Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Согласно статье 47 Уголовного кодекса РФ лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретные должности есть вид уголовного наказания, который заключается в запрете либо ограничении заниматься теми или иными видами деятельности, а также занимать определенные должности. Ограничения делятся в течении определенного приговором суда срока, данное наказание распространяется исключительно на должности государственных служащих и лиц, занимающихся деятельностью, используя которую они совершили преступления либо могли бы совершить в дальнейшем.

Лишение права заниматься конкретной деятельностью подразумевает не только запрет на работу в профессии, но и на отдельную деятельность, не связанную с какой-либо профессией.

Основной задачей лишения права заниматься определенной деятельностью является предупреждение совершения преступлений лицами, чьи деяния были реализованы со злоупотреблением должностных полномочий либо с осуществлением какой-либо деятельности. Следует учитывать, что запрет может касаться любой деятельности, которая регламентирована законодательством РФ. Круг должностей государственных служащих, право на занятие которых может быть ограничено судом, определяется согласно ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», а также ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Стоит отметить, что данный вид наказания не может быть применен к должностям, не относящимся к государственной либо муниципальной службе. Вид должности, занятие которых запрещено, обязательно должен быть прописан в приговоре суда.

Важно! По закону за одно и тоже преступное деяние осужденному не может быть назначено одновременно два наказания — и лишение права занимать должность и заниматься определенной деятельностью. Однако в случае, когда по характеру преступлений, совершенных виновным и с учетом его личности, суд сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность, равно как и продолжать деятельность в определенной сфере, применение обоих видов ограничений допускается.

Лишение права занимать должности как основное и дополнительное наказание

Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать должности и заниматься определенной деятельностью может назначаться как в качестве основного наказания, так и дополнительного. Как основное наказание, лишение права занимать должности и работать в определенной деятельности назначается на срок от одного года до пяти лет, либо в порядке замены конкретного наказания на наказание более мягкого вида (например, ст. 64, 80, ч. 3 ст. 82 УК), либо тогда, когда это прямо предусмотрено статьями Уголовного кодекса РФ. Например:

  • статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»;
  • статья 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»;
  • статья 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» и другое.

Важно! Суд вправе назначить этот вид наказания даже в случае увольнения осужденного с прежнего места работы к моменту вынесения приговора, равно как вследствие лишения его прав на управление транспортным средствам в административном порядке.

В качестве дополнительного наказания применяется на срок от шести до трех лет:

  1. тогда, когда оно указано, как основное в соответствующей статье кодекса, но судом в этом качестве не избрано;
  2. когда это наказание содержится в санкциях, как дополнительное, например ч. 3,4 ст. 122 УК РФ, ст. 135 УК РФ и другое;
  3. когда указание об этом наказании отсутствует в санкции статьи УК РФ, но суд, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступного деяния, а также личности виновного, признает невозможность сохранения за ним права заниматься определенной деятельностью и занимать конкретную должность (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

Часть 2 ст. 47 УК РФ — в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок до 20 лет.

Прекращение предпринимательской деятельности

Вопрос:

В каком случае деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в принудительном порядке?

Ответ:

Основания для прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя приведены в ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ

. В частности, в ней указано, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя может быть осуществлена:

1) по решению ИП о прекращении деятельности;

2) в связи со смертью индивидуального предпринимателя;

3) в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);

4) в связи с принятием судом решения о принудительном прекращении деятельности ИП;

5) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься хозяйственной деятельностью на определенный срок.

Таким образом, прекратить предпринимательскую деятельность в принудительном порядке могут по последним трем основаниям.

Прекращение деятельности по решению ИП является добровольным волеизъявлением самого коммерсанта. А смерть предпринимателя – стечение не зависящих от него обстоятельств, позволяющее регистрирующим органам прекратить предпринимательскую деятельность в одностороннем порядке.

Вопрос:

Имеют ли право родственники умершего предпринимателя (наследники) обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных им налогов и сборов?

Ответ:

В случае смерти ИП налоговый орган прекращает предпринимательскую деятельность на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица (п. 2 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ

).

В силу п. 3 ст. 85 НК РФ

органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физических лиц по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в
течение 10 дней
со дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Согласно ст. 19 НК РФ

налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются, в частности, физические лица, на которых Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом, учитывая положения
ст. 44
,
45
,
78НК РФ
, правом на возврат излишне уплаченного налога обладает непосредственно налогоплательщик.

Гражданским законодательством установлено, что наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ

).

Статьей 1112 ГК РФ

определено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.

Также не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Абзацем 4 п. 2 ст. 11 НК РФ

установлено, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но в нарушение требований гражданского законодательства не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Следовательно, статус индивидуального предпринимателя и его процессуальные права и обязанности, в том числе по уплате налогов и сборов, неразрывно связаны с его личностью. Мы уже отмечали, что смерть ИП является одним из оснований для утраты статуса ИП.

Таким образом, наследование статуса индивидуального предпринимателя и его процессуальных прав и обязанностей, в том числе права на возврат излишне уплаченного налога, действующим законодательством не допускается.

Подводя итог вышеизложенному, получаем следующее: родственники умершего индивидуального предпринимателя не вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании излишне уплаченного им налога и (или) сбора.

Вопрос:

Прекращается ли обязанность по уплате налогов в отношении предпринимательской деятельности после закрытия ИП? Может ли инспекция провести выездную налоговую проверку физического лица за период, когда он был индивидуальным предпринимателем?

Ответ:

В силу ст. 19 НК РФ

налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. При этом законодатели предусмотрели ряд оснований, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности, это может быть (
п. 3 ст. 44 НК РФ
):

– уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком;

– смерть физического лица – налогоплательщика или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;

– ликвидация организации-налогоплательщика

после проведения всех расчетов с бюджетом;

– возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видим, утрата статуса индивидуального предпринимателя в качестве основания для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога в данной норме не предусмотрена.

Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности.

Таким образом, после закрытия ИП обязанность по уплате налогов в отношении предпринимательской деятельности у физического лица не прекращается.

Аналогичная позиция отражена в разъяснениях контролирующих органов.

В Письме ФНС России от 22.09.2010 № ШС-37-3/11731

указано, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей в результате ее осуществления обязанности по уплате налога. Таким образом, в случае прекращения деятельности в качестве ИП у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, суммы налогов (сборов), начисленные к уплате (уменьшению) по декларациям, представленным физическими лицами за налоговый период, в котором они осуществляли деятельность в качестве ИП, должны быть отражены в информационных ресурсах налоговых органов. В этой связи налоговыми органами не производится закрытие карточек «Расчеты с бюджетом» индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, до завершения их расчетов с бюджетом и закрытия налоговых обязательств (см. также Письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-02-07/2-124

).

В отношении выездной проверки следует отметить следующее.

Статьей
89 НК РФ
предусмотрен порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков.

Согласно п. 4

указанной статьи инспекторы в рамках выездной налоговой проверки могут проконтролировать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Обращаем ваше внимание, что приведенные нормы НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, налоговые органы вправе осуществить выездную налоговую проверку физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве ИП.

Следует отметить, что изложенная позиция подтверждена разъяснениями контролирующих органов (см., например, Письмо Минфина России от 23.01.2012 № 03-02-08/6

).

Более того, аналогичный подход к разрешению спорных ситуаций применяют судьи. Причем позиция служителей Фемиды на протяжении последних лет не меняется.

Рассматривая спор по существу, КС РФ в Определении от 25.01.2007 № 95-О-О

указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок и ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным
п. 3 ст. 44 НК РФ
.

Аналогичная точка зрения изложена в Постановлении ФАС СЗО от 25.11.2009 № А52-1130/2009

,
определениях Санкт-Петербургского городского суда от 07.11.2011 № 33-16454/2011
,
Московского городского суда от 17.08.2010 № 33-23193
.

Вопрос:

Является ли обязательным условием для признания индивидуального предпринимателя банкротом превышение суммы его обязательств перед кредиторами над стоимостью принадлежащего ему имущества?

Ответ:

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 1
ст. 25 ГК РФ
).

Принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является одним из оснований для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ

). Данная процедура осуществляется на основании копии решения суда о признании ИП несостоятельным (банкротом), поступившей в инспекцию от арбитров путем направления указанной копии заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ

гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. При этом заявление о признании гражданина-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику составляют не менее 10 000 руб. (
п. 2 ст. 33Федерального закона № 127-ФЗ
).

К отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, применяются правила, установленные § 1
«Общие положения» гл. X «Банкротство гражданина»Федерального закона № 127-ФЗ
с учетом особенностей, предусмотренных
§ 2
и
3 гл.X
(
п. 2 ст. 202 Федерального закона № 127-ФЗ
).

К сведению

В соответствии с п. 2 ст. 216 Федерального закона № 127-ФЗ

индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Статьей 214
Федерального закона № 127-ФЗ
установлено, что основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Соотношение п. 1 ст. 3

и
ст. 214Федерального закона № 127-ФЗ
как общей и специальной норм на практике порождает многочисленные споры, решать которые приходится в судебном порядке.

Приведем несколько примеров судебных решений.

Так, в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51

указано, что
ст. 214Федерального закона № 127-ФЗ
устанавливает особенности признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, в связи с чем предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 000 руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества.
Пункт 1 ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ
в этой части при банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяется.

Разделяет мнение Пленума ВАС и Президиум ВАС. В Постановлении от 12.04.2011 № 17053/10

арбитры указали, что индивидуальные предприниматели могут быть признаны банкротами в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Причем для этого не требуется, чтобы общая кредиторская задолженность превысила стоимость принадлежащего им имущества.

К сведению

Помимо указанных выше выводов, Президиум ВАС в Постановлении № 17053/10

пришел к довольно интересным заключениям. В частности, суд указал, что если статус индивидуального предпринимателя был утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, производство по делу прекращению не подлежит. Однако признание должника банкротом в указанном случае не влечет последствий, предусмотренных
п. 1 ст. 216Федерального закона № 127-ФЗ
(невозможность в течение года после банкротства вновь зарегистрировать ИП).

После весомых решений высших арбитров судьям на уровне ФАС ничего не оставалась, как следовать при разрешении аналогичных споров их позиции (см., например, постановления ФАС ВСО от 31.01.2012 № А10-1858/2011

,
ФАС ЗСО от 15.12.2011 № А75-7087/2010
).

Вместе с тем следует отметить, что и до постановлений Пленума ВАС и Президиума ВАС судьи на уровне ФАС при принятии решений в спорах руководствовались вышеизложенной точки зрения.

В Постановлении ФАС ПО от 26.01.2011 № А49-3171/2010

указано, что
Федеральный закон № 127-ФЗ
не ставит наличие признаков несостоятельности предпринимателя в зависимость от стоимости принадлежащего ему имущества. Следовательно, при решении вопроса о наличии признаков банкротства индивидуального предпринимателя общее правило, предусмотренное
п. 1 ст. 3Федерального закона № 127-ФЗ
, применению не подлежит, то есть превышение размера обязательства над стоимостью имущества должника роли не играет.

Из сказанного выше следует, что возможность признания ИП несостоятельным (банкротом) не зависит от стоимости принадлежащего ему имущества и от превышения суммы не исполненных предпринимателем обязательств над стоимостью его имущества.

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель при прекращении деятельности закрыл расчетный счет в банке. Согласно пп. 1
п. 2 ст. 23 НК РФ
в течение семи дней он должен сообщить об этом в налоговый орган по месту учета. Каковы последствия несоблюдения данной нормы? С какого момента начинает исчисляться семидневный срок?

Ответ:

Нарушение срока, отведенного пп. 1
п. 2 ст. 23 НК РФ
для сообщения в налоговый орган о закрытии расчетного счета, влечет ответственность по
п. 1 ст. 118 НК РФ
. Согласно данной норме нарушение хозяйствующим субъектом установленного НК РФ срока представления в инспекцию информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

По мнению автора, семидневный срок, предусмотренный пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ

, не может начать исчисляться ранее получения предпринимателем от банка справки о закрытии счета.

Следует отметить, что подобным образом рассуждают и судебные инстанции.

Так, из Постановления ФАС ВСО от 22.12.2010 № А33-5323/2010

следует: в ходе проверки установлено, что 03.02.2009 общество обратилось в банк с заявлением о расторжении договора банковского счета и закрытии расчетного счета. Сообщение о закрытии 04.02.2009 указанного счета общество представило в налоговый орган 13.03.2009, что подтверждается сопроводительным письмом и штампом почты на конверте.

Изложенные обстоятельства послужили поводом для принятия решения о привлечении общества к ответственности на основании ст. 118 НК РФ

в виде штрафа в сумме 1 000 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств).

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Как следует из материалов дела, справка банка от 05.02.2009 о закрытии счета получена обществом 13.03.2009, что подтверждается входящим штампом, а также выпиской из журнала регистрации входящих документов общества.

При таких условиях судом сделан вывод, что сообщить о закрытии банковского счета общество могло только с 13.03.2009.

К тому же арбитры указали, что данный вывод соответствует позиции Президиума ВАС, представленной в Постановлении от 20.07.2010 № 3018/10

.

С учетом изложенного ФАС ВСО указал на недоказанность инспекцией вины общества в совершении вменяемого правонарушения.

Вопрос:

Следует ли уплачивать государственную пошлину при регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя? Если да, то в каком размере?

Ответ:

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является юридически значимым действием, при обращении за которым в государственные органы, органы местного самоуправления и к иным должностным лицам взимается государственная пошлина.

В подпункте
7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ
указано, что государственная пошлина за регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП составляет 20% размера государственной пошлины, установленного
пп. 6
настоящего пункта. В частности, за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается пошлина в размере 800 руб.

Таким образом, на сегодняшний день в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель, решивший «свернуть» свой бизнес, должен заплатить государственную пошлину в размере 160 руб. (20% от 800 руб.).

Следует отметить, что законодатели периодически пересматривают тарифы государственной пошлины. В этой связи на практике бывают ситуации, когда предприниматель представляет в налоговый орган вместе с пакетом необходимых документов квитанцию об уплате государственной пошлины в меньшем размере (по недействующим тарифам). В таких случаях контролеры отказывают хозяйствующим субъектам в регистрации прекращения предпринимательской деятельности, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязанности по уплате государственной пошлины.

Впрочем, логика в действиях представителей регистрирующего органа, безусловно, присутствует. Это понимают и судебные инстанции. Так, из Постановления ФАС ПО от 08.09.2011 № А55-25910/2010

видно, что одним из оснований для принятия решения об отказе в регистрации сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП послужило непредставление документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за названную процедуру в размере 160 руб.

Как следует из материалов дела, хозяйствующий субъект представил в инспекцию только заявление с приложениями на одном листе и документ об уплате государственной пошлины в сумме 80 руб

.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ

в редакции
Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ
, который вступил в силу 29.01.2010, пошлина за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается в размере 800 руб. (до указанной даты пошлина по данной норме составляла 400 руб.).

Следовательно, учитывая положения пп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ

, за государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП должна быть уплачена пошлина в размере 160 руб.

Вместе с тем индивидуальный предприниматель уплатил пошлину в сумме 80 руб., что свидетельствует об отсутствии доказательства уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в надлежащем размере (160 руб.).

Таким образом, ФАС ПО пришел к выводу, что ИП не представил необходимый перечень документов для государственной регистрации, следовательно, инспекция правомерно отказала ему в регистрации процедуры закрытия предпринимательской деятельности.

Вопрос:

Какие документы представляются в налоговый орган при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ

государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

заявления

о государственной регистрации по форме № Р26001, утвержденной
Постановлением Правительства РФ № 439
(приложение 20);

платежный документ

, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере;

– документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете

.

Рассмотрим каждый их названных документов подробнее.

При заполнении заявления по форме № Р26001

индивидуальным предпринимателям следует руководствоваться
Методическими разъяснениями
, утвержденными
Приказом ФНС России № САЭ-3-09/[email protected]
. В них достаточно подробно расписано, что, где и в каком порядке должно быть в заполняемой форме. Единственный момент, на который необходимо обратить внимание, касается подписи индивидуального предпринимателя, проставляемой на странице 02 бланка заявления. В силу
п. 7 разд.IVМетодических разъяснений
она должна быть заверена нотариусом.

В то же время в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ

свидетельствование подписи физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим законом, непосредственно в регистрирующий орган одновременно с документом, удостоверяющим личность (
Письмо Минэкономразвития России от 18.10.2010 № Д05-3722
). Другими словами, личная явка в инспекцию с паспортом может избавить предпринимателя от нотариального заверения своей подписи на заявлении.

Что касается документа об уплате государственной пошлины

, необходимо отметить следующее.

На практике при заполнении платежного документа хозяйствующие субъекты довольно часто допускают ошибки, которые становятся причинами различного рода неприятностей. Вместе с тем иногда нежелательных последствий можно избежать.

В Постановлении от 09.03.2011 № А70-5103/2010

ФАС ЗСО пришел к выводу, что из-за неверного ИНН получателя в платежке налоговики не вправе отказать в регистрации процедуры прекращения предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, налоговый орган отказал в государственной регистрации прекращения деятельности предпринимателя в связи с непредставлением необходимых документов. При этом налоговики указали на отсутствие документа об уплате государственной пошлины, оформленного надлежащим образом. Дело в том, что в представленной на государственную регистрацию квитанции предприниматель ошибочно указал не тот ИНН получателя платежа.

Не согласившись с решением инспекции, ИП обратился в судебные инстанции с иском о признании его недействительным.

Занимая в споре позицию коммерсанта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что им подан надлежащий документ об уплате определенного обязательного платежа за совершение регистрационных действий, следовательно, неверное указание ИНН не может рассматриваться в качестве единственного основания для отказа в регистрации, поскольку при наличии правильного кода бюджетной классификации, а также номера счета и вида платежа он поступил в федеральный бюджет именно как государственная пошлина.

Кассационная инстанция также приняла сторону ИП, добавив при этом, что согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ

государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Таким образом, в случае если регистрирующему органу представлена квитанция, из которой следует, что государственная пошлина уплачена не по месту совершения юридически значимых действий, данное обстоятельство может являться основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

При рассмотрении дела судами установлено, что с 11.01.2010 функции по государственной регистрации переданы из МРИ ФНС № 7 в МРИ ФНС № 14 по Тюменской области.

При таких обстоятельствах ИП был вправе до 11.01.2010 подать заявление о прекращении деятельности в МРИ № 7 с указанием в квитанции на уплату государственной пошлины ИНН получателя платежа этой инспекции.

Налоговым органом не оспаривается, что ИП направил заявление о прекращении деятельности в МРИ № 7 29.12.2009 посредством организации почтовой связи.

Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что государственная пошлина уплачена в действующий на момент подачи документов регистрирующий орган с указанием ИНН МРИ № 7 по Тюменской области. Кроме того, как установлено судами и не оспаривается сторонами, предпринимателем правильно указаны код бюджетной классификации, а также реквизиты счета регистрирующего органа и вид платежа.

Исходя из вышеизложенного, ФАС ЗСО посчитал, что документ об уплате государственной пошлины представлен в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ

, поскольку, как обоснованно указали суды, ИП на момент подачи заявления о государственной регистрации правильно указал реквизиты государственной пошлины, так как он не располагал и не мог обладать информацией об иных реквизитах, которая будет необходима после 01.01.2010 в связи с передачей функций по государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей от одного органа к другому.

В итоге решение налогового органа было признано судом незаконным.

Форма документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений о персонифицированном учете

, на сегодняшний день законодателями не определена, поэтому в качестве него можно представить экземпляр отчета с отметкой о сдаче.

В то же время, если указанный документ предпринимателем не представлен, согласно пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ

он предоставляется по межведомственному запросу налогового органа соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Напомним, данная норма начала действовать с 2011 года, причем до указанной даты при отсутствии документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР соответствующих сведений, контролеры отказывали в регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Арбитражные суды при решении споров в данной ситуации были на стороне контролеров (Определение ВАС РФ от 11.01.2012 № ВАС-17128/11

,
Постановление ФАС ПО от 03.11.2011 № А12-4595/2011
).

Обращаем ваше внимание, что начиная с 01.01.2012 индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года (не имеющие наемных работников), освобождены от необходимости представлять ежегодную отчетность в ПФР. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ

(
п. 6 ст. 6
). До этого отсутствие соответствующего документа означало отказ в регистрации процедуры прекращения деятельности ИП (см., например,
Постановление ФАС ДВО от 31.05.2011 № Ф03-1820/2011
).

К сведению

В соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ

в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.

О. Н. Малов /эксперт журнала

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»/

Способы исполнения наказания

Уголовное законодательство РФ предусматривает два способа исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, это в соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ:

  1. параллельный – осуществляется одновременно с основным наказанием;
  2. последовательный – осуществляется после отбытия осужденным основного вида наказания за совершенное преступление.

Когда речь идет о параллельном исполнении дополнительного вида наказания, который назначается к штрафам, исправительным и обязательным работам, ограничению свободы либо при условии осуждения условно, срок исчисления наказания наступает с момента вступления приговора в законную силу. Когда лишение права заниматься определенной деятельностью назначается дополнительно к аресту или лишению свободы, данный вид наказания распространяется на все время отбывания основного, срок его исчисляется с момента их реального отбытия, т.е. со дня освобождения осужденного от основного наказания.

Сроки запрета

Законодателем предусмотрен срок запрета для различной длительности в зависимости от типа санкции.
В случае, если судья определил ограничение лица в правах как основную санкцию, она может достигать пяти лет. Когда же мера является дополнительной, ее максимальный срок составляет три года.

Если преступник несет особую опасность для социума, например, в случае педофилии, длительность лишения рассматриваемого права может достигать 20 лет. В таком случае возврат преступника к привычной жизни практически невозможен.

И напротив, когда особые навыки преступника и его профессионализм представляют особую важность для общества и эта ценность несоизмерима с уголовным проступком, а равно есть основания полагать, что рецидива преступления не предвидится, лишение права занимать определенную должность суд может заменить альтернативной мерой.

Срок осуществления санкции исчисляется по-разному в зависимости от ее вида и наличия дополнительных санкций. В том случае, если мера является основной, либо же дополнительной к условному заключению, общественным работам и штрафу (то есть наказание не предусматривает реального лишения свободы), исчисление начинается с момента оглашения приговора в зале суда.

И напротив, когда имеет место ограничение свободы, либо ее полное лишение в колониях или дисциплинарных воинских частях (ДВЧ), срок сохраняется на время нахождения лица в специальных местах, а фактический отсчет происходит с момента выхода на свободу.

Что еще необходимо знать о лишении права занимать определенную должность

Характерными примерами преступлений, при которых необходимо назначение данного вида наказания, можно назвать – транспортные преступления, взяточничество, незаконная охота, присвоение или растрата, заражение ВИЧ-инфекцией и другое.

При назначении такого наказания, как лишение права заниматься определенной деятельностью, суд должен учитывать не только личность виновного и характер преступления, но такой важный момент, как социальный аспект его применения:

  • социальную ценность профессии – нуждается ли общество в таких специалистах, последствия исключения этого специалиста из общественной деятельности, соц.затраты на подготовку того или иного специалиста и другое;
  • индивидуальные и общественные затраты на приобретение иной специальности осужденным.

Суд вправе вменить данное наказание даже в тех случаях, когда лицо выполняло соответствующие обязанности временно и к моменту вынесения приговора уже не занималось деятельностью, с которым было связано совершенное преступление.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 47 УК РФ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
  • Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2022 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2022 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2022 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
  • Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
  • Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]