Что такое административный надзор? ФЗ-64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Главная / Новости и изменения

Назад

Опубликовано: 29.10.2019

Время на чтение: 3 мин

0

301

В октябре 2022 года вступил в силу ФЗ №331 от 01.10.2019, который внес изменения в ФЗ №64 от 06.04.2011, регулирующий процесс административного надзора за гражданами, освобожденными из заключения.

  • Что такое административный надзор
  • Накладываемые запреты и обязательства
  • Как и кем устанавливается административный надзор для осужденных к принудительным работам
  • Возможность продления надзора
  • Обязанность поднадзорных сообщать о перемене места жительства

Общие положения ФЗ

В статье 1 представленного нормативного акта содержится информация об основных понятиях и терминах, которые могут применяться в последующих положениях закона. Первое и самое основное понятие, которое здесь стоит выделить, именуется административным надзором. Что это такое?

Закон представляет административный надзор как наблюдение за лицом, недавно освободившимся из мест лишения свободы. Надзор осуществляют органы внутренних дел. Поднадзорное лицо — это гражданин, в отношении которого и проводится надзор. На поднадзорного часто возлагаются определенные административные ограничения. Это, согласно закону, ограничения отдельных свобод и прав лица, вернувшегося из тюрьмы.

Что является основной задачей ФЗ-64 «Об административном надзоре»? Статья 2 говорит о предупреждении совершения преступлений и правонарушений.

Возможность продления надзора

Надзор может быть продлен в следующих случаях (статья 7 ФЗ №64 от 06.04.2011):

  • поднадзорный гражданин за время надзора совершил преступления, которые не требует тюремного заключения в качестве наказания: административные правонарушения, условные или отсроченные наказания и пр.;
  • гражданин за год совершил два и более административных правонарушения против правопорядка или дважды и более был уличен в управлении ТС в нетрезвом виде или отказался от медосвидетельствования.

Для кого устанавливается административный надзор?

Статья 3 ФЗ-64 «Об административном надзоре» гласит, что суд может установить требование, в соответствии с которым надзор органами внутренних дел будет осуществляться в отношении следующих лиц:

  • совершивших повторное преступление;
  • совершивших преступление тяжкого или особо тяжкого характера;
  • совершивших умышленные преступления в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.

Лицо, имеющее непогашенную судимость либо постоянно нарушавшее порядок в местах тюремного заключения, должно попадать под особый административный надзор.

Что такое административный надзор

Административный надзор – это наблюдение со стороны органов внутренних дел за гражданином, освободившимся из мест лишения свободы. Наблюдение прежде всего касается соблюдения ограничения прав и свобод такого гражданина, а также выполнения обязанностей, положенных ему по решению суда.

Надзор устанавливается для поднадзорных с непогашенной судимостью, если (статья 3 ФЗ №64 от 06.04.2011):

  • гражданин является злостным нарушителем тюремного распорядка;
  • гражданин совершил два и более преступления против правопорядка или два или более преступления, опасных для жизни и здоровья других граждан.

Кроме того, административный надзор устанавливается, если поднадзорный:

  1. Совершил тяжкое или особо тяжкое преступление.
  2. Является рецидивистом.
  3. Совершил умышленное преступление против несовершеннолетнего.
  4. Совершил два и более преступления по незаконному обороту наркотиков.

Административный надзор в любом случае устанавливается без соблюдения вышеописанных условий для следующих категорий граждан:

  1. Совершивших преступления сексуального характера против несовершеннолетних.
  2. Являющихся особо опасными для общества рецидивистами.
  3. Совершивших убийство из соображений нетерпимости к определенной группе людей, захват заложников, терроризм и т. д.

Об ограничениях и сроках

Как уже было сказано, поднадзорный гражданин несколько ограничивается в своих правах. Согласно ФЗ-64 «Об административном надзоре», это могут быть ограничения следующего характера:

  • запрет на пребывание в отдельных местах, список которых устанавливается судебной инстанцией;
  • запрет на посещение массовых мероприятий;
  • запрет на выезд за указанную судебной инстанцией территорию;
  • ограничение пребывания в тех или иных местах в определенные периоды суток.

Стоит также отметить, что суд обязан устанавливать следующие ограничения на поднадзорных лиц:

  • явка гражданина в обязательном порядке несколько раз в месяц (точное число устанавливается судом) в орган внутренних дел для регистрации;
  • запрет на выезд за установленные судом территории.

Суды или другие уполномоченные инстанции должны собирать сведения о поднадзорном гражданине. На основе собранной информации будет применяться решение о возможном снятии установленных ограничений. В отношении лица, отбывавшего наказание за преступление против половой свободы несовершеннолетнего и половой неприкосновенности, досрочно административный надзор прекращен быть не может.

Стоит также рассказать про срок, в течение которого может быть реализован административный надзор. Здесь все строго зависит от типа преступления, которое совершило лицо, вернувшееся из мест лишения свободы. Однако в соответствии со статьей 5 ФЗ-64 «Об административном надзоре» ограничения не могут функционировать менее одного года и не более трех лет для погашения судимости. Есть здесь и другой вариант, при котором из срока для погашения судимости вычитается продолжительность отбывания наказания.

Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ

1. Административный надзор устанавливается в отношении:

1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;

2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;

3) лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

(Пункт дополнительно включен с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 432-ФЗ.)

2. В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

3. Срок административного надзора исчисляется в отношении:

1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 432-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)

2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

4. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

5. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу.

6. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Об установлении, прекращении, продлении и осуществлении надзора административного типа

В соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ «Об административном надзоре», надзор за вышедшими из тюрьмы лицами устанавливается судебной инстанцией по заявлению исправительного учреждения. Продление срока надзора может также осуществляться судом. Основными причинами продления надзорного срока является, как несложно догадаться, совершение поднадзорным гражданином правонарушения.

Решение о прекращении административного надзора принимает суд в следующих случаях:

  • истечение надзорного срока;
  • снятие судимости с лица, в отношении которого осуществлялся надзор;
  • осуждение поднадзорного лица и направление его вновь в места лишения свободы;
  • в связи со смертью поднадзорного лица;
  • из-за применения обязательных медицинских мер в отношении поднадзорного лица.

В комментариях к ФЗ-64 «Об административном надзоре» с изменениями от 2022 года говорится о том, что надзор может быть прекращен в досрочном порядке, если поднадзорное лицо добросовестно выполняет возложенные на него обязанности. А какими обязанностями обладает гражданин, в отношении которого осуществляется надзор? Об этом будет рассказано далее.

Накладываемые запреты и обязательства

На гражданина под административным надзором могут наложить следующие запреты (статья 4 ФЗ №64 от 06.04.2011):

  • на посещение определенных мест;
  • на посещение культурно-массовых мероприятий;
  • на выход из дома в ночное время;
  • на выезд за пределы города, региона или страны.

Помимо этого, поднадзорного обязывают отмечаться в органах МВД до четырех раз за месяц. Надзор устанавливается через суд по заявлению администрации исправительного учреждения.

В течение срока надзора суд имеет право снимать или добавлять ограничения и обязанности для гражданина.

О правах и обязанностях поднадзорного гражданина

Лицо, в отношении которого осуществляется надзор, обязано исполнять все установленные судебной инстанцией предписания, а именно — проходить регистрацию в ОВД, уведомлять органы о смене места проживания, допускать сотрудников ОВД к себе домой и т.д.

ФЗ-64 «Об административном надзоре» с изменениями от 28 мая 2017 года закрепляет и основные права поднадзорного гражданина. Здесь стоит выделить:

  • обращение в суд с просьбой о досрочном прекращении надзора;
  • обжалование решений судебной инстанции;
  • обращение в ОВД с заявлениями о разрешении на выезд в краткосрочном порядке.

Какие поправки были внесены в ФЗ-64 в мае 2022 года? Здесь стоит выделить дополнение статьи 1 понятием «фактическое место жительства». То есть лицо, освобожденное из мест лишения свободы и не имеющее места жительства, избирает себе место фактического нахождения (территорию внутригородского района либо внутригородского муниципального образования).

Как и кем устанавливается административный надзор для осужденных к принудительным работам

В соответствии с изменениями, прописанными в ФЗ №331 от 01.10.2019, течение срока административного надзора теперь приостанавливается для тех граждан, которым заменили часть неотбытого тюремного наказания принудительными работами на срок этих работ (четвертая часть статьи 5 ФЗ №64 от 06.04.2011).

Надзор за гражданами, осужденными на исправительные работы, согласно статье 60.18 УИК РФ, осуществляется администрацией исправительного центра, которая наблюдает и контролирует осужденных. Если действия поднадзорного могут оказаться противоправными, а также угрожают жизни и здоровью окружающих или его самого, гражданина могут поместить в помещения для краткосрочного содержания заключенных на срок до суток.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]