Работа с «однодневкой»: что нужно помнить в 2022 году

Большинство предпринимателей считают, что фирма однодневка — это ответственность только ее директора. Это далеко не так. Ответственность предусмотрена и для партнеров такой компании.

Все, кто работает с ненадежными, нарушающими закон компаниями, признаются участниками мошеннических схем. И любой директор легко может стать участником преступной группы. А с доказательствами в судах, у налоговиков «проблем нет».

По этой же теме:

Почему налоговики выиграли 80% дел о необоснованной налоговой выгоде?

Поэтому, очень важно вовремя исключить из числа своих партнеров фиктивные либо имеющие признаки фиктивных организации.

Откуда пошли «однодневки»

давно являются одним из серьезных недостатков в системе российской экономики. Но особенно сильно они стали заметны в преддверии вступления России в ВТО.
«Однодневки» начали появляться после развала СССР в 90-х годах. И если сначала их использовали для мошенничества, когда отчетность в налоговые инспекции не сдавали и быстро ликвидировали (за что они и получили прозвище «однодневки»), то сейчас подобные организации прочно закрепились на российском рынке. Они существуют уже не месяц, а в среднем около года, формально отчитываются перед налоговиками и имеют номинальных учредителей и директоров.

Самая распространенная цель «однодневок» — уход от налогов, хищение из бюджета и отмывание крупных сумм денег. При помощи так называемых системных фирм предприниматели обычно возмещают НДС, обналичивают средства и перераспределяют акции.

Почему «однодневки» так популярны

Ответов здесь несколько. Во-первых, лжефирмам законной альтернативы по сокращению налоговых платежей нет. Благодаря системной фирме можно сэкономить на НДФЛ, налоге на прибыль и НДС.
Статистика показывает, что больше половины организаций в России (60%) находятся в «тени». В основном это малый и средний бизнес. Они готовы идти на риск и работать в секторе системных фирм, потому что не в состоянии применять сложные схемы оптимизации налогообложения, им не по карману услуги высококвалифицированных юристов и аналитиков.

Крупные же фирмы широко используют «липовые» компании для финансовых махинаций и «отмывания» денег. Например, партнеры лжефирм могут проводить схемы с фиктивными затратами и при этом бесконтрольно обналичивать большие суммы. С помощью однодневок контролируются финансовые потоки между компаниями. Скажем, в рамках одного холдинга. Здесь, как и в случае со средним бизнесом, расчеты с «однодневками» оптимизируют налог на прибыли и НДС.

Вторая веская причина — конкуренция. Если организация ведет «белую» бухгалтерию, значит, отдает большую часть своих доходов в казну, чем менее добросовестные конкуренты. Чтобы удержаться на плаву, ей приходится повышать цену на свой товар или услугу. Контрагенты становятся перед выбором: либо заплатить больше, либо сотрудничать с «однодневкой». Работать в убыток мало кто хочет, и зачастую выбирают второе.

Ответственность и штрафы за работу с фирмами однодневками в 2021 году

Под опасностью при работе с фирмами однодневками находятся не только организаторы схемы по уклонению от уплаты налогов, но и все партнеры однодневки.

Если фирму обвинят в уклонении от уплаты налогов, недействительными могут стать все расчеты с этой фирмой. Налоговики пересчитают налоговые обязательства и потребуют от всех участников схемы, доплатить налоги.

Участники сделок должны будут уплатить недоимки, пени и штрафы, до 40% от суммы неуплаченных обязательств в бюджет в соответствии по статьей 122 НК РФ.

К финансовым потерям добавляются еще и риски потерять деловую репутацию. Компания, которая была партнером однодневки, может попасть в реестр недобросовестных компаний.

ФНС против

Федеральная налоговая служба всерьез озаботилась таким положением дел в экономике. По этому вопросу даже выступил в Государственной Думе с докладом руководитель ФНС Анатолий Сердюков.

Мнение
Анатолий Сердюков, руководитель Федеральной налоговой службы:

В настоящее время в среднем регистрируется свыше двух тысяч юридических лиц в день. Из практики работы Службы видно, что более 50 процентов организаций создаются для участия в схемах уклонения от налогообложения.

В рамках действующего законодательства налоговые органы в отношении могут только приостановить операции по счетам. Однако эти действия лишь сокращают срок жизни проблемной организации, но не улучшают ситуацию в целом. Поэтому решить ее можно только на законодательном уровне. Соответствующие предложения уже подготовлены совместно с Центральным банком, МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службой.

Как нам стало известно, уже сейчас приняты решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц более 120 тысяч организаций. К концу года, по сведениям ФНС России, число принудительно закрытых организаций составит уже 600 тысяч.

План борьбы с «однодневками»

Для уничтожения лжефирм налоговая служба решила действовать с нескольких сторон. Для начала ФНС планирует увеличить минимальный размер уставного капитала организаций до европейских стандартов: для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ — до 25 тысяч евро, для открытых акционерных обществ — до 100 тысяч евро.

Мнение
Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России:

Эта норма не повлияет на процедуру создания производственных кооперативов, полных товариществ и товариществ на вере. В производственных кооперативах размер вклада может быть 1‑2 копейки, в товариществах — то же самое. Но там есть ограничение: нужно нести полную материальную ответственность. Если ты не накопил денег на компанию с ограниченной ответственностью, создавай кооператив, товарищество или становись индивидуальным предпринимателем.

Также Федеральная налоговая служба предложила составить перечень объектов, которые можно внести в уставный капитал и ограничить его день­гами, ценными бумагами, недвижимостью и транспортными средствами. Сейчас этот список законодателем практически не ограничен.

Более того, в целях выявления «однодневок» налоговая служба разработала для своих сотрудников служебную инструкцию.
Самой первой в борьбу с такими фирмами включилась Москва. В столице раньше остальных городов был выпущен регламент действий для ИФНС № 46, так как именно она занимается регистрацией всех городских организаций. В документе даются подробные указания по борьбе с нелегальными фирмами на всех этапах регистрации: от момента, когда руководитель принес документы на регистрацию, до ее проверки перед внесением в реестр.

Фрагмент документа

Регламент действий налоговых органов г. Москвы по противодействию создания и функционирования . Раздел II «Комплекс мер, осуществляемых Межрайонной Инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве», пункт 4

На этапе анализа документов, представленных на государственную регистрацию юридического лица при создании, сотрудник юридического отдела, принявший документы по реестру из отдела приема документов, отбирает документы, поступившие на государственную регистрацию и имеющие отметку о наличии у организации признаков и передает их сотрудникам, осуществляющим непосредственную работу с данной категорией документов. При осуществлении проверки достоверности сведений, указанных в представленных на государственную регистрацию документах, и в случае выявления недостоверности сведений выносится решение об отказе в государственной регистрации:

— при выявлении совпадений по адресу «массовой» регистрации и наличии у регистрирующего органа заявления (письма) собственника адреса «массовой» регистрации о недопущении регистрации юридического лица без его письменного согласия;

— при выявлении недостоверности нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию;

— при выявлении недостоверности платежных документов при государственной регистрации юридического лица;

— при выявлении в документах данных недействительного либо «старого» паспорта.

Одновременно с принятием решения об отказе в государственной регистрации сотрудник, ответственный за проведение контрольных мероприятий, подготавливает необходимые документы для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.25 Кодекса об административных правонарушениях.

При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации принимается решение о государственной регистрации юридического лица. В случае подтверждения Управлением ГУВД г. Москвы информации о «массовом» заявителе документы передаются сотруднику, ответственному за проведение контрольных мероприятий, для принятия соответствующих мер (административная ответственность ч. 3, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

На пятый день Решения об отказе в государственной регистрации передаются по отдельным реестрам для выдачи заявителю и составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Первым делом налоговые органы составили списки адресов массовой регистрации, то есть те, по которым уже «прописано» больше десяти организаций. Теперь, если при проверке документов новой фирмы выявляется такой адрес, предприятию отказывают в регистрации. Кроме того, параллельно с адресом по другому «черному» списку инспекторы сверяют и личность руководителя.

При совпадении имени или адреса инспектор вызывает заявителя для составления протокола об административном правонарушении по статье 14.25 Кодекса об административных правонарушениях. Список полученных от заявителя документов распечатывается в четырех экземплярах, на них ставится отметка о наличии признаков . Копии инспектор передает сотрудникам службы безопасности инспекции и Управления ГУВД по г. Москве для проведения мероприятий в рамках своей компетенции (раздел II, п. 3 «Регламента действий налоговых органов г. Москвы по противодействию создания и функционирования ).

Директоров-номиналов, на которых уже «висит» десяток организаций, имеют право дисквалифицировать на основании пункта 4 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях до трех лет, а саму «однодневку» исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Как считает начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России Сергей Дуканов, такие меры будут способствовать законной ликвидации фирм.

Мнение
Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России:

Многие компании просят, чтобы их закрыли в административном порядке. Ведь в этом случае учредители ликвидируемой компании освобождаются от бремени нести расходы по ликвидации, государство само несет эти расходы. Поэтому мы предлагаем внести в законодательство изменения, согласно которым учредители ликвидируемых компаний на три года будут лишены права быть учредителями других организаций.

Норма будет работать по принципу: либо ликвидируешь организацию сам, либо лишаешься права быть учредителем на три года. Эта норма будет стимулировать законную ликвидацию юридических лиц, расчеты с кредиторами, выплату зарплаты, составление всех отчетов и так далее.

Однако Москва в своем стремлении очистить госреестр от лжефирм оказалась не единственной. Инициативу центра подхватилЗападно-Сибирский федеральный округ.Вслед за столицей в Новосибирске налоговые органы приступили к массовой проверке юридических адресов. Если фирмы не оказывалось на месте, счета подозрительной организации и ее контрагентов моментально блокировались до выяснения обстоятельств.
Отметим также, что московский регламент расширяет полномочия отдела камеральных проверок. Теперь их обязали проверять все без исключения столичные фирмы с нулевой отчетностью.В таком случае инспектор должен связаться с банком, чтобы получить информацию о денежных операциях на счетах клиента.

Кроме того, налоговая служба предлагает усложнить саму смену юридического адреса организации. Скажем, при переезде фирмы проводить камеральную проверку.

Минэкономразвития России разделяет точку зрения налоговиков о необходимости жесткой борьбы с фиктивными фирмами и собирается представить по этому вопросу свои разработки. В министерстве занимаются созданием базы данных украденных или потерянных паспортов, на которые могут быть зарегистрированы лжефирмы. Планируется, что эта база данных будет доступна не только налоговым органам, но и предпринимателям. Таким образом, любой бизнесмен сможет проверить своего контрагента. Кроме того, они хотят ужесточить уголовную ответственность учредителей. Однако, в отличие от силовых ведомств и Минфина, Минэкономразвития не согласно с ужесточением самой процедуры регистрации организаций.

На борьбу с «однодневками» вышла также Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ), предложив свои меры по уменьшению их числа. Предполагается, что служба усилит контроль над компаниями, подозреваемыми в отмывании денег, заморозив счета лже списки Как мы отмечали выше, основной причиной для исключения организаций из реестра и отказа в регистрации является совпадение ее данных с «черными» списками. Цель ФНС — составить их по всем российским городам. Началось составление базы данных с перечня подозрительных столичных организаций. По регламенту, УФНС г. Москвы занялось составлением следующих реестров:

— адресов массовой регистрации (от 10-ти организаций по одному адресу и более);

— лиц, сдающих документы на государственную регистрацию по доверенности курьерами (от 10-ти организаций и более);

— учредителей-руководителей, которые являются таковыми в ряде уже созданных юридических лиц (от 10-ти организаций и более);

— учредителей, являющихся таковыми в ряде уже созданных юридических лиц (от 10-ти организаций и более) (раздел I п. 1 Регламента УФНС Москвы по борьбе с «однодневками»).

Для определения реальности юридического адреса сотрудники отдела государственной регистрации и учета налогоплательщиков инспекции обязаны провести осмотр помещения по месту нахождения организации, который указан в учредительных документах. Это необходимо сделать для того, чтобы установить, соответствует ли информация действительности. Если не соответствует, то инспектор составляет акт, на основании которого ИФНС привлечет руководителя к ответственности за предоставление недостоверной информации о месте нахождения юридического лица, что предусмотрено частью 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях.

После чего налоговый орган направит в адрес организации уведомление о вызове должностного лица в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении. К тому же регистрирующий орган обязан проводить опросы руководителей организаций, представляющих помещения в аренду таким налогоплательщикам (раздел III п. 2 Регламента УФНС Москвы по борьбе с однодневками).

В столице первый вариант «черных» списков уже готов. В нем примерно восемь тысяч адресов и около трех тысяч фамилий. В рамках выполнения Регламента и, как указано в сопроводительном письме, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», списки уже разосланы по столичным банкам. Налоговая служба настойчиво рекомендует не открывать счета указанным в них компаниям.

Думаем, что списки будут скорректированы. Причин этому несколько:

1. По умолчанию в списки «подозреваемых» попали все адреса, по которым зарегистрировано более десяти организаций. Но составители списков при этом упустили из виду ряд крупных зданий, например, бизнес-центров, помещения в которых арендуют сотни компаний. К примеру, в списки попали ОАО РЖД, ВВЦ и другие крупные центры.

2. В перечень директоров-номиналов угодили такие известные бизнесмены, как совладелец сети «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь, совладелец «Mercury» Леонид Фридлянд и даже губернатор Калининградской области Георгий Боос. Кроме того, в «зоне риска» оказались те руководители, на имя которых были открыты региональные представительства и филиалы.

3. Есть еще одна причина, хотя и не такая серьезная, как первые две, но от этого не менее неприятная. Изначально восемь тысяч адресов и более трех тысяч фамилий были представлены и разосланы в бумажном виде. А это занимает в общей сложности 117 листов А4. Банкирам понадобилась уйма времени, чтобы составить из них электронную базу данных.

4. Кроме того, под удар Федеральной налоговой службы попали все регистраторские фирмы. Теперь их деятельность считается незаконной. Привело ли это к закрытию подобных организаций? Нет. В результате они просто повысили цену на свои услуги. По проверенным данным, сейчас тарифы столичных регистраторов выросли в 4 раза и варьируются в пределах 400–500 долларов США.

На данном этапе главной задачей любой компании стала необходимость избежать попадания в черные списки. А ведь это не так-то просто. Если же это случилось, налоговые органы вынесут организации предписание об исправлении нарушения (то есть ненахождения по месту «прописки»). Отреагировать на эту официальную бумагу нужно в течение месяца: либо переехать, либо сменить юридический адрес. Тем, кто не исправится, грозит сначала штраф в размере пяти тысяч рублей, а позже и приостановление деятельности. Это значит, что организация сможет лишь платить налоги и зарплату, а вот принимать участие в сделках ей будет запрещено. Даже временное приостановление деятельности будет фиксироваться в государственном реестре.

Кто сядет за однодневку?

Константин Сасов, ведущий юрист юридической , к.ю.н.

«…Разруха не в клозетах, а в головах. Когда эти баритоны кричат „бей разруху!“, я смеюсь. Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой». Михаил Булгаков, «Собачье сердце»

18 октября 2011 года Государственная дума приняла в первом чтении инициированные президентом Медведевым поправки в УК и УПК РФ, которые вводят уголовную ответственность за создание фирм-однодневок. Автор статьи Константин Сасов, ведущий юрист юридической размышляет о том, помогут ли эти поправки добросовестным инвесторам уйти от налоговых рисков. Проблема «откатов» через «однодневки» оценен экспертами в 850 млрд руб. в год. При этом каждый день регистрируется свыше 200 новых юридических лиц.

Обеспокоенное оттоком капитала за рубеж, Правительство РФ проводит всевозможные форумы, на которых убеждает иностранных инвесторов в привлекательности бизнеса в России. Однако гораздо красноречивей слов об инвестиционной привлекательности страны говорит судебная практика по налоговым спорам с участием пресловутых «АББ электроинжиниринг» — и налоговым органом на сумму 3,7 млрд руб. Тогда голландцам были доначислены налоги и санкции из-за импорта оборудования через шесть российских фирм, оказавшихся на поверку «однодневками», а проигрыш в арбитражных судах, в том числе и в ВАС РФ, стоил им не только миллиарда рублей убытка, но и привел к банкротству.

В этой ситуации как российские, так и зарубежные инвесторы задаются закономерными вопросами: где в Российской Федерации получить достоверную информацию об учредителе и руководителе организации и какой компетентный государственный орган может до сделки дать официальное заключение: с этой фирмой можно иметь дело, а это – «однодневка»?

Исчерпывающих ответов для инвестора нет

Но у Правительства РФ нет исчерпывающих ответов на эти вопросы инвесторов. Так, регистратор (налоговый орган, наделивший «однодневку» правоспособностью) по запросу в лучшем случае направит заверенную выписку из ЕГРЮЛ. В худшем – откажет в представлении такой информации, ссылаясь на уведомительный характер госрегистрации юрлиц, не гарантирующий достоверность информации об учредителе и руководителе, указанной в реестре. Администратор (орган, где на налоговом учете находится «однодневка») по запросу в лучшем случае укажет, что эта компания к налоговой ответственности не привлекалась и сдает ненулевую отчетность. В худшем – сославшись на режим налоговой тайны, откажет в предоставлении информации. Информатор (ФНС России), имеющий обобщенную информацию о всех выявленных «однодневках», направит заявителя на свой сайт. Однако там такие признаки «однодневок», как «массовый учредитель», «массовый подписант», «массовый руководитель» и «место массовой регистрации» отсутствуют.

Банк, счета в котором будущий контрагент указал для осуществления расчетов по сделке, в лучшем случае по запросу направит инвестору банковские карточки с образцами подписи руководителя, заверенные нотариально. В худшем – сославшись на режим налоговой тайны клиента, откажется предоставлять какие-либо сведения. Нотариус, чьи реквизиты присутствуют на банковской карточке, вспомнит закон о нотариате и отсутствие специальной компетенции у инвестора, а потому откажется подтверждать или опровергать какую-либо информацию о его потенциальном контрагенте. Полиция, если получит запрос, не будет раскрывать информацию о приговорах судов в отношении руководителей компании, в благонадежности которой хочет убедиться инвестор, или о фактах их розыска.

Все это свидетельствует о том, что на практике ни один из имеющихся в России институтов не поможет инвестору реализовать его налоговую осмотрительность (понимается осмотрительность для административно-правовых и налоговых целей — прим. автора) при выборе контрагента по сделке и на 100% уберечься от налогового риска.

Но для налоговиков они будут

По статистике около трети налоговых доначислений в России основаны на претензиях в неосмотрительности при выборе контрагентов. И в этом контексте тем разительнее отличия в поведении те же самых институтов, если информация нужна не инвестору, а налоговикам. Им в случае налоговой проверки охотно помогут в сборе доказательств правонарушения. Информатор снабдит налоговый орган списком организаций, чьи официальные директора уже отказались от какой-либо связи с этими компаниями и адресами этих самых «лжедиректоров». Регистратор по запросу известит фиксальную службу, что интересующее его юридическое лицо-контрагент проверяемого налогоплательщика имеет все признаки «однодневки». Администратор сообщит налоговикам, что администрируемое лицо не находится по месту регистрации, а его руководитель объявлен в розыск или признал на допросе, что никакого отношения к организации не имеет. Банк, в свою очередь, представит выписку движения денежных средств на счетах, из которых налоговый орган сделает вывод об отсутствии реальной хозяйственной деятельности и неуплате налогов в достаточном объеме.

Нотариус тоже поможет. По запросу налогового органа он опровергнет то, что им заверены подписи на документах «однодневки». А полиция предоставит налоговикам экспертов для проведения почерковедческой экспертизы, которая подтвердит, что «лжедиректор» документы по сделкам не подписывал.

Как быть инвестору? Самому проводить следственные действия — допросы, слежку, судебную бухгалтерскую и почерковедческую экспертизу, чтобы выявить настоящих учредителей и руководителей организации, определить, обладает ли контрагент налоговой добросовестностью? Но такие проверки чреваты нарушением налоговой и банковской тайны, тайны персональных данных физических лиц, граничат с самоуправством — уголовно наказуемыми деяниями. Кроме всего прочего, это дорого и долго.

На кого нацелена борьба с «однодневками»

Представленный правительством по указанию президента законопроект, который должен решить задачу борьбы с «однодневками», как национальным злом, переводящими в тень большую часть денежных потоков в стране, предусматривает уголовную ответственность за образование фирмы ради совершения преступлений (штраф до 1 млн руб. или лишение свободы на срок до 5 лет). За покупку паспорта для создания «однодневки» грозит штраф в 500 000 руб. или лишение свободы до 3 лет. За добровольное предоставление паспорта – такой же штраф или исправительные работы сроком до 2 лет. Как видно из предлагаемых составов, они нацелены против недобросовестных учредителей «однодневок», которые преследуют незаконную цель создания организации — для совершения преступлений или незаконный способ создания — по чужим документам на подставное лицо. Субъектный состав дополнен пособниками преступлений — это продавцы и арендодатели своего паспорта. Но решат ли эти поправки проблему существования в стране «однодневок», а лишь на их пособников, да и то не всех. Образно говоря, преследоваться будут не участники ООО «Рога и копыта» (Остап Бендер, Шура Балаганов, Паниковский), а лишь его прикрытие (зиц-председатель Фунт).

Вторая причина. Криминализируется вполне легальная деятельность. Нетрудно заметить, что в результате принятия президентско-правительственных новелл наказуемыми становятся только возможные приготовления к преступлению. Но ведь нужно устанавливать или факт, или попытку совершения основного преступления и причинно-следственную связь между ними и этим приготовлением. Это не только трудоемко и неэффективно, но и чревато произволом. Никакая коммерческая организация не запишет в уставе такую цель, как совершение преступлений.

Кроме того, под эти признаки попадает слишком широкий круг лиц. Можно привести курьезный пример: президент Медведев в Сингапуре в порядке эксперимента зарегистрировал на свое имя коммерческую фирму. И хотя он, как госслужащий, не вправе заниматься коммерческой деятельностью, и, значит, цели его, с точки зрения продвигаемых им самим новелл, сомнительны, такая регистрация юрлица не должна образовывать состав преступления.

Третья причина. Уголовная ответственность за противоправные деяния создателей «однодневок» уже существует. Действующий Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за ненадлежащее исполнение уполномоченными лицами своих должностных обязанностей, а также предусматривает ответственность как организаторов, так и пособников создания фирм-фантомов. Использование нотариусом полномочий вопреки задачам своей деятельности в целях извлечения выгод и преимуществ для себя, если это деяние причинило существенный вред охраняемым интересам государства, наказывается лишением свободы до 3 лет (ч. 1 ст. 202 УК РФ). Халатность должностного лица, повлекшая существенное нарушение таких интересов, — арестом на срок до 3 месяцев (ст. 293 УК РФ). Незаконное предпринимательство влечет за собой лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 171 УК РФ), уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, — на срок до 6 лет (ч. 2 ст. 199 УК РФ), подделка документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, совершенное с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, — на срок до 4 лет (ч. 2 ст. 327 УК РФ), а использование заведомо подложного документа — арестом на срок от трех до 6 месяцев (ч. 3 ст. 327 УК РФ).

Что нужно делать на самом деле?

Создание «однодневки», как видно, не может не нарушить уже предусмотренные запреты. Однако существование в правовом поле России около 2 млн фирм-фантомов и признание этого факта до настоящего времени не породило возбуждения такого же количества уголовных дел. Выше было показано, что новеллы, на принятии которых настаивает президент Медведев, тоже не будут способствовать решению этой проблемы. Что же нужно делать?

Единственное, что можно было бы предложить в действующем УК – так это исключить из ст. 171 квалифицирующий признак сопряженности с извлечением дохода в особо крупном размере. Он представляется излишним (незаконное предпринимательство по подложным документам уже противоправно, поскольку нарушает запрет на предоставление недостоверной информации в публичных целях) и существенно снижает потенциал статьи. Дело в том, что доказать размер дохода преступника, который заведомо ведет двойной учет и прячет доходы от налогообложения, — задача трудновыполнимая.

Что касается остальных фигурантов, помогающих в создании «однодневки» и обеспечении ее деятельности, то их определение охватывается понятием «пособник (или соучастник) незаконного предпринимательства». Для их наказания отдельных статей в УК РФ и не требуется. Более того, под это определение при определенных обстоятельствах могут попасть должностные лица администратора, регистратора, информатора, нотариуса, банка и полиции, по чьей вине стало возможно как создание, так и комфортное длительное существование фирмы-фантома.

Но вообще попытка решить проблему «однодневок» только при помощи уголовного права — порочная идея. На самом деле одновременно с усилением ответственности следует принять ряд очевидных профилактических мер. Во-первых, нужно обязать ФНС обнародовать списки всех организаций, регистрация которых по чужим документам стала очевидной для налоговых органов. Такая процедура может быть аналогична той, которая предусмотрена для предприятий, объявивших о своем банкротстве и ликвидации. Это предотвратит опасные связи с ними других лиц.

Во-вторых, следует обязать регистратора очистить ЕГРЮЛ от «однодневок»: в соответствии с п.2 ст. 25 закона о государственной регистрации ликвидировать фирмы-фантомы в судебном порядке. Ст. 21.1 этого закона позволяет исключить из реестра юридическое лицо, прекратившее свою деятельность. Основаниями для этого являются непредставление им налоговой отчетности в течение 12 месяцев и несовершение банковских операций хотя бы по одному из открытых им банковских счетов. В-третьих, следует ужесточить процедуру регистрации новых юридических лиц. На этом настаивают и должностные лица налоговых органов.

В рамках реформы ГК РФ давно предлагается изменить этот порядок. В частности, ст. 51 ГК РФ в редакции законопроекта предусматривает передачу функций регистрирующего органа подразделениям Минюста, наделение их правом не только проверять достоверность представленной информации, но и отказывать в регистрации компании, если будет установлена их недостоверность. Еще одна рациональная новелла говорит о том, что информация о юридическом лице, указанная в ЕГРЮЛ, может быть опорочена (опровергнута) только в рамках уголовного расследования, а убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие представления недостоверной информации регистратору, подлежат возмещению этим юрлицом. Представляется, что такое комплексное решение проблемы в итоге может привести к тому, что в России «однодневок» не будет.

Банки в ответе за тех, кого приручили

Неожиданно между «молотом и наковальней» в борьбе за чистоту реестров оказались банкиры, получившие письма из ФНС с «черными» списками и рекомендациями не открывать подозреваемым счета. Если кредитные учреждения примут соответствующие меры и откажут организации в открытии счета, то руководитель имеет право на основании пункта 2 статьи 846 и пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса оспорить это решение в суде. Получается, что письмо УФНС приведет к дополнительным и ненужным разбирательствам между фирмами и банками.
Если же банки откроют счет организации из списка, то ФНС грозит применить санкции через Росфинмониторинг и Центробанк. В этом случае кредитное учреждение может быть оштрафовано на крупную сумму или даже лишено лицензии.

Из двух зол банки должны выбрать меньшее. Например, уже сейчас как минимум пять столичных банков применяют в работе «черные» списки, отказывая фирмам в открытии счета. Причем предпочитают делать это неофициально. Служба безопасности встречается «за чашкой чая» с клиентом и настойчиво рекомендует ему отозвать свое заявление об открытии счета в их банке.

Банкиры недоумевают, почему налоговая служба сначала регистрирует фиктивные компании, а потом принудительно перекладывает на кредитные организации заботу по борьбе с «однодневками» и вынуждает их искать обходные пути.

Мнение
Из высказываний на банковских форумах:

— ФНС хочет наказывать банки за открытие счетов, скоро за выдачу кредитов наказывать будут.

— То есть ФНС их зарегистрировать может, а банк счет открыть права не имеет? Это сильно смущает. Логично было, если бы ФНС сразу о при регистрации. Однако это незаконно. Так пусть банки «отстреливаются», пусть они будут между двух огней. Откроете счет — платите штраф, не откроете — welcome в суд и платите штраф. Опять получается «ползучее перекладывание» обязанностей…

— Если клиент в списке и не дай бог снимал наличку, то вся эта сумма ложится в формулировку понятия «при валюте баланса 1 млн. руб. оборот по кассе 100 млн. руб.». А вчера закрыли шестой банк за этот год. Учитывая излюбленные формулировки ЦБ «при валюте баланса 1 млн. руб. оборот по кассе 100 млн. руб.» и понимая, как он считает эти 100 миллионов, приходится самому бороться за чистоту реестра (не по 115-ФЗ, а по «понятиям»).

— А вот директором может и по реальному адресу сидеть (теоретически). И что тогда делать?

Получается, что это письмо из ФНС без изменений в законе порождает массу вопросов, на которые ответов нет. И принуждает банки искать обходные пути.

Что получилось на деле

Руководители и учредители организаций отнеслись к спискам негативно и настороженно. Они видят в этом угрозу роста коррупции. Например, в список будут «заказывать» неугодных конкурентов. Или сложно будет сменить инспекцию. Ведь бывают ситуации, когда организация не уживается со своим инспектором и предпочитает сменить юридический адрес. А теперь они опасаются, что при попытке переехать им будет грозить обязательная налоговая проверка с участием инспекции. Получается замкнутый круг.
Хотим также отметить, что подобная база данных была заведена еще в налоговой полиции, которой давно уже не существует. Однако не заметно, что она помогла решить проблему .

Фрагмент документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 01.02.2005 г. № 14–1–04/253. Подпункт 4 пункт 1

При заполнении заявления о государственной регистрации в соответствующих пунктах указывается адрес (место нахождения) создаваемого юридического лица. В случае указания в заявлении адреса (места нахождения) создаваемого юридического лица, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление — оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным.

Таким образом, в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и т.п.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа — заявления.

Как видим, ФНС и до введения «черных» списков имела право отказать в получении регистрации фирмы при неправильном указании ее адреса на основании закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Напомним, что форма заявления для регистрации организации утверждена постановлением Правительства № 439 от 19.06.2002 г. «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

На сегодня существует много схем, как обойти закон. Например, одна из них, когда предприниматель открывает несколько «однодневок» по реальным адресам и с реальными учредителями. Через них происходит отмывание денег, различные финансовые махинации и черная бухгалтерия. В итоге все средства стекаются в одну большую «белую» директорами и учредителями. А «однодневки» благополучно ликвидируют. Конечно, риск попасться здесь есть, но сумма поделена между несколькими фирмами так, что потеря одной из них будет не фатальной. Предприниматели уверены, что при такой схеме вариант с «черными» списками ФНС бесполезен.

Повышение уставного капитала также не приведет к желаемой победе над лжефирмами, а будет только лишним препятствием для сектора малого и среднего бизнеса, особенно в регионах. Для многих региональных предпринимателей порог в 25 тысяч евро, скорее всего, окажется непреодолимым. А мошенников он все равно не остановит, потому что всю эту сумму можно перевести на другой счет практически на следующий день после регистрации.

Лишней головной болью для бизнесменов обернулся и контроль со стороны ФНС местонахождения по юридическому адресу. На бухгалтерских форумах в Интернете за последние месяцы стали появляться подобные объявления: «В связи с «черными» списками адресов массовой регистрации ищем новый адрес, по которому можно зарегистрировать новый юридический адрес нашего ООО».

Они вызваны волной «писем счастья» от ФНС. Уже сейчас их стали получать руководители многих фирм. Вот типичный пример текста такого письма:

Пример
Вызов для дачи объяснений

Межрайонная Инспекция ФНС № 46 сообщает, что при проведении конт­рольных мероприятий установлено: Ваше ООО «Летоюнь» не располагается по адресу местонахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

С целью контроля за достоверностью сведений, представленных для государственной регистрации, осуществляемого Инспекцией на основании статьи 25 Федерального закона № 128-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предлагаем Вам явиться лично в Межрайонную Инспекцию ФНС России, расположенную по адресу: Москва, Походный проезд, вл. 3, корп. 1.

Просим Вас с собой иметь следующие документы:

1) паспорт;

2) документ, подтверждающий правомерность использования адреса местонахождения организации, указанного в учредительных документах общества (копии свидетельства на право собственности или договор аренды, субаренды нежилого помещения);

3) учредительные документы.

Мнение
Главбух «пострадавшей» фирмы:

Нам необходимо, чтобы по адресу, кроме нашей организации, было зарегистрировано не более трех юридических лиц. И чтобы одна компания постоянно находилась в офисе, получала и перенаправляла нам корреспонденцию. Лучше всего оформить эти отношения по схеме «совместная деятельность». Мы готовы платить до 400 долларов за «беспокойство» с последующей ежемесячной абонентской платой.

По данным ФНС, почти 80 процентов российских фирм расположены не по своему юридическому адресу, указанному при регистрации. Среди них есть и весьма известные и благонадежные компании.
Чаще всего крупные компании адрес не меняют. Например, при переезде. Вызвано это сложностью процедуры. А мелкие фирмы вообще не обращают на адрес никакого внимания. Поэтому случайно могут совпасть по одному адресу несколько организаций. Естественно, что меры налоговой службы вызвали ажиотаж среди организаций, которые начали менять адреса, чтобы не попасть в «черные» списки.

Но есть и те, кто не впадает в панику, а предпочитает защиту своих прав в суде. Юристы советуют в таких случаях предоставить в качестве доказательств на разбирательство почтовые письма, извещения. В общем, любые документы, подтверждающее нахождение кого-то из представителей фирмы по юридическому адресу. При решении вопроса в пользу предпринимателей, государству придется потратить крупные суммы на компенсации морального вреда. Средний размер подобного иска 10 000–20 000 рублей. Несложно подсчитать, что в случае восстановления репутации всех бизнесменов из «черного» списка инициатива ФНС обойдется бюджету в 63 миллиона рублей.

Налоговая инспекция также пока не имеет права отказать организации в регистрации на основании того, что указанный в заявлении юридический адрес находится под «подозрением». Потому что все эти меры борьбы с лжефирмами зафиксированы пока лишь на уровне подзаконных нормативных актов в городах и не приняты на законодательном уровне (поправок в Налоговый кодекс до сих пор не внесено). ФНС не может вносить изменения в федеральные законы своими внутренними распоряжениями.

Депутаты считают, что добиться подобных изменений в законодательстве налоговикам будет сложно. Равно как и предложения Федеральной службы финансового мониторинга по замораживанию счетов фирм. Дума займется рассмотрением этих предложений в ближайшее время, но, скорее всего, отвергнет такие поправки. Потому что они могут повлечь серьезные изменения в законодательстве и потребуют очень тщательной и детальной разработки.

Как выявить внешнего контрагента-однодневку и исключить отношения с ним

Федеральный закон от 07.12.11 № 419-ФЗ ужесточил наказание за создание фиктивных компаний – так называемых «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица». За совершение таких преступлений предусмотрен штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет.

Под «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» (приказ ФНСРФ от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]).

На практике внимание контролирующих органов также привлекают такие факты, как регистрация контрагента по адресу массовой регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке (письма Минфина России от 19.03.10 № 03-02-07/1-118, 16.03.10 № 03-02-07/1-110).

Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов. Иными словами, ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы найдут в числе его контрагентов «Электронные Проверь себя и контрагента». Соответствующую информацию следует распечатывать с указанием даты, на которую она актуальна, заверять подписью руководителя и печатью организации.

Также можно запросить выписку из ЕГРЮЛ и у налогового органа. Полученная таким путем информация содержит более полные сведения об учредителях контрагента и лицах, имеющих право действовать от его имени без доверенности. Однако в этом случае за каждую выписку придется заплатить 200 руб., а при необходимости срочного (в течение рабочего дня, следующего за днем запроса) получения – 400 руб.

Второе. Необходимо убедиться, что юридический адрес нового партнера не является адресом массовой регистрации и контрагент фактически находится по указанному им адресу (письма ФНСРФ от 24.05.11 № СА-4-9/8250 и от 11.02.10 № 3-7-07/84).

Третье. Если исполнение контрагентом обязательств по договору требует наличия у него соответствующей лицензии, следует запросить ее копию (постановления ФАСМосковского округа от 01.08.11 № КА-А40/8021-11, Северо-Западного округа от 21.06.11 № А05-11486/2010, Поволжского округа от 28.07.11 № А57-13884/2010). В противном случае суд может посчитать, что должной осмотрительности организация не проявила (постановления ФАСВосточно-Сибирского округа от 24.05.11 № А19-20761/10, Поволжского округа от 05.08.10 № А55-12301/2008).

Наличие лицензий и членства в СРО можно проверить на сайте соответствующего лицензирующего органа или СРО. Убедившись, что контрагент имеется в списке, следует сохранить и распечатать так называемый скриншот (снимок экрана) данной интернет-страницы.

Четвертое. Согласно рекомендации Минфина России также необходимо получить копию свидетельства о постановке контрагента на учет в налоговом органе (письма от 06.07.09 № 03-02-07/1-340, 10.04.09 № 03-02-07/1-177). Некоторые суды также относят получение копии этого свидетельства к проявлению должной осмотрительности (постановления ФАС Московского округа от 02.06.11 № КА-А40/4948-11, Северо-Западного округа от 15.08.11 № А56-36565/2010, Уральского округа от 14.06.11 № Ф09-3306/11-С3).

Пятое. При заключении сделки следует проверять полномочия лиц, представляющих интересы контрагента (письма Минфина России от 06.07.09 № 03-02-07/1-340, 10.04.09 № 03-02-07/1-177; постановления ФАСМосковского округа от 18.05.11 № КА-А41/4280-11, Северо-Западного округа от 22.04.11 № А56-40217/2010, Поволжского округа от 24.02.11 № А65-13786/2010). Если налогоплательщик не предъявил документы, подтверждающие наличие у представителя контрагента права подписи и ведения переговоров, то суд может посчитать, что организация не проявила должной осмотрительности (постановления ФАСМосковского округа от 23.05.11 № КА-А41/4177-11, Западно-Сибирского округа от 30.06.10 № А27-26059/2009, Восточно-Сибирского округа от 15.06.11 № А33-12940/2010).

При выборе контрагента нужно оценивать не только условия сделки, но также деловую репутацию и платежеспособность контрагента; риск неисполнения обязательств; наличие у контрагента необходимых для исполнения обязательств ресурсов, а также соответствующего опыта

Шестое. При выборе контрагента нужно оценивать не только условия сделки, но также деловую репутацию и платежеспособность контрагента; риск неисполнения обязательств; наличие у контрагента необходимых для исполнения обязательств ресурсов (производственных мощностей, оборудования, квалифицированного персонала), а также соответствующего опыта.

Анализ этих показателей позволит удостовериться, что контрагент осуществляет реальную предпринимательскую деятельность (постановления Президиума ВАСРФ от 25.05.10 № 15658/09, ФАС Московского округа от 19.04.11 № А40-138637/10-129-481, Западно-Сибирского округа от 21.09.11 № А45-446/2011, Восточно-Сибирского округа от 14.06.11 № А19-13472/2010).

Целесообразно также запросить дополнительные документы, в частности:

  • письма от организаций, сотрудничающих с контрагентом;
  • справку о материально-технических ресурсах, подтверждающую право собственности на офисное помещение;
  • справку о наличии квалифицированных специалистов;
  • справку о состоянии расчетов контрагента с бюджетом по налогам и сборам;
  • балансы и отчеты о прибылях и убытках;
  • справку о годовых объемах выполнения аналогичных договоров;
  • справку банка о положительной кредитной истории контрагента.

Седьмое. Следует проанализировать сведения о контрагенте, доступные в С МИ и сети Интернет. Отсутствие в общедоступных источниках информации о контрагенте налогоплательщика является для налоговых органов одним из признаков «Газпром», «Лукойл» или «КамАЗ», либо компания с мировым именем (Tarkett, Armstrong, Microsoft, Boeing и др.), или градообразующее предприятие.

Большинство таких компаний созданы в форме акционерных обществ. Их отчетность, состав акционеров являются открытой и общедоступной информацией, с которой можно ознакомиться на их сайтах.

К категории низкорисковых также относятся сделки с государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ФГУП и МУП), государственными и муниципальными учреждениями.

Однако при работе с общеизвестной компанией через посредника (даже через ее официального представителя или дистрибьютора) сделка автоматически перестает быть низкорисковой.

Среднерисковые сделки

Сделки, которые не соответствуют ни низкорисковым, ни высокорисковым, принято считать сделками со средним риском доначисления налогов.

Высокорисковые сделки

Исходя из анализа судебной практики и разъяснений ФНСРФ высока вероятность обвинений в работе с «фирмами-однодневками» при заключении:

  • договоров поставки или купли-продажи на сумму свыше 1 млн руб. (особый риск представляет приобретение леса и металла через посредников);
  • договоров оказания услуг, выполнения работ или договоров подряда на сумму свыше 1 млн руб. (особо пристальное внимание привлекают маркетинговые, консультационные и информационные услуги, субподрядные и ремонтные работы);
  • договоров перевозки на значительные суммы по сравнению с объемами выручки самого налогоплательщика (10 % и более от суммы выручки);
  • посреднических договоров на приобретение товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя (например, на закупку промысловой и сельхозпродукции, прием вторсырья, включая прием металлолома).

Кроме того, практически любая сделка переходит в разряд высокорисковых, если расчеты по ней осуществляются векселями или через третьих лиц (приказ ФНСРФ от 14.10.08 № ММ-3-2/[email protected]) либо если в договоре имеются нетипичные условия. Например, предоставление отсрочки платежа на длительный срок, применение штрафных санкций, несопоставимых с последствиями нарушения условий договора, и т. п. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНСРФ www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

Чтобы доказать при проверке, что хозяйственные операции с контрагентом действительно были совершены, особое внимание нужно уделить составлению первичных документов: накладных, актов выполненных работ или оказанных услуг, отчетов исполнителей, передаточных актов, счетов на оплату, а также счетов-фактур, технических заданий, заявок и др.

По средне- и высокорисковым сделкам целесообразно сохранять всю переписку с контрагентом. Это касается рекламных материалов, коммерческих предложений, прайс-листов, согласования условий сделки, различных уведомлений, претензий и др.

По договорам на оказание услуг целесообразно сохранять любые документы и сведения для подтверждения, что нематериальные по своей сути услуги действительно были оказаны. Это могут быть, например, отчеты о проведенном исследовании рынка, оказании информационных услуг, текст предоставленной консультации, распечатки телефонных переговоров с исполнителем, докладная записка по результатам консультации и т. д.

Ответственность контрагентов

Налоговым законодательством понятие «недобросовестность налогоплательщика» не определено. В арбитражной практике указанное понятие было введено после принятия Конституционным судом РФ Определения от 25.07.01 № 138-О.

В связи с принятием постановления Пленума ВАСРФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» понятие «добросовестность» налогоплательщика для обеспечения единообразия судебной практики заменено на понятие «получение необоснованной налоговой выгоды». При этом понятие «необоснованная налоговая выгода» налоговым законодательством также не определено.

По мнению налоговой службы, неизвестность места нахождения контрагента, непредставление им налоговой отчетности либо заявление минимальных налоговых обязательств, совершение не характерных для заявленного вида деятельности операций по банковским счетам, участие в незаконном обналичивании денежных средств, отсутствие трудовых и материальных ресурсов и другие аналогичные сведения о контрагенте, конечно, должны формировать массив доказательств, но сами по себе не являются достаточными для признания налоговой выгоды необоснованной (письмо ФНСРФ от 24.05.11 № СА-4-9/8250).

Порядок проверки целесообразно утвердить во внутреннем регламенте, т. е. максимально подробно изложить, в каких случаях какой пакет документов и какой набор сведений должны быть собраны

Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возложена на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (письмо Минфина России от 13.12.11 № 03-02-07/1-430)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]