Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо

Комментарий к статье Судебная практика Комментарии (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 332-ФЗ)

1. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Комментарий к ст. 20.3 КоАП РФ

1. Согласно Закону г. Москвы «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» от 15 января 1997 г. N 1 (в ред. Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 55):

под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., — а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую);

под изготовлением нацистской символики понимаются создание, тиражирование предметов, изображающих соответствующие знаки (символы), или материалов, содержащих их: плакатов, листовок, печатной, фото-, кино- и видеопродукции и т.д.;

под распространением нацистской символики понимается передача вышеуказанных предметов или материалов другим лицам путем продажи или бесплатной раздачи;

под демонстрацией нацистской символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным;

под ношением нацистской символики понимается наличие символики и атрибутики, напоминающей нацистскую (фашистскую), на одежде в виде нашивок, повязок, значков, других элементов, а также ношение иных предметов с ее изображением (часы, браслеты и т.д.).

По смыслу ст. 3 указанного Закона г. Москвы не рассматривается в качестве противоправного действия воспроизведение нацистской (фашистской) символики в рамках художественных или научных фильмов и публикаций, осуждающих фашизм либо излагающих исторические события, а также отображающих культовые обряды, традиции с использованием знаков национальной геральдической символики России и других стран, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской (фашистской).

2. Согласно п. 2 — 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий представляют собой разновидность экстремистской деятельности (экстремизма).

Понятие «фашизм» законодательно не определено; в научной литературе под фашизмом, как правило, понимается политическое течение, базирующееся на государственной идеологии сильной личности, вождизма, расового превосходства.

Государство, опирающееся на идеологию фашизма (ит. fascismo), было создано в Италии в 1923 г. и просуществовало до 27 апреля 1945 г. (после официальной капитуляции Италии 3 сентября 1943 г. преемником фашистской государственности являлась Итальянская Социалистическая Республика (Repubblica Sociale Italiana, RSI), провозглашенная 18 сентября 1943 г.). По смыслу комментируемой статьи под фашистской атрибутикой или символикой понимается также атрибутика и символика нацистской Германии 1933 — 1945 гг. При этом необходимо учитывать объективные идеологические различия доктрин итальянского фашизма и национал-социализма, исключающие отождествление понятий «фашизм» и «национал-социализм» в их юридическом истолковании.

Под нацистской (фашистской) атрибутикой по смыслу данной статьи понимаются сущностные отличительные признаки, свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству.

Под нацистской (фашистской) символикой в комментируемой статье понимается совокупность фашистских символов, среди них государственная символика: государственный флаг и государственный гимн фашистской Италии и нацистской Германии, военная символика войск СС, прежде всего знаки воинского различия подразделений СС, как правило укомплектованных членами Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), добровольцами — адептами идеологии национал-социализма.

К нацистской (фашистской) символике относятся:

— эмблема НСДАП, знамя (флаги, штандарты), бланк, плакаты, листовки НСДАП и сопутствующая символика (френчи, фуражки, нарукавные знаки, пряжки, другие детали экипировки руководителей НСДАП), эмблема и штандарты СА (Sturmabteilung, SA) — штурмовых отрядов, военизированных подразделений НСДАП;

— эмблема, флаги, штандарты и другая символика фашистской организации бывших ветеранов национальной войны — «Союз ветеранов» (Fasci di Combattimento), Национальной фашистской партии Италии (Partito Nazionale Fascista), Фашистской республиканской партии Италии (Partito Fascista Republicano);

— символика СС (Schutzstaffeln, SS) (нарукавные знаки, эмблемы и т.п.), охранных военизированных подразделений НСДАП, в том числе символика воинских подразделений СС, непосредственно участвовавших в боевых действиях (фуражки, полевые кепи, нарукавные нашивки, петлицы, кинжалы, прочие детали униформы), а также символика структурных подразделений СС, например знаки отличия службы безопасности СД (Sicherheitsdienst, SD);

— символика гестапо (Geheime Staatspolizei, Gestapo) — тайной государственной полиции (эмблема, жетоны сотрудников гестапо и т.п.).

Принадлежность символики рейхсвера, вермахта (наименование вооруженных сил Германии соответственно в 1933 — 1934, 1935 — 1945 гг.), родов вооруженных сил — ВВС, ВМС, сухопутных войск, органов оперативного управления ВС Германии — главного командования вооруженных сил (Oberkommando der Wehrmacht, OKW); главного командования сухопутных войск (Oberkommando der Heeres, OKH); генерального штаба, штаба оперативного руководства военно-воздушных сил (Oberkommando der Luftwaffe, OKL); штаба военно-морских сил (Oberkommando der Kriegsmarine, OKM); знаков отличия резервистов, ветеранов и полувоенных организаций (Ассоциации ветеранов Первой мировой войны (Kuffhauserbund), Национал-социалистического немецкого союза фронтовиков (Первой мировой войны, NSDFB), вспомогательной сельской полиции (Landwacht), муниципальной полиции (Gemeindepolizei), охранной полиции (Schutzpolitzei), пожарной охраны (полиции, Feuerschutzpolizei), тайной полевой полиции (Geheime Feldpolizei) — нарукавных повязок, кокард, значков, нашейных блях и т.п., а также символики Гитлерюгенда (Hitlerjugend) — молодежной организации, действовавшей под контролем НСДАП, нагрудные (квалификационные) знаки, удостоверяющие принадлежность к Гитлерюгенду, эмблемы, нарукавные нашивки (повязки), ножи членов Гитлерюгенда и т.п., к фашистской символике, во всяком случае, оспорима: в соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге к преступным организациям были отнесены руководящий состав НСДАП, СС, СД и гестапо.

Применительно к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» эмблема политической партии рассматривается в качестве одного из ее символов.

Распространение или пропаганда атрибутов или символов, отождествляемых с нацизмом (фашизмом), в электронных, печатных СМИ либо в иных формах с целью расширения их воздействия на различные слои населения квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо МПТР России, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном указанным Федеральным законом порядке.

При истолковании данной статьи КоАП следует учитывать различные варианты перевода названия нацистской партии Германии (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei) применительно к данному Федеральному закону и Закону г. Москвы «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» (см. дефиницию нацистской символики в п. 2 данного комментария). При этом Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в отличие от Закона г. Москвы, базируется на традиционном варианте перевода, введенном в обиход советской научной литературой (ср., например, с современным вариантом перевода НСДАП: Раевский М.В. Немецко-русский словарь сокращений. М., 2000. С. 192).

3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 — 4 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1.1. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]