Определение 1
Судебный надзор — это самостоятельная и исключительная стадия, предусмотренная в уголовном судопроизводстве.
Обращение в данную инстанцию возможно только после рассмотрения дела в нижестоящих инстанциях проверки приговора (апелляции или кассации).
Правом на обращение в данную инстанцию обладают любые лица, чьи права и законные интересы были затронуты принятым по делу процессуальным решением. Органом, осуществляющим надзор, является Президиум Верховного суда Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу
Конституционный суд Российской Федерации подробнее , в том числе председатель и заместитель председателя Верховного суда По данной теме мы уже выполнили
реферат
Верховный суд РФ подробнее .
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Понятие надзорного производства
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Значение надзорного производства:
- проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
- обеспечение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
- могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции (Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
- только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
- предмет пересмотра в порядке надзора – судебные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций);
- особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
- постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.
Кассация и надзор
Вынесение вердикта Президиума относительно надзорной жалобы
Вердикт, касающийся удовлетворения или неудовлетворения изучаемой нами жалобы, выносится Президиумом ВС России через голосование (решение принимается, если с ним согласилось большинство). Когда проголосовало одинаковое количество человек, жалобу надзорного плана не удовлетворяют.
Почему могут отменить решения суда?
- При нарушении актом суда прав и свобод, регламентированных Конституцией нашей страны, общими принципами и правилами международного права.
- По причине нарушения судебным актом прав и законных интересов граждан либо прочих публичных интересов.
- При нарушении однообразия в смысле и использовании судом правовых норм.
Иногда решение суда могут отменить: например, из-за нарушения прав и свобод человека и проч.
По окончании изучения жалобы надзорного плана ПВС России может вынести какой-либо из вердиктов:
- оставить акт суда без корректив – следовательно, предоставленная гражданином жалоба в таком случае не удовлетворена;
- утвердить оспаривание целиком или частично, отменить акт или акты суда и направить дело на пересмотр;
- оставить действовать какой-либо из вынесенных по делу актов суда;
- вынести прочий вердикт, не вступающий в конфликт с действующим законодательством.
Обратите внимание! На основании статьи 344 КАС России Постановление ПВС страны начинает действовать с момента принятия. Обжаловать его нельзя.
Постановление Президиума ВС не подлежит обжалованию
Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений
Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:
- Преследуемые цели.
- Правовое значение.
- Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
- Запрет на ухудшение положения осуждённого.
- Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
- Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
- Основания признания незаконными обжалуемых актов.
В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:
- по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
- по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
- процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
- процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
- уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.
Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.
Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.
Кассационное обжалование | Обжалование в порядке надзора |
Участники судопроизводства | |
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. | Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители) |
Поставленные задачи | |
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия. | |
Обжалуемые документы | |
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. | Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции. |
Госорган, рассматривающий дело | |
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. | Верховный Суд РФ |
Гарантия разбирательства при получении жалобы | |
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. | Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку. |
Рассматриваемые вопросы | |
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении | Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним. |
Сроки принесения протеста | |
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания. |
Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.
Текст книги «Уголовный процесс: учебник для вузов»
Поводы и основание для возбуждения производства в суде надзорной инстанции
Поводы для возбуждения производства в суде надзорной инстанции
– это установленные уголовно-процессуальным законодательством юридические факты, связанные с получением судами надзорной инстанции информации относительно несогласия определенных участников уголовного судопроизводства с приговорами (иными решениями), вступившими в законную силу.
Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие поводы для возбуждения надзорного производства.
1. Надзорное представление
. Такой повод представляет собой запечатленный в письменной форме акт реагирования прокурора на не удовлетворяющее, по его мнению, интересы государства вступившее в законную силу судебное решение[122]
122
Законодатель не конкретизирует, какие именно прокуроры уполномочены подавать надзорное представление. Однако, проводя аналогию данного процессуального положения с соответствующей нормой, регламентирующей поводы для производства в суде второй инстанции (ч. 4 ст. 354 УПК РФ), можно сделать вывод, что правом внесения надзорных представлений обладает как прокурор, выступавший в качестве государственного обвинителя (в первой или во второй инстанциях), так и все вышестоящие прокуроры.
[Закрыть].
2. Надзорная жалоба
– это письменное обращение в суд надзорной инстанции заинтересованного в исходе дела участника уголовного судопроизводства, содержащее просьбу о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, которое не удовлетворяет его собственные либо представляемые (защищаемые) им интересы. В соответствии с частью 1 ст. 402 УПК РФ правом направления в вышестоящий суд надзорной жалобы обладают:
– подозреваемые и обвиняемые (в том числе подсудимые, осужденные и оправданные);
– защитники и законные представители;
– потерпевшие и их представители.
Кроме участников, прямо указанных в части 1 ст. 402 УПК РФ, правом надзорного обжалования по смыслу закона обладают и другие лица, интересы которых затрагиваются во вступившем в законную силу судебном решении.
Как разъясняет Пленум ВС РФ, вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть обжалованы: подозреваемым, обвиняемым, осужденным, оправданным, лицом, уголовное дело в отношении которого прекращено, их защитниками, представителями или законными представителями, потерпевшим, его законным представителем или представителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком, их представителями (в части, касающейся гражданского иска), прокурором, частным обвинителем, а также иными лицами в той части, в которой судебное решение затрагивает их интересы (см. постановление от 11 января 2007 г. № 1).
На возможность принесения надзорных жалоб лицами, не указанными в части 1 ст. 402 УПК РФ, в том числе не имеющими установленного УПК РФ процессуального статуса, в том случае, если вступившее в законную силу судебное решение затрагивает их права или законные интересы, неоднократно указывал и Конституционный Суд (см. определения от 5 ноября 2004 г. № 350-О, от 21 декабря 2004 г. № 465-О, от 1 ноября 2007 г. № 949-О-П).
Основанием для возбуждения надзорного производства
можно считать наличие достаточных сведений, свидетельствующих о незаконности, необоснованности или несправедливости вступившего в законную силу судебного решения и обусловливающих пересмотреть данное решение в порядке надзора.
В отличие от производства в суде второй инстанции, где основания просто вытекают из соответствующего повода и по сути являются свободным волеизъявлением заинтересованных лиц, основания для возбуждения надзорного производства устанавливаются самим судом (одним из судей – членов надзорного состава суда) в ходе определенной досудебной проверки, проводимой в порядке ст. 406 УПК РФ.
В связи с этим надзорная жалоба или представления вполне могут быть отклонены, а в возбуждении надзорного производства – отказано. И именно поэтому законодатель в части 2 ст. 402 УПК РФ отождествляет поводы для возбуждения надзорного производства с уголовно-процессуальными ходатайствами.
Пределы прав суда надзорной инстанции
1. В отличие от апелляционного или кассационного производства при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан
доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме (ч. 1 ст. 410 УПК РФ). В том числе если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорная жалоба (представление) принесена только одним из них (в отношении некоторых из них), то суд вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных. Исключение из указанного правила составляет только запрет на отмену судебного решения в отношении осужденных или оправданных, которых надзорная жалоба или представление не касается, если этим ухудшается их положение.
2. При рассмотрении жалобы потерпевшего (его представителя) или представления прокурора в надзорной инстанции возможен «поворот уголовного дела к худшему»
. Иными словами, суды надзорной инстанции вправе пересматривать приговоры и иные судебные решения в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного или оправданного.
При рассмотрении данного положения уголовного судопроизводства необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Так, законодатель не только не предусмотрел для надзорного производства возможность «поворота уголовного дела к худшему», но установил на это прямой запрет (ст. 405 УПК РФ).
Однако вследствие проверки указанного процессуального положения Конституционный Суд признал указанную уголовно-процессуальную норму в той части, в которой она ранее полностью исключала возможность «поворота к худшему» при рассмотрении уголовных дел в порядке надзора, не соответствующей Конституции России.
Так, в резолютивной части постановления Конституционного Суда от 11 мая 2005 г. № 5-П отмечено: статья 405 УПК РФ в той мере, в какой она в системе действующего уголовно-процессуального регулирования пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, не допуская поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего (его представителя) или по представлению прокурора, не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции России.
Следовательно, исходя из приведенной правовой позиции Конституционного Суда, пересмотр вступившего в силу судебного решения в сторону, ухудшающую положение лица, возможен лишь по основаниям его незаконности, установленным статьями 381, 382 УПК РФ. Более того, он допустим лишь в течение года после вступления судебного решения в законную силу[123]123
Положение о годичном сроке пересмотра судебных решений также вытекает из указанного постановления Конституционного Суда РФ и действует вплоть до внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство.
[Закрыть].
Во всех остальных случаях «поворот к худшему» в порядке надзора невозможен
. В частности, недопустимым является пересмотр судебного решения по причине необоснованности, т. е. несоответствия выводов, изложенных в судебном решении первой или второй инстанции, фактическим обстоятельствам уголовного дела. И соответственно ни прокурор, не потерпевший, ни какой-либо другой заинтересованный субъект не вправе ставить перед судом надзорной инстанции вопрос о пересмотре приговора со ссылкой на необоснованность.
3. Устанавливая пределы прав суда надзорной инстанции, законодатель ограничивает его в возможности принятия решений, находящихся в ведении нижестоящих судов. А именно в соответствии с частью 7 ст. 410 УПК РФ, рассматривая уголовное дело в порядке надзора, суд не вправе: а) устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; б) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; в) принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания; г) отменяя определение суда кассационной инстанции, предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.
§ 2 Процессуальный порядок надзорного обжалования приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу
Подсудность уголовных дел судам надзорной инстанции
Подсудность уголовного дела, рассматриваемого в порядке надзора, так же как и в нижестоящих инстанциях, определяется двумя критериями: а) территориальным; б) звеньевым.
Территориальный критерий
обусловливает место рассмотрения уголовного дела. Так, в надзорном порядке уголовное дело независимо от места совершения общественно опасного деяния рассматривается по месту вынесения вступившего в законную силу решения суда первой или второй инстанций.
Звеньевой критерий
обусловливает уровень судебного органа (звено судебной системы), уполномоченного рассматривать уголовное дело в порядке надзора. При этом, как и на стадии производства в суде второй инстанции, уровень судебного органа, уполномоченного рассматривать надзорные жалобы или представления, определяется в зависимости от уровня суда, вынесшего вступивший в законную силу приговор (иное решение).
В соответствии со статьей 403 УПК РФ установлены следующие правила звеньевой подсудности уголовного дела в порядке надзора:
1) президиум суда областного уровня (приравненного военного суда):
– любые решения мировых судей;
– любые решения районных судов;
– кассационные определения судебной коллегии по уголовным делам суда областного уровня (приравненного военного суда);
2) Судебная коллегия по уголовным делам (Военная коллегия) Верховного Суда Российской Федерации пересматривает:
– все судебные решения, подсудные в порядке надзора президиумам судов областного уровня (приравненных военных судов), если они уже были предметом их рассмотрения;
– любые решения судебных коллегий по уголовным делам судов областного уровня (приравненных военных судов), вынесенные в первой инстанции, которые не рассматривались в кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации;
– вынесенные ранее в порядке надзора постановления президиумов судов областного уровня (приравненных военных судов);
3) Президиум Верховного Суда Российской Федерации пересматривает:
– приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам (Военной коллегии) данного Суда;
– определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
– постановления судей Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания.
Порядок принесения надзорной жалобы или представления
В отличие от производства в суде второй инстанции, надзорные жалобы и представления направляются непосредственно в судебный орган
, к чьей подсудности они относятся. Поскольку в порядке надзора пересматриваются судебные решения, которые уже вступили в законную силу, то какие-либо сроки для подачи таких жалоб или представлений законодателем не установлены. Исключением в данном случае можно признать только установленный Конституционным Судом годичный срок пересмотра судебных решений в сторону «поворота к худшему», о чем было указано выше.
Закон также не устанавливает отдельные специфические требования для формы и содержания надзорных жалоб или представлений. Так, в соответствии с частью 1 ст. 404 УПК РФ эти процессуальные документы составляются по тем же правилам, что и кассационные жалобы или представления.
К надзорной жалобе (представлению) прилагаются: а) копия вступившего в законную силу приговора или иного обжалуемого судебного решения; б) копии судебных решений, выносимых по этому делу судами апелляционной или кассационной инстанций; в) копии судебных решений, выносимых судами надзорной инстанции, если это уголовное дело уже рассматривалось в порядке надзора; г) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.
Процессуальный порядок и сроки рассмотрения надзорной жалобы (представления)
Поступившие в суд надзорные жалобы и представления должны быть подвергнуты определенной досудебной проверке
, в ходе которой устанавливается их обоснованность, т. е. наличие достаточных данных, свидетельствующих о необходимости пересмотра в порядке надзора вступившего в законную силу приговора (иного судебного решения). Следовательно,
целью
такой проверки является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения надзорного производства.
Досудебная проверка проводится единолично
одним из членов судебного органа надзорной инстанции, который ранее не участвовал в рассмотрении этого уголовного дела. Судья проводит досудебную проверку по материалам, полученным вместе с жалобой или представлением. Однако в соответствии с частью 2 ст. 406 УПК РФ при необходимости он вправе в пределах своей компетенции истребовать любое уголовное дело из любого нижестоящего суда.
Как разъяснил Пленум ВС РФ, при решении вопроса об истребовании уголовного дела следует исходить из того, что дело должно быть истребовано в каждом случае, когда возникают сомнения в законности, обоснованности и справедливости приговора, законности и обоснованности определения или постановления (см. постановление от 11 января 2007 г. № 1).
Срок досудебной проверки материалов надзорного производства составляет 30 суток
и исчисляется со дня поступления в суд надзорных жалобы или представления. Время, затраченное на истребование из нижестоящего суда материалов соответствующего уголовного дела, при исчислении сроков досудебной проверки не учитывается.
По результатам досудебной проверки судья может вынести одно из следующих постановлений:
– о возбуждении надзорного производства и передаче материалов уголовного дела на рассмотрение суда надзорной инстанции. При этом судья, принимая решение о возбуждении надзорного производства, не вправе в данном постановлении предрешать выводы суда надзорной инстанции;
– об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.
Решение об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления может быть обжаловано заинтересованными лицами председателю суда областного уровня (приравненного военного суда) или Председателю (его заместителю) Верховного Суда Российской Федерации.
Указанные должностные лица вправе своим постановлением отменить решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления), самостоятельно возбудить надзорное производство и направить его материалы на судебное рассмотрение.
§ 3 Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции
Рассмотрение уголовного дела в порядке надзора должно быть начато президиумом суда областного уровня (приравненного военного суда) не позднее 15 суток
, а Судебной коллегией по уголовным делам (Военной коллегией) или Президиумом Верховного Суда Российской Федерации – не позднее
30 суток
со дня принятия решения о возбуждении надзорного производства. О дате, времени и месте заседания суд извещает заинтересованных лиц.
В судебном заседании принимают участие прокурор. Кроме него таким правом законодатель наделяет подозреваемого, обвиняемого, осужденного или оправданного, их защитников и законных представителей, а также иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими соответствующих ходатайств. Всем участвующим лицам предоставляется возможность ознакомиться с содержанием надзорной жалобы (представления).
Процессуальный порядок рассмотрения уголовного дела в суде надзорной инстанции
В соответствии со статьей 407 УПК РФ законодатель предусматривает следующий процессуальный порядок рассмотрения уголовного дела в суде надзорной инстанции.
1. Судебное заседание начинается с доклада судьи, который осуществлял по поступившей надзорной жалобе (представлению) досудебную проверку. При этом законодатель еще раз подчеркивает, что докладчиком может являться только такой судья, который ранее не участвовал в рассмотрении данного уголовного дела. В докладе подводится итог досудебной проверки материалов надзорного производства, т. е. излагаются обстоятельства уголовного дела, содержание приговора или иного судебного решения, мотивы надзорной жалобы (представления) и основания для возбуждения надзорного производства.
По существу указанных обстоятельств как члены суда надзорной инстанции, так и иные участвующие в заседании лица могут задавать докладчику вопросы.
2. Заслушав доклад, суд переходит к выступлениям сторон. Так, в случае возбуждения надзорного производства по инициативе прокурора суд предоставляет ему слово для поддержания внесенного им надзорного представления. Если же в судебном заседании участвуют подозреваемый, обвиняемый, осужденный или оправданный, их защитники или законные представители, а также потерпевший и его представитель, то они вправе давать устные объяснения. Эти объяснения могут касаться как существа поданной надзорной жалобы, так и выступлений других участников.
3. После выступлений сторон они удаляются из зала судебного заседания, а суд надзорной инстанции приступает к вынесению решения.
Обратим внимание: законодатель не указывает на необходимость вынесения решения по существу надзорной жалобы (представления) именно в совещательной комнате. Поэтому суд, удалив всех участников, вполне может принимать такое решение прямо в зале судебного заседания.
Решения суда надзорной инстанции
По результатам рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции согласно статье 408 УПК РФ вправе вынести одно из следующих решений:
а) об оставлении надзорных жалобы или представления без удовлетворения, а обжалуемых судебных решений – без изменения;
При этом Конституционный Суд отметил, что недопустимым является отказ судов надзорной инстанции при вынесении определения (постановления) об оставлении обжалуемого решения без изменения от рассмотрения в полном объеме и оценки доводов жалобы, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные основания, по которым доводы отвергаются вышестоящим судом (см. определение от 8 июля 2004 г. № 237-О).
б) отмене приговора (иного судебного решения) первой инстанции и всех последующих судебных решений и прекращении производства по уголовному делу;
в) отмене приговора (иного судебного решения) первой инстанции и всех последующих судебных решений и передаче уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции;
г) отмене решения суда апелляционной инстанции и всех последующих судебных решений и передаче уголовного дело на новое апелляционное рассмотрение;
д) отмене определения суда кассационной инстанции и всех последующих судебных решений и передаче уголовного дела на новое кассационное рассмотрение;
е) внесении изменений в приговор, определение или постановление суда, но лишь в пределах прав суда надзорной инстанции, установленных статьями 405 и 410 УПК РФ.
В случае отмены или изменения приговора или иного обжалуемого судебного решения суд надзорной инстанции должен указать конкретные основания. Так, основания для отмены или изменения судебного решения в надзорном порядке аналогичны тем, что установлены законом для кассации (ст. 379 УПК РФ), т. е. сводятся к нарушению требований законности, обоснованности и справедливости.
Решение об отмене или изменении приговора (иного судебного решения) принимается большинством голосов судей
. При равенстве голосов надзорные жалоба или представление считаются отклоненными. Однако в случае рассмотрения Президиумом Верховного Суда уголовного дела, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей присутствующих на заседании судей.
Решения, принимаемые по результатам надзорного рассмотрения уголовного дела президиумами судов областного уровня (приравненных военных судов) и Президиумом Верховного Суда, выносятся в форме постановлений
. Решения, принимаемые Судебной коллегией по уголовным делам (Военной коллегии) Верховного Суда выносятся в форме
определений
. Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление – только председательствующим в заседании президиума.
Законодатель не предусматривает особых процессуальных требований для надзорных постановлений и определений и указывает, что такие документы составляются по правилам кассационного определения (ст. 388 УПК РФ). Вместе с решением суда надзорной инстанции к материалам уголовного дела приобщаются: а) надзорные жалоба или представление, послужившие поводом для возбуждения надзорного производства; б) постановление судьи о возбуждении надзорного производства; в) постановление председателя (заместителя председателя) суда надзорной инстанции об отмене постановления об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления.
Как разъяснил Пленум ВС РФ, содержащиеся в постановлении (определении) суда надзорной инстанции указания на нарушения, допущенные в предыдущем судебном разбирательстве либо досудебном производстве, имеют столь же обязательный характер, как и любое иное судебное решение, поэтому невыполнение нижестоящим судом или прокурором этих указаний является основанием к отмене судебного решения при наличии условий, предусмотренных в части 1 ст. 381 УПК РФ (см. постановление от 11 января 2007 г. № 1).
После отмены обжалованного в порядке надзора судебного решения уголовное дело подлежит рассмотрению в общем порядке, установленном соответственно главами 33–40, 42 и 45 УПК РФ. Приговор или иное судебное решение суда первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела может быть заново обжалован в суд второй инстанции в общем порядке.
Основания заведения надзорного производства в прокуратуре
Для любой проверки, а также опротестования должны быть основания. В случае с подобным производством судебный вердикт может быть проверен уполномоченной инстанцией только в том случае, когда заявитель предоставил для этого основания. Ведь просто так законность и основания приговора судебной инстанции проверять никто не вправе. Согласно закону, это можно сделать только на основании:
- надзорного представления;
- надзорной жалобы.
Разница между данными документами в том, что первый подается прокурором, второй же – заинтересованным в процессе лицом либо его представителем.
Статья 412.12. УПК РФ. Пределы прав Президиума Верховного Суда Российской Федерации
- При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.
- Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации являются обязательными для суда, вновь рассматривающего уголовное дело.
- Президиум Верховного Суда Российской Федерации в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.
По какому поводу возбуждается надзорное производство
Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.
Надзорный порядок дает право пересматривать:
- любые решения первой судебной инстанции;
- вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
- решения кассационных жалоб;
- определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
- постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.
Как проходит производство в суде надзорной инстанции?
В целом, можно поделить рассматриваемый нами процесс на два этапа. Первый из них предполагает рассмотрение судьей необходимой инстанции надзора на протяжении месяца с момента поступления документа этой жалобы либо представления и разрешение вопроса о необходимости начала надзора. В некоторых ситуациях судья имеет право потребовать нужное ему уголовное дело – разумеется, в рамках своей компетенции.
Проанализировав полученную жалобу, судья определяет, нужно ли начинать надзорное производство и направлять полученную документацию на изучение суду наряду с делом, если это требуется. Возможен и отказ в утверждении жалобы. Тогда можно подать обжалование данного вердикта – подается оспаривание на имя председателя краевого, областного и аналогичных им судов, Председателя ВС России или лица, его замещающего. Они в свою очередь могут не согласиться со мнением судьи, вынесшего отрицательный вердикт, обнулить его законную силу и вынести собственное решение о необходимости начала производства и отправки жалобы на изучение суду.
Далее следует изучение жалобы.
Обратите внимание! Длится этот процесс максимум 15 дней, а если ситуация касается ВС страны – максимум месяц с момента вынесения вердикта.
Судья принимает решение, начнется ли надзорное производство
В судебном процессе участвуют прокурор, осужденный, адвокат, прочие граждане, интересы которых могут быть ущемлены предоставленным документом, если эти лица перед заседанием подали соответствующие ходатайства. Данные граждане имеют право просмотреть изучаемую нами жалобу.
Дело разъясняется участником президиума краевого, областного или аналогичных судов либо другим судьей, который до этого не участвовал в судебном процессе относительно этого дела. Потом дают право высказаться прокурору, чтобы он поддержал внесенное представление надзорного плана.
В деле принимает участие другой судья, который ранее никак не относился к делу
Обратите внимание! Участники дела имеют право после объяснений прокурора очертить свое видение данной ситуации.
Потом стороны должны быть удалены из зала суда. После этого президиум принимает решение и выносит постановление.
Решение относительно полученного документа выдвигается на основании большинства голосов судей. Если число голосов равно, то просьба гражданина не будет удовлетворена, исключая ситуации, при которых за наказание берется казнь. Жалобы надзорного плана об отмене смертной казни или же о смене ее на не такое суровое наказание удовлетворяют, если за необходимость казни голосует менее 2/3 участников ПВС России.
Решение выносится несколькими судьями
Кто вправе подавать надзорную жалобу
Разобравшись, куда писать надзорную жалобу по уголовному делу, нужно понять кто вправе выполнять подобное действие. Этот вопрос регламентирован первым пунктом статьи 412.1 и статьей 401.2 УПК. Согласно этим положениям закона, правом подачи наделены следующие субъекты уголовного процесса:
- осужденные лица;
- оправданные лица;
- потерпевшие;
- любые другие субъекты уголовного процесса, чьи права были нарушены решением суда.
Жалоба может подаваться как самолично, так и через представителя. Например, писать жалобу от имени лица, отбывающего наказание, должен его представитель, имеющий соответствующую доверенность, заверенную нотариусом или начальником колонии.
Куда и как подавать надзорную жалобу
Прежде всего следует понять, куда подается надзорная жалоба по уголовному делу. Согласно действующему законодательству, жалоба должна быть напрямую подана в Верховный суд РФ. Сделать это можно лично, или отправив заказное письмо по почте. С 1 января 2022 года появилась возможность обратиться в надзорную инстанцию, направив жалобу в электронном виде.
Нужно учитывать, что президиум ВС РФ может рассмотреть в порядке надзора судебные решения, перечисленные в третьем пункте статьи 412.1 УПК.
Что такое надзорная жалоба по уголовному делу? По сути – это обращение в Верховный суд с просьбой рассмотреть уголовное дело и принятое по нему решение с целью устранить допущенные судом нижестоящей инстанции ошибки. Главной целью пересмотра оспариваемого приговора является выяснение степени его законности и соответствия его требованиям действующего на территории РФ законодательства.
Ходатайства, заявленные путем составления жалобы, могут быть удовлетворены полностью или частично. В результате этого вступившие в силу постановления, определения и приговоры, могут быть аннулированы или изменены. Подобное возможно, если президиумом ВС будут обнаружены отступления от положений, действующих УК и УПК РФ.
Чаще всего подача надзорной жалобы в Верховный суд РФ по уголовным делам мотивирована тем, что нижестоящие судебные инстанции принимают во внимание при вынесении решения доказательства, полученные незаконным путем, и, таким образом, являющиеся недопустимыми.
Какие решения могут пересмотреть
В порядке надзора могут быть пересмотрены только вступившие в законную силу приговоры, постановления следующих судов (перечень исчерпывающий):
1. приговоры и постановления областных и краевых судов, если эти решения были предметом обжалования в апелляционной инстанции Верховного Суда РФ.
Пример №1. Судом Кемеровской области Егоров К.Е. был осужден по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц), после чего адвокатом приговор был обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд, эта жалоба была оставлена без удовлетворения. В дальнейшем сторона защиты Егорова К.Е. подала надзорную жалобу в Президиум Верховного Суда РФ.
По аналогии с уровневой системой общих судов, в порядке надзора могут быть пересмотрены приговоры военного окружного суда (аналог областного, краевого), при условии апелляционного рассмотрения в Военной коллегии Верховного Суда РФ.
2. отдельно могут быть пересмотрены в порядке надзора судебные постановления апелляционной инстанции Верховного суда РФ. Например, когда предметом надзорной жалобы становится не первоначальный приговор, а решение по итогам обжалования.
Пример №2. Приговором Мосгорсуда Емельянов К.А. осужден по ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (сбыт наркотических средств в особо крупном размере). Осужденный с приговором не согласился, в 10-дневный срок обжаловал его в коллегию Верховного Суда РФ. Апелляционным постановлением приговор был оставлен без изменения. Емельянов К.А. написал жалобу в Президиум Верховного Суда РФ с просьбой пересмотреть только апелляционное определения, указав в тексте просьбу вернуть дело не в Мосгорсуд, а повторно в апелляционный судебный орган.
3. предметом обжалования могут быть определения Верховного Суда РФ, принятые по итогам рассмотрения кассационных жалоб на вступившие в законную силу приговоры.
Пример №3. Неронов Е.К. был осужден приговором верховного суда республики Крым по ч. 5 ст. 131 УК РФ (изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста ранее судимым лицом) к 20 годам лишения свободы. В апелляции этот приговор никто не обжаловал, но впоследствии, уже после вступления его в законную силу, сторона потерпевших (родители девушки) обратились с кассационной жалобой в Верховный суд РФ. Кассация оставила приговор без изменения, после чего представители пострадавшей написали надзорную жалобу в Президиум Верховного Суда РФ, в которой изложили требование о назначении Неронову Е.К. пожизненного лишения свободы.
Вопрос: Куда подается надзорная жалоба?
Непосредственно в Верховный Суд РФ, в общую канцелярию. Ее можно направить обычной почтой или электронно (с 01.01.2017). Дальнейшее ее движение контролируется специалистами, которые руководствуются Временной Инструкцией о делопроизводстве ВС РФ, утвержденной в 2014 году.
Порядок возбуждения надзорного производства
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам
- лиц, участвующих в деле, и
- других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.
Содержание надзорных жалобы, представления
Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):
- наименование суда, в который они подаются;
- наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
- наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
- указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
- просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу
Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:
- надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой, частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
- надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
- поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
- надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.
После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ
- по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
- по материалам истребованного дела.
В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:
- об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
- о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Способы подачи
Как правило, надзорная жалоба направляется Почтой России: ценным письмом с описью вложения (заказным отправлением с уведомлением о вручении).
Пользователи, имеющие подтвержденную учетную запись в системе ЕСИА (на портале Госуслуг) или электронно-цифровую подпись, могут направить жалобу через сайт ВС РФ: https://www.vsrf.ru. Отслеживать результат подачи документов можно в личном кабинете.
Возможно ли назначение более сурового наказания
По общепринятому правилу, надзорная жалоба по уголовному делу в Верховный суд не может ухудшить положение осужденного. Тем не менее в этом правиле имеются исключения. К ним нужно отнести ситуации, когда судом нижестоящей инстанции были допущены нарушения действующего законодательства, искажающие смысл правосудия.
Данное исключение применимо лишь в течение года после вступления приговора в законную силу. Двенадцатимесячный срок не может быть восстановлен. Назначение более сурового приговора возможно лишь при рассмотрении жалобы, поданной другим участником процесса. ВС вправе выносить подобные решения только в пределах надзорной жалобы. Простыми словами, по жалобе осужденного приговор может быть только смягчен, более суровое наказание назначить нельзя.
Написание жалобы
Надзорный суд стартует с отправки жалобы. Форма и содержание документа строго контролируются. Что нужно прописать:
- название органа суда, куда направляется жалоба;
- ФИО гражданина-составителя документа, место его проживания или же местонахождение в текущий момент;
- перечисление лиц, принимающих участие в деле, адреса их проживания;
- постановления, с которыми гражданин не согласен;
- причина для пересмотра дела с подробным описанием;
- просьба гражданина – автора документа.
Для начала производства должна быть составлена жалоба
Жалоба надзорной разновидности закрепляется подписью автора. Закон разрешает отправление документа представителем автора. В такой ситуации обязательно нужно прикрепить доверенность либо прочее официальное подтверждение полномочий доверенного лица. Надзорное представление следует утвердить подписью Генпрокурора страны либо лица, его замещающего. К подобному оспариванию требуется прикрепить копии постановлений по делу, утвержденных каким-либо судом. Помимо этого, обязательно нужно приложить квитанцию о выплате госпошлины.
Жалоба отправляется конкретно в надзорный суд. Обязательно нужно прикрепить к документу копию приговора.
Обратите внимание! В отдельных ситуациях требуются экземпляры прочих официальных бумаг, касающихся судебного процесса, утверждающих, как считает автор заявления, доказательства, прописанные в жалобе.
К жалобе прикрепляют копии приговора, иных бумаг, которые касаются производства
Этапы надзорного производства
Согласно закону, надзорная жалоба или представление сначала рассматриваются уполномоченной инстанцией. В процессе рассмотрения дело истребуется, изучается и заинтересованному лицу направляется ответ, который определяет либо отказывает в опротестовании конкретного вердикта. При положительном ответе приносится протест и рассматривается в органе надзора. Затем следует принятие решения.
Но не следует путать надзорное и кассационное производство. Кассация возможна лишь тогда, когда вердикт еще не вступил в законную силу, и подается данная жалоба лишь единожды.
Статья 412.2. УПК РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные решения, указанные в части третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.
Срок подачи жалобы
В настоящее время уголовное судопроизводство не регламентирует срок подачи надзорной жалобы. Таким образом, обратиться в Президиум ВС РФ можно:
- в период отбывания наказания;
- после освобождения из мест лишения свободы;
- после погашения судимости.
При этом, если речь идет о пересмотре судебного акта по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного (оправданного или гражданина, в отношении которого уголовное дело было прекращено), то срок обращения в надзорную инстанцию ограничивается 1 годом со дня вступления в законную силу обжалуемого решения (ст. 401.6 УПК РФ).
Сроки рассмотрения надзорной жалобы
Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:
- не более 1 месяца, если дело не было истребовано;
- не более 2 месяцев – в случае истребования уголовного дела.
По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:
- о пересмотре обжалуемого судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
- об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.
Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.
Сроки и регламент изучения поданной жалобы
Жалоба надзорного плана анализируется ПВС в течение 2-3 месяцев на основании того, запрашивалось ли дело в суде прошлой инстанции (временные рамки, относительно которых дело поступало в учреждение, во внимание не берут). На основании второй части статьи 336 КАС России Председатель ВС РФ либо лицо, его замещающее, вправе увеличить срок его изучения на основании сложности. Максимальный срок продления – два месяца.
Вначале поданный документ наряду с приложением анализируется судом ВС. Стоит сказать, что когда судья имеет необходимость запросить дело, он может оформить определение о «заморозке» выполнения акта суда до дня, пока не окончатся манипуляции со стороны надзора.
Обратите внимание! Правда, для такого решения судьи, сторона, настаивающая на оспаривании, должна направить соответствующее ходатайство.
Как правило, жалоба изучается в течение 2-3 месяцев
Когда судья проанализирует полученный документ, он оформляет определение:
- об отрицательном вердикте относительно направления жалобы надзорного плана в Президиум ВС России (если нет необходимости заново рассматривать дело);
- о положительном вердикте относительно направления документа надзорного плана в Президиум ВС. Вынесение вердикта Президиума относительно надзорной жалобы.
Порядок рассмотрения жалобы в суде
Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет заинтересованным лицам извещения о месте и времени заседания.
Разбирательство проводится при обязательном участии прокурора.
Судья-докладчик излагает:
- обстоятельства уголовного дела;
- содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
- доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.
Стороны дела (заинтересованные лица) вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.
Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного.
При равном количестве голосов, поданных за пересмотр уголовного дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.
Основаниями отмены или изменения приговора (постановления, определения) являются:
- существенные нарушения УК (УПК) РФ, повлиявшие на исход дела;
- выявление новых сведений, свидетельствующих о несоблюдении условий (неисполнении обязательств), предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.
По итогам заседания издается постановление:
- об отмене приговора, всех последующих решений и прекращении уголовного дела;
- о передаче дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение;
- об отмене решения апелляционной (кассационной) инстанции и о передаче дела в новую апелляцию (кассацию);
- об отмене приговора, всех последующих решений и возврате дела для устранения препятствий по его рассмотрению судом (например: если обвинительное заключение составлено с нарушением требований уголовного судопроизводства);
- о внесении изменений в приговор (постановление, определение) суда;
- об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.
Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Вариации принимаемых надзорной инстанцией решений
По окончании рассмотрения надзорной жалобы коллегия должна вынести одно из постановлений следующего характера:
- О прекращении дела с отменой всех ранее принятых решений по делу.
- Оставление жалобы и всех судебных решений без удовлетворения и изменения соответственно.
- Об отмене всех принятых решений и отправке дела на новое рассмотрение.
- Об отмене всех принятых решений и направлении дела прокурору для устранения выявленных нарушений.
- О внесении изменений в приговор или постановления вышестоящих инстанций.
Так как отменить ранее принятый приговор нет уж просто, Президиум должен в своем постановлении указать те обстоятельства, которые были им приняты во внимание для отмены приговора. Это должны быть по-настоящему серьезные нарушения законов.
Отклонение жалобы
При несоблюдении общего порядка составления жалобы, и если Вы не указали какие-то данные, которые я перечислил выше, Ваша жалоба может быть возвращена. Но, исправив все неточности, на которые Вам указали, Вы можете повторно обратиться с этой жалобой в Коллегию. Еще существует несколько моментов, при которых жалобу возвращают, и о них поговорим далее:
- составлена законным представителем, но Вы не приложили нотариальную доверенность или ордер адвоката в материалы дела;
- написана от лица, которое не выступает прямым участником процесса, в результате чего не ясно, чьи права и интересы были затронуты;
- есть отзыв. К Вашему вниманию, заявление можно отозвать в любое время до его пересмотра;
- Вы подали жалобу не в тот суд, который вправе рассматривать Ваш вопрос.
Поэтому, если есть хотя бы одно из описанных нарушений, я с полной уверенностью могу сказать, что жалобу Вам вернут, и на это дается 10 суток.
Образец надзорной жалобы по уголовному делу
В Президиум Верховного Суда Российской Федерации
Попкова Федора Борисовича, 12.12.1977 года рождения, осужденного приговором Репнинского районного суда г. Магадана по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 5 годам лишения свободы в колонии строгого режима; в настоящее время отбывающего наказание в виде лишения свободы в ИК-6 Красноярского края
НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Приговором Репнинского районного суда г. Магадана от 02.02.2021 я, Попков Федор Борисович, был незаконно осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ за разбой, которого не совершал.
Органами следствия мне вменялось то, что 11.11.2017 я, вооружившись двумя ножами, напал на продавщицу ночного магазина «ПРОДУКТЫ 24» Петрову К.Е. и, угрожая ей физической расправой, похитил из кассы 62000 рублей.
Мою апелляционную жалобу, а также жалобу адвоката судебная коллегия Магаданского областного суда отклонила как необоснованную, указав, что доказательств моей вины достаточно для признания меня виновным в содеянном. Кроме того, в апелляционном постановлении от 28.02.2021 было обращено внимание на справедливость наказания, которое, по мнению судебной коллегии, соразмерно содеянному и обстоятельствам совершении преступления.
При этом судом всех инстанций, включая кассацию, не было принято во внимание то, что 11.11.2017 – в день разбойного нападения на Петрову К.Е., я находился в поселке Ягодном Магаданской области, в гостях у брата. Судами не были в полной мере изучены и оценены представленные мною доказательства защиты – чек с автозаправочной станции пос. Ягодное от 11.11.2017 и показания брата Попкова Александра Борисовича, подтвердившего мое нахождение в этот день у него дома с раннего утра и до позднего вечера.
Согласно п. 2 ст. 307 УПК РФ, обвинительная часть обвинительного приговора должна содержать доказательства, на которых основаны выводы суда о виновности осужденного, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства. Эти требования судами первой, второй и третьей инстанции грубо нарушили, что искажает саму суть правосудия и влечет отмену всех состоявшихся по данному делу судебных решений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 412.1, 412.2, 412.3 УПК РФ,
ПРОШУ:
- Возбудить надзорное производство по данному делу.
- Отменить состоявшиеся решения по делу:
- приговор Репнинского районного суда г. Магадана от 02.02.2021;
- апелляционное постановление от 28.02.2021 судебной коллегии Магаданского областного суда;
- кассационное постановление от 02.04.2021 Президиума Магаданского областного суда;
- кассационное постановление от 30.04.2021 судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.
- Направить уголовное дело в отношении Попкова Федора Борисовича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, в районный суд для повторного рассмотрения по существу.
Приложение: копия надзорной жалобы, заверенные копии решений по делу.
Попков Ф.Б., 27.04.2021, подпись
Если жалоба не соответствует обязательной форме и в ней отсутствуют сведения, необходимые для пересмотра, она может быть возвращена заявителю. Это не препятствует обратиться с таким же обращением по тому же делу еще раз, предварительно устранив недостатки, о которых указано в постановлении.
Кроме того, жалоба может быть возвращена в случаях, когда:
- написана от имени лица, не являющегося участником процесса и при этом из ее содержания непонятно, чьи права и интересы были нарушены;
- написана представителем, но доверенность или ордер адвоката в представленных материалах отсутствует;
- имеется отзыв (надзорное заявление может быть отозвано в любое время до пересмотра);
- имеются нарушения подсудности – например, жалоба подана не в тот суд.
При наличии перечисленных обстоятельств заявление вместе с поданными документами не рассматривается, возвращается в течение 10 суток.
Пределы прав надзорной инстанции
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:
- Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
- Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
- Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
- Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
- Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.
Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:
- отказ в удовлетворении протеста;
- отмена и прекращение производства;
- возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
- изменение документа;
- отмена и передача для нового разбирательства.
Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.
При отмене или внесении изменений в определения, постановления, акцентируется внимание на разъяснение причин. В новом процессе важно не повторять аналогичных ошибок.
Границы прав инстанции надзора
Вообще, УПК установлено, что новое рассмотрение в рамках надзора постановления суда по причине необходимости использования закона о более тяжелом нарушении, за смягчением вердикта либо по прочим причинам, ведущим за собой более плохое положение обвиняемого, а также повторное рассмотрение оправдательного вердикта относительно остановки уголовного дела, не разрешается.
Несмотря на вышесказанное, Постановление КС России за 11 мая 05-го года номер 5 вносит дисбаланс в права членов процесса, защищаемых Конституцией, на стороне обвинения и защиты. Также оно не находится в согласии с принципами самостоятельности и независимости судебной системы.
Новое рассмотрение в суде надзорной инстанции относительно одного дела невозможно
Надзорный суд может выносить такие вердикты по надзорному документу.
- Не удовлетворять требования гражданина-автора жалобы, решения остаются в прежнем виде.
- Закрыть приговор и остановить любые действия относительно этого уголовного дела.
- Закрыть приговор и все дальнейшие вердикты суда и отправить дело на очередное изучение судом.
- Закрыть приговор суда апелляционной инстанции и отправить дело на очередное изучение аналогичного плана.
- Закрыть определение кассационного суда и все прочие вердикты суда, отправить дело на очередное изучение аналогичного плана.
- Сделать поправки в приговоре, определении или постановлении суда.
Суд при рассмотрении дела в изучаемом нами порядком вправе смягчать вынесенный приговор или воспользоваться законом о менее тяжелом проступке, однако не может усиливать меры наказания или использовать законы о более тяжелых проступках.