Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы

СТ 341 УК РФ.

1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 341 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона состоит в нарушении правил несения пограничной службы. Обязательным признаком состава являются общественно опасные последствия, состоящие в причинении вреда интересам безопасности государства.

Состав сконструирован как состав реальной опасности, поэтому деяние будет признаваться оконченным с момента возникновения угрозы наступления указанных последствий.

2. Субъектом данного посягательства является военнослужащий, входящий в состав пограничного наряда или исполняющий иные обязанности пограничной службы.

3. К тяжким последствиям (ч. 2) можно отнести гибель людей, проникновение через государственную границу агентов иностранных разведок, оружия и т.п.

4. В ч. 3 субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

Второй комментарий к Ст. 341 УК РФ

1. Преступление посягает на безопасность Государственной границы России и выражается в нарушении установленного порядка несения пограничной службы. Порядок этой службы регламентируется Законом РФ «О государственной границе» и иными нормативными актами.

2. Ч. 1 ст. 341 применяется, если нарушение правил несения пограничной службы повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. Вред может выражаться в ослаблении охраны Государственной границы, причинении внешними посягательствами вреда населению и др. Возможность наступления вреда характеризуется тем, что в результате нарушения создаются реальные предпосылки для наступления указанных последствий, которые могут наступить при наличии посягательства на границу.

В частях 2 и 3 в качестве тяжких последствий следует признавать переход границы шпионом или диверсантом, пропуск через границу контрабанды в крупных размерах или же оружия и т.д.

Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав пограничного наряда, либо исполняющий иные обязанности пограничной службы. Лицо, исполняющее иные обязанности пограничной службы, — это военнослужащий, не входящий в состав пограничного наряда, но участвующий в решении задач по охране Государственной границы.

3. Субъективная сторона преступления, предусмотренного частями 1 и 2, характеризуется умышленной формой вины. В ч. 3 предусмотрена неосторожность в отношении к нарушениям и к последствиям.

Комментарий к статье 341 ТК РФ

Обращаясь к ст. 341 ТК в настоящее время, необходимо учитывать, что Федеральный закон от 27.07.2010 N 205-ФЗ внес некоторые уточнения и дополнения в регулирование соответствующих вопросов.

Прежде всего важно обратить внимание на различие названий ст. 341 ТК и ст. 10 указанного Федерального закона, в соответствии с которой новое название можно сформулировать: «Основания прекращения работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации».

Правовое понятие «сотрудник дипломатической службы» раскрывается, как выше уже отмечалось, в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ.

Отличительной особенностью служебно-трудовых правоотношений дипломатических сотрудников, направленных на государственную федеральную службу в загранучреждения, является их срочный характер, определяемый продолжительностью срочного служебного контракта — до трех лет, по окончании которого он может быть перезаключен на новый срок.

В исключительных случаях по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении МИД России может быть продлен без его согласия на период до шести месяцев сверх срока, установленного в контракте, при условии внесения в него соответствующего изменения (см. ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ).

Согласно ст. 10 указанного Федерального закона работа сотрудника дипломатической службы может быть прекращена досрочно по перечисленным в п. п. 1 — 7 ч. 2 этой статьи основаниям, которые могут быть связанными или не связанными с виной дипломатического работника. Особое основание для досрочного прекращения работы дипломатического работника предусмотрено в ч. 3 ст. 10 данного Закона. Оно связано со служебной необходимостью досрочного прекращения работы дипломатического работника, замещающего в загранучреждении МИД России должность федеральной государственной гражданской службы категории «руководители». Такая работа может быть прекращена по решению министра иностранных дел РФ до истечения срока, установленного при направлении сотрудника в загранучреждение МИД России.

Предусмотрено два порядка увольнения по указанным основаниям:

а) увольнение сотрудников дипломатической службы, с которыми в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ был заключен срочный служебный контракт, производится в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по соглашению сторон служебного контракта;

б) увольнение сотрудников дипломатической службы, которые были направлены на работу в загранучреждение МИД России, производится в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ. Оно может быть произведено по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или Федеральным законом от 27.07.2010 N 205-ФЗ. Различие между ними связано с юридическими фактами, определившими возникновение служебно-трудовых правоотношений за рубежом: срочный служебный контракт или направление сотрудника дипломатической службы в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ. Во втором случае речь идет о направлении на работу за границу сотрудника дипломатической службы, замещающего должность в центральном аппарате МИД России или его территориальном органе. В таких случаях в ранее заключенный с ним контракт должны быть внесены изменения, касающиеся срока и условий его работы в загранучреждении МИД России. По окончании работы в нем сотруднику дипломатической службы должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии — другая должность с согласия сотрудника. Следовательно, возможно и увольнение по соглашению сторон.

В отличие от ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ, содержащей перечень оснований, влекущих прекращение работы дипломатического сотрудника в загранучреждении МИД России, в ст. 11 этого Закона перечислены основания для возможного расторжения служебного контракта с сотрудником дипломатической службы по инициативе представителя нанимателя. Таким образом, если наличие оснований, перечисленных в ст. 10, является, безусловно, объективной причиной прекращения служебно-трудового правоотношения с соответствующим сотрудником, то в ст. 11 названы основания, дающие возможность представителю нанимателя по его инициативе расторгнуть служебный контракт с сотрудником дипломатической службы.

Эти различия могут (возможно) определять и разные правовые последствия в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ст. 11 выделены три следующих основания увольнения по инициативе представителя нанимателя:

— отказ дипломатического работника без уважительной причины от направления по решению представителя нанимателя на работу в загранучреждение МИД России в порядке ротации;

— несоблюдение в период работы в загранучреждении МИД России режимных ограничений, установленных нормативными правовыми актами для загранучреждений МИД России, или правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении, с которыми сотрудник дипломатической службы был ознакомлен в установленном порядке;

— отказ по окончании работы в загранучреждении МИД России от предложенной для замещения в порядке, установленном законодательством РФ, должности федеральной государственной гражданской службы.

Эти основания расторжения служебного контракта отражают объективную необходимость их установления и применения к сотрудникам дипломатической службы, имеющей свои специфические особенности, связанные с увольнением. Они проявляются, в частности, в установленной Федеральным законом от 27.07.2010 N 205-ФЗ возможности по инициативе работодателя расторгать служебный контракт с федеральными государственными гражданскими служащими, помимо оснований, предусмотренных в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и по основаниям, закрепленным в ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ.

Практика, очевидно, не противоречит смыслу ст. 28 ТК, признающей наличие особенностей применения норм трудового права к государственным гражданским служащим, занятым в различных сферах служебной деятельности, в том числе и дипломатической. Эта статья ТК сформулирована, по существу, также с учетом особенностей применения норм о социальном партнерстве. Однако дальнейшее развитие правового регулирования служебно-трудовых отношений в дипломатической сфере не исключает возможности установления в будущем специфики применения норм о социальном партнерстве в сфере служебно-трудовых отношений. Предпосылкой возможности развития таких норм является закрепленное в федеральном законодательстве право гражданских служащих на членство в профессиональном союзе и участие в его деятельности.

Рассмотрение индивидуальных служебных споров. Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» индивидуальный служебный спор — это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Индивидуальные служебные споры (далее — служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее — органы по рассмотрению служебных споров):

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2) судом.

Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством РФ.

Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее — комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам указанным представителем соответствующего нанимателя.

Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам указанного срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменного заявления.

Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в 10-дневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным указанным Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]