Разъяснение законодательства «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»


Уголовным законом Российской Федерации предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности — ст. 169 УК РФ.

По диспозиции ст. 169 УК РФ под воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности понимается незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Данное преступление является посягательством на свободу предпринимательства, грубым нарушением установленных ст. ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации гарантий предпринимательской деятельности. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может заключаться в различного рода действиях или в бездействие должностных лиц как-то: неправомерный отказ в регистрации, выдаче лицензии, уклонение от регистрации, от выдачи лицензии, ограничение самостоятельности, иное незаконное вмешательство в их деятельность.

Незаконное вмешательство в деятельность предпринимателя может совершаться любыми должностными лицами государственных органов, органами местного самоуправления, сотрудниками правоохранительных органов с использованием служебного положения и связано с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Ограничение прав предпринимателей может происходить только на основе федерального законодательства, которое в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц предусматривает ограничение для предпринимателей теми или иными или иными видами предпринимательской деятельности.

Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательства правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и приказа МВД России № 249 от 30.03.2010 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскной мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее — Инструкция) решение о проведении гласного оперативного мероприятия обследование помещений принимает начальник органа внутренних дел, либо его заместитель, путем вынесения соответствующего распоряжения установленной формы. До принятия решения о назначении проведения обследования помещений, начальник органа внутренних дел, либо его заместитель изучает рапорт сотрудника оперативного подразделения, в котором изложены:

конкретные данные, указывающие на наличие признаков подготавливаемого или совершенного преступления;

сведения о событиях, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации;

принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника оперативного подразделения о необходимости проведения обследования помещений;

дата, время, место и планируемая длительность проведения обследования помещений.

Распоряжение регистрируется в специальном журнале, с присвоением ему индивидуального номера.

В распоряжении о проведении обследования помещений должно быть указано:

— номер постановления;

— основания для проведения ОРМ;

— наименование юридического лица, в котором планируется провести обследование и адрес, по которому оно располагается;

— ФИО и должности оперативных сотрудников, которым поручается проведение обследования;

— перечень полномочий указанных оперативных сотрудников.

Копия распоряжения обязательно должна быть вручена под роспись представителю компании, в которой проводится обследование.

При проведении обследования сотрудник полиции вправе изымать документы (либо их копии), предметы. Изъятие документов должно производится с обязательным составлением протокола, который должен отвечать требованиям уголовно-процессуального законодательства. Протокол должен составлять в 2х экземплярах, один из которых передается физическому лицу либо представителю юридического лица.

В протоколе описываются действия в том порядке, в каком они производились, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в изъятии.

Для удостоверения ходе проведения и изъятия документов, предметов приглашаются не менее двух дееспособных граждан, не заинтересованных в исходе изъятия.

При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

Изъятию подлежат документы, предметы, материалы, имеющие непосредственное отношение к проводимому обследованию, либо предметы, изъятые из гражданского оборота (наркотики, оружие и т.п.).

В случае если по истечении 5 дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Перед изъятием документов, находящихся на электронных носителях, сотрудники полиции, проводящие обследование, также обязаны предоставить возможность изготовить копии таких документов.

Подготовлено управлением по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Самарской области

Комментарий к ст. 169 УК РФ

1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц. Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль. Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.

3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.

4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо; 4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии); 5) ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы; 6) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; 7) иное незаконное вмешательство в их деятельность.

5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

———————————

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации. При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23): а) непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.

———————————

СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

6. Основным нормативным актом, регламентирующим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

———————————

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Законом определен перечень представляемых в соответствующий лицензирующий орган документов, который может быть уточнен в зависимости от специфики деятельности в положениях о лицензировании соответствующего вида деятельности. Запрещается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в Положении о лицензировании. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В этот же срок лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии в письменной форме о принятии решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является: 1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

7. Уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности означает умышленное невыполнение должностным лицом своей обязанности провести регистрацию или выдать лицензию при наличии для этого законных оснований либо (при наличии законных оснований) в установленные сроки отказать в регистрации (выдаче) лицензии.

8. Ограничение прав индивидуального предпринимателя и юридического лица может происходить только на основе федерального законодательства. В целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства законодательство предусматривает ограничения для индивидуальных предпринимателей и организаций в праве занятия теми или иными видами предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения для получения лицензии и т.п.

Вмешательство государственных органов и их должностных лиц правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, лицензионному контролю, осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, санитарно-эпидемиологическому надзору, налоговому, валютному и бюджетному контролю, соблюдению требований радиационной и экологической безопасности, пресечению нарушений правил торговли и т.п.

9. Часть 1 ст. 169 содержит формальный состав преступления, наступления каких-либо последствий при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности для возникновения уголовной ответственности не требуется.

10. Субъектом преступления является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

11. Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что оно без каких-либо правовых оснований препятствует законной предпринимательской или иной деятельности или неправомерно в нее вмешивается, и желает этого. Мотивы подобного поведения могут быть различными.

12. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), гражданским законодательством (ст. ст. 11, 12, 13 ГК РФ), арбитражным процессуальным законодательством (ст. 198 АПК РФ), а также законодательством о государственной регистрации и лицензировании вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными. В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по ч. 2 ст. 169. Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

13. Крупный размер ущерба от воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ч. 2 ст. 169 УК) исчисляется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. Он может выражаться как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды, т.е. в неполучении доходов, которые предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы их права не были нарушены (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями (бездействием) крупному ущербу может быть как умышленной в виде прямого или косвенного умыслов, так и неосторожной.

14. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности является специальной нормой по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК) и превышению должностных полномочий (ст. 286 УК), а воспрепятствование в том или ином виде законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта является к тому же специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК). В силу правила, закрепленного в ч. 3 ст. 17 УК, при конкуренции общей и специальной норм уголовная ответственность наступает по специальной норме (см. коммент. к ст. 17).

15. Частным случаем воспрепятствования законной предпринимательской деятельности является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, что предусмотрено специальной нормой (ч. 2 ст. 178 УК).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]