1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе


Взаимодействие социума с деятельностью УИС

Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.
Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

  • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
  • контролирование объектов и их функционирование;
  • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
  • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
  • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
  • защита прав и гражданских интересов;
  • помощь в приобретении общего и специального образования;
  • привлечение к культуре и экономике страны;
  • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
  • предоставление медицинской помощи.

Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.

Финансы

Бюджет ФСИН на 2015 год составляет 266 млрд рублей, что превышает бюджеты Минздрава, Минсельхоза, Минпромторга, Минтрудсоцзащиты и МЧС . По подсчётам Института проблем современного общества затраты на одного осуждённого составляют более 400 тысяч рублей в год. Теоретически эти расходы включают:

  • питание
  • вещевое довольствие
  • коммунальные расходы
  • медобслуживание
  • пособие при освобождении
  • расходы на погребение.

По мнению экспертов Института до самих осуждённых деньги не доходят; большинство бытовых проблем в колониях решается за счёт родственников заключённых.

Основные задачи и функции

К функциям системы относятся:

  • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
  • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
  • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
  • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
  • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
  • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
  • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
  • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
  • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
  • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

Состав УИС

1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе

Состав:

  • в первую очередь, это Федеральная служба Министерства Юстиций РФ, в ведении которой и существует система (минюст ФСИН);
  • окружное или территориальное управление УИС;
  • учреждения, правомерные на применение надлежащих мер, например, дома арестов, исправительные центры, центр, связанные с уголовным исполнением;
  • следственные изоляторы (СИЗО).

Исполнение наказания – это неотъемлемая часть и один из главных элементов борьбы с преступным миром. Оно реализовывается определёнными методами воздействия с помощью средств, обозначенных российским законодательством и возлагающимся на вышеуказанные полномочные органы, созданные как раз для данной цели.

1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе

Суды применяют следующие виды применяемых мер:

  1. Наложение денежных штрафов.
  2. Проведение конфискации имущества.
  3. Лишение разного рода званий и чинов, государственных наград.

Например, лишение свободы возлагается на исправительные объекты. В добавление к этому на них возлагаются обязанности, такие как осуществление ограничения свободы, проведение арестов и реализация смертных казней (в настоящее время в России наложен мораторий на смертную казнь).

Исключениями служат военнослужащие, так как к ним применимы санкции особых воинских частей МВД, командирами гарнизонов и воинских частей и других мест, где служат военнослужащие. Некоторые обязанности возлагаются на суды.

Суды могут привлекать к ответственности:

  • администрацию мест, где работают граждане, приговоренные к снятию с должностей;
  • орган, законно правомочный к аннулированию разрешений на занятия какой-либо деятельностью;
  • должностных лиц, которые присваивали звания, чины или награждавшие наградами от государства.

Как мы видим, комплекс системы УИС обширен и многообразен.

Уполномоченные учреждения, которые вправе исполнять наказания делятся:

  1. Учреждения открытого типа. Инспекции, исправительные центры, дома ареста.
  2. Учреждения закрытого типа. Колонии поселения разных форм, детские колонии для подростков, которым не исполнилось 18 лет, тюрьмы.
  3. Объекты, созданные не только для исправления, но и лечения. Исправительные колонии разнообразного режима и для пожизненно лишенных свободы.

Организация, привлекающаяся к осуществлению правомерных действий, носит имя – юридическое лицо. Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно. Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления.

Помимо них, существуют ещё и территориальные органы. Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках. Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.

Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.

Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого.

Руководство

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директору службы разрешено иметь шесть заместителей, в том числе одного первого заместителя. Заместители директора также назначаются на должность и освобождаются от неё Президентом Российской Федерации.

Директор

  • Юрий Иванович Калинин (15 декабря 2004 г., № 1555-3 августа 2009 г., № 898);
  • Александр Александрович Реймер (3 августа 2009 г., № 899-25 июня 2012 г., № 885);
  • Геннадий Александрович Корниенко (с 25 июня 2012 г., № 886).

Заместители директора

Действующие заместители:

  • Рудый Анатолий Анатольевич, первый заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний, генерал-лейтенант внутренней службы, назначен Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2014 № 132.
  • Коршунов Олег Адольфович, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса, назначен Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2014 № 132.
  • Бояринев Валерий Геннадьевич, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний, генерал-лейтенант внутренней службы, назначен Указом Президента Российской Федерации от 08.06.2015 № 292.
  • Максименко Валерий Александрович, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний, генерал-майор внутренней службы , назначен Указом Президента Российской Федерации от 12.04.2016 № 177.

Обязанности пенитенциарных учреждений

Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.

Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:

  1. Поддерживать порядок и условия исполнений и отбываний наказания на должном уровне.
  2. Определять необходимые методы для наилучшего исправления заключенных.
  3. Охранять права и гражданские интересы подопечных.
  4. Оказывать помощь в социализации.

Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.

Принципы работы сотрудников:

  1. Законности. Любое взаимодействие должно определяться исключительно законом. Основанием для осуждения человека должно выступать только решение суда, ориентированное на закон и вступившее в силу.
  2. Гуманизма. Основа принципа – недопущение никаких пыток и других насильственных действий, унижающих достоинство человека.
  3. Демократизма (равенства). Во-первых, это равенство всех людей перед законом. Во-вторых, это относится к органам, применяющим воздействие, деятельность которых должна осуществляться гласно, совместно с другими структурами, под их контролем.
  4. Индивидуализации применяемых мер. Предусматривается индивидуально продуманные меры воздействия в соответствии с темпераментом осужденного, масштаба его правонарушения, поведенческих особенностей и т. д. Только рассмотрев полностью личность преступника, можно определять в каких условиях и как именно он будет содержаться.
  5. Отраслевой принцип. Означает то, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательной работы с преступниками существует широкий спектр различных мероприятий: трудотерапия, учение, профессиональная переподготовка по множеству отраслям.

Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.

Общественный Совет

Состав общественного совета

  • Меньшов Владимир Валентинович — председатель, кинорежиссёр, художественный руководитель киностудии « Жанр », академик киноакадемий « Золотой Орёл » и « Ника », заслуженный деятель искусств, народный артист России.
  • Сушков Борис Алексеевич — заместитель председателя, исполнительный директор Общероссийской общественной организации « Попечительский совет уголовно-исполнительной системы ».
  • Кохтачев Виктор Семёнович — секретарь, полковник милиции в отставке, ветеран боевых действий, участник Общероссийского общественного движения « За сбережение народа ».
  • Быстрицкий, Андрей Георгиевич — кандидат педагогических наук, председатель федерального государственного учреждения « Российская государственная радиовещательная компания „Голос России“ ».
  • Вагнер Андрей Александрович — первый вице-президент − операционный директор ЗАО « Комплексные энергетические системы » (КЭС-Холдинг).
  • Гриб, Владислав Валерьевич — президент Общероссийской общественной организации « Молодёжный Союз юристов » Российской Федерации, член Общественной палаты Российской Федерации.
  • Епископ Красногорский Иринарх (Владимир Грезин) — председатель Синодального отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви по тюремному служению.
  • Зелёнова Елена Алексеевна — кандидат экономических наук, председатель Общественного совета при УФСИН России по г. Москве, генеральный директор некоммерческого благотворительного фонда содействия социальной реабилитации осуждённых и защиты персонала уголовно-исполнительной системы Минюста России и сотрудников МВД России « Попечитель », преподаватель кафедры труда и социальной политики Российской Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС при Президенте России).
  • Калабалин, Антон Семёнович (1939-2013) — председатель Общественного совета при УФСИН России по Московской области, директор педагогического музея А. С. Макаренко (г. Москва ).
  • Карпенко Пётр Михайлович — кандидат экономических наук, управляющий делами негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Современная гуманитарная академия ».
  • Мазурин Кирилл Владимирович — обозреватель отдела оперативной политической информации ИА « Интерфакс ».
  • Манапов Камиль Фаутович — руководитель отдела по работе с военнослужащими и осуждёнными Департамента социально-благотворительной и духовно-просветительной деятельности Централизованной религиозной организации Совета Муфтиев России.
  • Ольховик Николай Владимирович — почётный работник сферы молодёжной политики РФ, кандидат юридических наук, доцент, председатель Общественного совета при УФСИН России по Томской области, член Общественной наблюдательной комиссии Томской области, заместитель директора Юридического института Томского государственного университета, кандидат юридических наук.
  • Павлов Александр Сергеевич — начальник отдела социальных программ и проектов в сфере молодёжной политики « Росмолодёжь ».
  • Петров Эдуард Викторович — заместитель директора Дирекции информационных программ государственной телевизионной компании, руководитель программы « Вести — Дежурная часть », автор и руководитель программы « Честный детектив ».
  • Архимандрит Алексий (Ганьжин) — кандидат педагогических наук, председатель Общественного совета при УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами, председатель отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской Епархии.
  • Раввин Гуревич Аарон Юрьевич — руководитель отдела Федерации еврейских общин России по взаимодействию с правоохранительными учреждениями.
  • Рудов Сергей Юрьевич — председатель совета директоров межотраслевого вексельного Дома топливно-энергетического комплекса.
  • Суханов Александр Дмитриевич — президент некоммерческого благотворительного фонда содействия социальной реабилитации осуждённых и защиты персонала уголовно-исполнительной системы и сотрудников МВД России « Попечитель ».
  • Спесивцев Вячеслав Семёнович — народный артист России, профессор, художественный руководитель Московского молодёжного экспериментального театра.
  • Татаринов Андрей Юрьевич — руководитель политического отдела Центрального штаба ВОО « Молодая Гвардия Единой России », член Политического совета « Молодая Гвардия Единой России », член Общественной палаты Российской Федерации.
  • Тенета Елена Леонидовна — заместитель регионального директора по Российской Федерации фонда голландской неправительственной гуманитарной организации « СПИД Фонд Восток-Запад ».
  • Шамсудинов Руслан Шамсудинович — председатель Общественного совета при УФСИН России по Ростовской области.
  • Шалимов Юрий Юрьевич — директор дирекции общественно-правового вещания ОАО « Телекомпания НТВ ».
  • Щепетин Александр Владимирович — председатель Общественного совета при УФСИН России по Орловской области.

Учреждения УИС и их контингент

1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе

Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние

Вторая форма нужна для людей, положительно проявивших себя в других местах лишения свободы и перенаправленные в данные объекты. Переводят их только по истечении определённого времени, с момента объявления решения суда, прописанного в законодательном акте.

Сравнивая разные места лишения свободы, можно сделать вывод о том, что данный вид заключения не лишает людей свободы, а лишь ограничивает. Поэтому она является субъектом открытой формы, и условия в ней сильно отличаются от других.

Характеристики:

  • во время дня разрешено свободное перемещение без охраны, но определенный контроль присутствует;
  • можно взять разрешение у администрации на временный уход из территории, если этого требует специфика работы или обучения;
  • разрешено ходить в обычной одежде, иметь с собой деньги либо драгоценности, которыми не запрещается пользоваться;
  • после взятия соответствующего разрешения не запрещается проживать с семьями на площади, где размещается колония или за ее местонахождением.

В каждой колонии-поселении создаются однотипные условия всем, несмотря на вид или степень преступного деяния.

Колонии общего режима. Обычно в них находятся под арестом мужчины, которые были в первый раз приговорены за осуществление преступления разной тяжести, совершённые умышленно. Либо те, кто совершил преступное деяние по неосторожности, осуждённые судом до 5 лет. Помимо этого, здесь находятся представители женского пола, за исключением повторно привлечённых за особо опасные рецидивы.

А также под данный режим попадают те, кто был перенаправлен из других объектов судейским решением. Например, люди с детских исправительных заведений, по достижению ими полного совершеннолетия либо вернувшиеся из колонии-поселения и т. д.

В рассматриваемом режиме находится большинство заключённых, поэтому различают различные формы колоний общего режима, адаптированные под разный контингент осуждённых: обычная, облегчённая и строгая. В какую именно форму попадёт отдельно взятый человек, будет зависеть лишь от его поведения, отношения к труду, скорости и качества перевоспитания и др.

Человек, которому приговорили поселение, попадает в общежитие, разделённое на три вышеуказанные формы. Таким осуждённым разрешено каждый месяц расходовать средства, лежащие на их счетах на продуктовые товары и товары первой необходимости на общую сумму, не превышающую 50% МРОТа. Также они вправе воспользоваться 4 короткими и 4 длинными свиданиями в год и приёмом 6 посылок и столько же бандеролей.

Колонии строгого режима. Чаще всего сюда направляют мужчин, которые были приговорены в первый раз при поимке с особо тяжким преступлением, рецидивистов либо женщин, повторно совершивших преступление особой тяжести.

1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе

При обычном режиме заключённые живут в общежитиях, существующих внутри локализованной территории.

Права осуждённых данного типа:

  • тратить средства на покупку продуктовых товаров и товаров первой необходимости не более 40% МРОТа;
  • совершить 3 коротких и 3 долгих свидания за год;
  • получить 4 посылки и столько же бандеролей за год.

Колонии особого режима. Здесь отбывают срок мужчины, приговорённые судом за сделанный особо опасный повтор преступления. Кроме того, в данных местах находятся люди, которым путём помилования отменили смертную казнь и направили на отбывание пожизненно.

Камерное содержание влияет на весь порядок нахождения людей в особом режиме. Заключенным ограничивается личное время и общение с остальными людьми. А также сильно ограничивается применение материально-бытовых вещей.

Права заключённого:

  • тратить деньги на предметы первой необходимости, полученные во время отбывания наказаний;
  • получить одну передачу и бандероль в год;
  • гулять не более полутора часов в день в созданных дворах рядом с территорией уголовного объекта.

Численность осуждённых в России

До 2000 года Россия находилась на первом месте в мире по количеству осуждённых на 1000 населения.Однако в настоящее время первое место занимают США , а Россия после Китая на третьем месте.

По состоянию на 1 ноября 2015 г. в учреждениях УИС содержалось 642 444 человека.

Защита прав и обязанностей сотрудников

Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарных служб является одним из главных факторов, влияющих на функционирование всей системы УИ. Любая деятельность сотрудников не может выполняться без перечня прав и обязанностей, которые возлагаются на них.
Главным фактором, служащим подтверждением компетентности работника – его профессионализм, от которого в большей степени зависит возможность и успешность перевоспитания осуждённых. Помимо этого, к персоналу предъявляются и другие требования. Например, наличие специального образования, возрастные критерии – от 18 до 40 лет, дееспособность и отсутствие судимости.

Современный закон заявляет нам о том, что каждый сотрудник УИС должен:

  • неукоснительно соблюдать законодательство страны, напрямую или косвенно затрагивающее исполнение наказания;
  • знать, что на квалификацию сотрудника влияет его владение правовой базы и нормативных актов, в которых он должен легко ориентироваться. Все это составляет правовую сторону обязанностей.

Помимо этого, существуют и другие обязанности. Например, проявление к заключённым гуманности и терпимости, вера в перевоспитание даже рецидивистов. Изложенные качества всегда будут зависеть от культуры, воспитания и кругозора работника.

Иногда сотруднику приходится усмирять возможные агрессивные действия со стороны подчинённых. Пенитенциарная сфера всегда будет требовать от человека физическую и моральную выносливость и оптимизм.

Интересные факты

  • По Указу Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 656 « Об организации охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию » на ФСИН России возложены функции охраны психиатрических больниц с интенсивным наблюдением. По мнению некоторых экспертов, это — несвойственная функция для системы исполнения наказаний, поскольку спецбольницы такого типа входят в структуру Минздравсоцразвития России.
  • По состоянию на 1 января 2009 г. впервые средний размер камерной площади по России, приходящейся в СИЗО на одного подозреваемого или обвиняемого, увеличился до 4,5 кв. метра. 10 лет назад эта цифра составляла от 0,5 до 2,5 кв. метра.
  • Назначенный в начале августа 2009 г. на должность директора ФСИН России А. А. Реймер ранее ни одного дня не проработал в системе исполнения наказаний. Такая же ситуация сложилась с Г. А. Корниенко, который был назначен директором ФСИН России в июне 2012 г.
  • Наказание в виде ареста, которое должно отбываться в арестном доме (УИК РФ), с 1997 г. никак не может быть введено в практическую деятельность ФСИН России. Таким образом, арест на протяжении без малого двух десятков лет остаётся « мёртвым наказанием ».
  • С начала 2010 года заработал сервис Электронный ФСИН .
  • С учётом всемирной известности опыта Болшевской трудовой коммуны под рук. М. С. Погребинского (описанной в известном кинофильме « Путёвка в жизнь ») и воспитательного опыта Колонии им. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского под руководством А. С. Макаренко, многие сотрудники, в том числе руководители службы исполнения наказаний, не могли не заинтересоваться опытом применения воспитательной педагогики Макаренко (а также ряда его последователей). Однако если у непосредственных воспитанников Макаренко (С. А. Калабалина (1903-1972), А. Г. Явлинского (1915-1981) и др.) опыт (несмотря на нередкое и существенное противодействие ему со стороны проверяющих и контролирующих лиц и отделов) был в целом весьма успешен, то тех, кто пытался « внедрить » подходы (систему, воспитательную педагогику) Макаренко только на основе произведений Антона Семёновича, нередко ждал провал. Один из примеров таких попыток в 80-е годы ХХ в. в бывшей Куряжской (той самой!) колонии подробно описал педагог-воспитатель данного учреждения Юрий Иванович Чапала в своей книге « Сочинение на несвободную тему », где отмечается, что в итоге « книжного » внедрения системы Макаренко вырос как уровень рецедивов среди осуждённых, так и ухудшилась обстановка в самой колонии. И такой итог, к сожалению, не единичен. Известный социальный педагог и писатель В. А. Ерёмин отмечает в связи с этим, что нередко такой итог связан с попытками частичного, отрывочного внедрения системы Макаренко и в качестве примера рассказывает, к каким нарушениям, а зачастую и унижениям воспитуемых, приводит использование (отдельно от системы) принципа коллективной ответственности среди осуждённых. С большими сложностями с запуском « системы Макаренко » на основе только книжного опыта столкнулся в своей школе-интернате и известный педагог (до этого фронтовик) Г. М. Кубраков. В своих книгах он рассказывает, что наладить систему ему удалось только после встречи и обсуждения вопроса с известным макаренковедом профессором В. В. Кумариным. По существу, речь идёт о том, что с начала 1930-х годов в советской школе начала применяться система обучения, основанная на едином подходе ко всем ученикам без учёта существенного разнообразия их природных способностей, обстоятельств и увлечений (т. н. « уравниловка »), что неизбежно приводит к атмосфере психологического насилия, особенно возрастающей к старшим классам (и несовместимой и мешающей успешному запуску системы Макаренко в области собственно воспитания). Сам Макаренко применял иные (вполне культурные) подходы и в собственно обучении, но не мог описать это в своих книгах по цензурным соображениям.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]