СТ 287 УК РФ.
1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к Ст. 287 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона описывается альтернативно как деяние в форме действия (предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате) или бездействия (неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) указанным органам государственной власти).
Неправомерность отказа предполагает обязанность предоставить информацию (документы, материалы) на основании закона (см. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).
2. Преступление окончено с момента направления отказа или направления неполной либо ложной информации; несоблюдение сроков предоставить информацию (документы, материалы) в отсутствие прямого отказа, выраженного в письменной или устной форме, не может рассматриваться как преступление.
3. Субъект преступления специальный: должностное лицо, обязанное предоставить соответствующую информацию.
4. Среди признаков особо квалифицированного состава (ч. 3) необходимо о, предполагающий сокрытие любых правонарушений (в том числе административных и дисциплинарных), совершенных должностными лицами органов государственной власти, и п. «в», предполагающий тяжкие последствия (см. комментарий к ст. 286 УК).
Комментарии к статье
Объективная сторона преступления характеризуется:
- неправомерным (т.е. не основанным на законе) отказом в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ;
- уклонением от предоставления информации;
- предоставлением заведомо неполной или заведомо ложной информации.
Отказ предоставить информацию — ясно выраженное в письменной или устной форме заявление должностного лица о том, что информация не будет предоставлена. Мотивы и причины непредоставления значения не имеют.
При уклонении от предоставления необходимой информации должностное лицо, не заявляя о нежелании ее предоставлять, затягивает ее предоставление, чаще всего под надуманными предлогами.
Неполная информация не содержит всех необходимых сведений и данных, запрошенных Федеральным Собранием РФ или Счетной палатой РФ, или обязательных для периодического предоставления им в силу закона или иного нормативного акта. Ложной является информация, не соответствующая действительности или искажающая истинное положение дел.
Преступление считается оконченным с момента выраженного отказа в предоставлении информации, начала уклонения от ее предоставления либо сообщения (предоставления) ложной информации.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Предоставление ложной или неполной информации по ошибке, невнимательности и другим причинам, исключающим умысел, при определенных условиях может квалифицироваться как халатность (ст. 293 УК).
Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное предоставить информацию. Как правило, им является руководитель соответствующего органа.
В п. «а» ч. 3 комментируемой статьи говорится о сокрытии правонарушений должностными лицами органов государственной власти. При этом не имеет значения, скрывает ли оно собственное правонарушение или совершенное другим должностным лицом указанного органа.
О характеристике тяжкого последствия см. комментарий к ст. 285 УК. Вина в отношении этих последствий может быть как умышленной, так и неосторожной.
Второй комментарий к Ст. 287 УК РФ
1. Непосредственный объект — нормальная деятельность палат Федерального Собрания и Счетной палаты РФ.
Предметом преступления является информация в виде документов или материалов. Документ (документированная информация) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г.).
2. Согласно Регламентам обеих палат Федерального Собрания РФ, каждая из них вправе получать необходимую информацию от других государственных органов и организаций. Таким же правом Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» наделяет и Счетную палату РФ.
Отказ предоставить информацию является неправомерным и в тех случаях, когда она запрошена депутатом, группой депутатов, комитетом палат Федерального Собрания, аудитором или инспектором Счетной палаты РФ.
3. Объективная сторона может быть выражена в любой из предусмотренных законом форм:
1) неправомерный отказ в предоставлении информации;
2) уклонение от ее предоставлении;
3) предоставление заведомо неполной информации;
4) предоставление заведомо ложной информации.
Неправомерный отказ в предоставлении информации — это действие, состоящее в отрицательном ответе (извещение о том, что информация не будет предоставлена) на запрос компетентного органа или лица, которому виновный был обязан предоставить требуемую информацию в соответствии с установленным порядком, но без уважительных причин отказывается ее предоставить.
Уклонение от предоставления информации состоит в бездействии, т.е. или в фактическом непредоставлении информации вообще без ответа на запрос, или в «отписках», содержащих надуманные причины непредоставления информации. Во всех подобных случаях должностное лицо не желает удовлетворить запрос, но свое нежелание открыто не проявляет.
Предоставление заведомо неполной информации — это смешанное бездействие, при котором должностное лицо лишь частично предоставляет запрошенную информацию, намеренно уклоняясь от предоставления другой ее важной части, что делает невозможной объективную и правильную оценку затребованной информации.
Предоставление заведомо ложной информации означает намеренное искажение запрошенной информации, т.е. в предоставлении сведений, полностью или частично не соответствующих действительности.
Преступление признается оконченным с момента совершения описанных в законе действий или невыполнения требуемых действий.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
5. Субъект преступления — специальный, т.е. должностное лицо, на котором официально лежит обязанность предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.
6. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. комментарии к ст. 285 УК). Совершение преступления главой органа местного самоуправления не образует рассматриваемого квалифицирующего признака.
7. Особо квалифицированный состав (ч. 3) характеризуется наличием любого из трех признаков:
а) преступление сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органа государственной власти;
б) оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) оно повлекло тяжкие последствия.
Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, означает утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений (не только уголовных), об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает, что деяния совершены двумя или большим числом должностных лиц, каждое из которых в соответствии со своим служебным статусом обязано предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если они заранее, т.е. до начала преступления, договорились между собой о совместном его совершении. Но для квалификации преступления как совершенного организованной группой не обязательно, чтобы устойчивая группа состояла только из упомянутых должностных лиц, достаточно, чтобы в нее входили хотя бы два таких лица, вступивших в устойчивые преступные связи с другими лицами, как должностными, так и не должностными.
Тяжкие последствия как особо квалифицирующий признак — понятие оценочное и охватывает различные как по характеру, так и по степени опасности последствия: существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитация органов государственной власти и т.д.
Комментарий к Статье 287 УК РФ
1. В соответствии со ст. 94 и 95 Конституции Федеральное Собрание РФ (Парламент РФ) является постоянно действующим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
1.1. Согласно ст. 16 ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» <1> члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право на получение необходимой информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Должностные лица соответствующих образований обязаны безотлагательно предоставлять требуемую информацию и документацию независимо от степени их секретности на основании федерального законодательства о государственной тайне. ——————————— <1> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.
2. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются ФЗ от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2006) <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 28. Ст. 2790, N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 27. Ст. 2711, N 33. Ст. 3370, N 49. Ст. 4844; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3427.
2.1. Согласно ст. 13 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, ЦБР, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
3. Общественная опасность преступления состоит в том, что отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ может негативно отразиться на деятельности указанных государственных органов, а также государственного аппарата в целом, так как получение объективной и точной информации от соответствующих должностных лиц обеспечивает нормальное функционирование этих структур. Данное обстоятельство имеет особое значение в период реформирования всех важнейших сфер жизни нашего общества и построения демократического правового государства.
4. В качестве объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное, в соответствии с задачами их деятельности, функционирование Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ.
4.1. Предмет посягательства — официальные документы (справки, отчеты, аналитические обзоры, письменные ответы на запросы депутатов парламента и т.п.), содержащие заведомо неполную или ложную информацию по тем или иным вопросам, интересующим Федеральное Собрание или Счетную палату РФ.
5. С объективной стороны составы преступления могут быть выражены как в действии, так и в бездействии: а) неправомерном отказе предоставить информацию Федеральному Собранию или Счетной палате РФ (отказ представляет собой открытое проявление нежелания предоставить требуемую информацию без законных на то оснований); б) уклонении от предоставления запрашиваемой информации, что означает завуалированный отказ от предоставления необходимых сведений под различными надуманными предлогами (болезнь, отсутствие необходимых подписей, непоступление данных с мест, трудности обработки материала и т.д.); в) предоставлении заведомо неполной информации, когда в предоставленных материалах или документах отсутствует существенная часть сведений, что искажает содержание информации; г) предоставлении заведомо ложной информации, т.е. сведений, не соответствующих действительности (неверные цифровые данные, искаженные факты и т.д.).
5.1. Составы преступления (ч. 1, 2) формальные. Преступление окончено (составами) в момент совершения какого-либо из указанных выше действий (бездействия).
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что он неправомерно отказывает в предоставлении информации или уклоняется от ее предоставления Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате РФ, будучи обязанным это делать, либо предоставляет неполную или ложную информацию, и желает этого. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию содеянного влияния не оказывают, однако они, как правило, учитываются при назначении наказания.
7. Субъектом преступного посягательства может быть только должностное лицо, в чьи служебные обязанности входит предоставление информации перечисленным в законе органам.
7.1. Несмотря на то, что закон обязывает предоставлять Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ необходимую информацию и документацию руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не могут быть привлечены к УО за преступление, предусмотренное коммент. статьей. При наличии необходимых объективных и субъективных признаков они могут нести УО по ст. 201.
8. Квалифицированный вид посягательства (ч. 2) налицо в тех случаях, когда деяния, указанные в ч. 1 коммент. статьи, совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. п. 6 коммент. к ст. 285).
9. Часть 3 ст. 287 закрепляет особо квалифицированный состав данного преступления.
9.1. В п. «а» предусмотрена более строгая ответственность за отказ в предоставлении информации, уклонение от ее предоставления или предоставление заведомо ложной или неполной информации, если эти деяния были сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. В данном случае речь идет о сокрытии как должностных преступлений, так и дисциплинарных проступков, допущенных должностными лицами государственных органов. При этом должностное лицо, совершая данное деяние, может скрывать правонарушение, допущенное как им самим, так и другими должностными лицами органов государственной власти.
9.2. В п. «б» установлена повышенная УО за совершение деяний, указанных в ч. 1 и 2 коммент. статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 35).
9.3. В п. «в» предусмотрено наступление тяжких последствий, содержание которых не раскрывается и представляет собой оценочную категорию. К ним, в частности, можно отнести дестабилизацию работы Федерального Собрания РФ или Счетной палаты РФ, возникновение напряженности в отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти, неадекватную реакцию законодателей на события международной жизни, принятие ошибочного законодательного решения, наступление экономического кризиса, нарушение конституционных прав значительного числа граждан и тому подобные последствия, к которым привели непредоставление информации или предоставление заведомо неполной либо ложной информации.
10. Деяния, описанные в ч. 1 и 2 коммент. статьи, относятся к категории средней тяжести, в ч. 3 — к тяжким преступлениям.
Комментарий к статье 287 Уголовного кодекса РФ
Комментарий под редакцией Рарога А.И.
1. Предметом преступления является информация, т.е. сведения об определенных фактах, событиях и явлениях. Информация, как предмет рассматриваемого преступления, может быть выражена в виде документов или материалов.
По смыслу содержащихся в ряде нормативных правовых актов указаний документ — это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи, изображения, их сочетания, имеющий реквизиты, позволяющие его идентифицировать и предназначенный для передачи во времени и в пространстве в тех или иных целях (общественного использования, служебных, фискальных и проч.) (см., например, п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ч. 2 ст. 84 УПК; ч. 2 ст. 89 АПК). Предметом рассматриваемого преступления является не только официальный документ в узком смысле слова (см. комментарий к ст. 292 УК), но и любой иной оказавшийся в сфере компетентной деятельности виновного.
Поскольку понятие «материалы» многозначно, предметом рассматриваемого преступления следует считать информацию вне зависимости от формы ее носителя (устные и письменные отчеты, справки, аналитические обзоры и прогнозы, геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы и т.п.).
2. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме как действия, так и бездействия. Закон предусматривает четыре вида преступных деяний, каждое из которых образует рассматриваемое преступление:
1) неправомерный отказ в предоставлении информации — ответ на соответствующий запрос, в котором содержится недвусмысленно выраженное нежелание предоставить документы или материалы без уважительных на то причин;
2) уклонение от предоставления информации — форма отказа, которая может быть представлена тремя случаями: во-первых, это может быть ответ на запрос, не содержащий запрашиваемой информации с приведением разного рода объяснений невозможности ее предоставления (например, занятость виновного, отсутствие необходимых сведений); во-вторых, уклонение образует ответ на запрос, содержащий вовсе не те сведения, которые запрашивались; наконец, уклонением являются случаи, когда требование предоставить информацию вообще оставляется без внимания;
3) предоставление заведомо неполной информации — форма отказа, при которой информация предоставляется заведомо для виновного в неполном объеме, в результате чего невозможна ее правильная оценка (пассивный обман);
4) предоставление заведомо ложной информации — форма отказа, при которой органам представительной власти сообщаются или передаются сведения, не соответствующие действительности (активный обман). В случае если рассматриваемая форма отказа сопровождалась фальсификацией официальных документов, совершенной из иной личной заинтересованности, требуется квалификация по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 287 и 292 УК.
3. Рассматриваемое преступление образует отказ в предоставлении информации следующим адресатам: Совету Федерации, Государственной Думе, Счетной палате, отдельным депутатам, группам депутатов по их запросам либо обращениям, комитетам палат, парламентским комиссиям, отдельным аудиторам и инспекторам Счетной палаты (см. ст. ст. 13, 14, 41 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; ст. ст. 6, 12, 13, 26, 27 Федерального закона от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»; ст. 20 Федерального закона от 27 декабря 2005 г. «О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации»).
4. Преступление окончено в момент совершения любого из указанных выше деяний.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
6. Субъектом рассматриваемого преступления является должностное лицо, обязанное предоставить информацию палатам Федерального Собрания или Счетной палате. Действующее законодательство исходит из того, что все должностные лица обязаны предоставлять истребуемую указанными органами и лицами информацию, необходимую для обеспечения их деятельности.
7. Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 287 УК) означает его совершение лицом, занимающим государственную должность РФ либо государственную должность субъекта РФ (см. п. 12 комментария к ст. 285 УК).
8. Особо квалифицированный состав отказа в предоставлении информации предусмотрен в ч. 3 ст. 287 УК.
В п. «а» предусмотрена повышенная уголовная ответственность, если преступление сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, т.е. информации о фактах и обстоятельствах совершения должностными лицами органов государственной власти преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков (хотя бы одного), либо о лицах, их совершивших.
В п. «б» предусмотрена ответственность за любой вид отказа, совершенный группой лиц по предварительному сговору и организованной группой (ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК). Отказ считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если два или несколько должностных лиц, каждое из которых обязано предоставить определенные сведения, отказываются сделать это, имея о том предварительную договоренность. В организованную группу, помимо как минимум двух должностных лиц, могут входить и не должностные лица, а само предоставление (не предоставление) информации может быть совершено одним из соучастников.
В п. «в» предусмотрен такой особо квалифицирующий признак, как наступление в результате отказа тяжких последствий. К таковым можно отнести обострение политического противостояния между ветвями власти, принятие палатами Федерального Собрания необоснованных постановлений, срыв законодательного плана и др.
Ч. 1 ст. 287 УК РФ
Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Содержание ст. 287 ТК
В её начале рассмотрены особенности предоставления льгот и гарантий для совместителей, которые:
- совмещают работу с обучением;
- трудятся в районах Крайнего Севера и законодательно приравнённых к ним территориях.
Указано, что льготы и компенсации для них предоставляются только по основному месту работы.
Во второй части статьи указано, что другие гарантии и компенсации предоставляются совместителям в полном объёме. Их источниками могут быть:
- профильные законы;
- соответствующие нормативные акты;
- соглашения;
- коллективные договоры;
- локальные акты работодателя.
Рассмотренная статья, как видно из её положений, особо выделяет в плане получения льгот две группы совместителей: тех, которые учатся параллельно с работой и трудящихся на территориях Крайнего Севера. Также она устанавливает общий порядок получения льгот для остальных категорий совместителей и даёт список их правовых источников.
Ч. 2 ст. 287 УК РФ
Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ч. 3 ст. 287 УК РФ
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статья 286.1 УК РФ. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа
Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица
Оглавление