тиками лицами являются родители или учителя).
Неисполнение обязанностей влечет за собой ответственность по Статье 156 УК РФ. Она наступает только в случае жестокого обхождения с малолетними и применения физической силы.
Жестоким обращением с ребенком называется насилие, совершенное в любом виде (физическом или психическом), которое применяется к несовершеннолетнему.
Это могут быть побои, связывание, специальное нанесение вреда здоровью, угрозы, сексуальное домогательство, лишение дома, еды или воды, а также способы воспитания, неприемлемые для нормальной и здоровой жизни.
Если лицо уже лишено родительских прав, то оно не может быть осуждено по этой статье УК, так как освобождено от воспитания ребенка.
Состав преступления
Элементами, которые входят в состав преступления являются:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Объектом данного преступления является сам ребенок, который не достиг совершеннолетия, а также его моральное, психологическое, физическое развитие и здоровье.
Объективная сторона представляет собой неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка родителями, жестокое обхождение с несовершеннолетним, или неполное исполнение обязанностей в недопустимой форме.
Неисполнением считается полное отсутствие родителей в жизни ребенка, внимания к развитию, образованию и здоровья малыша. В таком случае ответственность может наступить, если родитель должен был выполнять обязательства и мог это сделать. Ненадлежащим считается плохое и некачественное выполнения возложенных обязательств.
Чтобы безогворочно наступила уголовная ответственность, нужно чтобы неисполнение или ненадлежащее исполнение сопровождалось жестоким обхождением со стороны опекунов, родителей. При этом не требуются никакие последствия, чтобы окончательно сформировать состав преступления.
Субъектом преступления считается любое адекватное лицо, достигшее 16 лет.
Конкретно субъектами преступления о нарушении воспитания несовершеннолетнего являются:
- родители ребенка;
- опекун (если нет родителей, и на него возложено обязательство беспокоиться о ребенке);
- учитель или воспитатель специального заведение, которое обязано обеспечивать права несовершеннолетних.
Субъективной стороной является вина субъекта за умышленное причинение вреда.
Квалифицирующие признаки
Статья 156 УК РФ имеет свои квалифицирующие признаки, согласно которым суд выносит приговор осужденному. В основе этой статьи лежит жестокое обращение с несовершеннолетними, причинение им физического, психического или морального вреда, неисполнение родителями своих прямых обязанностей по воспитанию ребенка. Участия в его развитии, образовании, укреплении здоровья.
Если происшествие представляет собой отдельную статью, то наказание чаще всего не предусмотрено в совокупности. Например, обвинение в причинении вреда здоровью ребенка (Статья 111, 112), истязании (Статья 117), сексуальном домогательстве (Статьи 131, 132, 133, 134, 135) и другие.
Не соединение обвинения по таким преступлениям со ст. 156 УК РФ облегчает участь осужденного, и приближает его к избеганию уголовной ответственности.Это считается ошибкой квалификационных признаков.
Наказание согласно Статье 156 УК РФ
Ненадлежащее осуществление обязательств наказывается:
- штрафуется на сумму до 40 тысяч рублей;
- лишение зарплаты;
- лицо не имеет права в течение определенного времени занимать какие-либо должности;
- не имеет права в течение 3-х лет заниматься предпринимательской деятельностью;
- исправительные работы (1 год);
- обязательные работы (180 часов);
- лишение свободы (максимум три года).
Неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 УК РФ)
- Главная
- Местная власть
- Местная администрация
Физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие несовершеннолетнего, а также его здоровье всегда находились под особой охраной государства.
Так, уголовная ответственность за неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего закреплена в ст.156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
По данной статье к уголовной ответственности могут быть привлечены как родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители, так и лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последним в силу профессиональных (служебных) обязанностей.
Преступление, закрепленное в ст.156 УК РФ, выражается в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными актами, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, указанных в диспозиции данной статьи (родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.
Физическое насилие заключается в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении любой степени вреда здоровью несовершеннолетнего. Совершение любого насильственного преступления является более тяжким, чем предусмотренное ст. 156 УК, и всегда требует квалификации по совокупности преступлений. Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др. Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.
Данное преступление признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.
За совершение преступного деяния, предусмотренного ст.156 УК РФ, установлено наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
Данные статистики в РФ
Статистика в России привлечения лиц к ответственности по Статье 156:
- 4% — лишение свободы;
- 69% — условный срок;
- 4% — штраф;
- 23% — амнистия.
По статистике число осужденных по Статье 156 с каждым годом растет. Если в 1997 году, учитывая всю совокупность преступлений, их было 269 человек, то на 2003 год показатель вырос уже почти в 8 раз и составляет 1560 человек.
Действие Статьи 156 применяются только в 20% дел. В основном суд тщательно пересматривает ситуации и дает свое толкование. Например, невозможно признать неисполнение обязанностей, в случае если ребенку не хватает одежды или пищи из-за того, что у супругов нет работы.
Прекращение уголовного дела по ст. 156 УК РФ за примирением сторон
По сложившейся судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 156 УК РФ, прекращение в связи с примирением сторон должно осуществляться с согласия государственного обвинителя. Считается, что прокурор выступает от имени государства гарантом защиты несовершеннолетних. В моем случае по делу, прекращенному на основании ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ, государственный обвинитель возражал против такого прекращения. Вместе с тем, суд принял правильное и справедливое решение.
Честно Вам скажу, не люблю я такие дела… Сам отец троих детей, и все, что связано с совершением преступлений в отношении несовершеннолетних, вызывает у меня внутреннее неприятие, наверное, как и у большинства людей.
Но всегда приятно видеть, когда у человека появляется шанс начать жизнь «с чистого листа», и что ты помог появлению этого шанса.
Моя подзащитная Б. является матерью троих малолетних детей, но стала злоупотреблять спиртными напитками, перестала работать, соответственно материально детей не обеспечивала, на фоне «веселого» времяпрепровождения с местными маргиналами, зачастившими к ней на «отдых», у Б. появилось безразличие к детям, которые фактически были предоставлены сами себе, часто недоедали, не посещали образовательных учреждений. А спали дети в кладовке, чтобы не мешать «отдыхать» многочисленным и частым гостям. Все дети страдали педикулезом.
Дознание прошло как-то незаметно, буднично, на фоне полного безразличия Б. как к своей судьбе, так и к судьбе своих детей, вину она формально признала, после ознакомления с делом мы заявили особый порядок судебного разбирательства.
В общем, рядовое «назначенческое» дело по ст. 156 УК РФ.
Всё изменилось после первого судебного заседания, когда гособвинитель отказалась поддержать ходатайство об особом порядке судебного разбирательства, и мировой судья перешла на общий порядок. И тут у моей подзащитной видимо внутри что-то щелкнуло, что перезагрузило ее материнский инстинкт. После первого заседания были слезы и вопросы: «а что же теперь делать, ведь их у меня отберут».
И вот когда я увидел, что человек наконец-то озаботился своей судьбой, и судьбой своих детей, что есть кому помогать, я с радостью подключился. Предложение представителю соцзащиты подумать о возможности прекращения дела за примирением с потерпевшими, поначалу особого энтузиазма у последней не вызвало, все свелось к тому, что «пусть дети простят».
Первое, что нам было нужно – это время, которое, как известно, лечит. Тянули, как могли, возражая против оглашения показаний участковых, ОДНщиков, вызывали для допроса дознавателя. Подзащитная почти каждый день стала посещать своих детей в социально-реабилитационном центре, куда они были помещены органом соцзащиты, и конечно дети простили свою маму. Свою квартиру Б. привела в приемлемое состояние, поклеила пусть и дешевые, но новые и чистые обои, обустроила детям место для занятий (кто-то пожертвовал старенький письменный стол). В общем, представителя соцзащиты, которой доложили о том, что дети из социально-реабилитационного центра просятся к маме, только о маме и говорят, мы убедили.
А тут еще фактор везения сработал, наша мировая судья ушла в декретный отпуск, и мы начали рассматривать уголовное дело заново, и в этот раз уставшая от нас гособвинитель не стала возражать против рассмотрения уголовного дела в особом порядке.
На втором «первом» заседании представитель потерпевших заявила ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Б., так как она с потерпевшими примирилась, причиненный вред им заглажен, претензий не имеют.
К сожалению, помощник прокурора включила в себе «гаранта защиты несовершеннолетних», и возражала против прекращения уголовного дела за примирением сторон.
Но суд пришел к правильному выводу, что ходатайство обоснованное, и удовлетворил его, прекратив на основании ст. 76 УК РФ, ст. 25 УПК РФ уголовное дело в отношении Б.
Постановление судьи гособвинителем не опротестовывалось и вступило в законную силу.
Воспользуется ли Б. шансом начать все с «чистого листа», я не знаю, хочется в это верить…