Мы уже писали про уникальность и защиту оригинального контента. Сегодня более подробно рассмотрим, как защитить свой контент с юридической точки зрения.
Воровство контента (и авторских прав на него) в интернете встречается сплошь и рядом. Этого не избежать. Хотя нет, один способ все-таки есть — совсем ничего не публиковать. =)
К сожалению, контент копировали, копируют и будут копировать.
И если предотвратить воровство нельзя, то можно подготовиться к тому, чтобы защищать нарушенные права. Итак, по порядку.
Немного занудства: пробежимся по статьям Гражданского кодекса
Немного поясню: сайт (целиком), контент с сайта, фотографии, картинки, видеоролики — всё это относится к объектам авторского права.
Но что значит эта красивая формулировка «творческим трудом»? У каждого автора, который пишет, фотографирует, рисует, придумывает сценарий, по сути, происходит умственный процесс. Он сначала придумывает идею, а затем ее воплощает. Умственные процессы преобладают над физическими, поэтому это творческий труд. Если же человек помогает автору, например, материально или оказывает содействие в съемке, то это считается техническим трудом, и в этом случае на соавторство претендовать нельзя. А вот если подкинуть идеи, дополнить или придумать что-то новое, то пожалуйста — вы соавтор.
А возникает авторское право на произведение автоматически в момент его создания.
Теперь разберемся, какие именно права есть у автора. Традиционно права делятся на личные и имущественные.
Также правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием/разрешением.
Примечание: автор и правообладатель — это не всегда одно и то же лицо. Автором является человек, чьим творческим трудом создано произведение. А вот правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку законодательство не запрещает отчуждение права в пользу других лиц, то правообладателю принадлежит исключительное право на произведение.
Отчуждение права может быть как в полном объеме, так и частично. И происходит отчуждение на основании договора. Например, в Договоре об оказании услуг, который мы заключаем с Заказчиками, есть пункт, который регулирует отношения в этой сфере: «Исключительные права на использование дизайна, текстов, иллюстраций и других материалов, разработанных согласно настоящему договору, принадлежат Заказчику (то есть клиенту) и передаются ему после завершения Исполнителем (то есть нами) соответствующих работ»
.
Коротко о главном
- Закон защищает ролики, фильмы, фотографии, тексты, изображения, которые размещены в интернете. То, что они находятся в свободном доступе, не отменяет правило: берите чужой контент лишь с согласия автора.
- Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения. Но можно предпринять дополнительные меры и упростить себе жизнь на случай, если придётся доказывать авторство через суд.
- Такой мерой служит регистрация программ и баз данных в Роспатенте, депонирование произведений, сохранение черновиков и исходников, размещение значка копирайта.
- Чтобы не платить огромную компенсацию, всегда заключайте лицензионный договор с правообладателем. Он может быть кратким, главное пропишите в нём предмет, пределы, срок и территорию использования контента.
- Ещё один вариант легального использования — брать контент, выложенный в сеть в рамках лицензии Creative commons. Но здесь будьте осторожны: условия лицензий не всегда допускают коммерческое использование. Ищите фото и музыку с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.
И все-таки, как защитить своё?
Совет № 1. Ставьте некое предупреждение об авторских правах
Например, у нас выглядит так:
А возможен и другой вариант: «Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя»
.
Совет № 2. Ставьте знак охраны авторского права
Это привычная глазу надпись: .
Совет № 3. Ставьте водяные знаки на фотографиях
И лучше, чтобы на водяном знаке было указано ваше имя. Можно, конечно, указывать сайт, почту или псевдоним, но в случае, если ваше авторское право будет нарушено, доказать принадлежность сайта/почты/псевдонима именно вам будет сложнее.
Примечание: если водяной знак на фотографии обрезали/заретушировали, то это уже нарушение по отдельной статье ГК РФ — .
Совет № 4. Не передавайте никому исходные фотографии
А также черновики/наброски ваших работ и т.п. Ведь всё это является доказательством ВАШЕГО авторства.
Совет № 5. Фиксируйте авторство текса
Этому мы даже посвятили статью, ознакомиться можно здесь. Яндекс.Вебмастер дает возможность поисковику узнать, что этот текст ваш. Что, соответственно, уменьшит вероятность плагиата.
Совет № 6. Рассказывайте пользователям о выходе нового материала
Например, освещайте новые статьи из блога с помощью социальных сетей/рассылок. Другими словами — анонсируйте выход вашего контента, как это делаем мы =)) В этом есть и другие плюсы, например, привлечение трафика.
Совет № 7. Можно распечатать статью/страницу сайта/картинку и заверить у нотариуса
Разумеется, это будет стоить денег. Но доказательством будет неоспоримым.
Есть еще варианты использования скриптов для запрета копирования/выделения текста, добавление ссылки на источник при копировании. Но это варианты, которые легко обойти (подробности в этой статье).
Некорректная ценовая политика
Ценообразование – один из самых важных вопросов на маркетплейсах, поскольку они стремятся предложить аудитории максимально выгодные цены за счет поставщиков.
В связи с этим продавцы должны:
- устанавливать цену, которая не будет превышать стоимость аналогичного товара на сайтах производителя и других маркетплейсов;
- учитывать текущие среднерыночные значения;
- не выходить за ценовые рамки идентичных товаров других производителей.
На маркетплейсах действуют разные системы мониторинга. Например, «Озон» отслеживает индекс цен и, если он превышает установленный порог, товары селлера блокируются.
Если все-таки случилось…
Тут два варианта развития событий: досудебное урегулирование конфликта и судебное разбирательство, если первый вариант не сработал.
Досудебное урегулирование конфликта
Для начала напишите нарушителю вашего права письмо-претензию. Контакты можно найти на сайте, где вы увидели свой контент. Если контент разместили не на сайте, а, например, в социальной сети, то обратитесь сразу и к администрации ресурса.
перечисляет требования к оформлению заявления (письма-претензии).
И в конце заявления можно немного «покошмарить» нарушителя: «Если данная информация не будет удалена с вашего сайта в течение 24 часов, мы направим исковое заявление в суд»
.
Примечание: заявление можно подать в письменном виде (отправить почтой), можно подать в электронном виде (сканированный документ). Если заявление подается лицом, уполномоченным правообладателем, то обязательно нужно приложить к заявлению документ, который подтверждает эти полномочия (например, доверенность).
Если получится так, что владелец сайта проигнорирует ваше письмо, то за вами остается право обратиться к хостинг-провайдеру. Чтобы установить провайдера, можно воспользоваться сервисом https://whois-service.ru/ . И обратите внимание, что при подаче претензии хостинг-провайдеру у вас должны быть подготовленные доказательства вашего авторства.
В адрес хостинг-провайдера направляем письмо-претензию/заявление, но только без угрожающей подписи об обращении в суд (требования к заявлению можно будет найти на сайте хостинговой компании).
Есть и исключения, когда информационный посредник не будет нести ответственности. Перечислю:
Судебное разбирательство
Если первый вариант не дал результатов, то тогда обращаемся в суд. И вот тут уже начинаются сложности… Давайте разбираться.
1. Если нарушитель (ответчик) и автор (истец) являются физическими лицами, то обращаться нужно будет в суд общей юрисдикции либо по месту жительства/нахождения ответчика, либо (если место жительства/нахождения ответчика неизвестно) по месту жительства истца.
2. Если одной из сторон конфликта является юридическое лицо, то иск будет подаваться в арбитражный суд по месту нахождения нарушителя (ответчика).
3. Далее составляем исковое заявление. Требования к исковому заявлению перечислены в .
Ну вот, этот этап разобрали — идем дальше. После того, как суд выносит в вашу пользу акт (решение) и он вступает в законную силу, вам нужно направить заявление в Роскомнадзор (). Все дальнейшие действия Роскомнадзора перечислены
Отсутствие обязательных документов
Для выхода на одну из онлайн-платформ продавец зачастую должен предоставить пакет определенных документов. В него входят декларация и сертификат соответствия, отказное письмо.
Образец сертификата соответствия
Обычно это относится к конкретным категориям товара. К примеру, на «Озон» сертификаты качества нужны для продажи витаминов, продуктов питания, пиротехники, детских удерживающих устройств, фотоэпиляторов. Но если здесь при отсутствии документов такую продукцию просто не допустят к продаже, на некоторых площадках это возможно.
На том же «Вайлдберриз» есть ускоренная процедура, за счет которой можно сразу приступить к реализации. Она подразумевает, что продавец предоставит документы при первой же возникшей необходимости. Проверка проводится по инициативе покупателей, иногда – контролирующих органов.
Если в процессе проверки выявят нарушения, маркетплейс назначит свой штраф и к нему добавится сумма от Роспотребнадзора. Кроме того, придется возмещать судебные расходы. Общие финансовые потери могут достичь 300 000 рублей.
Немного практики
Приведу вам пару примеров споров по защите интеллектуальной собственности.
С Алёнкой все сладко да гладко
Спор между ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный октябрь» и ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», который связан с брендами шоколадок «Аленка» и «Алина». Дело было в дизайне упаковки шоколада.
«Красный октябрь» требовал компенсации более 310 миллионов рублей (!!!) от «Славянки» за нарушение исключительных прав на товарный знак. По мнению «Красного октября», «Славянка» выпускала шоколад «Алина», дизайн которой «схож до степени смешения с этикеткой шоколада „Аленка“»
. Представитель «Красного октября» даже представил суду исследование ВЦИОМ, которое установило, что шоколад «Аленка» и «Алина» воспринимаются
«как товары линейки одного производителя»
.
Разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколадок в спорном оформлении, а также выплатить «Красному октябрю» 15 миллионов рублей.
И снова о вкусняшках
В 2007 году группа Ferrero подала иск в арбитраж Москвы о нарушении исключительного права на товарный знак, охраняющий внешний вид конфет Raffaello. Ответчиками по иску выступили ЗАО «Ландрин» и предприятие розничной торговли ООО «Чакуба» (Москва). Компания Soremartek S.A. (входит в Ferrero) зарегистрировала на свое имя товарный знак, представляющий собой реалистичное изображение (фотографию) конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью — в обсыпке из кокосовой стружки.
В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы подтвердили исключительное право Ferrero на бренд Raffaello.
Ваша песенка спета
А вот весьма занятная история о том, как работает защита интеллектуальных прав не у нас в России:
«Happy birthday to you» — кто из нас хоть раз в жизни не исполнял эти слова в качестве поздравления с днем рождения? =) Но вот коммерческое исполнение этой песни без отчислений правообладателю в США запрещено. Именно поэтому крайне редко встретишь эту песню, например, в американских фильмах (ибо дорого). Авторами этой песни являются сестры Пэтти и Милдред Дж. Хилл (они написали песню в 1893 году). Права на песню перешли родственникам сестер. Официально авторские права на песню «Happy birthday to you» были зарегистрированы в 1935 году и по законам США истекут к 2030 году.
Еще больше похожих историй вы найдете в следующих источниках:
- Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 г.
- Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения судами норм авторского права
Здесь приведены различные спорные ситуации и решения по ним.
Ответственность за нарушение авторских прав – наказание и штрафы
Законом предусмотрены различные меры взыскания и воздействия на правонарушителей в сфере авторства. Виды ответственности выбираются в зависимости от степени, условий и характеристик противоправных действий.
Гражданско-правовая ответственность
Взыскание компенсации в судебном порядке производится согласно ст. 1301 ГК РФ:
- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей;
- в двукратном размере стоимости контрафакта;
- в двукратном размере стоимости права пользования.
Необходимыми условиями ответственности является наличие вины, вреда, противоправности и причинно-следственной связи.
Административная ответственность
На виновного налагаются штраф за нарушение авторских прав, если доказано незаконное извлечение прибыли:
- ст. 7.12 КоАП. Штраф составляет 1,5-40 тыс. рублей с конфискацией;
- ст. 14.33 КоАП, недобросовестная конкуренция. Для должностных лиц штраф составит 20 тыс. рублей, для юрлиц начинается от 100 тыс. рублей.
При повторном доказанном нарушении ответственность по административному кодексу ужесточается.
Уголовная ответственность
По ст. 149 УК РФ уголовная ответственность за нарушение авторских прав наступает:
- за причинение крупного ущерба, наказывается штрафом 200-600 тыс. рублей, работами или заключением до 1 года;
- за использование интеллектуальной собственности, в размере свыше 100 тыс. рублей. Максимальный срок заключения 6 лет.
Наказание за использование авторских прав без разрешения правообладателя может выноситься по совокупности всех обстоятельств конкретного дела.