Национальная оценка рисков ОД/ФТ
В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.
В этой связи Росфинмониторинг (РФМ) подготовил вышеназванные документы. Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:
- определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
- определение слабых мест национальной антиотмывочной системы;
- формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы;
- выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.
Как происходит процесс легализации незаконных денежных средств?
Как и любой вид экономической махинации, отмывание денег происходит в несколько этапов. Подобная многошаговость позволяет мошенникам избежать внимания правоохранительных органов. В общем, всю процедуру отмывания денег можно разделить на следующие этапы:
1. Получение денег преступным путем.
2. Внедрение незаконных доходов в финансовую систему. Здесь может быть огромное количество вариаций, в частности разделение суммы денег на более мелкие вклады, покупка антиквариата, драгоценных металлов, скупка ценных бумаг и т. д.
3. Перемещение капитала. На этом этапе происходит удаление денег от источника прибыли путем размещения вкладов в оффшорных зонах и другими способами.
4. Заключительная интеграционная стадия. На этом этапе деньги снова появляются на горизонте, но в виде абсолютно законных. Мошенники могут скупать драгоценности, открывать подставные коммерческие фирмы и многое другое.
Риски
Риски разделены на категории (высокий риск, повышенный, умеренный, низкий).
Вид риска | Риск |
Высокий риск | Использование номинальных юрлиц («однодневок») |
Использование фиктивной ВЭД | |
Использование иностранных юрлиц и трастов | |
Использование наличных | |
Использование электронных денег | |
Использование виртуальной валюты (типа биткоинов) | |
Участие физлиц, аффилированных с должностными лицами | |
Повышенный риск | Использование банков, МФО и КПК |
Использование рынка драгметаллов и драгкамней | |
Использование систем денежных переводов | |
Использование рынка ценных бумаг | |
Использование наличных, перемещаемых через границу ЕАЭС | |
Умеренный риск | Использование страхового сектора |
Использование недвижимости | |
Использование услуг Почты России | |
Использование услуг нотариусов | |
Использование лизингового сектора | |
Использование услуг сотовых операторов | |
Использование операторов по приему платежей | |
Низкий риск | Использование ПИФов, НПФ, аудиторов, адвокатов, юристов, бухгалтеров |
Использование неформальных систем денежных переводов (типа «Хавала») |
Остановимся подробнее на некоторых видах риска и расскажем, как государство намерено бороться с этими факторами.
Действия банковских служащих
Сотрудники финансовых учреждений стараются себя защитить: они могут намеренно повышать процент за вывод средств или вовсе отказывают эти средства выдавать, уверенные в том, что организация с сомнительной репутацией вряд ли будет подавать на них в суд.
Летом 2022 года был введен еще один способ противодействия подобной легализации доходов: суточный лимит на перевод денежных средств. Если владелец банковской карты получит на свой счет более 600 000 ₽, сотрудники финансового учреждения вправе запросить информацию об источнике столь высокого дохода. Кроме того, при первых же подозрениях на попытку легализировать доходы, они могут отказать такому клиенту в обслуживании и заблокировать его счет.
Фирмы-однодневки
Использование номинальных юрлиц — очень распространенный способ отмывания преступных доходов, отмечает Росфинмониторинг.
Государством осуществляется комплекс мер по устранению номинальных юрлиц: внедрены механизмы препятствования регистрации таких компаний и использованию для этого подставных физлиц.
Кроме того, внедрен механизм занесения юрлиц в единый черный список банковских клиентов, которым отказывают в проведении операций и в открытии расчетного счета.
Так, в 2022 году банками принято 620 тыс. решений об отказе в проведении операции, что позволило пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб., хвалится РФМ.
ФНС России проводится работа по проверке достоверности ЕГРЮЛ. Еще одна мера – система АСК НДС-2, которая позволяет выявлять действия, направленные на минимизацию НДС, подлежащего уплате в счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.
Как вывести деньги с заблокированного расчетного счета
Предпринимателю, который столкнулся с блокировкой счетов, доступно ограниченное количество способов получить деньги: он может перевести их в другой банк, получить деньги на выплаты физическим лицам или по исполнительному листу. Каждый из этих способов сопровождается определенными рисками, финансовыми и временными затратами.
Алексей Ильин, руководитель департамента по работе с финансовыми институтами юридической группы «АТЛАНТ»
Участились случаи блокировки расчетных счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банками со ссылкой на Федеральный закон №115-ФЗ. Формальных оснований для блокировки счета достаточно, в основном это проведение рискованных операций, таких как:
- входящие и исходящие платежи с разными ставками НДС либо исходящие платежи без НДС;
- осуществление платежей, не имеющих явный экономический смысл;
- отсутствие текущих расходов по расчетному счету (коммунальные платежи, аренда, общехозяйственные расходы и т.д.);
- снятие денежных средств в наличной форме;
- низкая налоговая нагрузка (доля уплаченных налогов от общего оборота по счету) и т.д.
Вне зависимости от того, заблокирован счет у юридического лица или индивидуального предпринимателя, можно воспользоваться определенным набором решений данной проблемы. Блокировка счета и расторжение договора банковского обслуживания необязательно подразумевает внесение предпринимателя или .
Если банк предложил расторгнуть договор после проведения анализа счета, достаточно перевести деньги в другой банк на счет. Если же поступило указание от службы мониторинга, можно воспользоваться следующими способами:
- Перевод средств на счет в другой банк
Риск — направление письма из банка о блокировке счета по 115-ФЗ с платежом.
Возможный результат — блокировка счета.
Затраты — процент банка за перевод средств, заблокированных по 115-ФЗ, который начинается от 20% в зависимости от банка.
Защита — возможность оспорить в судебном порядке завышенный процент.
- Вывод средств под видом выплат физическим лицам (заработной платы или иных выплат)
Затраты — от 13% НДФЛ без учета внебюджетных фондов.
Даже при банкротстве фирмы и невыплате налога НДФЛ должен оплатить в бюджет получатель дохода (физическое лицо).
Риск — при выплате крупной суммы возможно возбуждение уголовного дела по ст. 198 УК РФ.
- Получение денежных средств по исполнительному листу
Затраты — госпошлина в суд.
Недостатки — длительный период рассмотрения спора (даже по мировому соглашению).
- Через исполнительную надпись нотариуса (путем заверения нотариусом договора займа между юридическим и физическим лицом)
При несоблюдении условий договора (возврата средств физическому лицу) нотариус делает соответствующую надпись на договоре.
Документ имеет силу исполнительного листа и его можно направить в банк, минуя суд.
Временной промежуток — оформление займа на срок от 3-х дней, при отсутствии возврата оформление претензии, по истечении 14 дней делается надпись. Направление документов в банк и получение средств по истечении 7 дней на счет физического лица.
Затраты — тарифы нотариуса (процент зависит от суммы средств, примерно 3-5%).
Риски — блокировка счета физического лица до 45 суток (если банк усомнился в данной операции).
Только систематический анализ входящих и исходящих платежей, обязательное осуществление хозяйственных расходов по счету, контроль за долей уплаченных налогов по данному счету (налоговая нагрузка), исключение или минимизация платежей на фирмы, осуществляющие деятельность в высокорисковых отраслях экономики (по мнению ЦБ) и соответствие платежей кодам ОКВЭД помогут избежать конфликта с банком и блокировки счета.
Светлана Кулагина, генеральный директор
Если ваш расчетный счет заблокировали, придерживайтесь следующему алгоритму действий:
1. Срочно свяжитесь со своим менеджером в банке и по его требованию предоставьте полный пакет документов для подтверждения экономической целесообразности платежа.
2. Даже если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. Можно перечислить деньги на свой счет в другом банке или вернуть деньги поставщику. Можно заблаговременно открыть депозитный счет в другом банке. При этом перевод денежных средств с блокированного счета на счет в другом банке согласовывается индивидуально.
Деньги переводятся на счет в другом банке, но они придут от первого банка с пометкой «в связи с блокировкой счета по такой-то причине» либо «перевод денежных средств при закрытии счета», а это является стоп-фактором в некоторых банках. Другой банк может тоже заблокировать расчетный счет, запрашивать документы, разбираться в ситуации.
Высока вероятность, что банк не одобрит данный перевод на депозит и потребует комиссию за перевод от 7% до 20%. Вывод без комиссии будет возможен только при предоставлении всех документов по запросам.
3. С заблокированного счета возможно произвести списание денежных средств в бесспорном порядке по исполнительному листу (например, предоставив исполнительный лист по задолженности по заработной плате). Деньги списываются в течение 3-х рабочих дней. Однако данный способ уже успел себя «очернить» и поэтому отслеживается и проверяется финансовым мониторингом.
4. Не закрывайте расчетный счет в банке по его требованию, так как закрытие по 115-ФЗ не позволит вам открыть счет в другом банке.
5. Обратитесь с письменным запросом в банк, который отказал вам в обслуживании, и в те банки, которые отказали в открытии счета. Вам эта информация нужна, во-первых, чтобы устранить причины, если это возможно, а во-вторых, чтобы жаловаться в надзорные органы и отстаивать свои права в суде.
6. Обратитесь в Банк России с жалобой на действия конкретного банка, который не открывает счет и неправомерно применил нормы действующего законодательства. 30 марта 2022 года вступил в силу новый порядок ЦБ РФ 29-МР, согласно которому в случае отказа в операции и блокировке счета у предпринимателя еще остается возможность обжалования — он вправе обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ.
Срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения. Но она будет детально разбираться в деле: запрашивать у банков мотивированное обоснование о причинах отказа клиенту, которое банк должен подготовить в течение 3-х дней.
Если межведомственная комиссия сочтет причины отказа незаконными, банк обязан открыть счет или провести операцию, которую посчитал сомнительной в течение 3-х дней после получения ответа из комиссии, и оснований для внесения компании в черный список не будет.
Нельзя верить тем, кто обещает платно удалить .
Во-первых, удалить из черного списка может только кадровый сотрудник управления ЦБ, который непосредственно работает с этими списками. Во-вторых, список ЦБ рассылается во все банки, то есть информация в банках обновится только после новой рассылки ЦБ.
Растерявшемуся предпринимателю могут предложить за деньги открыть счет компании, находящейся в стоп-листе. Необходимо понимать, что за деньги открыть счет вам могут, но работать по нему не дадут. На первой же операции комплаенс-служба вас «заблокирует», и решать впоследствии этот вопрос будете именно вы.
7. Можно заблаговременно внедрить у себя на предприятии свою службу комплаенс-контроля либо передать эту функцию на аутсорсинг, например, в консалтинговую компанию. Это позволит предупредить нарушения законодательства и защитить интересы бизнеса через соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке в области финансов.
Чтобы не попасть в черный список и снизить риск блокировки счета:
- Следуйте требованиям методичек ЦБ 18-МР и 19-МР в части налоговой нагрузки.
- Проверяйте нового контрагента до подписания договоров. Не сотрудничайте с недобросовестными контрагентами, это может плохо сказаться на вашей репутации. Для работы с контрагентами удобно иметь собственные «рыбы» договоров, где уже есть все необходимые пункты.
Проверьте своего контрагента в один клик
Узнать больше
- Принимайте платежи по своим ОКВЭД. Если вы расширили сферу услуг, внесите изменения в свои регистрационные данные ИП или юрлица и отправьте новые документы в свой банк. Например, Финмониторинг может заинтересоваться доходами фирмы, которая открывалась, чтобы продавать оптом электротовары, но вдруг получила платеж за услуги по рекламной деятельности.
- По факту отгрузки товара или оказания услуги обязательно оформляйте первичные документы: товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи, счета-фактуры и прочие документы, которые подтвердят факт исполнения условий договора. Подробно указывайте назначение платежей и требуйте того же от своих партнеров.
Финмониторинг обязательно обратит внимание, если в описании платежа стоит что-то неконкретное, без указаний номеров документов, например, просто «Консультационные услуги за апрель».
- Платите налоги и взносы со своего основного счета. Если у вас счета в разных банках, платите с них по очереди или, например, авансовые платежи в бюджет — с одного счета, а страховые взносы — с другого. Это нужно, чтобы вас не посчитали фирмой-однодневкой, которая провела деньги через свой счет и исчезла.
- Держите в порядке все документы: договора, счета-фактуры и т.п. Если банк запросил у вас документы по сделке, срочно предоставляйте информацию по запросу банка.
Отправляйте отчетность во все контролирующие органы
Узнать больше
Алексей Головченко, управляющий партнер юридической
При блокировке счета банки руководствуются Федеральным законом № 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть лицо, чей счет был заблокирован, подозревается в «отмывании» денег и пособничестве терроризму.
При каком-либо подозрении в сомнительных операциях должна блокироваться именно операция, а не весь счет, но банки страхуются от негодования ЦБ из-за их неосмотрительности и потому блокируют целые счета.
Я бы посоветовал предпринимателям завести несколько счетов, чтобы блокировка одного из них не парализовала всю работу, а также контролировать назначения платежей и чистоту операций на суммы свыше 600 000 руб., ведь именно они находятся под бдительным вниманием банков. Нужно обязательно проверять контрагентов, так как подозрения, павшие на них, могут негативно сказаться и на вашей деятельности.
Не забывайте, что в период блокировки вашего счета банк может безвозмездно пользоваться вашими средствами и извлекать из этого прибыль, поэтому налаживайте отношения с банком, постарайтесь выстроить диалог и понять, в чем камень преткновения.
Параллельно с этим обращайтесь в межведомственную комиссию ЦБ для выхода из черного списка Финмониторинга, в который вы автоматически попадаете при блокировке счета. Последней инстанцией будет обращение в суд, если договориться с банком все-таки не удалось. В этом случае уже банку придется доказывать суду, что блокировка вашего счета была небезосновательной, однако потраченные на суд средства вам при любом исходе никто не возместит.
Илья Гатикоев, арбитр, налоговый консультант
Банк вправе приостановить операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, не более чем на пять рабочих дней. Если в течение этого срока банк не получит из Росфинмониторинга постановление о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок, банк должен провести данную операцию.
Защитить себя от блокирования денежных средств банком на 100% сейчас невозможно. Лучше не участвовать в финансовых операциях с сомнительными контрагентами и не игнорировать требования банка о предоставлении документов, подтверждающих легальность происхождения денежных средств, так как в этом случае велик риск отказа в проведении операции.
Разрешить ситуацию с массовыми ограничениями прав потребителей финансовых услуг возможно исключительно путем подробной регламентации действий банков, однако ни Росфинмониторинг, ни ЦБ РФ в настоящее время не заинтересованы в проявлении правотворческой инициативы, так как, по их мнению, массовость жалоб физических лиц из-за блокировки счетов сильно преувеличена потребителями.
Пассивность контролирующих структур, когда дело касается прав потребителей, приводит и к такой насущной проблеме, как возврат невостребованных денежных средств со специальных счетов в банках.
Если клиент в течение 60 дней с даты расторжения договора банковского счета не явится за получением остатка денежных средств, банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России. При этом после закрытия банковского счета клиента только банк имеет возможность обратиться в ЦБ РФ с заявлением о возврате остатка денежных средств со специального счета.
В настоящее время, как и в случае с противодействием легализации доходов, отсутствует огромный пласт подзаконных актов, которые бы устанавливали порядок возврата таких средств со счета, в связи с чем у людей возникают вопросы: кто может обязать банк открыть такой специальный счет в ЦБ РФ; каков порядок возврата средств из ЦБ РФ в обслуживающий банк; каков механизм возврата средств со счета в банке клиенту; каковы сроки исполнения требования клиента и т.д.
Алгоритм действий по возврату денег со специального счета ЦБ РФ по общему правилу в настоящее время может выглядеть так:
- От имени клиента подается заявление в обслуживающий банк с требованием возврата невостребованных денежных средств.
- Как правило, банки отказывают в таких требованиях или вовсе их игнорируют на том основании, что обязанность по возврату невостребованных денежных средств прямо законом не установлена, процедура его не регламентирована.
- В связи с этим после истечения срока на удовлетворение претензии нужно будет обратиться в суд с иском к банку о возврате незаконно удерживаемых денежных средств.
Андрей Илларионов, старший юрист «АВТ Консалтинг»
Организация имеет право обжаловать решение о принятии обеспечительных мер, тогда оно может быть отменено вышестоящим налоговым органом или по решению суда. Самым логичным действием является обращение организации в арбитражный суд с требованием признать решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетному счету недействительным. Однако с учетом того, что арбитражный процесс занимает много времени, кроме заявления о признании недействительным решения налогового органа налогоплательщику целесообразно подать и заявление в суд о приостановлении действия решения о блокировке расчетных счетов.
Для того чтобы начать арбитражный процесс, налогоплательщику необходимо пройти процедуру обжалования в вышестоящем налоговом органе. Только после рассмотрения его жалобы, на что согласно РФ отводится срок в один месяц, налогоплательщик будет вправе обратиться в арбитражный суд. К сожалению, здесь есть определенный пробел в законодательстве, так как целый месяц налогоплательщик не сможет пользоваться своим расчетным счетом.
К заявлению необходимо приложить документы, доказывающие позицию организации, то есть подтверждающие задолженность перед контрагентами, долги по зарплате. За рассмотрение обеспечительных мер нужно заплатить госпошлину в размере 3 000 руб. Если суд по какой-либо формальной причине откажет организации в принятии обеспечительных мер, следует исправить указанные судом недостатки в заявлении и обратиться в суд еще раз. В АПК РФ не ограничено количество обращений в случаях принятия обеспечительных мер.
Дмитрий Милюков, глава корпоративного отдела юридической
При обнаружении блокировки своего расчетного счета необходимо в первую очередь узнать причины и основания блокировки.
1. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счете
Аресту подлежит определенная сумма, а не все денежные средства на банковском счету, поэтому владелец счета может свободно распоряжаться денежными средствами, кроме той суммы, на которую наложен арест.
Наложить арест на денежные средства на банковских счетах могут суды общей юрисдикции, арбитражные суды, судебный пристав-исполнитель.
В нашей практике как-то судебный пристав-исполнитель нарушил права нашего клиента, заблокировав на двух счетах в одном банке одну и ту же сумму. Поскольку судебное разбирательство касалось только недвижимости, постановлений о наложении ареста на счета не было. Но судебный пристав-исполнитель отправил в банк запрос о наложении ареста денежных средств на всех банковских счетах нашего клиента на сумму около 30 млн руб. Тем самым банк заблокировал 60 млн руб. на счетах, и, поскольку таких денег на счетах не было в наличии, это отображалось в мобильном банке как задолженность.
Мы подали заявление приставу о незаконности его действий, и денежные средства на счетах были разблокированы на следующий же день.
2. Приостановление операций по счету, а также переводов электронных денежных средств
Инспекция Федеральной налоговой службы может приостановить выполнение операций по банковскому счету, если вы не предоставили налоговую декларацию в установленный срок или не уплатили страховые взносы, пени, штрафы.
Для снятия ареста и отмены приостановления операций по счету в некоторых случаях владельцу счета достаточно выполнить требования государственных органов, например, предоставить документы или погасить заложенность. В иных случаях, например, при наложении ареста в качестве обеспечительной меры или в случае незаконных, по мнению лица, требований государственных органов, владелец счета вправе оспорить такой арест или приостановление операций по счету в судебном порядке.
3. Приостановление конкретной операции согласно № 115-ФЗ РФ
В рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банк вправе приостановить операцию на пять рабочих дней, сообщив об этом Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, которая может продлить срок приостановления операции до 30 дней.
Если банк определяет, что предстоящая операция связана с сомнительной сделкой, то он имеет право запросить у владельца счета все связанные с данной операцией документы и дополнительную информацию.
Если после предоставления документов и пояснений банк по-прежнему отказывается выполнить операцию, владелец счета может оспорить такой отказ, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке.
Общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления, документов и сведений, подтверждающих его позицию, не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя. Более детально о процедуре рассмотрения заявления, требованиях к заявлению можно прочесть в Указании Банка России от 30.03.2018 № 4760-У.
Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.
Если решение межведомственной комиссии оказалось не в пользу владельца счета, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.
Наличные деньги
В плане отмывания преступных доходов также высок риск использования «обналички». Отмечаются факты использования банковских карт, оформленных на подставных физлиц, корпоративных банковских карт в схемах легализации преступных доходов, в частности, наркодоходов, доходов от кибермошенничества.
Процессы обналичивания также обеспечивают функционирование теневой экономики (выплата «серых» зарплат, уклонение от уплаты налогов). Значительная доля наличного денежного обращения в экономике обусловлена в том числе экономической моделью и особенностями страны. Анонимность расчетов с использованием наличных денежных средств, а также возможность осуществлять крупные покупки за наличные денежные средства обеспечивают популярность данного способа при совершении преступлений и, кроме того, усложняют процесс расследования. Меры, которые предпринимаются государством в борьбе с этим явлением, в основном совпадают с мерами по борьбе с «однодневками».
За последние годы объемы обналичивания денег в банковском секторе сокращены в 3,8 раза – с 1,2 трлн рублей до 326 млрд рублей.
Дополнительные схемы отмывания незаконных средств
Преступники изобретают простейшие, но тем не менее действенные системы по легализации денег. В некоторых случаях законно отследить передачу средств совершенно невозможно. Но самыми эффективными системами считают те, в которых форма денежных средств меняется с наличной на безналичную и наоборот. К подобным схемам относят обналичивание денег через электронные терминалы, выигрыши в лотерею, а также покупка выигрышных лотерейных билетов у собственников за сумму, значительно превышающую сам размер выигрыша.
Одной из самых популярных схем легализации средств принято считать операции с антиквариатом. Подобная схема отмывания денег считается одной из самых распространенных. Допустим, если вы нашли на чердаке картину Сальвадора Дали стоимостью в пару миллионов «зеленых», вы спокойно можете ее продать совершенно на законных основаниях. То же самое касается и раритетных ювелирных украшений. Причем в этом случае их покупают по фактическому весу золота, по крайней мере документально. Но на деле продавец получит намного большую сумму денег в конверте.
Электронные деньги
Электронные средства платежа используются в расчётах за наркотики и последующем отмывании доходов. Злоумышленники используют неперсонифицированные (анонимные) ЭСП (владельцами которых выступают физлица) для совершения незаконных финансовых операций путем перевода средств с одного анонимного электронного кошелька на другой. Отмечаются случаи использования ЭСП, оформленных на имя т.н. «дропов», т.е. лиц, не осведомленных о характере использования этих инструментов, в том числе в схемах отмывания доходов, от совершения мошеннических действий с самими ЭПС (кибермошенничество).
В целях дальнейшего совершенствования мер по борьбе с кибермошенничеством и киберворовством усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета, а равно электронных денежных средств (лишение свободы на срок до 6 лет). Скорректированы санкции за мошенничество в сфере компьютерной информации. Вместо ареста на срок до 4 месяцев за мошенничество с использованием ЭСП предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет. Планируется законодательно запретить получение физлицами наличных денег с использованием неперсонифицированных ЭСП.
Основные этапы отмывания денег
Отмытие денежных средств осуществляется в три этапа:
- Отслоение. Изначально деньги, полученные незаконным способом, «уводят» от их реального источника. Для этого средства выводятся за границу, переводятся на счета физических или юридических лиц.
- Размещение. Средства любыми доступными путями внедряются в легальный денежный поток. Как правило, на данном этапе у злоумышленника уже есть фиктивное подтверждение источника их заработка.
- Интеграция. Это завершающий этап, когда создается видимость правомерного обладания богатством. Владелец денежных средств может свободно снимать их, переводить на любые счета, приобретать различные предметы, недвижимость.
После прохождения трех основных этапов деньги вновь инвестируются в незаконную деятельность. Процесс может повторяться неограниченное количество раз или проводиться единожды, для легализации крупной суммы и ее дальнейшего расходования, например, взятки.
Иногда некоторые этапы пропускают. Например, если деньги сразу поступили на банковский счет, их внедрение уже не требуется. Но это рискованный шаг, так как банк обязательно поинтересуется происхождением дохода и без документального подтверждения счет может быть заморожен. Также не всегда проводиться интеграция, то есть «отмытые» деньги остаются на разных счетах и используются по мере необходимости. В ряде случаев ситуация требует выждать определенный срок, чтобы приступить к третьему этапу. Но сокрытие истинного источника поступления средств и запутывание следов – обязательны.
Борьба с легализацией доходов
Борьба с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, как полагают эксперты, должна вестись на государственном уровне. Так, в 2003 г. наша страна вступила в международную организацию, которая активно борется с отмыванием денег, — ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering). В 2006 г. в России был принят закон, согласно которому все иностранные граждане, въезжающие на территорию РФ, обязаны декларировать ввозимую валюту. С 2013 г. принимаются меры по деофшоризации экономики.
Итак, отмывание денег через банковские карты – это один из способов скрыть свои доходы и не платить налоги. Участниками подобной аферы могут стать как обычные граждане (владельцы пластиковых карт), так и банковские служащие. Для каждого физического, юридического и должностного лица, уличенного в преступном сговоре, закон предусматривает административное или уголовное наказание.