Ответственность за нарушение правил обращения с оружием по статье 349 УК РФ

Все воинские правонарушения освещены в главе 33 Уголовного кодекса «Преступления против военной службы» и негласно распределены по различным направлениям. Рассматриваемая нами статья 349 «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих» входит в перечень норм 345-352 УК, объединенных по признаку «небрежное или легкомысленное применение военного имущества, вооружения и несоблюдение требований по использованию специализированной техники».

Указанная статья отличается от остальных норм уголовного права составом правонарушения, объектом, предметом, квалифицирующими признаками и мерами наказания, поэтому мы подробно раскроем каждый из этих пунктов. Также в нашем материале вы сможете найти примеры нарушений требований безопасности при обращении с оружием и основания, при которых ответственность по ст. 349 не назначается.

Суть преступного деяния

Она заключается в несоблюдении установленных норм по обращению с оружием и последующем причинении тяжелого ущерба людям, единицам боевой техники либо наступлении других последствий, предусмотренных в законе.

Важно! Достаточным условием, чтобы деяние признали правонарушением, считается момент наступления неблагоприятных последствий.

Для состава нарушения также очень важно выявить причинно-следственную связь между поступками и результатами.

Объективная сторона

Проявляется в форме неверного действия или отсутствии каких-либо действий. Так или иначе, происходит ненадлежащее следование требованиям по использованию, хранению, транспортировке или применению предметов, рассматриваемых в статье.

Объектом правонарушения признан закрепленный порядок обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

О том, как следует обращаться с оружием и другими предметами повышенной опасности, говорится в таких нормативно-правовых актах, как:

  • Уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб;
  • курсы стрельб из различных видов оружия;
  • наставления по стрелковому и минометному делу;
  • руководства по хранению отдельных видов боеприпасов, взрывчатых, химических, радиоактивных и других веществ.

Справка. Требования по обращению с отдельными видами опасных химических соединений и предметов излагаются в нормативных актах невоенных ведомств. Их нарушение также преследуется по статье 349 УК РФ.

Субъективная сторона

Субъективная сторона характеризуется результатом в виде ущерба человеческому здоровью либо другими последствиями, допущенными из-за легкомысленного или небрежного отношения служащего к своим обязанностям.

Виновным по статье 349 УК может стать военнослужащий, которому для использования на службе было предписано владение оружием и предметами, представляющими опасность для окружающих.

Это интересно:

Какое оружие можно иметь без разрешения.

Как получить лицензию на холодное оружие.

Предмет преступного деяния

Предметом нарушения могут стать:

  • оружие и боеприпасы;
  • радиоактивные материалы – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
  • взрывчатые вещества;
  • иные вещества и предметы (например, различные химические, биологические, сильнодействующие ядовитые вещества, не считающиеся оружием массового уничтожения, но все же признанные очень опасными за счет своих особенных свойств).

ФЗ от 13 декабря 1996 г. N150-ФЗ «Об оружии» определяет понятия оружия и боеприпасов. Под первым подразумевается табельное стрелковое, артиллерийское и ракетное оружие, имеющееся в распоряжении у вооруженных сил и других войск РФ.

Ко вторым относят патроны, снаряды, гранаты и другие устройства, которые используются для стрельбы, подрыва и других действий. Аналогичные вещи, только уже применяемые не в бою, а на учениях (например, холостые или учебные патроны) стать предметом правонарушения не могут. В то же время, использование холостого патрона при нарушении правил обращения с оружием, если это повлекло последствия, предусмотренные комментируемой статьей, образует состав преступления, но уже по признаку несоблюдения требований по обращению с оружием, а не с боеприпасами.

Радиоактивные вещества – это вещества, обладающие свойством самопроизвольного распада и выделяющие вследствие этого электромагнитное или корпускулярное излучение, которое может нанести серьезный ущерб живым существам (уран, стронций и др.).

Взрывчатые вещества – это смеси, склонные к быстрым химическим реакциям вследствие направленного на них внешнего воздействия. Они могут повлечь за собой мощные разрушительные последствия. В их перечень входит порох, тротил и т. п.

Второй комментарий к Ст. 349 УК РФ

1. Правила безопасного обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, определены в воинских уставах, руководствах, инструкциях и иных нормативных актах. Деяние, предусмотренное ст. 349, образует преступление, если оно выражается в нарушении правил обращения с указанными предметами.

2. Правила обращения с оружием — это совокупность приемов и последовательность действий с оружием, обеспечивающих безопасность окружающих в процессе пользования им.

3. Тяжкие последствия, предусмотренные ст. 349, представляют собой, главным образом, физический вред, но возможен также имущественный и организационный ущерб.

Ч. 1 предусматривает ответственность за нарушение, повлекшее причинение кому-либо тяжкого вреда здоровью, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями понимается крупный имущественный и организационный вред.

Ч.ч. 2 и 3 предусматривают ответственность за нарушения, повлекшие смерть соответственно одного или нескольких лиц. Обязательный признак состава преступления — причинная связь между допущенным нарушением и наступившими последствиями.

4. Субъект преступления — военнослужащий, который в силу тех или иных обстоятельств получил возможность пользоваться веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

5. Субъектом нарушения правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, является лишь военнослужащий, которому эти вещества и предметы вверены для служебного пользования.

6. Субъективная сторона преступления — вина в форме неосторожности.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующим признаком для первой части статьи 349 УК РФ назван результат в виде тяжелого ущерба человеческому здоровью (речь об одном человеке), гибель единицы военной техники либо иные неблагоприятные результаты.

Понятие тяжкого ущерба указано в статье 111 УК. Под гибелью военных машин понимается их полное выведение из строя, после чего их невозможно использовать по назначению. К иным тяжким результатам относят, например, загрязнение окружающей среды, значительный материальный ущерб, срыв назначенного задания, снижение уровня боеготовности и т. д.

Для наказания по третьей части должна произойти гибель двух и более людей по той же причине, что указана для второй части рассматриваемой статьи.

Действия, указанные в первой части ст. 349 УК РФ, относятся к категории правонарушений небольшой тяжести. Наказание по второй и третьей частям статьи относится уже к средней тяжести.

Результат в виде нанесенного по неосмотрительности ущерба человеку или его гибели из-за несоблюдения требований по обращению с оружием и иными средствами всецело определяется рассматриваемой статьей и какой-либо другой квалификации по нормам УК о правонарушениях против личности не подразумевает.

Какое наказание грозит виновному

Если противоправное деяние было квалифицировано по первой части ст. 349 УК РФ, виновному назначают ограничение по военной службе либо содержание в дисциплинарной воинской части максимум на два года.

Виновному в преступлении по ч. 2 рассматриваемой статьи грозит тюремное заключение не более чем на пять лет.

Наказание за правонарушение по третьей части самое суровое: тюремное заключение до десяти лет.

Когда ответственность по ст. 349 УК РФ не применяется

Шансов вообще избежать уголовной ответственности нет. Согласно рекомендациям пленумов Верховного суда по делам о некоторых преступлениях против общественной безопасности, при наличии конкуренции между общей и специальной уголовно-правовыми нормами должна быть использована специальная. Однако, в силу некоторых квалифицирующих признаков, есть исключения из этого правила.

В системе правонарушений против общественной безопасности к действиям, указанным в ст. 349 УК РФ, наиболее близки противоправные деяния из следующих статей кодекса:

  • 218 «Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий»;
  • 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами».

Они могут полностью совпадать по предмету, последствиям, субъектам и субъективной стороне, поэтому в таком случае требуется тщательное разграничение.

Итак, если военнослужащему не были даны указания, предусматривающие соблюдение требований обращения с взрывчатыми веществами, поступки, повлекшие результат в виде тяжелого ущерба или смерть по причине неаккуратности, должны квалифицироваться по статье 218 УК РФ.

Со статьей 220 УК РФ чуть сложнее, поскольку она предусматривает наказание за более объемный круг правонарушений, нежели ст. 349. По 220 объектом нарушения выступают отношения общественной безопасности. И если имело место несоблюдение требований обращения с радиоактивными материалами, но последствия не наступили, действия признаются правонарушением против военной службы, но квалифицируются как посягательство на безопасность общества по ч. 1 ст. 220 УК РФ.

Неосторожное обращение с оружием

Угроза войны между Россией и Украиной упорно продолжает волновать журналистов и аналитиков. Вооружённые силы то подтягиваются к границе, то отводятся, то снова подтягиваются. Пропагандистская истерия тоже, достигая очередного градуса, спадает, но затем следует новый приступ. Короче, всё очень напоминает течение хронической болезни с неопределённым исходом.

Сюжет: Войны XXI века

Разумеется, главные причины конфликта не имеют ничего общего с международными отношениями. И российской, и украинской элите выгодно иметь внешнего врага, причём не абстрактного и далёкого (как собирательный образ «коварного Запада» в российском телеэфире), а конкретного, хорошо знакомого и близкого. Что-то вроде злого соседа по коммунальной квартире, с которым идёт давняя ссора. Тем более что есть более или менее конкретные претензии, которые всегда можно предъявить. С нашей стороны это притеснение русскоязычного населения на Украине и меры по подавлению русского языка и культуры. Со стороны Украины – присоединение Крыма к России и помощь отколовшимся от «незалежной» народным республикам Донбасса.

Борьба с внешним врагом необходима неуверенно чувствующему себя правящему классу, чтобы мобилизовать силы против врага внутреннего, которым является изрядная часть (если не большинство) собственного населения. Именно поэтому я продолжаю думать, что до полноценной войны дело не дойдёт – достаточно её угрозы. Однако есть один момент, грозящий оказаться роковым. Те, кто постоянно балансируют на грани войны, рискуют случайно сорваться. Есть же известное театральное правило, что ружьё, висящее на стене, рано или поздно должно выстрелить. А тут уж вся стена завешана ружьями, саблями, пистолетами и ятаганами. И если ситуация выйдет из-под контроля, последствия могут оказаться катастрофическими. Беда тут даже не в западных санкциях, которые, конечно, ужесточатся (на проекте «Северный поток – 2» можно будет поставить жирный крест). Одно дело затеять войну и совсем другое – выйти из неё. Ведь никакого стратегического плана даже на случай полной победы у Кремля нет. Что делать с Украиной, если ненароком захватить её? Как разбираться с её проблемами и противоречиями? И что будет, если противостояние затянется, а вместо маленькой победоносной войны получится затяжная бойня? Как это отразится на настроениях общества, и без того крайне раздражённого? Какова будет цена такого безответственного поступка?

Если кто-то действительно хотел бы в какой-то современной форме собрать воедино бывшие республики Советского Союза, то путь к этому только один – сделать Россию мирной, процветающей и свободной страной, присоединиться к которой любой сосед почтёт за счастье.

Пример из судебной практики

Рассмотрим следующий явный пример нарушения из судебной практики по ст. 349 УК РФ.

Балтийский гарнизонный военный суд, рассмотрев материалы уголовного дела в отношении подсудимого Черных В. В., признал его виновным в совершении преступления, изложенного в ч. 2 ст. 349 УК РФ.

Черных В. В., будучи контрактником, служил в войсковой части ХХ и нарушил требования безопасного использования оружия, что по неосторожности повлекло смерть его сослуживца ФИО82.

Подсудимый был назначен в суточный наряд дежурным по низам корабля, в связи с чем ему полагался к выдаче пистолет и 16 патронов.

Около 16 часов 55 минут того же дня подсудимый проснулся и, собираясь на построение заступающего суточного наряда, в нарушение норм безопасности без необходимости выключил предохранитель ранее полученного им пистолета. Также он дослал патрон в патронник и, полагая об отсутствии его там, направил пистолет на спавшего на своей койке ФИО82. Далее был спущен спусковой крючок и произведен выстрел. ФИО82 получил огнестрельное сквозное ранение в голову.

Подсудимый Черных свою вину признал полностью. При этом он показал, что выстрел произвел случайно, торопясь на построение, забыв, что вставил магазин в пистолет, не глядя, куда он направил пистолет, и в нарушение установленных и известных ему требований безопасного обращения с огнестрельными предметами.

Помимо личного признания, вина подсудимого в содеянном подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]