Сущность общественного порядка: кто нарушает, штрафы предусмотреные для нарушителей

Ответственность за нарушение общественного порядка

В социуме действуют установленные правила поведения, взаимоуважения и ответственности за нарушение порядка.

Кто-то желает выспаться после тяжелого трудового дня дома, кто-то хочет доехать до дома на автобусе в полной тишине и спокойствии. Он имеет на это право, и его право гарантируется нормативно-правовыми актами.

Нарушение общественного порядка в стране является не только административным проступком, но и уголовно наказуемым деянием.

Что ждет нарушителей порядка и хулиганов, и какие правила действуют в безопасном обществе, расскажет материал данной статьи.

Нарушение общественного порядка в общественных местах

Содержание статьи

К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.). Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений ч. 1 ст. 2.5, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ. Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Статья 20.1. мелкое хулиганство

  • Купание в озерах, водоемах и речках в местах, где это делать категорически запрещается
  • Повреждение клумб или газонов методом срывания цветов и прочих саженцев
  • Умышленное повреждение средств сигнализации или связи, оснащения автомобильного, портового, железнодорожного и прочего значения, бросание камней в движущиеся поезда
  • Умышленное повреждение таксофонов или их кабин
  • Парковка автотранспорта в непредназначенном для этого месте
  • Складирование мусора в местах, где это не предусмотрено
  • Нарушение общеустановленных правил выгуливания животных либо их содержание в домашних условиях
  • Засорение трибун стадионов и их территории при просмотре спортивных или развлекательных мероприятий

Это неполный список нарушений общественного порядка, который, к сожалению, чаще других преступается нашими соотечественниками.

Понятие хулиганства

Если речь заходит о нарушении общественного порядка, первым делом в голову приходит мысль о хулиганстве. Действительно, законодатель отнес мелкое хулиганство к правонарушениям, которые посягают на общественный порядок.

Но хулиганством называют разные действия, и очень многое зависит от их интерпретации. Ведь нужно различать, относятся ли они к мелкому хулиганству или все же считаются преступлением. Четких границ здесь нет, хотя есть некоторые квалифицирующие признаки.

Мелким хулиганством считается нарушение общественного порядка, а хулиганство как преступление определяется уже как грубое нарушение порядка. Вот если действия сопровождались применением оружия или взрывчатых веществ, тогда это точно преступление. В ситуации, когда такие действия хотел пресечь представитель власти немного все сложнее. Неповиновение ему относит действия к категории административных правонарушений, а сопротивление – это уже преступление. Тут во многом будет зависеть от слов самого представителя власти. Конечно, можно найти свидетелей, а если их не было, и рассказать о событиях могут только потерпевшие?

Вопрос квалификации деяния очень важен, от него зависит не только вид наказания, но будет ли обвиняемый признан преступником, или правонарушителем. И последствия нарушения общественного порядка тогда сильно различаются.

Статья 20.1 коап рф. мелкое хулиганство

По сути, хулиганство – это отдельная статья в списке правонарушений и один из разновидностей состава злодеяния, основу которого составляет правонарушения различного рода. А в реалиях, именно инкременация: хулиганство и основания ответственности согласно соответствующей статьи, которая присутствует и в УК (уголовном кодексе), и в АК (административном кодексе). Считается как одна из самых общераспространенных категорий в современной правоприменительной практике.

Уголовная или административная ответственность

Как в УК РФ, так и в АК составу злодеяниях, посягающих на нарушения разного рода в общественном месте, отводятся целые разделы. Которые включают в себя целый ряд норм, состоящий из множества составов и мер наказания(санкций). Если УК находится исключительно в ведении государства и включает единый список состава злодеяния.

Мелкое хулиганство: какое наказание ожидает правонарушителя?

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые и участковые уполномоченные полиции (п. п. 1 — 3, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Какие меры предусмотрены за нарушение общественного порядка

Ответственность за данные правонарушение

Общественный порядок – это огромнейший по составу, строению правоотношений, норм поведения институт. Если рассматривать исключительно вопрос о наказании за такие деяния, то вид наказания можно выделить следующим образом:

  • Уголовно-процессуальная
  • Административная ответственность
  • Дисциплинарная ответственность
  • Гражданско-правовая

Неправильно рассматривать любое из представленных нарушений как хулиганское деяние, несмотря на то, что в обиходе, львиная часть всех правонарушений собственно так и трактуется. Но это, еще раз подчеркнем, исключительно в укладе жизни, в правовом производстве такой подход весьма ошибочен.

Может ли потребитель реально защитить свои права в РФ?

ДаНет

Общие положения

Определение 1
Общественный порядок — система определенных отношений, сложившихся между членами общества и включающих правила общения, поведения, проживания, установленные нормами законодательства и основанные на нормах нравственности.

Общественный порядок базируется на отношениях, которые несут в себе исторически сложившиеся, традиционные, религиозные и сакральные нормы морали и устои общества. Соблюдение всех норм морали и нравственных правил является показателем воспитанности личности и гражданина.

Человек и общество являются объектами безопасности. Общество – достаточно сложный организм, представляющий собой совокупность (общность) людей, проживающих на определенной территории и характеризующихся целостностью организации жизни, духовным и экономическим единством. Общественная безопасность представляет собой защищенность, неприкосновенность личности, общественное спокойствие, целостность собственности при нормальном и адекватном функционировании всех общественных институтов.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В российском законодательстве ( КоАП По данной теме мы уже выполнили курсовую работу

Производство по делам об административных правонарушениях: принципы, стадии. подробнее глава 20) за посягательства на общественную безопасность и общественный порядок предусмотрена административная ответственность. Объектом этих посягательств являются отношения, складывающиеся для нормального функционирования всей системы сложившихся социальных отношений, основанных на принципах неприкосновенности личности, нормах нравственности и сохранения общественного спокойствия.

На общественный порядок оказывают влияние административные нарушения, к которым относятся:

  • проступки общественного порядка в виде проведения несанкционированных шествий, собраний, пикетирований, демонстраций и митингов;
  • мелкое хулиганство;
  • демонстрации символики и атрибутики фашизма;
  • нарушения в области военного учета;
  • нарушения в регистрации оружия;
  • нарушения по пожарной безопасности;
  • нарушения правил гражданской обороны и многое другое.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Правонарушения общественного порядка 440 ₽ Реферат Правонарушения общественного порядка 230 ₽ Контрольная работа Правонарушения общественного порядка 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Общественный порядок

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

Какие деяния характеризуют нарушение права

К таковым относятся:

  • действия, наносящие ущерб достоинству и личности;
  • проявление неуважительного отношениях к определенным лицам;
  • смена локализации вещей с намерением нанести вред или иной ущерб;
  • навязчивые приставания;
  • оскорбляющие личность предложения;
  • причинение вреда имуществу и иным ценностям.

Во время оформления протокольных документов правоохранителями, фиксируются время и локализация совершения противоправного деяния.

Статья 20.1 коап рф. мелкое хулиганство (действующая редакция)

Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия.

Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют. Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу.

В УК задержанному, который обвиняется по статье хулиганство, диапазон мер по наказаниям выглядит несколько иначе: начиная от того же штрафа и работ в принудительном порядке до тюремного заключения на срок от пяти (при инкриминации ч.1) до 7 лет (если его судят согласно ч.2). В данной рубрике представлены все админнарушения, их трактованные, меры и сроки наказания, а также советы, как себя вести, если вы оказались в такой ситуации. В современном мире все люди стеснены и в чем-то ограничены.

Уголовный кодекс

Когда хулиганские действия совершаются с применением оружия, то штраф может составлять до 500 тысяч рублей, либо же нарушитель может быть лишен свободы до 5 лет. Преступления, характеризующиеся как вандализм, наказываются штрафом до 40 тысяч рублей. Также возможен арест на срок до 90 суток, либо, нарушитель может быть лишен свободы до трех лет. Тяжелые наказания применяются в отношении людей, организующих массовый беспорядок. За такое деяние можно лишиться свободы до 15 лет.

Организатор нарушения порядка, в ходе которого был нанесен вред имуществу, может быть приговорен к тюрьме до 8 лет.

Нарушение общественного порядка в общественных местах статья

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ). Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Законодательное регулирование

Отдельной статьи за нарушение общественного порядка не существует. Поскольку целый комплекс разнообразных действий может нарушать этот порядок, то и для определения ответственности за эти действия используются несколько статей УК и КоАП РФ:

  • Статья 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство.
  • Статья 20.10 КоАП РФ за незаконное производство и торговлю пневматическим оружием.
  • Статья 212 УК РФ за организацию массовых беспорядков.
  • Статья 213 УК РФ за хулиганство.
  • Статья 214 УК РФ за вандализм.

Часто вандалы действуют по причине каких-либо политических взглядов. Например, разрушают могилы представителей определённой национальности или рисуют на них свастики.

Ответственность за нарушение общественного порядка

Ответственность за нарушение общественного порядка

Административная ответственность

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 20.1 КоАП РФ[16]).

Сопротивление, оказанное лицу, пресекающему хулиганские действия, не охватывается составом хулиганства лишь в случаях, когда в результате примененного при этом насилия виновным совершается еще и другое, более тяжкое преступление.

Сопротивление, оказанное после прекращения хулиганских действий, в частности в связи с последующим задержанием виновного, не должно рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство хулиганства и подлежит квалификации по совокупности с последним.

Следует отграничивать хулиганство от других преступлений в зависимости от содержания и направленности умысла виновного, мотивов, целей и обстоятельств совершенных им действий. Нанесение оскорблений, побоев, причинение легких или менее тяжких телесных повреждений и другие подобные действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников, знакомых, вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших и т.п., должны квалифицироваться по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности. Однако в тех случаях, когда такие действия были сопряжены с очевидным для виновного грубым нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу, их следует квалифицировать как хулиганство.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. № 5[17] хулиганские действия в большинстве случаев совершаются на почве пьянства. Судам при назначении наказания лицам, совершившим хулиганство в состоянии опьянения, надлежит обсуждать вопрос о признании этого факта обстоятельством, отягчающим ответственность.

Согласно указанному Постановлению в своей практике судам не следует допускать расширительного толкования понятия «уголовно наказуемое хулиганство», с тем чтобы были исключены случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в мелком хулиганстве либо в незначительных правонарушениях, влекущих административную ответственность или применение мер общественного воздействия. Судьи не должны допускать случаев привлечения к административной ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которых содержат признаки преступлений (самоуправство, оскорбление, нанесение побоев, легких телесных повреждений и т.п.) или проступков, не являющихся мелким хулиганством, но влекущих по закону административную ответственность (появление в пьяном виде в общественных местах, нарушение правил движения по улицам и дорогам и т.п.).

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 70-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гребневой Ирины Георгиевны на нарушение ее конституционных прав статьей 158 Кодекса РСФСР «Об административных правонарушениях»[18] ст. 158 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях признает мелким хулиганством

  • нецензурную брань в общественных местах,
  • оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан;

Содержание данной нормы свидетельствует о том, что она направлена на защиту достоинства личности и личной неприкосновенности (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Конституции РФ[19]), на поддержание такого общественного порядка, при котором права и свободы человека и гражданина гарантируются от нарушения в результате противоправного поведения других лиц.

Применение же за эти правонарушения административного ареста (помимо иных мер воздействия) допускается только по судебному решению, что согласуется со ст. 22 (ч. 2) Конституции РФ.

Осуществление хулиганских действий по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается как разновидность экстремистской деятельности (экстремизма) (см. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[20]).

Согласно ч. 1 ст. 116 УИК РФ[21] мелкое хулиганство, совершенное осужденным к лишению свободы, квалифицируется в качестве злостного нарушения указанным лицом установленного порядка отбывания наказания. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[22] и п. 4.1 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26 января 1996 г. № 41,[23] совершение подозреваемым, обвиняемым мелкого хулиганства является основанием для его водворения в одиночную камеру или в карцер.

Субъект данного правонарушения – вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. При этом следует учитывать особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется наличием вины в форме прямого умысла: правонарушитель осознанно стремится к нарушению общественного порядка, предвидя вредоносные последствия своего деяния.

Объектом указанного правонарушения является общественный порядок – урегулированные правом правила поведения граждан в их общении с другими физическими лицами. Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 20.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством РФ требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел РФ. Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. В случае обнаружения данных обстоятельств организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел РФ и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ. Стрельба из оружия в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил влечет наложение административного штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой (ст. 20.13 КоАП РФ). Стрельба из оружия осуществляется при его применении или использовании.

Признаки огнестрельного оружия, отличающие его от пневматического, газового и иных видов оружия, определены Федеральным законом «Об оружии».[24] По смыслу статьи 20.13 КоАП РФ под населенными пунктами понимаются городские и сельские поселения. Поселения в Российской Федерации подразделяются на городские (города, поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).

В статье 20.13 КоАП РФ под правонарушением подразумевается стрельба нарушителя, не мотивированная внешними противоправными действиями: например, применение огнестрельного оружия, обусловленное необходимостью самообороны, а также пресечения правонарушения не является административным проступком.

К рассматриваемому административному правонарушению не относится применение огнестрельного оружия в случаях, специально предусмотренных законодательством. Согласно п. 65 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814,[25] организации независимо от формы собственности, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, имеют право использовать охотничье огнестрельное оружие, в том числе с нарезным стволом. Организации, занимающиеся оленеводством, имеют право постоянного использования такого оружия для охраны поголовья оленей от крупных хищников.

Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент противоправного применения огнестрельного оружия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]