Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

СТ 199 УК РФ.

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса

1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК.

2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.

3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Возможные схемы уклонений

Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:

  • налогоплательщик скрывает получение дохода;
  • игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
  • незаконно использует предоставляемые льготы;
  • не встает на учет;
  • представляет ФНС ложные сведения.

Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:

ПравонарушениеОтветственность
Осуществление деятельности без постановки на учет.Ст. 117 НК РФ
Нарушение правил ведения учета.Ст. 120 НК РФ
Занижение налоговой базы.Ст. 122 НК РФ
Несоблюдение сроков подачи документов в ФНС.Ст. 126 НК РФ

Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.

Второй комментарий к Ст. 199 УК РФ

1. Предметом выступают налоги, сборы, уплачиваемые организациями, а также налоги, сборы, страховые взносы, уплачиваемые организацией — плательщиком страховых взносов.

В соответствии со ст. 13–15 НК ими могут быть:

1) федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и др.);

2) региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и др.);

3) местные налоги (земельный налог).

2. К организациям относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ, организации-плательщики страховых взносов.

3. Объективную сторону составляет уклонение от уплаты налогов, сборов с организации и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организациейплательщиком страховых взносов, совершенное в крупном размере.

Уголовно наказуемыми способами уклонения закон альтернативно называет: непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

4. Уклонение наказуемо при совершении в крупном размере, т.е. если:

— сумма неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 15 млн руб.;

— сумма неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 5 млн руб., в этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось в течение трех финансовых лет подряд и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

5. Момент окончания преступления связывается с фактической неуплатой налогов, сборов, страховых взносов в определенный срок, установленный налоговым законодательством.

6. Субъект — руководитель организации-налогоплательщика, в том числе организации-плательщика страховых взносов, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

7. Субъективная сторона — прямой умысел. Действия предпринимаются виновным с целью неуплаты налогов (сборов, страховых взносов).

8. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 199 УК) признается совершение того же деяния в особо крупном размере.

9. В примечании к ст. 199 УК предусмотрена возможность специального освобождения от уголовной ответственности.

Степень тяжести

Она зависит от уровня и характера общественной опасности. К деяниям небольшой тяжести относят:

  1. Уклонение от отчисления налогов/сборов организацией, совершенное в крупных размерах. Ответственность установлена ст. 199 УК РФ, ч. 1.
  2. Невыполнение в личных интересах обязательств налогового агента в крупных размерах. Наказания предусматривает ст. 199.1, часть 1.

Среднетяжелым деянием считается сокрытие денег или имущества ИП/юрлица, которыми должно осуществляться взыскание обязательных платежей. Ответственность за него устанавливает ст. 199.2 УК РФ. К тяжким относят уклонение от отчисления налогов/сборов группой предварительно сговорившихся граждан или в размерах, считающихся особо крупными. Наказания за такие деяния предусматриваются во второй части ст. 199 УК РФ.

Третий комментарий к статье 199 УК РФ

1. В основном все признаки состава преступления в комментируемой статье совпадают с признаками деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК. Спецификой отличается предмет преступления — налоги и (или) сборы с организаций. О понятии налогов и (или) сборов подробно говорилось при характеристике предыдущего состава преступления. Имеется отличие и в суммах, составляющих крупный и особо крупный размер. В данном случае законодатель установил более высокие размеры соответствующих сумм (см. примечание к ст. 199 УК). В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ (в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления») к организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Российской Федерации.

2. Объективная сторона характеризуется признаками, комментарий к которым дан в ст. 198 УК. К иным документам, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, следует отнести, например, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств (бухгалтерская отчетность). Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

3. Состав преступления — формальный, окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяний, указанных в диспозиции статьи. Умысел виновного должен охватывать осознание того, что он уклоняется от уплаты налога или страховых взносов с организации в крупном размере. Согласно примечанию к данной статье таким размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн.

4. Субъект специальный — физическое вменяемое лицо, в функциональные обязанности которого входит уплата налогов и (или) сборов с организации. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном Постановлении, к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика. Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК), умышленно содействовавшие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК и соответствующей части ст. 199 УК.

5. Квалифицированный состав включает в себя такие признаки, как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере. Указанный признак приобретет квалифицирующее значение только в том случае, если неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающую 30 млн. рублей. В примечании также предусмотрено условие для освобождения, аналогичное указанному в ст. 198.
‹ Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносовВверхСтатья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента ›

Какие факторы способны оказать влияние на строгость наказания

Как и любое другое противоправное действие, уклонение от уплаты налогов имеет отягчающие и смягчающие обстоятельства, от которых напрямую зависит размер наказания.

К числу отягощающих обстоятельств следует отнести:

  1. Умышленное укрывательство доходов и как следствие уклонение от уплаты налогов. Наличие данного обстоятельства требуется доказать. Чтобы суд учел данный квалификационный признак нужно доказать, что лицо знало о необходимости уплаты налогов и имело возможность для выполнения подобных действий.
  2. Сознательное уклонение с применением мошеннических схем. В этом случае речь идет конкретно о занижении реальной прибыли частного или юридического лица, а также ИП.
  3. Рецидив, то есть повторное совершение подобного противоправного действия.

В качестве смягчающих обстоятельств могут выступать следующие обстоятельства:

  • наличие тяжелого состояния здоровья, исключающего трудоспособность;
  • прохождение фигурантом уголовного дела в качестве потерпевшего (речь идет о случаях причинения вреда здоровью, похищении и насильственном удержании);
  • получение ущерба в результате действия обстоятельств непредвиденной силы.

Наличие смягчающих обстоятельств налогоплательщику или его законному представителю придется доказывать самостоятельно. В случае успеха суд может освободить гражданина от налоговых выплат на определенный период времени.

Финансовая ответственность за уклонение от уплаты налогов в Украине

Под ней подразумеваются штрафы за неуплату налогов Украины, которые детально прописаны в Налоговом Кодексе. Более подробно о штрафе за неуплату единого налога читайте в статье .

Привлечение к финансовой ответственности и уплата плательщиком штрафов, не освобождает его ни от обязанности уплатить сам налог, ни от уголовной или административной ответственности, если для этого есть основания.

Решение о применении штрафов за неуплату оформляется в виде уведомления-решения, которое должно быть подписано и заверено печатью налогового органа, отправлено плательщику и вручено ему.

При этом считается, что уведомление-решение надлежащим образом вручено плательщику, если оно:

  • отправлено письмом с уведомлением по адресу регистрации плательщика (по адресу прописки) или же на юридический адрес для предприятий и предпринимателей;
  • вручено плательщику лично;
  • вручено уполномоченному представителю плательщика.

То есть если вы не получили уведомление-решение, потому что проживаете не по адресу прописки, по закону будет считаться, что оно надлежащим образом вам вручено, если его отправили по адресу прописки, как было описано выше.

Полезные ссылки по теме Неуплата или неполная уплата сумм налога сбора

  1. НДФЛ с наследства
  2. Налоговая ответственность за непредставление документов
  3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ
  4. Подтверждение статуса налогового резидента РФ
  5. Что такое налоговое правонарушение, порядок привлечения, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность
  6. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплтае налогов
  7. Узнать адрес вашей налоговой инспекции:
  • в Санкт-Петербурге (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);
  • другие города России

Налоговые проверки

Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

Tags (ключевые слова): ответственность за неуплату налога, ответственность за неполную уплату налога, ответственность за неуплату налогов, уголовная ответственность

В отношении кого могут быть назначены санкции

С юридической точки зрения, нарушить правила оплаты могут только налогоплательщики. Ими выступают:

  • физические лица;
  • юридические лица (организации);
  • ИП.

Но когда речь заходит о привлечении к ответственности согласно КоАП и УК РФ, субъектами преступления выступают только физические лица

И неважно, осуществляет нарушение гражданин или организация. Если неплательщиком является юридическое лицо, то к ответственности привлекают должностное лицо, в обязанности которого входила процедура уплаты налога

Итак, по закону субъектом преступления считается физ. лицо, достигшее 16 лет. Для этой категории правонарушений такой возраст актуален, так как дееспособный гражданин уже может заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

https://youtube.com/watch?v=dsdeBCdi9tg%3Ffeature%3Doembed

Мнение юристов

Специалисты в области права отмечают, что основные признаки противоправного поведения ст. 119 совпадают, с приведёнными в ст. 198. Отличаются эти нормы по предмету незаконных действий. К тому же, данные нормы отличаются суммами размера ущерба, причинённого государству.

В 199 данные параметры значительно выше:

  • Крупным размером в этой статье считается сумма более 5 миллионов рублей невнесённая в фонды в течение 3 лет.
  • Особо крупный – 15 миллионов за тот же срок.

Юристы и правоведы отмечают, что уголовный закон неверно определяет для данной категории дел только прямой умысел. Иногда встречаются уголовные дела, при рассмотрении которых выявляется его полнейшее отсутствие. Подобные ситуации возникают потому, что сотрудники предприятий – плательщиков не всегда разбираются в налоговых вопросах, в результате чего подают в ФНС недостоверные данные. Часто такая проблема встречается у малого бизнеса.

Несмотря на активные перемены в законодательстве о налогах и сборах, уголовный закон остаётся устойчивым, а судебная власть, органы внутренних дел и следственный комитет сформировали стабильную модель подхода к его применению.

Порядок преследования

Процедура инициации уголовных дел по статье 199 существенно отличается от «стандартного» порядка возбуждения производств по заявлению о правонарушении. Законодатель не предусматривает возможность возбуждения по докладу, поданному гражданами. Обычно заявителем о правонарушении выступает ФНС.

ОВД и Следственный комитет уполномочены назначать проверки при точном следовании процессу с участием ФНС. В случае установления признаков правонарушения в налоговой сфере следователь должен в течение 3 дней после принятия сообщения направить в ФНС образец поступившего доклада, а также приложить соответствующие акты и примерный расчёт недоимки.

ФНС не позднее двух недель после поступления данных направляет в СК:

  • Подтверждение о наличии нарушений.
  • Информацию о проверке плательщика, по факту которой ещё не принято решение.
  • Данные об отсутствии информации о нарушении.

Затем СК отказывает или возбуждает дело. Комитет может начать расследование и до поступления данных из ФНС, но только при наличии мнениями экспертов, указывающего на признаки злодеяния.

Особенности уклонения от уплаты налогов или сборов с физического лица

Все физические лица, являющиеся налогоплательщиками, должны выполнять свои обязанности и перечислять налоги, сборы и т. д. За невыполнение данной обязанности гражданин будет привлечен к ответственности. Эта законодательная норма действует практически во всех странах, включая Россия, Беларусь, Германию, Украину и т. д.

Налог – это индивидуальный платеж, взимаемый государством с физических лиц и организаций. Существует немало разновидностей налогов, но самыми известными являются налог на доход с физ. лиц, единый социальный доход и т. д. Помимо налогов, физические лица обязаны оплачивать так называемые сборы. Это может быть госпошлина, оплата различных лицензий и т. д.

Когда речь заходит об уплате налогов, физические лица должны самостоятельно подавать декларации в ФНС по месту жительства. Например, если человек получил налогооблагаемую прибыль от продажи имущества. Декларация – это официальный документ, включающий все необходимую информацию о доходах лица, расчеты и итоговую сумму к оплате.

Если плательщик уклоняется от своей обязанности, скрывая доход или не представляя нужные документы вовремя, его привлекают к ответственности. Чаще всего это пеня и штрафные санкции.

https://youtube.com/watch?v=Cbd8NAtHvms%3Ffeature%3Doembed

Признаки финансовых преступлений

Привлечь организацию или физ. лицо к ответственности за неуплату налогов можно только после проведения соответствующей проверки

ФНС всегда обращает внимание на следующие признаки совершения финансового преступления:

  1. Налоговая нагрузка субъекта ниже, чем должны быть. Сравнение осуществляется с помощью других хозяйствующих объектов с аналогичным видом экономической деятельности.
  2. В отчетности отражаются убытки предприятия за несколько налоговых периодов.
  3. Большое количество используемых налоговых вычетов и льгот.
  4. Быстрый рост доходов организации по отношению к предоставляемым услугам.
  5. Уровень заработной платы работников ниже средней нормы зарплаты по региону.
  6. Доход индивидуального предпринимателя практически равен его расходам.
  7. Вся финансово-хозяйственная деятельность субъекта построена на основе оформления соглашений с большим количеством посредников.
  8. Сокрытие от налоговой инспекции ряда информации, включая несоответствия в поданных документах и т. д.
  9. Частое перемещение субъекта в связи с переездом, из-за чего происходит постоянная смена районных отделений ФНС.
  10. Несоответствие уровня рентабельности юридического лица.
  11. Высокие налоговые риски.

К высоким рискам ФНС относит следующее:

  1. Руководители компании-поставщика и компании-покупателя не обмениваются личными контактами, не назначают встречи и т. д.
  2. Отсутствие каких-либо личных данных о компаниях (их руководителях), с которыми сотрудничает субъект.
  3. Нет сведений о фактическом местонахождении компании-партнера.
  4. У фирмы-партнера нет рекламы или других способов поиска клиентов. При этом на рынке есть другие фирмы, предоставляющие подобные услуги по такой же цене (или меньше).
  5. Компания, с которой сотрудничает субъект, не имеет государственной информации.

При обнаружении подобных признаков ФНС проводит тщательную проверку и предпринимает необходимые действия. Нарушитель обязан будет выплатить не только необходимую сумму налога, но и различные пени и штрафы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]