Статья 21 УПК РФ. Обязанность осуществления уголовного преследования

Новая редакция Ст. 21 УПК РФ

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.

4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Комментарий к Статье 21 УПК РФ

1. Закрепленный в комментируемой статьи принцип публичности пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностных лиц), осуществляющие уголовный процесс, за исключением суда и судьи <131>. ——————————— <131> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гражданки И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 5. Ст. 611.

2. На стадии возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель и др.) обязан принять, рассмотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом преступлении <132>. После возбуждения уголовного дела по не подследственному им преступлению он должен произвести неотложные следственные действия и только после этого направить дело в орган, правомочный завершить по нему предварительное расследование. ——————————— <132> Исключением из этого правила признаются случаи, когда законодатель право проведения проверки по заявлению (сообщению) о преступлении и возбуждения уголовного дела в отношении конкретного должностного лица предоставил строго определенному органу предварительного расследования. Например, согласно требованиям ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» следователи органов внутренних дел не могут проводить проверку сообщений о фактах правонарушения, совершенного сотрудником Следственного комитета РФ преступлении, возбуждать против них уголовное дело (за исключением случаев, когда такой сотрудник застигнут при совершении преступления), производить расследование.

3. Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК законодателем ограничена определенной категорией происшествий. Соответствующие органы дознания, начальники органа дознания, начальники подразделений дознания и дознаватели не вправе возбуждать уголовное дело, им не подведомственное. К примеру, командир воинской части не может возбудить уголовное дело о происшествии, которое не было совершено, во-первых, подчиненным ему военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (лицом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением им своих служебных обязанностей), а во-вторых, в расположении воинской части.

4. В случае поступления в какой-либо орган дознания заявления (сообщения) о не подведомственном ему преступлении дознаватель принимает заявление (сообщение) (ст. ст. 141, 144 УПК России), регистрирует его и направляет по подследственности. В этом случае он обязан принять меры к сохранению следов преступления.

5. От имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения уголовное преследование могут осуществлять не только прокурор, следователь, дознаватель, но и:

— орган дознания (п. п. 11, 24 ст. 5, ч. 2 ст. 21 и др. статьи УПК России);

— руководитель и члены следственной группы (ст. 163 УПК России);

— руководитель следственного органа (п. п. 47, 55 ст. 5, ст. 39 УПК России);

— начальник органа дознания (ч. ч. 3 и 4 ст. 41, ст. 225 УПК России);

— начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК России);

— руководитель группы дознавателей (ст. 223.2 УПК России).

6. Следователь (дознаватель и др.) не только вправе, но и обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование. Возложение на него законодателем такой обязанности является одной из гарантий обязательности осуществления уголовного преследования по большинству составов преступлений. Наличие рассматриваемой обязанности отличает его от других субъектов, наделенных полномочием реализовать уголовное преследование, а именно: от частного обвинителя, потерпевшего, его законного представителя и представителя, гражданского истца и его представителя.

7. Согласно содержанию положений, закрепленных в комментируемой статьи, во время производства предварительного расследования следователь (дознаватель и др.) должен с учетом требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию.

8. Исключениями из принципа публичности являются положения ст. ст. 23, 25 УПК, порядок разрешения заявлений о преступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК, а также рассмотрения дел частного (частно-публичного) обвинения (см. также комментарий к ст. ст. 20, 23, 25 УПК России).

9. Согласно ч. 4 комментируемой статьи требования, поручения и запросы следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

10. Так же как и в предыдущих частях комментируемой статьи, в ч. 4 закреплена идея, которая должна распространяться не только на указанных в ней лиц, но и на требования, поручения и запросы руководителя и члена следственной группы (группы дознавателей), начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.

11. В случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства указанных требований, поручений или запросов на нарушителей может быть наложено денежное взыскание в размере до 2500 руб. в порядке, установленном ст. 118 УПК (ст. 117 УПК России).

12. Неисполнение законных требований может повлечь и иные формы ответственности. Так, вызванный следователем (дознавателем и др.), но не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут принудительному приводу органом дознания (органом внутренних дел) на основании постановления должностного лица, в чьем производстве находится уголовное дело, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой из общего арсенала таких мер. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего производство по делу, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний; уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования; за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено <133>, за осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест). ———————————

Примечание:

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Б.Т. Безлепкина включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2012 (11-е издание, переработанное и дополненное). <133> См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу… С. 35.

13. В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя (ст. 17.7 КоАП РФ).

14. Требования, поручения и запросы следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах их процессуальных полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, вне зависимости, какую предусмотренную УПК цель они преследуют. Включение данного требования в статью, именуемую «Обязательность осуществления уголовного преследования», не должно расцениваться как то, что эти требования, поручения и запросы могут быть использованы только в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Они могут (и должны) быть использованы в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Об этом прямо не сказано в комментируемой статьи, но такой вывод можно сделать исходя из закрепленного в ст. 6 УПК назначения уголовного судопроизводства <134>. ——————————— <134> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 64 — 65.

15. Под прокурором в ч. 5 комментируемой статьи понимается прокурор, надзирающий за соблюдением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

16. Прокурору ч. 5 комментируемой статьи предоставлена не просто возможность заключать досудебное соглашение о сотрудничестве. Законодатель разместил данное его право не в ст. 37 УПК, регламентирующей статус прокурора, а в ст. 21 УПК, где объединены правовые положения, касающиеся обязанности осуществления уголовного преследования. Соответственно ч. 5 этой статьи указывает не столько на расширение статуса прокурора, сколько по иному представляет его обязанность по уголовному преследованию от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения.

17. В то же время законодатель еще раз акцентирует внимание правоприменителя на то обстоятельство, что досудебное соглашение о сотрудничестве не может быть заключено, пока не вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, и что такое соглашение может быть заключено лишь с подозреваемым или обвиняемым.

18. Здесь ничего не сказано о защитнике подозреваемого (обвиняемого). Думается, это не упущение законодателя, а его принципиальный подход. Прокурор заключает досудебное соглашение о сотрудничестве не с защитником, а с его подзащитным. Роль защитника — обеспечить соблюдение законных прав и интересов подозреваемого (обвиняемого) при заключении искомого соглашения. Именно поэтому законодатель требует в ст. 317.3 УПК составлять досудебное соглашение о сотрудничестве с участием защитника, который таковое подписывает вместе со своим подзащитным.

19. См. также комментарий к ст. ст. 5, 39, 73, 144, 157, 317.3 УПК <135>. ——————————— <135> Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Обязанность осуществления уголовного преследования. Комментарий к статье 21 УПК России. М., 2002.

Другой комментарий к Ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Принципиальная новизна ч. 1 комментируемой статьи заключается в том, что теперь в законе четко указано: наряду с прокурором уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется следователем и дознавателем.

2. В ч. 2 комментируемой статьи выражено публичное начало, свойственное российскому уголовному процессу. Оно заключается в том, что большинство уголовных дел возбуждается в силу обязанности органов, осуществляющих уголовное преследование, а не по усмотрению потерпевшей стороны и прекращению за примирением сторон, за исключением случаев, особо оговоренных в законе, не подлежат. Публичное начало российского уголовного процесса выражается также и в том, что следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить любое уголовное дело частного и частно-публичного обвинения (см. ч. 4 ст. 20 УПК РФ и комментарий к ней), не считаясь с волеизъявлением потерпевшего.

3. Осуществление функции уголовного преследования во многих случаях невозможно без применения мер уголовно-процессуального принуждения. Законные требования органа, осуществляющего уголовное преследование (прокурора, следователя, дознавателя), предъявленные в пределах компетенции, предоставленной уголовно-процессуальным законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Их неисполнение влечет применение мер принуждения. Например, не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут приводу, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой мере пресечения. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего уголовное преследование, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний).

AZ-libr.ру

Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования 1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель. 2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. 3. Прокурор в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего. 4. Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Комм. Боголюбова Т.А.

1. Обладая четко выраженным императивным характером, комментируемая статья дает исчерпывающий перечень лиц и органов, которые уполномочены государством на осуществление уголовного преследования. Никто иной, кроме прокурора, начальника следственного отдела, следователя и дознавателя, на территории Российской Федерации не может осуществлять уголовное преследование. Заметим, что в УПК РФ суд исключен из числа участников, уполномоченных на осуществление уголовного преследования, что отвечает провозглашенному новым уголовно-процессуальным законодательством принципу состязательности сторон (см. комментарий к ст.15 УПК РФ). 2. Понятию уголовного преследования корреспондирует функция обвинения, осуществление которой возлагается на прокурора, начальника следственного отдела, следователя и дознавателя. Осуществление этой функции предполагает собирание, исследование и оценку субъектами уголовного преследования доказательств, не только изобличающих, но и оправдывающих подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Такое понимание и трактовка функции обвинения отвечает основополагающим принципам уголовного процесса Российской Федерации, закрепленным в ст.11 и 14 УПК РФ (см. комментарий к этим статьям), а также положениям ст.73 УПК РФ, в которой прямо названы обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, смягчающие наказание (см. комментарий к данной статье). 3. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления и изобличению лица (лиц), виновного (виновных) в их совершении. 4. Часть 3 ст.комментируемой статьи уполномочивает прокурора на осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения независимо от волеизъявления потерпевшего, если он находится в зависимом состоянии от лица, совершившего преступление, или когда он по иным причинам не способен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами(см. комментарий к ст.20 УПК РФ). 5. Часть 4 ст.20 предусматривает случаи, когда осуществлению прав потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения препятствуют перечисленные в законе обстоятельства и причины. В таких ситуациях в соответствии с установленными Конституцией РФ положениями (ст.2, 45, 46) прокурор, следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело и без заявления потерпевшего. 6. Установленное ч.3 комментируемой статьи полномочие прокурора осуществлять уголовное преследование по данной категории дел независимо от волеизъявления потерпевшего и только при наличии обстоятельств, перечисленных в ч.4 ст.20 УПК РФ, обеспечивает надлежащую реализацию прав лица, в отношении которого было совершено преступление. Представляется, что положения нового УПК внесли существенные новации в регламентацию этого вопроса. Ранее (см. комментарий к ст.20 УПК РФ) говорилось о существенном изменении перечня обстоятельств, позволяющих прокурору, следователю и дознавателю возбудить уголовное дело. Сейчас важно отметить, что именно прокурор уполномочен осуществлять уголовное преследование в таких случаях. При этом нельзя отрицать право прокурора на передачу дела следователю или дознавателю для проведения расследования по таким делам в полном объеме и в соответствии с требованиями настоящего УПК (см. комментарий к ст.37 УПК РФ). Употребленная в ч.3 комментируемой статьи формулировка “независимо от волеизъявления потерпевшего” означает, что уголовное преследование по делам частного и частно-публичного обвинения, возбужденного в соответствии с требованиями ч.4 ст.20 УПК РФ, осуществляет прокурор. 7. В ч.4 комментируемой статьи содержится важное правило, обеспечивающее исполнение прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем полномочий по уголовному преследованию. Согласно этому положению все учреждения, предприятия, организации, должностные лица и граждане обязаны исполнять требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя. 8. Обязательное требование к подобного рода обращениям прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя — их соответствие пределам полномочий, установленных для каждого из них УПК РФ. Полномочия прокурора установлены ст.37 УПК РФ, следователя — ст.38 УПК РФ, органа дознания — ст.40 УПК РФ, дознавателя — ст.41 УПК РФ (см. комментарий к соответствующим статьям). 9. Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, касающиеся предоставления сведений, относящихся к государственной, коммерческой тайне и другим сведениям, к которым нет свободного доступа, подлежат исполнению в порядке и пределах, установленных соответствующими законами Российской Федерации. Так, сведения, составляющие коммерческую тайну, выдаются органам предварительно следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия прокурора. Порядок предоставления сведений, относящихся к банковской тайне, определяется федеральным законодательством. Порядок доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, регулируется ст.139 ГК РФ. 10. Закон не установил форму и порядок оформления требований, поручений и запросов, что позволяет считать любую форму обращения (как письменную, таки устную) обязательной для исполнения. В то же время для некоторых поручений письменная форма обязательна (см. приложения 45 и 46 к ст.476 УПК РФ). 11. Требования и поручения, исполнение которых связано с осуществлением действий правового характера (поручение о допросе свидетеля, проживающего в другом регионе, требование о производстве ревизии и т.п.) должны оформляться письменно. Иные запросы о предоставлении сведений, предъявленные в пределах полномочий следователя или дознавателя по расследуемым ими преступлениям, могут быть оформлены письменно, а могут быть переданы устно (например, телефонограммой).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]