Общая характеристика и виды транспортных преступлений

Преступления, совершаемые против безопасности движения, пресекаются и наказываются, потому что они посягают на нормальное функционирование средств транспорта, ввиду чего может последовать причинение вреда здоровью или даже жизни граждан. В исключительных случаях по результатам совершения таких преступных деяний, человек получает вред имущественного, морального и организационного характера.

Особенности расследования преступлений, совершенных на транспорте, также регламентированы законодательством, поэтому этапы расследования и привлечения виновных граждан к ответственности содержатся в законодательных актах, и не могут быть проигнорированы или нарушены.

Состав и криминалистическая характеристика преступления

Основное противоправное деяние, возникающее в данной сфере — это умышленное нарушение человеком правил безопасного движения и выпуска в эксплуатацию автотранспорта и прочих машин. Именно по этой причине криминалистический состав преступления, чаще всего, определяется, исходя из характеристик именно этих двух правонарушений.

По нормам российского законодательства, к понятию «дорожно-транспортного происшествия» могут быть отнесены не только бытовые ситуации, но и ряд исключительных случаев, которые люди, по ошибке, не относят к данной категории правонарушений.

  1. Столкновение двух ТС.
  2. Наезд транспортного средства на гужевой транспорт, пешехода.
  3. Выпадение пассажира из автомобиля.
  4. Переворот транспорта.
  5. Прочие происшествия на дороге с участием транспорта (к примеру, падение автомобиля с обрыва).

Благодаря такому грамотному определению, в случае возникновения или совершения угрозы для безопасности дорожного движения, уполномоченные лица могут определить виновника ДТП, который впоследствии будет привлечен к ответственности.
Криминалистическая характеристика преступного деяния состоит из нескольких взаимосвязанных характеристик ДТП, обстоятельств случившегося, личных свойств участников произошедшего, в частности, особенностей их поведения.

Защита по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Защита уголовного адвоката по транспортным преступлениям предполагает свою специфику. По таким делам опытный транспортный адвокат или автоадвокат обеспечит необходимую защиту по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Эффективная защита по транспортным преступлениям возможна при своевременном обращении за юридической помощью, чем более раннее обращение к адвокату последовало после совершенного деяния, тем более высоки шансы на благоприятный исход дела.

Преступления, которые посягают на безопасность движения, эксплуатацию транспортных средств

Нарушение правил, касающихся безопасности движения отдельных видов транспорта

Предмет такого противоправного деяния — средства транспорта, используемые для общих и личных перевозок. Нарушением, за которое виновное лицо может быть привлечено к мерам ответственности, считается любое отступление от правил эксплуатации движущегося транспорта.

В частности, к таким отступлениям могут быть отнесены:

  1. Проезд ТС на красный сигнал светофора.
  2. Несоблюдение установленного маршрута (для общественного транспорта).
  3. Отступление установленных заводом-производителем требований по техническому обслуживанию автотранспорта.
  4. К управлению ТС были допущены посторонние лица.
  5. Непринятие мер, которые направлены на обеспечение безопасности перевозимых пассажиров.
  6. Отказ человека от исполнения своих трудовых обязанностей, в том случае, когда такое самостоятельное решение работника противоречит нормам законодательства (есть соответствующее указание в должностной инструкции, отдельных нормативных актах).
  7. Обязательный признак, который свидетельствует о наличии состава правонарушения заключается в наличии вредных последствий: причинение здоровью человека вреда или ущерба в крупном размере (по нормам этой статьи крупный ущерб составляет 1 000 000 рублей), смерть человека.
  8. Как правило, такая вина выражается в форме неосторожности. Исключение составляют только те случаи, когда человек намеренно уклоняется от исполнения своих должностных обязанностей, однако даже такое противоправное деяние будет считаться совершенным по неосторожности, из-за отсутствия прямого умысла.

Данным законодательным актом предусмотрены следующие меры ответственности:

  1. Штраф, размер которого должен быть не более 300 000 руб.
  2. Ограничение свободы осужденного на срок до 4 лет.
  3. Выполнение осужденным принудительных работ, максимальный срок которых не должен превышать 2 лет.
  4. Административный арест на максимальный срок до полугода.
  5. Заключение под стражу на срок до 2 лет.

Нарушение правил эксплуатации и движения транспорта

Вопросы, касающиеся статьи 264 УК РФ, определены отдельным Постановлением Пленума Верховного суда.
Преступное деяние, совершенное виновным лицом, посягает на безопасность использования средств транспорта, — это основной объект преступления. Дополнительным объектом деяния также является жизнь и здоровье человека, который управляет транспортом, является пассажиром или случайным участником ДТП.

Важно! Предмет противоправного деяния — это механическое транспортное средство. Причем нормами этой статьи регламентированы также и автомобили, которые используются не только для передвижения, но и для удовлетворения иных нужд. Скачать для просмотра и печати:

Статья 264 Уголовного кодекса РФ

Недоброкачественный ремонт транспорта, выпуск автотранспорта в эксплуатацию с различными техническими неисправностями

Объектом преступлений, определенных в статье 266 Уголовного кодекса РФ, являются:

  1. Некачественное восстановление транспорта после выявления повреждений.
  2. Выпуск машины в эксплуатацию, при том, что специалистам было известно о его некачественном техническом состоянии.

Под ремонтом автомобиля понимается выполнение работ, направленных на восстановление работоспособности автомобиля или иного вида транспорта, у которого есть повреждения.

При рассмотрении таких дел, уполномоченному лицу необходимо установить причинно-следственную связь между некачественным ремонтом автомобиля и его выпуском в эксплуатацию, возникшими негативными последствиями.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 266 Уголовного кодекса РФ

Приведение транспортных средств или путей сообщения в негодность

Объект такого противоправного деяния — это безопасные условия, при которых возможна нормальная эксплуатация транспорта.
Объективная сторона противоправного деяния заключается в разрушении и повреждении транспортного средства, что может повлечь за собой следующие последствия:

  1. Причинение материального вреда в крупном размере, — минимальный размер такого ущерба должен быть не менее 1 000 000 рублей.
  2. Гибель человека или причинение тяжкого вреда здоровью.

Нарушение правил для безопасной работы автотранспорта и иных машин

Нарушение предусмотренных законом и заводом-производителем правил эксплуатации автотранспорта или иного вида транспорта, при условии, что такие действия были совершены хулиганами, влечет за собой привлечение виновного лица к ответственности, размер которой не превышает 300 000 руб.

Кубанское агентство судебной информации

Савченко В.А., кандидат юридических наук, доцент Государственного морского университета им. Адмирала Ф.Ф.Ушакова, федеральный судья в почетной отставке

Статья опубликована: Судебные ведомости. 2016. № 1(55).

Отрасль материального производства, обеспечивающая перемещение грузов в процессе хозяйственной деятельности государства, именуется транспортной. Видами транспорта являются: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный. Водный транспорт является одним из составляющих и важных видов транспорта.

Водный транспорт — это морской, речной и озерный транспорт. В его состав включаются морские, речные и озерные суда. В объем понятия водного транспорта входят как плавучие средства, так и объекты инфраструктуры — маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, для добычи биоресурсов, научно-исследовательской деятельности.

Правовые отношения, возникающие при использовании водного транспорта, исходят из конституционных принципов, норм Гражданского кодекса РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, иными федеральными законами. Также эти отношения регулируются нормативными актами Президента РФ, правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти1.

На основании Федерального закона от 18.07.2011 №242 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» п.4 ст. 39 Кодекса изложен в следующей редакции:

«В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта»2.

Указанные правовые нормы определяют права и обязанности участников правоотношений в процессе использования водного транспорта.

Водный транспорт состоит из двух подвидов – морской и внутренний водный. Оба эти подвида включают в себя: суда осуществляющие перевозки людей и грузов; проводящие научно-исследовательские, изыскательские и другие работы на море, реках, озер, водохранилищах и искусственных каналах.

Роль водного транспорта для народного хозяйства России неизмеримо велика. Территория страны омывается водами 14 морей и трех океанов, испещрена многочисленными реками и озерами многие из которых являются судоходными. Это говорит об огромном природном богатстве нашей страны в водных ресурсах и возможности развития сети водных путей сообщения. В этой связи водный транспорт представляет собой, неотъемлемую и важную часть всего транспортного обеспечения страны.

Морской транспорт имеет стратегическое значение в транспортной системе России, позволяющее беспрепятственное сообщение с другими странами мира. Протяженность морских границ России составляет 44300 км. при общей протяженности границ государства 58600 км. По объему грузооборота он стоит на третьем месте после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Речные пути используют для транспортировки лесных грузов в плотах, при перевозках нефти, нефтепродуктов, каменного угля, минеральных удобрений и строительных материалов. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России в настоящее время составляет 94 тыс. км

В настоящее время перед нашей страной в транспортной системе встают новые задачи глобального масштаба: вступление России в ВТО, возрастание роли России как транспортного коридора между Европой, регионом Дальнего Востока и странами Азии. В связи с глобальными изменениями климата планеты, – таяния льдов Арктики, налаживается регулярное судоходство по Северному морскому пути. С учетом большой значимости водного транспорта в развитии и укреплении экономической мощи страны, вызывается необходимость использования его с максимальной эффективностью. В этой связи востребовано постоянное изучение и устранение негативных факторов, тормозящих его развитие, минимизации количества правонарушений и преступлений в этой сфере деятельности государства.

Протяженность морских границ России обусловливают потребность обеспечения безопасности ее транспортных коммуникаций, а это, соответственно, порождает необходимость достаточного количества и качества работы силовых структур, наличия соответствующей нормативно-правовой базы. В этой связи, реальной задачей является разработка новой нормативно – правовой базы взамен устаревшей и кардинальное укрепление соответствующих силовых структур, вплоть до укрепления в области обороны государства.

Вызывается необходимостью принятие мер по укреплению транспортной безопасности не только на национальном, но и международном уровне. Проведенными в последние годы российскими учеными исследованиям берегов Арктики установлено, что протяженность арктического шельфа России значительно больше размеров, чем предполагалось ранее, там обнаружены огромные запасы полезных ископаемых. Добыча и транспортировка полезных ископаемых приведут к необходимости расширения морских перевозок. В свою очередь, увеличение морских перевозок должно обусловливать их безопасность.

Транспортная деятельность в целом и водного транспорта, в частности, представляет собой сложный технологический процесс и обеспечение в нем должного правопорядка должно быть строго регламентировано правовыми и техническими нормами. Исходя из специфики использования транспортных средств, наличия особых рисков и возможных тяжких последствий при авариях и катастрофах, законодатель выделил составы транспортных преступлений в отдельную главу 27 Уголовного кодекса РФ.

Это обусловлено тем, что количество транспортных средств неизмеримо возрастает, что неминуемо приводит к росту транспортных происшествий, гибели людей, причинению значительного материального ущерба. Указанная глава содержит перечень преступлений, посягающих на безопасное функционирование транспортных средств. Выделенные в эту главу преступления объединены единым родовым объектом, которым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации всех видов транспорта.

Нормами статей, содержащихся в гл. 27 УК РФ, защищаются общественные отношения, возникающие при использовании различных видов транспорта от угрозы причинения ущерба объектам безопасности. В этой связи понятие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно определить как предусмотренное уголовным законом виновно совершаемое общественно опасное деяние, последствиями которого являются нарушение и ущемление общественных отношений в сфере безопасности функционирования транспорта. Основными объектами уголовно-правовой охраны в этих нормах являются: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Водный транспорт представляют собой весьма специфичную сферу оперативного обслуживания. Он относится к категории особого риска, так как характеризуется потенциальной опасностью при эксплуатации и высокой уязвимостью, а также нередко является источником техногенных и экологических катастроф. Происшествия, связанные с повреждениями и гибелью судов, зачастую влекут многочисленные человеческие жертвы, существенный материальный ущерб, значительные отрицательные экологические последствия. Особую опасность представляют при этом нарушения предусмотренных правовых и технических норм, незаконное вмешательство в деятельность этого вида транспорта, так называемый «человеческий фактор».

В ст. 1 Федерального Закона №16 от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности» указывается: «акт незаконного вмешательства — это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий»3.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на объектах водного транспорта. в соответствии с действующим законодательством возложены на органы внутренних дел и внутренние войска МВД России. Свою работу в этом направлении они координируют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Эта деятельность направлена на защиту законных интересов граждан, охрану государственных границ, борьбу с контрабандой, незаконным оборотом морских биоресурсов, пресечение правонарушений в хозяйственной деятельности и использования федерального имущества в морских портах и других преступных проявлений.

Значительные функции в этой работе возложены на органы водной полиции. Основное направление деятельности водной полиции — это борьба с преступностью на объектах водного транспорта, обеспечение безопасности жизни, здоровья, граждан сохранности их имущества. Большое внимание уделяется мероприятиям антитеррористической направленности, предотвращению массовых беспорядков, террористических актов и иных тяжких преступлений, обеспечению общественного правопорядка и безопасности во время проведения спортивных, культурно-массовых и общественно-политических мероприятий.

В транспортной системе и на водном транспорте, в частности, совершаются помимо специальных также и иные виды преступлений, предусмотренные различными главами Уголовного кодекса – это, прежде всего, хищения, злоупотребления служебным положением, мошенничество, служебный подлог, взяточничество, причинение телесных повреждений и др. Однако наиболее распространенными преступлениями на водном транспорте являются хищения чужого имущества. В процессе транспортировки грузов в портах и на пристанях скапливается значительное количество грузов, представляющих материальную ценность, которые могут являться предметом краж. С учетом особой специфики использования водного транспорта в процессе выявления и раскрытия совершенных преступлений возникают серьезные сложности. Они связаны с концентрацией больших людских потоков, протяженностью пути следования грузов и длительности времени нахождения его от отправителя к получателю. В этой связи возникает возможные последствия утраты доказательств, не установления очевидцев, свидетелей, что затрудняет оперативную и следственную работу. Поэтому раскрытие и расследование уголовных дел на водном транспорте требует от сотрудников правоохранительных органов высокой профессиональной подготовки, опыта, умения правильно и своевременно распределять свои действия и свое рабочее время, большой организованности и собранности.

На профилактику и выявление указанных преступлений направлена, в первую очередь, деятельность внутренних дел на водном транспорте. Одним из направлений в этой работе является борьба с правонарушениями и преступлениями в хозяйственной деятельности и использовании федерального имущества в морских портах РФ.

Водной полицией проводятся профилактические и оперативные мероприятия по пресечению попыток контрабандного ввоза на территорию страны оружия, наркотических и психотропных средств. Принимаются меры по выявлению преступлений против государственной власти и интересов государственной службы, против интересов службы в коммерческих и иных органов. Уделяется при этом значительное внимание предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений в сфере добычи, переработки и обороте водных ресурсов. Решение этих вопросов возлагается на подразделения Департамента экономической безопасности (ДЭВ) МВД России.

Деятельность органов внутренних дел на транспорте направлена, в частности, и на пресечение правонарушений в хозяйственной деятельности и использовании федерального имущества в морских портах РФ, в направлении декриминализации морских портов. Принимаются меры по выявлению преступлений против государственной власти и интересов государственной службы, против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Наиболее опасными формами незаконного вмешательства в деятельность транспорта являются террористические акты. Проблемы терроризма в мировом и национальном уровнях не могли не коснуться и водного транспорта. Ее резкое обострение вызвало происхождение такого понятия как «транспортный терроризм». К преступлениям, совершаемым на водном транспорте можно отнести и пиратские захваты судов в собственность пиратов, либо с последующим требованием их выкупа.

Последние годы нарастает опасность нового вида преступлений – кибератаки на системы управления транспортом. Массированные кибератаки на отдельно хозяйствующие субъекты, а иногда и на целые государства стало объективной реальностью. Развитие транспортной системы немыслимо без внедрения информационных систем, вместе с тем, сами информационные системы весьма уязвимы. Любой непреднамеренный или умыщленно созданный сбой в информационных системах может привести к тяжелым непредсказуемым последствиям. Может быть парализована отправка и прием судов, перевозка пассажиров и перевоз важных грузов, приведение в критическое состояние опасных грузов и др. Зачастую злоумышленники «заражают» информационные программы вредоносными вирусами, которые выводят эти программы из строя с причинением значительного ущерба.

Порою в создании вредоносных программ принимают участие спецслужбы и даже правительства отдельных стран.

Возможные кибератаки стали серьезной проблемой в транспортной отрасли. Решение этой проблемы вызывает необходимость проведения как организационных, технических, так и законодательных мер.

По оценкам специалистов, около четверти компьютеров, подключенных к Интернету во всем мире, может быть заражено и использоваться злоумышленниками в своих интересах. Сами пользователи в большинстве случаев об этом не догадываются. Усугубляет ситуацию то, что часто потребители не применяют специальные антивирусные программы4.

Необходимо создание и использование отечественных специальных программных комплексов, способных обнаруживать и уничтожать вредоносные вирусы, необходима надежная защита всей компьютерной сети страны. Представлялось бы целесообразным законодательно установить обязанность всех владельцев информационных систем обеспечивать их надежную защиту с использованием современных технологий5.

Некоторые авторы полагают, что с целью повышения уровня транспортной безопасности от новых видов угроз, связанных с развитием информационных технологий, необходимо законодательно установить административную ответственность за неиспользование соответствующих антивирусных комплексов.

Надзор за исполнением законодательства в сфере использования водного транспорта осуществляют специализированные прокуратуры – транспортные.

В их обязанность входит необходимость надлежащего прокурорского надзора и контроля за исполнением законов и подзаконных актов. Нормативной основой в этой деятельности прокуратуры является исполнение конституционных норм, Закона о прокуратуре РФ. Особая важность данного направления прокурорского надзора подчеркивается, в частности, тем, что в Генеральной прокуратуре РФ было создано и функционирует специальное управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, издано соответствующее положение о целях и задачах его создания.

Из текста указанного Положения следует, что «деятельность Управления направлена на обеспечение верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем организации и осуществления надзора за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами контроля на воздушном, железнодорожном, морском и внутренним водном транспорте таможенными органами, их должностными лицами, а также за соответствием законам, издаваемых ими правовых актов»6.

При установлении фактов нарушений закона прокуроры опротестовывают незаконные акты должностных лиц и органов водного транспорта, либо ставят вопросы перед дознанием и следственными органами о возбуждении уголовных дел. Так, в статье 37 УПК РФ, регламентирующей права прокурора в уголовном судопроизводстве, в частности, указывается: «…В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:.. 2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства».

Вместе с тем, по нашему мнению, отсутствие возможности по новому уголовно-процессуальному законодательству права у прокуроров на самостоятельное возбуждение уголовных дел тормозит оперативность борьбы с преступными проявлениями. В результате проводимых проверок и иных форм получения информации, зачастую у прокуроров имеются очевидные факты совершенного преступления, дающие повод и снования для возбуждения уголовного дела. Однако прокурор, не уполномоченный уголовно-процессуальным законом правом на возбуждение уголовного дела, вынужден направлять материалы органу дознания или предварительного следствие на предмет возбуждения уголовного дела. Если для дознавателей указание прокурора о возбуждении уголовного дела фактически является обязательным, то следователю подобного указания прокурор дать не может. Вследствие этого замедляются сроки возбуждения уголовных дел с момента совершенных преступлений, а, зачастую, и выносятся необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор, безусловно, вправе отменить подобные постановления, но следователь не лишен права выносить их неоднократно, что приводит к волоките, а порою и к необоснованному уводу от ответственности виновных лиц. Поэтому, по нашему мнению, законодательное ущемление прокуроров на право возбуждения уголовного дела представляется неоправданным.

Принимая во внимание, что в сфере использования водного транспорта имеется значительное количество дел корыстной и коррупционной направленности, полагали бы целесообразным законодательно восстановить институт конфискации имущества для лиц, привлекаемых к ответственности за эти виды преступлений. Считаем, что эта мера имела бы серьезное профилактическое воздействие и позволила бы государству возвращать значительные средства, незаконно изъятые из государственного оборота.

В вопросах повышения безопасности использования водного транспорта и минимизации в этой сфере преступных проявлений представляется необходимым дальнейшее развитие и совершенствование законодательной базы, повышение роли граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в укреплении законности, а также воспитания граждан в духе уважения к закону и понимания усилий государства в вопросах борьбы с преступностью.

1 См.: Ст. 1 и 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 7 марта 2001г. № 240-ФЗ.

2 См.: п.4 ст.39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.07. 2911 № 242- ФЗ).

3 См.: «Российская газета от 14.02.2007.

4 См.: От PIN-кода к кибервойне. Бизнесмен Евгений Касперский — о необходимости создания КиберМАГАТЭ. URL: https://www.izvestia.ru/ news/526680

5 См.: Мотин В.В. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при развитии современных информационных технологий. Транспортное право 2013. №2. С. 54.

6 См.:URL: https://www.computerra.ru /focus/317787.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Издательство «Эксмо», 2015. С. 26.

Методика расследования преступлений

При проведении расследования обстоятельств происшествия на дороге, специалистам важно правильно определить все нюансы случившегося, так как именно от этого зависит фиксирование аварий в едином реестре учета.

Первоначальный этап расследования состоит из нескольких отдельных процедур:

  1. Участники ДТП не должны покидать место происшествия. Ими должны быть вызваны сотрудники ГИБДД, которые осмотрят место происшествия и составят все необходимые документы.
  2. Если водитель скрылся с места происшествия, уполномоченные лица, прибывшие на место ДТП, должны осмотреть место аварии, опросить всех лиц, причастных к случившемуся или свидетелей, назначают экспертизы.

После проведения первоначальных мероприятий, по указанию сотрудников ГИБДД или ходатайству суда, назначается проведение автотехнических и судебно-медицинских экспертиз.

В процессе такого расследования допускается проведение следственного эксперимента, который позволит определить виновника ДТП и установить все обстоятельства случившегося.

Задержанные в состоянии опьянения водители в США согласно данным работы часто садятся за руль после того, как они выпили пива и некоторое количество «крепкого» алкогольного напитка одновременно. Они также характеризуются тем, что при одной или нескольких судимостях за дорожные преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения за рулем, они имеют на своем счету также одно или несколько правонарушений в трезвом состоянии. Эта группа относится к среднему возрасту, имеет низкий социально-экономический статус, низкий уровень образования, расторгнутый брак и характеризуется большим количеством выпиваемого (часто в маленьких ресторанчиках). Специфическими для них конфликтными обстоятельствами являются поездки в ночное время (особенно по пятницам и субботам) после посещения различных злачных мест. Наиболее частыми признаками ДТП для них являются следующие: наезд на неподвижное препятствие, съезд с проезжей части, наезд на другое транспортное средство на перекрестке, повреждения передней части собственного транспортного средства.

Со времени установления взаимосвязи между общей преступностью и выделяющимся в дорожном движении отрицательным поведением, а также после исследований было установлено, что по мере увеличения индивидуальной склонности к совершению общих уголовных преступлений растет число транспортных правонарушений со случаями травматизма и смертельным исходом. Растет количество ДТП при выполнении «левых» поездок, число попыток водителей транспортных средств уклониться от ответственности, скрыться с места происшествия, число нарушений закона о получении водительских прав. Выделяющиеся своим поведением в дорожном движении водители, задержанные в состоянии алкогольного опьянения, и пытающиеся скрыться с места происшествия водители-преступники отличаются также более частым совершением общих социальных правонарушений. Преступники, имеющие на своем счету разнообразные уголовные правонарушения, более часто выделяются в дорожном движении, чем прочие преступники. По аналогии с упомянутой гипотезой для объяснения взаимосвязи между биографическими данными и надежностью дорожного поведения автор работы видит взаимосвязь между общей преступностью и транспортной преступностью в том, что неадаптированное в обоих этих областях поведение имеет одну и ту же характерологическую основу.

Обобщение

Вопрос о том, должен ли производиться отсев кандидатов в водители и водителей, нельзя перекладывать на плечи некоей эмпирической науки, его должно решать общество. При соответствующем положительном решении непременно возникает вопрос о возможностях оптимизации критериев оценки водительского соответствия. Правильность и объективность психологического обследования должны оцениваться тем, будет ли число ошибающихся водителей и конфликтных обстоятельств при психологическом отсеве меньше, чем без него.

В настоящее время еще нет единого критерия водительского соответствия. Отсев кандидатов в значительной мере сводится к исключению по медицинской непригодности. В транспортной психологии есть понятие личной предрасположенности водителей к ДТП, которая является апостериорно-вероятностной на основе статистических данных об увеличении числа попаданий его в ДТП за определенное время. Выводимое отсюда понятие «попадающий в ДТП» неубедительно, так как водители, имеющие в один период наблюдений много ДТП, в абсолютном большинстве в следующий период наблюдений достоверно не будут иметь столько же ДТП.

С другой стороны, есть понятие психологической предрасположенности к конфликтам как индивидуальная пониженная безопасность, не исключающая попадания в ДТП. Отсюда делается вывод о положительном значении водительского соответствия, в основу которого положена способность к адаптации в дорожном движении, включающая два первичных критерия — скорость достижения цели (транспортной производительности) и безопасность движения.

Оценка водительского соответствия определяется местом индивидуума по отношению к статистической норме. Предполагается, что наряду с общей эффективностью показателей можно применить и дифференцированную оценку личностных характеристик. Полученные эмпирическим путем результаты свидетельствуют главным образом о том, что эти методы действительно пригодны для транспортно-психологической оценки водительского соответствия. Наиболее показательны признаки зрительной способности, концентрация внимания, скорость реакции выбора, определенные опознавательные способности и личностные характеристики, а также систематизированные группы признаков водительского поведения, но уже в контрольных ездках. Ввиду хотя и относительно объективного, но почти не имеющего индивидуально-специфического оттенка такого метода, как анализ биографических данных, а также почти субъективного по своей сути метода анкетного опроса, их данные могут приниматься во внимание и заслуживают положительной оценки.

Возраст и опыт имеют прямую связь с надежностью дорожного поведения. Для специальной проверки эффективности этих двух параметров необходимы серьезные методические разработки, правда, необязательные для решения практических вопросов в области оценки водительского соответствия. Анализ результатов специальных проверок эффективности этой связи подтвердил, что юный возраст является сравнительно более серьезным фактором в отношении водительского несоответствия по критерию адаптивности, чем небольшой водительский стаж. С другой стороны, между возрастом и аварийностью, помимо группы водителей моложе 25 лет, имеется связь также в группе водителей старше 60 лет, несмотря на совершенно разные причины свершившихся и возможных ДТП.

Неоднократно подтверждена связь между числом общих преступлений и числом выделяющихся в дорожном движении недопустимых поступков, чреватых или , окончившихся дорожными происшествиями. При этом выделяются как лица с общей склонностью к совершению преступлений, которые имеют относительно высо-кую неприспособленность к дорожному движению, так и лица с резко отрицательным выделяющимся в дорожном движении поведением, которое довольно часто проявляется и в социальной сфере. Водители в состоянии алкогольного опьянения олицетворяют собой потенциальных транспортных преступников и здоровое общество должно бескомпромиссно лишать их водительских прав навсегда.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]