Действующее уголовно-процессуальное законодательство не дает нормативных определений понятий «сообщение о преступлении» и «повод для возбуждения уголовного дела», а лишь приводит их виды в п. 43 ст. 5 и ч. 1 ст. 140 УПК РФ.
Сообщение о преступлении — это первоисточник информации о совершенном и готовящемся преступлении, сигнал правоохранительным органам. Сообщение о преступлении может рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела только после его принятия, регистрации и проверки.
Таким образом, сообщение о преступлении — это информация о совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, а повод для возбуждения уголовного дела — это установленные законом обстоятельства, побуждающие правоохранительные органы принять процессуальное решение в соответствии с положениями ст. 145 УПК РФ о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Сообщение о преступлении согласно п. 43 ст. 5 УПК РФ – это:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- рапорт об обнаружении преступления;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Однако в соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Как видно, в ч. 1 ст. 140 УПК РФ третьим поводом для возбуждения уголовного дела является не «рапорт об обнаружении преступления», как он именуется в п. 43 ст. 5 УПК РФ, а сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Более корректной представляется формулировка пункта 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, поскольку уголовный процесс начинается не с момента завершения оформления рапорта об обнаружении признаков преступления, а с момента, когда в распоряжении компетентного органа (должностного лица) появится повод и основание для начала уголовного процесса. Поводом в рассматриваемой ситуации исходя не только из содержания п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, но и из ст. 143 УПК РФ является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Заявление о преступлении
По общему правилу, по субъектному составу заявителей о преступлении законодатель не устанавливает ограничений. Так, сообщить о совершенном преступлении может любое лицо независимо от нарушения его субъективных прав в результате совершенного либо предполагаемого преступления.
Согласно ч. 1 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть подано как в устной, так и в письменной форме. Письменное заявление подписывается заявителем. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, его составившим. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 Уголовного кодекса РФ, о чем в заявлении делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Образцы заявлений о преступлении:
- Заявление о преступлении. Образец (общая форма)
- Заявление о преступлении в полицию о побоях (побои из хулиганских побуждений нанесли неизвестные лица на улице)
- Заявление о побоях в полицию. Образец (телесные повреждения нанес знакомый)
- Заявление о преступлении, о привлечении свидетеля к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по гражданскому делу
- Заявление о преступлении (мошенничестве)
- Заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения мировому судье
Заявление может подаваться как самим пострадавшим от преступления, так и иным лицом. Исключение составляют дела частного и частно-публичного обвинения, по которым заявление должно подаваться только самим пострадавшим или его законным представителем.
Закон не содержит требований относительно содержания заявления, важно лишь, чтобы оно не было анонимным, т.е. содержало достоверные данные о заявителе. Однако для обеспечения безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в соответствии с ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ лицо, подающее заявление, может не указывать данные о своей личности. Такое сообщение оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления по ст. 143 УПК РФ.
Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений о преступлениях (КУСП).
Недопустим необоснованный отказ в приеме заявления о преступлении, его невнесение в установленном порядке в книгу регистрации сообщений о преступлениях, а также необоснованный отказ в выдаче заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ на дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа возложена обязанность по приему и проверке сообщений о любых совершенных либо готовящихся преступлениях. По результатам проведенной проверки принимается процессуальное решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности либо в суд (по делам частного обвинения).
Рапорт, оформляемый на основании результатов оперативных мероприятий
Рапорт может быть подан сотрудником правоохранительной службы не только после совершения преступления, но и до этого. Если в результате следствия уполномоченный сотрудник узнаёт о готовящемся преступлении, он может составить рапорт с целью предотвращения совершения злодеяния. Однако данная тактика не очень продуктивна. После проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждение дела будет невозможно ввиду отсутствия доказательств. Поэтому лучшим вариантом станет разоблачение правонарушителей во время совершения преступления, что впоследствии позволит привлечь их к уголовной ответственности.
К таким преступлениям относят различные виды уголовных деяний, в том числе:
- Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
- Кражи и ограбления.
- Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
- Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
- Преступления против правительственных структур.
Как правило, такие случаи не фиксируются в книге по учёту сообщений о преступлениях. Их записывают в специальных документах, которые строго засекречены и не подлежат огласке.
В оперативном учёте информация фиксируется оперативными службами в целях дальнейшего улучшения оперативных разработок.
После задержания правонарушителей составляется обыкновенный рапорт в соответствии со всеми требованиями УПК РФ, который подлежит регистрации и передаче руководителю правоохранительной службы.
Рапорт и содержащаяся в нём информация проверяется в течение 10 дней. В особых случаях время проверки может быть продлено на срок не более 30 дней. Однако в некоторых особо серьёзных случаях, когда требуется выявление особо опасных преступлений, необходимо несколько месяцев.
Выполнение оперативных мероприятий начинается с момента начала публичных проверочных действий и возбуждения дела. Перед оформлением рапорта собираются доказательства, улики, производится задержание подозреваемых, заполнение необходимых документов.
Явка с повинной
Явка с повинной – это, по сути, разновидность заявления о преступлении, в котором гражданин добровольно сообщает о том, что преступление совершено именно им. Поэтому процедура процессуального оформления заявления о явке с повинной сходно с оформлением заявления о преступлении. Исключением является лишь то, что при явке с повинной гражданин не предупреждается об уголовной ответственности за заведомый оговор.
Заявление о явке с повинной и данные о личности подаются в письменной или устной форме. В последнем случае они заносятся в протокол, который подписывается явившимся с повинной и лицом, принявшим явку.
Явка с повинной является особым обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК РФ).
Сообщение от правоохранителей об обнаружении преступления
Иногда информацию об обнаружении преступления сообщают правоохранительные органы. Тогда она становится доступна только конкретным военнослужащим, которые в силу тех или иных обстоятельств оказались свидетелями ситуации. Военнослужащий не должен держать в тайне произошедшие. Он должен в форме рапорта оповестить начальство о том, какое правонарушение произошло, где именно, а также, какое участие в нём принял сам военнослужащий. Например, на его глазах произошло преступление, и теперь служивый является свидетелем по делу.
В такой ситуации, молчание имеет место только в том случае, если правоохранители настаивают на молчании для того, чтобы в итоге получить благоприятный исход дела.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, — это любые официальные источники информации, полученные должностным лицом в ходе осуществления своей служебной деятельности от любого физического или юридического лица. Сюда можно отнести сообщения, содержащиеся в средствах массовой информации; информацию, полученную в ходе какой-либо проверки, оперативно-розыскной деятельности, несения дорожно-патрульной службы и т.д. Оформляются данные рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления, что является поводом к возбуждению уголовного дела. Рапорт составляют сотрудники оперативных подразделений, других органов дознания, предварительного следствия. Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме и заверены печатью и подписями руководителей.
Рапорт по сообщениям граждан
Всего выделяют два источника получения информации о злодеяниях, при совершении которых оформляется рапорт о нахождении признаков преступления:
- Информация может быть получена от любого гражданина страны в устной или письменной форме.
- Сведения могут стать известны правоохранительным службам в результате их публикации в средствах массовой информации, интернете и др.
Сообщение о совершённом или планируемом преступлении может быть передано гражданином в устной или письменной форме. Например, человек, владеющий информацией о похищении или удержании в заложниках кого-либо, может сообщить об этом полицейскому. Сотрудник, в свою очередь, обязан доложить своему руководству данную информацию, написав соответствующий рапорт. Он так же может быть составлен даже на основании телефонного звонка, совершённого по общероссийскому номеру 02.
Если же преступление было выявлено сотрудником правоохранительного органа, при этом гражданин воздержался от подачи заявления о совершённом правонарушении, этот сотрудник также обязан оформить рапорт и направить его руководству отдела по внутренним делам.
В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ. Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность. Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.
Также существуют публичные дела, для выявления которых не требуется заявление отдельного лица или группы лиц. Составленный сотрудником правоохранительного органа рапорт, в котором указаны все необходимые сведения, является основанием для возбуждения дела.
Все виды преступлений, в случае совершения которых необходимо заявление пострадавшего, относят к частным делам. Их перечень определяет статья 20 УПК РФ.
Основание для возбуждения уголовного дела
Наряду с поводом другим обязательным условием к возбуждению уголовного дела является основание, связанное с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, которые относятся к объекту преступления и объективной стороне преступления, если дело возбуждается по факту совершения преступления. Если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, то необходимы данные о субъекте и субъективной стороне состава преступления. Существуют определенные преступления, по которым всегда дела возбуждаются в отношении определенного лица. К ним относятся:
- неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей — ст. 157 УК РФ;
- отказ в предоставлении гражданину информации — ст. 140 УК РФ;
- разглашение тайны усыновления (удочерения) — ст. 155 УК РФ;
- злоупотребление полномочиями и должностными полномочиями — статьи 201, 285 УК РФ;
- получение взятки — ст. 290 УК РФ;
- дача взятки — ст. 291 УК РФ и др.
С момента возбуждения уголовного дела такое лицо приобретает статус подозреваемого (ч. 1 ст. 46 УПК РФ), вправе получить копию постановления о возбуждении уголовного дела.
Форма рапорта об обнаружении признаков преступления
Рапорт это официальный документ, который подают в отношении командования конкретной роты или части. Именно поэтому, данный документ имеет унифицированную форму. Несмотря на то, что единого бланка и образца на сегодняшний день не существует, всё же, в документе должна найти отражение следующая информация.
- В отношении кого составлен документ.
- Дата и место составления.
- Кем составлен документа.
- Излагается причина написания рапорта.
- Указывается дата, ставится подпись.
В некоторых частях действует свои особые образцы, которые называют локальными нормативными правовыми актами, так как свое действие они распространяют только на конкретную военную часть.
Несмотря на то, что единого образца нет, всё же, военный очень дотошно относится к данному документу. Ведь в случае, если возможное правонарушение подтвердится, вероятнее всего, данный рапорт будет приобщен к делу, а значит, с ним будут знакомиться различные военнослужащие.
Нельзя, чтобы такой документ был составлен неправомерно.
Рапорт излагается на листе формата А4. Он должен быть абсолютно белым, без лишних посторонних записей. Оформление возможно о руки, используя чёрную или синюю пасту. Но в таком случае информация должна быть изложена понятным почерком.
Также, возможна компьютерная печать стандартным шрифтом.
В самом документе не допускается орфографических ошибок.
Незаконный рапорт
Работа над показателями
В СМИ цитируют о повышении защищенности среднего и малого предпринимательства. Президент РФ также требует защищать малый бизнес и одновременно просит усилить борьбу с коррупцией. Если взять работу полиции, то каждый новопоставленный начальник хочет показать улучшение работы на вверенном ему участке, а доказательством тому может служить только показатели.
У нового начальника, который не против стать генералом, начинается работа над целью — как добиться повышения показателей в борьбе с преступностью? Для этого нужно увеличение количества обращений о совершенных или готовящихся преступлений, повышение количества раскрытых преступлений, определенное количество раскрытых коррупционных преступлений и т.д. Во времена декларирования борьбы с коррупцией и хищений бюджетных средств оперуполномоченные ОБЭП в первоочередное внимание уделяют именно на это направление и с них требуют отчет по этим показателям.
Нужен рапорт
Что делать оперуполномоченному, если нет заявлений о преступлении в этой сфере? Как ему искать такие нарушения, если нет правовых поводов для начала проверочных действий в рамках ст.144 УПК РФ? Не только руководство МВД РФ, но и Президент РФ требует повышения и усиления борьбы с коррупцией. Результат могут показать только цифры.
Согласно ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела и начала производства проверки в порядке ст.144 УПК РФ служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Последнее может быть вынесено только по материалам проверок.
Рапорт об обнаружении преступления
Если нет материалов прокурорских проверок, заявлений о преступлении и явок с повинной, то единственным вариантом для начала поиска возможных преступлений остается и является оформление самим сотрудником Рапорта об обнаружении признаков преступления, который в соответствии со ст.143 УПК РФ приравнивается к сообщению о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, предусмотренному п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ.
Рапорт оперуполномоченного
Признаки преступления – это не цветы, сами не раскрываются и не показываются. Их можно обнаружить лишь после проверочных мероприятий. По этой причине некоторые иногда для начала проверочных действий прибегают в прямом смысле слова к сочинительству Рапорта об обнаружении признаков преступления, без каких-либо сообщений, информации и заявлений.
Рапорт визируется начальником отделения и заместителем начальника отдела полиции или самим начальником полиции. Если рапорт сочинён, то обычно лица до начальника отделения изначально знают, что он рождён на голом месте. По закону они не должны допускать нарушения законов. Но, с другой стороны, задача поставлена. Не выполнять – не имеют права. Со службы могут выгнать. Если сочиненный оперуполномоченным Рапорт об обнаружении признаков преступления не завизировать, то за это можно поплатиться. Если вдруг из рапорта потом родится уголовное дело, то показатели повысятся и, может быть, ждёт поощрение. Если нет, то ничего страшного. Оклад всегда есть, а служба идёт.
Рапорт опера
Когда приходит время показать план по статистике за определенный период и, кажется, что есть признаки преступления, хотя это до конца не установленный факт, то опер в рапорте об обнаружении признаков преступления пишет, что имеются признаки преступления. Следователь – тоже сотрудник того же отдела полиции и его решения тоже как-то формируются с учетом мнений руководства.
Всегда ли рапорт полицейского является поводом для возбуждения уголовного дела, читайте в статье «ЕСЛИ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ВОЗБУЖДЕНО БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЯ».
Согласие прокурора
Постановление о возбуждении уголовного дела пишется кратко и, в основном, в изложенных в них обстоятельствах почти всегда описываются какие-либо признаки преступления и в больше массе, когда в постановлении о возбуждении уголовного дела описаны какие-то признаки преступления, надзирающий прокурор согласовывает возбуждение уголовного дела, ведь согласно ч.2 ст.140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Оперуполномоченный по УПК РФ не уполномочен выносить постановление о возбуждении уголовного дела.
Срок отмены постановления о возбуждении уголовного дела
Прокурор только в течение24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, может отменить постановление о возбуждении уголовного дела. Если прокурор опоздал с этим сроком, лично я еще не видел прокурора, который по истечении суток признал свою халатность и признал незаконность постановления о возбуждении уголовного дела, которое он согласовал и признал до этого законным. Если по истечении суток он осознает свою ошибку, то по закону он уже не может отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела. В таких случаях у прокурора не остается варианта, кроме как солидарничать с теми полицейскими, кто знал о сочиненном почти на голом месте Рапорте об обнаружении признаков преступления, чтобы, действительно, потом обнаружились доказательства преступления и тем самым сочинённый рапорт и согласия начальников оказались оправданными и верными.
Сила бизнесмена
Предпринимателю, в отношении которого возбуждено уголовное дело по сочиненному Рапорту об обнаружении признаков преступления, одному искать правду и справедливости при таких обстоятельствах очень тяжело. Промедление может обернуться очень плачевно. Но, как на Руси говорили издревле «Пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится», так и уважающие себя гордые российские предприниматели не сразу прибегают к помощи опытных адвокатов по уголовным делам, ведь они в этой не простой жизни сами прошли, преодолели немало трудностей, преград, интриг, падений, добились успеха, так и тут думают, что сами разберутся, решат или договорятся.
Чем раньше к таким ситуациям подключится опытный адвокат по уголовным делам, то тем больше шансов, что его действия обезопасят судьбу предпринимателя и его бизнес и серьезно заставит полицейских задуматься не совершать незаконные ходы, в ряде случаев сможет предотвратить незаконное возбуждение уголовного дела.
Дата рапорта
Разрыв между датой составления и регистрацией Рапорта об обнаружении признаков преступления и датой возбуждения уголовного дела может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда решение о возбуждении уголовного дела может приниматься в день регистрации Рапорта об обнаружении признаков преступления.
Играя на грани фола
Не каждый сочиненный Рапорт об обнаружении признаков преступления приводит к вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. По словам Президента России Владимира Путина, оглашенного 20.02.2019г. в послании к Федеральному собранию, 45% дел в отношении предпринимателей прекращается, не доходя до суда. В результате, на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в результате подобных полицейских окошмариваний, в среднем 130 сотрудников теряют свое место работы.
Вступает в дело: честь мундира
Неприятные последствия от сочиненного рапорта ощутят многие предприниматели на своей шкуре и в бизнесе. Такой рапорт дает начало и служит основанием для проведения осмотров, изъятий документов финансово-хозяйственной деятельности, компьютеров с интернет- ключами, базами С1 и электронными документациями и т.д. Причем иногда делают незаконные осмотры офисов, незаконные изъятия документов, с большим опозданием возвращают документы, парализовав финансово- хозяйственную деятельность предпринимателя.
Когда дело по сочиненному рапорту не клеится и сшивать нечего, кроме многочисленных жалоб и актов безрезультатных, а иногда и незаконных мероприятий, то, как говорят некоторые полицейские с гордо поднятой головой, у них наступает период «защитить честь мундира». Тогда почти вся правоохранительная система рыщет и роет всё вокруг некриминального бизнесмена с целью найти состав преступления. Начинают с пристрастием опрашивать подчиненных бизнесмена, его контрагентов, всячески пытаются склонить их сдать желаемого им фигуранта, для чего начинают кошмарить и бизнес контрагентов.
Во многих таких случаях у невиновного предпринимателя появляются ощущение и слухи, что его, якобы, заказал конкурент, хотя иногда причина кроется в характере системной работы полиции. Поиски преступления длятся до тех пор, пока не обломаются, и то, для этого адвокат по уголовным делам должен систематически делать жалобные инъекции во все возможные инстанции. При таком кошмаре немало людей ощутят прессинг возможного уголовного или административного наказания. Для некоторых это может привести к сворачиванию предпринимательской деятельности.
Незаконно возбужденное уголовное дело
Можно ли в такой ситуации возбудить уголовное дело по ч.3 ст.299 УК РФ – незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба?
Разграничить грань между заказным Рапортом об обнаружении признаков преступления или заказным возбуждением уголовного дела от Рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного в обычном порядке, не возможно. Тем более, вряд ли следователь, незаконно возбудивший заказное уголовное дело, признает, что он выполнял чей-то заказ. Ему проще сказать, что он выполнял свою работу как и по всем другим уголовным делам и материалам проверок. Трудно представить, что хоть чуточку грамотный следователь признает, что он незаконно возбудил заказное уголовное дело, если вопрос о наличии в его действиях состава преступления зависит только от его слов. Если проверка через год, два или три окончательно завершится постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращением уголовного дела, то за этот психический полицейский прессинг никто ответственности не несёт.
Ответственность за сообщение о преступлении
Если сообщение о преступлении сделает гражданин и его заявление о преступлении окажется ложным, то его органы привлекут к уголовной ответственности по ст.306 УК РФ – за заведомо ложный донос о совершении преступления. По нынешнему законодательству сотрудник полиции, сочинивший Рапорт об обнаружении признаков преступления и доставивший тем самым массу хлопот, а возможно, и лишивший тем самым источников дохода гражданами и предпринимателю, налогов государству, никакой ответственности не несёт. Если сравнивать с плановыми прокурорскими проверками, то именно при проведении проверок по сочиненным Рапортам об обнаружении признаков преступления полицейские наносят массовую ковровую бомбежку предпринимательской среды и свободе предпринимательству.
Ответственность за незаконный рапорт
Полагаю, следует не просто уравнять, а установить повышенную ответственность для сотрудников полиции, сочиняющих Рапорт об обнаружении признаков экономического преступления, без соответствующих подтверждений и расчетов причиненного убытка от предпринимательской деятельности гражданина или организации. Для этого полицейский, который составляет Рапорт об обнаружении признаков преступления, как обычный заявитель, аналогично ч.6 ст.141 УПК РФ должен предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ, о чем в Рапорте об обнаружении признаков преступления следует ввести такую же отметку, как для обычного заявителя. В случае если Рапорт об обнаружении признаков преступления окажется ложным, то его автор, как и заявитель ложного сообщения о преступлении, должен понести уголовную ответственность по ст.306 УК РФ.
Нужно ли наличие заявления от пострадавшего о привлечении фигуранта к уголовной ответственности по каждой части статьи Уголовного кодекса РФ, об этом читайте в статье «УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПРЕКРАЩЕНО В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ ЗАЯВЛЕНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО».
Подготовил: адвокат по уголовным делам Васильев А.Л.