Комментарий к Ст. 350 Уголовного кодекса
1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составу, предусмотренному ст. 264 УК. Правила вождения и эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины регламентируются помимо Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, различными ведомственными нормативными правовыми актами.
2. Объективная сторона характеризуется нарушением правил вождения, т.е. непосредственного управления в процессе движения, или эксплуатации, осуществляемой в целях обеспечения безаварийной работы указанных предметов.
3. Преступление будет признаваться оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N 5-АПУ19-2 в производстве следственного отдела СУ ГСБЭП при Правительстве Кыргызской Республики находится уголовное дело по обвинению Юсупова М.Х. в завладении чужим имуществом путем обмана и злоупотребления доверием с причинением значительного ущерба гражданину, а также в подделке документов, то есть в совершении преступлений, предусмотренных п. 2, ч. 3 ст. 166, ч. ч. 1, 2 ст. 350 УК Кыргызской Республики.
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2019 N 78-АПУ19-25
Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации вынесено постановление от 10 апреля 2022 г. о выдаче Исмаилова А.Т. для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество по ст. 166 ч. 2 п. п. 2, 3 УК Кыргызской Республики и за подделку официального документа по ст. 350 ч. ч. 1, 4, 6 УК Кыргызской Республики. В выдаче Исмаилова А.Т. для привлечения к уголовной ответственности за использование заведомо подложного документа по ст. 350 ч. 2 УК Кыргызской Республики отказано.
Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.2021 N 1373-О
В уголовном законе установлена система специальных норм, направленных на обеспечение безопасности в отдельных сферах жизнедеятельности, характеризующихся повышенными требованиями к поведению субъектов (в частности, статьи 143, 215, 216, 217, 218, 219, 236, 247, 263, 264, 268, 350 УК Российской Федерации). В таких отношениях их участники выступают как специальные субъекты, призванные соблюдать комплекс правил, обеспечивающих как индивидуальную безопасность, так и общую защищенность жизни и здоровья широкого (неопределенного) круга лиц. Несоблюдение (нарушение) требований специальных норм само по себе создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, другим объектам уголовно-правовой охраны.
Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2021 N 2649-О
3. В уголовном законе имеется система специальных норм, направленных на обеспечение безопасности в отдельных сферах жизнедеятельности, характеризуемых повышенными требованиями к поведению субъектов (в частности, статьи 143, 215, 216, 217, 218, 219, 236, 247, 263, 264, 268 и 350 УК Российской Федерации). В таких отношениях их участники выступают в качестве специальных субъектов, призванных соблюдать комплекс правил, обеспечивающих как индивидуальную безопасность, так и общую защищенность жизни и здоровья широкого круга лиц. Нарушение требований специальных норм само по себе создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, другим объектам уголовно-правовой охраны (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2022 года N 1373-О). При этом ответственность за неосторожное причинение смерти предусмотрена и в общей норме, которой выступает статья 109 УК Российской Федерации, и в специальных нормах об ответственности за нарушение правил, нацеленных на снижение рисков того или иного вида деятельности, включая правила, обеспечивающие охрану труда работников, промышленную безопасность опасных производственных объектов либо безопасность строительных и иных потенциально опасных работ (статьи 143, 216 и 217 УК Российской Федерации).
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 N 11-КГ20-12-К6
Постановлением следователя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по гарнизону Сосновый бор от 9 октября 2022 г. отказано в возбуждении уголовного дела (далее также — постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) в отношении бывшего военнослужащего по контракту войсковой части 46108 Газизова И.Г. по сообщению о совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 350 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека), по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи со смертью лица, в отношении которого проводилась проверка.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2019 N 25-КГ18-7
По приговору Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 17 июня 2003 г. Мартынов А.Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 350 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), ему назначено наказание с применением статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) в виде лишения свободы сроком на три года в колонии-поселении.
Второй комментарий к Ст. 350 УК РФ
1. Нарушением правил вождения признается нарушение правил управления движущимся транспортным средством: превышение скорости движения, нарушение правил обгона, непереключение дальнего света на ближний и т.д. Нарушение правил эксплуатации означает нарушение правил использования военной машины в соответствии с ее предназначением и техническими возможностями, а также технического обслуживания: выпуск в рейс технически неисправной машины, допуск к управлению лиц, не имеющих на то права, и т.д.
2. О понятии тяжкого вреда здоровью см. комментарий к ст. ст. 111 УК.
3. Субъект преступления — военнослужащий, управляющий машиной или ответственный за ее эксплуатацию (при ответственности за нарушение правил эксплуатации).
4. Субъективная сторона преступления — вина в форме неосторожности.
Комментарий к статье 350 УК РФ
1. Предмет преступления — боевые машины (танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и др.), специальные машины (бульдозеры, скреперы и др.), транспортные машины для перевозки личного состава, оружия и иного военного имущества.
2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин определены Правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами.
К нарушению указанных Правил относятся выпуск в рейс технически не подготовленных машин, допуск к управлению военнослужащих в болезненном состоянии, превышение установленной скорости движения, неправильный обгон движущегося транспорта, выезд на полосу встречного движения и др.
3. Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого раскрывается в ст. 111 УК.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.
5. Субъект преступления — военнослужащий, управляющий машиной или отвечающий за ее эксплуатацию.
Нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется по ч. 2, а смерть двух и более лиц — по ч. 3 ст. 350.
Комментарий к статье 350 Уголовного Кодекса РФ
Объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации военных машин. Предмет преступления — боевые, специальные и транспортные машины. Это состоящие на вооружении самодвижущиеся средства, несущие на себе вооружение, специальные устройства, служащие средством передвижения, перемещения боевых средств: танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, артиллерийские минометы, ракетные установки, строительные и пожарные машины, машины, предназначенные для перевозки личного состава, транспортировки оружия и боеприпасов и т.д.
Объективная сторона преступления может быть выражена как в действии, так и в бездействии и состоит в нарушении правил вождения. Вождение представляет собой непосредственное управление транспортным средством в процессе движения (нарушение скоростного режима, неправильное маневрирование, нарушение требований регулировщика, дорожных знаков и т.п.). Эксплуатацией является использование машины в соответствии с ее назначением, техническими возможностями, соблюдение правил технического обслуживания и т.п.
К числу обязательных признаков состава преступления относится наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения соответствующих правил. По конструкции объективной стороны состав преступления материальный. Преступление окончено с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Причинение по неосторожности вреда здоровью человека (или смерти) вследствие нарушения правил вождения или эксплуатации машин как единое преступление охватывается соответствующей частью ст. 350 УК РФ и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности не требует.
Вместе с тем нарушение правил вождения или эксплуатации машин, которое наряду с неосторожным причинением ущерба здоровью или жизни человека повлекло также и наступление по неосторожности материального вреда, может образовывать совокупность преступлений и квалифицироваться по ст. 350 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (ст. 168 или ст. 347).
Диспозиция рассматриваемой статьи бланкетная. Поэтому для установления состава преступления необходимо обращение к конкретным нормативным правовым актам, регулирующим порядок вождения и эксплуатации машин. Основное отличие рассматриваемого состава преступления от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК РФ, состоит в принадлежности транспорта вооруженным силам.
Субъективная сторона характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления специальный — военнослужащий, управляющий военной машиной или отвечающий за ее эксплуатацию.
Квалифицированный и особо квалифицированный составы предусматривают ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека (ч. 2 ст. 350 УК РФ) или нескольких — двух или более лиц (ч. 3 ст. 350 УК РФ).
Комментарии к статье
Предмет преступления — боевые машины (танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и др.), специальные машины (бульдозеры, скреперы и др.), транспортные машины для перевозки личного состава, оружия и иного военного имущества.
Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин определены Правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами.
К нарушению указанных Правил относятся выпуск в рейс технически не подготовленных машин, допуск к управлению военнослужащих в болезненном состоянии, превышение установленной скорости движения, неправильный обгон движущегося транспорта, выезд на полосу встречного движения и др.
Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого раскрывается в ст. 111 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления — военнослужащий, управляющий машиной или отвечающий за ее эксплуатацию.
Нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется по ч. 2, а смерть двух и более лиц — по ч. 3 ст. 350 УК.