Взяточничество относится к числу самых распространенных преступлений в современном обществе. Следует различать две основные категории взяточников: которые пытаются дать взятку с целью получения личной выгоды и занимающиеся вымогательством взятки, обещая решить проблему.
Для борьбы с этим видом преступных деяний в РФ введены и действуют ст.290 и ст.291 УК России, предусматривающие различной тяжести уголовную ответственность. Конкретно требование взятки с угрозой нанесения ущерба лицом, занимающим должность в госструктурах, квалифицируется по п.5 ст.290.
Определение вымогательства взятки в УК России
Требование передать имущественные ценности, сопровождаемые угрозой бездействий или неоказания необходимой помощи лицу, склоняемому к даче взятки ответственному чиновнику – это вымогательство УК РФ, срок за которое предусматривается в соответствии с тяжестью совершенного преступления.
Например, начальник отдела кадров потребовал от лица, устраивающегося на работу, взятку за оформление; или преподаватель ВУЗа во время сессии вымогает у студента некоторую сумму денег за помощь в сдаче экзамена и т.д.
Такие действия, как правило, происходит в двух формах:
Открытое требование
От гражданина прямо требуется плата за совершение действий или бездействие в отношении его (в отделе кадров вымогают взятку за оформление на работу).
Завуалированное требование
Прямо не вымогают взятку и не используют открытые угрозы. Тем не менее для человека создаются условия, вынуждающие дать взятку. Например, начальник создает условия, мешающие сотруднику выполнять свои обязанности.
Дополнительные нюансы
Во время расследования таких преступлений возникают трудности с определением следующих ситуаций:
- Ответственность за взятку могут нести только должностные лица. Но можно ли отнести профессора к категории должностных лиц или же санкции будут распространяться только на представителей деканата, совмещающих руководящую деятельность с педагогической.
- Случается, что студент передал деньги преподавателю, но желаемую оценку так и не получил. Со стороны студента предоставление денежного вознаграждения будет рассчитываться, как дача взятки. По какой статье привлекать к ответственности педагога и, будут ли санкции вообще, зависит от обстоятельств дела.
Способы, которыми происходит вымогательство взятки
В большинстве ситуаций вслух конкретно о взятке не говорят, но догадаться о ее требовании можно по следующим признакам:
- чиновник делает намеки на получение определенной суммы за решение проблемы;
- чиновник в ответ на просьбу говорит, что у него нет таких полномочий или не может так поступить, в то время как мимикой или жестом показывает, что решение возможно при соответствующей оплате его услуг;
- вымогаемый размер суммы денег не озвучивается, однако пишется на бумаге, набирается на калькуляторе или на экране смартфона.
Администрация города Невинномысска
Статья 290 Уголовного кодекса РФ . Получение взятки
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается
штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —
наказывается
штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается
штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой-третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказываются
штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечания.
1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Комментарий к Ст. 290 УК РФ
1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы.
Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).
Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).
Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.
Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также комментарий к ст. 201).
Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).
2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:
1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
3) общее покровительство по службе;
4) общее попустительство по службе.
Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.
Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.
Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой.
Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения.
Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.
Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.
Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет.
Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)). Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности.
При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб. Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону.
Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.
Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя. Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК как посредничество во взяточничестве.
3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления.
Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления.
При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.
4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет. Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.
При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.
Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 290 УК. Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).
5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.
В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.
7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.
9. В ч. 3 комментируемой статьи установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:
а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере.
Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.
В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.
Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии).
Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.
Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб. Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.
Анализ действующей редакции комментируемой статьи позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.
Каков уровень ответственности лица, сообщившего о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?
Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
В каких случаях взяткодатель может быть освобождён от уголовной ответственности?
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).
Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?
Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.
Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
Как доказывать и действовать в случаях, когда требуют дать взятку
Чтобы не стать соучастником вымогателя лицу, у которого требуют взятку, следует поступать следующим образом:
- не соглашаться на уговоры вымогателя или его посредника;
- записать факт вымогательства на видео или диктофон;
- написать заявление, а не звонить по смартфону, в органы правопорядка. Можно также на странице сайта правоохранительных органов, заполнить заявление в электронной форме. Личное или через интернет обращение в органы правопорядка позволит существенно ускорить решение проблемы вымогательства.
Если вымогателем является сотрудник органов МВД, обращаться следует в федеральную службу безопасности. Подача заявления в органы правопорядка снимает подозрения во взяточничестве или соучастии в нем.
Как избежать наказания
Законодательством предусмотрено несколько условий, при которых виновное лицо будет освобождаться от предстоящей юридической ответственности. К ним относится добровольное сообщение о совершенном преступлении в органы полиции. Второе обстоятельство – получатель материальной выгоды сам вымогал благодарность и создал условия для ее получения. Третий фактор – активное содействие полиции при расследовании преступлений о взяточничестве.
Таким образом, во взятке виноваты две стороны. Поэтому и привлекаться к ответственности будут оба участника. И если лицо, передающее вознаграждение, может освобождаться от юридической ответственности, то получатель ценностей будет нести наказание, независимо от содействия расследованию проступка.
Вымогательство взятки: отличия от обычного вымогательства
Под данным понятием предполагается передача требуемой суммы денег гражданину, для которого она не предназначалась. Например, передача взятки посреднику, по факту являющимся им, то есть он деньги взял и присвоил, не передав их чиновнику, для которого они предназначались
Данные преступные деяния квалифицируются по статье 291.1, устанавливающей ответственность за посредничество в даче или получении взятки и по статье 159, устанавливающей ответственность за мошеннические действия.
Кроме того, вымогательство взятки относится к такому виду преступных деяний, когда лицо, требующее взятку, не довело вымогательство до конца и по факту не получило взятку.
В УК получение и дача взятки квалифицируется ст.290, однако понятие в УК вымогательство денег и прочего не определено. Нередко его путают с обычным вымогательством, квалифицируемом статьей 163, однако это разные виды преступных деяний.
- Вымогательство подразумевает требование передачи собственности или прав на него в то время, как вымогательство взятки считается имущественным преступлением.
- В первом случае преступником может быть каждый дееспособный гражданин; во втором объектом может стать любой чиновник (сотрудник органов МВД, преподаватель ВУЗа, сотрудник государственных органов, занимающий ответственную должность и т.п.).
- При вымогательстве взятки главным признаком является требование ответственного чиновника передать ему деньги или иные имущественные ценности для решения вопроса гражданина, передающего взятку. Основным признаком согласно УК вымогательство денег и прочего является принуждение к передаче имущественных ценностей или прав на него при помощи угрозы нанесения ущерба здоровью, жизни или имуществу жертвы.
- В первом случае требование сопровождается применением или угрозой применения насилия, в отличие от второго, когда угроза применения насилия отсутствует.
Юридическое понятие взяточничества
Под взяткой принято понимать все формы поощрения должностного лица взамен исполнения функций в рамках его служебного положения. Это касается передачи денег, материальных ценностей, оказания услуг, поощрения близких родственников должностного лица, а также передачи дорогих подарков. Со своей стороны получатель ценностей, используя свои полномочия, принимает предвзятые решения и всячески способствует удовлетворению интересов нечестного клиента.
Юридическая ответственность за дачу взятки в РФ предусмотрена не только за фактическое получение выгоды, но также за предложение или требование таковой.
Когда преподаватель просит взятку?
Преподаватель просит взятку в разных случаях. Как мы уже сказали раньше, им может двигать острая необходимость в получении крупной суммы денег. С другой стороны, есть дополнительные мотивы для использования должностного положения.
К примеру, если преподаватель перестал довольствоваться своей зарплатой и решил подзаработать. Это самый худший мотив, который может быть. Человеческая алчность не знает границ. И чтобы определить, что преподавателем движет жажда наживы, нужно проверить несколько факторов:
- Слухи в университете. Если большинство учащихся с разных курсов и факультетов знает о взятках преподавателю, то ставим плюсик в пользу алчности.
- Интенсивность вымогательства. Если преподаватель просит взятку впервые, то он колеблется, сомневается и следит за реакцией студента, чтобы сразу отказаться. Опытный коррупционер не будет сомневаться в своей власти и возможностях, он проводит деликатные, но настойчивые переговоры со студентами. При этом часто присутствуют ультиматумы: либо так, либо никак больше.
- Продажа своих методичек и учебников внутри университета – это такая же взятка. Многие преподаватели печатаются в издательствах, и их книги закупает университет. Однако лектор может только рассказать о своей методичке и подсказать, где ее можно арендовать или купить.
Итак, все эти факторы указывают, что препод просит взятку из-за желания нажиться на студентах.
Но существует еще и третий тип преподавателей, которые не берут взятку и угрожают студенту отчислением. Нужно быть осторожным, что не усмотреть в словах учителя намек на взятку. Простая угроза может быть выражением эмоций негодования. Если такому преподавателю принести взятку, то навряд ли он ее возьмет. Скорее всего, студент сразу же будет отчислен.
Таким образом, чтобы быть уверенным, что преподаватель просит взятку, нужно проанализировать его поведения и слова. Возможно, он вообще не думал о взятке, а лишь хотел призвать вас к действиям в учебе.
Преподаватель просит взятку — что делать?
Если препод требует взятку, то
- Устройте шум в университете. Поднимите на уши деканат и ректорат. Нужно сделать резонанс, чтобы все студенты возмутились и восстали против такого обращения. Да, этот метод не всегда благоприятный по исходу. Руководство вуза старается избавиться от шумихи, поэтому студента могут выгнать вместе с преподавателем, чтобы дело не дало ход.
- Начните с обращения в Министерство Внутренних Дел РФ. Для начала подойдет и полицейский участок. Напишите заявление на преподавателя, что он вымогает взятку. Возможно, дело ограничиться только этой статьей. Преподавателя вызовут на допрос, а затем отправят дело в суд. Либо им займется прокуратора, которая до конца будет раскручивать дело. Возможно, студента привлекут к операции, чтобы взять преподавателя с поличным.
- Если дело закрыли на статье «Вымогательство», но преподаватель остался работать в университете, а вас отчислили, то есть выход. Вы можете призвать общественные организации и СМИ, которые обнародуют обстоятельства дела. В этом случае руководству университета не удастся отмолчаться. Ведь слух может дойти до высшей власти. Поэтому вам дадут ответ и восстановят в вузе.
Итак, мы рассказали вам о трех вариантах развития, если преподаватель просит взятку, а вы не хотите платить. Вы можете двигаться по вариантам поэтапно, начиная с локального. Либо выбрать один из них и действовать со всей ответственностью.
Считается ли подарок взяткой преподавателю?
Да, подарок может считаться взяткой преподавателю, если он превышает стоимость в 3000 рублей. К тому же подарок обязательно должен быть приурочен к праздничному дню или отдан по какому-либо важному поводу. Например, если студент защитил дипломную работу, то он может поздравить и поблагодарить своего научного руководителя. Но при этом важно правильно подобрать подарок.
Если вы дарите от единственного лица подарок, то лучше потратить максимум 1000 рублей на подарок. В этом случае вы сохраните достоинство, не попадете под статью, и ваш преподаватель не попадет в неловкое положение.
Лучше всего скидываться на общие подарки преподавателям со всего потока или с группы. Причем заставлять своих однокурсников насильно сдавать деньги в общий бюджет нельзя. Их можно лишь призвать к сдаче денег, но не более.
Опять же сдавать можно около 1000-2000 рублей. В общую стоимость должны входить банкетный стол, цветы и подарки научным руководителям.
Дарить небольшие сувениры и недорогие подарки можно на День знаний, День учителя и день защиты дипломных проектов.
Сами преподаватели в настоящее время прямо отказываются не только от подарков, но и от цветов и конфет. Почему? Неужели они тоже попадают под статью?
Считаются ли цветы взяткой преподавателю?
Цветы могут считаться дорогостоящим подарком, если их цена превышает 3000 рублей. Однако никто не станет заводить дело на то, что преподавателю подарили цветы на День знания суммой в 6000 рублей.
Дело в том, что цветы нельзя перепродать или вернуть. Они имеют срок годности, поэтому их ценность понижается с каждым днем. К тому же никто из преподавателей не подумает использовать свои должностные полномочия за букет цветов или коробку конфет.
Но прежде чем подарить своему научному руководителю самый дорогой и красивый букет, спросите у него разрешения. Встречаются преподаватели и учителя, которые сразу же отказываются брать шикарные цветы даром. Они оставляют их у студента в руках, либо заставляют отнести на кафедру и подарить всем преподавателям.
Таким образом, антикоррупционная программа в нашей стране работает. Люди, которые наделены должностными полномочиями, начинают лучше ощущать правовую ответственность.