Ст.200.1 появилась в Уголовном Кодексе РФ относительно недавно – в 2013 году. Ее появление было обусловлено необходимостью усиления борьбы с легализацией денежных средств, добытых преступных путем, которые нередко используются для финансирования терроризма и в иных противоправных целях. В настоящий момент статья активно применяется на практике: так, по данным Судебного департамента при ВС РФ, в 2018 году по ст.200.1 УК РФ было осуждено 39 человек, в первой половине 2022 года – 20 граждан.
Состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.200.1 УК РФ
- Объект: общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование сферы внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. В качестве дополнительного объекта можно рассматривать обеспечение общественной безопасности.
Предмет преступления – деньги и (или) денежные инструменты. К денежным средствам относят банкноты, казначейские билеты и монеты, а к денежным инструментам – дорожные чеки, векселя, банковские чеки, ценные бумаги в документарной форме.
- Объективная сторона: нелегальная транспортировка денежных средств и (или) инструментов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Обязательным условием привлечения к ответственности по ч.1 ст.200.1 УК РФ является крупный размер перемещаемых ценностей. Согласно примечанию к статье, речь идет о крупном размере, если перемещаемая сумма денег более чем в 2 раза превышает размер денежных средств, разрешенных к провозу без декларирования. Из пп.7 п.1 ст.260 ТК ЕАЭС следует, что декларировать необходимо деньги и денежные средства, превышающие сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США. Следует помнить, что из всей суммы, транспортируемой через границу, вычитается сумма, не подлежащая декларированию (либо задекларированная сумма).
Нелегальным считается перемещение:
- вне установленных мест;
- с сокрытием от таможенного контроля;
- с отсутствием декларирования товара;
- с применением фальшивых документов.
Преступление считается оконченным с момента обнаружения недостоверных сведений, указанных в декларации, или с момента пресечения действий, направленных на вывоз денег или денежных инструментов.
- Субъект: вменяемое физлицо старше 16 лет.
- Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.
Уголовная ответственность усиливается при наличии следующих отягчающих обстоятельств:
- контрабанда в особо крупном размере (провозимая сумма в 5 и более раз больше суммы, которую можно перемещать через границу без декларирования);
- совершение деяния в составе группы субъектов.
Обратите внимание: если гражданин провез меньшую сумму, он может быть привлечен к административной ответственности по ст.16.4 КоАП РФ. Если нелегально провозимая сумма будет сравнительно небольшой, лицо может быть освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.
Гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности по ст.200.1 УК РФ, если он добровольно сдаст нелегально провозимые деньги (денежные инструменты), при условии, что в его действиях отсутствуют признаки иных преступлений. Если же деньги были изъяты принудительно, то речи об освобождении от ответственности быть не может.
Предмет контрабанды
В РФ предметом контрабанды согласно разъяснению Пленума Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 6 от 27 мая 2008 года «О судебной практике по делам о контрабанде», соответственно с п. 3 данного Постановления, может быть какое-либо движимое имущество, которое перемещается через государственную границу и признается товаром Таможенным кодексом Российской Федерации. Предмет контрабанды – и другие предметы, не являющиеся товарами (к примеру, рукопись научной статьи или объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, который не имеет цены товара, промышленный образец). Предметом контрабанды также может выступать валюта России, дорожные чеки, иностранная валюта, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме.
Наказание за контрабанду денег и денежных инструментов
Наказания за простую контрабанду альтернативные:
- штраф в размере от 3-кратной до 10-кратной денежной суммы, противозаконно перемещенной через границу (или в размере заработка виновного лица за период до 2 лет);
- до 24 месяцев ограничения свободы;
- до 24 месяцев принудительных работ.
Если речь идет о квалифицированных составах, то наказание ужесточается. Так, например, самой строгой санкцией в данном случае являются принудительные работы на срок до 4 лет.
Рассмотрим реальные случаи привлечения к ответственности по ст.200.1 УК РФ.
В 2022 году в аэропорту «Кольцово» города Екатеринбург пассажир авиарейса «Екатеринбург-Ташкент» незаконно переместил через границу Таможенного союза сумму, эквивалентную 35 тысячам долларов США. Суд признал мужчину виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.200.1 УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей. Нелегально провезенные деньги были изъяты и обращены в доход государства.
И еще один пример.
Житель Новгородской области, находящийся в аэропорту «Пулково», намеревался провести в Республику Азербайджан более 1 млн 700 тысяч рублей, не задекларировав данную сумму. Деньги были обнаружены в ходе таможенного контроля. Московский районный суд Санкт-Петербурга признал мужчину виновным в контрабанде наличных денежных средств и назначил наказание в виде штрафа в размере его заработка за 2 месяца. Незадекларированные денежные средства перешли в собственность РФ.
Несмотря на то, что контрабанда наличных денег относится к преступлениям небольшой тяжести, недооценивать его не стоит. Дело в том, что лицо, признанное виновным в контрабанде, гарантированно лишается провозимых через границу денежных средств: иногда счет идет на миллионы долларов. Чтобы избежать негативных последствий в виде судимости и утраты крупных сумм денег, рекомендуется вовремя обратиться к грамотному уголовному адвокату.
Контрабанда и ответственность за нее по российскому законодательству: практические аспекты
Введение
Контрабандой считается незаконное перемещение через таможенную границу товаров, запрещенных к ввозу в страну или сокрытых от таможенной службы. Как гласят словари, само слово произошло от итальянского contrabando
(
contra
– против и
bando
– правительственный указ) [13]
(Belkin)
.
В России такое преступление находится под пристальным контролем государства, и наказания за него постоянно ужесточаются.
Актуальность исследования заключается в том, что контрабанда наносит вред всем сферам государственной деятельности: политической, экономической и социальной. Этот вред проявляется в ухудшении отношений со странами, через которые или из которых поступает контрабандный товар, в потерях государственного бюджета, недополучении налоговых платежей, ухудшении криминальной обстановки. Кроме того, контрабанда делает более дорогостоящую продукцию добросовестных участников рынка менее конкурентоспособной. Именно поэтому борьба с контрабандой на уровне государства, а именно законодательное регулирование незаконного ввоза/вывоза продукции, имеет очень большое значение для здоровых рыночных отношений и, конечно, для здоровья и безопасности граждан.
Целью данной статьи является исследование понятия контрабанды, анализ действующего российского законодательства по борьбе с этим явлением и анализ того, как оно применяется на практике.
«Контрабанда относится к одному из тех преступлений, которые появились в законодательстве очень давно и претерпели многочисленные изменения по форме, но не по существу. За годы существования состава контрабанды его сущность сводилась к незаконному перемещению через границу определенных предметов. В зависимости от особенностей экономической и связанной с ней уголовно-правовой политики менялся круг предметов, за перемещение которых устанавливалась уголовная ответственность. Менялось и само понимание границы как конструктивного признака состава преступления» [15] (Talan, 2015)
.
Действующее российское законодательство не содержит в себе понятия «контрабанда», ранее оно раскрывалось в статье 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которая утратила силу с 07 декабря 2011 г. [7]. Сейчас с понятием «контрабанда» можно соотнести действующие статьи УК РФ, а именно статьи 189, 190, 200.1, 200.2, 226.1, 226.2. Таким образом, Уголовным кодексом РФ установлено, что контрабанда порождает ответственность, о которой пойдет речь далее.
Еще одним важным документом в регулировании незаконного перемещения товаров является постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 2, в котором говорится о необходимости уделять внимание при судебных разбирательствах международным договорам и актам: «при рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕврАзЭС), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами – членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года)» [8].
На рисунке 1
схематично представлено, какие именно действия в соответствии с законодательством будут отнесены к незаконному экспорту/импорту продукции.
Рисунок 1.
Незаконный экспорт/импорт продукции
Источник:
составлено автором.
Следует отметить, что противоправное перемещение товаров через границу является уголовным преступлением и регулируется следующими статьями УК РФ (рис. 2
). Ответственность зависит от вида контрабандных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации.
Рисунок 2.
Постатейное регулирование УК РФ контрабанды
Источник:
составлено автором.
В УК РФ перечислены все товары и предметы и т.д., которые должны быть задекларированы при попытке ввоза на территорию РФ (рис. 3
).
Ответственность за контрабанду наступает, как только предмет оказался на территории Российской Федерации.
Необходимо принять в расчет, что если лицо или группа лиц не понимали, что провозят запрещенные предметы, наказание к ним не может быть применено. Но в этом случае свою невиновность надо доказать.
Рисунок 3.
Категории товаров и предметов для декларирования
Источник:
составлено автором.
За контрабанду предусмотрена ответственность в соответствии с УК РФ (рис. 4
).
Рисунок 4.
Виды наказаний за контрабанду
Источник:
составлено автором.
В уголовном праве существует понятие отягчающих обстоятельств, т.е. таких юридических фактов, которые требуют назначить виновному более строгое наказание.
Законодательством введен ряд отягчающих обстоятельств, основательно усиливающих наказание за контрабанду (рис. 5
).
Рисунок 5.
Отягчающие обстоятельства
Источник:
составлено автором.
Одновременно с предметами, незаконно провезенными через границу, у злоумышленников конфискуют средство, при помощи которого была осуществлена транспортировка. Если владелец товара окажется неустановленным, то этот товар передадут в собственность государства.
Если среди конфискованных товаров окажутся запрещенные вещества или оружие, то такой товар будет передан в специальные органы и уничтожен.
Как было указано ранее, лица, не осведомленные о том, что везут товары, запрещенные к перемещению через границу, и не осознающие ответственности, не будут наказаны. Если вдруг окажется, что нелегальный товар был подброшен, и этот факт будет доказан, лицо, провезшее этот товар через границу, освобождается от наказания.
Если же нелегальный товар был заказан осознанно, покупатель оплатил его, предоставил персональные данные и получил в виде почтового отправления, ответственности не избежать.
Таким образом, противоправные перевозки различных товаров через границу Российской Федерации влекут наказания в виде штрафов и даже тюремного заключения.
Особое место на рынке нелегальных товаров занимает табачная и алкогольная продукция. Несмотря на попытки государства контролировать ситуацию, некоторые действия властей и принятые законодательные акты только усугубляют ситуацию. Так, повышение акцизов на табачную продукцию и приравнивание электронных сигарет к обычным могут спровоцировать рост контрабандной и контрафактной продукции.
По мнению журнала «Эксперт», сто миллиардов рублей может составить для российского бюджета ущерб от продажи нелегального табака в 2022 г., что оказывается на 15% больше, чем годом ранее. Резкое повышение акцизов с начала 2022 г., а также по-прежнему беспрепятственный ввоз товаров из стран ЕАЭС усложняют борьбу с контрабандой [14] (Zlobin, 2021).
См. также:
Контрабанда наркотических средств, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
(
Афонин Д.Н., Осипов Д и др.
) // Экономические отношения. № 1 / 2017
Особенности оперативно-розыскной деятельности в таможенной службе Российской Федерации
(
Дробот Е.В., Ивко Е.С.
) // Теневая экономика. № 2 / 2017
Доля табака, нелегально провезенная и продающаяся на территории России, по данным аналитического агентства Kantar TNS, по результатам первого квартала 2022 г. составила 10,7%. Для сравнения: в третьем квартале 2022 г. она была равна 7% (данные аналитической компании Nielsen) [14] (Zlobin, 2021)
. И несмотря на то, что правительство России прилагает большие усилия по борьбе с контрабандой, основная проблема на данный момент – нелегальное проникновение на российский рынок сигарет из стран ЕАЭС.
На первом месте по незаконным поставкам стоит Республика Беларусь. Здесь важную роль играют низкие ставки по акцизам внутри страны, что дает возможность получать белорусским производителям просто огромный доход. Например, за 2022 г. доля контрабандных сигарет из Республики Беларусь выросла более чем в полтора раза. Как отмечает в своей аналитике Kantar TNS, около 22% занимают сигареты «Корона», а в общем объеме белорусские сигареты захватили 45% всего нелегального импорта в Российскую Федерацию. И конечно, главное преимущество такого товара – его стоимость, которая в розничной сети в 2–3 раза ниже, чем у пачки с маркировкой: 50/70 руб. вместо 120/130 руб. за пачку в 2022 г. [14] (Zlobin, 2021)
.
В итоге в период с 2014 по 2022 год бюджет не досчитал около 300 млрд руб. из-за оборота незаконных сигарет, и аналитики говорят о том, что ситуация может ухудшиться: вероятная убыль бюджета в 2021 г. может составить 130 млрд руб., а в 2022 г. – около 282 млрд руб. [14] (Zlobin, 2021).
Введенные правительством меры также оказываются не всегда эффективными. Игроков теневого рынка контролировать достаточно сложно, и чем выше цены, тем выгоднее оказывается их бизнес. К тому же современные законы, приравнивающие электронные сигареты к обычным, заставляют людей вновь переходить на употребление простого табака и сигарет, а многие офисные здания и торговые центры стали выделять зоны для курения.
По-прежнему существует проблема «прерванного транзита», или «ложного экспорта». Это случаи, когда по документам сигареты везут, например, из Белоруссии в Афганистан транзитом через Россию. По факту передвижение этого груза по стране не отслеживается, и он поступает в продажу в российских регионах, а процедура «таможенного транзита» завершается фиктивно.
Министерство финансов России подготовило проект постановления правительства о том, что за незаконный ввоз алкогольной и табачной продукции в Российскую Федерацию из стран, являющихся членами Евразийского экономического союза, будет введена уголовная ответственность в случае, если стоимость товара превысит 100 тысяч руб. [17].
18 мая 2022 года состоялось пятое заседание совета Евразийской экономической комиссии, и на нем, по инициативе Российской Федерации, обсуждался вопрос о мерах по предотвращению незаконного оборота в Российской Федерации алкогольной и табачной продукции без уплаты налогов, которая ввозится в Российскую Федерацию недобросовестными лицами, прибывающими из других государств – членов ЕАЭС, под видом того, что она предназначена для вывоза в страны, которые находятся за пределами единой таможенной территории Союза, через части границы государства Российской Федерации, расположенные рядом с таможенной границей Союза.
Проект предусматривает, что вышеуказанные товары будут отнесены к стратегически важным, и для них крупным размером является стоимость, которая превышает 100 тысяч руб. [17].
Следует отметить, что цифровой контроль со стороны государства также начинает показывать свою эффективность. Конечно, сразу победить рынок нелегальной продукции невозможно, но Россия планомерно движется к легализации черного рынка сигарет и алкоголя. Поэтому с 1 июля 2022 г. производство, импорт и оптовая продажа сигарет без маркировки была запрещена, а с 1 июля 2022 г. вступил в силу розничный запрет на сигареты без цифрового кода, завершена продажа остатков легальной немаркированной продукции [9].
Теперь каждая упаковка сигарет содержит информацию о том, где и когда она была произведена и как она попала с конвейера на блюдо. Фальсифицировать двумерный код в формате Data Matrix невозможно – он рождается на заводе и наносится непосредственно на сигаретную упаковку. Любой желающий может прочитать информацию о цифровом коде с помощью обычного смартфона и приложения «Честный знак».
Этикетка уже показала свою эффективность. По данным Минпромторга, только в первые несколько месяцев после его введения на свет вышли тени 18 производителей сигарет, которые ранее были невидимы для государства. Даже сейчас, спустя более шести месяцев после полного внедрения системы цифровой маркировки, были зарегистрированы новые организации, торгующие табачными изделиями.
Правительство видит большой потенциал в системе маркировки, которая только начала применяться. В частности, на ее основе предполагается создать государственную систему непрерывного мониторинга рынка в большинстве отраслей экономики. Это включено в правительственную Стратегию по борьбе с незаконной торговлей промышленной продукцией до 2025 г. [12].
Так, например, система «Честный знак» считается основой системы прослеживаемости законной продукции на всей территории ЕАЭС. Такой мониторинг может предоставить властям актуальную информацию о ситуации на рынке.
См. также:
Актуальные вопросы применения технических средств таможенного контроля в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС
(
Хороброва А.Л.
) // Экономические отношения. № 1 / 2013
Институт материальной ответственности в свете реформирования законодательства о труде Казахстана
(
Аширалиева Б.С.
) // Экономика Центральной Азии. № 3 / 2017
Позиция государства по отношению к маркировке продукции понята: необходимо уменьшить количество контрафактной продукции на рынке и контролировать акцизы. Для легального бизнеса – это хорошая возможность доказать качество своей продукции и приобрести конкурентное преимущество. Но на начальном этапе введение маркировки – достаточно сложный процесс, требующий дополнительных инвестиций в специальное оборудование и обучение персонала. Неправильно промаркированную продукцию могут конфисковать, то есть изъять в пользу государства. И не стоит забывать, что расходы предприятий на маркировку в конечном счете лягут на плечи потребителя.
Также распространителям немаркированной продукции следует помнить об ответственности за это правонарушение: с 01.12.2021 ответственность по части 1 статьи 15.12 КоАП РФ наступает за производство немаркированных товаров и продукции, а также за ввод в оборот немаркированного товара (продукции). Штрафы при этом составят от 10 000 руб. (для ИП) до 300 000 руб. (для юридических лиц) [5].
Заключение
Контрабанда – это одна из центральных частей экономики государства. Это явление означает преднамеренные действия, предпринимаемые против решений властей и связанные с незаконным ввозом или вывозом товаров без уплаты таможенных пошлин.
Ущерб от незаконного оборота продукции проявляется по нескольким направлениям: экономическому, политическому, социальному и криминальному.
Экономический ущерб заключается в прямых потерях государственного бюджета от недополучения налоговых платежей, таможенных сборов и пошлин, а также состоит в подрыве конкурентного равенства всех участников рынка.
И, наконец, контрабанда ухудшает положение с преступностью в стране, так как незаконные торговцы формируют целые сообщества организованной преступности и имеют интернациональный характер. Поэтому бороться с ними в рамках одного государства практически невозможно. Необходим ряд межгосударственных мер для борьбы с незаконным перемещением продукции через государственные границы.
Что может адвокат по административным делам
В последнее время дел о недекларировании, недостоверном декларировании возбуждается все больше и больше. По этой причине, осуществление грамотной, а главное квалифицированной защиты выходит на первый план. Без должной правовой поддержки, противостоять возможным злоупотреблениям со стороны представителей таможенных органов очень сложно. Грамотный адвокат по административным делам всегда сможет поставить перед следствием вопросы правильности определения стоимости перемещенных грузов. Зачастую оспорив результаты экспертизы таможенной стоимости сумма получившаяся в результате не превышает предусмотренного законом порога, сумма уклонения от уплаты таможенных платежей также может существенно снизиться, а соответственно эта сумма не будет составлять крупный размер в уголовно-правовом смысле. В подобных случаях речь будет идти не об уголовно-наказумемом деянии, ответственность за которое была предусмотрена ст. 188 УК РФ, или предусмотрена в настоящий момент по ст. 194 УК РФ, а об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Главой 16 КоАП РФ. Очень распространенными ошибками органов, осуществляющих административное расследование являются процессуальные нарушения. То есть нарушения процессуальных норм, предусмотренных законом. В этом случае, доказательства полученные с нарушением закона могут быть признаны недопустимыми. И их использование в доказывании будет исключено. Ведя активную защиту по делу, профессиональный адвокат сможет в полной мере осуществить все предоставленные ему законом права. Это может быть и написание ходатайств и обжалование неправомерных действий органов, осуществляющих административное расследование. Во многих случаях доказать свою невиновность можно предоставив те или иные доказательства. Адвокат, обладающий опытом в области защиты по административным делам подскажет какие документы необходимо предоставить. Как правильно оформить их приобщение. И наконец, если дело дошло до суда, профессионал всегда сможет представить Ваши интересы в судебном заседании.
Административные правонарушения в области таможенного дела
Глава 16 КоАП РФ предусматривает 22 административных правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), многие из которых граничат с преступлениями. Так, в ст. 16.1 дается описание административно наказуемой контрабанды. Под контрабандой в административном праве понимается перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Чем может помощь адвокат по административным правонарушениям
Адвокат Максим Николаевич Шеметов предлагает юридическую помощь предпринимателям осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, занимающимся международным бизнесом, международной торговлей, транспортировкой грузов, хранением товаров, оказанием логистических и брокерских услуг, торговлей. В полной мере, все сказанное можно отнести и к случаям, если Вы или Ваши близкие пересекая границу нарушили в той или иной степени таможенное законодательство. Адвокат Шеметов оказывает помощь по широкому спектру юридических проблем, различным видам правовых споров. Таможенные правонарушения не являются единственным видом оказываемых услуг. Мы готовы взять на себя защиту по делам о ДТП, любым административным делам. Не в зависимости от их сложности! Обратиться за квалифицированной юридической помощью к нашим специалистам Вы можете воспользовавшись телефонами на сайте или специальной формой. Любая помощь адвоката начинается как правило с юридической консультации. Поэтому, лучше всего обратиться за ее получением сразу, когда проблему можно решить с наименьшими потерями. Своевременный совет адвоката по административным делам будет полезен, а иногда окажет решающую роль в сложившейся ситуации!