СТ 311 УК РФ.
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Ч. 1 ст. 311 УК РФ
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Комментарий к ст. 311 УК РФ
Комментарий под редакцией Есакова Г.А.
1. Предметом преступления являются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса (лица, производящего дознание, следователя, прокурора, эксперта, специалиста, понятого и т.д.) или в отношении их близких (см. Федеральные законы от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” и от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и др.). К числу мер безопасности относятся личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты, временное помещение в безопасное место и т.д.
2. Объективная сторона выражается в форме действий по разглашению указанных сведений. О понятии разглашения см. комментарий к ст. 310 УК. Указанные действия, повлекшие тяжкие последствия (ч. 2), образуют квалифицированный состав преступления.
3. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, не являющегося участником уголовного процесса, их близких, совершенное в целях воспрепятствования его служебной деятельности, квалифицируется по ст. 320 УК; те же действия, не направленные на достижение обозначенной цели, квалифицируются по ст. 17.13 КоАП РФ.
4. Преступление (по ч. 1) признается оконченным с момента разглашения сведений о мерах безопасности. По ч. 2 требуется наступление тяжких последствий. Понятие тяжких последствий является оценочным; они могут заключаться в срыве мероприятий по обеспечению безопасности, в причинении вреда здоровью, имуществу лица, в отношении которого приняты меры безопасности, и т.п.
5. Субъект специальный: лицо, которому сведения о мерах безопасности были известны или доверены в связи с его служебной деятельностью.
Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 311 УК РФ
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2022 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
- Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
- Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2022 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
- Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2022 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2022 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
- Определение Конституционного Суда РФ от 13.03.2018 N 578-О КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13 марта 2018 г. N 578-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА…
Комментарий к статье 311 Уголовного кодекса РФ
Комментарий под редакцией Рарога А.И.
1. В Российской Федерации действуют Федеральные законы “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” 1995 г. и “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” 2004 г., предусматривающие меры по обеспечению безопасности лиц, участвующих в отправлении правосудия. Разглашение сведений о мерах безопасности может повлечь нежелательные последствия для защищаемых лиц, привести к рассекречиванию способов и приемов обеспечения безопасности участников уголовного процесса. Преступление посягает на нормальную деятельность всех государственных органов, связанную с осуществлением правосудия. Дополнительный непосредственный объект – безопасность личности участника уголовного процесса и его близких. К обязательным признакам состава относится предмет преступления в виде сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении перечисленных в статье участников уголовного процесса и их близких. Информация о мерах безопасности должна касаться именно участников уголовного процесса или их близких.
2. Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса или их близких. Понятие других участников уголовного процесса дается в гл. 5, 6 и 7 УПК, и помимо уже перечисленных к ним отнесены: прокурор, лицо, осуществляющее дознание, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, представители потерпевшего, гражданского истца или ответчика, частного обвинителя; подозреваемый, обвиняемый, защитник и др.
3. Разглашением признается доведение до сведения хотя бы одного постороннего лица информации о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в диспозиции статьи лиц. Посторонним следует признавать любое лицо, не допущенное к информации о соответствующих мерах безопасности. Преступление окончено с момента разглашения сведений о мерах безопасности в любом виде (устная беседа, передача документов, демонстрация аудио- и видеозаписи).
4. С субъективной стороны преступление может совершаться как с прямым умыслом, так и с преступной небрежностью. Примером последнего может быть обсуждение мер по обеспечению безопасности свидетеля при незакрытых дверях кабинета, в связи с чем посторонним стали известны эти меры.
5. Субъект преступления специальный – лицо, которому сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью. К ним относятся, например, должностные лица системы МВД, ФСБ, Министерства юстиции РФ и др., осуществляющие мероприятия по обеспечению безопасности участников процесса. Кроме того, если соответствующие сведения стали известны лицу в связи с его служебной деятельностью, то эти лица могут быть также субъектами такого преступления, например руководитель медицинского учреждения, сотрудник справочной службы автоматической телефонной связи и др.
6. Квалифицирующим обстоятельством является наступление тяжких последствий (ч. 2 статьи), например нападение на защищаемое лицо, причинение вреда сотруднику, осуществляющему охрану, и т.п. Вина по отношению к тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.
Комментарий к статье 311 УК РФ
Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова
Основным объектом преступления являются интересы правосудия. В качестве дополнительного объекта выступает безопасность судей, участников уголовного процесса и их близких. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате разглашения применяемые меры безопасности утрачивают эффективность, участники уголовного процесса становятся уязвимыми для любого негативного воздействия на них в связи с рассмотрением конкретного дела. Совершение подобных действий может причинить вред указанным в законе участникам уголовного процесса, отразиться на решениях суда и в итоге оказать отрицательное воздействие на осуществление правосудия.
В силу специфики своей деятельности судьи неприкосновенны и находятся под особой защитой государства в соответствии со ст. 122 Конституции РФ и Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации”.
В интересах правосудия государством в лице соответствующих правоохранительных органов принимаются необходимые меры безопасности, применяемые в отношении не только судьи, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, но и других лиц, указанных в диспозиции ч. 1 рассматриваемой статьи, а также в отношении их близких.
Государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких была установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (в ред. от 8 декабря 2011 г.).
В соответствии со ст. 1 указанного Закона, обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее – меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (далее – близкие).
Государственной защите в соответствии со ст. 2 Закона от 20 апреля 1995 г. подлежат:
1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;
2) прокуроры;
3) следователи;
4) лица, производящие дознание;
5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
6) сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;
6.1) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
6.2) военнослужащие внутренних войск МВД РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
7) сотрудники органов ФСБ;
8.1) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
9) судебные исполнители;
10) работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
11) сотрудники органов государственной охраны;
12) работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ;
13) близкие лиц, перечисленных в п. п. 1 – 12 ч. 1 ст. 2 Закона.
В соответствии со ст. 3 Закона от 20 апреля 1995 г. и другими законами Российской Федерации защищаемым лицам обеспечивается:
1) применение уполномоченными на то государственными органами (далее – органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;
2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного указанным Законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.
Необходимо отметить, что, во-первых, ст. 311 УК РФ направлена на обеспечение безопасности только лиц, являющихся участниками уголовного процесса, а также их близких.
Безопасность участников гражданского и арбитражного судопроизводства находится вне сферы действия указанной нормы, хотя Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ не содержит каких-либо ограничений по осуществлению мер безопасности участников процесса в зависимости от вида судебного разбирательства.
Во-вторых, рассматриваемой уголовно-правовой нормой обеспечивается защита от разглашения сведений о безопасности не всех категорий защищаемых лиц, указанных в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении иных должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 320 УК РФ По этому признаку можно проводить разграничение смежных составов ст. ст. 311 и 320 УК РФ
Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” регламентируются меры государственной защиты указанных в этом Законе участников уголовного судопроизводства.
Так, согласно ст. 2 указанного Закона:
1. Государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
2. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
3. Государственной защите также подлежат установленные УПК РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Закона от 20 августа 2004 г.
Безопасность участников гражданского и арбитражного судопроизводства, как и ранее, осталась вне сферы действия Закона.
Объективная сторона преступления характеризуется действием и состоит в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в диспозиции рассматриваемой нормы лиц. Разглашение представляет собой противоправное предание огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких. За разглашение, повлекшее тяжкие последствия (например, покушение на жизнь участника процесса или его близких, а также лиц, обеспечивающих охрану, причинение им вреда здоровью, серьезного материального ущерба), законом предусмотрена более строгая ответственность (ч. 2 ст. 311 УК РФ). Разглашение информации может быть совершено в форме действия: при беседе, передаче документов, демонстрации аудио- или видеозаписи, сообщении в средствах массовой информации, по телефону, электронной почте и т.п.
По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 311 УК РФ, является формальным. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса, считается оконченным преступлением с момента, когда эти сведения стали известны хотя бы одному лицу, не допущенному к информации о соответствующих мерах безопасности. При этом необходимо, чтобы такое лицо понимало смысл полученной им информации. Если указанное лицо не понимает разглашаемую информацию, имеет место покушение на совершение преступления, предусмотренное ч. 3 ст. 30 и ст. 311 УК РФ
Не имеет значения, использовало ли лицо, которому стало известно об указанных мерах безопасности, эти сведения вопреки интересам правосудия. Важно, что подобное разглашение создавало для этого реальную угрозу.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Мотивы разглашения могут быть различными: помочь обвиняемому уйти от уголовной ответственности, похвастаться своей осведомленностью, отомстить, получить материальную выгоду и т.п.
Субъект преступления специальный – вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.
Разглашение сведений о мерах безопасности должностным лицом, которому эти сведения были доверены по службе, за вознаграждение влечет ответственность по совокупности преступлений – за рассматриваемое преступление и получение взятки.
Если лицо случайно узнало об этих сведениях, уголовная ответственность за их разглашение исключается. Но если указанное лицо сообщило эти сведения тому, кто заведомо для него собирался отомстить потерпевшему за его профессиональную деятельность или выполнение общественного долга, наступает ответственность за пособничество в убийстве или ином преступлении против охраняемого лица.
Лица, которым указанные сведения доверены в связи с их служебной деятельностью, перечислены в ст. 12 (в ред. от 25 декабря 2012 г.) Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ:
1) в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких – на органы внутренних дел;
2) в отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также их близких – на указанные органы соответственно.
В органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.
Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно их близких осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.
Аналогично лица, которым сведения о безопасности доверены в связи с их служебной деятельностью, перечислены в ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ как лица, на которых возложены применение и осуществление мер безопасности, в зависимости от категории охраняемых лиц:
– осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности;
– меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда (судьи) или Следственного комитета Российской Федерации, осуществляются по решению суда (судьи), руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации или следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными органами Российской Федерации или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по месту нахождения защищаемого лица;
– меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием;
– меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Лицами, которым указанные сведения стали известны в связи с их служебной деятельностью, могут быть, например: водитель автомашины, перевозящей обвиняемого, оперативный или технический работник органов безопасности, следственных, прокурорских или судебных органов, служащие адресных бюро, паспортных служб, городской телефонной сети, ГИБДД, медицинских учреждений.
Как уже указывалось, квалифицированным видом преступления является наступление в результате разглашения данных о мерах безопасности тяжких последствий (ч. 2 ст. 311 УК РФ). Вопрос о признании последствий тяжкими является оценочным и решается судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. К числу тяжких последствий могут быть отнесены убийство участников уголовного процесса, в отношении которых были применены меры безопасности, или их близких, причинение тяжкого вреда здоровью этих лиц, уничтожение их имущества, значительные материальные затраты на устранение последствий разглашения сведений о мерах безопасности, гибель сотрудника правоохранительного органа, который обеспечивал безопасность участников уголовного процесса, и т.п., при условии что наступившее тяжкое последствие находится в причинной связи с разглашением виновным сведений о применяемых мерах безопасности в отношении того или иного защищаемого.
Квалифицированный состав преступления является материальным. Преступление будет окончено с момента наступления общественно опасных последствий. Субъективная сторона этого состава может характеризоваться виной в виде прямого или косвенного умысла, а также двумя формами вины.
Статья 311 НК РФ. Устранение двойного налогообложения (действующая редакция)
В случае если доходы получены российской организацией от источников в иностранном государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации действует соглашение об избежании двойного налогообложения, и в отношении таких доходов, не связанных с деятельностью через постоянное представительство, соглашение с этим иностранным государством предусматривает предельный возможный уровень их налогообложения в государстве — источнике дохода, выраженный в процентном отношении к валовой сумме доходов, предельная сумма зачета по таким доходам исчисляется исходя из такого предельного уровня налогообложения в государстве-источнике и суммы доходов (до удержания налога в иностранном государстве), полученных российской организацией за пределами Российской Федерации.
Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченной за границей. К зачету принимается меньшая из этих сумм.
В целях получения зачета налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, российская организация заполняет и представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее — декларация), форма которой и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/[email protected] (зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2004, регистрационный номер 5431).
Расчет предельной суммы зачета и суммы налога, фактически подлежащей зачету, осуществляется организацией самостоятельно в произвольной форме на основании данных налогового учета, подтвержденных первичными учетными документами, и данных декларации.
Рассчитанную сумму налога, фактически подлежащую зачету, организация отражает в соответствующей строке налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по текущему отчетному (налоговому) периоду.
В письме Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/1/645 отмечено, что предельная сумма зачета определяется в следующем порядке.
К сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами Российской Федерации, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, применяется ставка налога на прибыль, установленная российским налоговым законодательством. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченной (удержанной) за границей.
В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной (удержанной) в иностранном государстве суммой налога, а также в случае равенства указанных сумм зачет предоставляется на всю сумму налога.
Одновременно необходимо учитывать, что если доходы, полученные за пределами Российской Федерации, не учитывались в налоговой базе по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации, то при уплате аналогичного налога в иностранном государстве двойного налогообложения не возникает и, соответственно, зачет уплаченного налога не производится.
Внимание!
Как указано в письме Минфина России от 17.12.2009 N 03-08-05, после фактической уплаты налога в иностранном государстве организация должна представить уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот период, в котором велась соответствующая деятельность на территории иностранного государства, и отразить в ней фактически уплаченную в иностранном государстве сумму налога, подлежащую зачету.
Кроме того, налоговыми органами Российской Федерации при рассмотрении вопроса о возможности проведения процедуры зачета суммы налога на прибыль, удержанной с доходов российской организации в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства или международным договором налоговыми агентами, могут запрашиваться следующие документы:
— копии договора (контракта), на основании которого российской организации выплачивался доход вне территории Российской Федерации, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);
— копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне территории Российской Федерации;
— документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет соответствующего иностранного государства.
Указанные документы, составленные на иностранных языках, должны быть представлены с нотариально заверенным переводом на русский язык.
Минфин России в письме от 16.06.2010 N 03-08-05 разъяснил, что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих факт удержания налога налоговым агентом, а также не устанавливает перечня реквизитов данных документов.
Таким образом, в качестве подтверждения налогового агента об уплате (удержании) налога за пределами Российской Федерации может выступать письмо от налогового агента, подписанное уполномоченным лицом, с приложением платежного поручения о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника. Указанное подтверждение налогового агента, по нашему мнению, может не заверяться печатью в том случае, когда законодательство иностранного государства, резидентом которого является налоговый агент, удержавший налог, не предусматривает проставления печати на документах об удержанном налоге.
Как указано в письме Минфина России от 26.01.2005 N 03-08-05, документом, которым можно подтвердить факт удержания налога налоговым агентом, может быть письмо от иностранной организации — налогового агента, подписанное уполномоченным должностным лицом и заверенное печатью, с приложением платежного поручения налогового агента банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника (с о).
В письме УФНС России по г. Москве от 16.02.2010 N 16-12/[email protected] разъяснено, что для осуществления процедуры зачета сумм налога, выплаченных российской организацией за пределами России с доходов в виде дивидендов, такая российская организация должна:
— отразить дивиденды, полученные от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти дивиденды получены;
— представить в налоговый орган РФ по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/[email protected], и документы, предусмотренные в пункте 3 статьи 311 НК РФ.
Внимание!
Минфин России в письме от 20.12.2010 N 03-08-05 указал, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации в том налоговом периоде, в котором налогоплательщик получил от налогового агента подтверждение об удержании налога в иностранном государстве, при условии, что соответствующие доходы, с которых был уплачен налог в иностранном государстве, были учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в текущем либо предшествующих налоговых периодах.
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 15.07.2009 N 16-15/072631 разъяснило следующее.
Зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в России. При этом такой зачет может быть произведен в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами РФ, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России. От этого зависит возникновение права на зачет в РФ уплаченного российской организацией в иностранном государстве налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей (статья 311 НК РФ).
То есть устранение двойного налогообложения путем зачета уплаченных в иностранных государствах налогов производится только после его фактического возникновения. Если доходы, полученные за пределами РФ в предыдущих налоговых периодах, не были учтены в налоговой базе по налогу на прибыль в России, то при уплате с указанных доходов налога за границей двойного налогообложения доходов в РФ не возникает.
Сумма налога, подлежащая зачету, отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в том отчетном (налоговом) периоде, в котором у российской организации возникло право на зачет. То есть в том отчетном (налоговом) периоде, в котором доходы, полученные российской организацией за пределами РФ, учтены ею в налоговой базе для уплаты налога на прибыль в России.
Актуальная проблема.
Законодательством не уточняется, какую из дат (удержания налога или уплаты налога) следует применять при расчете рублевого эквивалента суммы налога.
Согласно Инструкции по заполнению формы налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/[email protected], в строке 140 «Сумма налога, удержанного в иностранном государстве» разд. 1 декларации указывается сумма удержанного (уплаченного) налога, выраженная в рублях по курсу ЦБ РФ на дату удержания (уплаты) налога.
При зачете налога на основании подтверждения налогового агента могут возникать ситуации, когда дата перечисления дохода в адрес организации — получателя дохода, указанная в подтверждении иностранного контрагента, отлична от даты фактического поступления денежных средств на счет организации. Это связано с тем, что дата принятия платежного поручения банком, обслуживающим иностранную организацию, и дата исполнения этого платежного поручения могут различаться.
На практике при расчете рублевого эквивалента суммы налога, подлежащей зачету при уплате налога на прибыль в бюджет РФ, организация может использовать только официальный курс ЦБ РФ на дату фактического поступления денежных средств, так как до даты фактического поступления денежных средств не обладает информацией ни о факте выплаты дохода, ни о факте удержания налога.
Минфин России в письме от 31.12.2009 N 03-08-05 указал, что следует исходить из того, что при уплате суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, налоговый агент обязан осуществить пересчет в валюту Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога. Эту же дату следует использовать при заполнении разд. 1 налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, форма которого утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/[email protected]».
В большинстве межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы предусмотрена возможность вычета из налога, взимаемого в Российской Федерации, налогов, уплаченных в государстве, с которым заключено соответствующее соглашение.
Кроме того, согласно Инструкции по заполнению формы налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/[email protected], в строке 140 «Сумма налога, удержанного в иностранном государстве» разд. 1 декларации указывается сумма удержанного (уплаченного) налога, выраженная в рублях по курсу Банка России на дату удержания (уплаты) налога.
Учитывая изложенное, как отметил Минфин России, следует принимать во внимание, что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При применении вышеуказанных норм НК РФ, по мнению Минфина России, следует исходить из того, что в рассматриваемой в письме ситуации свидетельством получения дохода от иностранной организации — налогового агента является фактическое поступление денежных средств (дохода) налогоплательщику. При этом российская организация — налогоплательщик получает доход от иностранной организации — налогового агента за вычетом удержанных сумм налога.
Таким образом, по мнению Минфина России, налогоплательщик при исчислении суммы налога, удержанной за пределами Российской Федерации, и заполнении соответствующей налоговой декларации может использовать официальный курс Банка России на дату фактического поступления денежных средств (дохода) от иностранной организации.
В письме Минфина РФ от 03.11.2011 N 03-03-06/1/715 указано, что обязательные взносы российской организации во внебюджетные фонды иностранного государства в целях налогообложения прибыли не учитываются.