Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

  • Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
  • Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами

Комментарий к ст. 247 УК РФ

Объект преступлений, предусмотренных ст. 247 УК РФ, — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др.

Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов и обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Исходя из содержания норм действующего законодательства общее определение опасных отходов можно сформулировать так: это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

Суммарный перечень опасных отходов и веществ указан в Федеральной целевой программе «Отходы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 ; Положении о государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 869 , и в других нормативных актах.

———————————

СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4565.

САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669.

Экологические требования к производству опасных отходов, транспортировке, хранению, захоронению, использованию и иному обращению с химическими, бактериологическими и радиоактивными веществами указаны в нормативных правовых актах, перечисленных в комментарии к ст. 246 УК РФ. Они изложены также в ряде других законодательных актов РФ, ее субъектов, подзаконных нормативных актах, на которые необходимо сделать ссылку. Например, правовые основы обращения с отходами определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» . Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Законом РФ от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» ; Постановлениями Правительства РФ от 22 июля 1992 г. N 505 «Об утверждении порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ» , от 23 июля 1993 г. N 710 «О мерах по комплексному решению проблемы обращения с радиоактивными отходами и прекращению захоронения их в морях» и от 14 августа 1993 г. N 824 «О первоочередных работах в области обращения с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами» .

———————————

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

САПП РФ. 1992. N 4. Ст. 185.

САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2985.

САПП РФ. 1993. N 35. Ст. 3335.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением понимаются транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная, необходимо установить в каждом конкретном случае, нарушение каких правил имело место, являются ли они действующими, и сослаться на эти правила при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимаются создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущие к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

———————————

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 806.

Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

———————————

С.И. Ожегов определяет слово «хранить» как синоним слов «беречь, содержать где-нибудь в целости, безопасности». См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 866.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник . Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения их попадания в окружающую среду.

———————————

Там же. С. 805.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в ст. 247 УК РФ, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Состав преступления по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

При этом по смыслу закона речь идет как о причинении существенного вреда здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

Угроза причинения вреда считается созданной, если она была реальной, действительной (а не мнимой) и вред здоровью людей или окружающей среде не был причинен лишь вследствие обстоятельств, не зависящих от воли виновного, или благодаря вовремя принятым мерам (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» ).

———————————

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 названного выше Постановления от 5 ноября 1998 г. разъяснил, что существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью животных, включая птиц, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой смертность превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Под угрозой причинения существенного вреда здоровью людей, на наш взгляд, понимается угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека либо угроза распространения эпидемии. Такой вывод следует из сопоставительного анализа рассматриваемой нормы и иных норм об ответственности за экологические преступления, где в качестве последствий указывается вред здоровью человека.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом: лицо сознает общественную опасность совершаемых им действий, предвидит возможность либо неизбежность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде и желает эти действия совершить.

Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет, поскольку большинство из перечисленных в ст. 247 УК РФ деяний могут быть совершены любыми лицами.

Утверждения, что субъектом данного преступления могут быть только лица, на которых возложены обязанности по руководству промышленным предприятием, технологическим процессом , необоснованно сужают смысл и содержание закона.

———————————

Уголовное право России: Практический курс / Под ред. Р.А. Адельханяна. М., 2004. С. 556.

Квалифицирующими признаками состава в соответствии с ч. 2 статьи являются совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247 УК РФ, повлекшее: загрязнение, отравление, заражение окружающей среды; причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершение их в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под загрязнением окружающей среды в ч. 2 ст. 247 УК РФ понимается физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее в результате этого угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою.

Отравление окружающей среды — это разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации.

Заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения).

Понятие «вред здоровью людей» излагалось при рассмотрении ст. 246 УК РФ, понятие «существенный вред природной среде» тождественно понятию «существенный экологический вред».

Массовая гибель животных представляет собой гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический в три и более раза (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» законодательством об этих зонах. Однако эти вопросы до сего времени практически остаются вне правового регулирования.

———————————

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Приговор по преступлению, предусмотренному ч.2 ст.247 УК РФ. Всупил в законную силу 07.08.10.

П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации

Дата обезличена гор. Тутаев Ярославской области

Судья Тутаевского городского суда Ярославской области Погодина Н.М.,

с участием государственного обвинителя – прокурора Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры Маркина А.П.

подсудимого Синицына А.Г.,

защитника — адвоката Адвокатской конторы Номер обезличен Ярославской областной коллегии адвокатов Овсянникова А.В. предоставившего удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличен

при секретаре Некрасовой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Синицына А.Г.,

родившегося Дата обезличена в …, гражданина …, имеющего …, …, …, …, работающего Должность1 в Организация1 в …
,
зарегистрированного и проживающего по адресу: …, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.247 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно обвинению, Синицын А.Г., являясь единственным … Организация2 (далее по тексту Организация2), согласно п.2.1 Устава указанного общества, утвержденного Дата обезличена и назначенный, решением учредителя Организация2 от Дата обезличена Номер обезличен с Дата обезличена на должность Должность2 Организация2, согласно п.п. 3.2; 6.9. Устава указанного общества, утвержденного Дата обезличена, в должностные права, обязанности и ответственность которого как … и Должность2 входит:

— нести обязанности, предусмотренные действующим законодательством;

— выполнять функции исполнительного органа Организация2;

— без доверенности действовать от имени общества, в том числе представлять его интере­сы и совершать сделки;

— издавать приказы о назначении на должность работников общества, об их переводе и увольнении, применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания;

— осуществлять иные полномочия, не отнесённые к компетенции общего собрания участ­ников общества;

Используя свои полномочия, Синицын А.Г. Дата обезличена, действуя от имени Организация2, заключил договор с Организация3 (далее по тексту Организация3), на оказание услуг по хранению битума на бескомпрессорной битумной установке Т-309, принадлежащей Организация3, расположенной на … и находящейся на территории Организация4 (далее по тексту Организация4) Организация3. Согласно п. 1.2 данного договора Организация3, выступая в качестве исполнителя, обязуется оказывать услуги по хранению битума, принадлежащего Организация2 на бескомпрессорной битумной установке в …, а Организация2, выступая в качестве заказчика согласно п. 2.3 вышеуказанного договора имеет право проверять ход и качество оказываемых услуг, выполняемых исполнителем, отказаться от исполнения договора в любое время.

Синицын А.Г. в нарушение условий указанного выше договора, используя предоставленные ему права, а также в нарушение:

— статьи 2. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997г. Опасные производственные объекты

части 1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону;

части 2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

— статьи 9. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производст­венных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

части 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российск­ой Федерации;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

части 2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

— статьи 10. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производст­венных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производст­венном объекте

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

— статьи 11. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производст­венных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

части 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

части 2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган;

— пункта 3.5.4.254 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 56), согласно которого нефтяные резервуары, находящиеся в эксплуатации, должны быть обеспечены:

а) техническим паспортом резервуара;

б) техническим паспортом на понтон;

в) градировочной таблицей резервуара;

г) технологической картой резервуара;

д) журналом текущего обслуживания;

е) журналом контроля состояния устройств молниезащиты, защиты от проявления статического электричества;

ж) схемой нивелирования основания;

з) схемой молниезащиты и защиты резервуара от проявлений статического электричества;

и) распоряжениями, актами на замену оборудования резервуаров;

к) технологическими картами на замену оборудования резервуаров;

л) исполнительной документацией на строительство резервуара;

— пункта 3.5.4.255 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 56), согласно которого резервуары, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому обследованию, диагностике, позволяющей определить необходимость и вид ремонта, а также остаточный срок службы резервуара;

— пункта 1.3. «Положения о порядке безопасного проведения ремонтных работ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах РД 09-250-98» (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 декабря 1998 года № 74). На производство ремонтных работ в цехе (установке), выполняемых ремонтным персоналом цеха, а также персоналом централизованной ремонтной службы, закрепленным приказом по предприятию за данным технологическим цехом (установкой), оформление наряда-допуска не требуется. Указанный персонал должен проходить периодический инструктаж по безопасности проведения ремонтных работ в порядке, установленном на предприятии (в организации);

— условий договора пунктов 2.3.1 и 2.3.2 договора на оказание услуг по хранению битума на бескомпрессорной битумной установке от Дата обезличена, заключённого между Организация2 и Организация3;

преследуя корыстные цели, направленные на извлечение большего объёма прибыли, имея преступный умысел на использование данной бескомпрессорной битумной установки в производственном процессе по производству битума и хранения пожароопасного химического вещества мазута, в период с Дата обезличена по Дата обезличена силами работников Организация2 произво­дил на ней битум и хранил в ней пожароопасное химическое вещество, а именно мазут топочный M-100, имеющего 3 класс опасности для водоёмов рыбохозяйственного назначения, согласно паспорту безопасности мазута топочного М-100. В связи с указанными обстоятельствами, Синицын А.Г. в нарушение п.1.2 договора с Организация3, обязывающего хранить битум в целях, не противоречащих Уставу предприятия и осуществления производственно-хозяйственной деятельности, а также установленных законом требований, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий, не желая, но сознательно допуская эти последствия, относясь к ним безразлично, в период с Дата обезличена по Дата обезличена, поместил, в нарушение совокупности вышеуказанных требований, силами наёмных работников Организация2, в резервуар вертикальный, стальной ёмкостью 400 кубических метров (далее по тексту ёмкость Е-0), входящий в состав бескомпрессорной битумной установки, которая согласно договора с Организация3 предназначалась для хранения битума, расположенной на …, более 79,181 тонны мазута топочного М-100, являющегося пожароопасным химическим веществом и имеющего 3 класс опасности для водоёмов рыбохозяйственного назначения, при этом ёмкость Е-0, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Приложение № 1), приобрела статус опасного производственного объекта. После этого в период с Дата обезличена по Дата обезличена Синицын А.Г. осуществлял хранение в ёмкости Е-0 более 79,181 тонны мазута топочного М-100.

В последующем, Синицын А.Г. в период с Дата обезличена по Дата обезличена нарушил совокупность правил обращения экологически опасного химического вещества мазута топочного М-100, являющегося пожароопасным химическим веществом и имеющего 3 класс опасности для водоёмов рыбохозяйственного назначения, а именно требований:

— ст.ст. 2, 9, 10, 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г.,

— пунктов 3.5.4.254, 3.5.4.255 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 56),

— пункта 1.3. «Положения о порядке безопасного проведения ремонтных работ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах РД 09-250-98» (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 декабря 1998 года № 74),

при этом в период с Дата обезличена по Дата обезличена Синицын А.Г. опасный производственный объект — ёмкость Е-0 не зарегистрировал в государственном реестре; работников соответствующей и достаточной квалификации для работы на опасном производственном объекте ёмкости Е-0 не нанимал, подготовку и аттестацию работников Организация2 не проводил; нормативные правовые акты, и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте ёмкости Е-0 на бескомпрессорной битумной установке, не хранил; диагностику, испытание, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производстве — ёмкости Е-0 не проводил; мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте — ёмкости Е-0 в период не планировал; обучение работников Организация2 действиям, в случае аварии на опасном производственном объекте — ёмкости Е-0, не производил; производственный контроль при работах на ёмкости Е-0 в период не осуществлял; нефтяной резервуар — ёмкость Е-0 не обеспечил техническим паспортом резервуара, технологической картой резервуара, исполнительной документацией на строительство резервуара; периодически ёмкость Е-0 не обследовал и не диагностировал; с персоналом Организация2, осуществляющим ремонт ёмкости Е-0 периодический инструктаж по безопасности проведения ремонтных работ не проводил.

В результате умышленного нарушения Синицыным А.Г. в период с Дата обезличена по Дата обезличена., совокупности вышеуказанных правил, Дата обезличена около Время обезличено, на …, расположенной на территории Организация4 Организация3 в …, путём неосторожного заноса неустановленным работником в ёмкость Е-0 источника открытого огня, был спровоцирован взрыв топливно-воздушной смеси, образовавшейся в замкнутом пространстве ёмкости Е-0, который разгерметизировал её. В результате взрыва вертикального стального резервуара, на производственной базе Организация2 Дата обезличена произошло попадание мазута топочного М-100 в окружающую среду — в почву и в воду, а именно мазут топочный М-100, находившийся в указанной ёмкости Е-0, разогревшись, по уклону рельефа местности стал стекать в акваторию реки рыбохозяйственного назначения 1 категории Река1, являющейся притоком реки Река2. При этом в реку Река1 поступило 79,181 тонна мазута топочного М-100, что привело к существенному загрязнению окружающей среды, что выразилось в следующем: вода реки Река1 в том числе в устье её впадения в реку Река2 на момент залпового попадания в неё нефтепродуктов в количестве 79,181 тонны и в период с Дата обезличена по Дата обезличена была существенно загрязнена, и не отвечала требованиям, установленным «Перечнем хозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение» по показателю нефтепродукты. Содержание нефтепродуктов превышало ПДК для водоёмов рыбохозяйственного назначения от 1,3 раза до 210 раз. В воде реки Река1 концентрации загрязняющих химических веществ (нефтепродукты) достигли экстремально высоких значений. В результате утечки мазута произошло загрязнение участка реки Река1 от места попадания мазута до места её впадения в реку Река2 длиной около 1800 метров. Река Река1 на указанный период времени потеряла свое рыбохозяйственное назначение, а именно помимо прямого воздействия на рыбу как объект, мазут уничтожил нерестилища рыб, миграционные пути, нагульные участки, привёл к гибели донной фауны — кормовой базы рыб: червей-олигохетов, личинок хирономид и моллюсков, негативно воздействовал на гидробионтов, что безусловно привело к причинению существенного вреда рыбным запасам реки Река1. Тяжелые фракции нефтепродуктов, оседая на дно, вызвали гибель около 2700 — 3600 особей зимующих травяных лягушек. Попадание, в результате аварии мазута в почву на площади 3000 квадратных метров привело к её существенному загрязнению, глубоким изменениям ее морфологических, физических, химических, микробиологических свойств, что связано с битуминизацией, гудронизацией, цементацией и загрязнением грунта, что усилило ее эрозию, криогенез и общую деградацию почвенного покрова, повлекло изменение важных для живых организмов, физических свойств грунтов. В почве превышение содержания нефтепродуктов по сравнению с фоновыми значениями составило от 2,2 до 33,2 раз. В результате произошедшего разлива нефтепродуктов на загрязненной территории у разрушенного резервуара и вдоль ручья впадающего в реку Река1 был уничтожен почвенный покров, что привело к практически полному исчезновению на загрязненной территории почвенных беспозвоночных — дождевых червей, насекомых (муравьев, жуков жужелицы, жуков стафилинидов, сильфидов, многоножек). На данной территории обитали земноводные : (травяная лягушка), птицы (обыкновенная овсянка, белая трясогузка), млекопитающие (обыкновенная бурозубка, обыкновенная полевка, рыжая полевка, полевая мышь, лесная мышь). В результате загрязнения нефтепродуктами территория стала полностью непригодна для их обитания. Загрязнение почвы мазутом подавило фотосинтез и дыхание разных групп растений. Вследствие вышеизложенного полностью разрушена экосистема в почве в очаге разлива мазута. В результате горения мазута имеется несколько участков сгоревшей древесно-кустарниковой растительности общей протяженностью более 400 м по склону канавы и на правобережье Река1. Восстановительная сукцессия на данной территории сможет начаться не раньше, чем через 5-10 лет. В результате аварийного выброса нефтепродуктов был причинён существенный вред флоре загрязненного участка местности, выразившийся в повреждении деревьев.

В результате существенного загрязнения окружающей среды, ущерб в денежном выражении, составил: водному объекту реки Река1 в сумме 116 986 000 рублей, рассчитанный согласно «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённой приказом МПР России от 30 марта 2007 года № 71, ущерб рыбным запасам 704 296 рублей 37 копеек, рассчитанный согласно «Методики подсчёта ущерба, нанесённого рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоёмы сточных вод и других отходов № 30-1-11 от 16 августа 1967 года», ущерб от потери древесины на корню, а именно 30 деревьев породы ель, 210 деревьев породы берёза, 60 деревьев породы осина 14256 рублей. Общий ущерб окружающей среде в денежном выражении составил 117 704 552 рубля 37 копеек.

Синицын А.Г. при ознакомлении с материалами уголовного дела, при выполнении требований ч.2 ст.247 УК РФ, он признает полностью. Поддержал своё ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке; пояснил, что ходатайство было заявлено им добровольно, после консультации с защитником, осознает характер и последствия постановления приговора без судебного разбирательства.

Защитник подсудимого адвокат Овсянников А.В. поддержал заявленное ходатайство.

Государственный обвинитель Маркин А.П. не возражал против постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Изложенные обстоятельства, а также то, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по делу. Обвиняется Синицын А.Г. в совершении преступления, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы. Основания для прекращения дела отсутствуют, а так же то, что подсудимый осознает характер и последствия рассмотрения дела в особом порядке, дают суду основания для постановления в отношении подсудимого Синицына А.Г. приговора без проведения судебного разбирательства.

При доказанности вины суд квалифицирует действия подсудимого Синицына А.Г. по ч.2 ст.247 УК РФ как хранение и иное обращение химических веществ с нарушением установленных правил, создавшее угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и повлекшее загрязнение окружающей среды.

При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного деяния, данные о личности виновного, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ наказание применяется с целью восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.

Согласно ст.6 УК РФ наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного.

В соответствии с ч.7 ст.316 УПК РФ наказание подсудимому не может превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Совершенное Синицыным А.Г. преступление, относится к категории средней тяжести.

Синицын А.Г. ранее не судим; …; по месту жительства характеризуется …; по месту работы в Организация1, где работает с Дата обезличена, характеризуется ….

Смягчающими наказание подсудимого Синицына А.Г. обстоятельствами суд признает полное признание им своей вины и раскаяние в содеянном, …, совершение действий направленных на заглаживание причиненного вреда.

Отягчающих наказание подсудимого обстоятельств в судебном заседании не установлено.

Учитывая изложенное, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления Синицына А.Г. и предупреждения совершения им новых преступлений, суд назначает подсудимому наказание в виде штрафа. Определяя размер штрафа суд учитывает, то, что совершенное подсудимым преступление относятся к преступлению средней тяжести, подсудимый трудоустроен, размер его дохода составляет … рублей, ….

Вещественные доказательства – CD диск c фотографиями места происшествия в соответствии со ст. 81 УПК РФ хранить при уголовном деле

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 303, 304, 316, 317 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Признать Синицына А.Г.

виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.247 УК РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 150000 ( сто пятьдесят тысяч ) рублей.

Меру пресечения Синицыну А.Г. до вступления приговора в законную силу оставить подписку о невыезде и надлежащем поведении.

В соответствии со ст.81 УПК РФ вещественные доказательства: СD-диск с фотографиями — хранить при уголовном деле.

Приговор суда может быть обжалован в кассационном порядке, с соблюдением требований ст.317 УПК РФ, в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, в Ярославский областной суд путём подачи жалобы через Тутаевский городской суд.

Для участия в заседании суда кассационной инстанции, осужденный должен указать о своём желании в кассационной жалобе, а если дело подлежит рассмотрению по представлению прокурора, или жалобе другого лица, в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу либо представление, в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора, либо копии жалобы или представления. Ходатайства, заявленные с нарушением указанных требований, определением суда кассационной инстанции могут быть оставлены без удовлетворения. Осужденный вправе поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника. О желании иметь защитника в суде кассационной инстанции или о рассмотрении дела без защитника осужденному необходимо сообщить в письменном виде в Тутаевский городской суд в срок, установленный для подачи кассационной жалобы либо возражений на представление или жалобы других лиц.

Судья /Н.М.Погодина/

Судебная практика по статье 247 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 4-АПУ18-42
25 июля 2022 года заместителем Генерального прокурора Российской Федерации было вынесено постановление об удовлетворении запроса Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан о выдаче Турсиналиева Абдурасула, … Республике Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество в особо крупном размере по п. «б» ч. 4 ст. 247 УК Республики Таджикистан и подделку официального документа по ч. 1 ст. 340 УК Республики Таджикистан.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21.11.2018 N 53-АПУ18-13

правоохранительным органам Республики Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество по п. «б» ч. 4 ст. 247 Уголовного кодекса Республики Таджикистан. Заслушав доклад судьи Ведерниковой О.Н., выступления Нурова С.С. и защитника Тедеева П.С., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Модестовой А.А. об оставлении постановления без изменения, Судебная коллегия

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2019 N 5-АПУ19-75

в Республике Таджикистан Ходжиев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 247 Уголовного кодекса Республики Таджикистан. Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Лопатина Г.Б. от 10 июня 2022 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан о выдаче Ходжиева Ф.Х. правоохранительным органам Республики Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество в крупном размере.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10.09.2019 N 5-АПУ19-66

постановлением Московского городского суда от 2 июля 2022 года оставлена без удовлетворения жалоба Юлчиева М.Г. на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 29 мая 2019 года о выдаче его правоохранительным органам Республики Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности по п. «б» ч. 4 ст. 247 (два преступления) и п. «б» ч. 2 ст. 340 (2 преступления) УК Республики Таджикистан, в остальной части в удовлетворении запроса отказано.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 5-АПУ18-77

компетентным органам Республики Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности по п. «б» ч. 4 ст. 247 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, а жалоба Хужаева Т.Н. на данное решение прокурора оставлена без удовлетворения. В апелляционной жалобе Хужаев не согласен с решением заместителя Генерального прокурора РФ о его выдаче, полагает, что экстрадиционная проверка проведена поверхностно, указывает на невиновность в совершении преступления и на несоответствие в постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого, о его аресте и запросе прокурора о выдаче в указаниях сумм причиненного ущерба.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2019 N 18-АПУ19-3

правоохранительным органам Республики Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество по п. «б» ч. 4 ст. 247 Уголовного кодекса Республики Таджикистан. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ведерниковой О.Н., изложившей содержание постановления и существо апелляционной жалобы, выступление защитника Бурмистрова В.С., поддержавшего доводы жалобы, возражение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курочкиной Л.А., полагавшей постановление оставить без изменения, Судебная коллегия

Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2021 N 78-УД21-12-К3

В случае устранения обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 247 УК РФ, приговор или определение суда, вынесенные заочно, по ходатайству осужденного или его защитника отменяются в порядке, предусмотренном главой 48 УПК РФ. Судебное разбирательство в таком случае проводится в обычном порядке.

Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.2021 N 1373-О

В уголовном законе установлена система специальных норм, направленных на обеспечение безопасности в отдельных сферах жизнедеятельности, характеризующихся повышенными требованиями к поведению субъектов (в частности, статьи 143, 215, 216, 217, 218, 219, 236, 247, 263, 264, 268, 350 УК Российской Федерации). В таких отношениях их участники выступают как специальные субъекты, призванные соблюдать комплекс правил, обеспечивающих как индивидуальную безопасность, так и общую защищенность жизни и здоровья широкого (неопределенного) круга лиц. Несоблюдение (нарушение) требований специальных норм само по себе создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, другим объектам уголовно-правовой охраны.

Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2021 N 2649-О

3. В уголовном законе имеется система специальных норм, направленных на обеспечение безопасности в отдельных сферах жизнедеятельности, характеризуемых повышенными требованиями к поведению субъектов (в частности, статьи 143, 215, 216, 217, 218, 219, 236, 247, 263, 264, 268 и 350 УК Российской Федерации). В таких отношениях их участники выступают в качестве специальных субъектов, призванных соблюдать комплекс правил, обеспечивающих как индивидуальную безопасность, так и общую защищенность жизни и здоровья широкого круга лиц. Нарушение требований специальных норм само по себе создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, другим объектам уголовно-правовой охраны (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2022 года N 1373-О). При этом ответственность за неосторожное причинение смерти предусмотрена и в общей норме, которой выступает статья 109 УК Российской Федерации, и в специальных нормах об ответственности за нарушение правил, нацеленных на снижение рисков того или иного вида деятельности, включая правила, обеспечивающие охрану труда работников, промышленную безопасность опасных производственных объектов либо безопасность строительных и иных потенциально опасных работ (статьи 143, 216 и 217 УК Российской Федерации).

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2022 N 80-УД21-10-К6

В случае устранения обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 247 УК РФ, приговор или определение суда, вынесенные заочно, по ходатайству осужденного или его защитника отменяются в порядке, предусмотренном гл. 48 УПК РФ. Судебное разбирательство в таком случае проводится в обычном порядке.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41

«6. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 247 УК РФ, судам следует исходить из положений как Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так и иных федеральных законов (например, Федеральных законов от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]