Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
  • Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

Пленум Верховного Суда РФ по ст. 285 и 286 УК РФ

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИИ?СКОИ? ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 октября 2009 г. N 19

О СУДЕБНОИ? ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И О ПРЕВЫШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИИ?

В связи с вопросами, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочии?, Пленум Верховного Суда России?скои? Федерации, руководствуясь статьеи? 126 Конституции России?скои? Федерации, постановляет:

1. Обратить внимание судов на направленность уголовнои? ответственности за преступления против интересов государственнои? службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деянии?, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждении?, государственных корпорации?, Вооруженных Сил России?скои? Федерации, других вои?ск и воинских формировании? России?скои? Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организации? либо охраняемые законом интересы общества и государства.

2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочии? (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимыий субъектом указанных преступлении? — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечании? к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах России?скои? Федерации, других войсках и воинских формированиях России?скои? Федерации.

3. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функции? органов законодательной?, исполнительной? или судебной? власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебнои? зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственнои? принадлежности и форм собственности.

4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функции? работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взыскании? и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решении?, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

5. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации?, учреждении?, воинских частей и подразделении?, а также по совершению иных действий (например, по принятию решении? о начислении заработной платы, премии?, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

6. Исполнение функции? должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйтвенные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функции? должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функции?. Если лицо, назначенное на должность с нарушением требовании? или ограничении?, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило деи?ствия, явно выходящие за пределы его полномочии?, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие деи?ствия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочии?.

7. В Вооруженных Силах России?скои? Федерации, других вои?сках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяи?ственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевои? службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующеи? воинскои? должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию. Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемои? штатнои? должностью. Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутреннеи? службы Вооруженных Сил России?скои? Федерации (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только однои? с ними воинскои? части).

8. Субъектом преступлении?, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяи?ственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственнои? корпорации, а также в Вооруженных Силах России?скои? Федерации, других вои?сках и воинских формированиях России?скои? Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность России?скои? Федерации или государственную должность субъектов России?скои? Федерации.

9. При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, судам следует исходить из пунктов 2 и 3 примечании? к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности России?скои? Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституциеи? России?скои? Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочии? федеральных государственных органов (пункт 2 примечании?), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов России?скои? Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов России?скои? Федерации для непосредственного исполнения полномочии? государственных органов субъектов России?скои? Федерации (пункт 3 примечании?). Сводныи? перечень государственных должностеи? России?скои? Федерации утвержден Указом Президента России?скои? Федерации от 11 января 1995 г. N 32 (в редакции от 1 декабря 2008 г.).

10. Наряду с лицом, занимающим государственную должность России?скои? Федерации или государственную должность субъекта России?скои? Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России?скои? Федерации»).

11. Судам следует отграничивать преступные деи?ствия должностных лиц от деянии? других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческои? или инои? организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьеи? 201 УК РФ.

Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческои? или инои? организации, основнои? целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческои? организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственнои? корпорациеи?. К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческои? или инои? организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяи?ственные функции в этих организациях (например, директор, генеральныи? директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиознои? организации). В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческои? или инои? организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организации? либо охраняемым законом интересам общества и государства.

12. Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческои? или инои? организации, причинен вред интересам исключительно коммерческои? или инои? организации, не являющеи?ся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя даннои? организации или с его согласия ( статья 23 УПК РФ). В случае причинения вреда интересам других организации? (например, некоммерческои? организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческои? или инои? организации осуществляется на общих основаниях (пункт 3 примечании? к статье 201 УК РФ). Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческои? или инои? организации вред причинен исключительно этои? организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.

13. В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями ( статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочии? (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающеи? личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов краи?неи? необходимости (статья 39 УК РФ).

14. Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочии?, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ). Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьеи? 285 УК РФ или статьеи? 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом деи?ствия вышестоящего должностного лица, издавшего такои? приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому основании? как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующеи? статье Особеннои? части Уголовного кодекса России?скои? Федерации со ссылкои? на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ. Должностное лицо, издавшее заведомо незаконныи? приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

15. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочии? вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деянии?, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностеи?, однако не вызывались служебнои? необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться деи?ствия должностного лица, которое из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочии? деи?ствия при отсутствии обязательных условии? или основании? для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательныи? экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностеи? с направлением для работы в коммерческие организации либо обустрои?ства личного домовладения должностного лица). Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностеи? в том случае, если подобное бездеи?ствие было совершено из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества и государства.

16. При решении вопроса о наличии в деи?ствиях (бездеи?ствии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьеи? 285 УК РФ, под признаками субъективнои? стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных деи?ствии? получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семеи?ственность, желание приукрасить деи?ствительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкои? в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. Как использование должностным лицом своих служебных полномочии? вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содеи?ствия в трудоустрои?стве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности.

17. В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстнои? заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественнои? выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества. Если использование должностным лицом своих служебных полномочии? выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается частью 3 статьи 159 УК РФ или частью 3 статьи 160 УК РФ и дополнительнои? квалификации по статье 285 УК РФ не требует. В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества, совершило другие незаконные деи?ствия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстнои? или инои? личнои? заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлении?. Равным образом, исходя из положении? статьи 17 УК РФ, должен решаться вопрос, связанныи? с правовои? оценкои? деи?ствии? должностного лица, совершившего служебныи? подлог. В случаях, когда такое лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностеи? внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их деи?ствительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по статье 292 УК РФ. Если же им, наряду с совершением деи?ствии?, влекущих уголовную ответственность по статье 285 УК РФ, совершается служебныи? подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьеи? 292 УК РФ.

18. По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочии? судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организации? либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненныи? этим правам и интересам вред в причиннои? связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочии?. Под существенным нарушением прав граждан или организации? в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочии? следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституциеи? России?скои? Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личнои? и семеи?нои? жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и таи?ну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении?, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовои? защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п. Под нарушением законных интересов граждан или организации? в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочии? следует понимать, в частности, создание препятствии? в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностеи?, не противоречащих нормам права и общественнои? нравственности (например, создание должностным лицом препятствии?, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

19. В отличие от предусмотреннои? статьеи? 285 УК РФ ответственности за совершение деи?ствии? (бездеи?ствия) в пределах своеи? компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочии? (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных деи?ствии?, явно выходящих за пределы его полномочии?, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что деи?ствует за пределами возложенных на него полномочии?. Превышение должностных полномочии? может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностеи? деи?ствии?, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его деи?ствия не создавали реальнои? опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочии? мотив преступления значения не имеет.

20. При квалификации деи?ствии? лица по пункту «б» части 3 статьи 286 УК РФ судам под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные деи?ствия, связанные с использованием лицом поражающих свои?ств указанных предметов, или использование их по назначению. Отграничивая превышение должностных полномочии?, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных деи?ствии? должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах России?скои? Федерации (например, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральнои? службе безопасности», Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних вои?сках Министерства внутренних дел России?скои? Федерации», Федеральном законе от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственнои? охране», Законе России?скои? Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции»). К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивыи? газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних вои?ск, федеральных органов государственнои? охраны, органов федеральнои? службы безопасности, органов уголовно-исполнительнои? системы и др.

21. Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварии? и длительнои? остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубии?ство или покушение на самоубии?ство потерпевшего и т.п.

22. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьеи? 285 УК РФ или статьеи? 286 УК РФ, судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностеи? или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкои? на конкретные нормы (статью, часть, пункт). При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте указанных данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствии? его рассмотрения судом.

23. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступления, предусмотренного статьеи? 285 УК РФ, и любые доходы от этого имущества подлежат конфискации, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

24. При установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлении?, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ, нарушении? прав и свобод граждан, а также других нарушении? закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, рекомендовать судам в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ выносить частные определения или постановления, обращая внимание соответствующих организации? и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушении? закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.

25. В связи с принятием настоящего Постановления признать не деи?ствующим на территории России?скои? Федерации Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебнои? практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочии?, халатности и должностном подлоге».

Председатель Верховного Суда России?скои? Федерации В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда России?скои? Федерации В.В.ДОРОШКОВ

Адвокат по должностным преступлениям ст. 286 УК
подробнее …

Должностные лица – кто они?

Такое понятие, как должность, будь то руководитель или работник конкретно установленной структуры, предполагает наличие у лица прав и обязанностей. Говоря о таких лицах, следует понимать, что компетенция таких субъектов предполагает возможности, приводящие к нарушениям закона, а именно правонарушениям.

Понимание того, кто признаётся должностными лицами, вытекает из функций и положения таких субъектов.

Прежде чем определяться с понятием, следует обозначить функции, возлагаемые на таких субъектов.

Относят сюда следующее:

  • представители власти;
  • деятельность по администрированию и хозяйственному ведению
  • работа организационного и распорядительного характера.

Указанные направления предусматриваются в примечании к нормам уголовного и административного законов.

Само понятие должностного лица также установлено в примечании УК РФ. Таковым признаётся субъект, который на постоянной или временно основе (также по специальному поручению) реализует функции представителя власти, административно-хозяйственную или организационно-распорядительную деятельность. Соответственно, это могут быть сотрудники правоохранительных и иных государственных органов (служащий ГУВД, полицейский МВД, прокурор, пристав). Сюда не будут относиться работники частных компаний (начальник, бухгалтер, охранник, управляющий и так далее).

Когда полномочия превышены

Процесс превышения статья уголовного закона определяет, как преступные действия или бездействия, направленные на выход за рамки, установленные для того или иного сотрудника. При этом носит такое деяние материальный характер, предусматривая по ст. 286 ч. 1 УК РФ необходимость наступления негативных последствий.
Объект преступления, это обязательно деятельность аппарата государственного управления и местных органов власти.

Говоря о том, как проявляется рассматриваемое деяние, следует обозначить ряд признаков, которые демонстрируют именно превышение полномочий, а не иные нарушения, связанные с должностной деятельностью:

  • превышать пределы компетенции, значит, выходить за рамки, то есть осуществлять действия, нарушающие интересы лиц, не предусмотренные по должностной инструкции;
  • потерпевшим может быть только лицо, в отношении которого субъект был вправе применять свои полномочия;
  • нарушение должны быть существенными.

Степень и характер самого деяния, последствия такового будут определяться обстоятельствами дела, количеством пострадавших и действиями, совершаемыми в целях реализации преступного умысла.

Важным фактором выступает то, что осуществляется такое преступление с субъективной стороны только умышленно, что предполагают и последние разъяснения закона. Уполномоченное лицо хочет договариваться о чем-то в пользу заинтересованного человека, нарушая при этом права другого субъекта, и так далее.

Кроме того новая редакция кодекса будет предусматривать дополнительные квалифицирующие признаки, а именно применения насилия или опасных предметов, наступление тяжких последствий (смерть, вред здоровью, материальный убыток и так далее). Убийство при использовании положения по службе будет при этом иметь другую квалификацию.

Различие злоупотребления и превышения

Преступными посягательствами, связанными с осуществлением полномочий, признаются не только ситуации при превышении пределов компетенции, но и случаи злоупотребления возможностями без выхода за рамки дозволенного. Такой вариант поведения также определяет отдельный состав преступления.

Статистки показывает, что рассматриваемые составы на практике часто путают, затрудняясь в квалификации действий и определении объёма полномочий.

Итак, говоря о различиях, позволяющие отграничить указанные преступления, то выделяется три основных положения:

  • Мотив. При злоупотреблении данный фактор обязателен для установления, то есть госслужащий должен обладать корыстным мотивом. При превышении полномочий подобное не требуется, почему преступник делает то, что запрещено, роли играть не будет.
  • Наличие полномочий. Злоупотребление предполагает действие служащего в пределах компетенции, но с нарушением интересов граждан, то есть потерпевших. Превышение предполагает выход за рамки, реализацию возможностей, который согласно правилам не относятся к конкретному субъекту.
  • Характер ущерба. Практика показывает, что при злоупотреблении затрагиваются материальные интересы, а при превышении нематериальные. Однако данное отличие не стопроцентное и формируется только за счет показателей статистики.

Исходя из указанных признаков, правоохранители будут ориентироваться при определении характера преступления, что важно, поскольку санкции различаются по размерам и тяжести.

Заявление в прокуратуру

Подследственность в вопросах нарушения должными лицами пределов собственных возможностей играет особую роль. Действенным способом, позволяющим добиться разбирательства, выступает обращение в прокуратуру с заявлением, которая в последствие передаст дело следователю и будет координировать ход разбирательства.

Уголовное судопроизводство осуществляется только по факту возбуждения дела. Однако пострадавшие также могут подать иск, если необходимо возмещение ущерба.

Когда оформляется жалоба на государственного служащего, то следует соблюсти порядок подачи заявление, в частности составления документа.

События могут излагаться в свободной форме, но некоторые сведения обязательно должны присутствовать в заявлении:

  • шапка документа должна включать в себя наименование органа, в который направляется заявление, имя главного прокурора, а также информация о самом заявителя вплоть до контактной информации;
  • обязательно должно быть наименование документ, а именно заявление (или жалоба) на действия должностного лица;
  • обстоятельства должны быть изложены подробно, с отсылкой на доказательства, если таковые имеются, обязательно включаются сведения о нарушителе, место работы, должность, полное имя, делается отсылка на нормы закона, которые позволяют осуществлять подобное обращение;
  • завершается заявление датой и подписью заявителя, либо представителя такового.

Также жалоба должна содержать приложение, в котором перечисляются прилагаемые документы. Направлять заявление может не только физическое лицо, но организация.

Судебная практика

Превышение должностных полномочий ст. 286 в УК РФ предполагает избыток примеров судебной практики, а также большое количество апелляционных постановлений, поскольку должные лица чаще всего пытаются изменить ситуацию, боясь потерять положение и статус.

При вынесении приговоров суд не учитывает тот факт, что лицо выступает служащим субъектом. Назначение наказания осуществляется по общим правилам.

Ярким примером вынесения обвинительного вердикта выступает приговор Нижегородского областного суда от 25 мая 2022 года. Сотрудник местной администрации, не имея достаточных полномочий на это, подделал ряд постановлений, позволяющих гражданке Б. получить в собственность земельный участок, который до этого находился во владение муниципалитета. В итоге город претерпел материальный ущерб, лишившись части земли.

Суд вынес обвинительный вердикт, то есть признал человека виновным в превышение должностных полномочий статьёй 286 и назначил санкцию в виде тюремного заключения сроком на три года и шесть месяцев.

Однако исправительный порядок был определён, как условное отбывание, предполагающее:

  • постановку на учёт в контролирующем органе;
  • проживание по прежнему адресу без смены места нахождения;
  • посещение специализированного органа, осуществляющего контроль над условно осуждёнными.

Также лицо было лишено права заниматься конкретным видом деятельности (представительство власти) на два года. При этом следует помнить, что не всегда приговор обвинительный. Встречаются ситуации, способные повлечь оправдание, амнистию, также могут осуждать, но после выпустить по УДО, чему способствует адвокатская помощь.

Границы компетенции

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]