Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Ответственность учителя за оскорбление ученика

Случаи оскорбления ученика со стороны учителя — сегодня не редкость. И если раньше на это многие смотрели сквозь пальцы, то сейчас родители стали более компетентны в вопросах защиты своих детей.

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Сын или дочка не хотят идти в школу из-за этого. Рассмотрим, как поступить в такой ситуации.

Федеральный Закон «Об образовании»

Существует закон «Об образовании». В частности, в статье 48 отмечено, что учитель обязан с уважением относиться к своим ученикам. Уважать их честь и достоинство.

Есть еще одна статья, под номером 34, которая гласит: ученик имеет право на защиту от психического насилия, оскорбления личности. Также он имеет право на уважение своего достоинства.

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? О каком достоинстве может идти речь?

Что такое оскорбление?

Нужно уметь отделять пшеницу от плевел. Если педагог при личном общении с ребенком бросил то-то типа «ты что, глупый, что ли» — это не оскорбление. Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. К примеру, ребенок ходит в очках. А учитель при всем классе насмехается над ним. Тогда это можно рассматривать как оскорбление достоинства.

Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Из-за внешности, плохо усвоенного материала или неправильного ответа? В этом случае нужно обязательно вмешиваться родителям.

Если не удаётся уладить конфликт

Большинство разногласий между учителями и учениками можно уладить мирным путём. Но что делать, если к соглашению с педагогом вы так и не пришли, а ситуация только усугубилась?

Рассмотрим основные варианты ваших действий.

Обратиться в администрацию

Вы можете обратиться в администрацию школы. Но имейте в виду, что после выговора от директора учитель вряд ли захочет пойти вам навстречу и наладить взаимоотношения с ребёнком. Скорее, конфликтная ситуация просто сойдёт на нет.

Сейчас во многих школах организована служба медиации. В неё могут входить как педагоги, так и родители с детьми. Задача данной службы – помочь урегулировать сложные и конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного пространства. Если в вашей школе есть подобная структура, вы можете обратиться и туда.

Перевести ребёнка в другой класс или школу

Если ребёнок не против, всегда есть вариант перевести его в другой класс или школу. Но при этом ему придётся заново выстраивать отношения с одноклассниками и, что не менее важно, с учителями. Где гарантия, что на новом месте не окажется более строгий и придирчивый педагог?

Беседа

Но не спешите бежать в школу с угрозами и криками, как любят делать многие родители. Учителям начинают грозить всеми возможными карами. А в результате только хуже ребенку.

Для начала выясните, со всеми ли детьми так себя ведет учитель? Или только вашему «повезло». Сделать это просто, если вы общаетесь с родителями из класса. Расспросите их, не жалуются ли дети на поведение учителя. Можно также собственному ребенку. Мол, учитель только к тебе придирается или остальных тоже ругает. Если отпрыск называет имена одноклассников, которым тоже достается от бестактного педагога, не поленитесь связаться с их родителями и побеседовать на эту тему.

Имеет ли право учитель оскорблять ученика? Нет, конечно же, не имеет. Но об этом почему-то часто забывают, и ребенка безнаказанно унижают в присутствии всего класса. После того, как родители соберут необходимую информацию, можно идти к учителю.

Только не ругайтесь, едва войдя в кабинет. Будьте вежливы, но тверды. Сообщите, что до вас дошли сведения об унижении ребенка. И вам известно, что страдает не только ваш сын или дочь. Вы хотите поговорить на эту тему.

Очень часто педагогу хватает такой «профилактической беседы». А что делать, если не помогает? Об этом ниже.

Когда учитель переходит границы

«В 11 классе я много времени уделяла учебе и готовилась к олимпиадам, чтобы поступить в вуз на бюджет. Из-за большой нагрузки у меня были нервные срывы, поэтому я сильно располнела. По субботам нам поставили урок физкультуры к восьми утра, и иногда я прогуливала эти занятия, чтобы хоть немного поспать.

Один раз я пришла в спортивный зал, и моя учительница вывела меня в центр и стала отчитывать перед всей параллелью за то, что я пропускаю уроки, с фразой: „Тебе можно пропустить математику, но точно не физкультуру. Ты давно смотрела на себя в зеркало?“.

Сейчас я уже учусь на третьем курсе университета, сильно похудела, и у меня есть молодой человек, но до сих пор каждый раз, когда я ем лишнее, я вспоминаю ту фразу и бегу к весам. Постоянно боюсь поправиться, потому что тогда мне вновь могут сказать: „Ты давно смотрела в зеркало?“. Это не дает мне покоя даже спустя четыре года и более 40 часов общения с психологом», — рассказывает выпускница екатеринбургской гимназии Анна.

Из-за критики учителя ребенок рискует стать неуверенным в себе или усомниться в правильности своего выбора.

«Я занимаюсь плаванием с первого класса и всегда мечтал стать спортсменом, поэтому в 11 классе при выборе вуза у меня не было сомнений, что я пойду на физкультурное направление. При поступлении важнее предоставить высокие результаты в плавании, а не отличные баллы ЕГЭ, поэтому больше времени я уделял тренировкам.

Однажды классная руководительница решила провести со мной беседу на повышенных тонах о том, что великого спортсмена из меня все равно не выйдет и успешным в плавании я не буду. Она просила меня заняться учебой и отбросить „глупые“ мысли о плавании. Я возненавидел школу, потому что она говорила это мне каждый раз при встрече, и я обратился к психологу.

Сейчас я еду на чемпионат России и очень рад, что тогда ее слова не сломили меня и не заставили отказаться от мечты. А вот многие мои знакомые, которым преподаватели говорили то же самое, увы, прислушались к „добрым“ советам и пошли учиться на другие специальности», — говорит выпускник Челябинской школы Дмитрий.

Некоторые преподаватели стараются нанести болезненный удар по детской самооценке.

«Я мечтала стать архитектором, поэтому в 11 классе точно решила, что буду сдавать на ЕГЭ профильную математику. Однако моя учительница громко рассмеялась после того, как я сообщила ей об этом, и сказала, что мне вряд ли удастся сдать даже базовый уровень.

Поначалу я решила не обращать внимания на ее издевки, но она забирала у меня тесты по профильной математике и выдавала базовый вариант на «пробниках», не говорила мне о переносе факультативных занятий, а прямо в день экзамена пожелала мне хотя бы минимальный балл. Я расплакалась прямо при входе в школу — у меня буквально тряслись руки от страха не сдать.

В итоге мне удалось набрать 88 баллов (средний балл сдачи — 50), но я до сих пор считаю себя слабой в этом предмете. В университете на занятиях по математике стараюсь отсидеться на задних партах, чтобы не выходить к доске«,— рассказывает выпускница петербургской школы Виолетта.

Пишем жалобу

Жалобу на учителя пишут на имя директора. Это самый первый шаг в защите своего ребенка. До того, как обращаться в соответствующие органы, поставьте в известность директора школы о неправомерном поведении педагога.

В своем обращении подробно перечислите все факты, свидетельствующие о нарушении прав ребенка об уважении чести и достоинства. И потребуйте принять меры по отношению к учителю.

Только будьте осторожны: педагог может выставить ситуацию таким образом, что ваш отпрыск окажется клеветником. И обращение ваше будет ничем иным, как наговором на учителя.

Идеальный вариант — коллективная жалоба на учителя. Чем больше родителей подпишет ее, тем выше вероятность того, что недобросовестный педагог будет привлечен к ответственности.

На разбирательство дается тридцать дней. За это время директор проводит служебное расследование и дает родителям письменный ответ.

Обращение составляется в двух экземплярах. Одно регистрируется и передается на рассмотрение директору, а на втором делается пометка о входящем номере жалобы с датой ее подачи. Кто это должен сделать? Конечно же, секретарь школы.

Урок послушания

Значит ли это, что выкрики с места и пререкания обойдутся родителю невоспитанного чада в кругленькую сумму? Не совсем так. Депутат Юрий Волков, один из авторов нововведения, успокаивает: штрафовать будут только в случае, если поведение ученика напрямую мешает педагогу заниматься его профессиональной деятельностью.

Подобных грустных школьных историй немало. «В мой адрес и в адрес Объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ» неоднократно поступали обращения от представителей педагогического сообщества о проблеме буллинга учителей», — заявляет депутат Госдумы. Его слова подтверждают говорящие сами за себя цифры обширного социологического исследования: каждый второй опрошенный педагог как минимум единожды, находясь на своем рабочем месте, оказывался мишенью для травли.

Но как в конфликтной ситуации разобраться, где тот самый злополучный буллинг, а где простое непослушание? Депутат предлагает посмотреть соцсети: у каждого нарушителя всегда найдется друг, который запишет «подвиг» на видео и выложит в Сеть. И здесь действительно отпадают любые вопросы.

Ведь если возмущение в ответ на замечание может только отвлечь учителя, то надетое на голову ведро уж точно помешает ему выполнять его главную задачу — давать знания. Именно мусорное ведро и решил водрузить на голову своей учительнице, пока та писала задание на доске, герой одного из роликов на YouTube.

Дальше больше: в ответ на справедливое негодование и намерение выгнать мешающего вести урок ученика учителю пригрозили: «я тебе сейчас…»… Поскольку газету могут прочитать дети, то нельзя продолжить фразу, сказанную ребенком на уроке.

Полно угроз и нецензурщины и другое видео, набравшее при этом почти 2 миллиона просмотров. Старшеклассник, буквально нависающий над вжавшейся в кресло учительницей, вычитывает ее отборными словами, а на попытку той позвонить завучу, чтобы ей пришли на подмогу, парень вовсе обещает украсть ее телефон.

Александра Тимакова, учитель и по совместительству коуч для преподавателей, говорит, что удивляться таким вопиющим и уже ставшим регулярными случаям не стоит. По мнению методиста, дети лишь зеркалят поведение и отношение родителей к учителям: «Если ребенок слышит разговоры о том, что «училка дура» и «я ей устрою — как она посмела поставить моему гению двойку?», вряд ли он будет испытывать что-то другое к учителям, помимо презрения». Кроме того, «чуть ли не нормой стало явление, когда петиция одного родителя, адресованная администрации или даже министерству просвещения, — повод для увольнения учителя», — констатирует Александра, сожалея о том, что «в последнее десятилетие родительское сообщество показывает просто невиданный размах ненависти к системе образования в общем и к педагогам в частности». Кажется, учителям приходится защищаться с двух сторон: не только от школьников, но и от их родителей.

Сами же родители непреклонны и возлагают ответственность на учителей, ведь те «старше и должны быть мудрее в конфликтных ситуациях». Так считает Роман, чья младшая дочь учится в элитной московской школе, заявляя при этом, что «в первую очередь всегда виноват педагог, так как именно его задача стать учителем и научить ребенка не только формулам, но и социальным правилам и нормам поведения». И конечно, высказывает несогласие с системой штрафов для родителей, чей ребенок нахамил учителю: «это неправильно, потому что в задачах учителя нет опции — карательная функция».

Психологи, с которыми пообщалась «РГ — Неделя», также не видят эффективности в системе штрафования при решении конфликтов учитель — ученик. Они готовы предложить свои, более нейтральные меры. Анна Богданова, школьный и подростковый психолог, приводит пример учебного заведения, где она работала: там действует служба школьной медиации. «Помощь таких специалистов выручила даже в сложной ситуации, когда у одного из педагогов был конфликт с целым классом!» — утверждает Анна.

А как поступать педагогу, если его оскорбляют и унижают, и при этом в школе нету такого волшебного места, где можно и самому перевести дух, и угомонить нарушителя спокойствия? Рецепт от Анны Богдановой достаточно понятен: «Ему необходимо быть гибким, потому как профессия учителя все-таки подразумевает, что человек должен любить детей, а значит, уметь подобрать нужный подход к каждому». А где-то и вовсе к вопросу нужно подойти с юмором, советует психолог. «Другое дело, если учитель находится не в ресурсном состоянии, у него профессиональное выгорание, ему морально плохо, то, конечно, какой уж тут юмор. Поэтому, учителям надо отслеживать свое психологическое состояние и при необходимости обращаться к специалистам», — заключает Анна.

Как бы то ни было, как сообщили «РГ» разработчики проекта, в ближайшее время они планируют внести инициативу в Госдуму.

Прямая речь

Виктория Данильченко, адвокат и ведущая телепрограммы «По делам несовершеннолетних»

— Случаи, когда школьники действительно переходят все границы и доводят учителей до ручки, единичны, но даже в отношении них введение предложенных депутатами мер будет не только неэффективным, но и вредным. Ведь штраф для родителя вряд ли станет уроком для ребенка. По сути, его поведение так и останется безнаказанным. А наказание за проступок должно наступать. Конечно, применять физическое наказание и пускать в ход ремень школа не вправе. Но зато может найти для нарушителя какой-то общественно-полезный труд — дежурство в классе, мытье полов в коридоре. Настоящий педагог способен исправить даже самого заядлого хулигана гораздо лучше любого стража закона. Но чтобы дети были способны слушать учителей, важно повышать престижность и авторитетность профессии учитель. Участие в формировании такого образа должно принять и государство, и общество, это и повышение уровня оплаты труда, и снижение нагрузки, и воспитание уважения к учителям у подрастающего поколения.

Обращаемся в РОНО (УНО)

Там привлекут учителя к ответственности за оскорбления в адрес учеников. Родители пишут заявление в РОНО или УНО. В разных городах у этой организации разные названия. Если ребенок достаточно взрослый (8 класс и старше), он может написать жалобу от своего имени. Таким образом, и родители пожалуются, и ученик.

Обращаем ваше внимание, что обращение в РОНО пишется в том случае, если директор спустил все на самотек. Педагога, нарушающего права ребенка, и директора, который закрыл глаза на ситуацию, привлекут к ответственности. Дело может дойти до увольнения.

Суд или прокуратура

Если разбирательство в отношении педагога не выявило нарушений в его поведении, а дети продолжают жаловаться, ничего не остается, как отправиться в суд. Или жаловаться в прокуратуру. Только надо учесть, что здесь мало одного заявления. Нужны более веские доказательства. Что это может быть?

  • Аудиозапись, на которой слышно, как педагог унижает ученика или учеников. Все можно записать на диктофон втайне от учителя.
  • Видеозапись. Снять видео незаметно не получится. И ребенок, которого унижают, не успеет этого сделать. Ему могут помочь одноклассники. Учитель начинает унижать? Кто-то снимает это на видео.

Если учитель оскорбляет ученика, статья ему за это «светит». Это административное правонарушение, не меньше. Но лишь в том случае, если потерпевший предоставит веские доказательства.

Причины конфликтов между учениками и учителями

Как правило, конфликт не возникает на пустом месте. В его основе всегда лежит столкновение интересов и противоположных позиций.

Особенность школьных конфликтов состоит в том, что педагог не всегда может понять глубину переживаний ребёнка, а сам школьник – справиться со своими эмоциями.

По данным исследования, проведённого Российской академией образования в 2022 году, 76,8% учеников заявили о конфликтных взаимоотношениях с учителями.

Психологи выделяют три группы причин, которые могут привести к разногласиям между педагогом и учеником.

«Учебные» причины

Первая группа – причины, связанные с учебной деятельностью.

Учителей могут не устраивать:

  • низкая успеваемость;
  • невыполнение домашних заданий;
  • отсутствие у ученика интереса к предмету.

В свою очередь, учащиеся часто недовольны:

  • несправедливыми оценками;
  • непонятным объяснением материала;
  • сложными и объёмными домашними заданиями;
  • недостаточной компетентностью учителя (отсутствием опыта и глубоких знаний по предмету).

«Ролевые» причины (поведение в социуме)

Вторая группа – причины, связанные с ролевыми взаимоотношениями в школе.

Конфликт с учителем могут спровоцировать:

  • отсутствие дисциплины у учеников;
  • пренебрежение школьными правилами;
  • протестные действия «на публику».

Педагоги также часто «грешат»:

  • авторитарностью;
  • ограничением свободы учеников (например, не выпускают из класса во время урока);
  • открытой демонстрацией своего превосходства и власти над школьниками.

Личные причины

Третья группа – личные причины. К ним относятся:

  • личные особенности учителя и ученика, провоцирующие конфликтную ситуацию: агрессивность, раздражительность, грубость и т.д.
  • стресс, личные или семейные проблемы педагога или ученика, которые мешают полноценной учебной деятельности;
  • несоответствие интеллектуальных возможностей ребёнка и предъявляемых к нему педагогом требований;
  • отсутствие уважения, доброжелательности и коммуникативной культуры у обеих сторон конфликта;
  • оценивание педагогом ребёнка не по его личным качествам, а по отметкам в дневнике.

Таким образом, конфликт ученика и учителя – это не просто конфликт поколений. Столкновение интересов происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности и затрагивает личные интересы каждого участника конфликта.

Ответственность педагога

Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.

В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?

  • Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.
  • Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.
  • Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.

Что делать, если ребенка в школе обижают учителя?

Все вышесказанное касалось работы с одним конкретным учителем. Если таких учителей несколько, то это не меняет сути ваших действий, и с каждым из педагогов надо разбираться по отдельности.

Итак, алгоритм очень прост. Сначала выясняете обстоятельства у ребенка и на основании вашего с ним разговора делаете выводы о том, насколько эта ситуация требует вашего похода в школу. Ведь если ругают за отсутствие домашней работы, то куда проще и полезнее начать контролировать ее выполнение.

Если же все сложнее, то обратитесь к учителю с просьбой прояснить ситуацию. Не стоит начинать с обвинений — лучше выразить свою обеспокоенность за судьбу своего ребенка. К слову, это желательно делать хотя бы раз в месяц, даже без особых поводов.

Если разговор с учителем не увенчался успехом, то запросите поддержку психолога или администрации, чтобы разобраться более серьезно. Выслушайте и примите на заметку их требования и замечания по поводу поведения вашего ребенка, но помните, что сейчас ваша цель — защитить его.

После разговора с администрацией и учителем-обидчиком вам остается лишь интересоваться у ребенка делами в школе и контролировать те аспекты его школьной жизни, за которые вы ответственны: выполнение домашней работы, внешний вид, посещаемость и поведение в школе.

А если ученик виноват?

Мы рассмотрели несколько вариантов, как могут действовать родители в случае оскорбления их ребенка со стороны учителя. А если все наоборот? Ученик оскорбил учителя, наказание какое он за это понесет?

Возможно несколько вариантов развития ситуации:

  • Самостоятельное урегулирование проблемы педагогом.
  • Обращение к родителям.
  • Обращение в судебные инстанции с требованием компенсации морального ущерба.

Опытные педагоги рекомендуют самостоятельно разобраться с возникшей ситуацией. Современные дети такие, что учителей и в грош не ставят. О своих правах они хорошо знают, только об обязанностях забывают.

Учитель может:

  • Пропустить оскорбление мимо ушей.
  • Оставить хулигана после урока и задать ему моральную трепку.
  • Обернуть ситуацию таким образом, чтобы ученик, который позволил себе оскорбить педагога, искал из нее выход.
  • Объявить ученику бойкот.
  • Начать занижать оценки.

Последний момент — не один из самых лучших. Но порой у педагога другого выхода нет. К примеру, ребенок очень наглый. Но учится хорошо, а учитель знает, что за плохие отметки его ругают. Заработал «четыре»? Ставьте «три». Если есть желание, придраться можно ко всему.

Жалоба родителям не всегда приносит пользу. Нынешние дети не особо ценят труд учителей. Родители быстро встают на сторону своих любимых чад. Если учитель понимает, что родители адекватны, можно вызвать их в школу для разговора.

Судебная инстанция — это уже на самый крайний случай. Если на ребенка управы нет, он сам постоянно хамит, родители его защищают и поддерживают, к директору идти бессмысленно. Только надо быть готовым к тому, что с работы придется уйти после разбирательства.

Виды буллинга

Травля учителей может выражаться разными способами. К уже излюбленным методам в виде открытых конфликтов, психологического давления и игнорирования добавился шейминг — публичное унижение или пристыжение. Сегодня людям трудно скрывать свою личную жизнь в силу наличия социальных сетей. Все помнят историю 2022 года про учительницу из Омска и ее снимки в спортивном купальнике — тот случай был предан широкой огласке, и многие вступились за женщину. Однако совсем недавно, в январе этого года, похожий инцидент произошел в Ульяновске, где преподавательницу затравили за поход в магазин нижнего белья — ученики заметили ее в торговом центре и сняли на камеру. Инициатором травли выступила одна из родительниц, которая потребовала уволить девушку из школы:

«Как она может ходить себе белье выбирать, зная, что ее могут увидеть ее же ученики, — хорошо, что хоть не примерять при них пошла».

Еще один свежий случай — из Брянска: там молодая учительница-практикантка выложила в Instagram сториз с девушкой, назвав ее своей женой. Впоследствии она объяснила, что это была шутка:

«Я в данный момент проживаю со своей подругой, но как соседи. У нее есть ребенок, и так как я раньше прихожу с работы, то ребенок, конечно, ухожен, присмотрен. У нас очень много фотографий, мы вместе празднуем праздники. И на одном из видео на Новый год я называю подругу супругой. Ну понятно, что, так как мы вместе живем, у нас есть какие-то прозвища. Мы в шутку так друг друга называем».

Родители обрушились на девушку с критикой, руководство школы объявило о прекращении сотрудничества

И это далеко не самое худшее, с чем может столкнуться молодой специалист. Гораздо хуже приходится тем, кто попадает под раздачу со стороны учеников. Некоторые дети совершенно не чураются в открытую прессинговать педагогов. Согласно статистике, 2/3 учителей сталкивались с обзывательствами и презрением. Например, как на этом видео:

Проблема широко распространена в обществе, но, к сожалению, о ней не принято говорить вслух. Это в очередной раз подрывает и без того низкий интерес к профессии. Авторитет работники сферы от озвучивания вопроса тоже не получат. Однако признание ошибок поможет решить их. Игнорирование же может привести к ситуации, о которой нам поведал читатель:

«У меня в школе был слишком пожилой трудовик. На его уроки сгоняли парней со всех параллельных классов. Так вышло, что «В» класс (я был в «А») не был лишен «особо одаренных», которые всячески самоутверждались на его фоне. Излюбленным способом были плевки в спину. Они буквально заплевывали его, а он в силу возраста даже не видел этого. В итоге он мог весь день ходить так, пока другие учителя не обращали на это внимание и не вытирали последствие деградантских утех. Это еще не все. Особо быдловатые представители школьной «элиты» часто посылали и материли его. Когда же его нервы не выдерживали, в него могли и стулом кинуть, и толкнуть. Один даже лез драться. Сейчас, спустя годы, очень стыдно, что адекватная часть учеников с этим ничего не делала (я в том числе)».

Очевидно, что о выходках учеников знал преподавательский состав. Но если травля продолжалась из раза в раз, то значит, никто не предпринимал действенных методов борьбы с буллингом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]