Понятие мер процессуального принуждения и их классификация

Определение 1

Мера процессуального принуждения — это предусмотренное законом процессуальное средство, носящее обеспечительный характер. Включают в себя меры пресечения, а также иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения применяются только в отношении уголовно-преследуемых лиц, иные меры принуждения могут быть помимо этого также применены в отношении свидетеля, потерпевшего и других участников судопроизводства

К иным мерам процессуального принуждения относятся:

  • обязательство о явке
  • привод
  • отстранение от должности
  • денежный штраф
  • наложение ареста на имущество

Меры принуждения используются в качестве обеспечения реализации участниками судопроизводства своих законных обязанностей. Например, обязанности свидетеля или потерпевшего являться на допрос. Наложение ареста на имущество может быть также возложено на уголовно-преследуемое лицо либо на лиц, которые по закону несут материальную ответственность за его деятельность. Сюда, к примеру, относятся законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Определение 2

Мера пресечения — это временно ограничивающая конституционные права гражданина мера принуждения, предусмотренная законом и применяемая в уголовном деле в порядке, установленном УПК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу

Уголовное право. Общая часть подробнее в отношении уголовно-преследуемого лица.

Понятие мер процессуального принуждения и их классификация

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 61Следующая ⇒

Статья 2 Конституции РФ определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст. 22 Конституции прямо закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Наряду с этим и Конституция РФ, и международные акты указывают, что такое право не является безграничным.

В тех случаях, когда лицо по тем либо иным причинам не исполняет возложенные на него в соответствии с законом обязанности, государство оставляет за собой право применять спе­ циально предусмотренные меры. Их действие направлено на недопущение противоправного поведения лица и обеспечение надлежащего порядка уголовного судопроизводства. При этом государство в лице органов и должностных лиц уголовного судопроизводства обеспечивает надлежащий порядок применения данных мер, а также осуществляет контроль за соблюдением всех прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых данные меры были применены.

Меры процессуального принуждения— это закрепленные в действующем законодательстве меры превентивного и пресекательного характера, которые применяются специально уполномоченными органами и должностными лицами к определенным участникам уголовного судопроизводства с целью создания надлежащего режима производства по уголовному делу и недопущения их противоправного поведения.

Меры процессуального принуждения обладают следующими признаками.

1. Меры процессуального принуждения закреплены в действующем законодательстве.

Данное положение означает, что к ним относятся лишь те меры, которые прямо установлены в УПК РФ. В ч. 1 ст. 1 Кодекса закреплено, что порядок уголовного судопроизводства устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ. Поэтому перечень мер, обозначенных в разделе IV УПК РФ, следует признать исчерпывающим.

2. Меры процессуального принуждения применяются только специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

К таковым относятся орган дознания, дознаватель, следователь и суд, действующие в пределах предоставленных им полномочий. Никакие иные лица применять меры процессуального принуждения не вправе. Кроме того, вышеуказанные органы и должностные лица не вправе поручать применение мер процессуального принуждения иным лицам, поскольку это выходит за пределы и их собственной компетенции, и тем более компетенции других лиц.

3. Меры процессуального принуждения применяются только в установленном законом порядке.

В соответствии с данным порядком применение мер принуждения возможно только после возбуждения уголовного дела. Решение о применении любой из имеющихся в УПК РФ мер процессуального принуждения принимается в письменном виде и должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. В ряде случаев меры процессуального принуждения, такие как: домашний арест, заключение под стражу, залог, временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности и др., — применяются по судебному решению. При несоблюдении процессуального порядка применения меры принуждения она подлежит незамедлительной отмене независимо от того, насколько целесообразным является ее применение.

4. Меры процессуального принуждения применяются при наличии соответствующих оснований.

Такие основания подразделяются на две группы: 1) фактические основания, т. е. содержащиеся в материалах уголовного дела доказательства, которые подтверждают необходимость применения определенной меры процессуального принуждения; 2) формальные (юридические) основания, т. е. вынесение соответствующего процессуального решения и закрепление его в письменном документе.

5. Меры процессуального принуждения подлежат незамедлительной отмене в тех случаях, когда исчезли основания для их применения.

Это может иметь место в следующих ситуациях: а) доказательства, ставшие фактическим основанием для применения меры процессуального принуждения, были признаны недопустимыми; б) были получены новые доказательства, которые опровергают необходимость применения меры процессуального принуждения; в) был нарушен процессуальный порядок применения меры процессуального принуждения, в связи с чем юридическое основание признается не соответствующим закону.

Вышеуказанные положения являются важными гарантиями прав и свобод лиц, в отношении которых применяются меры процессуального принуждения.

Значение мер процессуального принуждениясостоит в том, что их применение способствует достижению назначения уголовного судопроизводства, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.

Классификация мер процессуального принуждениявозможна по различным основаниям. Весьма актуальным является их подразделение на следующие группы: а) направленные на обеспечение надлежащего поведения участников уголовного судопроизводства; б) направленные на обеспечение процесса доказывания; в) направленные на обеспечение исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.

Первую группу мер процессуального принуждения согласно УПК РФ составляют: задержание подозреваемого (гл. 12); меры пресечения (гл. 13); обязательство о явке (п. 1 ч. 1 ст. 111, ст. 112); привод (п. 2 ч. 1 ст. 111, ст. 113); денежное взыскание (п. 3 ч. 2 ст. 111). Ко второй группе относится только одна мера процессуального принуждения — временное отстранение от должности (п. 3 ч. 1 ст. 111, ст. 114). В третью группу мер процессуального принуждения также входит лишь наложение ареста на имущество (п. 4 ч. 1 ст. 111, ст. 115—116, 118).

Следует также иметь в виду, что ряд мер процессуального принуждения, направленный на обеспечение процесса доказывания, входит в содержание ряда следственных действий (например, таких как обыск, выемка, освидетельствование и др.).

В УПК РФ меры процессуального принуждения классифицированы в зависимости от характера и интенсивности принудительного воздействия, которое они оказывают на соответствующего участника уголовного судопроизводства. По данному основанию они классифицированы на три группы: 1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ); 2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ); 3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК РФ).

При этом следует иметь в виду, что данные понятия соотносятся с понятием «меры процессуального принуждения» как философские категории части и целого.

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого в соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ представляет собой меру процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем,следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Фактическое задержание согласно п. 15 ст. 5 УПК РФ наступает с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

Содержание данной меры процессуального принуждения состоит в краткосрочной изоляции лица и его помещении в специально оборудованное помещение с тем, чтобы пресечь его дальнейшие преступные действия, а также создать надлежащие условия для собирания и проверки доказательств, подтверждающих причастность данного лица к совершению преступления. Принудительный характер задержания проявляется в том, что оно помимо своей воли лишается свободы передвижения.

Процедура задержания подозреваемого установлена в гл. 12УПК РФ. В любом случае лицо может быть задержано по подозрению в совершении лишь того преступления, за которое в соответствии с УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Для задержания подозреваемого необходимы основания, установленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ. К ним относятся следующие случаи: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

В ч. 2 ст. 91 УПК РФ закреплена возможность осуществлять задержание подозреваемого при наличии «иных данных», которые также должны быть закреплены в материалах уголовного дела в качестве доказательств. Однако и в этом случае лицо может быть задержано лишь при наличии хотя бы одного из дополнительных условий: а) если оно пыталось скрыться; б) если оно не имеет постоянного места жительства; в) если не установлена его личность; г) если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Следует также иметь в виду, что эти условия при отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость задержания, не являются основаниями для применения данной меры процессуального принуждения.

Процессуальный порядок задержания подозреваемого закреплен в ст. 92 УПК РФ. Он состоит в том, что после доставления лица в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов составляется протокол задержания. В нем указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Кроме того, в протоколе задержания делается отметка о том, что подозреваемому были разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. Протокол задержания подписывают лицо, которое его составило, а также подозреваемый.

Факт подписания протокола подозреваемым не означает, что он согласен с задержанием или с текстом протокола. Поэтому в протоколе задержания могут быть отражены его заявления и замечания. Заявления подозреваемого относятся к существу обстоятельств, вызвавших задержание, а замечания — к содержанию протокола.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Получив сообщение, прокурор обязан проверить законность и обоснованность применения к лицу данной меры процессуального принуждения и незамедлительно освободить каждого незаконно или необоснованно задержанного.

Кроме того, в соответствии со ст. 96 УПК РФ не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должны быть уведомлены его близкие родственники, а при их отсутствии —другие родственники. Подозреваемому может быть предоставлена возможность самому сообщить о своем задержании (например, по телефону). Если подозреваемый является военнослужащим, то о его задержании уведомляется командование воинской части. При задержании гражданина или подданного другого государства должно быть уведомлено посольство или консульство этого государства.

Уведомление может не производиться лишь при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания подозреваемого. Об этом составляется постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. Однако если подозреваемый — несовершеннолетний, то уведомление о его задержании происходит в любом случае.

Задержанный подозреваемый в соответствии с ч. 2 ст. 46 УПК РФ должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. При этом подозреваемый вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Лишь при необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена. Об этом предварительно должны быть уведомлены как сам подозреваемый, так и его защитник.

При задержании подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, содержится в специально оборудованных местах в поряд­ ке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Задержанный подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК РФ может быть освобожден в двух случаях: 1) когда истек срок задержания, а в отношении лица не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; 2) когда до истече ния срока задержания в отношении лица дознавателем или следователем было вынесено постановление о его освобождении в связи с тем, что: а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; б) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; в) задержание было произведено с нарушением закона.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему должна быть выдана справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения. Лицо, в отношении которого данная мера процессуального принуждения была применена незаконно или необоснованно, в соответствии с ч. 3 ст. 133 УПК РФ имеет право на реабилитацию.

Меры пресечения

Меры пресеченияпредставляют собой закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве меры принудительного воздействия в отношении обвиняемого (в исключительных случаях — подозреваемого), которые применяются для обеспечения явки лица по вызовам, а также для создания надлежащих условий предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам.

Понятие мер пресечения тесно связано с понятием мер процессуального принуждения. Будучи составной частью более широкой категории, меры пресечения обладают всеми признаками, присущими мерам процессуального принуждения. Однако они обладают и своими собственными признаками, которые и обусловливают их закрепление в отдельной гл. 13 УПК РФ.

1. Меры пресечения избираются при наличии специальных оснований, закрепленных в ст. 97 УПК РФ.

Как и у всех мер процессуального принуждения, основания для избрания мер пресечения можно подразделить на фактические и формальные (юридические). К фактическим основаниям относятся содержащиеся в материалах уголовного дела доказательства, которые формируют у дознавателя, следователя, прокурора и суда внутреннее убеждение в том, что лицо, в отношении которого не будет избрана та либо иная мера пресечения, совершит одно из следующих действий: а) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; б) может продолжать заниматься преступной деятельностью; в) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу; г) воспрепятствует исполнению в отношении его приговора. В соответствии со ст. 101 УПК РФ формальным (юридическим) основанием для избрания меры пресечения является постановление дознавателя, следователя, судьи, а в случаях, когда мера пресечения избирается в ходе судебного разбирательства, — определение суда.

2. Помимо оснований при избрании конкретной меры пресечения должны приниматься во внимание условия, примерный перечень которых приведен в ст. 99 УПК РФ.

К ним относятся: тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Данные условия не подменяют собой основания для избрания меры пресечения, закрепленные в ст. 97 УПК РФ, а лишь позволяют установить, какую именно меру пресечения целесообразно применить в каждом конкретном случае.

3. Меры пресечения избираются дознавателем, следователем, прокурором, а также судом в пределах предоставленных им полномочий.

Принятие решений об избрании мер пресечения является прерогативой того органа или должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда, который осуществляет функцию судебного контроля на стадии предварительного расследования. Кроме того, в ходе судебного разбирательства суд первой инстанции вправе избирать, изменять или отменять меру пресечения в отношении подсудимого в порядке, установленном ст. 255 УПК РФ.

4. Меры пресечения по общему правилу избираются в отноше­ нии обвиняемого.

В отношении подозреваемого в соответствии со ст. 100 УПК РФ мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях при наличии оснований и с учетом обстоятельств, учитываемых при ее избрании. При этом обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее

10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем, находясь в положении задержанного, заключен под стражу — в срок 10 суток с момента задержания. Если в этот срок обвинение лицу не будет предъявлено, то мера пресечения подлежит немедленной отмене.

Данные признаки обеспечивают надлежащий порядок избрания и применения всех мер пресечения, установленных действующим законодательством. Кроме того, каждая из мер пресечения имеет и свои специфические свойства, характеризующие как ее содержание, так и порядок избрания.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ)состоит в том, что подозреваемый или обвиняемый дает письменное обязательство: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя, дознавателя или суда; 2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Решение об избрании данной меры пресечения закрепляется в постановлении (опре делении — при принятии решения судом в ходе судебного разбирательства). Также оформляется письменная подписка о невыезде, в которой лицо собственноручно фиксирует взятое на себя обязательство.

Личное поручительство (ст. 103 УПК РФ)состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Личное поручительство в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Поручителю разъясняются: 1) существо подозрения или обвинения; 2) его обязанности и ответственность (в частности, при невыполнении поручителем своих обязательств на него налагается денежное взыскание в размере до 100 МРОТ).

Избрание данной меры пресечения оформляется постановлением (определением). Также к материалам уголовного дела приобщается письменное обязательство поручителя.

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (ст. 104 УПК РФ),состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, для того чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Такое лицо должно находиться под постоянным наблюдением, оно не может назначаться в караул и иные наряды, связанные с ношением оружия, не отпускается в увольнение из расположения воинской части. Избрание данной меры пресечения возможно только с согласия подозреваемого, обвиняемого.

Постановление об избрании данной меры пресечения направляется командованию воинской части с одновременным разъяснением существа подозрения или обвинения, а также обязанностей командования по наблюдению за военнослужащим (гражданином, проходящим военные сборы). При совершении подозреваемым или обвиняемым противоправных действий командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ)состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится. Надлежащее поведение с соответствии со ст. 102 УПК РФ состоит в том, что несовершеннолетний: 1) не покидает постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2) в назначенный срок является по вызовам следователя, прокурора и в суд; 3) иным путем не препятствует производству по уголовному делу.

При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, указанным в ч. 1 ст. 105 УПК РФ, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру, о чем эти лица дают письменное обязательство. При неисполнении данных обязательств лица могут быть подвергнуты денежному взысканию в размере до 100 МРОТ.

Таким образом, при избрании в качестве меры пресечения присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым в материалы уголовного дела помещаются постановление об избрании данной меры пресечения, а также письменное обязательство одного или нескольких лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 105 УПК РФ.

Залог (ст. 106 УПК РФ)состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к дознавателю, следователю или в суд подозреваемого, обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяют орган или лицо, которое избрало данную меру пресечения. Критерием для этого является характер свершенного преступления, данные о личности подозреваемого, обвиняемого, а также имущественное положение залогодателя.

Данная мера пресечения избирается в том же порядке, что и мера пресечения в виде заключения под стражу, т. е. по судебному решению, которое принимается на основании ходатайства следователя, согласованного с руководителем следственного органа, или ходатайства дознавателя с согласия прокурора.

Если на момент избрания данной меры пресечения лицо находится под стражей или под домашним арестом, первоначальная мера пресечения применяется вплоть до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен органом или лицом, избравшим данную меру пресечения.

Если залог вносится не подозреваемым (обвиняемым), а иным лицом, то залогодателю разъясняется существо подозрения или обвинения, а также связанные с внесением залога обязательства и последствия их невыполнения или нарушения. В частности, это лицо должно быть уведомлено о том, что в случае невыполнения или нарушения подозреваемым (обвиняемым) обязательств, связанных с внесенным за него залогом, сумма залога по судебному решению обращается в доход государства.

Если суд вынес приговор или прекратил уголовное дело, то независимо от вида приговора залог возвращается залогодателю. Это происходит и в тех случаях, когда уголовное дело было прекращено прокурором, следователем или дознавателем.

Домашний арест (ст. 107 УПК РФ)состоит в том, что на подозреваемого, обвиняемого налагаются ограничения, связанные со свободой его передвижения, а также налагается запрет общаться с определенными лицами, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается при наличии соответствующих оснований в порядке, который идентичен порядку заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ). Решение об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения закрепляется в постановлении судьи (на досудебных стадиях) или определении суда (если данная мера пресечения была избрана в ходе судебного рассмотрения уголовного дела). В решении должны быть указаны конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, а также сведения о должностном лице, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением этих ограничений.

Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ)применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. Эта мера пресечения может быть избрана в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в менее тяжких преступлениях, лишь в исключительных случаях при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Особенность действия данной меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого состоит в том, что она может быть применена в случаях подозрения или обвинения такого лица в совершении тяжкого (с санкцией до 10 лет лишения свободы) или особо тяжкого (с санкцией свыше 10 лет лишения свободы) преступления. Лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, который подозревается в совершении преступления средней тяжести, т. е. умышленного деяния, наказание за совершение которого не превышает пяти лет лишения свободы, или неосторожного деяния, за совершение которого максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

В ст. 108 УПК РФ заложен определенный алгоритм избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

1. При наличии соответствующих оснований следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость заключить подозреваемого или обвиняемого под стражу. Также обосновывается вывод о том, что в отношении лица невозможно избрать иную, более мягкую меру пресечения. К постановлению должны быть приложены материалы, которые подтвер­ ждают обоснованность ходатайств. Если ходатайство возбуждено в отношении подозреваемого, в отношении которого применено задержание, то все материалы представляются судье не позднее восьми часов до истечения срока задержания.

2. Постановление о возбуждении ходатайства и материалы рассматриваются судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня. Рассмотрение ходатайства об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу проводится в открытом судебном заседании, за исключением случаев, прямо указанных в законе (ч. 2 ст. 241 УПК РФ). Рассмотрение происходит по месту производства предварительного расследования или по месту задержания подозреваемого. Срок рассмотрения — восемь часов с момента поступления материалов в суд. В судебном заседании принимают участие подозреваемый или обвиняемый, прокурор, а также защитник, если он участвует в уголовном деле. Также в судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель. Все лица должны быть своевременно извещены о времени судебного заседания, однако их неявка без уважительной причины не препятствует рассмотрению ходатайства. Исключение составляют случаи неявки обвиняемого, поскольку в его отсутствие вопрос о заключении под стражу не рассматривается.

В соответствии с ч. 5 ст. 108 УПК РФ принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск.

3. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство будет рассматриваться. Затем он разъясняет права и обязанности лицам, которые явились в судебное заседание. Прокурор или по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. После этого заслушиваются другие лица, которые явились в судебное заседание.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений: а) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; б) об отказе в удовлетворении ходатайства; в) о продлении срока задержания на срок не более 72 часов по ходатайству одной из сторон для предоставления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу может быть вынесено только при условии подтверждения достаточными данными оснований ее применения при предоставлении сторонам возможности обосновать свою позицию перед судом, с тем чтобы суд мог разрешить вопрос о содержании под стражей, основываясь на собственной оценке обстоятельств уголовного дела, а не только на аргументах, изложенных в ходатайстве стороны обвинения.

4. При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья при наличии соответствующих оснований вправе по собственной инициативе избрать в отношении лица меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.

5. Постановление судьи направляется лицу, которое возбудило ходатайство, прокурору, а также подозреваемому или обвиняемому. Это постановление подлежит немедленному исполнению.

6. Повторно вопрос об избрании судом данной меры пресечения может быть поставлен лишь в тех случаях, когда возникли новые обстоятельства, обосновывающие необходимость заключения лица под стражу.

7. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящий суд в течение трех суток со дня его принятия. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или решению не позднее чем через трое суток со дня их поступления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению.

Вступившее в законную силу постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 402 УПК РФ может быть обжаловано в надзорном порядке.

Поскольку содержание под стражей создает серьезные ограничения свободы лица, особое значение приобретает вопрос о сроках применения данной меры пресечения. Сроки содержания под стражей установлены в ст. 109УПК РФ.

По общему правилу они не могут превышать двух месяцев. При невозможности закончить предварительное следствие в данный срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены данной меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда до шести месяцев по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора района.

Дальнейшее продление срока до 12 месяцев осуществляется в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, только в случаях сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения. Решение об этом также принимает судья районного суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ.

Свыше 12 и до 18 месяцев срок содержания под стражей может быть продлен в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда субъекта РФ по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти).

Дальнейшее продление срока содержания под стражей не допускается, а обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Исключение составляют случаи, когда следователь в порядке, установленном ч. 7 ст. 109 УПК РФ, заявил ходатайство о продлении срока содержания под стражей для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

Определенные особенности имеет процедура продления срока содержания под стражей при производстве дознания. Согласно ч. 4 ст. 224 УПК РФ при невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК РФ, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до шести месяцев.

При исчислении срока содержании под стражей следует при­ нимать во внимание, что в него также засчитываются следующие промежутки времени: 1) срок задержания лица в качестве подозреваемого; 2) срок нахождения под домашним арестом;

3) срок принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; 4) срок, в течение которого лицо содержалось на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК РФ.

В ст. 110 УПК РФ установлен порядок отмены или изменения любой из мер пресечения, установленных Кодексом. Так, мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость. Она, кроме того, может быть изменена на более строгую или более мягкую при изменении соответствующих оснований, закрепленных в ст. 97 УПК РФ.

Об отмене или изменении меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд — определение. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

⇐ Предыдущая19Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Основания применения мер принуждения

Уполномоченное лицо (следователь, суд) в пределах предоставленных ему законом прав может избирать уголовно-преследуемому лицу меру пресечения если наличествуют основания, предусмотренные УПК РФ. Другими словами, если есть основания полагать, что данное лицо может:

  • попытаться скрыться от органов следствия;
  • продолжить заниматься противоправной деятельностью;
  • угрожать участникам производства по делу
  • уничтожать доказательства или как то иначе препятствовать производству делу.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Меры принуждения в уголовном процессе 470 ₽ Реферат Меры принуждения в уголовном процессе 280 ₽ Контрольная работа Меры принуждения в уголовном процессе 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Применение меры пресечения возможно если, во-первых, возбуждено уголовное дело; во-вторых, уголовно-преследуемое лицо имеет статус подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

Только в судебном порядке возможно применение меры пресечения, связанной с ограничением свободы: залог, домашний арест или заключение под стражу. В досудебном производстве такие решения принимаются судом по ходатайству следователя, которое заявляется с согласия руководителя следственно органа. Изменение таких мер пресечения также осуществляется судом. Кроме того, суд может избрать любую другую меру пресечения, не связанную с ограничением свободы.

Правовой deadlock в уголовном процессе

Процедура наделения лица статусом подозреваемого при его задержании либо при избрании в отношении него меры пресечения не в первый раз вызывает дискуссии в профессиональном сообществе.

Традиционно спорящие делятся на две основные категории. Первые утверждают, что если статус подозреваемого присваивается лицу при избрании меры пресечения (либо задержании в порядке ст. 91, 92 УПК РФ), то при истечении срока предъявления обвинения, предусмотренного ч. 1 ст. 100 УПК РФ, и отмене меры пресечения уголовное преследование в отношении данного лица должно прекращаться. Основание – возникновение этого статуса было обусловлено избранием меры пресечения (задержанием). Вторые же уверены, что статус подозреваемого и мера пресечения – понятия, не связанные друг с другом. Последний раз дискуссия возникла на страницах «Новой адвокатской газеты», но среди высказавшихся пока не обозначились сторонники второго подхода.

Моя позиция по данному вопросу несколько отличается от уже обозначенных ранее коллегами, мнение которых я глубоко уважаю.

Правовой неопределенности, по моему мнению, в этой части закон не имеет. В ст. 27 УПК РФ указан исчерпывающий перечень оснований для прекращения уголовного преследования, и истечение срока для предъявления обвинения, установленного ч. 1 ст. 100 УПК РФ, в этом списке отсутствует. Указаний на то, что уголовное преследование подозреваемого должно прекращаться автоматически с истечением этого срока или следователь обязан менять статус подозреваемого на любой другой, УПК РФ не содержит. Проблема правоприменения здесь действительно существует, но заключается она в ином.

С «обвинением» более-менее все понятно, этот термин в законе описан ясно и недвусмысленно: обвинение – это утверждение государства о совершении определенным лицом преступления, выдвинутое в регламентированном законом порядке (п. 22 ст. 5 УПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 171 УПК РФ следователь выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления.

В ситуации с «подозрением» все намного сложнее. Мало того что УПК РФ не дает определения этому термину, он содержит несколько противоречащих друг другу норм, определяющих момент, с которого лицо становится подозреваемым.

В ч. 1 ст. 46 УПК РФ указано, что подозреваемым на стадии предварительного следствия является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо которое задержано в порядке, предусмотренном ст. 91 и 92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ.

Попробуем разобрать эти нормы детально.

Наделение статусом подозреваемого в случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, следователь немедленно уведомляет об этом подозреваемого. Момент возбуждения уголовного дела и момент начала уголовного преследования в этой ситуации по времени не разнесены, статус подозреваемого лицо получает, когда начинается производство по делу, и с этого момента оно вправе пользоваться всеми правами, предусмотренными ст. 46 УПК РФ. В данной ситуации правовой неопределенности, влекущей возможное нарушение прав подозреваемого, я не усматриваю.

Задержание лица в порядке ст. 91, 92 УПК РФ или применение к лицу меры пресечения в порядке ст. 100 УПК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Именно эти нормы являются предметом споров адвокатов. Часть 1 ст. 97 УПК РФ определяет, что следователь, дознаватель или суд в пределах своих полномочий вправе избрать подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что он может скрыться от следствия, дознания или суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по делу.

Закон также определяет, в каких случаях следователь или дознаватель вправе применить к лицу меру принуждения в виде задержания в порядке ст. 91 и 92 УПК РФ: лицо застигнуто при совершении преступления; непосредственно после его совершения потерпевшие или свидетели указали на данное лицо как на совершившее преступление; на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления. Мера принуждения применяется также для обеспечения надлежащего производства по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться только в отношении обвиняемого по уголовному делу, а в исключительных случаях – в отношении подозреваемого, и то на срок не более 10 (а в строго определенных случаях 45) дней с момента ее применения или задержания лица.

Таким образом, мы получаем ситуацию, именуемую deadlock. Избрание меры пресечения в отношении свидетеля или его задержание закон не допускает. Однако подозреваемым является лицо, которое было задержано либо в отношении которого была избрана такая мера. В какой момент в таком случае свидетель становится подозреваемым?

В 2000 г. в этой ситуации пытался разобраться Конституционный Суд РФ. Постановлением от 27 июня 2000 г. № 11-П он признал не соответствующим Конституции РФ положение ст. 47 УПК РСФСР, которое предоставляло лицу, подозреваемому в совершении преступления, право пользоваться помощью защитника лишь с момента объявления ему протокола задержания либо постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Суд тогда установил, что некоторые понятия (например, «задержание»), закрепленные в УПК РСФСР в их узком смысле, имеют и другой – конституционно-правовой смысл, который заключается в том, что при осуществлении обвинительной деятельности в отношении лица (обыска, опознания, допроса и др.) или осуществлении иных мер, предпринимаемых в целях его изобличения или свидетельствующих о наличии подозрений против него, лицо вправе реализовывать свои конституционные права, в том числе право на получение юридической помощи.

Анализируя данное решение КС РФ, можно сделать вывод о том, что в случае если уголовное дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц, подозреваемым лицо становится в момент активизации изобличительной деятельности в отношении него по уголовному делу, что, впрочем, не устраняет вышеуказанный deadlock.

Для демонстрации более наглядного примера рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, уголовное дело возбуждено по факту. В ходе следствия установлен подозреваемый, возможно, причастный к совершению преступления. Однако достаточных законных оснований для задержания этого лица или применения в отношении него меры пресечения не имеется. На практике органы следствия, проверяя лицо на причастность, проводят обыски, собирают изобличающие доказательства, в то время как лицо является свидетелем, весьма ограниченным в правах. Свидетель не вправе знакомиться с постановлениями о назначении экспертиз, заключениями экспертов, а его адвокат не наделен правами защитника по уголовному делу. О том, что статус изменился, свидетель узнает, как правило, в момент начала оглашения ему постановления о задержании либо применения меры пресечения. С другой стороны, мера пресечения может избираться и формально, в отсутствие оснований для ее избрания, лишь для того чтобы придать лицу статус подозреваемого, так как других оснований для придания этого статуса в законе не имеется. В ходе расследования уголовного дела именно показания подозреваемого будут являться доказательством по уголовному делу, так как показания свидетеля, данные без участия адвоката, в случае дальнейшего отказа от них не могут иметь доказательственного значения. Указанное существенно нарушает конституционные права лица, в отношении которого фактически осуществляется уголовное преследование со стороны государства без соблюдения дарованных ему Конституцией РФ прав, либо безосновательно ограничивает его право на свободу формально избранной мерой пресечения.

При таких обстоятельствах видится необходимым более точно определить законодательный порядок наделения статусом подозреваемого на стадии предварительного следствия, а также дать легальное определение термину «подозрение» в его уголовно-процессуальном смысле.

Уведомление о подозрении Специальный порядок наделения статусом подозреваемого был введен в 2007 г. только для стадии дознания. Так, в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, в случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому. Помимо необходимых реквизитов и анкетных данных такое уведомление должно содержать описание преступления с указанием его места, времени совершения и других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ.

Казалось бы, почему подобный порядок не ввести и для стадии следствия? Однако вместо этого в 2013 г. законодатель вводит в ч. 3 ст. 49 УПК РФ пункт 6, который в нынешнем своем виде определяет, что защитник (лицо, осуществляющее защиту прав и интересов обвиняемых и подозреваемых) участвует в уголовном деле с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ (до возбуждения уголовного дела), чем вносит еще больше неопределенности – с какого же момента лицо может стать подозреваемым, а адвокат – защитником.

На мой взгляд, нет необходимости вводить автоматическое изменение статуса подозреваемого на статус свидетеля в случае истечения 10-дневного (45-дневного) срока для предъявления обвинения с момента избрания меры пресечения. Наделение статусом подозреваемого не связано с применением меры пресечения и имеет разные цели, это прямо следует из закона. Более того, нельзя рассматривать эту процедуру как негативную для подозреваемого. Наоборот, он получает больший спектр прав для осуществления защиты, нежели имеет свидетель. Нет необходимости вводить дополнительное основание для прекращения преследования в случае истечения срока для привлечения в качестве подозреваемого. Более того, органы следствия нельзя обязать прекратить попытки изобличения возможного подозреваемого за пределами истечения этого срока. Лишать лицо тех прав, которые ему дает статус подозреваемого, – значит ограничить его в реализации специальных возможностей для правовой защиты.

Как устранить противоречия? Полагаю, более целесообразным является подробное регламентирование термина «подозрение» как утверждения о наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Соответствующее дополнение необходимо внести в ст. 5 УПК РФ.

Помимо этого, считаю целесообразным дополнить гл. 22 ст. 170.1 УПК РФ аналогичным ст. 223.1 Кодекса содержанием, распространив порядок наделения статусом подозреваемого на стадию предварительного следствия.

В заключение для устранения конфликта норм, вызванных введением в действие п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, полагаю необходимым ввести в уголовно-процессуальное законодательство (например, в ч. 1 ст. 49 УПК РФ) понятие «иное лицо, в отношении которого проводится проверка по сообщению о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ», распространив на такое лицо все права и гарантии, которые предоставляются подозреваемому.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]