700 воров в законе и ни одного побега: 20 фактов из истории Владимирского централа

О чем она, как прославила тюрьму, кто ее автор и почему это по-своему великая песня

Авторы Михаил Лурье, Надежда Рычкова

Если набрать в поисковой системе словосочетание «Владимирский цент­рал», то в результатах тюрьма и песня будут всегда связаны. С песней понятно, ведь ее название отсылает к вполне определен­ному учреждению во Владимире, но почти в каждом материале о нем упоми­нается компози­ция Михаила Круга. Возникает вопрос, кто кого сделал знаменитым: песня прославила владимирскую тюрьму на всю Россию или допесенная извест­ность Владимирского централа обеспечила песне такое признание?

Побег из курятника

На самом деле совершить побег из Владимирского централа не удавалось никому, и Фрунзе исключением не является. Он действительно здесь сидел – за нападение на полицейского. Если верить Скобейникову, сокамернику Фрунзе, написавшем впоследствии книгу, Михаил Васильевич даже подкупил одного из надзирателей, чтобы тот дал заключенному знак: для побега настало благоприятное время – но надзиратель, большой любитель поддать, выпил лишнего и в самый ответственный момент отрубился. Что же до Фрунзе, то он все-таки побег совершил – но не из Владимирского централа, а из зала суда.

Централ для отрицал

Среди «братков» «Владимирский централ» издавна считался подобием мусульманской Мекки. Побывать в нем считал долгом или честью любой зэк, выбравший для себя путь «отрицалова». В советское время для закоренелых уголовников установленные в тюрьме порядки не считались супержесткими, хотя там официально действовал тюремный режим содержания. «Черный дельфин», «Белый лебедь», «Полярная сова» и еще с десяток номерных тюрем и колоний строгого режима на Урале или в Сибири предъявляли к заключенным более суровые требования, считаясь среди них «фабриками по ломке».

Вор в законе Василий Бузулуцкий

Среди знаменитых сидельцев «Владимирского централа» легендарные «воры в законе» Вася Бриллиант (Бабушкин) и Вася Бузулуцкий. С Бриллиантом в заключении во Владимире встречался Владимир Буковский и пытался в нем найти союзника в борьбе инакомыслящих. Попытка оказалась неудачной.

Бриллиант с подозрением отнесся к идее внедрения в российскую жизнь демократических свобод. После этой встречи в истории осталось изречение, приписываемое самому именитому «вору в законе» о том, что у «сиволапых», а так он называл осужденных по политическим статьям, хозяева находятся на Западе и заигрывание с ними может разрушить воровское единство.

Из действующих персонажей современного воровского мира в централе побывала в полном составе воровская династия Асатрянов ─ Эдик Осетрина и Сережа Бентли, правда последний буквально проездом.

Воры в законе Сергей и Эдуард Асатряны

Территориально комплекс зданий «Владимирского централа», разделенный на корпуса, занимает целый квартал. Одновременно в нем можно поселить 1220 заключенных, причем около 900 человек на тюремный режим. Последние десятилетия командует большим хозяйством тюрьмы офицер внутренней службы в чине полковника. При тюрьме действует промышленная зона, на которой осужденные, вступившие на путь исправления, по-прежнему перевоспитываются трудом.

Владимирский производит спортивный инвентарь ─ гимнастические маты, козлы, боксерские перчатки, груши и мешки. Большой возраст строений тюрьмы и архитектурные решения, принятые при строительстве, не позволяют надеяться, что когда-либо «Владимирский централ» может достичь условий содержания, принятых в цивилизованных странах. Пока же капитальному ремонту подвергся самый старый корпус. Только в нем одном сегодня выдержана норма площади на одного заключенного ─ 4 м² и применена современная система видеонаблюдения за обстановкой в камерах и коридорах.

Глданская тюрьма №8, Тбилиси

Грузия, для примера, закрыла все старые советские тюрьмы и полностью отстроила новые по современным проектам. Огромной России это, вероятно, не по карману, а так бы из централа получился бы неплохой музей, где каждый экстремал мог окунуться в жутковатую атмосферу места страданий десятков тысяч людей и ненадолго представить себя на их месте.

Валенки да валенки…

Лидию взяли во время ее собственного концерта и посадили как участницу несуществующей в реальности антисоветской группы. Корыстолюбивая певица, долгое время копившая деньги, наряды и драгоценности, привезла с собой в тюрьму семь чемоданов, заполненных одеждой и обувью. Вела себя вызывающе, то и дело попадала в карцер. Согласно одним слухам, постоянно пела в камере, согласно другим, быстро потеряла голос и, выйдя из тюрьмы, восстановила его далеко не сразу.

Цена любви к американцу

Зоя Федорова. wikipedia
Актриса Зоя Федорова некоторое время сидела с Руслановой в одной камере. В отличие от своей небедной соседки, имущества почти не имела – в тюрьму ее доставили в одной телогрейке.

Эта молодая красивая и к тому времени уже известная киноактриса попала в тюрьму потому, что полюбила неправильного человека – американского офицера Джексона Тейта. У них даже имелся совместный ребенок – девочка Вика, впоследствии ставшая актрисой и писательницей Викторией Федоровой.

Однако Тейта выслали из страны еще до рождения дочери, а Зою в 1946 году арестовали, разлучив с ребенком, по обвинению в шпионаже, долго над нею издевались и присудили 25 лет тюрьмы. К счастью, всего срока она не отсидела – ее выпустили в 1955 году.

«Владимирский централ»: известные сидельцы строгой тюрьмы

Лучшей иллюстрацией пословицы «От тюрьмы да от сумы не зарекайся» стали в минувшем веке обитатели самой известной тюрьмы России Владимирский централ. Среди ее узников были особо опасные уголовники, видные политические деятели и их родственники, диссиденты, иностранные шпионы, нацисты, любимые народом представители сферы искусства – от писателей до красивейших актрис. За два с лишним века своего существования Владимирский централ стал легендой – а темные пятна в его истории можно расследовать бесконечно.

По дороге на каторгу

По этой дороге в дореволюционной России гнали каторжников в сибирскую ссылку и на Сахалин. Приговоренные шли группами по несколько сотен человек. Несчастным предстояло пройти весь путь пешком, независимо от времени года, поэтому путешествие занимало от двух до трех лет. Позже, с изобретением паровоза, дорога опустела.

В начале ХХ века, когда после первой революции поток каторжан значительно увеличился, Владимирская тюрьма стала центральной в стране – и получила название централа. Свой особый статус она утратила только в конце 1970-х, превратившись в мужскую тюрьму для особо опасных преступников.

Одним из первых знаменитых “посетителей” легендарного централа стал знаменитый командарм Гражданской войны Михаил Фрунзе, оставшийся в летописях тюрьмы еще и благодаря первому и последнему побегу в ее истории.

Знаменитые и не очень

Времена поменялись, и угнетенные сами оказались угнетателями. C приходом большевиков Владимирский централ стал специальной тюрьмой Госбезопасности, превратившись в изолятор для антисоветчиков, Первыми в централ угодили взбунтовавшиеся против коммунистов кронштадтские матросы.

В годы сталинских репрессий ряды постояльцев пополнили видные ученые, писатели и диссиденты. Многие его узники были засекречены – имена некоторых не удается выяснить до сих пор. Но известно, что во Владимирском централе побывали родственники самого Сталина – сестра его жены Надежды и даже сын Василий.

Как и все именитые узники тюрьмы, Василий Иосифович Сталин проходил в документах под номером, и имя его поначалу известно не было. Попавший в опалу сыну “вождя народов” оказался превосходным токарем, сконструировавшим тележку, которая надежно прослужила для перевозки еды более 50 лет.

Кстати, первыми из зеков в СССР начали работать на производстве именно обитатели централа. За стенами тюрьмы производили радиодетали. Сейчас производство сохранилось и пытается составить конкуренцию китайцам в выпуске спортивного инвентаря.

В те же годы, что и Василий Сталин, по старой русской традиции попали в знаменитую тюрьму и люди, сомневающиеся в существующем строе. В 50-х годах прошлого века во Владимирке оказался писaтeль Дaниил Aндрeeв, создавший здесь главное произведение своей жизни “Розу мира”.

Его соседями по камере стали видный физиолог Василий Парин и советский историк Лев Раков. Сейчас в этой камере работает православный храм. Пo сoсeдству с ними жил в крoxoтнoй кaмeрe убежденный монархист и антисемит, писатель Василий Шульгин.

В следующем десятилетии централ, в свою очередь, распахнул двери для всех, кого так не любил Шульгин. Это были диссиденты Юлий Даниэль, Владимир Буковский и даже Натан Щаранский, ставший впоследствии видным государственным деятелем Израиля.

Советский тюремный гламур

Стены Владимирского централа видели не только незаурядных мужчин, но и дам из советской богемы. Первой такой «постоялицей», а точнее посиделицей, стала жена командарма Буденного певица Ольга Михайлова. Арестованная прямо во время концерта, якобы за связи с иностранцами, артистка Большого театра пробыла в общей сложности в заключении и ссылке почти 20 лет.

Не избежала этой участи и актриса Зоя Федорова, очень любившая проводить время в американской военной миссии. Даже рождение дочери от американского офицера не спасло ее от Владимирского централа.

История, за что отбывала наказание Федорова, достаточно запутанна, так же, как и нашумевшее убийство актрисы 40 лет спустя. Но время после выхода из тюрьмы до смерти не прошло для нее даром – она снялась в более чем 30 фильмах.

Считают, что режиссерам велели сверху как можно активнее звать ее на съемки – таким образом актрисе «платили» за молчание. Есть версия, что на самом деле Федорова была завербована органами – и ее роман с Джексоном Тейтом тоже был инициирован ими.

По слухам, сокамерницей Зои Федоровой была легендарная певица Лидия Русланова. Будучи замужем за генералом Крюковым, соратником попавшего в опалу маршала Жукова, певица оказалась в жерновах очередных репрессий и подковерной политической возни.

В нищей стране роскошь многих высокопоставленных руководителей была вызывающей. В семье Руслановой было конфисковано четыре трофейных авто, десятки антикварных вещей и около ста картин известных художников. Любила семейная чета и дорогую мебель, меха и ткани, вывезенные из поверженной Германии. При обыске были найдены около двухсот бриллиантов и миллион советских рублей.

В лагере Лидия Русланова выступала перед заключенными и руководством, но длилось это недолго. Весной 50-го года певицу перевели во Владимирский централ, где она и просидела до самой смерти Сталина. По слухам, легендарная исполнительница любила петь и за тюремной решеткой, за что не раз попадала в карцер.

Ветер северный…

Не только Лидия Русланова связывает Владимирскую тюрьму с миром музыки. Погибший певец Миxaил Круг написал о централе песню, прославившую тюрьму на всю страну. Считается, что посвящена она знаменитому авторитету Александру Северову, известному под кличкой «Север», родившемуся на зоне и отсидевшему в обшей сложности 20 лет в местах лишения свободы. Этот многогранный человек, проведя большую часть жизни в тюрьме, отлично разбирался во всех тонкостях шоу-бизнеса и, по слухам, лично являлся автором нескольких песен Михаила Круга.

Рассказывают, что песня, ставшая главным хитом Круга, была написана им после того, как он побывал в тюрьме на свидании с Севером, являвшимся его другом. Есть версия, что изначально шансонье написал другой припев – со словами «Владимирский централ, Саша Северный, этапом из Твери…». Но тот попросил убрать его имя из песни.

«Роза мира»

Этот философский труд был задуман и начат Даниилом Андреевым именно в стенах Владимирского централа. Писателя арестовали в 1947 году. Его обвиняли в агитации против существующей власти, в создании антисоветской группировки – и даже в покушении на вождя всех времен и народов.

Доказательством виновности Андреева во всех этих страшных преступлениях послужил… его роман «Странники ночи». Роман торжественно сожгли, как только закончилось следствие, а писателю дали 25 лет тюрьмы. В тюрьме ему, к счастью, разрешали писать.

В 1954 году срок сократили до 10 лет, и в 1957 году Андреев вышел на свободу – но прожил после этого всего два года: заключение подорвало его здоровье. Умер он в Москве в 1959 году.

Центральная тюрьма

Историческое имя «Владимирский централ» она получила только в 1906 году. Централ означает центральная тюрьма. Больше всего названий приклеивали ей при большевиках. Они не стали ее разрушать, как восставшие революционные французы Бастилию. Централ прекрасно вписался в Советскую власть. В 1921 году она получила название «Губернский изолятор особого назначения», подчеркнув свою карательную роль против политических противников.

Владимирский централ: фасад, выходящий на Большую Нижегородскую

В феврале 1948 года постановление Совета Министров СССР расставило все по своим местам без недомолвок. «Владимирский централ» был включен в систему особых лагерей и тюрем, которым предписывалось содержать особо опасных государственных преступников, шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов и белоэмигрантов.

Тюремные корпуса и автозак

К тому времени прошло уже больше 30 лет после революции, причем половина периода в условиях тотального террора, но, как оказалось, не все «враги народа» превратились в «лагерную пыль». Тридцать седьмой год явно не мог обойти «Владимирский централ» стороной, но подробности происходивших в его стенах событий полностью утрачены. Не осталось ни людей, ни документов. Когда немцы подходили к Москве в 1941 году, тюрьма активно готовилась к эвакуации в Иваново. Архивы в страшной спешке уничтожили.

Владимирский централ: вид сбоку

Немцы в централ все же попали. Туда отправили группу пленных немецких генералов, об освобождении которых договаривался первый канцлер ФРГ Аденауэр. Пленным японцам повезло меньше. Генералы Квантунской армии, оказавшиеся во Владимире, поголовно вымерли, не выдержав непривычного климата и питания. Ни один из них не вернулся на родину, а тела умерших упокоило кладбище, расположенное рядом с тюрьмой.

Сын своего отца

Для него было велено заранее подготовить камеру, да так, чтобы она выглядела как скромный гостиничный номер, а не отдельное помещение в застенке: с радиоточкой, со свежими цветами в вазе. Надзирателям настрого запретили вступать с загадочным заключенным в разговоры. Он и сам не стремился ни с кем общаться. Вел себя, однако же, примерно, режима не нарушал; работал механиком на хозяйственном дворе, даже собственноручно сконструировал весьма удобную тележку для перевозки продовольствия.

Лишь через несколько месяцев после прибытия Васильева в тюрьму надзиратели узнали, что их подопечный – сын покойного вождя Василий Сталин.

Бойко Анна

Интересная история тюрьма

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]