Когда смерть наступает в результате случайных действий другого человека, в юриспруденции это называется неосторожным причинением смерти. Переживания того, по чьей вине человека не стало, понятны, поскольку трагическое стечение обстоятельств всегда неожиданно и действует шокирующее. Но как понять, что действия не были умышленными и за версией неосторожного причинения смерти не скрывается убийство? В теории и практики есть множество примеров, когда эти преступления разных категорий настолько тесно граничат друг с другом, что даже опытные практикующие юристы затрудняются сделать однозначный вывод о той или иной квалификации.
Убийство – преступление в отношении себе подобных (ст.105 УК РФ)
Решиться на убийство могут по разным причинам, но не одна из них не оправдана и не может освободить от ответственности, поскольку лишение жизни человека всегда было и будет являться жестоким преступлением. Типичное убийство, квалифицированное по ч. 1 ст. 105 УК РФ, выглядит обычно так:
Пример: Дмитриев К., Коробов М., Резцов П. распивали спиртные напитки, в результате конфликта между Дмитриевым К. и Резцовым П. последний схватил кухонный нож и вонзил его прямо в левую сторону груди Дмитриева К. В результате причиненного повреждения Дмитриев К. скончался на месте.
Так выглядит «хрестоматийный» пример убийства, под которым подразумеваются довольно простые действия: решил нанести смертельный удар, взял первое подходящее оружие и сделал это. Обычно по ч.1 ст. 105 УК РФ квалифицируются убийства из ненависти, ревности, в ходе распития спиртных напитков и т.д. Удар, явно свидетельствующий о том, что виновный должен был предвидеть летальный исход, соответствует умышленному причинению смерти, то есть убийству как юридическому термину уголовного права.
Как применить закон, если бы в том же примере, который мы привели, Резцов П. нанес удар ножом в бок Дмитриеву, серьезно повредив печень? Предположим, потерпевшему была оказана медицинская помощь, но, несмотря на это, он скончался в больнице, не приходя в себя, на пятый день после повреждения. Юристы считают, что в таком случае имеет место причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, повлекшее смерть. Ситуация, конечно, спорная, но если установить умысел обвиняемого – желал ли он или задумывался о возможном наступлении смерти (ст.105 УК РФ), либо хотел просто избить, ухода из жизни избитому не желал (ч.4 ст.111 УК РФ).
Убийство без предварительного сговора
Важно научиться различать лишение жизни с предварительным сговором, либо без такового. В первой ситуации преступники предварительно оговорили свои роли в ситуации и наверняка решили убить жертву. Вторая ситуация не предусматривает договоренность – убийство было совершено вследствие неблагоприятных обстоятельств.
Достичь сговора можно либо перед совершением убийства, либо задолго до реализации поставленной задачи. Как первый, так и второй вариант никак не может влиять на последующую квалификацию с точки зрения законодательства.
Запомните! Нет разницы в том, когда именно участники договорились между собой. Главной задачей является подтверждение факта договоренности между ними.
Если на момент совершения преступления к преступникам присоединился еще один человек, он не будет подпадать под сговор.
Бьет умышленно, но смерти не желает (4 ст. 111 УК РФ)
В теории уголовного права действия того, кто причиняет телесные повреждения, в результате которых жертва скончалась, квалифицируют практически всегда по части 4 ст. 111 УК РФ. По умолчанию считается, что, избивая человека без использования предметов колющих и режущих (ножей, прутов, топоров и т.д.), а также тяжелых тупых (камней, кирпичей и т.д.), виновный не мог предвидеть результат своих действий в виде смерти. Так ли это на самом деле?
Предположим, трое людей избивают четвертого ногами и руками. Избиваемый лежит на земле, не может встать, с каждой минутой чувствуя себя все хуже и хуже, не сопротивляется, поскольку нет на это сил. С большой долей вероятности действия преступников будут квалифицированы как причинение тяжкого вреда здоровью. Если потерпевший в результате избиения умирает, то это ч. 4 ст. 111 УК РФ, так как наступление смерти не охватывалось умыслом избивавших.
Иногда опытные практики не соглашаются с такой квалификацией, считая, что сильнейшее избиение не может не предполагать возможного летального исхода. Так, особенно весомо такое мнение, если:
- виновные значительно превышают физические показатели: их больше по численности, они хорошо физически подготовлены, намного сильнее потерпевшего, который по конституции худее и слабее, существенно ниже росту напавших;
- потерпевший имеет какое-либо заболевание, влияющее на общее физическое состояние, о котором преступники были осведомлены;
- когда избили связанного, измученного истязаниями;
- умерший являлся несовершеннолетним или, наоборот, пожилым человеком;
- если избивали инвалида или имеющего определенный физический недостаток, значительно снижающий возможность дать отпор обидчикам.
В перечисленных ситуациях, когда просматривается явный перевес силы злоумышленников, многие теоретики убеждены в составе преступления «убийство», указывая на наличие прямого или косвенного умысла на лишение жизни, а не на только лишь причинение телесных повреждений.
Вместе с тем, в судебной практике такие случаи убийства чрезвычайно редки — в основном, действия преступников трактуются по ч. 4 ст. 111 УК РФ. Мотивы принятий таких решений связаны с трудностью, а иногда и невозможностью конкретизировать умысел избивавших – другими словами, их намерения неопределенны.
Действительно, даже в случаях признания вины и подробного рассказа виновные не могут сказать точно, на что они рассчитывали, нанося множество жестоких ударов, и какие последствия предвидели. Зачастую в ходе допроса обвиняемые говорят о том, что избивали и знали, что жертве будет больно и могут быть какие-либо увечья, какие — конкретно никто не предполагал.
Судебная практика уже давно идет по пути трактовки всех сомнений в пользу осужденных, поэтому невозможность конкретизировать умысел при жестоком избиении редко может соответствовать убийству, почти всегда это причинение тяжкого вреда здоровью, вследствие которого наступила смерть по неосторожности.
Статья 109 УК РФ: причинение смерти по легкомыслию
Названная статья предусматривает ответственность за причинение смерти по легкомыслию (предвидел последствия, но думал, что обойдется) или небрежности (не предвидел, но должен был предвидеть) — это полностью неосторожное преступление, примерами которого могут быть следующие ситуации:
Примеры
- вор выбежал из магазина и скрывается от охранников, убегая по улице города. Навстречу ему шла бабушка, которую он оттолкнул, чтобы «расчистить себе путь». Бабуля сильно ударилась о чугунный столб, получила сотрясение мозга, от которого скончалась;
- троллейбус плавно подъезжал к остановке, соблюдая все правила ПДД. Любопытный пассажир, резко выглянувший на дорогу, чтобы посмотреть номер следующего троллейбуса, получил удар в висок зеркалом подъезжающего троллейбуса. Потерпевший скончался на месте;
- рабочие ремонтировали краны в городской канализации, открыли люк, не убедившись в окружающей безопасности. Один из зазевавшихся прохожих упал в канализацию, повредив себе голову, впоследствии умер;
- врач сделал правильно операцию, но анестезиолог не изучил медкарту больного, где указано на наличие аллергических реакций пациента на лидокаин. В результате неправильно подобранного лекарства и сделанного наркоза человек умер.
Можно продолжать перечислять примеры ст. 109 УК РФ, где главным обстоятельством должно быть отсутствие прямого или косвенного умысла не только на летальный исход, но и на любое повреждение и вред в целом. Именно статья 109 УК РФ вызывает в правоприменительной практики неясности в разграничении с убийством и с тяжкими телесными повреждениями, в результате которых человек скончался.
Проблемы отличия неосторожного причинения смерти от других преступлений
Самыми проблемными делами являются те, в которых был причинен один удар, после которого человек падает, ударяется о выступ, бордюр, тротуар, мебель и умирает. В таких ситуациях экспертиза часто содержит выводы о незначительной тяжести причиненного ударом повреждений, которые сами по себе летальность вызвать не могли. Понятно, что причина смерти заключается в повреждениях, полученных при падении (ударе о тротуар, выступ и т.д.), но ведь человек бы не упал, если бы его не ударили? Получается, что без вмешательства ударившего смерть бы не наступила.
Характерным примером стало резонансное дело в отношении чемпиона мира по боям без правил Мирзаева, который был осужден в 2012 году по ч. 1 ст. 109 УК РФ за то, что нанес удар потерпевшему Агафонову, последний упал и ударился головой о канализационную решетку, получив повреждение в виде серьезной черепно-мозговой травмы. Агафонов скончался по прошествии нескольких часов.
Мнения специалистов уголовного права разделились поровну: одни из них согласились с приговором и квалификацией, другие рьяно его критиковали. Доводами последних стало то, что чемпион такого уровня должен был понимать, что сила его удара во многом превышает подобное действие обычного статистического гражданина, ведь после него Агафонов мгновенно упал навзничь, не успев даже скоординировать свои двигательные функции и смягчить удар, к примеру, поворотом тела. Многие юристы считают, что в данном случае Мирзаев предвидел, что его удар повлечет как минимум тяжкий вред здоровью или будет причиной резкого падения на плоскость. Теоретики видят в такой ситуации не прямую, но опосредованную причинно-следственную связь между действиями наносящего злосчастный удар и летальным исходом. Некоторые ученые расценивают такие действия спортсмена, обученного «смертельному удару» на профессиональном уровне, абсолютно умышленными действиями, которые соответствуют квалификации по статье 105 УК РФ.
Другим ярким примером спорной квалификации является дело в отношении Смирнова, которому изначально было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 111 УК РФ. Смирнов обвинялся в том, что в результате конфликта с женой он ударил ее в лицо, несколько раз по телу, после чего подхватил и с силой отбросил ее на стену, о которую она ударилась и на следующий день умерла. Экспертиза установила тяжкие телесные повреждения внутренних органов, в результате которых наступила смерть. Интересно, что апелляционная инстанция высказалась на предмет отсутствия у Смирнова умысла на причинение тяжких повреждений и переквалифицировала его действия на ст. 109 УК РФ. В последующем Верховный суд отменил предыдущее решение, мотивируя наличие этого умысла самим характером повреждений: они были множественные и практически все обладали признаком опасности для жизни. Вследствие этого был сделан вывод о том, что виновный обладал большой силой и применял ее, понимая, что могут наступить соответствующие последствия. В итоге Смирнов понес наказание по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Стоимость услуг
Наших специалистов в первую очередь интересует индивидуальный подход к делу, и только потом материальные интересы, поэтому нам важно ознакомиться с деталями, чтобы сказать точную стоимость в Москве. С примерными ценами вы можете ознакомиться ниже. Что делать при подозрении по ст.105, ч.2.
У нас работают компетентные специалисты с богатыми знаниями в сфере законодательства и отточенными годами практическими навыками, которые найдут основания для смягчения приговора, отмены или пересмотра уже свершившихся решений суда. Вы можете позвонить нам или оставить заявку на сайте, если хотите, чтобы за ваше дело взялся внимательный и профессиональный адвокат.
Оказание защиты по уголовным делам: | Цена |
Посещение задержанных в СИЗО (местах лишения свободы) с целью дачи юридической консультации: | от 20 000 руб. |
Участие защитника в судебном заседании по ст. 125 УПК РФ: | от 30 000 руб. |
Участие защитника в судебном заседании при избрании меры пресечения, продление срока содержания под стражей: | от 30 000 руб. |
Защита доверителя при проведении дознания, предварительного следствии до направления уголовного дела в суд | от 50 000 руб. |
Защита доверителя в суде первой инстанции, если защитник участвовал на предварительном следствии: | от 30 000 руб. |
Защита доверителя в суде первой инстанции, если защитник не участвовал на предварительном следствии: | от 50 000 руб. |
Обжалование приговора, определения, постановления суда первой инстанциив апелляционной инстанции: | от 70 000 руб. |
Обжалование и опротестования приговора суда, определений и постановлений в кассационной инстанции: | от 50 000 руб. |
Защита доверителя в суде в порядке надзора | от 30 000 руб. |
Организация проведения экспертиз, консультаций с участием специалистов, экспертов различных областей деятельности | от 15 000 руб. |
Критерии отграничения
Основные признаки разграничения убийства, причинения смерти по неосторожности или ч. 4 ст. 111 УКРФ, заключаются в установлении умысла виновного:
- если телесные повреждения тяжкого характера причиняются намеренно и при этом последствия в виде смерти не охватываются мыслями преступника, то в случае летального исхода его действия соответствуют ч.4 ст. 111 УК РФ;
- если удар несильный, однократный (иногда может быть двукратный, обычно не больше) и явно соответствует легкому вреду здоровья (точнее выскажется эксперт), но по каким-то причинам человек умирает, то действия виновного соответствуют ст. 109 УК РФ;
- если удары наносятся в жизненно важные органы, с достаточной силой для создания опасности для жизни пострадавшего, при этом виновное лицо относится к возможным последствиям безразлично, речь идет об убийстве.
Дополнительные обстоятельства
Достаточно часто лиц, которые действуют в составе группы и имеют умысел на убийство, ошибочно не признают соисполнителями. Это происходит потому, что в процессе следствия или суда не в полной мере выявляются последствия, которые причинены действиями такого лица.
Соисполнителями убийства могут быть признаны лица, действия которых характеризуются различной степенью интенсивности или использованием различных орудий преступления.
Предпосылками для подобных ошибок служит, как правило, игнорирование следователем или судьей умысла виновного лица.
В случае, когда происходит убийство двух или более лиц группой по предварительному сговору, основной трудностью для квалификации такого преступления является то, что не все виновные непосредственно принимают участие в совершении убийства.
Кроме того, достаточно часто при квалификации убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору, возникает такая ошибка, как эксцесс исполнителя (ст. 36 УК РФ). Эксцесс исполнителя – это совершение лицом преступления, которое не охватывает умысел других соучастников. В таком случае соучастники убийства уголовной ответственности не подлежат.
Основным признаком убийства, совершенного группой лиц, является не время выполнения объективной стороны преступления, то есть нанесения потерпевшему телесных повреждений, а время, когда виновные достигли согласия на убийство.
Когда убийство совершается группой лиц без предварительного сговора, то такое согласие у преступников появляется уже во время применения насилия к потерпевшему. Об отсутствии сговора может свидетельствовать спонтанный характер преступления, которое совершается в ходе ссоры или драки.
Достаточно часто суды при рассмотрении дела принимают согласованность действий преступников за предварительный сговор, не выяснив реального положения вещей.
Какое наказание на смерть другого человека
Конечно, самое суровое наказание законодатель предусмотрел за умышленное причинение смерти:
- когда имеет место «простое» убийство (то есть без дополнительных признаков) – до 15 лет тюрьмы;
- если причинена смерть двоим и более людям, то потенциальное наказание увеличивается до 20 лет лишения свободы. Такой же размер предусмотрен и за убийство малолетнего, беременной женщины, группой лиц и т.д.
- за тяжкие телесные повреждения с наступившей смертью по неосторожности виновный может получить до 15 лет лишения свободы — это максимальный срок по ч. 4 ст. 111 УК РФ;
- если бесспорно установлено причинение смерти по неосторожности, но верхняя граница статьи 109 УК РФ предусматривает в качестве наказания два года лишения свободы, при этом часто суды назначают отбывание условно.
Особенности преступления
Убийству посвящена 105-я статья УК РФ. О групповых действиях говорится в пункте «ж» второй части статьи.
Кроме того, существует Постановление ВС РФ, которое касается судебной практики по 105-й статье (№1 от 27.01.99, в настоящее время действует редакция от 03.12.2009). и еще, важно понимать, в чем отличие убийства группой лиц от соучастия.
В частности, Постановление рассматривает некоторые тонкости соучастия в убийстве. Например, если действовала организованная группа, то уже неважно, кто был подстрекателем, организатором и так далее. Все члены группы признаются соисполнителями.
В группировках с отсутствующей иерархией криминалисты обязаны определить роль каждого участника. В этом случае должны быть найдены (если они действительно были) организаторы, подстрекатели, исполнители и пособники. Смягчить наказание могут лишь пособникам, все остальные в любом случае ответят по 105-й статье.