Телефон горячей линии
Горячая линия Следственного комитета:
8-800-100-12-60
Звонок бесплатный из любого региона России. Набирать можно с мобильных и городских телефонов. Специалисты отвечают круглосуточно.
Это единый многоканальный Информационный центр комитета, который включает в себя:
В группах публикуют новости в сфере расследований. К сожалению, в сообщества нельзя отправлять личные сообщения. Под постами также закрыты комментарии.
Электронная почта
Электронный ящик пресс-службы:
Эта почта предназначена только для писем от СМИ. Граждане должны составлять обращения через интернет-приемную сайта.
Запрос нужно оформлять на имя руководителя пресс-службы – Петренко Светланы Львовны. На бланке вашей организации. Бланк должен быть подписан руководителем СМИ.
В запросе нужно указать:
- Список интересующих вопросов.
- ФИО ответственного сотрудника СМИ.
- Контактную информацию: обратный адрес почты, телефон и т. д.
В поле «Тема» первым словом ставьте «Запрос».
Особенности направления информации в подразделе «Интернет-приемная» и ее обработки
Разъяснения о пределах компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и о подследственности уголовных дел
I. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» одной из основных задач Следственного комитета Российской Федерации является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
К подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся* такие преступления, как убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ст. 111 ч. 4 УК РФ); похищение человека (ст. 126 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ); развратные действия (ст. 135 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ); нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ); невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и другие.
* исчерпывающий постатейный перечень преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, приведен в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
II. Наряду с этим к подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся:
1. Преступления, совершенные лицами, перечисленными в ст. 447 УПК РФ, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи различных юрисдикций, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; прокурор; Председатель Следственного комитета Российской Федерации; руководитель следственного органа; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
2. Преступления, совершенные в отношении перечисленных в ст. 447 УПК РФ лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
3. Преступления, совершенные должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации.
4. Преступления, совершенные в отношении указанных должностных лиц в связи с их служебной деятельностью.
5. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, составляет свыше пяти лет лишения свободы, но не превышает десяти лет. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
III. При обращении в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации необходимо учитывать следующее:
Проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами органов исполнительной власти, следственных и судебных органов при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.
Не требуют проверки следственными органами в порядке ст. 144, 145 УПК РФ (т.е. как сообщение о преступлении) обращения граждан, в которых ставится вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с несогласием заявителей с решениями, принятыми должностными лицами различных правоохранительных органов (судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов), а также с полученными от указанных должностных лиц ответами на ранее направленные обращения граждан.
По обращениям о несогласии с судебными решениями (в частности, с приговорами) следственные органы могут лишь разъяснить заявителям право на обжалование таких решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные обращения в таких случаях возвращаются гражданам, их направившим (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Надзор за органами, наделенными полномочиями по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется прокурором. Поэтому рассмотрение обращений, в которых сообщается о нарушениях при привлечении к административной ответственности, допущенных сотрудниками органов внутренних дел или иными должностными лицами, наделёнными соответствующими полномочиями, относится к компетенции органов прокуратуры.
Обращения, в которых выражается несогласие с какими-либо действиями, решениями должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других сферах деятельности, повлекшими нарушения трудовых, жилищных и иных прав граждан, при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, не рассматриваются в качестве сообщений о преступлении и не проверяются следственными органами в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ.
В таком случае обращение пересылается в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Далее
Алгоритм подачи жалобы в СК РФ
Пошаговый алгоритм подачи жалобы в следственный комитет при личном визите выглядит так:
- Первым шагом, нужно собрать все возможные подтверждения правоты ваших подозрений о свершившемся преступлении. Это фото и видеоматериалы, показания свидетелей, документация.
- Составляется заявление в соответствии с требованиями норм ФЗ №59 «Об обращениях…».
- Заявление пишется в двух экземплярах – один для передачи в приёмную СК, другую в качестве подтверждения факта обращения.
- Весь пакет документации, состоящий из обращения и доказательств, подаётся сотруднику приёмного отделения правоохранительного ведомства. Оба экземпляра жалобы должны визироваться росписью и печатью ответственного работника.
- Полученное обращение регистрируется в специальном журнале, и ему присваивается порядковый номер. Податель получает на руки квитанцию о принятии от него официального заявления.
Как подать заявление в следственный комитет, образец
Заявление должно составляться в соответствии с определёнными правилами, принятыми в отечественном юридическом делопроизводстве.
Структура подаваемого документа состоит из трёх частей:
- Введение. Здесь содержится информация о подателе жалобы и наименование учреждения, в которое направляется заявление.
- Описательная часть. В ней нужно указать, в чём заключается причина жалобы, и данные нарушителя закона.
- Резолютивная часть. Здесь прописывается требование к принятию мер по отношению к правонарушителям.
Бумага должна заверяться личной росписью заявителя, также требуется указать дату её составления.
Сдайте дела
Судя по материалам уголовного дела, ребенок получил смертельное поражение током из-за обрыва провода линии электропередач. Следователи территориального подразделения пришли к выводу, что «событие преступления отсутствует».
Следователи написали, что причиной произошедшего стали неосторожные действия находившегося с мальчиком старшего брата, который бросил на провода «металлический фрагмент».
Вот только мать и бабушка погибшего ребенка с этим не согласны. Они считают, что трагедия связана с плохим обслуживанием линии электропередачи работниками ООО «Энергия». Но эта версия не заинтересовала следователей.
Александр Бастрыкин, выразив соболезнования матери и бабушке ребенка, раскритиковал работу территориального следственного управления и его руководителя Кирилла Левита. Глава Следственного комитета назначил проверку по фактам, о которых говорили женщины. А само расследование дела, по решению главы ведомства, будет продолжено, но уже в центральном аппарате СКР.
Приемная мать не согласилась с такими результатами расследования. Она попросила Александра Бастрыкина назначить повторные экспертизы. А если они подтвердят, что найдены останки ее приемной дочери, то установить, что же случилось.
Председатель СК выслушал женщину, а потом своих подчиненных. Если выразиться очень дипломатично, то Александр Бастрыкин «крайне негативно» оценил работу регионального следствия. Он «указал на отсутствие заинтересованности следователей в установлении истины по делу и их отстраненность от чужой беды». Глава ведомства поставил на контроль ход расследования и порядок выполнения данных им указаний в центральном аппарате.
Расследование осложнено тем, что предполагаемых заказчика и исполнителя преступления уже нет в живых. Женщина пожаловалась на длительность расследования и попросила найти останки погибшего супруга. Бастрыкин поручил передать уголовное дело для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства, дав своим подчиненным поручения по поиску.
Заявление на следователя
Каждый следователь, занимающийся расследованием дела в соответствии досудебным порядком, должен учитывать, что каждая из сторон – живые люди, к вопросам с которыми необходимо подходить гуманно. Если сотрудник комитета проявляет непрофессионализм в форме недоброжелательного отношения или принуждения к определенным типам действий, то у пострадавшей от таких решений стороны имеется право на подачу заявления с соответствующей претензией.
Право на подачу претензии в органы имеется у каждого лица, которое принимает участие в ходе досудебного расследования заявления. Чаще всего следователи нарушают законодательство следующими действиями:
- отказ в принятии и обработке новой информации или учета дополнительных свидетелей для участия в следственных мероприятиях без получения законного основания;
- процедуры допроса, обыска или досмотра проведена с грубыми нарушениями;
- отказ в обработке прошения о проведении экспертиз, которые необходимы по объективным причинам;
- в деле учтены вещественные доказательства, которые не относятся к рассматриваемому делу.
Также нередко встречаются случаи, когда следователь использует свое служебное положение с целью нанесения личных оскорблений подозреваемым, что является прямым превышением имеющихся полномочий. Особенно часто к таким действиям могут прибегать при допросах. Если факт такого нарушения был зафиксирован, то дело будет рассматриваться по статье 128 УК РФ. Если следователь при исполнении предоставлял ложную информацию, пытаясь искривить ход рассмотрения дела, то этот факт будет отягчающим обстоятельством.