К какому конституционному праву относится тайна переписки и в чем она заключается
В ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки и различных сообщений (почтовых, телеграфных и иных) провозглашается совместно с таким смежным правом, как тайна телефонных переговоров. Эти права являются важным аспектом института неприкосновенности частной жизни, а также частью личного статуса человека.
Конституционным правом на тайну переписки обеспечиваются разнообразные способы передачи конфиденциальной информации независимо от носителя, например:
- бумажные письма, корреспонденция;
- СМС-сообщения;
- письма, отправляемые посредством интернета на электронную почту;
- сообщения, пересылаемые посредством разнообразных мессенджеров (Whatsup, Viber);
- сообщения в социальных сетях.
Одинаково гарантируется Конституцией РФ тайна переписки, осуществляемой посредством учреждений связи (почты, телеграфа), и индивидуального обмена сообщениями в любой форме.
ВАЖНО! К тайне относится не только само содержание передаваемых писем и сообщений, но и сведения о получателе, количестве переданных сообщений, времени их отправки (так называемые сведения о соединениях, определение Конституционного суда от 02.10.2003 № 345-О).
При этом субъектом данного права является любое частное лицо, ведущее обмен сообщениями и предпринимающее действия по сохранению и защите конфиденциальности передаваемой информации. Соблюдать же тайну переписки обязаны:
- любые частные лица, которым не адресованы сообщения;
- государство в лице его представителей — государственных органов и должностных лиц.
Правоохранители хотят получать доступ к переписке граждан без судебного решения
Минкомсвязи совместно с МВД, ФСБ и Минэкономразвития подготовили законопроект, которым предусматривается, что собственники или иные владельцы технологических сетей связи, имеющих номер автономной системы, обязаны обеспечивать хранение на территории РФ информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий. По требованию органов, осуществляющих ОРД или обеспечение безопасности России, такая информация должна передаваться для выполнения возложенных на эти органы задач.
Предусматривается также, что собственники или иные владельцы сетей связи должны будут приостанавливать оказание пользователям услуг на основании мотивированного решения одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД или обеспечение безопасности России, и возобновлять на основании решения суда или мотивированного решения того, кто принял решение о приостановлении.
В комментарии «АГ» член Совета ФПА РФ Елена Авакян указала, что положения законопроекта грубым образом нарушают нормы ч. 2 ст. 23 Конституции в части обеспечения права на тайну переписки. Она отметила, что, исходя из толкования этой конституционной нормы, данного различными судебными инстанциями, включая ЕСПЧ (Определение Конституционного Суда от 2 октября 2003 г. № 345-О, Постановление ЕСПЧ по делу «Роман Захаров против России», решение Верховного Суда от 25 сентября 2000 г. № ГКПИ00-1064), к информации, охватываемой понятием «тайна переписки», относится не только информация о содержании письма, но и служебная информация об отправителях письма и адресатах его получателя.
По мнению Елены Авакян, предусмотренная законопроектом модель регулирования не только противоречит Конституции в части возможности предоставления доступа к информации обо всех сообщениях «уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» без соответствующего решения суда, но и посягает на само право гражданина на свободу в его широком толковании, так как предоставляет возможность бесконтрольного и произвольного отключения услуг связи для любого лица по указанию неких «руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».
«Таким образом, судебный контроль за вмешательством в частную жизнь граждан фактически устраняется и бремя обращения в судебные инстанции перекладывается на гражданина, которому фактически предлагается бегать за “правоохранителями” в попытках обжалования их действий по приостановлению услуг связи, что в современных условиях, когда львиная доля всех жизненных потребностей граждан реализуется через мобильные телефоны и онлайн-сервисы, когда большая часть финансовых операций совершается через онлайн-приложения банков, когда юридически значимая переписка с государственными органами ведется через портал государственных услуг, фактически означает полное блокирование жизни человека, то есть ограничение его свободы в новой цифровой реальности. Полагаю, что если и можно нанести больший урон цифровой трансформации общества и популяризации цифровых технологий у населения, чем принятие этого законопроекта в предлагаемой редакции, то весьма затруднительно», – резюмировала Елена Авакян.
Партнер АБ «ЗКС» Алексей Буканёв посчитал, что поправки в закон являются последовательной политикой государства по возможности контролирования передачи данных различными видами связи. Он заметил, что изменения действительно помогут оперативным сотрудникам в раскрытии преступлений и привлечении виновных к уголовной ответственности. «С развитием технологий передачи данных для выявления преступлений требуются и новые возможности для фиксирования преступлений. При законном и надлежащем правоприменении это действительно поможет сотрудникам правоохранительных органов в защите прав и интересов граждан и государства. Однако в современной России данная норма будет чаще применяться для тотального контроля за гражданами, их переговорами и обменом информацией в любом виде», – полагает эксперт.
По его мнению, принятие законопроекта также существенно затормозит развитие телекоммуникационных сетей, в частности 5G, поскольку многократно вырастет финансовая нагрузка на собственников сетей для покупки необходимого оборудования для хранения громадного объема информации. «Государство облегчает работу оперативникам, но значительно усложняет, а может, даже “губит” развитие сетей. Кроме того, часть финансовой нагрузки будет возложена на обычных граждан в связи с увеличением стоимости тарифов», – указал Алексей Буканёв.
Он также обратил внимание на незаконное и противоречащее Конституции положение о том, что приостановление оказания пользователям услуг связи может быть на основании мотивированного решения одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ.
Адвокат АП Московской области Ольга Карлова подчеркнула, что предложенные изменения делают абсолютно бессмысленными положения ч. 2 ст. 23 Конституции, согласно которой каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Кроме того, поправки полностью уничтожают основополагающее право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
«Это именно тот хрупкий момент и та тонкая грань, перейдя которую, государство превращает частную жизнь человека в личное достояние уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ (а точнее, конкретных должностных лиц из этих органов). Ведь, как видно из предложенных изменений, этим органам, перечень которых к тому же является открытым, даже и судебное решение не нужно. На мой взгляд, это просто чудовищно», – указала Ольга Карлова.
Адвокат заметила, что доступ к такой информации можно иметь тайно, а полученные сведения использовать по своему усмотрению. Также, согласно положениям законопроекта, обоснование перед судом необходимости запроса информации о конкретном лице, в отношении которого имеются обоснованные предположения о его причастности к преступной деятельности, не требуется.
Ольга Карлова обратила внимание на то, что суд исключен и из ситуаций приостановления оказания пользователям , – указала адвокат.
По ее мнению, бороться с преступностью во всех ее проявлениях, в том числе и с помощью возможности доступа правоохранительных органов к переданной различными способами информации, необходимо, однако прежде всего и, безусловно, важно обеспечить гарантии полной сохранности информации от возможной «утечки», а также возможность доступа к данной информации правоохранительных органов только по согласованию с надзирающим органом – прокуратурой и только после получения разрешения суда на такой доступ, которое должно быть мотивированным и обоснованным.
Законодательные гарантии права на тайну личной переписки
Основная гарантия права на тайну переписки в Конституции заключается в положении п. 2 ст. 23 о том, что любые ее ограничения возможны только на основании решения суда. Эта норма получила продолжение в ряде федеральных законов:
- Ст. 182 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает право суда и участников процесса озвучивать и исследовать материалы переписки в открытом заседании только с согласия участников переписки. В противном случае заседание должно быть закрытым.
- Ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ устанавливаются гарантии в сфере уголовного процесса: наложение ареста на почтовые отправления, их выемка, включая информацию о соединениях конкретного лица, разрешены только при наличии судебного решения.
- Ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ дублирует положение Конституции о тайне личной переписки применительно к сообщениям, передаваемым с помощью сетей электро- и почтовой связи, а также устанавливает обязанность операторов связи не разглашать ставшие им известными конфиденциальные сведения и обеспечивать соблюдение тайны другими лицами (пп. 1, 2 вышеназванной статьи). Для осмотра, вскрытия почтовых отправлений и вложений требуется решение суда (п. 3 ст. 63).
- Абз. 2 ст. 8 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ гласит, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с посягательством на тайну переписки и сообщений, возможно только на основании судебного решения.
Основные аспекты неприкосновенности частной жизни
Главными особенностями права на неприкосновенность является духовная сторона и индивидуальность. Каждый человек по-своему определяет то, что относится к его частной жизни. Но, согласно законам, объектом защиты права могут выступать достоинство человека, мысли и чувства, его внутренний мир, честь, мнение и т. п.
Таким образом, под частной жизнью понимается, как правило, физическая и духовная сфера, которая контролируется самим гражданином. Если человек не желает, чтобы о нем распространялась какая-либо информация — например, о его увлечениях, религиозных убеждениях, заболеваниях, то никто не может придать их огласки. Этого требует законодательство.
Право на неприкосновенность частной жизни включает в себя такие права:
- Право на защиту персональных данных. Все переданные данные должны быть сохранены и защищены от передачи третьим лицам.
- Право на неприкосновенность личной, семейной жизни. Она заключается в том, что человек имеет право на самостоятельное построение отношений. Никто не имеет право передавать сведения о личной жизни, семейной другим лицам, даже члены семьи.
- Право на личные имущественные, неимущественные отношения.
- Право на защиту чести и доброго имени.
- Право на неразглашение врачебной, медицинской тайны.
- Право на защиту религиозных убеждений, тайну исповеди и т. п.
- Право на тайну усыновления, удочерения (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ).
- Право на защиту коммуникаций. Гражданин может рассчитывать на защиту от посягательств на все средства коммуникации (телефон. Телеграф, электронную почту, интернет). Более того, он может требовать физическую неприкосновенность сообщений, причем как электронных, так и письменных.
Перечисленные выше права являются конституционными. Их сохранность обеспечивает Конституция и государство.
В процессе жизни человек может передавать информацию о себе, своей жизни другим лицам. Это может быть с его добровольного согласия, на законных основаниях. Например, при обращении к юристу, он рассказывает свои правовые аспекты жизни. Юрист же, в свою очередь, должен соблюдать требования законодательства и не может разглашать полученную информацию. То же самое касается и других должностных лиц, специалистов, которым поступает какая-либо информация о гражданине (нотариус, врач, медицинская сестра, адвокат, учитель, воспитатель и др.).
Особенное внимание следует уделить квалификации преступления. Как правило, деяние основывается на личной, корыстной заинтересованности гражданина в причинении вреда путем распространения информации другим лицам.
Если личной, корыстной заинтересованности в момент разглашения нет, то действие не относят к преступлению.
Ответственность за нарушение тайны переписки
Нарушение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 138 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), и влечет за собой альтернативное наказание в виде:
- штрафа до 80 000 руб. или в размере 6-месячного дохода осужденного;
- обязательных работ до 360 часов;
- исправительных работ до 1 года.
Ч. 2 ст. 138 УК РФ предусматривает квалифицированный состав (совершение тех же действий с использованием служебного положения) и предусматривает наказание в виде:
- штрафа от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере 1- или 2-летнего дохода;
- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- обязательных работ до 480 часов;
- принудительных работ до 4 лет;
- ареста до 4 месяцев;
- лишения свободы до 4 лет.
Формулировка состава данного преступления содержит открытый перечень средств коммуникации, вмешательство в которые будет составлять нарушение тайны личной переписки. Состав преступления образуют любые действия, совершаемые против воли лица и направленные на разглашение сведений, содержащихся в переписке.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Хранение оператором связи информации об абоненте, пересылаемых им сообщениях, их содержание не является нарушением тайны переписки при условии неразглашения данной информации третьим лицам (см. решение Таганского районного суда г. Москвы от 02.04.2014 № 2-826/2014).
По этому вопросу
Что такое частная жизнь?
Единого определения данного понятия не существует. Наиболее распространённые трактовки термина «частная жизнь» определяют его, как внутренний мир человека или стороны его бытия, которые он хочет сделать закрытыми для других людей.
В правовом аспекте понятие частной жизни включает:
- Переписку.
- Личное пространство.
- Семейную жизнь.
- Данные о работе и составе семьи.
Отдельные сферы права, например гражданское право, дополнительно относит к частной жизни честь, доброе имя, репутацию человека.
В каких еще случаях может быть ограничено право на тайну переписки
Сведения, составляющие тайну переписки, также могут быть запрошены судом и в ходе гражданского судопроизводства. При этом не требуется вынесение судом специального решения, обосновывающего необходимость истребования данных сведений (см. постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.11.2017 № А14-14947/2016).
Примером легализованного вмешательства в личную переписку также могут служить действия почтовых учреждений по уничтожению невостребованной корреспонденции по истечении длительного срока хранения, если доставить ее адресату или возвратить отправителю невозможно (в связи с его отсутствием, отказом и т. д.). Эти действия также могут быть совершены исключительно на основании судебного решения (см., например, решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 29.12.2017 № 2-4490/2017).
Понятие неприкосновенности частной и личной жизни гражданина и законодательство России
В Российской Федерации право на неприкосновенность частной жизни строго регламентировано.
- Статья 23 Конституции гласит, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- Статья 24 Конституции фиксирует, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
- В статье 12 Всеобщей декларации прав человека и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах также право на неприкосновенность обозначено.
Право на неприкосновенность частной жизни является естественным правом человека. Это право принадлежит человеку от рождения, и оно никаким образом не может отчуждаться.
Право на неприкосновенность частной жизни предполагает запрет на вмешательство в личную, семейную жизнь человека другими лицами, государством. Власть гарантирует защиту от любого рода вмешательств.
Мы перечислили основные нормативно-правовые акты, которые действуют в России.
Отметим, что приняты и действуют международные законы, так же защищающие частую, личную жизнь граждан.
Защита личного пространства по закону
В российской правовой системе личное пространство защищают нормы административного, гражданского и уголовного кодексов. Применение конкретных норм права зависит от степени тяжести совершённых действий. В качестве наказания могут быть назначены:
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области: +7
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7
Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
- Штраф.
- Компенсация причинённого ущерба.
- Принудительные работы.
- Исправительные работы.
- Лишение свободы.
В рамках гражданского права предусмотрены дополнительные способы защиты личного пространства. Потерпевший может потребовать устранить нарушение и опровергнуть порочащую информацию публично, в том числе на страницах СМИ.
Принцип неприкосновенности
Суть этого принципа заключается в запрете на сбор и распространение определённых данных о гражданине без его согласия.
Однако, законодательство содержит ряд исключений. Они касаются ситуаций, связанных с нарушением закона самим гражданином. В этом случае его личные данные могут быть переданы правоохранительным органам. Но порядок сбора и использования данных определяется решением суда в соответствии с законодательством РФ.
Кто может ограничить данное право?
Законодательство строго регламентируют порядок ограничения базовых прав граждан. Это можно сделать только при определённых условиях и лишь по решению суда.
Однако, в некоторых аспектах права возникают противоречия. Так ряд юристов отмечает несоответствие норм Конституции РФ и закона «О чрезвычайном положении», в котором сказано, что право на неприкосновенность частной жизни не подлежит ограничению. Правоведы отмечают, что в некоторых ситуациях такая трактовка не соответствует реалиям жизни общества.