По таможенным правилам, свободно ввозить и вывозить можно только товары для личного пользования; товары, предназначенные для продажи, нужно декларировать и платить пошлину. Высокие ставки могут сделать бизнес не таким выгодным, поэтому некоторые дельцы прибегают к контрабанде. Кроме того, некоторые вещи просто нельзя перевозить легально с целью продажи: оружие, наркотики, некоторые предметы искусства.
Чтобы простому человеку случайно не оказаться контрабандистом, нужно изучить правила перевоза вещей. Например, в России наличности можно взять только на сумму $10 000 (но в любой валюте), ограничения также существуют по вывозу рыбы, чёрной икры и бриллиантов. Так, недавно россиянку, прилетевшую из Нью-Йорка, обвинили в контрабанде ювелирных изделий, потому что она не задекларировала часы Rolex стоимостью около 2,4 млн рублей.
Нюансы
Фантазия контрабандистов неисчерпаема, вот лишь некоторые из способов контрабанды:
- занизить таможенную стоимость товара;
- заявить код другого товара с более низкой пошлиной (серый груз);
- спрятать на себе (бриллианты в гипсе в знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» или проглоченные пакетики с героином);
- прорыть тоннель под границей;
- использовать дрон или радиоуправляемый плот;
- отдать человеку, которого не досматривают (например, дипломату)
- и др.
На Украине обнаружили 100-метровый подземный «водкопровод», пересекающий границу с Молдавией. Причём это не первый случай обнаружения нелегального спиртопровода на Украине.
Контрабанда культурных ценностей
Коллекционеров и торговцев произведениями искусства во все времена не останавливали границы и строгое законодательное регулирование оборота таких предметов.
Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей носит международный характер и порой связана с противодействием группам, специализирующимся на хищениях, перепродаже и незаконном вывозе за рубеж произведений искусства, старинных монет и других ценностей.
При этом привлечь внимание правоохранителей и подвергнуться уголовному преследованию по своему незнанию могут добропорядочные пассажиры и пользователи международных почтовых сервисов.
Перемещение культурных ценностей через границу
Для культурных ценностей установлен особый порядок перемещения через границу. Физические и юридические лица имеют право на вывоз, временный вывоз, ввоз или временный ввоз культурных ценностей.
При этом физические лица могут ввозить и вывозить культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых для личного пользования, с соблюдением установленных для перемещения таких предметов условий. Культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию гражданами с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД).
Согласно ст. 5 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» к таковым относятся движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.
Перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Союз), правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Так, перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Российской Федерации определен разделом 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Союза в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30. В перечень, в частности входят, входят произведения живописи, скульптуры, печатные издания, монеты, антикварное оружие, музыкальные инструменты и др.
Правовое регулирование ввоза или вывоза культурных ценностей с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.
В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (статья 29 Договора о Евразийском экономическом союзе), допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров, в том числе для охраны культурных ценностей.
Порядок ввоза и вывоза гражданами культурных ценностей
При ввозе физическими лицами в Российскую Федерацию, в том числе при их временном пребывании в стране, культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением ПТД.
Включенные в Единый перечень культурные ценности, иные предметы и документы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их стоимости и веса. При ввозе таможенному органу необходимо представить заключение уполномоченного эксперта об отнесении перемещаемых предметов к культурным ценностям. Соответствующий список экспертов по культурным ценностям с указанием специализации, в том числе осуществляющих экспертизу в аэропортах, размещен на сайте Министерства культуры.
Вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования возможен при наличии заключения (разрешительного документа) и также предусматривает подачу ПТД.
Вывоз ранее ввезенных в качестве товаров для личного пользования культурных ценностей осуществляется при представлении таможенному органу ПТД, оформленной при ввозе культурных ценностей, содержащей идентификационные признаки указанных культурных ценностей (наименование, автор, год создания, материал и техника создания, размеры и др.).
В остальных случаях вывоз (временный вывоз) осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного территориальным управлением Министерства культуры России, либо письменного уведомления об отсутствии необходимости разрешительного документа для вывоза.
В случае вывоза физическими лицами оружия, имеющего культурную ценность, но не отнесенного к антикварному оружию, помимо заключения (разрешительного документа), представляется заключение (разрешительный документ) Федеральной службы войск национальной гвардии.
Вывоз культурных ценностей физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами осуществляется на основании соответствующей лицензии.
Статьей 35.1 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены культурные ценности, не подлежащие вывозу без обязательства их обратного ввоза (имеющие особое значение, постоянно хранящиеся в государственных музеях и некоторые другие).
Минкультом разработаны методические рекомендации по оформлению документации при ввозе и вывозе культурных ценностей в Российскую Федерацию, которые размещены на сайте министерства.
Уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей
Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей могут повлечь уголовную ответственность по ст. 226.1 УК (контрабанда) или административную по одному из составов, предусмотренных гл. 16 КоАП (административные правонарушения в области таможенного дела). Также предусмотрена уголовная ответственность (ст. 190 УК) за невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством.
Так, статьей 226.1 УК предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей в крупном размере. Преступление относится к тяжким даже при основном неквалифицированном составе и наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Квалифицирующими признаками преступления являются совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения, применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также совершение преступления в составе организованной группы (при этом как признак отсутствует предварительный сговор, но он может быть признан судом отягчающим обстоятельством). Самая строгая санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет.
Контрабанда возможна путем незаконного перемещения культурных ценностей как через таможенную границу Союза, так и через государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза.
Естественно, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к культурным ценностям и их стоимость, для чего следователь и суд должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.
Согласно примечанию 4 к ст. 226.1 УК крупным размером культурных ценностей признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.
Наиболее типичным способом незаконного перемещения физическими лицами культурных ценностей является их провоз пассажирами в багаже при следовании автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. Нередки случаи пересылки культурных ценностей в международных почтовых отправлениях. Выявляются такие факты в ходе таможенного досмотра багажа или МПО.
Способы контрабанды
Контрабанда культурных ценностей возможна путем их перемещения вне установленных мест, с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или недекларированием, а также с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о таких ценностях.
Сокрытие культурных ценностей от таможенного контроля представляет собой совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинные свойства, в том числе придание одним предметам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах.
Недекларирование как способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований по декларированию товаров, то есть заявлению таможенному органу в установленной форме сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и иных необходимых сведений. Возможно путем не заявления таможенному органу культурных ценностей либо их части (не заявляется часть культурных ценностей, либо при перемещении нескольких предметов в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном из них, либо таможенному органу представляются культурные ценности, отличные от тех, сведения о которых были заявлены в таможенной декларации).
Если декларантом заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения, то указанные действия рассматриваются как недостоверное декларирование товаров.
Также контрабанда возможна путем предоставления таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения культурных ценностей документов, содержащих недостоверные сведения о ввозимых или вывозимых предметах.
Незаконное перемещение предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК. Если лицо использует подделанный им же официальный документ, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 327 и 226.1 УК РФ.
Что будет с изъятыми культурными ценностями?
По делам данной категории применяются положения главы 15.1 УК о конфискации предметов незаконного перемещения через границу и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды.
В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды обращаются по решению суда в собственность государства. При этом споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Заключение
Как показывает практика, зачастую граждане не декларируют перевозимые предметы из-за банального незнания таможенного законодательства, порядка ввоза и вывоза культурных ценностей, а также не осведомленности о том, какие предметы запрещено перемещать через границу. При пересылке предметов в международных почтовых отправлениях отправители и получатели не проверяют запрещены ли они к перемещению данным способом, не обращаются к актуальным информационным ресурсам Минкульта, таможенных органов и почтовых служб.
Транспортировка культурных ценностей строго контролируется. Чтобы не стать фигурантом уголовного дела, необходимо серьезно подойти к вопросу оформления разрешительной документации и заранее предусмотреть все нюансы перемещения культурных ценностей через границу.