Учитель наносит удар. Как и почему педагоги травят своих учеников?

О буллинге в последние годы говорят как об одной из самых сложных проблем школьного образования. Но случается, что ученика донимает не сосед по парте, а тот, кто по идее должен подавать положительный пример и быть обладателем высоких моральных качеств — учитель.

Грубое и неэтичное поведения педагога всегда вызвает шквал критики. Если о нарушении профессиональной этики становится известно широкой общественности, то действиями учителя начинает интересоваться прокуратура — как например, в случае с учительницей из Старого Оскола, которая на опубликованном в Сети видео называет ученика «урода ты кусок», «дебила кусок», а также желает, чтобы он «облез 20 раз».

Работая над этим материалом, мы задали 100 выпускникам школ разных регионов России вопрос: «Сталкивались ли вы с травлей со стороны учителя?». 58 процентов опрошенных ответили, что они или их знакомые страдали от издевательств, грубостей или бестактного поведения своих педагогов.

Откуда берется учительская грубость

Некоторые педагоги позволяют себе травить, «подкалывать» ученика, грубо или резко обращаться с ним, зная, что он не пойдет на конфликт с учителем и не ответит на издевательства.

Причины, из-за которых педагог срывается на ребенке, могут быть разные.

Педагогическая некомпетентность и недальновидность.

Встречаются учителя, которые практикуют императивный стиль общения с классом: они требуют неукоснительного подчинения, используют психологическое давление. Они грубы с детьми, поскольку искренне считают, что только таким образом можно добиться дисциплины.

Профессиональное выгорание.

Учитель, потерявший интерес к профессии, становится циничным, позволяет себе повышать голос и с пренебрежением общаться с кем-либо из учеников.

Месть в ответ на отсутствие уважения со стороны ученика.

Если ребенок относится к преподавателю или к его предмету без должного уважения, тот занижает оценки, оскорбляет или выставляет ученика в невыгодном свете.

Личная неприязнь.

Бывает и так, что учитель плохо относится к ученику без каких-либо видимых причин и на ситуацию не могут повлиять никакие поступки жертвы. Травмирующее поведение преподавателя наносит непоправимый урон психике ученика любого возраста.

«Кто как обзывается…»

Согласно опросу, проведенному Педсоветом для этого материала, 53 из 100 выпускников российских школ испытали на себе богатый словарный запас педагогов.

Виктория, г. Челябинск:

«В моей суровой школе учителя не знали границ вообще. Физрук называл девочек „жирными“, учитель математики — „тупыми“. Возможно, они хотели этим нас пристыдить, заставить взяться за ум. На деле мы просто возненавидели уроки и почти перестали посещать школу. А зачем? Все равно мы все никчемные ребята».

Условно педагогические ругательства можно разделить на три типа.

  1. Переход на личность.

Примеры: «Ты дурак/дебил/идиот/ничтожество».

Евгений, г. Санкт-Петербург:

«Моя учительница химии спокойно могла сказать ученику, который получил двойку, что он дебил. На уроке, разбирая ошибки класса, она громко спрашивала: „Иванов, ты идиот? Только честно, ты вообще знаешь хоть что-то?“. Мы тогда еще хихикали над этим, но сейчас я понимаю, что преподаватель не должен себя так вести».

  1. Обращение к классу.

Пример: «Бездарные неучи/стадо».

Ольга, г. Екатеринбург:

«В 11-м классе учительница математики каждый урок внушала нам, что мы не сдадим ЕГЭ и ничего не добьемся в жизни. Она говорила: «Никто из вас ни черта не знает! Вы настолько тупые, что даже со шпаргалками ничего не сдадите! Вы мой худший выпуск!».

  1. Отвлеченная брань.

Примеры: любая нецензурная брань по ситуации.

Андрей, г. Челябинск:

«Наш учитель труда был очень экспрессивным. Мы были шестиклассниками, когда он однажды ударился о ножку стола и на весь кабинет закричал: „Да твою же, с**а, мать!“. В моей семье никто матом не ругался, поэтому сказать, что я был потрясен, — это ничего не сказать».

Когда учитель переходит границы

«В 11 классе я много времени уделяла учебе и готовилась к олимпиадам, чтобы поступить в вуз на бюджет. Из-за большой нагрузки у меня были нервные срывы, поэтому я сильно располнела. По субботам нам поставили урок физкультуры к восьми утра, и иногда я прогуливала эти занятия, чтобы хоть немного поспать.

Один раз я пришла в спортивный зал, и моя учительница вывела меня в центр и стала отчитывать перед всей параллелью за то, что я пропускаю уроки, с фразой: „Тебе можно пропустить математику, но точно не физкультуру. Ты давно смотрела на себя в зеркало?“.

Сейчас я уже учусь на третьем курсе университета, сильно похудела, и у меня есть молодой человек, но до сих пор каждый раз, когда я ем лишнее, я вспоминаю ту фразу и бегу к весам. Постоянно боюсь поправиться, потому что тогда мне вновь могут сказать: „Ты давно смотрела в зеркало?“. Это не дает мне покоя даже спустя четыре года и более 40 часов общения с психологом», — рассказывает выпускница екатеринбургской гимназии Анна.

Из-за критики учителя ребенок рискует стать неуверенным в себе или усомниться в правильности своего выбора.

«Я занимаюсь плаванием с первого класса и всегда мечтал стать спортсменом, поэтому в 11 классе при выборе вуза у меня не было сомнений, что я пойду на физкультурное направление. При поступлении важнее предоставить высокие результаты в плавании, а не отличные баллы ЕГЭ, поэтому больше времени я уделял тренировкам.

Однажды классная руководительница решила провести со мной беседу на повышенных тонах о том, что великого спортсмена из меня все равно не выйдет и успешным в плавании я не буду. Она просила меня заняться учебой и отбросить „глупые“ мысли о плавании. Я возненавидел школу, потому что она говорила это мне каждый раз при встрече, и я обратился к психологу.

Сейчас я еду на чемпионат России и очень рад, что тогда ее слова не сломили меня и не заставили отказаться от мечты. А вот многие мои знакомые, которым преподаватели говорили то же самое, увы, прислушались к „добрым“ советам и пошли учиться на другие специальности», — говорит выпускник Челябинской школы Дмитрий.

Некоторые преподаватели стараются нанести болезненный удар по детской самооценке.

«Я мечтала стать архитектором, поэтому в 11 классе точно решила, что буду сдавать на ЕГЭ профильную математику. Однако моя учительница громко рассмеялась после того, как я сообщила ей об этом, и сказала, что мне вряд ли удастся сдать даже базовый уровень.

Поначалу я решила не обращать внимания на ее издевки, но она забирала у меня тесты по профильной математике и выдавала базовый вариант на «пробниках», не говорила мне о переносе факультативных занятий, а прямо в день экзамена пожелала мне хотя бы минимальный балл. Я расплакалась прямо при входе в школу — у меня буквально тряслись руки от страха не сдать.

В итоге мне удалось набрать 88 баллов (средний балл сдачи — 50), но я до сих пор считаю себя слабой в этом предмете. В университете на занятиях по математике стараюсь отсидеться на задних партах, чтобы не выходить к доске«,— рассказывает выпускница петербургской школы Виолетта.

Кто может оказаться жертвой

Психолог Галина Швец говорит, что оказаться в немилости у учителя может любой ребенок.

Бывает, что ученик исправно посещает все уроки, выполняет домашнее задание и хорошо пишет контрольные, но педагог все равно относится к нему с пренебрежением. Поводом для неприязни и оскорблений с его стороны могут стать какие-то внешние особенности или черты характера школьника — лишний вес, слишком высокий/низкий рост, гиперактивность/ медлительность, одежда и даже родимые пятна.

«Моя первая учительница ненавидела меня. Она срывалась на мне и обращалась очень неуважительно и презрительно. Но на тот момент я не понимала, что причина не во мне, и думала, что заслуживаю такого отношения.

Сейчас я понимаю, что я просто раздражала ее и она таким образом вымещала свою злобу. В детстве я ходила с пластинками, и во рту постоянно скапливались остатки пищи после еды. Она вызывала меня к доске фразой: „Казанцева, покажи, что у тебя во рту“. А я стояла перед всем классом с открытым ртом и чувствовала себя, как в цирке. Хорошо, что мама быстро отреагировала на это и перевела меня в другой класс», — рассказывает психолог Вероника Казанцева.

Часто дети не понимают, из-за чего преподаватель настроен против них, поэтому начинают искать причины в себе. Так рождаются комплексы, пропадает желание ходить на занятия к этому педагогу и вообще изучать предмет.

«Чаще всего преподаватели, которые издеваются над детьми, сами подвергались издевательству, унижениям либо насилию со стороны взрослых. Это та боль, которую они отыгрывают на своих учениках», — объясняет Екатерина Материна, педагог-психолог с 17-летним стажем работы. Поэтому причиной «учительской травли» могут стать те же факторы, из-за которых сам преподаватель когда-то подвергался нападкам.

Каких учеников не любят?

Неприязнь у педагога может возникнуть к ребенку, не соответственного идеалу ученика. У каждого учителя он разный: кто-то считает самыми значительными личностные качества, кому-то больше всего нравится дисциплинированность, а для кого-то основным являются знания. Сколько учителей – столько и мнений.

Но встречаются и такие ребята (очень-очень редко), к которым волей-неволей просыпается в душе неприязнь у любого педагога:

  • «Неверный» авторитет, способный увести весь класс в кино вместо задания, сорвать контрольную работу только потому, что не желает делить внимание спреподавателем. Подобный ребенок умеет манипулировать людьми, стремится всеми правдами-неправдами добиться своего. Он не почитает старших, может оскорбить, причем, «бьет» всегда по самому нездоровому месту (еще один его талант – находить слабые места).
  • Высокомерный дитя, привыкший считать, что Земля вертится вокруг него. Он презирает опоясывающих, угрожает родителями, если что-то идет не так, как ему хочется. Хотя на самом деле не воображает собой абсолютно ничего.
  • «Жалобщик», который постоянно жалуется на преподавателя родителям (зачастую – безосновательно). Ему не нравятся трудные задания (голова от них хворает), плохие отметки (учитель не любит), за него заступаются родители, у него вечно виноват кто-то другой, а не он сам (даже если получил «2» за невыполненное задание).
  • Парвеню, пререкающийся с педагогом по любому вопросу, даже если в итоге очутится неправ. Хорошо, если он старается обосновать свою точку зрения, а если будет настаивать на своем, несмотря на очевидность изложенных фактов? Преподавателя ценят упорство, а не упрямство.
  • Ябеда или доносчик. С одной стороны неплохо, ведь можно узнать обо всем, что случилось. С другой – неприятно, что растет человек, способный на предательство.

Еще нерасположение появляется к тем, кто мешает вести урок. Все педагоги любят свой объект, и им хочется, чтобы дети его тоже полюбили. А самый лучший показатель этого – неплохая мотивация, «горящие» глаза, желание работать, не отвлекаясь ни на что.

Что делать с «трудным» учителем

Если ученик сталкивается с издевательствами от педагога, он обычно решает «мстить» ему — не посещать занятия, «забить» на предмет. Однако такая тактика не исправит положение, а лишь губительно скажется на успеваемости.

Галина Швец уверена: в одиночку справиться с травлей, которая исходит от учителя, невозможно. Ребенок может попробовать изменить свое поведение и отношение к предмету, но если он не угадает, в чем настоящая причина издевательств, то такой способ будет бесполезен.

Не стоит пытаться противостоять учителю с помощью агрессивных методов: обзывать его в ответ на резкие или бестактные замечания, кричать, устраивать скандалы или отказываться от посещения уроков. Такое поведение только усугубит проблему.

Если «буллинг» со стороны учителя случается систематически, Галина Швец советует школьникам рассказать об этом взрослым — в первую очередь, родителям или школьному психологу: они смогут объективно оценить ситуацию и принять верное решение.

Заявление об оскорблении

Заявление на оскорбление ученика учителем подается в полицию, прокуратуру и директору школы. Правильно оформить документ можно по заданному шаблону или воспользовавшись помощью наших юристов. Что следует указать в заявлении об оскорблении:

  • куда/кому подается документ – номер школы, ФИО директора, наименование суда, отделение полиции, данные начальника заведения/прокурора и т.д.;
  • данные заявителя и пострадавшего;
  • суть проблемы – события, факты, сведения об оскорблении и прочее;
  • подтверждающие вину учителя доказательства – аудио/видеосъемка, свидетельские показания одноклассников и иных участников конфликта, распечатка смс сообщений или страниц из социальных сетей;
  • ссылки на закон о защите интересов ученика и требования по привлечению учителя к ответственности;
  • подпись и дата.

Если была попытка решить конфликт мирным путем, то следует приложить к заявлению копию жалобы к директору школы и сведения об устной беседе. Если есть свидетельские показания, все бумаги должны быть заверены подписями.

Обратите внимание!

Опрос детей может осуществляться только в присутствии родителей, опекунов и школьного психолога.

Если заявление передается в прокуратуру, то на основании предоставленных доказательств принимается решение о возбуждении административного дела, срок расследования которого не превышает 1 месяц. Судьба преподавателя решается судом по месту проживания истца.

В случае физического насилия, рекомендуется не затягивать с обращением в правоохранительные органы, а привлечь к делу опытного адвоката и снять побои при их наличии или подготовить неоспоримые доказательства толчка, удара, шлепка и иного действия педагога.

Какая ответственность за оскорбление ученика

Что будет учителю за оскорбление ученика, установлено ст. 5.61 КоАП РФ. Согласно данной административной нормы, за оскорбление человека предусмотрены следующие наказания:

  • за унижение чести и достоинства человека на граждан возлагается штраф до 3 тыс. руб., на должностных лиц (учитель) – до 30 тыс. руб., а на юридических лиц – до 100 тыс. руб.;
  • оскорбление в СМИ (радиоканал, телепередача, газета, интернет-портал и прочее) – штраф для граждан увеличивается до 5 тыс. руб. максимум, должностных лиц – до 50 тыс. руб., а юридических – до 150 тыс. руб.

Дополнительно к административной ответственности родитель ученика имеет право потребовать возмещение морального ущерба. Сумма компенсации зависит от степени вины правонарушителя и последствий происшествия.

Если порочащие честь ребенка сведения были распространены массово, то учитель будет привлечен к ответственности по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ – клевета.

В случае физического насилия над ребенком, расследованием занимаются правоохранительные органы и простым штрафом отделаться не удастся. По данным преступлениям предусмотрено лишение свободы, снятие с занимаемых должностей и принудительные работы. В любой ситуации лучше обратиться за поддержкой к опытному юристу, который поможет собрать доказательства, избежать наговора со стороны обидчика и добиться справедливости по закону.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]