Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

Чтобы узнать, как банки контролируют наличку в 2021-2022 году, посмотрите видеозапись вебинара «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году».
Оплатить картой и смотреть прямо сейчас

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Часто банки присылают клиентам запросы с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Но естественно, у многих формулировки банка вызывают, скорее, вопросы, чем конкретные ответы. Ведь, естественно, в подавляющем большинстве случаев речь не идет о терроризме.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.
Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

  • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
  • создание видимости законности получения доходов;
  • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Легализация доходов как преступление против правосудия и общественной безопасности

5 мая 2022 г. 14:40

Адвокатам рассказали о сложных вопросах квалификации преступлений по ст. 174 и 174.1 УК РФ

5 мая в рамках очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов лекцию на тему «Легализация (отмывание) преступных доходов» прочитала заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН, доктор юридических наук, профессор Людмила Букалерова.

Начав с того, что занимающая особое место в структуре преступности и являющаяся вторичной преступной деятельностью легализация (отмывание) преступных доходов придает практический смысл и зачастую детерминирует первичную преступную деятельность, лектор привела данные Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ (Банка России), согласно которым в 2022 г. объем вывода средств за рубеж составил 96 млрд руб., обналичивание денег – 326 млрд руб.

Несмотря на незначительное количество привлекаемых ежегодно к уголовной ответственности лиц по ст. 174 и 174.1 УК РФ, преступления эти довольно распространены и имеют высокую латентность. Основными документами, регламентирующими противодействие рассматриваемым составам, являются Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем».

По оценкам Росфинмониторинга, в России ежегодно легализуется 250–300 млрд руб., при этом правоохранительными органами выявляется порядка 30 млрд руб. легализованных криминальных доходов.

Следует учитывать, что в соответствии с официальным определением легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Основываясь на примерах судебной практики, Людмила Александровна подробно остановилась на элементах составов преступлений, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

В теории уголовного права нет однозначной оценки правовой природы легализации (отмывания) преступных доходов, сложилось несколько основных подходов: легализация преступных доходов рассматривается как преступление против правосудия и как преступление против общественной безопасности. Природа легализации (отмывания) преступных доходов рассматривается двойственно в зависимости от цели совершения преступления: если цель такого деяния заключается в возможности для виновного свободно распоряжаться добытыми криминальными доходами, то данное преступление посягает на отношения правосудия; если же цель легализации (отмывания) преступных доходов заключается в совершении последующих преступлений, то вред причиняется отношениям общественной безопасности.

В ходе лекции эксперт дала развернутое определение предикатных преступлений. Результаты изучения 126 приговоров, вынесенных за четыре года российскими судами по фактам легализации преступных доходов, показали, что наиболее часто источником отмываемых доходов служили: преступления против собственности (54,2%), незаконный оборот наркотиков (21,2%), коррупционные преступления в частной (непубличной) сфере (злоупотребления полномочиями в коммерческой организации) (8,6%), экономические преступления (5,3%). При этом легализация (отмывание) преступных доходов не является самостоятельным преступлением, а лишь направлена на «обслуживание интересов» лица, совершившего предикатное преступление.

При анализе предмета преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, отдельное внимание спикером было уделено положениям Пленума ВС РФ, который утвердил Постановление от 26 февраля 2022 г. № 1 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»».

ВС РФ указал, что при отмывании денег может использоваться криптовалюта, поэтому предметом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ) могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенные в результате совершения преступления.

Применительно к вопросу о предмете легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, возникает вопрос о возможности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, приобретенных в результате преступлений против интеллектуальной собственности.

Все свои выводы лектор подкрепляла многочисленными примерами судебной практики.

Особое внимание Людмила Букалерова обратила на тонкости определения объективной стороны состава преступлений. Она назвала важным, что совершение финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным преступным путем, исключительно с целью его выведения из оборота не образует состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ. Таким образом, для констатации наличия в действиях виновного специальной цели легализации необходимо, чтобы результатом совершения финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным преступным путем, стало введение этого имущества в легальный оборот.

Однако, по словам эксперта, судебная практика неоднозначна: есть приговоры, которыми подсудимые оправданы в отмывании преступных доходов. Суды, несмотря на аналогичные действия подсудимых, не установили наличие цели придания правомерного вида преступным доходам. В частности, в приговоре Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2022 г. по делу № 2-5/2017 указывается: «Совершение преступлений с использованием финансовых институтов с целью конспирации способа получения дохода от участия в преступном сообществе и незаконного сбыта наркотических средств охватывается соответствующими преступлениями. При этом совершение финансовых операций с денежными средствами, полученными преступным путем, в целях личного потребления не образует состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ».

Лектором рассмотрен достаточно проблемный вопрос о том, необходим ли судебный приговор для признания доходов от предикатного преступления преступными. По этому поводу Генеральный прокурор РФ в Информационном письме от 25 ноября 2004 г. № 12/2-04 указал, что установление «факта получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления, не означает наличия вступившего в законную силу обвинительного приговора суда, установившего событие основного преступления».

Преступный способ получения лицом денежных средств или иного имущества следует подтверждать совокупностью доказательств, собранных при производстве предварительного следствия, подчеркнула Людмила Букалерова.

Затем она подробно остановилась на способах выявления подозрительных операций, отметив, что зачастую отмывание денежных средств осуществляется при перемещении их (или материальных ценностей) за границу: за счет банковских операций; за счет экспортных операций; иными способами.

Рассмотрены четыре момента окончания легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Также проанализированы вопросы ответственности юридических лиц. Так, в конце мая 2022 г. Федеральная резервная система США вновь оштрафовала крупнейший немецкий банк Deutsche Bank на 41 млн долларов (37 млн евро) за неспособность принять достаточно мер для предотвращения отмывания денег из России.

Исследована цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ. Эта цель, по словам эксперта, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.

Также в ходе онлайн-лекции особое внимание спикер уделилал квалифицированным видам легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. В частности, она рассмотрела пять вариантов деятельности организованных преступных групп в процессе отмывания денег.

В завершение выступления Людмила Букалерова сообщила, что наиболее эффективной формой освобождения от уголовной ответственности с целью пресечения предикатного преступления является деятельное раскаяние. Применение данного института позволит выявить и пресечь предикатные преступления на любой стадии.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь, с ответами на вопросы зрителей здесь.

Обращаем внимание, что сегодня, 5 мая, вебинар будет доступен до 00.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в воскресенье, 10 мая.

ПоделитьсяРаспечатать Прямая ссылка на материал:
Поделиться

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

В законе от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не указан конкретный перечень предоставляемой информации.
Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Какое наказание предусмотрено современным законодательством

Обнал может попасть под одну или сразу несколько из перечисленных ниже статей.

Ст. 199 и 199.1 Уклонение от выплаты и Неисполнение обязанностей налогового агента влечет за собой штраф до 500 тыс. руб., 5 лет принудительных работ, 6 лет лишения свободы и 3 года запрета на ведение предпринимательской деятельности. Кроме того, контролеры отыщут все сделки с однодневками и обяжут довыплатить налоги.

Ст. 327. Подделка документации влечет за собой штраф до 80 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на 4 года. Так как договора с подставными фирмами фактически не исполняются, то являются фиктивными.

Ст. 171. За незаконное ведение предпринимательской деятельности ответственность несет директор подставной организации. В этом случае штраф может достичь 500 тыс. р., до 5 лет лишения свободы или принудительных работ.

Ст. 172. По этой статье ответственность наступает редко, однако контролеры иногда пытаются «пришить» нелегальную банковскую деятельность. Штраф до 1 млн., работы на 5 лет или лишения свободы на 7 лет.

Ст. 174, в частности пункт 1. За отмывание денег грозит штраф до 1 млн. р., дисквалификация, принудительные работы на 5 или лишение свободы на 7 лет.

Как работает принцип «знай своего клиента»?

Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т. д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности. Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д.
К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка;
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

  • денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
  • покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
  • покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

Есть ли легальные способы вывода средств

Самый обычный способ обналичивания, которым пользуются многие компании – это выплата дивидендов. Чтобы налоговая не усмотрела в этой операции злой умысел, необходимо:

  • Провести собрание учредителей и составить соответствующие документы.
  • Выплачивать дивиденды не чаще 4 раз в год.
  • Компания должна соответствовать критериям финансовой стабильности до и после перевода средств.
  • Каждый учредитель обязан выплатить налог с полученной прибыли. Это значит, что владелец бизнеса вынужден платить налоги дважды.

Еще один вполне легальный вариант – назначить себя директором и платить самому себе зарплату. Это также абсолютно легальный вариант.

В этом случае заработную плату, а также страховые взносы можно записать в расходы и таким образом снизить налоговую нагрузку на предприятие.

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

Многие бенефициары хотят остаться «инкогнито». Но с 2022 года ужесточены требования к бенефициарам и теперь необходимы:

  • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Серые схемы

Одна из самых распространенных схем – выдача займа. Согласно закону юридическое лицо имеет право выдать заем, кому угодно, включая собственника предприятия.

Затем по статье 415 ГК РФ этот долг можно самому себе простить. Такая схема может использоваться единоразово, в противном случае она привлечет внимание контролеров, которые могут усмотреть в ней уклонение от выплаты налогов.

Другой способ – выдача в подотчет. Это значит, что собственник бизнеса сам себе выдает деньги командировочные, транспортные, представительские и прочие расходы.

Если грамотно подготовить документы и обосновать все траты, то налоговая ничего не заподозрит, однако это все равно незаконно.

Выводы

Сам вывод средств со счетов юридического лица не является преступлением, поэтому за него не предусматривается никакая ответственность. Тем не менее, нередко учредители и владельцы прибегают к способам, которые могут быть расценены, как незаконные.

Мы крайне не рекомендуем прибегать к серым и черным схемам обнала, так как наказание по статьям очень строгое и не может оправдать возможную выгоду.

Если вам понравилась статья про ответственность за обналичивание денежных средств, подпишитесь на обновление нашего блога. Не забудьте поделиться ею в социальных сетях со своими друзьями!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]