Хищение государственного имущества: состав преступления, ответственность

Должностные лица нередко присваивают себе государственное имущество. Делают они это для того, чтобы получить личную выгоду благодаря своим полномочиям. Хищение государственного имущества строго наказывается законом, подобное воровство в большинстве случаев происходит в крупном размере – от 250 000 рублей. Кража принесет нарушителю серьезные проблемы, вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Что является хищением государственного имущества

Хищение – это незаконное завладение чужим имуществом в корыстных целях. В нашей ситуации речь идет о собственности, принадлежащей государству. Хищение является общим понятием, поэтому стоит более подробно рассмотреть его подтипы. Оно может проявляться в растрате или присвоении государственного имущества.
Теперь более подробно рассмотрим, каким может быть преступление. Растрата подразумевает завладение чужим имуществом, вверенным виновному, и дальнейшее распоряжение им: продажа, дарение, передача третьему лицу. Присвоение – это незаконное завладение собственностью с целью дальнейшего владения и обращения в свою пользу.

Важно! Также могут квалифицировать деяние как кражу. Ее отличительная особенность заключается в том, что нарушитель тайно похитил государственное имущество.

При этом он знал, что предмет злодеяния кому-то принадлежит. К слову, может случиться попытка кражи. В подобной ситуации действие не будет доведено до конца. Допустим, преступника поймали, однако выяснилось, что он украл совсем не ту вещь, которую хотел.

Мошенничество тоже является распространенным правонарушением. В его случае происходит завладение муниципальной собственностью обманным путем. Она чаще всего добровольно передается человеку, однако позже выясняется, что он не имеет на нее прав. В большинстве случаев провернуть аферу удается с помощью поддельных документов и ложных сведений.

Контроль при борьбе с похищением и растратой гос. собственности

Несмотря на то что госимущество по закону должно охраняться также как и другие формы собственности, оно отличается от частной собственности методами использования, назначением.
Поэтому укрепление контроля и уголовно-правовой охраны – приоритеты при борьбе с похищением и растратой гос. собственности. Не зря исследователи считают, что имущественные отношения, участником которых является государство, имеют особенности, в результате чего складываются предпосылки для признания их самостоятельным видом отношений.

Так же прочтите: Виды и источники доказательств в уголовном процессе: детальный разбор и примеры

Меры по контролю сделок, совершённых на заведомо невыгодных условиях, проводились ещё в 1922 году при РСФСР. По Уголовному кодексу тех лет существовала статья, подразумевающая ответственность предпринимателя, заключившего договор с властями и не выполнившего свои обязательства по нему в силу недобросовестного отношения к своим обязательствам.

Система действующих рыночных отношений сказалась на развитии экономики и на формировании отношения к государственному имуществу со стороны бизнеса. В данной системе каждый бизнесмен заинтересован в первую очередь в получении прибыли, а не в честной сделке.

Бизнес необходим государству для решения экономических задач и развития, но он требует работы под жёстким контролем, постоянного мониторинга ситуации для оперативного воздействия на «правила игры», которые исключают возможность растраты средств впустую и помогут наладить эффективное сотрудничество между властями и предпринимательством.

То есть, такая трактовка формально декриминализировала злоупотребление служебными правами для лиц, занимающих положение с такими полномочиями, злоупотребление которыми способствует организации преступления, что привело к проведению незаконной приватизации национальных предприятий. В таком же виде понятие существует в нынешнем Уголовном кодексе ст. 158 примечание 1.

По закону, на основании признака «противоправности», классифицированы следующие разновидности хищения:

  1. Растрата.
  2. Кража.
  3. Грабёж.
  4. Присвоение.
  5. Мошенничество.

Развитием среды для процветания коррупции и краж в 90-е годы послужила некачественная разработка законодательной системы, которая приняла понятие «хищение» в такой формулировке, цитата: «согласно федеральному закону от 01.07.1994 понятие хищения обозначало противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, совершённое в корыстных целях».

По мнению части экспертов-правоведов, УК РФ компенсирует отсутствие акцента на хищении государственной собственности следующими статьями, накладывающими ответственность на чиновников и должностных лиц:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 285 УК РФ).

Рассматривая термин «хищение», следует обратиться к опыту законотворчества в СССР. Трактовку можно найти в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. По логике документа определена ответственность за растрату, кражу, присвоение или другое похищение гос. имущества. Интересный факт, вытекающий из данного документа: правоприменитель вправе классифицировать как похищение всякие методы захвата национальной собственности, даже не определённые Уголовным кодексом напрямую.

Статистика по применению 285 ст. УК РФ, по данным сайта «Росправосудие»:

  • 2010г. – 7 676 дел, из которых 994 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1132), Ставропольский край (289), Саратовская область (286);
  • 2011г. –14 895 дел, из которых 2391 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1791), Красноярский край (617), Саратовская область (556);
  • 2012г. –14 260 дел, из которых 2382 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1604), Красноярский край (531), Московская область (519);
  • 2013г. – 11 627 дел, из которых 72 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Республика Бурятия (1257), Республика Хакасия (488), Красноярский край (466).

Очевидный минус: трактовка не делает акцент на правонарушении (завладение, похищение) в отношении гос. имущества при содействии должностного лица, злоупотребляющего своими рабочими функциями, правонарушение в отношении государственного имущества не получает особого статуса, так как все формы собственности должны охраняться на равных правах.

Представлено количество возбуждённых уголовных дел в первой инстанции суда, касаемо 286 ст. УК РФ:

  • 2010г. –6 279 дел, из которых 754 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (189), Ростовская область(173), Краснодарский край(167);
  • 2011г. – 12 063 дел, из которых 1983 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Москва (687), Московская область (66), Красноярский край (529);
  • 2012г. –11 530 дел, из которых 2170 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Московская область (606), Ростовская область(587), Красноярский край (524);
  • 2013г. –9 448 дел, из которых 55 с обвинительным приговором. Регионы с наибольшим количеством дел по статье: Ростовская область (525), Краснодарский край(432), Красноярский край (404).

Сложно говорить об эффективности применения данных нормправоприменителем: многочисленные выявленные случаи кражи гос. средств (например, растраты на строительство к Олимпиаде в Сочи) остаются безнаказанными до сих пор. Одной из мер, предложенных правоведами, является усовершенствование определения, дополнив его указанием способов хищения, в том числе со злоупотреблением служебными функциями.

Какие существуют проблемы

Часто, в сфере госзакупок, преступники выполняют работы намного дешевле, заявленной стоимости, таким образом похищенные деньги делят между соучастниками

Российская Федерация – государство довольно-таки большое, поэтому полностью контролировать поток расходов и доходов в нем практически невозможно. В связи с этим должностные и любые другие лица идут на преступление, думая, что их деяние останется незамеченным.

Контролировать расхитителей, являющихся обычными гражданами – несколько проще. Иное дело обстоит с государственными служащими. Они, в качестве прикрытия своего преступления, используют подложные документальные акты, проверить достоверность которых в некоторых ситуациях не представляется возможным.

Зачастую преступники вступают в сговор с другими лицами. Это имеет место в сфере государственных закупок. Там по договоренности выполняются работы, намного дешевле заявленной их стоимости. Похищенные деньги, как правило, делятся между соучастниками.

Состав преступления

Что учитывается:

  1. Объект преступления. В данной ситуации им выступает государственное имущество. Оно может быть различным по своему типу. Главное, чтобы оно являлось ценным и принадлежало государству.
  2. Субъект преступления. Им выступает тот человек или группа лиц, которая совершила злодеяние. Потребуется рассмотреть такие признаки, как возраст, социальное положение, вменяемость.
  3. Объективная сторона. В этом случае преследуется материальный мотив. Человек желает получить наживу за счет неправомерного деяния.
  4. Субъективная сторона. Определяется вина, мотив, цель и эмоции.

Именно по данным моментам можно характеризовать произошедшее преступление. Также потребуется определить, было ли это расхищение или присвоение. Дополнительно понадобится определить обстоятельства, относящиеся к делу. Потому как из этих критериев будет определяться наказание по конкретной статье УК РФ.

Пример из судебной практики

Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.

Квалифицирующие признаки

Также важно знать, совершал злоумышленник свои действия в одиночку или у него были сообщники. Потому как преступления, осуществленные по предварительному сговору, наказываются строже. И в этом случае пострадают все участники.

Важным моментом также является тот факт, что человек злоупотребил своими должностными полномочиями. Допустим, гражданин занимает высокопоставленную должность на государственной службе. У него есть возможность распоряжаться деньгами или муниципальным имуществом. Растрата собственности в особо крупных размерах грозит серьезным приговором для нарушителя.

Отдельно необходимо определить, были ли негативные последствия поступка. Возможно, кому-то был нанесен серьезный вред, возможно, даже здоровью и жизни. Тогда статья еще ужесточиться, и злоумышленник получит максимальное наказание.

Злоупотребление служебным положением

Можно посчитать, что человек использовал свои рабочие полномочия в следующих случаях:

  1. Он получил выгоду, которая выражалась в деньгах или имуществе.
  2. Гражданин заранее преследовал данную цель и понимал, что нарушает закон.
  3. Он использовал свою должность для того, чтобы нажиться. Допустим, подписал договор о незаконной передаче какого-либо объекта или скрыл факт нарушения.

Стоит понимать, что регулярно проводится проверка государственных служащих на добросовестность. Поэтому есть большая вероятность, что факт преступных действий вскроется. В этом случае человек будет судиться по УК РФ, и ему, как минимум, придется заплатить крупный штраф. Однако дело может дойти и до того, что нарушителя лишат свободы на долгий срок.

Отметим, что хищение государственного имущества и коррупция идут бок о бок. Потому как будет достаточно сложно совершить кражу в большом размере и при этом не быть высокопоставленным работником. А вот тем сотрудникам, которые имеют право распоряжаться муниципальными финансами и собственностью, не составляет труда совершить преступление.

Неотвратимость наказания

Разумеется, что за любое деяние, предусмотренное уголовным законодательством, преступник должен нести соответствующую ответственность. Избежать наказания не получится. Многие преступники, желающие «замести следы», совершают ряд других преступлений, которые в совокупности могут повлечь за собой еще более жесткое наказание.
При решении вопроса о том, можно ли уклониться от ответственности, нужно помнить и о сроках давности привлечения к ней. В той ситуации, когда они уже истекли, гражданин привлечен к наказанию не будет. Пожалуй, это и есть единственный способ уклонения от ответственности.

Стоит помнить, что при введении следствия в заблуждение, укрывательства от органов правосудия, могут наступить негативные последствия. Суд учитывает все эти факторы при рассмотрении дела, и при их наличии, может вынести более строгое наказание, чем если бы преступник помогал следствию и раскаялся в совершенном им противоправном деянии.

Так же прочтите: Что такое оправдательный приговор: его виды, как происходит признание невиновности

Проблематика определения субъекта при правонарушениях, связанных с использованием должностных полномочий

При изучении особенностей данного вида правонарушений,совершённых лицами, занимающими определённое служебное положение, возникает сужение понятия субъекта правонарушения и сужение определения способа мошенничества, так как налагаются дополнительные признаки.А именно: наличие служебного положения и доказательства использования должностных функций при реализации преступления.

В мире исследователей-правоведов на тему похищения с использованием служебного положения сложились две точки зрения касательно формулировки «хищения» в Уголовном кодексе:

  • поддержка отказа законодателя от восприятия и понимания хищения со злоупотреблением рабочих правомочий как от самостоятельной разновидности хищения. Главный аргумент сторонников данной позиции – суть такого правонарушения, как похищение, мошенничество или растрата, остаётся все той же, без привязки к использованию лицом служебных функций;
  • отрицание данной трактовки: использование должностного положения особо характеризует правонарушение.Не ставит его на одну доску с кражей или растратой – содержание методов хищения затрагивает вопросы, связанные с наличием должностных функций (обман подчинённых, кража имущества, находящегося в ведении преступника, наличие возможности отдавать распоряжения людям, несущим материальную ответственность за ресурс).

Отсутствие точных формулировок и единого мнения на этот предмет, разделило правоведов на три лагеря, дискутирующих по поводу субъекта правонарушения в данном случае.

Три точки зрения правоведов на понимание понятия субъекта, совершающего преступления с использованием должностных функций:

  1. Чаще всего судебная практика придерживается определения, под которое попадают как граждане, реализующие функционал представителей власти, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, институтах, так и лица, занимающиеся управлением в коммерческих организациях, не связанных с государством.
  2. Субъектами считаются лица, обладающие управленческим функционалом в коммерческих организациях.
  3. По третьей точке зрения, помимо вышеперечисленных типов должностных лиц, под определение попадают обыкновенные служащие (независимо от того работают они на государство или коммерческую организацию) без управленческого функционала.

Исследователи дают такой комментарий: субъект не просто должен совершить правонарушение, обладая некими, позволяющими организовать кражу средств полномочиями, а совершить противоправное действие, используя их при организации акта хищения.

Больше спорных вопросов вызывает тема об условиях, при которых можно точно определить факт правонарушения с использованием служебных полномочий: зачастую лица, занимающие какую-либо должность, обвиняются правоприменителем в использовании служебных функций, независимо от того, задействовали ли они свои полномочия при реализации правонарушения или нет.

Следуя букве закона, необходимо отметить, что реализация своих функций для организации правонарушения на этапе подготовки к нему (например, создание «липовой» справки о доходах для того, чтобы в будущем использовать этот документ для получения социальной выплаты) не даёт права говорить о расхищении с использованием служебных функций. Классифицировать преступление можно только тогда, когда изъятие и незаконный расход средств стал уже фактом, вытекающим из реализации своих полномочий.

Антикоррупционные мероприятия как способ решения проблемы хищения государственной собственности

Экономическое благополучие страны напрямую связано с уровнем коррупции, мерами противодействия взяточничеству, мошенническим схемам, разворовыванию богатств и ресурсов государства.

Причинами сложившийся ситуации можно назвать:

  1. Отсутствие эффективных экономических реформ.
  2. Процесс криминализации верхов российского общества.
  3. Сращивание нелегального капитала с бизнесом, интеграция в государственные структуры предпринимателей, незаконно наживших богатства.
  4. Рост аппарата чиновников.

Разработка и реализация программ, регулирующих уровень коррупции, – приоритетная задача государства, ведь на сегодняшний день коррупция является проблемой национального масштаба.

Урон, наносимый воровством, выражен в следующих цифрах:

  • ежегодно экономика страны теряет примерно 400 миллиардов долларов;
  • бюджеты ряда правительственных программ разворовываются на 70%;
  • минимум 45% денег на развитие социальной инфраструктуры фактически украли.

На данный момент разработаны некие стратегически-программные меры, направленные на решение проблемы. Они являются как бы узаконенным планом действий государства по борьбе с коррупцией, составленным с учётом международных и внутренних норм, содержащим перечень необходимых задач, разработанные и утверждённые варианты мероприятий по решению вопроса.

Такими программными документами являются «Стратегия национальной безопасности РФ» и «Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы».

Приблизительная статистика по ситуации со взяточничеством такова:

  1. Треть прибыли крупных предпринимателей уходит в карман чиновникам разного уровня.
  2. Самые «хлебные» для получения взятки места – таможня и гос.компании.
  3. Социологические опросы экспертов показывают, что половина опрошенных респондентов готовы дать взятку для достижения своих целей в государственных органах, что красноречиво говорит о том, что общество фактически приводит к образованию «Культуры дачи взятки».

В правовом поле решением проблемы власти занимаются с начала 2000-х. Разработано два федеральных закона «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Положительным моментом можно считать криминализацию действий посредников, участвующих в организации взятки.

При должной защите интересов государства можно добиться впечатляющих результатов, положительно влияющих на экономику страны и уровень жизни её граждан:

  • снижение инфляции;
  • увеличение рабочих мест;
  • рост среднего дохода населения на 10%;
  • рост ВВП;

Коррупция напрямую связана со злоупотреблением чиновников своими служебными функциям, превышением полномочий и ведёт к хищению госимущества в особо крупном размере, обнищанию минимум 80% процентов населения.

Поэтому возникает вопрос: достаточно ли правоприменителю вышеперечисленных норм наказания? Судя по ежегодному росту «угона» денежных средств, напрашивается вывод о низкой эффективности применения закона, необходимости его дополнения, возможно ужесточения мер наказания в отношении гос. собственности.А главное, необходимо добиться регулярной и грамотной реализации мер по отношению к правонарушителям.

Многие эксперты сходятся в том, что создание правовой нормы, регулирующей действия чиновников, выполняющих государственную функцию – необходимая мера при борьбе с коррупцией и защите гос. имущества.

Именно чиновник, злоупотребляющий своим положением, является субъектом коррупционного правонарушения, действующим вопреки интересам общества и государства. Мероприятия по борьбе с коррупционерами и коррупционными отношениями должны проводиться на всех уровнях (от местного до федерального), при активном участии всех общественных институтов и организаций, органов власти.

Какая ответственность предусмотрена

Как в России, так и в Украине предусмотрено серьезное наказание за хищение имущества, принадлежащего государству. Нельзя однозначно сказать, какой суд вынесет приговор. Потому как многое зависит от того, насколько крупной была кража, а также как именно квалифицировали преступление. Также большую роль играют сопутствующие обстоятельства, которые важно определить.

Если человека будут судить по ст. 160 ч. 3 УК РФ, тогда ему могут назначить следующее наказание:

  1. Штраф до 500 тысяч рублей.
  2. Принудительные работы на срок до пяти лет. В дополнение к ним могут ограничить свободу человека.
  3. Лишение возможности работать в конкретной сфере. Ограничение может длиться до пяти лет.
  4. Тюремное заключение на срок до шести лет.

Данные меры могут ужесточить, исходя из обстоятельств деяния. В худшем случае могут лишить свободы на 10 лет, при этом человеку потребуется выплатить штраф до 1 000 000 рублей. Все зависит от того, как именно было совершено преступление.

В любом случае, нарушитель не останется безнаказанным, и его имеют право судить сразу по нескольким статьям. Если человек не хочет попасть в тюрьму или расстаться с крупной суммой, ему не следует совершать хищение. За государственным имуществом сейчас тщательно следят, поэтому преступников быстро определяют.

Способы защиты в суде

У подозреваемого в присвоении или растрате вверенного имущества есть несколько возможностей для защиты в суде:

  • оспаривание стоимости имущества (в случае, если похищены не деньги);
  • примирение с потерпевшим и ходатайство о прекращении уголовного дела (при обвинении по ч. 1 и ч. 2 статьи 160 УК РФ);
  • доказывание факта действий виновного с ведома собственника имущества;
  • переквалификация преступления (при обвинении по ч. 2, ч. 3 и ч. 4 статьи 160 УК РФ);
  • полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему;
  • сбор характеристик на виновного.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]