Жалоба прокурору на не устранение нарушений при доследственной проверке (образец)

Эффективность деятельности государства напрямую зависит от правовой грамотности граждан. Органы прокуратуры в числе многих обязанностей отвечают за разъяснения аспектов правовой деятельности путем осуществления надзорных функций.

Просвещение в области права выполняется путем устранения и предупреждения правонарушений. Согласно закону №182 органы прокуратуры обязаны заниматься разъяснением законодательства при обращении общественности. Обжалование отказа или игнорирование требования предоставления объяснений, именуемое как бездействие прокуратуры, подлежит обязательному рассмотрению согласно действующему законодательству.

Право обжалования действий прокурора имеют лица, чьи законные интересы нарушены или затронуты в ходе делопроизводства независимо от того, уголовное это судопроизводство или процессуальные действия.

Целью оспаривания действий или бездействий прокурора является:

  • обеспечение соблюдения прав лиц, задействованных в процессе;
  • выявление нарушения законных прав физических и юридических лиц;
  • обнаружение допущенных ошибок со стороны прокурора;
  • устранение допущенных прокурором нарушений.

Порядок работы с обращениями и жалобами регулируется законодательно – Рисунок 1.

Положения по процессу обработки жалоб

Рисунок 1. Положения по процессу обработки жалоб и прочих обращений граждан

Куда подается жалоба

Согласно статье 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин передает свое обращение должностному лицу, компетентному в разрешении возникшего конфликта. Нарушение установленного законом порядка подчиненности или направление документа не в тот орган приведут к бюрократической волоките.

Статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет систему органов прокуратуры и иерархию прокурорских работников. Согласно данной норме, вышестоящим прокурором является:

  1. Генеральный прокурор для работников Генеральной прокуратуры и прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур.
  2. Прокурор субъекта для работников прокуратур субъекта и приравненных к ним прокуратур, прокуроров районов.
  3. Прокурор города или района для работников прокуратур городов или районов и приравненных к ним прокуратур.

Порядок процесса обжалования решения прокурора

Первая инстанция для подачи обращения – вышестоящий орган относительно того, где было принято решение. Жалобы рассматриваются только в иерархическом порядке.

Обжалование сформированного постановления прокурора путем подачи заявления может производиться как лично через приемную прокуратуры, так и в электронном виде или письмом по почте. Также могут быть обращения от одного лица или коллективные. Рассмотрение поданного обращения обязательно и бесплатно. Уполномоченное лицо (или группа) проводит рассмотрение, ряд действий по проверке отдельных аспектов на протяжении семи рабочих дней с момента получения такого обращения (отмечается в специальном журнале регистрации поступивших обращений). В случае перенаправления жалобы в другое структурное подразделение обязательно уведомляется инициатор обращения. При проверке могут быть задействованы все правовые институты.

Структура органов прокуратуры

Рисунок 3. Структура органов прокуратуры

Требования, предъявляемые к жалобе

Статья 11 Закона об обращениях граждан закрепляет два основных требования к письменному обращению гражданина:

  1. В тексте не должна использоваться нецензурная или оскорбительная лексика, нельзя писать угрозы в адрес должностного лица и членов его семьи. В противном случае вы не получите ответа.
  2. Текст должен быть разборчивым, читаемым. Иначе в течение семи дней со дня регистрации обращения, если ваши данные были написаны понятно, вам сообщат, что жалобу не удалось прочесть.

Текст должен быть логически последовательным, не вызывать двусмысленности и разночтений. Стоит придерживаться делового стиля, избегать разговорной речи, сленга, фразеологизмов. Информация должна быть по существу и касаться сути описываемой вами проблемы. Изложите ситуацию в подробностях, необходимых для разрешения дела.

Важным элементом такого документа является указание нормативно-правовых актов, отдельные нормы которых не были должным образом соблюдены.

Срок обжалования полученного ответа прокуратуры на жалобу

Сроки рассмотрения обращений регламентированы законом №59-ФЗ. Поданное обжалование действий прокуратуры рассматривается на протяжении 30 дней с момента регистрации. Этот период не увеличивается при перенаправлении. По итогам рассмотрения может быть принято решение о полном, частичном удовлетворении запросов обращения или об отказе в выполнении изложенных требований. Обязательно прилагается пояснение принятого решения.

Если заявление рассматривает судья, то срок его обработки составляет 5 календарных дней, после чего назначается судебное заседание, и обязательно личное участие всех лиц, чьи интересы затронуты данным обращением.

При обращении в наивысшую инстанцию без рассмотрения согласно иерархии обращение без рассмотрения отправляется в соответствующее нижестоящее структурное подразделение, а срок рассмотрения увеличивается на 7 рабочих дней.

Нормативные акты по регулированию рассмотрения обращений

Рисунок 4. Нормативные акты по регулированию рассмотрения обращений

Форма и содержание жалобы на ответ прокурора

Жалобу можно писать в свободной форме, так как ее содержание определяется в каждой отдельной ситуации. В связи с этим изменяется список прилагаемых документов.

Статья 7 Закона об обращениях граждан устанавливает обязательную информацию для письменного обращения гражданина. К ней относятся:

  1. Наименование органа либо ФИО и должность лица, которому направляется документ.
  2. ФИО гражданина.
  3. Почтовый или электронный адрес, на который придет ответ.
  4. Суть обращения.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Личная подпись.
  7. Дата.

Если в документе нет хотя бы одного из указанных выше требований, согласно части 1 статьи 11 вышеупомянутого закона, должностное лицо вправе не писать вам ответ. Образец данного письменного обращения можно посмотреть здесь.

На официальных сайтах прокуратур имеются специальные формы для обращений граждан. Дополнительной обязательной информацией в них выступают адрес электронной почты заявителя, иногда электронная цифровая подпись.

Перед тем как поставить подпись и дату в документе, требуйте в жалобе восстановления ваших прав, проведения проверки в отношении должностного лица и привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Правила оформления документов по обжалованию

Опротестование принятого прокурорского решения производится путем изначального обращения в прокуратуру. Процесс апеллирования необходимо запускать согласно структуре органа. Обжалование решения районного прокурора невозможно путем подачи документов в генеральную прокуратуру. Такое обращение без рассмотрения будет перенаправлено в соответствующий нижестоящий орган.

Обращение составляется в письменной форме и содержит:

  • точное полное наименования органа обращения;
  • ФИО того, кто подает обращение, актуальный адрес (подтвержденный документами личности);
  • детальное описание ситуации, в которой возникло нарушение;
  • суть обращения (чего добиваемся жалобой);
  • прошение о выполнении необходимого для выявления нарушения ряда действий;
  • доказательства нарушения;
  • дата отправки заявления, ФИО и подпись лица, являющегося заявителем.

Единого образца нет, в каждом случае задействованы разные аргументы, рассматривается тематический вопрос. Можно проанализировать общую стилистику оформления и вид документа на примере образца из рис. 2.

Образец жалобы на бездействие судебного пристава

Рисунок 2. Образец жалобы на бездействие судебного пристава

Как подать заявление

Вот как правильно подать жалобу в прокуратуру:

  1. Письменные заявки направляют почтой, передают через приемную или по факсу, направляют телеграммой и иными способами (п. 2.1 инструкции).
  2. Электронное обращение направляют через Госуслуги или через региональный сайт ведомства.
  3. Устное сообщение регистрируют на личном приеме должностных лиц.

Через Госуслуги обращение направят в генеральное ведомство.

Для регистрации через сайт ведомства авторизация через Госуслуги не обязательна.

Алгоритм подачи иных обращений идентичен.

Можно ли обжаловать протест прокурора

Да, можно.
Возможность обжалования протеста прокурора связана с тем, что суды считают допустимым применение к нему подхода, сформулированного Конституционным Судом РФ в отношении представления прокурора, а именно (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О):

• он не имеет абсолютного характера и не обладает силой принудительного исполнения;

• его возможно оспаривать в судебном порядке;

• проверка законности и обоснованности решений прокурора является прерогативой вышестоящих прокуроров и судов.

Кроме того, есть примеры судебной практики, в которой суды и без отсылки на позицию Конституционного Суда РФ признают право организаций оспаривать протесты прокуроров. Например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.06.2016 N Ф01-2160/2016 по делу N А17-3352/2015.

Сущность жалобы на бездействие прокуратуры и основания для ее написания

Прокуратура — как надзорный орган

Согласно законам РФ, прокуратура нашей страны – это орган общего надзора над деятельностью различного рода организаций в плане соблюдения с их стороны законодательных норм.

Преимущественно, прокуроры России следят за работой других государственных структур, но в ряде случаев их полномочия могут распространяться и на контроль юридических лиц, а также их представителей.

В том случае, когда отмеченные ранее субъекты права работают вне своей правомочности, любой гражданин РФ вправе обжаловать их деятельность в прокуратуре.

Но что делать, если сам орган надзора бездействует или пренебрегает своими полномочиями? Естественно, предпринимать соответствующие меры, выраженные в подаче жалобы на представителей прокуратуры в вышестоящие инстанции.

Основаниями к обжалованию действий прокурора или даже целого отделения органа надзора являются:

  • их бездействие при обращении со стороны гражданина;
  • наличие факта неправомочности в плане деятельности госструктуры;
  • ярко выраженное нарушение законодательства РФ представителями прокуратуры.

Сегодня подать жалобу на бездействие или неправомочную деятельность прокуратуры можно исключительно в вышестоящие ей инстанции. К их числу относятся:

  1. непосредственно отделы прокуратуры более высокого ранга, чем тот, деятельность которого обжалуется соответствующей бумагой;
  2. представители органа надзора, являющиеся высшим чином по отношению к тому прокурору, правомочность работы которого ставится под вопрос;
  3. суд.

Как правило, первочередно граждане отправляют свои жалобы в вышестоящие инстанции или к вышестоящим чинам прокуратуры. Если же подобная мера результата не дает, проблемой занимается суд. Отметим, что законодательством РФ порядок обжалования бездействия прокуратуры не определен.

Учитывая это, любой человек вправе обжаловать деятельность прокурора сразу же через суд, минуя обращение к вышестоящим прокурорам или отделам органа надзора. Такой подход полностью законен и не может быть каким-либо образом ущемлен госструктурами при реализации со стороны гражданина.

В какой суд следует обращаться для обжалования протеста прокурора

Протесты прокурора, как правило, обжалуются в суде. Применяя по аналогии подход по обжалованию представления прокурора, приведенный Верховным Судом РФ (вопрос 19 Обзора судебной практики N 3 (2015)), обжаловать протест можно либо в суд общей юрисдикции по правилам гл. 22 КАС РФ, либо в арбитражный суд по правилам гл. 24 АПК РФ.

В арбитражном суде обжалуются протесты прокурора, вынесенные в отношении актов организаций, если они касаются осуществления ими предпринимательской или иной экономической деятельности. Например, это касается актов организации об установлении тарифов (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.06.2016 N Ф01-2160/2016 по делу N А17-3352/2015).

Обращаться нужно в арбитражный суд субъекта РФ по адресу прокуратуры, в которой служит прокурор (ч. 1 ст. 34, ст. 35, ч. 1 ст. 197 АПК РФ).

В суде общей юрисдикции обжалуются протесты прокурора, если они принесены в отношении актов, прямо не касающихся предпринимательской деятельности организаций. Например, это акты, регулирующие трудовые отношения:

• локальные нормативные акты — например, правила внутреннего трудового распорядка (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 02.02.2016 N 33а-73/2016 по делу N 2а-5083/2015, Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.02.2015 по делу N 33-880/2015);

• индивидуальные акты — например, приказы об увольнении (Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2020 N 20-КГ19-11 по делу N 2-329/2018). Однако отметим, что некоторые суды не признают законными протесты, вынесенные прокурором на приказы об увольнении (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.06.2012 N 33-7733/2012).

Обращаться следует в районный суд по правилам гл. 22 КАС РФ (ст. ст. 17, 19, ч. 1, 2 ст. 22 КАС РФ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]