Статья 178 УПК РФ. Осмотр трупа. Эксгумация (действующая редакция)

Новая редакция Ст. 178 УПК РФ

1. Следователь производит осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.

2. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Неопознанные трупы также подлежат обязательной государственной геномной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кремирование неопознанных трупов не допускается.

3. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.

4. Эксгумация и осмотр трупа производятся с участием лиц, указанных в части первой настоящей статьи. Осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

5. Расходы, связанные с эксгумацией и последующим захоронением трупа, возмещаются родственникам покойного в порядке, установленном статьей 131 настоящего Кодекса.

Статья 178 УПК РФ. Осмотр трупа. Эксгумация (действующая редакция)

1. Осмотр трупа может быть частью осмотра места происшествия (и быть проведенным до возбуждения дела), местности, жилища или иного помещения. При этом его особенности, установленные комментируемой статьей, все равно должны быть соблюдены. Не является нарушением закона оформление осмотра трупа отдельным протоколом. Осмотр трупа как самостоятельное следственное действие производится, когда на месте обнаружения его осмотреть не удалось или когда труп обнаружен в результате обыска (ч. 16 ст. 182), извлечен из места захоронения.

2. Действия судебно-медицинского эксперта во время осмотра дополнительно регламентируются Инструкцией по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденной Приказом Минздрава России от 24 апреля 2003 г. N 161. Возникает вопрос: не следует ли использовать суживающее толкование термина «судебно-медицинский эксперт», понимая под ним другого участника процесса — специалиста (в смысле ст. 58 УПК) в области судебно-медицинской экспертизы? Отвечая на него, следует иметь в виду, что в комментируемой статье говорится не об осмотре места происшествия, а именно об осмотре трупа. Но этот вид осмотра как таковой может производиться лишь после возбуждения уголовного дела. Принимая новый УПК РФ (2001 г.), законодатель недвусмысленно выразил свою правовую позицию, заменив термин «специалист в области судебной медицины», ранее использовавшийся в ч. 1 ст. 180 УПК РСФСР, на термин «судебно-медицинский эксперт» (ст. 178 УПК РФ). Такому подходу может быть дано вполне рациональное объяснение — предполагается, что, приступая к осмотру трупа, следователь должен уже назначить судебно-медицинскую экспертизу и для максимально полного учета при проведении последней всех значимых обстоятельств привлечь судебно-медицинского эксперта к участию в осмотре трупа, т.е. на максимально раннем этапе его исследования. Подобный подход не дает правоприменителю права прибегать здесь к суживающему толкованию термина «судебно-медицинский эксперт», ибо буквальное толкование может быть заменено каким-либо другим его видом (суживающим или расширительным; распространительным или ограничительным, коррекционным и др.) только тогда, когда буквальное толкование ведет к абсурду, не допуская никакого рационального объяснения (так называемое золотое правило толкования правовых норм). Следует уважать мнение законодателя, и при исключении им из содержания нормы каких-либо условий и признаков либо, наоборот, при пополнении ее теми или иными новыми условиями или признаками правоприменитель не должен представлять эту норму таким образом, как будто бы она все еще подразумевает прежнее правовое содержание . Однако если осмотр трупа имеет место как часть осмотра места происшествия, производимого до возбуждения уголовного дела, то необходимо признать, что в настоящее время в нем может участвовать не эксперт, а лишь специалист (в области судебной медицины). При этом применяются правила не ст. 178, а ст. ст. 58, 168, 177 УПК РФ.

———————————

См.: Манукян А.Г., Смирнов А.В. Толкование норм права. М.: Проспект, 2008. С. 37 — 41, 68.

3. Эксгумация охватывает случаи извлечения трупа из мест только официального захоронения. Учитывая, что УПК не относит эксгумацию к числу неотложных процессуальных действий (ч. 5 ст. 165), без судебного разрешения эксгумацию можно проводить при: а) отсутствии у покойного родственников. О понятии родственников см. коммент. к п. п. 4, 37 ст. 5; б) получении согласия родственников (например, в виде отметки на постановлении об эксгумации); в) наличии данных о том, что родственники заблаговременно извещены об эксгумации и не выразили возражений в течение достаточного времени. При возражении родственников эксгумация трупа производится по решению суда, принимаемому в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК, и после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

Источник комментария:

Под ред. А.В. Смирнова «КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

СМИРНОВ А.В., КАЛИНОВСКИЙ К.Б, 2009

42. ОСМОТР ТРУПА НА МЕСТЕ ОБНАРУЖЕНИЯ

Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения производит следователь с участием понятых, судебно-медицинского эксперта,

а при невозможности его участия —
врача.
При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит
постановление об эксгумации
и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом (ст. 178 УПК РФ).

На месте обнаружения трупа судебный медик

выявляет признаки, позволяющие судить о времени наступления смерти, характере и механизме возникновения повреждений, и другие данные, имеющие значение для следственных действий; консультирует следователя по вопросам, связанным с наружным осмотром трупа на месте его обнаружения и последующим проведением судебно-медицинской экспертизы; оказывает следователю помощь в обнаружении следов, похожих на кровь, сперму или другие биологические выделения человека, волос, различных веществ, предметов, орудий и других объектов, и содействует их изъятию; обращает внимание следователя на все особенности, которые имеют значение для данного случая; дает пояснения следователю по поводу выполняемых им действий.

Результаты осмотра места происшествия и трупа, а также время начала и окончания осмотра трупа фиксируются в протоколе осмотра места происшествия,

составляемом следователем (ст. 180 УПК РФ).

В протоколе описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. В протоколе перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре. В протоколе также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производился осмотр, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.

Формулирование записей, относящихся к описанию трупа, следов, похожих на кровь, по поручению следователя может производить судебный медик, который имеет право делать замечания и дополнения подлежащие внесению в протокол. Протокол после прочтения подписывают участники осмотра места происшествия, в том числе и врач — специалист в области судебной медицины (ст. 166 УПК РФ).

Учет неопознанных трупов

Пофамильный и дактилоскопический учет Читать далее: Учет нераскрытых преступлений по способу их совершения

5. Учет неопознанных трупов

Объектом данного вида учета являются неопознанные трупы (в том числе скелетированные и расчлененные). Неопознанными признаются трупы, когда личность умершего не установлена. Согласно ч.2 ст.178 УПК РФ, неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кроме того, фотографируются особые приметы, иные анатомические признаки, а также одежда и обувь, предметы, находящиеся при нем. При необходимости может быть составлен словесный портрет. Кремирование неопознанных трупов не допускается. Если труп в процессе расследования остался неопознанным, он вне зависимости от конечных результатов расследования подлежит захоронению, но не кремации. В противном случае будет исключена возможность последующего исследования трупных останков, если в этом возникнет необходимость.

О смерти неопознанного лица извещается орган загса, расположенный по месту обнаружения трупа, либо по месту нахождения больницы скорой медицинской помощи.

На неопознанный труп заполняется аналогичная карта, где указываются, когда и где он обнаружен, время и причины смерти, следственные мероприятия, осуществленные для установления его личности, подробно отображаются все анатомические особенности трупа, особые приметы (в том числе родимые пятна, татуировки и т. п.), данные об одежде, обуви, личных вещах. На оборотной стороне размещаются отпечатки пальцев и фотографии, выполненные по правилам опознавательной съемки.

В необходимых случаях привлекаются специалисты в области портретной и дактилоскопической идентификации. Для установления личности неопознанного трупа используются методы пластической реконструкции прижизненного облика по черепу и компьютерного моделирования.

Поступающие в картотеку неопознанных трупов опознавательные карты проверяются по картотекам без вести пропавших и лиц, объявленных в розыск.

6. Учет похищенных вещей и животных

Учет похищенных вещей и животных осуществляется на центральном и региональном уровнях. Обязательными объектами рассматриваемого учета на региональном уровне являются вещи, учитываемые на федеральном уровне. Полный перечень категорий соответствующих документов и вещей, подлежащих учету в региональных ИЦ, определяется приказами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, органов внутренних дел на режимных объектах.

На центральном уровне действуют такие учеты как:

— учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей;

— учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта;

— учет похищенных предметов, имеющих особую ценность;

— учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Централизованный учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей ведется в целях обеспечения розыска похищенных и установления принадлежности изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищением.

На централизованный учет в ГИЦ МВД России ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное, в том числе метательное и пневматическое, оружие; номерные документы, включая паспорта граждан РФ и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности; номерные знаки и ценные бумаги в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при постановке на федеральный учет лиц, являющихся объектами учета АИПС «АБД — Центр».

Основаниями для постановки на учет похищенных, изъятых документов и номерных вещей на региональный и федеральный учет являются постановления о возбуждении соответствующих уголовных дел.

Для описания каждой номерной вещи и документа, ставящихся на региональный (местный) и федеральный учет, используется специальная информационная карта (ИПК — В).

Номерные вещи (документы) ставятся на учет в ИЦ в 7-дневный срок с момента получения сведений о хищении, а снимаются с местного учета лишь по их письменным представлениям в региональный ИЦ в случаях: обнаружения или установления принадлежности номерной вещи или документа; прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления либо по истечении срока давности; истечения двух лет с момента изъятия документа или вещи, принадлежность которых не установлена; раскрытия преступления. Основанием для снятия находящихся в розыске вещей и документов с федерального учета является карта ИПК — В, которая направляется региональным ИЦ в ГИЦ МВД России в течение 15 дней после их снятия с местного учета.

Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств предназначен для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи информации об имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена. Формирование и ведение этого учета осуществляются с использованием АИПС «Автопоиск» в единой системе централизованных учетов федерального и регионального уровней в интересах правоохранительных органов РФ и государств — участников СНГ.

В базе данных АИПС «Автопоиск» концентрируется информация о транспортных средствах, разыскиваемых органами внутренних дел, органами прокуратуры, таможенными органами, органами безопасности, судами и налоговыми органами.

В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ взаимодействует с оперативным учетом АИПС «Розыск» Главного управления ГИБДД МВД России, созданным в интересах подразделений ГИБДД (ГАИ). В АИПС «Розыск» помимо всех сведений о разыскиваемых транспортных средствах, содержащихся в АИПС «Автопоиск», концентрируется также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД в порядке, регламентируемом специальными нормативными правовыми актами.

Учету в АИПС «Автопоиск» на федеральном уровне подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ как отечественного, так и иностранного производства, а на региональном уровне — также прицепы к легковым автомобилям и тракторам, мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.

Основанием для постановки на централизованный учет оперативных сведений (т.е. тех, которые поступили до решения вопроса о возбуждении уголовного дела) является заявление или сообщение о хищении, неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения, а также о причастности к совершению преступления.

В рамках АИПС «Автопоиск» осуществляется исполнение запросов органов внутренних дел, других правоохранительных органов России и государств — участников СНГ, а также запросов, поступающих из зарубежных стран по линии Интерпола,

Соответствующее обслуживание подразделений ГИБДД (ГАИ) осуществляется в рамках АИПС «Розыск».

Исполнение запросов органов внутренних дел (полиции) государств — участников СНГ осуществляется на основе Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (1992 г.).

Централизованный учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность имеет целью обеспечение розыска указанных предметов и содействие в раскрытии преступлений, связанных с их хищением. В ГИЦ МВД России он реализуется на базе АИПС «Антиквариат».

Объектами этого учета являются:

— исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства;

— предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

— картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

— оригинальные скульптурные произведения, в том числе рельефы, из любых материалов;

— оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

— художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

— гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

-произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

— изделия традиционных народных художественных промыслов;

— составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

— старинные книги, издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и литературный интерес;

— редкие рукописи и документальные памятники;

— архивы, в том числе фото-, кино-, видеоархивы;

— уникальные и редкие музыкальные инструменты; старинное огнестрельное и холодное оружие;

— почтовые марки, иные филателистические материалы;

-старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

— редкие коллекции и образцы флоры и фауны, представляющие интерес для минералогии, анатомии и палеонтологии;

— другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники, истории и культуры.

Современные сувенирные изделия и предметы культурного назначения массового, серийного производства учету не подлежат.

Основаниями для постановки на централизованный учет в АИПС «Антиквариат» являются постановления о возбуждении уголовного дела по факту хищения указанных предметов, а также сообщения НЦБ Интерпола иностранных государств или Генерального секретариата Интерпола о хищении таких предметов, поступившие в НЦБ Интерпола в России.

На каждый похищенный предмет составляется специальная идентификационная карта, используемая как для описания и постановки предмета на учет, так и для корректировки учета, снятия с учета и исполнения запросов.

При хищениях предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, идентификационные карты заполняются следователем, принимающим решение о возбуждении уголовного дела; в остальных случаях — сотрудником органа внутренних дел или таможни, осуществляющим оперативную проверку. Копия карты остается в проверочном материале, уголовном или оперативно-поисковом деле. К оригиналу карты, направляемому в установленный срок в ИЦ по территориальности для постановки на учет, прилагается фотография или эскизный рисунок предмета.

Информационные центры по запросам о похищенных предметах, могут выдавать как конкретные идентификационные данные, так и обобщенную статистическую информацию.

Пофамильный и дактилоскопический учет Читать далее: Учет нераскрытых преступлений по способу их совершения

Информация о работе «Следы рук. Уголовная регистрация»

Раздел: Государство и право Количество знаков с пробелами: 78402 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Система уголовной регистрации

46408

0

0

… , а также автотранспортных средств, принадлежность которых не установлена. А. Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и неизвестных больных[1]. Учет названных объектов уголовной регистрации осуществляется тремя самостоятельными, но взаимодей­ствующими картотеками. Учетно-опознавательные документы в картотеках расположены в хронологическом порядке по времени исчезновения пропавших без …

Следы рук человека и их использование в дактилоскопических учетах

116560

0

0

… ) запаховых следов с объектов испарением и конденсацией образующих такие следы веществ. На этом этапе была разработана и апробирована методика судебной экспертизы запаховых следов человека с использованием тестирующих запахоносителей и сигналов собак-детекторов в качестве средств исследования. С помощью эталонных проб решена задача контроля и расшифровки сигнального поведения применяемых собак. …

Криминалистическая регистрация

53593

0

0

… , данные о которых содержатся в криминалистических учётах. 4) Предоставление в распоряжение оперативно-розыскных, следственных и судебных органов справочной и ориентирующей информации Исходя из целей криминалистической регистрации, её можно считать своеобразной информационной системой, собирающей и обрабатывающей информацию о преступлениях, причастных к ним лицах и предметах, и передающей эту …

Автоматизированная система регистрации вещественных доказательств

102196

4

19

… объекта допускается представление их слепков, полученных с помощью полимерных масс. Глава 2. Постановка задачи 2.1 Цель разработки Главной целью разрабатываемой автоматизированной системы регистрации вещественных доказательств является обеспечение перевода на компьютерную технологию подавляющего большинства производственных функций, связанных с регистрацией, учётом и хранением предметов, …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]