Современная отечественная пенитенциарная система испытывает сегодня серьёзный кризис, о чём свидетельствует увеличение числа коллективных протестных акций осуждённых, большая часть из которых происходит в ненасильственной форме.
Между тем отбывание наказания осуждёнными в условиях исправительного учреждения является ведущим фактором, оказывающим влияние на их дальнейшую жизнь.
Именно поэтому проблема ресоциализации осуждённых стоит сегодня особо остро.
Что такое ресоциализация?
Чем дольше человек находится в тюрьме, тем больше забываются ими социальные функции. После освобождения большинство заключённых испытывают трудности с восстановлением таких функций. Этот процесс и называется ресоциализацией. Основными направления данного процесса (в других странах его называют социальной терапией) являются:
- Обучение.
- Трудовая деятельность.
- Спорт.
- Участие в культурной жизни.
Для осуществления работы в этих направлениях проводят целый комплекс мероприятий, которые подбирают индивидуально в каждом конкретном случае, учитывая характерные черты личности человека, срок отбытого им заключения и иные обстоятельства.
В чём отличия десоциализации и ресоциализации?
Эти понятия противоположны по значению. В процессе десоциализации человек теряет социальные навыки, ценности, статус и привычный образ жизни.
Процесс десоциализации может проходить быстро или быть растянут во времени. Помимо интенсивности важный аспект данного явления – добровольный или принудительный характер потери связи с социумом.
Результатом десоциализации в тюрьме является превращение человека в единицу агрессивной массы. Он теряет индивидуальность и нормы поведения в обществе. На смену им приходят тюремные понятия, которые не применимы к жизни на свободе.
Однако, нужно понимать, что в некоторых случаях десоциализация наступает добровольно и не приводит к потере человеком моральных качеств. Типичный пример такой десоциализации – уход в монастырь. В результате человек может стать даже более нравственным и развитым духовно, хоть и отказывается от ряда социальных навыков и функций, присущих личности в миру.
Противоположный пример десоциализации связан с потерей человеком работы, совершением преступления и иными социальными потрясениями. Постепенно он заменяет принятые в обществе ценности иллюзорными альтернативами вроде употребления алкоголя или наркотиков, насилия и иной противоправной деятельности. Сам факт совершения преступления демонстрирует, что человек не уважает общественные ценности и отказывается от них.
Факторами десоциализации в местах заключения являются:
- Изоляция об общества.
- Заключение в рамках однополых групп.
- Регламентация поведения человека.
- Ношение одинаковой спецформы.
- Обезличенная обстановка проживания и присвоение личного номера.
- Замена старых норм и традиций новыми.
- Лишение свободы действий.
В некоторых случаях десоциализация в тюрьме заходит так далеко, что возвращение человека в социум оказывается невозможным.
Одним из главных показателей такой тяжёлой десоциализации являются рецидивы преступной деятельности человека. Следовательно, цель ресоциализации бывших заключенных – избежать повторения ими противоправных действий.
Для этого в рамках работы с ними стараются добиться снижения негативных последствий заключения и адаптировать заключённых к жизни на свободе.
Среди различных мер по ресоциализации человека важнейшей является помощь в трудоустройстве и восстановлении социальных связей. В случае успеха таких мер вероятность рецидива преступной деятельности значительно снижается.
Социальная адаптация осужденных: основные этапы
Установлено, что лица ранее уже отбывавшие наказание в местах лишения свободы, гораздо быстрее адаптируются к условиям нового режимного учреждения, чем те, кто впервые оказался в заключении.
Этапы адаптационного процесса:
- Формирование у осужденных мнения об особенностях мест лишения свободы еще во время следствия.
- Планомерное ознакомление с правилами учреждения и другими правовыми актами еще в карантинном отделении.
- Ознакомление с реальной обстановкой, сложившейся в отряде. Сравнивание с ранее сложившимися представлениями.
- Определение собственной позиции и принятие или отрицание норм внутреннего распорядка.
- Реализация избранной линии поведения.
- Признание за индивидом определенного социального статуса другими осужденными.
Одной из главных задач исправительного учреждения считается осуществление своевременного воздействия на осужденных для выработки у них положительного восприятия реальности и правильной оценке происходящего. Лица с негативным отношением к действительности препятствуют достижению целей уголовного наказания. При этом часто дестабилизируют оперативную обстановку.
Социальную адаптацию осужденных связывают с психологическим климатом, влияющим на личность и формирующим определенные установки. Особенное внимание необходимо подросткам, с которыми следует осуществлять динамичный воспитательный процесс.
Ресоциализация осуждённых к лишению свободы
В России процент рецидивов довольно высок. Учитывая большое количество заключённых на душу населения, задача их ресоциализации является важной на уровне всей государственной системы.
Поскольку десоциализированный заключённый будет опасен для общества после освобождения, работой по его ресоциализации должно заниматься исправительное учреждение, в которое он направлен для отбывания наказания.
Работа с заключённым призвана вновь сформировать у него набор качеств, необходимых для нормальной жизни в обществе. Для этого создают комплекс профилактических, коррекционных и восстановительных мер.
Профилактика, в данном случае, должна устранить факторы, из-за которых развитие личности пошло с отклонениями и вылилось в противоправную деятельность и асоциальный образ жизни.
Профилактика является успешной, когда она направлена на окружения осуждённого. То есть важно проводить комплекс мер, которые способствуют формированию в обществе соответствующего социального климата. Он, в свою очередь, снижает риски совершения преступлений. Но важны и действия по формированию антикриминогенных мотивов поведения. Во многом этому способствует осознание человеком неотвратимости наказания за совершение преступлений.
При длительном заключении в тюрьме, а также в процессе преступной деятельности, человек теряет трудовые навыки, а взамен приобретает преступные. В совокупности они формируют преступный стереотип поведения. Для возвращения человека к нормальной жизни сначала нужно этот стереотип разрушить.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области: +7
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7
Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
В исправительном учреждении должны подготовить человека к освобождению, помочь ему получить трудовые навыки и найти место в нормальной жизни в условиях полной свободы.
Право/5.Уголовное право и криминология
Докторант
Ph.D3 курса Каирбаева Л.К.
Евразийский национальный университета им. Л.Н. Гумилева, Казахстан
Проблемы ресоциализации осужденных.
Личность человека, осужденного к лишению свободы, претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы вне социальное существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план. Этот факт подтверждается многочисленными исследованиями как зарубежных, так и отечественных ученых.
Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация. Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.
Включение бывшего осужденного после его освобождения в обычные условия жизни общества является единственным вариантом определения эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, позволяющим точно определить значимую общественную направленность их деятельности.
Под ресоциализацией осужденных следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Это поможет осужденному на первых порах более или менее успешно справляться с необходимым количеством ролей в обычных условиях жизни общества, а в перспективе будет служить основной базой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества. В то же время она предъявляет конкретные требования к условиям отбывания наказаний. Они должны быть достаточными, по крайней мере, для того, чтобы осужденный не утрачивал умений и навыков поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества. Учет этого требования позволяет преодолеть существенный недостаток в идеологии воспитания, которая на протяжении многих лет мирилась с существующими в местах лишения свободы условиями, затрудняющими эффективную организацию педагогического процесса.
Для объективного научного освещения характера процесса ресоциализации следует определить его задачи. К ним могут быть отнесены:
1. повышение общеобразовательного уровня осужденных;
2. профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации;
3. охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях;
4. нейтрализация негативных социально-психологических явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, избыточного привыкания к условиям изоляции от общества;
5. обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению.
Это лишь приблизительный перечень задач, объем которого на самом деле более значителен. Он включает в себя также задачи формирования у осужденных знания требований, предъявляемых к членам общества, осознания изменения социальной установки, тренировку правопослушного поведения в условиях обычного общежития, выявление несформированных (неразвитых) способностей и т.д. К числу задач процесса ресоциализации следует отнести и осуществление лечебной деятельности, оказание психологической и социальной помощи осужденным в период их пребывания в учреждениях, исполняющих наказания.
В настоящее время идея ресоциализации преступников становится ведущей в коренной перестройке деятельности пенитенциарных учреждений. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменены такие взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками.
Страны Европейского содружества уже накопили достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания в виде лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия и разработать, возможно, более эффективную казахстанскую систему ресоциализации лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы.
В уголовно-исполнительных учреждениях Европы, так же и в казахстанских, основными средствами, способствующими ресоциализации преступников, являются общеобразовательное и профессиональное обучение и производительный труд. В то же время существуют значительные различия не только в содержании осужденных, но и в решении других проблем, среди которых особое место занимает социальная работа с осужденными, требующая тщательного изучения.
Специальным объектом внимания служб социальной работы во всем мире являются заключенные как одна из наименее защищенных групп населения. Например, в США социальная работа в отношении правонарушителей осуществляется получившей широкое распространение службой пробации, которая, кроме оказания социальной помощи условно осужденным и условно освобожденным (например, трудоустройство, предоставление жилья, материальная поддержка) ведет большую работу по профилактике рецидивной преступности.
В Германии исторически сложилось традиционное участие церкви в оказании социальной помощи, поэтому проблемами осужденных занимаются не только государственные организации, но и религиозные.
Во Франции социальная работа с осужденными, как направление социальной политики осуществляется муниципалитетами и ведется в основном на региональном уровне.
В Великобритании и Финляндии наряду с государственными социальными структурами широко развита сеть неправительственных, общественных структур или полугосударственных образований, которые финансируются и контролируются государством. В их функции входят: разработка конкретных социальных программ, их реализация, оказание социальной помощи, привлечение к социальной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным.
Целью социальной работы с осужденными следует считать помощь в снижении порога конфликтности осужденных с обществом посредством включенности в реадаптационные программы, трудовую деятельность, получение общего и профессионального образования.
Социальную работу с заключенными в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран осуществляют как штатные сотрудники, так и добровольцы. Различны подходы к определению необходимой оптимальной численности штатных социальных работников в пенитенциарных учреждениях. Так в Великобритании, в каждом учреждении для молодых правонарушителей работает группа социальных работников численностью не менее двух человек. В США национальный совет по преступности и делинквентности несовершеннолетних установил численность социальных работников в исправительных учреждениях в пропорции 1 сотрудник на 40 правонарушителей.
Например, в Англии в первые часы заключения в тюрьму человек получает «Информационный пакет заключенного», состоящий из 15 отдельных брошюр, где изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним. При этом особое внимание уделяется перечню предоставляемой заключенным социальной помощи и тому, каким образом ее можно получить: «полезные организации», «социальная защита и выплаты по освобождению», «служба социального обеспечения».
Значительный интерес в организации социальной работы с осужденными представляет опыт Германии. Педагоги и социальные работники после предварительных собеседований и изучения потенциальных возможностей осужденного составляют акт, на основании которого осужденного направляют в соответствующее исправительное учреждение.
Так в тюрьму г.Мюнстера направляются лица для завершения среднего образования, в тюрьму г. Варлея — желающие получить нужную профессию и ремесло, в тюрьму г.Геллерме направляются студенты.
В Финляндии в 1975 году была основана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем условно освобожденных и освобожденных заключенных. Деятельность организации находится под контролем и руководством Министерства юстиции. Цель деятельности сотрудников организации состоит в разносторонней помощи (психологическая поддержка, юридические консультации, решение проблем с жильем, трудоустройство) лицам, освобожденным или условно освобожденным. Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов и денежных расчетов.
В Дании и Голландии распространен опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10-12 человек (приготовление пищи, стирка, уборка помещения). Самообслуживание представляет собой серьезную основу развития личной ответственности.
По мнению западных специалистов ресоциализации заключенных в значительной мере способствует относительная открытость учреждения и применение следующих мер:
1) «импорт» специалистов и возможных услуг — приглашение специалистов, не работающих непосредственно в правовой системе, например для консультаций по правовым вопросам. Подобные мероприятия имеют то преимущество, что заключенные встречаются с обычными гражданскими лицами и сами могут общаться с ними как обыкновенные граждане. Эта модель должна также способствовать развитию самообслуживания, когда близлежащие магазины, библиотеки предоставляют свои товары и услуг исправительного учреждения в общество: например, предоставление специалистами учреждения консультационных услуг гражданам близлежащей части города.
Успешность социальной адаптации, как показывает практика и исследования, зависит:
1. от включения освобожденного в общественно полезный труд, обучение (прогрессивная реадаптация);
2. установления здоровых семейных отношений, в том числе с родителями;
3. восстановления коммуникативных социальных связей;
4. укрепления нравственных ценностей как факторов социального поведения.
Для освобождающихся из мест лишения свободы необходимы дифференцированные социальные программы. Уголовно – исполнительные учреждения не могут подготовить осужденных к освобождению без помощи других организаций гражданского общества. Поэтому необходимо способствовать тому, чтобы государственные и общественные организации, работающие с бывшими осужденными, устанавливали с ними взаимоотношения еще до освобождения и начинали планировать процесс их реинтеграции в общество.
Не менее важным фактором успешной социальной адаптации осужденных является поддержание семейных и личных связей с помощью свиданий. Во многих тюрьмах и колониях Восточной Европы и Средней Азии на территории тюрьмы находится группа небольших жилых помещений, в которых посетители могут до 72 часов жить вместе с находящимся в заключении членом семьи. В Канаде и некоторых пенитенциарных системах США предоставляются аналогичные помещения, часто в виде расположенного в пределах периметра тюрьмы домика на колесах, окруженного деревянным забором с целью создания обстановки уединенности. Находящиеся в таких помещениях заключенные должны ежедневно в определенное время появляться для режимной проверки. В некоторых штатах Индии для приговоренных к большим срокам заключения, которые доказали, что не представляют опасности, были созданы открытые тюрьмы типа деревенских поселений. Заключенные могут жить в этих поселениях вместе со своими семьями в отдельных жилищах и заниматься сельским хозяйством или иным трудом, для членов их семей предусмотрены школы и иные учреждения.
Литература
1. Айдосов С. Общественный мониторинг в пенитенциарных учреждениях — Алматы, 2004. – 300 с.
2. Богреева Е. Субкультура осужденных и их ресоциализация. — М.: ЭННИ МВД РФ., 2001. – 82 с.
3. Вивьен Стерн. Грех против будущего, тюремное заключение в мире/PRI, 2000. — 130c.
4. Либоракина М.И., Флямер М.Г, Якимец В.Н. Социальное партнерство. — М.: Школа культурной политики, 1996. -114 с.
5. Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения. – Хельсинки: Центр обучения тюремных служащих, 1994. – 235 с.
6. Посмаков П.Н. Тюремный синдром. – Астана, 2001. – 171с.
7. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ. Учеб. Пособие. — М.: Права человека, 2001. – 182с.
Ресоциализация в обществе
Важная сторона возвращения заключённых к нормальной жизни выражается в отношении к этим людям со стороны их социального окружения. В обществе должен быть принят принцип гуманизма, суть которого в понимании границ исполнения наказания за совершённое преступление. То есть осуждённый, отбывший наказание, не должен всю жизнь провести с клеймом преступника, которое на него поставит общество.
Со стороны общества должна быть поддержка и уважение прав этого человека. К нему должны проявлять терпимость.
На практике, в российском социуме пока не сформирован стереотип гуманного отношения к бывшим заключённым. В результате многие из них, оказавшись на свободе, чувствуют себя изгоями. Это подталкивает их вернуться к противоправной деятельности, чтобы снова оказаться в тюрьме.
Помимо социальных стереотипов важную роль в процессе социальной адаптации бывших заключённых является юридическая поддержка. Для этого служит:
- Законодательство о социальной адаптации заключённых.
- Гарантии сохранения за ними жилья, а также помощи в трудоустройстве.
- Ответственное отношение местных органов власти.
На практике в России работают не все из этих механизмов, а в некоторых случаях они не до конца проработаны и на законодательном уровне.
Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России
Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые социальные практики совершенствования проблемы по данному вопросу — органами власти.
Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, адаптация, ресоциализация, реабилитация, помощь и поддержка.
Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных. Цель — сформировать уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повысить образовательный и культурный уровень осужденных.
Сегодня достаточно острым становится вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений специалистов по социальной работе. В 2022 году в учреждениях УИС России находятся 602 тысячи 176 человек. При этом штатная численность персонала УИС — 295 967 [7]. То есть на каждого заключенного приходится 0,5 сотрудника ФСИН. Именно поэтому основная цель расширения штата пенитенциарной системы — это организовать в данных учреждениях различные наиболее виды исправительно-воспитательной работы с осужденными.
Необходимость введения в штат этих учреждений высококвалифицированных специалистов в области социальной работы, также поможет принять эффективное участие в решении проблем, связанных с ростом рецидивной преступности, особенно в подростково-молодежной среде.
Проблема воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях достаточно активно разрабатывается в отечественной науке. Имеется положительный опыт воспитательной работы с осужденными в отдельных учреждениях пенитенциарной системы.
Специалисты групп социальной помощи и поддержки осужденных совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения составляют:
– социальную карту на каждого осужденного;
– оказывают индивидуальную помощь;
– информируют и консультируют осужденных по вопросам пенсионного и социального обеспечения;
– организуют и проводят работу по их подготовке к освобождению;
– оказывают содействие в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающимся из мест лишения свободы.
Практика показала, что осуществление в местах лишения свободы психологической и социальной работы благотворно сказывается на эффективности воспитательного процесса, способствует оздоровлению морально-психологического климата в среде осужденных, успешной подготовке их к освобождению и дальнейшей интеграции в общество.
При этом, важно отметить, что по оценкам и государственных органов, и независимых экспертов, российская пенитенциарная система еще не совсем совершенна. В утвержденной правительством Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации указывается, что «несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество».
Это связано с тем, что перед осужденными в данных условиях возникают определенные социальные проблемы по их адаптации, после выхода из пенитенциарного учреждения.
Интерес вызывает изучение процессов адаптации бывших заключенных, а также оказание им помощи в бытовой жизни и трудоустройстве. Все это является первостепенной задачей государства во избежание совершений новых преступлений.
Как правило, руководители предприятий и организаций отказываются принимать на работу таких граждан не только из-за криминального прошлого, и низкой профессиональной квалификации. К тому же, большинство работодателей не доверяют «бывшим осужденным». Возникает вопрос, где же получить материальные средства на проживание и начало новой жизни? С подобным вопросом сталкиваются почти все, кто освобождается из исправительных учреждений, и кроме продолжения преступной деятельности, ответов больше не находят. Неоказание должной помощи указанной этой категории лиц, порождает новые проблемы в обществе.
По словам М. И. Еникеева, ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития [3, c.73].
Понятие «ресоциализация» касается применения уголовно правовых, уголовно-исполнительных и социальных мер воздействия, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь. При совершении человеком социально опасного деяния, признаваемого преступным, он отправляется в места лишения свободы.
При этом ресоциализация — это определенный этап, призванный устранить предпосылки рецидивного поведения и восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей.
Основатель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин считает, что ресоциализацией заключенных нужно начинать заниматься уже в местах заключения. «Самый большой удар по социализации заключенных наносят тюрьмы, то есть СИЗО, где большинство заключенных проводят огромную долю своего срока, — объясняет Осечкин. По его словам, нужно гуманизировать систему отбывания наказания — разрешать больше свиданий с семьей, обеспечивать социальную жизнь в СИЗО, чтобы не было необходимости в экстренном порядке искать бюджетные средства для адаптации заключенных уже после выхода на свободу» [2].
По статистике, 35–40 % осужденных в первый же год после выхода из колонии вновь совершают преступления. В этой ситуации нет ничего удивительного, так как многие из них возвращаются в ту же отрицательную среду, в которой жили до тюрьмы. Алкоголизм семьи, потеря социальных связей, отсутствие работы — все это подталкивает освободившихся заключенных к правонарушениям. Поэтому во избежание этого, общество должно помочь им адаптироваться к вольной жизни.
Два главных вопроса, с которыми сталкивается заключенный при выходе на свободу, — «где жить?» и «куда устроиться на работу?». В исправительных учреждениях отбывающих наказание в виде лишения свободы заранее готовят к предстоящей вольной жизни. Формируют у них правильное отношение к работе, к соблюдению закона, к участию в общественной жизни. Те осужденные, в поведении и жизненных установках которых происходят ощутимые изменения, получают облегчение режима содержания. Более того, в исправительных учреждениях работают профессиональные училища, где осужденных учат различным специальностям. Именно поэтому при желании на волю человек может выйти, уже имея профессию, востребованную на рынке труда.
По данным на 2022 год при исправительных учреждениях имеется 283 общеобразовательные организации и 503 их филиалов, 302 профессиональных образовательных учреждений ФСИН России и 404 их структурных подразделений [7].
Однако, как показывает практика, новая жизнь для многих освободившихся так и не начинается. По статистике, постоянное место работы имеет около 20 % бывших осужденных, еще 55 % живут за счет временных заработков, а 25 % вообще не имеют законного источника доходов. С жилплощадью ситуация не лучше. Собственное жилье имеют менее половины бывших заключенных, многие живут у родственников, а около 4 % оказываются без определенного места жительства.
Показательно, что многие из этих людей сами не хотят устраиваться на работу. Некоторые специалисты полагают, что такие люди физически не могут изменить свою жизнь, поскольку больны хроническим алкоголизмом с деградацией личности.
Впрочем, у многих освободившихся есть искреннее желание начать новую жизнь. Но при попытке трудоустроиться у бывших заключенных возникают большие трудности. Хотя большинство из них владеют профессией, которую они получили в колонии, потенциальные работодатели отказывают им в трудоустройстве, как только узнают о судимости. Некоторых работодателей не устраивает отсутствие трудового стажа. Ведь хотя заключенных и готовят по определенной специальности, но практики они не получают, потому что практиковаться в колонии просто негде [1].
Сильно осложняет социальную реабилитацию осужденных разрыв социальных связей — с семьей, бывшими коллегами, друзьями. Не удивительно, что таким оторванным от общества людям некуда пойти.
Однажды выпав из системы, вернуться в нее очень сложно. Зачастую осужденные утрачивают документы, удостоверяющие личность. А без них невозможно трудоустройство, получение пенсий, социальных пособий, приобретение жилья, регистрация, оформление медицинского полиса.
Но даже в такой ситуации путь к нормальной жизни возможен. Например, в некоторых регионах существуют практика работы Центров социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые добиваются определенных успехов в работе с гражданами этой категории.
В учреждении постояльцам не только дают временный ночлег, оказывают медицинскую помощь, психологическую и юридическую помощь, помогают в трудоустройстве, содействуют в оформлении удостоверяющих личность документов, но в первую очередь стараются объяснить и вселить уверенность в том, что они еще могут быть полезны для общества.
Данные учреждения также оказывают содействие в социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно, в том числе: в решении через органы местного самоуправления вопроса о проживании осужденного, в оказании материальной помощи через органы социальной защиты, в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве, либо получении дополнительного профессионального образования через центр занятости населения, а так же в решении иных вопросов в рамках законодательства Российской Федерации [5].
В нынешнем 2022 году в ФСИН поддержали идею института наставников для адаптации бывших заключенных.
Идея создания института наставничества, предполагает, что бывшие заключенные с помощью кураторов будут находить себе на воле честный заработок и реализовывать свои коммерческие, творческие и социальные проекты. Так, личные кураторы помогут решить очень важную проблему, стоящую перед российской системой исполнения наказаний — сокращение количества рецидивов среди освободившихся заключенных.
Эффективная работа по ресоциализации и адаптации бывших осужденных невозможна без усилий со стороны государства, в том числе в виде финансирования и принятия необходимых законодательных актов.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев высказался о необходимости обоснованного законодательного регулирования деятельности по реабилитации и социальной адаптации осужденных с учетом специфики контингента, находящегося в исправительных учреждениях. При этом он отметил, что решение таких вопросов требует тщательной и взвешенной проработки, поскольку служит обеспечению общественной безопасности в государстве.
Руководитель социально-реабилитационного центра некоммерческой организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным» Сюзанна Кирильчук отметила создание реабилитационного центра для женщин, освобожденных из мест лишения свободы либо имеющих условный срок. Она отметила, что женщинам сложнее после жизни на государственном обеспечении исправительных учреждений вернуться в общество, найти работу и снова обеспечивать себя и свою семью, детей.
Можно затронуть практику правоприменение с учетом зарубежного и отечественного опыта, когда предлагается решить проблему социализации и адаптации осужденных, путем принятия Федерального закона «О мерах по социальной поддержке осужденных и лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Подобный законопроект еще в 2012 году был подготовлен авторским коллективом ФКУ НИИ ФСИН России. Основной сутью законопроекта является оказание помощи гражданам, освобожденным из мест лишения свободы в трудовом и бытовом устройстве.
Таким образом, социальная реабилитация и адаптация бывших осужденных, после освобождения из мест лишения свободы — сложный процесс. После отбытия наказания, бывшие осужденные сталкиваются с рядом проблем. Для помощи в решении этих проблем в России распространяется социальная практика создания специализированных центров по реабилитации бывших заключенных. При этом важно подчеркнуть, что ключевая роль в работе с осужденными принадлежит ФСИН, поскольку у ведомства есть закрепленные в законодательстве полномочия по воспитанию осужденных и постпенитенциарному сопровождению, а также есть исправно функционирующая система. Именно поэтому необходимо проводить политику в сфере адаптации и ресоциализации бывших осужденных на базе ФСИН.
Литература:
- Государство должно активно участвовать в адаптации бывших осужденных [Электронный ресурс]. — URL: https://rapsinews.ru/incident_news/20180123/281724009.html (Дата обращения 21.04.2018).
- Депутаты решили заняться реабилитацией бывших заключенных [Электронный ресурс]. –URL: https://izvestia.ru/news/607769 (Дата обращения 18.04.2018)/
- Еникеев М. И. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 56 с.
- Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы: учебное пособие; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления. — Книга 92. — Рязань: Академия ФСИН России, 2014.
- Реабилитация и социальная адаптация осужденных [Электронный ресурс]. — URL: https://antipytki.ru/2018/01/31/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-adaptatsiya-osuzhdennyh/ (Дата обращения 12.04.2018).
- Сайфуллин Р. Р. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных // В сборнике: Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — 2022. — С. 640–641.
- Федеральная служба исполнения наказаний. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fsin.su (Дата обращения 20.04.2018).
Что такое психологическая ресоциализация?
Любые изменения личности и её поведения возможны только после изменения отношения к самому себе. Бывший заключённый должен перестать рассматривать себя, как преступника. Он не должен чувствовать себя изгоем среди людей, не отбывавших срок и не совершавших преступления. Для преодоления таких психологических барьеров и искоренения деления людей на своих сидевших и чужих не сидевших и проводится психологическая ресоциализация личности.
Психологи и воспитатели в исправительных учреждениях должны повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, чтобы сформировать гуманное отношение к этому человеку. Сложность задачи ещё и в том, что заключённый должен захотеть перестроить себя. В основу психологической ресоциализации входит:
- Психопрофилактика.
- Психокоррекция.
- Психотерапия в ситуациях кризиса.
В идеале по результатам такой работы осуждённый:
- Осознаёт свою вину и раскаивается в содеянном.
- Приобретает социальный иммунитет.
Психологическая работа с заключённым должны сочетаться с созданием необходимых социальных условий для его возвращения в общество. Если этих условий нет, то добиться у человека желания изменить себя и свою жизнь будет крайне сложно.
Пути ресоциализации несовершеннолетних осужденных
Стремительное увеличение числа заключенных несовершеннолетнего возраста требует пристального внимания к проблеме не только со стороны правоохранительных органов и воспитательных учреждений, но также и со стороны институтов социально-психологического профиля.
В связи с этим в последнее время все больше внимания уделяется изучению социальных причин преступного поведения (низкий уровень развития нравственного сознания молодежи, дестабилизация социальной обстановки и т.д.), одновременно с этим все более тщательно исследуется личность несовершеннолетнего правонарушителя.
Воспитательная работа является одним из основных средств исправления, которое благодаря новейшим положениям педагогики и психологии способствует в достижении наиболее значимых результатов в исправлении осужденных, изменению негативных черт личности, антисоциальных установок. Вследствие этого стремительно увеличивается спрос на различного рода профилактические и психокоррекционные программы.
Специфической и не менее острой является проблема, связанная с ресоциализацией подростков, освобождающихся из мест лишения свободы. Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ВК может иметь большое значение для решения вопроса борьбы с рецидивной преступностью, т.к. проблема адаптации молодого человека, освобожденного после отбывания наказания в ВК, к условиям нормального существования в социальной среде на свободе является основным требованием сегодняшнего времени.
Очевидно, что, проведя значимый отрезок своей жизни в месте лишения свободы, подросток либо частично утрачивает способности адаптации в той или иной сфере своей жизнедеятельности, либо «пропускает» благоприятный (сензитивный) период для нормального формирования и развития этих способностей. Развиваясь, каждый несовершеннолетний вынужден решать задачи собственного взросления, и значительную роль в их оперативном и правильном решении играет фактор окружения. Вследствие этого, нормальное решение задач взросления подростками в колониях при ограничении социальных контактов становится затруднительным и даже невозможным.
Актуальность проблемы адаптации молодых людей в социуме после освобождения из ВК убеждает в необходимости проведения специальной предварительной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых для них условиях. Психологическая подготовка может выступать как начальным, так и завершающим этапом в процессе исправления (ресоциализации) осужденных.
Социальные условия жизни после освобождения из заключения выступают для молодого человека как новые, проблемные и требующие от него большого напряжения и выдержки, принятия правильных решений, к чему воспитанник оказывается не готов. «Неожиданности» вызывают неадекватные, часто аффективные реакции на окружающие обстоятельства. Нередко это может усугубляться неправильным отношением окружающих к бывшим осужденным. Все это вместе ведет к неправильным оценкам себя и других со стороны молодого человека, освободившегося из-под стражи, и как следствие – к неправильным действиям. Процесс адаптации к условиям нормального существования в социальной среде после отбывания наказания зависит от трех основных групп факторов.
1. Личность самого освобожденного, его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т.д.
2. Условия внешней среды, окружающей личность освобожденного (наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа и удовлетворенность ею, взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, тактика работников милиции, осуществляющих надзор).
3. Условия, в которых находился осужденный в ВК, и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных (его статус), время заключения и т.д.
Социальная адаптация человека, освободившегося из мест лишения свободы, представляет собой целый комплекс задач, которые ему необходимо решать. В ряде случаев для того, чтобы решить эти задачи необходимо «начать жизнь сначала», перестраивая свой, ставший привычным, сценарий поведения. Однако очень часто складывается так, что подростки, будучи заключенными, оказывают скрытое или явное сопротивление воспитательному процессу, основой которого может являться как отсутствие внутри личности воспитанника образа благополучной перспективы своей дальнейшей жизни, так и главенствование инфантильных установок типа: «Мне не надо ничего делать, все само собой разрешится» или «От меня ничего не зависит». С другой стороны, подростки в силу особенностей своего возраста находятся в постоянном поиске своего идеала, авторитетного человека среди взрослых людей. В связи с этим, заключенные могут быть подвержены личностно-специфическому влиянию психолога или педагога, который отчасти может стать для них именно таким авторитетом, значимым взрослым, дефицит которого они часто испытывают. Психолог своим поведением, открытым выражением своих мнений и чувств может помочь подросткам изменить свой взгляд на будущее, приобрести активную позицию по отношению к своей жизни.
В процессе теоретических и практических исследований мы смогли выделить основные факторы успешной ресоциализации подростков:
1. Установка на сотрудничество.
2. Ориентация в пространстве социальных отношений.
3. Критичность.
4. Стрессоустойчивость (она включает в себя два аспекта: 1 – отреагирование накопившихся чувств и эмоций; 2 – обучение навыкам преодоления жизненных трудностей, развитие защитных механизмов, адекватности поведения).
5. Принятие своего прошлого (принятие прошлого именно как прошлого, т.е. отрезка жизни, возврат к которому невозможен).
Таким образом, целью комплексной программы ресоциализации осужденных должно стать формирование у заключенного психологической готовности жить в новых условиях, обеспечивающей быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без избыточного травмирующего напряжения. В решении этой задачи должны участвовать все элементы системы, в которую включен подросток: воспитатели, охранники, начальники отрядов, педагоги, психологи и другие сотрудники колонии. Все это убеждает в необходимости проведения специальной психолого-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными.
Одной из эффективных форм воспитательной работы является групповая, так как развиваясь, каждый подросток вынужден решать задачи собственного взросления, и значительную роль в их оперативном и правильном решении играет фактор окружения.
Группа сверстников является источником
многих,
значимых для подростка, обратных связей,
она дает возможность увидеть реакцию людей на собственные проявления и, возможно, изменить свое представление о себе.
Группа представляет собой особую форму взаимоотношений между ее членами, которая обеспечивает принцип развития личности, вместе с развитием группы. Возможность изменений личности подростка заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях: тренинг – это место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, позволить себе экспериментировать с собственным поведением.
В процессе межгруппового общения у подростка должно возрастать позитивное отношение к себе и другим, что служит залогом личностной реконструкции: подросток начинает объективно оценивать свои мысли, чувства конфликты; в своем поведении он отказывается от всего того, что разъединяет его с людьми, начинает развивать те стороны своей личности, которые являются притягательными для других, начинает трезво оценивать свои возможности, отказываться от необоснованных претензий.
Группа в таком случае является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения – моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Задача педагога состоит в создании условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия, снижения напряжения и скрытых агрессивных реакций во взаимоотношениях участников.
Создание таких условий в группе, где познание себя становится актуальной возможностью, побуждает подростка находить в себе новые возможности преодолевать трудности.
В групповом взаимодействии выделяются следующие возможности для работы с подростками:
— взаимодействие и конфронтация с ровесниками;
— создание миниатюрной реальной жизненной ситуации для изучения и изменения поведения;
— стимуляция новых путей взаимодействия с ситуацией и получения нового опыта в человеческих отношениях;
— стимуляция новых «Я – концепций» и новых моделей идентификации;
— формирование чувства меньшей изолированности в окружающем мире;
— наличие ощущения защищенности от взрослого мира;
— адекватная помощь;
— уменьшение сопротивления или подчинения, усиление независимости и идентификация с лидером;
— выявление проблем, связанных с взаимоотношениями с другими.
Самое главное здесь заключается в том, чтобы педагог обратил внимание подростков на их переживания, закрепив, таким образом, их личный, и поэтому ценный, опыт.
В результате подросток начинает видеть то, о чем он раньше и не подозревал, его «Я» начинает проявляться свободнее и скрытая область его личности также начинает осознаваться.
В условиях групповой работы возможно ознакомление подростковскачественно иными знаниями, умениями и способами взаимодействия на основе интерпретации индивидуального опыта и личностной включенности во внутригрупповые процессы.
Задача педагога состоит в отслеживании и использовании всех процессов, происходящих в группе. Чтобы взаимодействие было эффективным, чтобы онопомогло каждому решать те задачи, которые он перед собой ставит, существует несколько принципов и правил группового взаимодействия, т.е. внутренних законов функционирования группы:
Правило «здесь и теперь»
. Главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. Только через актуальные переживания и через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения во время занятий нельзя.
Принцип эмоциональной открытости.
Если участник думает или чувствует что-то важное постоянно, «здесь и сейчас», то ему можно сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.
Правило «СТОП».
Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.
Правило искренности.
Говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.
Правило «не давать советы».
Совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет – это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во-вторых, совет – это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.
Правило «Я – высказывания».
В группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.
Правило запрета на диагнозы или оценку.
Оценка поступка без запроса есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможных впоследствии оценок, которые участник может получить от других участников, это может привести к возникновению «закрытости» некоторых членов группы или к стремлению подстраиваться под мнение других участников группы.
Принцип личной ответственности.
Все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично.
Принцип личного вклада.
Чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и, следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста.
Правило конфиденциальности.
Запрещается вне группы рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы.
«Презумпция здоровья».
Участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.
Принцип «круга».
Во время работы каждый участник должен видеть каждого.
Принцип инициативы участников.
На занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная.
Принцип включенности.
На занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков».
Принцип «постоянства».
Занятия пропускать нельзя.
Эффективность проведения групповых занятий обеспечивается соблюдением определенных условий. Необходимо избегать родительской позиции; отказаться от советов, передать подросткам ответственность за свою жизнь; соблюдать равенство позиций как условие развития и обеспечить эмоциональное принятие несовершеннолетних. Соблюдение этих правил при работе с группой способствует интенсивному «развертыванию» процесса личностного роста участников и освоению ими коммуникативных навыков как существенных личностных ценностей.
С.В. Богданова – сотрудник МПЛ
УФСИН России по Удмуртской Республике
«Картина мира» несовершеннолетних (по результатам исследования категориальных структур сознания подростков, осужденных за преступления различной тяжести)
Психосемантический подход относительно новая область отечественной психологии, возникшая в начале 1970 годов. В настоящее время данный метод все активнее входит в арсенал психологов. На наш взгляд, данный метод неоправданно мало применяется в работе пенитенциарных психологов. Вероятно, это связано с некоторыми трудностями в разработке и интерпретации получаемых с помощью данного метода данных. Тем не менее, мы видим будущее в применении методов психосемантики в пенитенциарной системе. Не секрет, что стандартные методы не всегда дают полное и точное представление о личности осужденного. Психосемантический подход, по мнению Петренко В.Ф., «позволяет наметить новые принципы типологии личности, где личность испытуемого рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов. Выделяемые факторы позволяют увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы понимания мира. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей и самого себя». Предметом психосемантики является моделирование систем значений как структур репрезентации опыта в сознании. Индивидуальная система значений – понятие, введенное А.Н. Леонтьевым, который определил ее как одну из трех составляющих индивидуального сознания, наряду с личностным смыслом и чувственной тканью. Таким образом, по определению В.Ф. Петренко, объектом изучения психосемантики является индивидуальное сознание, как «высшая форма психического отражения, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности». Таким образом, сознание, как интегративная функция, выполняя управляющую функцию, имеет свое содержание, которое проявляется для нас в первую очередь в языке, определяя индивидуальную систему значений сознания (категориальные структуры индивидуального сознания). В.Ф. Петренко считает, что понятие «категориальные структуры индивидуального сознания», введенное отечественными психологами, является близким понятию «система личностных конструктов», введенному Дж. Келли, т.к. конструкты определяют ту систему субъективных категорий, через призму которых субъект осуществляет восприятие внешнего мира. Основываясь на теории Дж. Келли, можно определить конструкт как особое субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное на собственном опыте, с помощью которого человек выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует свое поведение, «понимает» других людей, реконструирует систему взаимоотношений и строит «образ Я». Это одновременно и способ поведения, и параметр отношений и оценок, и когнитивное смысловое расчленение и противопоставление.
Выделение категориальных структур сознания и построение на их основе семантических пространств, позволило выявить некоторые особенности «картины мира» несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание за различные по степени тяжести преступления: изнасилование, убийство, кражи, наркотики, хулиганство. Наиболее важная процедура статистической обработки результатов психосемантического исследования – факторный анализ.
Факторный анализ по своему математическому значению – «уменьшение размерности пространства», а по психологическому – это процедура объединения шкал в группы-факторы по сходству значений, причем каждая группа интерпретируется как одна обобщенная шкала, которая и является истинной оценочной категорией для данного испытуемого.
В конечном итоге выявляется количество истинных оценочных категорий. То есть, в исходной матрице было 77 шкал, но это еще не означает, что испытуемый в реальной жизни пользуется всеми этими шкалами. Это слишком дробно, и испытуемый, только подчиняясь инструкции, пытается различить эти оценки и использовать каждую из них точно, а в реальной ситуации, где надо действовать быстро, каждый из нас использует лишь несколько привычных обобщенных оценок. Эти оценки мы и получаем в итоге взамен 77-и. То есть эти шкалы как бы «склеиваются» в несколько факторов, и в каждом факторе оказываются те шкалы, которые близки по смыслу между собой для данного испытуемого. Эта информация дает представление о реальных (а не предполагаемых, заданных в исходной матрице) оценочных категориях, которыми пользуется несовершеннолетний для оценивания определенной области, и, кроме того, выявляет иерархию смысловых категорий испытуемого. То есть, в исходной матрице все шкалы равноправны, и у нас нет возможности сказать, какая из них важнее для испытуемого, а факторный анализ выстраивает систему категорий по степени убывания количества шкал, входящих в фактор, а значит, по степени актуальности для испытуемого. Это уже ценный результат, дающий целостное представление о системе отношений испытуемого.
Кроме того, следует обратить внимание на характеристику когнитивной сложности. Когнитивную сложность можно определять, как способность учитывать большое количество факторов при оценке ситуации, или способность дифференцировать признаки воспринимаемого объекта. Чем больше когнитивная сложность, тем более дифференцированно испытуемый представляет исследуемую область. Однако чрезмерное количество факторов может говорить о проблемах с психикой. Нами было получено следующее количество факторов по каждому из видов преступления: осужденные за изнасилование – 9, осужденные за убийство – 7, осужденные за кражи – 9, осужденные за хранение наркотиков – 9, осужденные за хулиганство – 3.
Первый фактор является самым значимым. Он дает представление о том, что именно для этого испытуемого является самым важным в исследуемой области, то есть уже позволяет выходить на какие-то важные выводы. Анализ всей системы полученных факторов позволяет увидеть всю систему отношений человека к исследуемой области. В нашем случае факторы получили следующие названия.
Осужденные за изнасилование
: «Социальная желательность», «Образование, компетентность» – «Эгоизм», «Стечение обстоятельств», «Акцентуированная агрессивность» – «Деньги», «Выгодное общение» – «Безделье, вызывающее жестокость», «Личное неприятие», «Боязнь действовать, враждебность», «Принятие себя, прогностические способности» – «Красивая внешность», «Злопамятность, избегание трудностей».
Осужденные за убийство
: «Социальная желательность», «Образованность, компетентность», «Волевая активность» – «Зависть», «Агрессивность», «Самодостаточность» – «Изворотливость», «Злопамятность, упорство» – «Избегание трудностей», «Удача, агрессивность» – «Умение рисковать».
Осужденные за кражи
: «Ответственность, самостоятельность» – «Агрессивность», «Удача, образование», «Человечность, душевность, искренность» – «Хитрость», «Активность, знания, уверенность» – «Уклонительство», «Изворотливость» – «Зависимая настойчивость», «Порядочность», «Наглость», «Нахальство» – «Дополнительные знания», «Самоуверенность».
Осужденные за хранение наркотиков
: «Порядочность» – «Злость», «Образование, активность», «Нахальство» – «Изворотливость», «Отзывчивость» – «Безрассудство», «Двуличность» – «Самооценка, скука», «Самодостаточность» – «Невмешательство», «Хитрость», «Жестокость» – «Беспомощность», «Наглость» – «Помощь друзей».
Осужденные за хулиганство
: «Навыки и умения», «Агрессивность» – «Умение плести интриги», «Изворотливость, злость, страх» – «Пассивность».
Отметим, что в литературе нам встретилось утверждение о том, что учеба утратила свою значимость для современной молодежи и на первое место у несовершеннолетних выходит желание достижения материальных ценностей любыми путями. Данные нашего исследования не подтверждают высказанные заявления. Уже на основании только факторного анализа становиться очевидным важность образования для несовершеннолетних. Вопрос в том, смогут ли они его получить в современных условиях, когда повсеместно ведется разговор о переходе к платному образованию. В последнее время уже в системе школьного образования поднимается вопрос о сокращении количества обязательных бесплатных часов с переводом остальных на платную основу. Не приведет ли это к тому, что для определенной категории семей образование окажется недоступным. Уже сейчас несовершеннолетние, судя по факторному анализу, объединяют понятия «образование» и «судьба». На наш взгляд уже это соседство свидетельствует о неверии в возможность получения образования.
Не менее важными для несовершеннолетних оказываются и качества «социальной желательности»: уважение окружающих, хорошие манеры, честность, умение держать слово, уверенность в себе, умение ладить с людьми, умение прощать, чуткость, дисциплинированность, терпение и т.д. Сможет ли общество, прикрепившее ярлык «трудного», «преступника» начать уважать несовершеннолетнего? Сможет ли молодой человек быть уверенным в себе, когда практически с начальной школы его считают неуспешным? Не случиться ли так, что «злость», «агрессия», «жестокость», «наглость», «изворотливость» займут первое место в сознании несовершеннолетних?
Анализ семантических пространств выявил значимость образования для получения работы, карьерного роста, для хорошего заработка. Несовершеннолетние осознают, что без образования они окажутся лишены многих возможностей в жизни. Кроме того, образование необходимо, чтобы изменить свою жизнь. В то же время не осознается значимость образования для работы над собой. Несмотря на важность образования для испытуемых, для всех оно связано с отрицательными эмоциями, что свидетельствует о негативном опыте, полученном в системе школьного образования.
Кроме того, хочется отметить выявленные представления о семье у несовершеннолетних, отбывающих наказание в исправительной воспитательной колонии.
Осужденные за изнасилование
: 1. Нет понимания функций отца в семье. 2. Допускается возможность создания семьи не по любви. 3. Семья может служить помехой в зарабатывании денег. 4. Сексуального партнера можно купить за деньги. 5. Сексуальный партнер и любимый человек разные понятия. Причем встреча с любимым человеком, возможность иметь семью, иметь детей вызывает страх и враждебность. 6. Встреча с сексуальным партнером возможна, если учесть прошлые ошибки. 7. Для хорошего воспитания детей нужны деньги и агрессия.
Осужденные за убийство
: 1. Любимый человек и сексуальный партнер – разные понятия. 2. Семья и возможность хорошо зарабатывать – несовместимые понятия. 3. Воспитательная функция семьи не понимается. 4. Семью можно создать не обязательно с любимым человеком. Партнер в семье воспринимается в первую очередь как сексуальный партнер. Хотя детей необходимо иметь от любимого человека. 5. Чтобы иметь семью необходима агрессивность. 6. Лишь самодостаточный человек может создать семью с любимым человеком, быть верным ему и иметь от него детей. 7. Хорошего воспитания детей можно добиться обладая злопамятностью и упорством.
Осужденные за кражи
: 1. Понятия: семья, любимый человек, сексуальный партнер, дети не взаимосвязаны между собой. Функции семьи не понимаются. 2. Для того, чтобы иметь семью, встретить любимого человека, иметь детей, быть хорошим семьянином нужны такие качества как человечность, душевность, искренность. Кроме этого для создания семьи с любимым человеком необходима наглость. Отношения в семье с любимым человеком можно строить с помощью агрессии. В данном случае существует явное противоречие. 3. Детей можно иметь не только от любимого человека, это может быть просто сексуальный партнер. От любимого человека иметь детей может лишь тот кто обладает активностью, имеет образование, уверен в себе. 4. Несовершеннолетние считают, что можно иметь детей и быть одновременно независимым. 5. Понятия семья и хороший заработок не связаны между собой. 6. Воспитанием детей должно заниматься государство и бабушки с сдедушками.
Осужденные за хранение наркотиков
: 1. Функции семьи также не понимаются. Все объекты, относящиеся к семье находятся на расстоянии друг от друга. 2. Несовершеннолетние воспринимают понятие «иметь одного сексуального партнера» как «человека, с котрым имеется сексуальный контакт в настоящее время, здесь и теперь». Для этого требуется хорошее здоровье и признание окружающих и отзывчивость. Причем отзывчивость не так важна для встречи с любимым человеком, в данном случае более необходимо избавиться от чувства вины. Также сексуальный партнер необходим для ощущения самодостаточности, успешности, признания окружающих. 3. Для того, чтоюы иметь семью требуется нахальство. 4. Иметь детей можно лишь научившись управлять собой и имея такое качество как наглость. 5. Иметь семью иметь детей, быть хорошим семьянином необходимо, чтобы быть «как все», но в целом это мало интересно и скучно. 6. Наличие большого количества денег способствут хорошему воспитанию.
Осужденные за хулиганство
: 1. Данной категорией несовершеннолетних понимается хозяйственно – бытовая функция семьи и семья не является помехой в заработке денег. Хотя с другой стороны, чтобы иметь семью, необходимы такие качества как изворотливость, злость и страх. 2. Иметь одного сексуального партнера значит брать ответственность на себя. 3. Хорошо воспитать своих детей можно лишь собственным примером. Для этого необходимо добиться признания окружающих. 4. Общение в семье должно строиться с позиций агрессии. Агрессивные качества необходимо проявлять и в отношении любимого человека. В отношении же сексуального партнера агрессия проявляется в меньшей степени, а в болешей степени требуется умение плести интриги. 5. Семью необходимо создавать с любимым человеком. 6. Чтобы иметь детей, встретить любимого человека необходимо избавиться от вредных привычек. 7. Чтобы добиться признания окружающих необходимо быть хорошим семьянином.
На основании изложенного нам видятся направления по которым необходимо строить работу с несовершеннолетними. Во-первых, учитывая значимость образования дать возможность несовершеннолетним получать профессию в местах лишения свободы, причем не только рабочую профессию. Необходимо построить дистантную систему получения среднего профессионального и высшего образования по специальностям, значимым в обществе. Во-вторых, необходима индивидуальная коррекционная работа, направленная на повышение самооценки несовершеннолетних, на развитие уверенности в себе. В-третьих, учитывая искаженные представления о семье, об отношениях с близкими людьми, необходимо проведение коррекционно-обучающих занятий, способствующих изменению усвоенной системы отношений. Кроме того, многие несовершеннолетние попадают в исправительные учреждения, имея большие пробелы в школьных знаниях и вынуждены обучаться в классах не по возрасту, что вызывает негативные эмоции с их стороны. На наш взгляд было бы более целесообразно разработать индивидуальные обучающие программы, дающие возможность в короткие сроки восполнить пробелы в знаниях и обучаться в классах, соответствующих возрастным данным.
И.В. Кучеренко – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Ростовской области
Медицинская ресоциализация
Меры медицинской ресоциализации касаются восстановления здоровья заключённого, но не только физического. Условия тюрьмы сказываются, как на физическом состоянии человека, так и на его психо-эмоциональной стороне.
В криминальной среде немало лиц с психическими отклонениями. Нередко такие отклонения формируются у них вследствие асоциального образа жизни, злоупотребления наркотиками и алкоголем, а также множественных черепно-мозговых травм. Всё это требует работы с такими людьми различных медицинских специалистов.
Их помощь нужна и другим людям, попавшим под влияние таких криминальных элементов, так как проживание с ними в условиях тюрьмы также сказывается на здоровье.
Разработке мер по ресоциализации и выбору её стратегии предшествует комплексная диагностика существующих проблем. В результате может быть определена одна из следующих стратегий работы с заключённым:
- Профилактика.
- Коррекция.
- Диагностика.
- Реабилитация.
- Восстановление.
- Развитие.
Часто эти модели необходимо сочетать, проводя с человеком комплексную работу.